🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА

Работа №197339

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы91
Год сдачи2018
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИОЛОГИИ МУЗЫКИ 8
1.1. Классические теоретические концепции социологии музыки 8
1.2. Теоретический анализ музыкального восприятия 21
ГЛАВА 2 СТРУКТУРА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ 34
2.1. Анализ факторов, влияющих на предпочтения музыкальных
произведений разных типов сложности 34
2.2. Компоненты музыкального предпочтения 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
Приложение 1. Программа социологического исследования 66
Приложение 2. Инструмент социологического исследования 75
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных 80
Приложение 4. Программа экспертного опроса 88
Приложение 5. Анкета экспертного опроса 92


На сегодняшний день одним из важнейших элементов социализации и коммуникации является музыка. В результате технологического развития общества музыка становится самым популярным видом искусства, в основном благодаря её мобильности.
Приверженность к тому или иному жанру музыки зависит от личностных качеств, социального окружения, музыкального образования, социального положения, типа мышления и других факторов. Под воздействием всех этих факторов и формируется музыкальный вкус. В социологии музыки большое количество исследователей (Асафьев Б.В., Бурлина Е.Я., Орлов В.В.) считают, что в центре внимания исследователей должны стоять воздействие на воспринимающего субъекта социальных факторов, определяющих его вкусы и эстетические воззрения. Однако влияние этих факторов все ещё мало изучено.
Психологами доказан факт, что биологически человек уже предрасположен к тому или иному музыкальному направлению. Многие исследования (к примеру, исследование Дэвида Гриндберга) в этой сфере говорят, что симпатии к тем или иным музыкальным произведениям зависят от типа мышления, темперамента или степени эмоциональности индивида. Однако не весь этот музыкальный вкус перерастает в музыкальные предпочтения. В процессе социализации индивид проходит через некоторые фильтры, с помощью которых общество формирует непосредственные музыкальные предпочтения, то есть ту музыку, которую индивид обычно предпочитает слушать. Бывают случаи, когда она может не соответствовать музыкальному вкусу.
Одним из этих факторов является наличие музыкального образования у субъекта. Благодаря знакомству с музыкой в качестве её исполнителя, индивид получает незаменимый опыт и может смотреть на неё не как на совокупность звуков, а выстраивать целостную картину, построенную исполнителем этого произведением. Наличие такого взгляда на музыку и 6
большого музыкального опыта может значительно повлиять на музыкальное восприятие.
Чтобы разобрать характер взаимоотношений общества с музыкальной культурой, следует рассмотреть этот процесс на примере такой социальной группы как молодёжь, так как она наиболее вовлечена в музыкальную культуру и процесс формирования музыкальных предпочтений ещё не закончен.
В рамках первой главы наш фокус попадет именно на музыкальное восприятие. Мы рассмотрим многие факторы, влияющие на него, и определим значимость каждого. В первом параграфе данной главы будут рассмотрены классические теории социологии музыки Т. Адорно, Б. Асафьева, К. Беллага, П. Бурдье, М. Вебера, Дж. Куртиса, Э. Панофски, А. Сохора и С. Фрита. Во втором параграфе более подробно будут разобраны частные социологические теории музыкального восприятия и прикладные исследования, изучающие массовые музыкальные вкусы. Этими вопросами занимались такие учёные как Б. Асафьев, Е. Бурлина, Г. Головницкий, Н. Лебрехт, И. Лукшин, В. Медушевский, А.Селицкий, Ю. Стракович, А.Сохор, Г.Тарасов, М. Тимченко, С. Фрит и В. Шумов.
Во второй главе будут рассмотрены методологические основания комплекса исследований, проведенных касательно музыкального восприятия молодежи, а также их результаты.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и пяти приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В первой главе были проанализированы концепции социологии музыки, социологии музыкального восприятия, а также результаты прикладных социологических исследований со схожей проблематикой. С помощью собранной информации была сформирована теоретическая и методологическая основа исследования, определены основные понятия и сформулированы исследовательские гипотезы.
Во второй главе описывались данные полученные в результате проведенного комплекса исследований и проверялись поставленные гипотезы.
В первом параграфе второй главы проверялись первые три гипотезы исследований.
1. Классическая музыка является сложной, а танцевальная и поп- музыка являются простыми типами.
Для определения реального понимания сложности музыкальных жанров был проведен экспертный опрос по методологии музыкальной анкеты. В результате разница в сложности этих жанров оказалась невелика. Танцевальная и поп-музыка были отнесены в группу простых жанров, а классическая в группу средних по сложности жанров. Гипотеза частично подтверждена.
2. Легкая музыка более популярна у молодёжи, нежели сложная.
Данные количественного исследования показали большую предпочтительность сложной музыки, нежели простой. Однако данные также показывают, что популярность музыкальных жанров не имеет связи с их сложностью. Существуют как популярные простые, так и популярные сложные жанры. Но всё же данные свидетельствуют об опровержении данной гипотезы.
3. На сложность музыкальных предпочтений влияет характеристики музыкального потребления, музыкальное образование и демографические факторы.
По данным количественного исследования проведён факторный анализ демонстрирующий, что все перечисленные факторы в разной степени влияют на сложность предпочтительной музыки. Гипотеза в данном случае будет являться полностью подтверждённой.
Ещё две гипотезы, включая основную, анализировались во втором параграфе второй главы. Была сформирована теория музыкальных компонентов, основывающаяся на концепции дробления музыкального восприятия на части, которой придерживались Асафьев, Бурлина, Лукшин и Сохор. В рамках нашего исследования восприятие делилось на 4 компонента: Информационный, эмотивный, прагматический и социативный.
4. На распределение компонентов музыкальных предпочтений влияет характер музыкального потребления, музыкальное образование и демографические факторы.
Исходя из факторного анализа данного параметра выявлено, что вышеперечисленные характеристики в основном влияют только на прагматический компонент, связи между остальными компонентами и данными характеристиками не оправдались. Гипотеза частично подтверждена.
5. Сложность предпочитаемых музыкальных произведений зависит от системы распределения компонентов музыкального вкуса.
Данная гипотеза считалась основной и её подтверждение или опровержение было основным вопросом данного комплекса исследований. Зависимость была обнаружена между всеми компонентами системы музыкальных предпочтений, что полностью подтверждает гипотезу.
Полученные результаты могут помочь в дальнейших исследованиях в рамках социологии музыки. Исследователи с помощью этих данных могут анализировать феномены популярности музыкальных жанров, музыкального восприятия в целом и его особенности, связанные с жанровыми характеристиками. Также данное исследование опровергает существующие стереотипы в музыкальном пространстве, показывает их причины и реальную картину современной музыкальной культуры


1. Алексеев, Э., Андрукович, П., Некоторые вопросы теории и практики изучения массовых музыкальных вкусов / Э. Алексеев, П. Андрукович, Г. Головницкий // Вопросы социологии искусства. - М.: Наука, 1979 - № 2. - С. 127-193.
2. Адорно, Т. Избранное: социология музыки / Т. Адорно; Пер. с нем. Б. Скуратова. - М.: Университетская книга, 1998. - 445 с.
3. Адорно, Т. Философия новой музыки / Т. Адорно; Пер. с нем. Б. Скуратова. - М.: Логос, 2001. - 352 с.
4. Асафьев, Б.В. Композиторы, поспешите! / Б.В. Асафьев // Избр. тр. - М.: Наука, 1957. - С. 20-22.
5. Асафьев, Б.В. Очаги слушания музыки / Б.В. Асафьев // Избр. ст. о музыкальном просвещении и образовании. - СПБ.: Музыка, Лен. отд-ние, 1973. - С. 38-45.
6. Асафьев, Б.В. Современное русское музыкознание и его исторические задачи / Б.В. Асафьев // Временник Разряда Истории и Теории музыки государственного института истории искусств. - СПБ.: Наука, 1925. - С. 5-27.
7. Беллэг, К. Музыка с социологической точки зрения / К. Беллэг. - СПБ.: Международная библиотека, 1896. - 65 с.
8. Бурдьё, П. Различение: социальная критика суждения / П. Бурдье Пер. с фр. О.И. Кирчик. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. - 680 с.
9. Бурлина, Е.Я. О понятии «музыкальный интерес» / Е.Я. Бурлина // Музыка в социалистическом обществе. - СПБ., 1975. - № 1. - С. 63-73.
10. Бычков, В.В. Эстетика / В.В. Бычков. - М.: Гардарики, 2004. - 290 с.
11. Гайденко, П. Идея рациональности в социологии музыки М.Вебера / П. Гайденко // Кризис буржуазной культуры и музыка: сб. ст. - М., 1976. - С. 7-48.
12. Головницкий, Г.Л. О вариантности восприятия образа / Г.Л. Головницкий // Восприятие музыки. - М.: Музыка, 1980. - С. 127-140.
13. Головницкий, Г.Л. Средства массовой коммуникации в социалистическом обществе и воспитание слушателя / Г.Л. Головницкий // Музыкальный современник: Сб. ст. - М.:Музыка, 1979. - С. 265-274.
14. Грубер, Р. Как слушает музыку рабочая аудитория / Р. Грубер // Музыка и революция. - СПБ.:Музыка, 1928. - №12. - С. 11-13.
15. Добреньков, В.И Методы социологического исследования /
В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: Инфра-М, 2004. - 768 с.
...51


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ