Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРА ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
1.1 Понятие культурно-познавательного тура 8
1.2 Характеристика ресурсов Челябинской области для развития
культурно-познавательного туризма 10
1.3 Обоснование модели культурно-познавательного тура по
Челябинской области 16
Выводы по первой главе 32 2 РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРА ПО
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Характеристика культурно-познавательного тура по
Челябинской области 34
2.2 Технико-экономическое обоснование культурно¬
познавательного тура по Челябинской области 43
2.3 Обеспечение безопасности культурно-познавательного тура по
Челябинской области 52
Выводы по главе два 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Программа тура 69
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Технологическая карта 70
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Рекламный буклет 74
Культурно-познавательный туризм занимает особое место среди видов туризма. Во время культурно-познавательного туризма, человек стремится не только к изучению, но и к пониманию иной культуры, таким образом, приближаясь к ней и воспитывая в себе новые духовные ценности. Турист, уже имея предварительные знания о посещаемых объектах, может более глубоко осознать всю историческую и культурную ценность в процессе непосредственного восприятия и получить более развернутую информацию о том, что его интересует.
В современном мире, в период мировой глобализации и интеграции, все больше людей заинтересованы в получении новой информации, новых знаний. Культурно-познавательный туризм имеет немалое социальное и образовательное значение и может влиять на сознание человека, прививать духовные и культурные ценности, менять мировоззрение людей. Форма, в которой преподносят информацию, позволяет ей надолго закрепиться в сознании людей, благодаря чему, потребность в получении новых знаний будет продолжать расти.
Территорией, на базе которой проектируется тур, является Челябинская область. Регион обладает всеми необходимыми ресурсами для развития большинства видов туризма.
Актуальность работы заключается в том, что в Челябинске большинство турфирм предлагают узкую направленность в своих маршрутах. Найти полноценный тур, в котором можно на несколько дней отстраниться от городской суеты и просто насладиться пейзажами и историями о родном крае довольно проблематично. Поэтому культурно-познавательный тур на 2-3 дня будет хорошим средством для отдыха туристов во время выходных, каникул, праздников или отпусков.
Теоретической базой работы послужили труды отечественных ученых в сфере туризма. Для того чтобы дать определение понятия «познавательный туризм» была использована литература таких авторов как Г.А. Карпова, М.Д. Сущинская.
По вопросам характеристики Челябинской области, как туристского центра были использованы труды М.С. Гиттиса, А.П. Моисеева. Для обоснования модели познавательного тура были использованы труды Т.Н. Третьяковой, М.Ф. Шкляра. Технологии создания туристического продукта расписаны в работах О.Ю. Грачева, А.Б. Косолапова, Л.Л. Руденко. По части экономического обоснования тура были использованы подходы В.Г. Гуляева, М.Н. Дмитриева, М.Н. Забаевой. Методы обеспечения безопасности туристов во время тура исследовали О.Г. Бобкова, С.А. Кудреватых, Е.Л. Писаревский и др.
Также при подготовке данного исследования были использованы интернет ресурсы, на которых размещена информация о развитии туризма в Челябинской области.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка и обоснование культурно-познавательного тура по Челябинской области.
Объект выпускной квалификационной работы - Челябинская область как туристский регион.
Предмет работы - процесс проектирования тура по Челябинской области.
Задачи работы:
• рассмотреть сущность понятия «познавательный туризм»;
• охарактеризовать Челябинскую область, как туристический центр;
• обосновать модель культурно-познавательного тура по Челябинской области;
• рассчитать себестоимость тура.
В работе были использованы такие методы научного исследования как изучение и обобщение, анализ и синтез, моделирование, расчётный метод.
Практическая значимость работы состоит в том, что спроектированный в её рамках тур может быть использован туристическими фирмами и агентствами в качестве туристического предложения.
Структура работы отражает общую логику исследования и включает введение, две главы, заключение, библиографический список из 33-х наименований, пять приложений, одну презентацию CD-RW, одну электронную версию ВКР.
В результате написания ВКР, был спроектирован культурно-познавательный тур по Челябинской области.
При выполнении данного исследования мы выяснили, что культурно - познавательный тур охватывает те аспекты путешествия, посредством которых человек может узнать о истории, культуре, жизни и обычаях другого народа, при этом прививаются духовные ценности, укрепляются межкультурные связи.
В ходе решения первой задачи, мы выяснили, что такие авторы как Н. П. Крачило и А. В. Бабкин трактуют понятие культурно-познавательного туризма как деятельность, связанную с посещением и ознакомлением с памятниками, достопримечательными местами, культурными фестивалями, музеями, обычаями, духовными и религиозными ценностями.
В ходе решения второй задачи, был сделан вывод, что Челябинская область обладает большим потенциалом для развития культурно-познавательного туризма. Регион имеет ряд особенностей, на основе которых можно развивать познавательный туризм. В эти особенности входят и историко-культурное наследие, и геологические, и минералогические особенности, также познавательный туризм тесно связан с выдающимися личностями, которые когда-то жили либо посещали Челябинскую область. В регионе функционирует огромное количество музеев, театров, библиотек, насчитываются более 700 значимых культурных объектов.
В ходе решения третьей задачи была составлена модель тура по Челябинской области. На основании маркетинговых исследований были определены: вид услуги - культурно-познавательный; основная направленность - осмотр достопримечательностей, посещение объектов историко-культурного наследия; маршрут путешествия - г. Челябинск - г. Сатка - г. Златоуст - Таганай - г. Челябинск. Также в рамках третьей задачи был составлен список соисполнителей услуг.
Результатом решения четвертой задачи стала рассчитанная себестоимость культурно-познавательного тура по Челябинской области.
Стоимость тура составила 3151,2 рубля, точка безубыточности при этом составила - 86 путевок при расходах турфирмы в 158 900 руб., а для того чтобы поездка по Челябинской области была рентабельной необходимо набирать группу не менее 17 человек.
Практическая значимость работы заключается в проектировании культурно¬познавательного тура по Челябинской области, материалы которого могут быть использованы в деятельности туристских предприятий при разработке туристского продукта.
1 Бабкин, А.В. Специальные виды туризма/ А.В. Бабкин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 252 с.
2 Бобкова, А.Г. Безопасность туризма: учебник/ А.Г. Бобкова,
С.А.Кудреватых, Е.Л. Писаревский; под общ. ред. д-ра юрид. наук. Е.Л. Писаревского. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 272 с.
3 Грачева, О.Ю. Организация туристического бизнеса: технология создания турпродукта/ О.Ю. Грачева, Ю.А. Маркова, Л.А. Мишина, Ю.В. Мишунина. - М.: Дащков и К, 2008. - 276 с.
4 Гуляев, В.Г. Туризм: экономика, управление, устойчивое развитие: учебник/ В.Г. Гуляев, И.А. Селиванов. - М.: Сов. спорт, 2008. - 280 с.
5 Дмитриев, М.Н. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме/ М.Н. Дмитриев, М.Н. Забаева. - М.: ЮНИТИ- Дана, 2009 - 124 с.
6 Карпова, Г.А. Экономика и управление туристской деятельностью : учебное пособие в 2-х частях. Ч. 1/ Г.А. Карпова, Л.В. Хорева. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ,2011. - 268 с.
7 Косолапов, А.Б. Организация и менеджмент туризма в вопросах и ответах: учеб. пособие/ А.Б. Косолапов, Л.Л. Руденко. - Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 1999. - 180 с.
8 Моисеев, А.П., Николаева М.Е. Памятники природы Челябинской области/ А.П. Моисеев - Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1987. - 256с.
9 ГОСТ 32611-2014 Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов. Введен 01.01.2016 - М.: Стандартинформ, 2014. - 12 с.
10 ГОСТ Р 50690-2017 Туристские услуги. Общие требования. Введен 01.06.2018. - М.: Стандартинформ, 2017 год. - 8 с.
11 ГОСТ Р 51185-2014 Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования. Введен 01.01.2016. - М.: Стандартинформ, 2015. - 17 с.
12 ГОСТ Р 50681-2010 Туристские услуги. Проектирование туристских
услуг. Введен 01.07.2011. - М.: Стандартинформ, 2011. - 20 с.
13 ГОСТ Р 53522-2009 Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения. Введен 01.07.2010. - М.: Стандартинформ, 2010. - 8 с.
14 ГОСТ Р 51825-2001 Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования. Введен 30.06.2002. - М.: Стандартинформ, 2002. - 9 с.
15 Ильина, Н. И. Место туризма в экономике России и Татарстана на примере трех экономических функций туризма: учебное пособие/ Н. И. Ильина. - Казань: ТИСБИ, 2001. - 56 с...33