Введение 3
1 Теоретические основы государственной поддержки стратегически
значимых предприятий 8
1.1 Сущность, функции и условия государственной поддержки
предприятий -
1.2 Зарубежный опыт государственной поддержки стратегически значимых
предприятий 19
1.3 Меры государственной поддержки стратегически значимых
предприятий в России 34
2 Современная практика и тенденции развития государственной поддержки
стратегически значимых предприятий Томской области 52
2.1 Формы и методы государственной поддержки предприятий
в Томской области -
2.2 Анализ деятельности стратегически значимого предприятия АО «НПФ
«Микран» и его роли в развитии региона 67
2.3 Оценка влияния государственной поддержки на эффективность
деятельности АО «НПФ «Микран» 80
3 Направления совершенствования деятельности АО «НПФ «Микран»
на основе применения мер государственной поддержки 86
3.1 Рекомендации по эффективному использованию форм и методов
государственной поддержки в деятельности АО «НПФ «Микран» -
3.2 Оценка эффекта прогноза применения мер государственной поддержки
в деятельности АО «НПФ «Микран» 103
Заключение 113
Список использованной литературы 116
Приложения
Меры государственной поддержки в настоящее время являются одними из ключевых составляющих для функционирования и развития стратегически важных или системообразующих предприятий.
Актуальность данной темы, обусловлена тем, что экономика России сейчас переживает влияние политического напряжения, а также происходит процесс восстановления экономической стабильности после сильнейшего экономического кризиса. Кризис характеризуется рядом факторов: резкие валютные колебания, падение покупательского спроса, международная обстановка. В совокупности эти факторы приводят к тому, что организации остро реагируя на внешнюю нестабильность, теряют интерес к инвестициям на создание и разработку новых инновационных продуктов. Поэтому сегодня все чаще российские предприятия, особенно крупные, нуждаются в поддержке со стороны государства. Ведь такая поддержка нацелена на становление, развитие и стимулирование организаций. Связанно все это с потребностью в разработке новых или модернизации имеющих направлений работы предприятий. Без помощи государства в наше время маловероятно лидерство в стратегической отрасли, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, устойчивое положение, прирост прибыли, сохранение или создание новых рабочих мест, развитие прикладной науки в целом.
Сущность государственной поддержки состоит из двух элементов, которые дополняют друг друга и находятся в связи между собой. Первый обеспечивающий - выражается в том, что государство оказывает помощь в материально-техническом обеспечении, предоставляет правовую, финансовую и информационную поддержку, а также снабжает имуществом, землей. Второй заключает в управлении - государство принимает решения организационных вопросов, занимается планированием, отслеживанием и контролем бизнес процессов.
Из существующего перечня мер государственной поддержки, который на сегодняшний день достаточно обширен и постоянно дополняется, считаю, что хоть одна должна присутствовать в деятельности каждого хозяйствующего субъекта, который хочет успешно существовать на рынке продолжительное время.
В основу государственной поддержки зачастую закладывается анализ факторов риска, которые присутствуют при функционировании организации. В связи с геополитической обостренностью, санкциями на ряд товаров, ущемляются права российских предприятий, государство выступает протектором, уменьшающим нагрузку на предприятия. Государство имеет не только прямые, но и косвенные методы влияния на внешнюю среду предприятия, экономику страны, давая возможность развиваться предприятиям.
Что касается стратегически важных направлений развития страны, то без государственной поддержки такие отрасли не смогли бы существовать, если бы развивались самостоятельно. Вероятно даже, что не было ОПК, а с ним и инновационно-технологического прогресса. Ведь не каждый хозяйствующий субъект имеет ресурсы на создание столь затратной продукции.
Состояние изученности проблемы. Вопросам развития и государственной поддержки российских предприятий посвящены труды Л.И. Абалкина, С.Ю. Гадыршина Е., Глазьева, Е. Домара, Дж. Кейнса, Ж.-Б. Кольбера, В.И.Кушлина, Т. Мана, А. Смита, Ю.В. Разводская, Д. Рикардо, Р. Харрода, Э.Хансенаи др.
Различные аспекты развития и государственной поддержки предприятий на региональном уровне нашли свое отражение в трудах С.Д. Проскурнина, А.С. Рыбкина, В.М. Шепелева и других ученых.
Их вклад является фундаментальной базой для проведения дальнейших исследований, разработки теоретических положений и практических рекомендаций в области развития государственной поддержки стратегически значимых предприятий. Однако не все аспекты проблемы изучены в полном объеме, ряд вопросов носят дискуссионный характер и требуют углубленного исследования в конкретном регионе.
Цель исследования- разработка научно-методических рекомендаций по эффективному использованию форм и методов государственной поддержки стратегически значимых предприятий на базе использования опыта предприятий Томской области, Российской Федерации и зарубежных стран.
Достижение сформулированной цели потребовало решения следующих задач:
1) проанализировать и обобщить основные теоретические подходы к исследованию роли государственной поддержки в деятельности стратегически значимых предприятий;
2) раскрыть специфические черты стратегически значимых предприятий, оценить современное состояние и актуальные проблемы их государственной поддержки;
3) провести анализ зарубежного опыта в организации поддержки стратегически значимых предприятий на государственном уровне и выявить инструменты, которые могут иметь наибольший экономический эффект при адаптации их в российской бизнес-среде.
4) исследовать современную практику и тенденции развития государственной поддержки стратегически значимых предприятий Томской области, в том числе с применением программно-целевых методов управления;
5) оценить влияния государственной поддержки на эффективность деятельности стратегически значимых предприятий Томской области, в том числе АО «НПФ «Микран»;
6) предложить направления совершенствования деятельности стратегически значимого предприятия Томской области АО «НПФ «Микран» на основе применения мер государственной поддержки.
Объектом исследования магистерской диссертации являются формы и методы государственной поддержки стратегически значимых предприятий на уровне региона в системе государственной поддержки предприятий Российской Федерации. Исследование проводилось АО «НПФ «Микран».
Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, влияющие на формирование механизма государственной поддержки стратегически значимых предприятий на уровне региона.
Научная новизна исследования заключается в разработке и научном обосновании рекомендаций по повышению эффективности использования мер государственной поддержки на стратегически значимых предприятиях Томской области.
Основные результаты, полученные лично автором, заключаются в следующем:
- выявлены и систематизированы государственные меры поддержки по уровням управления и обновлен перечень стратегических предприятий по федеральным органам исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отрасли;
- рассмотрены бюджетные ассигнования на 2018 плановые 2019 и 2020 года по стратегическим предприятиям;
- предложены рекомендации по эффективному использованию форм и методов государственной поддержки в деятельности АО «НПФ «Микран».
Теоретической и методологической основой исследования послужили фундаментальные положения экономической теории, научные труды по исследуемой теме, нормативно-правовые акты Российской Федерации и Томской области. При проведении исследования использованы данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации и ее территориального органа, материалы Министерства промышленности и торговли, Министерства обороны, Министерства науки и высшего образования, Министерства внешнеэкономических связей Российской Федерации и Томской области, плановые и отчётные документы АО «НПФ «Микран»; специальная и справочная литература.
В работе использованы следующие методы исследований: системный, монографический, абстрактно-логический, экономико-математический, расчётно-конструктивный и экспертный.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в уточнении сущности и содержания государственной поддержки российских предприятий, в выявлении ее специфики и условий развития для стратегически значимых предприятий российской экономики. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в качестве базы для разработки региональных программ государственной поддержки стратегически значимых предприятий, повышения эффективности их функционирования. Работа может использоваться как справочник для руководства предприятий, которые начинают развивать инновационные или высокотехнологичные направления деятельности, так как в ней достаточно детализированы меры государственной поддержки стратегических и (или) особо значимых для промышленности страны предприятий.
Разработанные автором методические и прикладные рекомендации рассмотрены и приняты к дальнейшему использованию в хозяйственной деятельности стратегически значимого предприятия Томской области - АО «НПФ «Микран».
Полученную модель мер государственной поддержки может быть реализована на всех стратегически значимых предприятиях Томской области, а при условии внесения изменений в части региональных программ, и на предприятиях других регионов Российской Федерации.
Апробация результатов исследования. Основные положения исследования были представлены на Международной научно-практической конференции «Научные достижения и открытия современной молодежи» (Пенза, 2017).
Публикации. Бажина А.А. Модели взаимодействия государства и бизнеса в России и за рубежом / Научные достижения и открытия современной молодежи. сб. статей. - 2017. -№2. -С. 562-565..
Применение эффективных мер государственной поддержки, имеющихся на сегодняшний день, на стратегическом и особо важном для промышленности предприятии - это главная ожидаемая цель от написания данной научной исследовательской работы.
В настоящее время в условиях конкурентной борьбы и опережения в сфере инноваций, предприятия занимаются поиском привлечения инвестиций в свой проект, а также других нефинансовых мер, которые помогут развивать инновационное направление, в такой ситуации государство является помощником в решении проблем.
Основная задача данной работы показать, что для капиталоемких отраслей, применяющих инновационные разработки, государственная поддержка носит социально-экономический эффект, который не вызывает сомнения, что доказывает существующий мировой опыт.
Эффективные действия в рамках реализации предложенных государством мер позволяют снизить нагрузку на предприятия, а в некоторых случаях избежать неминуемого банкротства.
Работа основана на системном анализе отечественных и зарубежных трудов в данной области. В работе раскрыта сущность понятия стратегического значимого предприятия, как предприятия занимающегося определенными видами деятельности, или являющегося особо значимым для региона или страны в целом.
Рассмотрен мировой опыт государственной поддержки стратегических предприятий, который базируется на развитии оборонно-промышленного комплекса и инноваций в зарубежных странах.
Расписаны формы государственной поддержки, существующие в Российской Федерации, а также в Томской области.
Успешная реализация государственной поддержки рассматривается на опыте Акционерного общества «Научно-производственной фирмы «Микран», которое занимает 50% российского рынка радиоэлектронной аппаратуры.
«Микран» за 27 лет существования доказал, что из небольшой команды можно создать предприятие с численность более 1600 человек. Стабильное развитие предприятия основано на воплощении новых идей и на поддержке со стороны государства.
Поддержка проводилась и проводится в разных формах, но всегда итогом оказывается положительный результат. Такое сотрудничество с государством дает плюсы не только предприятию. Положительное влияние оказывается и на регион в целом. Благодаря совместной работе «Микрана» с ВУЗами города Томска развивается научная деятельность, выпускается новая продукция. В ходе реализации государственных программ создаются высокотехнологичные рабочие места. Технологии предприятия развивают область.
Научно-производственная фирма имеет большой ряд продукции. Она используется как для гражданского назначения, так и для оборонного. Перспективы развития новых линеек у «Микрана» большие, планируются новые капиталоемкие проекты. Для скорейшего их свершения были рассмотрены эффективные меры государственной поддержки, которые ранее не применялись на предприятии. Спрогнозирован эффект, который получит «Микран» применяя ту или иную форму поддержки. Он состоит в снижении налоговых нагрузок, создании или модернизации высокотехнологичных рабочих мест, получения имущества и земельного участка от государства без проведения торгов. Проведены расчеты по определению экономического эффекта от реализации мер поддержки в виде специального инвестиционного контракта. Разработан план-график реализации инвестиционного проекта, содержащий контрольные события его реализации, определены целевые параметры (индикаторы) инвестиционного проекта.
Также, в работе анализируются нормативно правовые акты Томской области в части реализации мер государственной поддержки особо значимых предприятий региона. Рассмотрен Бюджет Томской области, региональные программы и подпрограммы, а также статистические данные.
Мною классифицированы меры государственной поддержки по уровням управления. Проведен анализ Бюджета Российской Федерации на 2018 и плановый 2019 и 2020 по направлениям расходования бюджетных ассигнований, который был отображен на линейчатой диаграмме. Также актуализирована структура перечня стратегических организаций по федеральным органам исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отрасли.
1. О государственном оборонном заказе [Электронный ресурс]:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ (ред. от 31.12.2017) //
КонсультантПлюс:справ. правовая система. - Электрон.дан. - М., 2018. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения 04.02.2018).
2. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических
лиц (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2018) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 31.12.2017) //
КонсультантПлюс:справ. правовая система. - Электрон.дан. - М., 2018. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения 04.02.2018).
3. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 23.04.2018) //
КонсультантПлюс:справ. правовая система. - Электрон.дан. - М., 2018. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения 04.02.2018).
4. О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 05.12.2017 N 362-ФЗ // КонсультантПлюс:справ. правовая система. - Электрон.дан. - М., 2018. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения 02.03.2018).
5. Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 04.08.2004 N 1009 (ред. от 10.02.2018) // КонсультантПлюс:справ. правовая система. - Электрон.дан. - М., 2018. - URL: http://www. consultant.ru(дата обращения 04.02.2018).
6. О государственных гарантиях Российской Федерации по кредитам или облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами на цели, установленные Правительством Российской Федерации в рамках мер, направленных на решение неотложных задач по обеспечению устойчивости экономического развития [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 10.05.2017 N 549 (ред. от 30.12.2017) // КонсультантПлюс:справ. правовая система. - Электрон.дан. - М., 2018. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения 07.02.2018).
7. О мерах государственной поддержки развития кооперации российский высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 N 218 // Постановление 218 : информационно-правовой портал. - Электрон.дан. - М., 2018. - URL: http://www.р218.ги(дата обращения 14.02.2018).
8. О предоставлении субсидий из федерального бюджета
производителям высокотехнологичной продукции на компенсацию части затрат, связанных с сертификацией продукции на внешних рынках при реализации инвестиционных проектов [Электронный ресурс]: Постановление
Правительства РФ от 17.12.2016 N 1388 // КонсультантПлюс:справ. правовая система. - Электрон.дан. - М., 2018. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения 14.02.2018).
9. О предоставлении субсидий российским производителям на финансирование части затрат, связанных с регистрацией на внешних рынках объектов интеллектуальной собственности [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 15.12.2016 N 1368 (ред. от 02.12.2017) // КонсультантПлюс:справ. правовая система. - Электрон.дан. - М., 2018. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения 02.03.2018).
10. Об утверждении государственной программы Российской
Федерации "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013 - 2025 годы [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 15.12.2012 N 2396-р // КонсультантПлюс:справ. правовая система. -
Электрон.дан. - М., 2018. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения 04.02.2018).
11. Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета
субсидии акционерному обществу "Российский экспортный центр" на финансирование части затрат, связанных с продвижением
высокотехнологичной, инновационной и иной продукции и услуг на внешние рынки [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 24.04.2017 N 488 // КонсультантПлюс:справ. правовая система. - Электрон.дан. - М., 2018. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения 14.02.2018).
12. Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям на финансовое обеспечение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 17.02.2016 N 109 (ред. от 01.02.2018) // КонсультантПлюс:справ. правовая система. - Электрон.дан. - М., 2018. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения 04.02.2018).
13. Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета
субсидий российским предприятиям радиоэлектронной промышленности на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на цели реализации проектов по созданию инфраструктуры отрасли, в том числе кластеров в сфере радиоэлектроники [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 17.02.2016 N 110 (ред. от 20.07.2017) // КонсультантПлюс:справ. правовая система. -
Электрон.дан. - М., 2018. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения 04.02.2018).
14. О земельных отношениях в Томской области [Электронный ресурс]:
Закон Томской области от 15.12.2014 N 182-ОЗ (ред. от 05.12.2016) //
Электронный фонд: информационно правовой портал. - Электрон.дан. - М., 2018. - URL: http://www.docs.cntd.ru(дата обращения 04.02.2018).
15. О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Томской области [Электронный ресурс]: Закон Томской области от 18.03.2003 N 29-ОЗ (ред. от 10.04.2017) // Электронный фонд: информационно правовой портал. - Электрон.дан. - М., 2018. - URL: http://www.docs.cntd.ru(дата обращения 04.02.2018).
16. О государственно-частном партнерстве в Томской
области»[Электронный ресурс]: Закон Томской области от 29.11.2012 N 764- ОЗ(ред. от 29.12.2016) // Электронный фонд: информационно правовой портал.
- Электрон.дан. - М., 2018. - URL: http://www.docs.cntd.ru(дата обращения 04.02.2018).
17. О порядке представления государственных гарантий Томской области [Электронный ресурс]: Закон Томской области от 13.03.2008 N 44- ОЗ(ред. от 09.02.2012) // Электронный фонд: информационно правовой портал.
- Электрон.дан. - М., 2018. - URL: http://www.docs.cntd.ru(дата обращения 04.02.2018).
18. О предоставлении дополнительных налоговых льгот организациям, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории Томской области [Электронный ресурс]: Закон Томской области от 18.03.2003 N 30-ОЗ// Департамент инвестиций Томской области: официальный сайт. - Электрон.дан.
- Томск, 2018. - URL: http://www.invest.tomsk.gov.ru(дата обращения
04.02.2018).
19. О предоставлении налоговых льгот участникам специальных
инвестиционных контрактов - инвесторам в Томской области [Электронный ресурс]: Закон Томской области от 01.09.2017 № 87-ОЗ// Государственная система правовой информации: информационно правовой портал. -
Электрон.дан. - М., 2018. - URL: http://www.pravo.gov.ru(дата обращения 04.02.2018).
20. О промышленной политике в Томской области [Электронный
ресурс]: Закон Томской области от 04.05.2016 N 44-ОЗ // Электронный фонд: информационно правовой портал. - Электрон.дан. - М., 2018. - URL:
http://www.docs.cntd.ru(дата обращения 04.02.2018).
21. О промышленных (индустриальных) парках в Томской области
[Электронный ресурс]: Закон Томской области от 09.07.20154 N 100-ОЗ (ред. от 12.03.2018) // Электронный фонд: информационно правовой портал. -
Электрон.дан. - М., 2018. - URL: http://www.docs.cntd.ru(дата обращения 04.02.2018).
22. О канале прямой связи инвесторов для оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности вопросов [Электронный ресурс]: Распоряжение Губернатора Томской области от от 06.08.2013 № 273-р (ред. от 20.09.2017) // Электронный фонд: информационноправовой портал. - Электрон.дан. - М., 2018. - URL: http://www.docs.cntd.ru(дата обращения 04.02.2018).
23. О Координационном совете по поддержке инвестиционной деятельности и предоставлению государственных гарантий [Электронный ресурс]: Постановление Администрации Томской области от 27.05.2003 № 120 (ред. от 26.02.2018)// Электронный фонд: информационно правовой портал. - Электрон.дан. - М., 2018. - URL: http://www.docs.cntd.ru(дата обращения 04.02.2018).
24. О порядке рассмотрения заявления о предоставлении государственной поддержки в форме дополнительных налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности и критериях отбора инвесторов, имеющих право на получение дополнительных налоговых льгот [Электронный ресурс]: Постановление Администрации Томской области от 26.08.2014 № 308а// Электронный фонд: информационно правовой портал. - Электрон.дан. - М., 2018. - URL: http://www.docs.cntd.ru(дата обращения 04.02.2018).
25. О порядке формирования и ежегодного обновления плана создания
инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в Томской области [Электронный ресурс]: Распоряжение Губернатора Томской области от 26.09.2013 N 349-р (ред. от 04.12.2015) // Инвестиционный портал Томской области: информационно портал. - Электрон.дан. - Томск, 2018. - URL:
http://www.investintomsk.com(дата обращения 04.02.2018).
26. О предоставлении субсидий в целях возмещения части затрат в
связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в рамках реализации инвестиционных проектов [Электронный ресурс]: Постановление Администрации Томской области от 22.02.2008 № 27а(ред. от 30.12.2015) // Электронный фонд: информационно правовой портал. -
Электрон.дан. - М., 2018. - URL: http://www.docs.cntd.ru(дата обращения 04.02.2018).
27. О присвоении статуса резидента промышленного парка в Томской
области и заключении, внесении изменений, расторжении соглашения о ведении деятельности на территории промышленного парка в Томской области [Электронный ресурс]: Постановление Администрации Томской области от 11.08.2015 № 293а // Государственная система правовой информации:
информационно правовой портал. - Электрон.дан. - М., 2018. - URL:
http://www.pravo.gov.ru(дата обращения 04.02.2018).
28. О разграничении полномочий в сфере государственно-частного
партнерства, муниципального-частного партнерства [Электронный ресурс]: Распоряжение Губернатора Томской области от 30.03.2016 № 181-ра //
Инвестиционный портал Томской области: информационно портал. - Электрон.дан. - Томск, 2018. - URL: http://www.investintomsk.com(дата
обращения 04.02.2018).
29. О Совете по улучшению инвестиционного климата в Томской области [Электронный ресурс]: Распоряжение Губернатора Томской области от 11.08.2008 № 269-р (ред. от 04.07.2017) // Электронный фонд: информационно правовой портал. - Электрон.дан. - М., 2018. - URL: http://www.docs.cntd.ru(дата обращения 04.02.2018).
30. Об утверждении ведомственной целевой программы Департамента инвестиций Томской области» (ВЦП «Повышение инвестиционной привлекательности Томской области» на период 2017-2019 годы) [Электронный ресурс]: Распоряжение Губернатора Томской области от 09.01.2017 № 1 // Инвестиционный портал Томской области: информационно портал. -
Электрон.дан. - Томск, 2018. - URL: http://www.investintomsk.com(дата
обращения 04.02.2018).
31. Об утверждении государственной программы "Развитие инновационной деятельности и науки в Томской области [Электронный ресурс]: Постановление Администрации Томской области от 30.10.2014 N 414а (ред. от 22.03.2016) // КонсультантПлюс:справ. правовая система. - Электрон.дан. - М., 2018. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения 14.02.2018).
32. Об утверждении Концепции инвестиционного развития Томской
области до 2025 года (с прогнозом до 2030 года) [Электронный ресурс]: Распоряжение Губернатора Томской области от 29.12.2014 № 957-ра //
Электронный фонд: информационно правовой портал. - Электрон.дан. - М., 2018. - URL: http://www.docs.cntd.ru(дата обращения 04.02.2018).
33. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Улучшение позиций Томской области в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата субъектов Российской Федерации на 2017 - 2019 годы [Электронный ресурс]: Распоряжение Губернатора Томской области от 17.09.2014 № 229-р (ред. от 20.09.2017) // Электронный фонд: информационно- правовой портал. - Электрон.дан. - М., 2018. - URL: http://www.docs.cntd.ru(дата обращения 04.02.2018).
34. Об утверждении Плана мероприятий по увеличению доли
продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом региональном продукте Томской области к 2018 году
в 1,3 раза относительно уровня 2011 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Губернатора Томской области от 27.06.2014 № 164-р(ред. от 31.07.2017) //
Электронный фонд: информационно правовой портал. - Электрон.дан. - М., 2018. - URL: http://www.docs.cntd.ru(дата обращения 04.02.2018).
35. Об утверждении Положения об автоматизированной информационной системе «Инвестиционный портал Томской области» [Электронный ресурс]: Распоряжение Губернатора Томской области от 16.04.2015 №3 // Инвестиционный портал Томской области: информационно портал. - Электрон.дан. - Томск, 2018. - URL: http://www.investintomsk.com(дата обращения 04.02.2018).
36. Об утверждении Порядка предоставления документов,
обосновывающих соответствие масштабного инвестиционного проекта критериям, установленным пунктом 3 части 1 статьи 9 Закон Томской области от 09.07.2015 № 100-ОЗ «О земельных отношениях в Томской области»;
[Электронный ресурс]: Постановление Администрации Томской области от 16.09.2015 № 335а // Электронный фонд: информационно правовой портал. - Электрон.дан. - М., 2018. - URL: http://www.docs.cntd.ru(дата обращения 04.02.2018).
37. Об утверждении порядка предоставления субсидий на возмещение
части затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в рамках реализации крупных инвестиционных проектов на территории Томской области [Электронный ресурс]: Постановление Администрации Томской области от 19.11.2012 № 462а (ред. от 23.11.2015) // Электронный фонд: информационно правовой портал. -
Электрон.дан. - М., 2018. - URL: http://www.docs.cntd.ru(дата обращения 04.02.2018).
38. Об утверждении Порядка принятия решения о предоставлении
бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества за счет средств областного бюджета [Электронный ресурс]: Постановление Администрации Томской области от 23.12.2015 № 472а // Государственная система правовой информации: информационно правовой портал. -
Электрон.дан. - М., 2018. - URL: http://www.pravo.gov.ru(дата обращения 04.02.2018).
39. Об утверждении Порядка проведения экспертизы и Методики оценки эффективности инвестиционных проектов [Электронный ресурс]:
Распоряжение Губернатора Томской области от 04.06.2007 № 294-р (ред. от 04.10.2017) // Электронный фонд: информационно правовой портал. -
Электрон.дан. - М., 2018. - URL: http://www.docs.cntd.ru(дата обращения 04.02.2018).
40. Об утверждении Порядка сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна» на территории Томской области [Электронный ресурс]: Распоряжение Губернатора Томской области от
17.10.2013 № 384-р (ред. от 01.11.2017) // Электронный фонд: информационно правовой портал. - Электрон.дан. - М., 2018. - URL: http://www.docs.cntd.ru(дата обращения 04.02.2018).
41. Об утверждении Порядка формирования и деятельности проектных команд [Электронный ресурс]: Распоряжение Губернатора Томской области от
13.11.2013 № 417-р (ред. от 04.12.2015) // Электронный фонд: информационно правовой портал. - Электрон.дан. - М., 2018. - URL: http://www.docs.cntd.ru(дата обращения 04.02.2018).
42. О формировании каталога инвестиционных предложений и
проектов Томской области [Электронный ресурс]: Распоряжение Губернатора Томской области от 16.01.2008 № 7-р (ред. от 26.07.2017) // Электронный фонд: информационно правовой портал. - Электрон.дан. - М., 2018. - URL:
http://www.docs.cntd.ru(дата обращения 04.02.2018).
43. Улучшение инвестиционного климата и укрепление международных и межрегиональных связей Томской области [Электронный ресурс]: Постановление Администрации Томской области от 26.11.2014 № 436а// КонсультантПлюс:справ. правовая система. - Электрон.дан. - М., 2018. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения 14.02.2018).
44. Статистические данные [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистике по Томской области: офиц. сайт. - Электрон.дан. - Томск, 2018. - URL: http://www. tmsk.gks.ru(дата обращения: 12.01.2018).
45. Акулина А. Государственная программа - поддержка или костыли? / А. Акулина // Электроника: наука, технология, бизнес. - 2012. - № 7. - С. 38¬41.
46. Ан Е.А. Конкурентоспособность как приоритет повышения качества программ государственной поддержки предприятий / Е.А. Ан // Качество. Инновации. Образование. - 2009. - № 21. - С. 54-59.
47. Аминова Г.Ф. Проблемы финансирования экономической деятельности предприятий реального сектора экономики / Г.Ф. Аминов // Экономика, финансы, менеджмент: тенденции и перспективы развития: сб. науч. тр. / ИЦРОИН. - Волгоград, 2017. - С. 17-23.
48. Антонов А.А. Приоритетный проект Томской области по развитию территориального кластера «Умные технологии и материалы Томской области» на период до 2020 года на перспективу следующих 5 лет [Электронный ресурс] / А.А. Антонов // Инновационный портал Томской Области: офиц. сайт. - Электрон.дан. - Томск, 2018. - URL: http://www. inotomsk.ru(дата обращения: 12.01.2018).
49. Арутюнов Ю.А. Поддержка инновационного предпринимательства на основе анализа роли инновационной сферы в развитии страны / Ю.А. Арутюнов, И.П. Архипов, В.А. Глинских, А.А. Рудой, Е.А. Чащин // Экономические исследования и разработки . - 2017. - № 6. - С. 150-160.
50. Бездудная А.Г. Анализ влияния отраслевых и региональных факторов на развитие инновационно-активных предприятий / А.Г. Бездудная, А.А.Карпов // Бизнес. Образование. Право. - 2016. - № 1. - С. 14-17.
51. Безикова Е.В. Государственное финансирование и государственная поддержка особых экономических зон на территории Российской Федерации / Е. В. Безикова // Вестник Томского государственного университета. Право. 2012. № 3 (5). С. 5-10.
52. Бубенщиков А.Д. Субсидия как вид финансового поощрения для инвестиционной деятельности / А. Д. Бубенщиков // Правовые проблемы укрепления российской государственности : [сборник статей]. Томск, 2009. Ч. 43. С. 159-161.
53. Волкодавова Е.В. Государственная поддержка диверсификации экспорта России как фактор развития экспортной деятельности российских промышленных предприятий / Е.В. Волкодавова, Ю.А. Волобуева // Проблемы развития предприятий - Теория и практика: сб. науч. ст. / СГЭУ. - Самара,
2015. - С. 222.
54. Гадыршина Е. Возможности оказания государственной поддержки российским предприятиям-экспортерам в целях преодоления торгово-экономических барьеров / Е. Гадыршина // Общество и экономика. - 2011. - №1. - С. 149-159.
55. Данилова Е.А. Управление инновационной деятельностью предприятий ОПК как механизм государственного позиционирования Российской Федерации (на примере ОАО "ФНПЦ "Алтай") / Е. А. Данилова, И. Г. Теплова // Власть. 2015. № 3. С. 42-47.
56. Дриц К.В. Наилучшие доступные технологии: Проблемы
использования и возможные меры государственной поддержки / К.В. Дриц // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2016. - № 5. - С. 34-36.
57. Дьяконова С.Н. Роль государственной поддержки в развитие инновационной деятельности предприятий на территории РФ / С.Н. Дьяконова, Л.С. Заиди // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета . - 2016. - № 2. - С. 33-37.
58. Ефимова А.Р. Востребованность мер государственной поддержки инновационных предприятий в российской отрасли информационных технологий / А.Р. Ефимова // Инновации. - 2014. - № 3. - С. 71-77.
59. Земилова О.С. Меры государственной поддержки российских предприятий-экспортеров / О.С. Земилова // Развитие территориальных экономических систем - Вопросы теории и практики: сб. науч. ст. / ИЭУОРАН. - Екатеринбург, 2016. - С. 297-299.
60. Золотухина А.В. Формы и методы управления научно-техническим потенциалом в России: Развитие кооперации науки и бизнеса в регионе / А.В. Золотухина // Инновационный вестник региона. - 2011. - № 4. - С. 19-25.
61. Кадеева З.К. Государственная поддержка приоритетных отраслей промышленности в современных условиях / З.К. Кадеева // Управление устойчивым развитием. - 2016. - № 4. - С. 33-37.
62. Калятин В.О. Опыт Европы, США и Индии в сфере государственной поддержки инноваций / В.О. Калятин, В.Б. Наумов, Т.С. Никифорова // Российский юридический журнал. - 2015. - № 1. - С. 1-12.
63. Контракты АО «НПФ «Микран» [Электронный ресурс] // Анализ государственных контрактов по 44-ФЗ: офиц. сайт. - Электрон.дан. - М., 2018. - URL: http://www. Russia-opt.com(дата обращения: 12.01.2018).
64. Кудряшов В.С. Государственное регулирование и поддержка внешнеэкономической деятельности в России / В.С. Кудряшов, А.В. Буга. - М.: Общество с ограниченной ответственностью «Экспертно-консалтинговый центр «Профессор», 2017. - 124 с.
65. Кузнецов И.О. Развитие инновационного потенциала в Германии и Швеции: полезный для России опыт / И. О. Кузнецов // Материалы студенческой научно-практической конференции экономического факультета, Томск, 25-26 апреля 2014 г. Томск, 2014. С. 292-297.
66. Макашева Н.П. Государственная поддержка и финансирование инновационной деятельности в России и странах мира / Н. П. Макашева // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2013. № 3. С. 161-172.
67. Микран [Электронный ресурс] // Администрация Томской области: офиц. сайт. - Электрон.дан. - Томск, 2018. - URL: http://www. tomsk.gov.ru(дата обращения: 12.01.2018).
68. Мужжавлева Т.В. Роль государственной поддержки
высокотехнологичных предприятий в обеспечении экономической безопасности страны (российский и зарубежный опыт) / Т.В. Мужжавлева // Вестник Чувашского университета. - 2014. - №1. - С.230-234.
69. Никонова Я.И. Государственно-частное партнерство как инструмент финансирования стратегии инновационного развития России / Я. И. Никонова // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 387. С. 180-186.
70. Никонова Я.И. Современные тенденции развития инновационной политики экономических систем / Я. И. Никонова // Проблемы учета и финансов. 2014. № 1. С. 23-27.
71. Никулина О.В. Налоговое регулирование инновационной деятельности как фактор развития системы мер государственной поддержки инновационного предпринимательства / О.В. Никулина // Финансы и кредит. - 2016. - № 27. - С. 2-19.
72. Огурцов Е.С. Особенности инвестиций в высокотехнологичное производство с учетом концепции импортозамещения / Е.С. Огурцов, А.Ю. Павлов, К.В. Самонова // Экономика: вчера, сегодня, завтра . - 2017. - № 9А. - С. 76-87.
73. О компании [Электронный ресурс] // Акционерное общество «Научно-производственная фирма «Микран»: офиц. сайт. - Электрон.дан. - Томск, 2018. - URL: http://www. micran.ru(дата обращения: 12.01.2018).
74. Проскурнин С.Д. Эволюция форм государственной поддержки и оценка эффективности управления инновационным развитием локальных административно-территориальных образований / С.Д. Проскурнин. - Монография. - Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2016. - 100 с.
75. Разводовская Ю.В. Роль концентрации отрасли, иностранных инвестиций и государственной поддержки в инновационной стратегии российских предприятий отрасли ИКТ / Ю.В. Разводовская, И.К. Шевченко, М.А. Грезина // Terra Economicus. - 2015. - №4. - С.65-82.
76. Рыбкина А.С. Детерминация категории
«Экспортноориентированное предприятие» как объект системы государственной поддержки экспорта региона / А.С. Рыбкина // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 8-2. - С. 328-331.
77. Рыкова И.Н. Оценка эффективности реализации мер государственной политики в области инноваций / И.Н. Рыкова, Л.В. Журавлева, О.В. Кораблева, Д.В. Кораблев // Экономика: теория и практика. - 2015. - № 2. - С. 11-23.
78. Слащева И.А.. Государственная поддержка российских предприятий сельского хозяйства в условиях экономических санкций / И.А. Слащева // Актуальные проблемы развития национальной и региональной экономики. - 2016. - №1. - С. 141-146.
79. Слизченко П.А. Государственная поддержка кластеров как инфраструктурная форма стимулирования инновационной активности/ П.А. Слизченко // Экономика. Статистика и информатика. Вестник УМО - 2011. - № 7. - С. 87-90.
80. Типнер Л.М. Факторы успеха конверсии предприятий оборонно-промышленного комплекса / Л.М. Типнер, А.Д. Мурукина // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2017. - № 12. - С. 177-182.
81. Токарева Г.Ф. Государственная поддержка промышленности как фактор инициирования воспроизводства оборотного капитала / Г.Ф. Токарева, А.В. Марьина, О.И. Шалина // Научное обозрение. - 2015. - № 21. - С. 285-288.
82. Устюжанцева О.В. Индия: научно-технологическое и
инновационное развитие / О. В. Устюжанцева ; науч. ред. С. В. Вольфсон ; Нац. исслед. Том.гос. ун-т. - Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2015.C.242.
83. Федеральная целевые программы [Электронный ресурс] // Федеральная адресная инновационная программа: офиц. сайт. - Электрон.дан. - М., 2018. - URL: http://www. faip.economy.gov.ru(дата обращения: 12.01.2018).
84. Федоров Д.Е. Анализ тенденций радиоэлектронной
промышленности России / Д.Е. Федоров // Теория. Практика. Инновации. -
2017. - № 2. - С. 233-237.
85. Фейгина В.В. Государственная поддержка инновации в России: что можно сказать о воздействии на компании налоговых и финансовых механизмов? / В.В. Фейгина // Российский журнал менеджмента. - 2014. - № 1. - С. 7-38.
86. Ценовые способы осуществления государственных и
муниципальных заказов [Электронный ресурс] // Комплекс систем закупочной деятельности: офиц. сайт. - Электрон.дан. - М., 2018. - URL:
http://cognitivelot.ru/(дата обращения: 12.01.2018).
87. Цыплова С.А. Источники финансирования инновационной деятельности предприятий в России / С.А. Цыплова // Novainfo.ru. - 2016. - № 40. - С. 40-44.
88. Черныш К.М. Государственная финансовая поддержка инновационных предприятий: российский и мировой опыт / К.М. Черныш // Финансы и реиндустрализация - От теории и практики: сб. науч. ст. / ФЛИНТА. - М., 2016. - С. 384-390.
89. Шепелев В.М. Резервы комплексной организации промышленности региона в условиях реиндустриализации / В.М. Шепелев, М.А. Гаврилова // Интернет-журнал науковедение . - 2016. - № 3. - С. 100.
90. Школяр Н.А. Корректировка системы поддержки экспорта: принципы и экспорта / Н.А. Школяр // Российский внешнеэкономический вестник. - 2014. - № 2. - С. 79-85.
91. Agreement on Subsidies and Countervailing Measures (“SCM
Agreement”) [Электронный ресурс] // The World Trade Organization: официальный сайт. - Электрон.дан. - Geneva, 2018. - URL: http://www.
www.wto.org(датаобращения: 13.02.2018)
92. Budget 2017-18 - Defence Budget Overview [Электронный ресурс] // Department of Defence Ministers: официальный сайт. - Электрон.дан. - Canberra,
2018. - URL: http://www.defence.gov.au(датаобращения: 18.03.2018)
93. Evaluations of State Supports for Enterprise. Synthesis Report and Conclusions / Department of Jobs, Enterprise and Innovation. - Dublin, 2015. - 51р.
94. India’s Defence Budget 2017-18: An Analysis [Электронный ресурс] // The Institute for Defence Studies and Analyses: официальный сайт. - Электрон.дан. - Delhi, 2018. - URL: http://www. idsa.in (дата обращения: 18.03.2018)
95. Kimberly Amadeo. Government Subsidies (Farm, Oil, Export, Etc)
[Электронный ресурс] / Kimberly Amadeo // The balance: официальный сайт. - Электрон.дан. - London, 2018. - URL: http://www.thebalance.com
(дата обращения: 14.03.2018)
96. LargeCompanyFunding [Электронный ресурс] // EnterpriseIreland:
официальный сайт. - Электрон.дан. - Dublin, 2018. - URL: http://www.
enterprise-ireland.com(дата обращения: 12.02.2018)
97. Policy measures to improve the conditions for the growth of innovative enterprises / -General for Research and Innovation. - Luxembourg.: Publications Office of the European Union,2015. - 172 р.
98. Public sector expenditure on defense research and development in the United Kingdom (UK) from 2011/2012 to 2016/2017 (in million GBP) [Электронный ресурс] // Statista: официальный сайт. - Электрон.дан. - London, 2018. - URL: http://www.statista.com(датаобращения: 18.03.2018)
99. Sarah Demeulemeester. R&D Subsidies and Firms’ Cost of Debt / S. Demeulemeester, H.Hottenrott. - Dusseldorf, 2015. - 48 р.
100. The United States of subsidies: The biggest corporate winners in each
state [Электронный ресурс] // The Washington post: официальный сайт. - Электрон.дан. - Washington, 2015. - URL: http://www. washingtonpost.com
(дата обращения: 12.02.2018)