🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Работа №197276

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы64
Год сдачи2018
Стоимость4640 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10
1.1. Категория «гражданское общество в теории государства и права 10
1.2. Проблемы становления гражданского общества в России 16
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РФ В КОНТЕКСТЕ
СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 24
2.1. Правовой статус, функции, структура и порядок формирования Общественной
палаты Российской Федерации 24
2.2. Основные направления участия Общественной палаты Российской Федерации в
законотворческом процессе и общественном контроле 35
2.3. Влияние Общественной палаты Российской Федерации на формирование
гражданского общества 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63

Статьями 1 и 2 Конституции РФ определено, что Россия является демократическим, правовым государством, а «человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью» . Одним из условий становления и формирования правового государства принято считать наличие развитого гражданского общества.
Исторически вопрос о гражданском обществе был поставлен как вопрос о наиболее разумном и рациональном устройстве общества, а точнее, о новом этапе развития цивилизации. В первый раз понятие, которое можно перевести как «гражданское общество», было использовано античными философами: Платоном, Аристотелем и Цицероном, для определения установившейся в Античной Греции и Риме формы организации общества.
Одно из самых полных и распространенных современных понятий гражданского общества определяет его как «общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного, морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения» .
Основной спецификой гражданского общества является его сложная структура, и способ его организации, основанный, по большей части, на интересах
и потребностях различных социальных групп, добровольно формирующих общественные объединения, различные ассоциации и кооперации в целях защиты своих интересов от чрезмерного вмешательства государства в жизнь общества, рыночной экономики, и других институтов социальной системы. В данном случае, речь идет о самоорганизации общества как основе процесса институционализации гражданского общества. Наука понимает самоорганизацию как проявление спонтанных, самосовершающихся процессов саморегулирования,
характеризующихся отсутствием единого субъективного начала, но при этом наличием единой цели у объединяющихся субъектов.
Вопрос о формировании и перспективах развития гражданского общества в России в настоящее время является одним из самых актуальных. Эволюция гражданского общества в нашей стране исторически связана с принятием 12 декабря 1993 Конституции Российской Федерации, началом первого президентского срока В.В. Путина. Впервые вопрос гражданского общества был затронут им на встрече с представителями неправительственных объединений и НКО в июне 2001 г. Тогда Президент заявил, что «власть не собирается подчинять себе гражданское общество и делать его управляемым: наоборот, она заинтересована в диалоге с ним и налаживании партнёрства».
Действительно, только совместные усилия общества и государства позволяют выявлять наиболее острые проблемы и находить средства для их решения. Гражданское общество в свою очередь должно также участвовать при решении вопросов, связанных с формированием государственной политики в России. Наличие такой обратной связи между обществом и государством упрощает работу органов государственной власти и местного самоуправления, делает решение социально значимых задач эффективнее, способствует снижению количества конфликтных ситуаций между обществом и государством, гражданами и государственными служащими.
На протяжении последних лет подобная связь между обществом и властью постепенно развивалась и искала наиболее удобные и действенные формы для реализации. Одним из итогов поиска явилось создание Общественной палаты РФ, как института, позволяющего взаимодействовать обществу и государству и основанного на принципах социального партнерства.
Однако попытки институционализации гражданского общества путем создания Общественной палаты РФ не у всех вызвали однозначную реакцию и были встречены определенными критическими отзывами, как в нашей стране, так и за рубежом. Споры, относительно обоснованности и рациональности создания такого органа продолжаются и в настоящее время. Критике подверглась как сама идея, так и форма ее реализации, заключающаяся в законодательном закреплении структуры Общественной палаты и наделении ее определёнными полномочиями. Преимущественное участие государства в ее создании, а также большая роль Президента РФ в формировании состава Общественной палаты, ставит под сомнение относимость данного органа к институтам гражданского общества. Этот вопрос тесно связан с процессом развития демократии в России, ведь именно с ее ростом гражданское общество должно все больше и больше выходить из-под влияния государства.
Нельзя отрицать, что на современном этапе Общественная палата РФ постепенно наращивает масштабы своей деятельности, улучшая качество и глубину воздействия на формирование гражданского общества в России. Более значимой стала деятельность общественных палат и на региональном уровне.
Гражданское общество в России находится на раннем этапе его формирования. Одним из важных шагов в его становлении является создание такого института гражданского общества как Общественная палата.
Актуальность работы обусловлена быстрым развитием данного института и ростом его влияния на жизнь общества в России, неоднозначным отношением к 8
нему со стороны многих ученых, а также отсутствием однозначной точки зрения относительно роли Общественной палаты в становлении и формировании гражданского общества в России.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности Общественной палаты РФ как института гражданского общества.
Предмет исследования — правовые нормы, регулирующие деятельность Общественной палаты РФ как института гражданского общества.
Цель настоящей работы — исследовать предназначение и природу деятельности Общественной палаты и определить ее роль в процессе становления и развития гражданского общества в России.
В соответствии с указанной целью решаются следующие задачи:
- провести теоретическое исследование российского опыта создания Общественной палаты и ее места в системе взаимоотношений государства и гражданского общества;
- раскрыть характерные черты Общественной палаты Российской Федерации как института народного представительства;
- провести рассмотрение функционирования Общественной палаты РФ как органа общественного контроля деятельности государства;
- рассмотреть основные направления участия Общественной палаты в законотворческом процессе;
- определить роль Общественной палаты в становлении гражданского общества в России.
Методологической и теоретической основой работы являются социологические, политологические и философские научные концепции социальной институционализации гражданского общества и роли идей народного представительства в формировании такого его института как Общественная палата.
Научно-теоретическую базу выпускной квалификационной работы составляют работы известных ученых - юристов Абдулаева М.И., Алексеева С.С., Гончарова В.В., Гриба В.В., Дейнеко А.Г., Коновалова В.А., Канунникова А.А., Лысенко В.В., Перевалова В.Д., Пылина В.В., Шевчука Д.А.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Вступление на рубеже веков на новую ступень развития Россия поставила перед собой ряд глобальных целей, одной из которых является становление и формирование в нашей стране правового государства. В настоящее время его развитие уже имеет определенные положительные результаты: в частности, реализуется разделение власти на основе принципа разделения властей, законодательно закреплено верховенство права, а также в качестве основополагающих ценностей объявлены права, свободы и законные интересы граждан РФ.
Однако формирование правового государства невозможно без наличия эффективных и развитых институтов взаимодействия государства и общества. На сегодняшний день наиболее важной и актуальной является именно задача постановлению и формированию в России такой формы социальной организации, как гражданское общество.
Процесс формирование гражданского общества в России затрудняется рядом сложностей, а именно недостаточным развитием рыночной экономики, нарушением свободы слова и информации, закрытостью государственной власти от диалога с обществом, а также отсутствие у общества действительно эффективных методов влияния на публичную власть .
Также большую сложность в его формировании вызывает сложная структура и способы его организации, которые, прежде всего, должны быть основаны на интересах и потребностях всех социальных самоорганизованных групп. В данном случае, речь идет о самоорганизации общества как основе процесса институционализации гражданского общества. Этот процесс, как правило, является стихийным и не имеет четко определенного начала и пути становления, но при этом характеризуется наличием у объединяющихся групп единой цели.
Началом развития гражданского общества послужило принятие Конституции РФ, которая закрепила фундаментальные принципы правового государства. Именно на рубеже веков государственная власть наиболее полно осознала потребность в установлении взаимодействия государства и общества, а также в развитии партнерских отношений.
Действительно, достижение прогресса в становлении гражданского общества невозможно без совместного участия в этом государства и общества, именно совместные усилия помогают определять и решать самые острые и важные проблемы, с которыми сталкивается Россия. Наличие такой обратной связи между обществом и государством значительно упрощает работу органов государственной власти и местного самоуправления, делает решение социально значимых задач эффективнее, способствует снижению количества конфликтных ситуаций между обществом и государством.
Установление подобной связи между обществом и государством невозможно без определенной формы ее организации и существования некого посредника, который бы позволил данной связи эффективно функционировать. Как следствие, появилась необходимость учреждения такого института, который смог бы являться тем самым посредником между обществом и государством, в результате чего была создана Общественная палата РФ.
Образование этого органа было встречено общественностью и учеными неоднозначно. В основном, сомнения вызвал прежде всего порядок ее формирования, который не соответствует сущности институтов гражданского общества, особенность образования которых заключается в формировании их «снизу», без вмешательства государственной власти, а также независимость их от государства. Общественная палата была учреждена «сверху», государством, полномочиями по назначению ее членов обладает Президент РФ, что вызывает сомнения в независимости данного института от государства и соответствия его понятиям о гражданском обществе.
С другой стороны, становление гражданского общества, как отмечалось ранее, стихийное явление. А значит, невозможно установить и определить единую для всех государств модель такого общества. В каждом государстве оно формируется индивидуально, в зависимости от исторических особенностей, уровня экономики, развитости правовой культура и правового воспитания членов социума. Это положение применимо и к становлению гражданского общества в нашей стране, история существования которой насчитывает многие сотни лет.
Общественная палата РФ, являясь институтом гражданского общества, одновременно является органом, обеспечивающим активное воздействие на его формирование, что определяется, главным образом, целями ее создания. Вместе с тем, комплекс полномочий, которыми наделяется Общественная палата РФ определяет широкие возможности ее влияния на динамику социальных процессов формирования гражданского общества в России, и, прежде всего, на стимулирование процессов гражданской активности.
Так, участие и стимулирование внимания граждан и широкой общественности в делах государства является одним из самых главных критериев развития гражданского общества. Потенциальны самые разные формы такого участия: совместная выработка правил и стандартов для разных социальных секторов, общественный контроль, разнообразные публичные процедуры — наблюдение граждан за деятельностью органов государственной и местной власти, проведение консультаций в формате общественных советов, осуществление экспертиз и общественного контроля.
Формирование общественного контроля в России с каждым годом набирает все большие обороты, в этих целях совершенствуется законодательство, создаются институты, способствующие осуществлению общественного контроля деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, важнейшими из которых являются Общественная палата РФ и общественные палаты субъектов РФ. Именно они могут и должны стать главным звеном системы общественного контроля, способствующим координации деятельности субъектов общественного контроля для защиты прав, свобод и законных интересов граждан и повышения качества государственного управления.
Опираясь на вышесказанное можно сделать вывод о том, что Общественная палата РФ хоть и не обладает законодательно закрепленной возможностью осуществлять законодательную деятельность, все же способна оказывать достаточно большое воздействие на законотворческий процесс посредством осуществления экспертизы нормативно-правовых актов, проверки их законности. Именно Общественная Палата призвана стать тем социальным институтом, который в наиболее полной мере сумеет учесть и выразить общественное мнение по актуальным вопросам государственной и социально-экономической политики: приоритетам законотворческой деятельности, федеральным программам и механизмам их реализации; вопросам проведения социальных реформ и возможности включения творческого потенциала гражданских инициатив.
Международная деятельность по широкому спектру вопросов возможна благодаря формированию институтов гражданского общества на основе обширного представительства разнообразных профессиональных, а также социальных групп. Общественная палата проделывает планомерную работу по вовлечению граждан и их объединений в обсуждение вопросов соблюдения свободы слова в СМИ.
Предоставление ежегодного доклада о состоянии гражданского общества РФ является обязанностью Общественной палаты как одной из форм реагирования на невыигрышные тенденции в отдельных зонах взаимоотношений государства и гражданского общества, а также способом привлечения особого внимания к отдельным критическим вопросам общественной жизни и, в некоторой степени, информирования общественности о деятельности Общественной палаты.
Поручение Общественной палате этого обязательства еще раз акцентирует внимание на том, что её роль весьма важна в защите прав граждан посредством установления полноценного, обоюдовыгодного и плодотворного сотрудничества представителей органов власти и общества.
Хоть гражданское общество и не гарантировано от разрушения, подвластности государству, но в то же время идея гражданского общества уже неотделимы от общей культуры человечества как представление о его нормальном, цивилизованном существовании и понимании, как о способе существования и воплощении общечеловеческих ценностей. Разнообразные интерпретации понятия гражданского общества, всячески рассматривают его значение, тем не менее, объединяются в единогласном мнении о том, что, преимущественно, оно является социальной системой, носящей достаточно точный исторический характер, на который оказывают влияние как географическое положение, так и уровень развития экономики, культуры и т.д., национальная индивидуальность и менталитет его членов. Вместе с тем, и гражданское общество, и государство являются подсистемами непростой общесоциальной системы - социума, где гражданское общество - управляемая, а государство - управляющая система. В данных условиях нереализованность потенциала взаимодействия между государством и обществом порождает проблемы не только для граждан, но и для самой власти. Во многом именно с этим связаны следующие проблемы: низкая степень доверия общества к институтам государства; трудности в реализации необходимых социальноэкономических преобразований и их повышенная проблематичность; низкая продуктивность государственного регулирования; низкое качество и недостаточная досягаемость публичных услуг.
Гражданское общество не является бесформенной структурой, ведь ему присущи определенные процессы, которые обусловлены его качеством, а также природой. Развитая система общественных объединений, которые существуют свободно от государства, а также способны оказывать определенное влияние на государственные институты, защищая граждан от бесконтрольного вмешательства государства в общественную жизнь, является неотъемлемым элементом гражданского общества. С помощью Общественных объединений люди могут коллективно решать общие проблемы, удовлетворять и защищать свои потребности и интересы в сфере политики, экономики, культуры, во всех областях общественной жизни. Не что иное, как способность гражданского общества самоорганизоваться и саморегулироваться, основывается на необходимости некоторых людей объединяться для защиты своих законных интересов, является результатом появления его институтов, основной целью каковых является решение, как проблем саморазвития общества, так и образование внешних коммуникативных связей и в том числе с государством. Воспитание гражданского общества тесно связано с созданием его институтов, направленных на выполнение социальных задач и осуществляющих различные функции, которые непременно нужны гражданскому обществу на всевозможных этапах его развития. Весь этот процесс является объективно обусловленным и является следствием воздействия различных факторов, как продуцируемым самим обществом, так и являющихся следствием действий государства. Для соединения создающихся институтов гражданского общества, на данном этапе, необходимы определенные механизмы, которые послужат своеобразными противовесами, посредниками и связующими их звеньями.
Идея учреждения Общественной палаты РФ является серьезным шагом к становлению гражданского общества в России. В течение последних десяти лет сотрудничество власти и общества последовательно развивается, находясь в поиске и исследовании адекватных и эффективных форм. Принятие закона об Общественной палате Российской Федерации актуально расширило одну из важнейших функций гражданского общества по отношению к государству - функцию общественного контроля и общественной экспертизы.
В настоящее время институт Общественной палаты РФ является весьма значимым демократическим инструментом выполняющим множество функций, необходимых для развития гражданского общества в нашей стране, служа крупной информационной площадкой, имеющей набольшую вероятность среди многих других институтов обратить внимание государственной власти на наиболее значимые проблемы общества.
Россия должна найти и определить для себя свой собственный путь развития гражданского общества, который будет основан на накопленном именно ею опыте и знаниях. Возможно, такой способ формирования институтов, каким была создана Общественная палата РФ, является наиболее подходящим для нашего государства, узнать. Становление гражданского общества в нашей стране находится на начальном этапе и точно сказать, окажется ли, в будущем Общественная палата встроена в систему органов государственной власти или действительно станет эффективным институтом гражданского общества нельзя.



Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, № 6-ФКЗ, от 30. 12. 2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» // Российская газета - Федеральный выпуск №3739 (0). - 2005.
3. Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 28.07.2014. - № 30 (Часть I).
4. Приказ Минтранса РФ от 26 апреля 2007 г. № 54 «Об образовании Общественного совета Министерства транспорта Российской Федерации» [электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/do с/6231178/ (дата обращения 12.01.2018).
5. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2017 год. - М.: Общественная палата Российской Федерации, 2017. - 23 с.
6. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2006 год. - М.: Общественная палата Российской Федерации, 2006. - 25 с.
Раздел 2. Научная и учебная литература, иные источники
7. Абдулаев, М.И. Теория государства и права: учебник / М.И. Абдулаев. - М.: НОРМА, 2004. - 346 с.
8. Абросимова, Е.А., Гриб, В.В., Дейнеко, А.Г. Правовые основы
общественного контроля в Российской Федерации: Постатейный
научнопрактический комментарий к Федеральному закону от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» / под общ. ред.
Федотова, М.А. / Е.А. Абросимова. - М., 2017. - 189 с.
9. Алексеев, С.С. Теория государства и права: учебник / С.С. Алексеев. - М.: НОРМА, 2005. - 248 с.
10. Понятие и признаки гражданского общества. Проблемы государства, права и экономики в условиях глобализации: Материалы II - Всероссийской научной конференции студентов филиала СПбГИЭУ / под ред. Алибекова, Ш.И. - 2013. - 214 с.
11. Безруков, А.В. Конституционное право России: учебник / А.В. Безруков. - М.: Юстицинформ, 2017. - 255 с.
12. Белясов, С.Н. Экспертная деятельность общественной палаты как правозащитный механизм на стадии законодательного процесса / С.Н. Белясов // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России,
2016. - 178 с.
13. Богородский, A.A. Общественная экспертиза в законодательном процессе / А.А. Богородский // Юридический вестник. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 21. Пенза, 2006. - 213 с.
14. Буренко, В.И. Политология для бакалавров: учебник / В.И. Буренко. - М.: КноРус, 2017. - 414 с.
15. Г далевич, И.А., Институты гражданского общества в механизме ограничения властного произвола / И.А. Гдалевич // Философия и Право, 2014. - 365 с.
..47


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ