СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 8
1.1 Изучение семьи в социологии 8
1.2. Содержание понятия «семейное воспитание» 23
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС И МЕТОДЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 36
2.1. Методы и ценности как главные составляющие семейного воспитания . 36
2.2. Процесс воспитания в российской семье 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ИНСТРУМЕНТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ
ДАННЫХ 92
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 8
1.1 Изучение семьи в социологии 8
1.2. Содержание понятия «семейное воспитание» 23
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС И МЕТОДЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 36
2.1. Методы и ценности как главные составляющие семейного воспитания . 36
2.2. Процесс воспитания в российской семье 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ИНСТРУМЕНТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ
ДАННЫХ 92
Современное общество претерпевает ряд изменений, в том числе в области семьи и воспитания. Государство проводит политику в сфере семейного воспитания, издаются указы, которые направлены на развитие, защиту и укрепление семьи. Вводятся новые программы, способствующие ее процветанию. Но само по себе понятие «семейное воспитание» многогранно, поэтому на нее влияют не только процессы, протекающие в институте семьи и брака, но также и в области экономики и образования, СМИ и информационных технологиях. Вместе с тем колоссальное влияние имеет и государственная политика в целом.
Семья является самым главным и первым институтом воспитания детей, поэтому именно на ней лежит ответственность за успешное и благополучное формирование личности. От каждого человека в отдельности зависит то, каким будет будущее поколение и целая нация. Здоровое, правильное воспитание детей будет способствовать развитию и процветанию общества.
Наиболее важные вопросы данной проблематики - это используемые методы и компоненты воспитания, средства поощрений и наказаний, эмоциональная насыщенность общения, климат в семье.
Семейное воспитание и семью изучали на протяжении всей истории человечества. В период античности эта проблема отразилась в работах Платона и Аристотеля, далее эта тема находит место в философии О.Конта, И.Г.Фихте и Г.Гегеля. Позже она рассматривается первым основателем социологии семьи - Ф.Ле-Пле.
Важность института семьи в обществе рассматривал и Э.Дюркгейм.
Чуть позднее проблематика отразилась в работах американских социологов У.Огборна, Т.Парсонса и У.Дж.Гуда.
Активно развивалась отечественная социология семьи. Яркими
представителями этой отрасли можно назвать П.А. Сорокина, М.М. Ковалевского, А.Г. Харчева, И.С. Голод, А.М. Коллонтай, Н.Г Юркевича, изучающие семью с разных сторон.
Для более подробного изучения ценностей необходимо выделить концепцию К. Клакхона и Ф. Стродбека для определения этого компонента воспитания. А также советских ученых С. В. Ковалёву и А.С. Макаренко для пояснения процесса воспитания.
Объектом исследования являются родители города Челябинска в возрасте от 18 до 76 лет. Предметом - стили воспитания в современной семье.
Целью данной квалификационной работы является теоретический и эмпирический анализ стилей воспитания детей.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: проанализировать теоретические подходы к семье; выявить
содержание понятия семейного воспитания; определить методы и ценности, как составляющие семейного воспитания; изучить процесс воспитания в семье.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка литературы.
Семья является самым главным и первым институтом воспитания детей, поэтому именно на ней лежит ответственность за успешное и благополучное формирование личности. От каждого человека в отдельности зависит то, каким будет будущее поколение и целая нация. Здоровое, правильное воспитание детей будет способствовать развитию и процветанию общества.
Наиболее важные вопросы данной проблематики - это используемые методы и компоненты воспитания, средства поощрений и наказаний, эмоциональная насыщенность общения, климат в семье.
Семейное воспитание и семью изучали на протяжении всей истории человечества. В период античности эта проблема отразилась в работах Платона и Аристотеля, далее эта тема находит место в философии О.Конта, И.Г.Фихте и Г.Гегеля. Позже она рассматривается первым основателем социологии семьи - Ф.Ле-Пле.
Важность института семьи в обществе рассматривал и Э.Дюркгейм.
Чуть позднее проблематика отразилась в работах американских социологов У.Огборна, Т.Парсонса и У.Дж.Гуда.
Активно развивалась отечественная социология семьи. Яркими
представителями этой отрасли можно назвать П.А. Сорокина, М.М. Ковалевского, А.Г. Харчева, И.С. Голод, А.М. Коллонтай, Н.Г Юркевича, изучающие семью с разных сторон.
Для более подробного изучения ценностей необходимо выделить концепцию К. Клакхона и Ф. Стродбека для определения этого компонента воспитания. А также советских ученых С. В. Ковалёву и А.С. Макаренко для пояснения процесса воспитания.
Объектом исследования являются родители города Челябинска в возрасте от 18 до 76 лет. Предметом - стили воспитания в современной семье.
Целью данной квалификационной работы является теоретический и эмпирический анализ стилей воспитания детей.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: проанализировать теоретические подходы к семье; выявить
содержание понятия семейного воспитания; определить методы и ценности, как составляющие семейного воспитания; изучить процесс воспитания в семье.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка литературы.
По определению А.И. Антонова, семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, которые связаны узами супружества, родительства и родства, этим самым осуществляя воспроизводство населения, преемственность семейных поколений и поддержание существования членов семьи.
«Семейное воспитание - более или менее осознаваемые усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша» .
Методы семейного воспитания включают в себя ориентацию воспитания, средства поощрений и наказаний, а также компоненты образовательного процесса. Ученые выделяют несколько стилей семейного воспитания: авторитарный стиль, попустительский стиль, авторитетный, гиперопеку и хаотический стиль.
Факторы, влияющие на выбор стиля воспитания - экономические, религиозные и сам тип семьи.
В ходе исследования выяснилось, что родители применяют меры наказания в воспитании и не игнорируют какие-либо проступки ребенка, всегда стараются как-то отреагировать на те или иные действия своих чад. Так же обязательно поощряют детей; в зависимости от пола родителей, эти поощрения различаются, а мужчины порой считают, что достижения детей это, прежде всего, их обязанность, поэтому могут просто похвалить вербально, либо не хвалить совсем. Что касается женщин, то они любят делать детям подарки и хвалить их не только вербально, но и с помощью каких-то других действий (например, объятий). Важно отметить, что родители стараются поддерживать разговор с детьми, обсуждая и объясняя что-то в процессе воспитания, приводя весомые убеждения и советы.
Несмотря на исконно русский менталитет, в центре внимания которого были коллективистические ценности, главенствующая роль семьи, помощи ближнему, заботы о других, патриотизм, в Россию вместе с демократией пришла роль индивидуалистических ценностей, что мы обнаружили при исследовании родителей разных поколений. Такая трансформация института семьи и брака произошла ввиду потрясений и кризисов, которые характеризовали страну в разные периоды. Колоссальное влияние все же оказал период перед распадом СССР и сам распад, ведь в это время произошли самые важные изменения - открылось взаимодействие с другими странами, проникновение демократического режима и либеральных ценностей. Нельзя не сказать о том, что, учитывая все потрясения, роль базовых традиционных ценностей еще сохраняется, хотя и происходят некоторые изменения, возрастает проблема эгоцентризма и индивидуализма, что еще не в полной мере осознано людьми, так как такое проникновение происходит незаметно, медленными темпами через все сферы нашей жизни.
В большинстве родители имеют авторитетный стиль воспитания, они проявляют заботу и интерес к ребенку, их общение насыщенно и протекает каждый день, они проявляют умеренный контроль за ребенком, а конфликты в такой семье практически отсутствуют. При этом стоит отметить, что вместе с тем появляются новые стили воспитания, где мать может придерживаться авторитарного стиля, а отец либерального и наоборот. Первые - более строгие и консервативные, дети находятся в беспрекословном подчинении у родителей, процесс общения имеет конкретный характер, а вторые - родители другой крайности, которые предоставляют детям больше свободы и самостоятельности, часто дарят подарки, а если ребенок совершил проступок, то такое действие пропускается или игнорируется. Также следует выделить чрезмерную опеку - родители преувеличивают индивидуальную значимость детей, стараются их контролировать, проблемы решают за ребенка сами, нефизическое наказание.
Семьи в основном формируются на основании ориентации на детей. Учитывая все факторы воздействия, мы можем говорить о том, что выбор стиля воспитания обусловлен экономической ситуацией в стране, ролью религии в обществе, а также типом семьи. Наше исследование показало, что родители ориентированы на детей, что доказывает их взаимодействия в процессе общения и другие компоненты воспитания, описанные выше.
Учитывая такие полученные данные, как заинтересованность родителей делами ребенка, хорошая информированность о событиях, теплые отношения между родителями и детьми, проявление контроля, использование средств наказаний и поощрений, убеждений, мы можем говорить о формировании авторитетного стиля воспитания. При этом, мы выявили некоторые отклонения от указынных показателей, что говорит о существовании других стилей.
Таким образом, авторитетный стиль проявляется не в чистом виде, а включает в себя характеристики других стилей.
«Семейное воспитание - более или менее осознаваемые усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша» .
Методы семейного воспитания включают в себя ориентацию воспитания, средства поощрений и наказаний, а также компоненты образовательного процесса. Ученые выделяют несколько стилей семейного воспитания: авторитарный стиль, попустительский стиль, авторитетный, гиперопеку и хаотический стиль.
Факторы, влияющие на выбор стиля воспитания - экономические, религиозные и сам тип семьи.
В ходе исследования выяснилось, что родители применяют меры наказания в воспитании и не игнорируют какие-либо проступки ребенка, всегда стараются как-то отреагировать на те или иные действия своих чад. Так же обязательно поощряют детей; в зависимости от пола родителей, эти поощрения различаются, а мужчины порой считают, что достижения детей это, прежде всего, их обязанность, поэтому могут просто похвалить вербально, либо не хвалить совсем. Что касается женщин, то они любят делать детям подарки и хвалить их не только вербально, но и с помощью каких-то других действий (например, объятий). Важно отметить, что родители стараются поддерживать разговор с детьми, обсуждая и объясняя что-то в процессе воспитания, приводя весомые убеждения и советы.
Несмотря на исконно русский менталитет, в центре внимания которого были коллективистические ценности, главенствующая роль семьи, помощи ближнему, заботы о других, патриотизм, в Россию вместе с демократией пришла роль индивидуалистических ценностей, что мы обнаружили при исследовании родителей разных поколений. Такая трансформация института семьи и брака произошла ввиду потрясений и кризисов, которые характеризовали страну в разные периоды. Колоссальное влияние все же оказал период перед распадом СССР и сам распад, ведь в это время произошли самые важные изменения - открылось взаимодействие с другими странами, проникновение демократического режима и либеральных ценностей. Нельзя не сказать о том, что, учитывая все потрясения, роль базовых традиционных ценностей еще сохраняется, хотя и происходят некоторые изменения, возрастает проблема эгоцентризма и индивидуализма, что еще не в полной мере осознано людьми, так как такое проникновение происходит незаметно, медленными темпами через все сферы нашей жизни.
В большинстве родители имеют авторитетный стиль воспитания, они проявляют заботу и интерес к ребенку, их общение насыщенно и протекает каждый день, они проявляют умеренный контроль за ребенком, а конфликты в такой семье практически отсутствуют. При этом стоит отметить, что вместе с тем появляются новые стили воспитания, где мать может придерживаться авторитарного стиля, а отец либерального и наоборот. Первые - более строгие и консервативные, дети находятся в беспрекословном подчинении у родителей, процесс общения имеет конкретный характер, а вторые - родители другой крайности, которые предоставляют детям больше свободы и самостоятельности, часто дарят подарки, а если ребенок совершил проступок, то такое действие пропускается или игнорируется. Также следует выделить чрезмерную опеку - родители преувеличивают индивидуальную значимость детей, стараются их контролировать, проблемы решают за ребенка сами, нефизическое наказание.
Семьи в основном формируются на основании ориентации на детей. Учитывая все факторы воздействия, мы можем говорить о том, что выбор стиля воспитания обусловлен экономической ситуацией в стране, ролью религии в обществе, а также типом семьи. Наше исследование показало, что родители ориентированы на детей, что доказывает их взаимодействия в процессе общения и другие компоненты воспитания, описанные выше.
Учитывая такие полученные данные, как заинтересованность родителей делами ребенка, хорошая информированность о событиях, теплые отношения между родителями и детьми, проявление контроля, использование средств наказаний и поощрений, убеждений, мы можем говорить о формировании авторитетного стиля воспитания. При этом, мы выявили некоторые отклонения от указынных показателей, что говорит о существовании других стилей.
Таким образом, авторитетный стиль проявляется не в чистом виде, а включает в себя характеристики других стилей.
Подобные работы
- ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОМ СЕМЕЙНОМ
ВОСПИТАНИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - «Различия в родительском стиле воспитания в нуклеарных и полинуклеарных семьях»
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - Различия в родительском стиле воспитания в нуклеарных и полинуклеарных семьях
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019 - ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЮНОШЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ О СТИЛЕ
СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ С РАЗНЫМ СТИЛЕМ ВОСПИТАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - Особенности стиля воспитания у матерей детей с энурезом
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5680 р. Год сдачи: 2020 - Специфика детско-родительских отношений в семьях с разными стилями воспитания
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Взаимосвязь личностных особенностей родителей и стилей воспитания детей
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4680 р. Год сдачи: 2023 - Представление о семье у подростков из семей с разными стилями родительского воспитания
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018





