СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ МОЛОДЕЖИ
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ МОЛОДЕЖИ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 8
1.1. Основные подходы к анализу процесса социализации 8
1.2. Критерии социальной зрелости личности 23
ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ МОЛОДЕЖИ ГОРОДА
ЧЕЛЯБИНСКА 36
2.1. Ответственность как главный критерий социальной зрелости личности 36
2.2. Жизненная позиция молодежи 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ИНСТРУМЕНТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ
ДАННЫХ 94
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ МОЛОДЕЖИ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 8
1.1. Основные подходы к анализу процесса социализации 8
1.2. Критерии социальной зрелости личности 23
ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ МОЛОДЕЖИ ГОРОДА
ЧЕЛЯБИНСКА 36
2.1. Ответственность как главный критерий социальной зрелости личности 36
2.2. Жизненная позиция молодежи 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ИНСТРУМЕНТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ
ДАННЫХ 94
С момента рождения человек постоянно развивается и достигает определённых стадий в своем биологическом, психическом и социальном развитии. Социальную зрелость человека можно трактовать как некий этап в становлении и развитии личности.
В наше время требования, предъявляемые обществом к физиологически зрелой личности, зачастую не совпадают со зрелостью социальной. Отмечается запоздалое социальное становление личности, разногласие между интеллектуальным развитием и социальной адаптацией. Развитие собственных навыков заменяется широким спектром услуг, человек стремится к максимальному упрощению жизни, отказывается от взятия ответственности, а также становится популярным культ «незрелости». Такая тенденция вступает в противоречие с ориентацией социума на воспитание социально активной, инициативной, целеустремленной молодежи. Таким образом, к данному моменту проблема приобрела особую актуальность и значимость.
Для рассмотрения сущности социальной зрелости необходимо проанализировать сам процесс становления и развития личности. Проблема становления личности всегда занимала одно из центральных мест в философских, психологических и социологических исследованиях. Несмотря на длительность изучения этого процесса, до сих пор нет единой точки зрения на данную проблему, и многочисленные попытки конкретизировать ее показывают, что многое здесь все еще остается неясным. Одним из наиболее спорных понятий, применяемых при рассмотрении становления и развития личности, является понятие социализации.
Теорией становления и развития личности, социализацией, занимались многие зарубежные ученые, такие как П. Бергер, Ф. Гиддингс, Э. Дюркгейм, У. Джемс, Ч. Кули, Р. Мертон, Дж. Г. Мид, Т. Парсонс, Ж. Пиаже, Г. Тард, З. Фрейд, Э. Эриксон и др., а также отечественные исследователи, такие как Г.М. Андреева, Н.И. Андреенкова, А.И. Ковалева, И.С. Кон, В.А. Луков и др.
Понятие «зрелость» рассматривали такие ученые как: Б.Г. Ананьев, А.С. Бакулина, Г. Олпорт, Ф. Перлз, К. Роджерс.
Социальный инфантилизм с позиций социализации и социальной зрелости личности изучали Б.Г. Ананьев, А.С. Бакулина, С.Г. Вершловский, И.С. Кон, Ю.А. Косолапов, В.С. Могун.
Анализ изученных работ показывает, что практически не изучена проблема социальной зрелости в аспектах особенностей, черт характера личности.
Объектом исследования является молодежь города Челябинска в возрасте от 20 до 35 лет. В качестве предмета исследования выступает социальная зрелость молодежи.
Целью выпускной квалификационной работы является теоретический и эмпирический анализ социальной зрелости. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: проанализировать основные теоретические подходы к анализу процесса социализации; выделить критерии социальной зрелости личности; проанализировать уровень ответственности как главный критерий социальной зрелости; рассмотреть жизненную позицию молодежи.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка литературы.
В наше время требования, предъявляемые обществом к физиологически зрелой личности, зачастую не совпадают со зрелостью социальной. Отмечается запоздалое социальное становление личности, разногласие между интеллектуальным развитием и социальной адаптацией. Развитие собственных навыков заменяется широким спектром услуг, человек стремится к максимальному упрощению жизни, отказывается от взятия ответственности, а также становится популярным культ «незрелости». Такая тенденция вступает в противоречие с ориентацией социума на воспитание социально активной, инициативной, целеустремленной молодежи. Таким образом, к данному моменту проблема приобрела особую актуальность и значимость.
Для рассмотрения сущности социальной зрелости необходимо проанализировать сам процесс становления и развития личности. Проблема становления личности всегда занимала одно из центральных мест в философских, психологических и социологических исследованиях. Несмотря на длительность изучения этого процесса, до сих пор нет единой точки зрения на данную проблему, и многочисленные попытки конкретизировать ее показывают, что многое здесь все еще остается неясным. Одним из наиболее спорных понятий, применяемых при рассмотрении становления и развития личности, является понятие социализации.
Теорией становления и развития личности, социализацией, занимались многие зарубежные ученые, такие как П. Бергер, Ф. Гиддингс, Э. Дюркгейм, У. Джемс, Ч. Кули, Р. Мертон, Дж. Г. Мид, Т. Парсонс, Ж. Пиаже, Г. Тард, З. Фрейд, Э. Эриксон и др., а также отечественные исследователи, такие как Г.М. Андреева, Н.И. Андреенкова, А.И. Ковалева, И.С. Кон, В.А. Луков и др.
Понятие «зрелость» рассматривали такие ученые как: Б.Г. Ананьев, А.С. Бакулина, Г. Олпорт, Ф. Перлз, К. Роджерс.
Социальный инфантилизм с позиций социализации и социальной зрелости личности изучали Б.Г. Ананьев, А.С. Бакулина, С.Г. Вершловский, И.С. Кон, Ю.А. Косолапов, В.С. Могун.
Анализ изученных работ показывает, что практически не изучена проблема социальной зрелости в аспектах особенностей, черт характера личности.
Объектом исследования является молодежь города Челябинска в возрасте от 20 до 35 лет. В качестве предмета исследования выступает социальная зрелость молодежи.
Целью выпускной квалификационной работы является теоретический и эмпирический анализ социальной зрелости. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: проанализировать основные теоретические подходы к анализу процесса социализации; выделить критерии социальной зрелости личности; проанализировать уровень ответственности как главный критерий социальной зрелости; рассмотреть жизненную позицию молодежи.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка литературы.
При написании выпускной квалификационной работы для рассмотрения сущности социальной зрелости нам необходимо было изучить сам процесс становления и развития личности - социализации. Комплексное раскрытие теорий становления и развития личности и изучение различных подходов к периодизации и аспектам процесса социализации позволило нам провести анализ процесса становления индивида социализированной, зрелой личностью, раскрыть сущность и выделить основные составляющие и критерии данного понятия, что является необходимостью для нашего эмпирического исследования социальной зрелости молодежи в г. Челябинске. В соответствии с полученными критериями был разработан инструмент социологического исследования. Задачей являлось как можно более точно измерить данные характеристики социальной зрелости респондентов. В первую очередь мы изучили отношение и положение респондентов в родительских семьях, т.к. семья является первичным и самым главным институтом социализации, и на этой основе составили несколько типологий для использования их в качестве факторных переменных.
Каждый критерий был рассмотрен по разным категориям респондентов. Так, на уровень ответственности наибольшое влияние оказывает воспитание. Респонденты, постоянно помогающие родителям в детстве, в большей степени проявляют самостоятельность и ответственность. Также уровень ответственности зависит от условий проживания. Высокий уровень ответственности наблюдается у респондентов, проживающих со своей семье, средний - у тех, кто проживает одними, а низкий свойственен иждивенцам. Говоря о позиции иждивенчества, женщины более склонны к такому типу существования.
Социальная активность респондентов, выражающаяся в инициативном участии в общественно значимой деятельности, по всем категориям неоднозначна. Респонденты достаточно исполнительны, но менее инициативные. При этом работающие менее подвержены прокрастинации, чем студенты и неработающие. А младшая возрастная группа (до 25 лет) менее исполнительна, чем старшие, что обусловлено родом деятельности данных групп. Мужчины чаще хотят быть лидерами, чем женщины.
В целом просоциальная направленность респондентов характеризуется положительно, за исключением таких черт характера как конфликтность, т.е. большинству важнее доказать свою правоту, чем сгладить конфликт, и несколько нетолерантное отношение к представителям нетрадиционной сексуальной ориентации, что в российской действительности не вызывает удивления, однако мы важно отметить, что чуть меньше трети респондентов могут проявлять терпимость к людям иных взглядов, поведения и образа жизни.
Жизненная позиция респондентов различается в зависимости от возраста и условий проживаний. Младшая возрастная группа и респонденты старших групп, проживающих с родителями, проявляют сильнейшую неустойчивость представлений о будущем. Если первые проходят через естественный этап самоопределения, то о вторых можно говорить как о социально инфатильных личностях, т.к. у них данный процесс явно затянулся. Многие респонденты признаются, что они склонны к лени, но признание собственной безответственности и несамостоятельности дается далеко не всем.
Момент, который был интересен нам, влияют ли каким-либо образом на социальную зрелость детские увлечения, что в литературе названо «кидалтизмом» и имеет негативный окрас. В ходе исследования мы выяснили, что почти 70% опрошенных имеют такие увлечения и они никак не повлияли на остальные критерии социальной зрелости. Значит, данный феномен нельзя соотносить с понятием «социальный инфантилизм».
Таким образом, результаты исследований привели с следующему выводу: наибольшее влияние на становление зрелой, социализированной личностью оказывает семья.
Каждый критерий был рассмотрен по разным категориям респондентов. Так, на уровень ответственности наибольшое влияние оказывает воспитание. Респонденты, постоянно помогающие родителям в детстве, в большей степени проявляют самостоятельность и ответственность. Также уровень ответственности зависит от условий проживания. Высокий уровень ответственности наблюдается у респондентов, проживающих со своей семье, средний - у тех, кто проживает одними, а низкий свойственен иждивенцам. Говоря о позиции иждивенчества, женщины более склонны к такому типу существования.
Социальная активность респондентов, выражающаяся в инициативном участии в общественно значимой деятельности, по всем категориям неоднозначна. Респонденты достаточно исполнительны, но менее инициативные. При этом работающие менее подвержены прокрастинации, чем студенты и неработающие. А младшая возрастная группа (до 25 лет) менее исполнительна, чем старшие, что обусловлено родом деятельности данных групп. Мужчины чаще хотят быть лидерами, чем женщины.
В целом просоциальная направленность респондентов характеризуется положительно, за исключением таких черт характера как конфликтность, т.е. большинству важнее доказать свою правоту, чем сгладить конфликт, и несколько нетолерантное отношение к представителям нетрадиционной сексуальной ориентации, что в российской действительности не вызывает удивления, однако мы важно отметить, что чуть меньше трети респондентов могут проявлять терпимость к людям иных взглядов, поведения и образа жизни.
Жизненная позиция респондентов различается в зависимости от возраста и условий проживаний. Младшая возрастная группа и респонденты старших групп, проживающих с родителями, проявляют сильнейшую неустойчивость представлений о будущем. Если первые проходят через естественный этап самоопределения, то о вторых можно говорить как о социально инфатильных личностях, т.к. у них данный процесс явно затянулся. Многие респонденты признаются, что они склонны к лени, но признание собственной безответственности и несамостоятельности дается далеко не всем.
Момент, который был интересен нам, влияют ли каким-либо образом на социальную зрелость детские увлечения, что в литературе названо «кидалтизмом» и имеет негативный окрас. В ходе исследования мы выяснили, что почти 70% опрошенных имеют такие увлечения и они никак не повлияли на остальные критерии социальной зрелости. Значит, данный феномен нельзя соотносить с понятием «социальный инфантилизм».
Таким образом, результаты исследований привели с следующему выводу: наибольшее влияние на становление зрелой, социализированной личностью оказывает семья.
Подобные работы
- Социальная зрелость и инфантилизм современной молодежи (на примере Санкт-Петербурга)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2021 - УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4450 р. Год сдачи: 2021 - Особенности социальной работы с безработной молодежью
(на примере ТКУ «Центр занятости населения Улуг-Хемского района»)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Педагогические условия воспитания социальной ответственности у студентов негосударственного вуза
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - Организация досуга молодёжи как социальная проблема на примере Монгун-Тайгинского кожууна
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Государственная молодежная политика в контексте реализации социальных потребностей современной российской молодежи
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МОЛОДЫХ КАК СУБЪЕКТОВ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ: КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Социально- психологическая работа с молодежью в условиях современной социо-культурной ситуации
Курсовые работы, социология. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2022





