ВВЕДЕНИЕ 3
1 НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 6
1.1 Система финансового контроля РФ 6
1.2 Налоговый контроль: содержание и виды 20
2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ 37
2.1 Анализ структуры и динамики налоговых проверок 37
2.2 Анализ финансовых результатов налоговых проверок 50
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ 63
3.1 Направление совершенствования организации налогового контроля 63
3.2 Х-мера как условие повышения эффективности налогового контроля 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 86
Актуальность темы исследования. В настоящее время необходимым условием существования любого государства является четко организованная система налогообложения. От эффективности налоговых органов зависит состояние бюджета, следовательно, и благосостояние страны.
Именно поэтому, создание эффективной системы контроля за налоговыми доходами в бюджетную систему государства, входит в число главнейших задач общей социально-экономической политики. Создание прочной финансовой системы невозможно без создания эффективной системы налогового контроля, призванной обеспечить финансовые интересы государства одновременно соблюдая права налогоплательщиков.
Для обеспечения этих функций была создана Федеральная налоговая служба. Налоговый контроль является важнейшим методом надзора за выполнением обязанности по уплате в бюджет налоговых платежей. Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений, а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство. От четкой и грамотной организации налоговой службы, функционирования эффективной системы налогового контроля, в конечном итоге, зависит успех дальнейшего развития рыночной экономики. Цель исследования.
Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию организации налогового контроля.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и виды налогового контроля;
2. Провести анализ структры и динамики налоговых проверок Межрайонной
инспекции ФНС России № 10 по крупнейшим налогоплательшикам по
Челябинской области.
3. провести анализ финансовых результатов налоговых проверок Межрайонной
инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Челябинской области;
4. определить основные направления совершенствования организации налогового контроля;
Объект исследования. Территориальный орган ФНС России - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 10 по Челябинской области.
Предметом исследования является совокупность экономических, организационных и управленческих отношений, возникающих в сфере налогового контроля при взаимодействии с налогоплательщиками и другими налоговыми органами.
Теоретико-методологической основой работы являются труды отечественных ученых по теории финансового и налогового права, научно- практические материалы методических рекомендаций Федеральной налоговой службы и Министерства финансов Российской Федерации, авторские разработки специалистов территориальных органов ФНС России по Челябинской области, законодательные и нормативные акты в сфере налогообложения, имеющие основополагающее значение для изучения сущности налогового контроля.
В ходе исследования применялись аналитический, логико-структурный подходы, использовались статистические и графические методы обработки и предоставления информации, а так же сравнительный, экономический анализ.
Информационная база. Информационную базу исследования составили отчетные документы Федеральной налоговой службы, Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства, монографические материалы, публикации специализированных экономических изданий, а также статистические и отчетные данные Управления ФНС России по Челябинской области, Межрайонной ИФНС России по Челябинской области и Министерства финансов Челябинской области.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования предложенных автором мероприятий по усовершенствованию налогового контроля в других территориальных органах ФНС по субъектам Российской Федерации.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цели и задачи работы, предоставляются объект и предмет исследования.
В первой главе систематизированы и проанализированы основы реализации налоговыми органами полномочий в рамках налогового контроля, дана характеристика мероприятиям налогового контроля.
Во второй главе проведен анализ деятельности Федеральной налоговой службы и территориального органа - Межрайонной ИФНС России № 10 по Челябинской области.
В третьей предложены рекомендации по улучшению эффективности налогового контроля.
В заключении приводятся основные выводы.
Таким образом, финансовый контроль - это деятельность государственных и муниципальных органов, общественных организаций, различных
уполномоченных лиц, которая регулируется нормами права, а также связана с проверкой правильности, точности и своевременности формирования, распределения и использования денежных средств, главной целью которой является установление законности и эффективности осуществления финансово-экономической деятельности.
Финансовый контроль является самостоятельным направлением деятельности механизма государства, регулирующего общественные отношения между участниками бюджетного процесса. Основной функцией финансового контроля является обеспечение нормального функционирования бюджетной системы. Проблема организации финансового контроля сложна и многогранна. Основная цель современной России заключается в принятии федеральных законов предотвращающих нарушения при использовании бюджетных средств путем противодействия коррупции, которая будет зависеть от эффективности работы внешнего, внутреннего государственного и муниципального финансового контроля.
В соответствии со ст. 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах, установленных Налоговым кодексом РФ.
Налоговый контроль - составная часть финансового контроля, так как денежные отношения, возникающие при формировании и использовании финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы, являются объектами финансового контроля; органы, осуществляющие налоговый контроль выступают от имени государства; совпадение целей финансового и налогового контроля.
По результатам анализа структуры и динамики налоговых проверок в 2015-2017 гг. можно заключить, что за анализируемый период произошло существенное снижение проверок, проведенных Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Челябинской области: общее количество проверок сократилось на 120 или на 7 % по сравнению с 2017 г. В структуре налоговых проверок наибольший удельный вес приходится на камеральные проверки. Количество проведенных камеральных проверок за 2017 г. снизилось на 184 единиц или на 22,3% по сравнению с 2015 г. Количество выездных налоговых проверок снизилось в 2017 г. на 2 единиц или на 11,9 % по сравнению с 2015 г. В 2016 году происходит снижение количества проверок в расчете на одного сотрудника отдела. Количество камеральных проверок в 2016 году по сравнению с 2015 годом уменьшается по всем видам налогов: по НДС происходит уменьшение на 27 проверок или на 3,15%; по налогу прибыль снижение составляет 56 проверок или 6,22%; по иным налогам - снижение на 26 проверок или 26,53%.
В 2017 году по сравнению с 2015 годом наблюдается рост сумм доначисления налогов, пени и санкций по результатам камеральных и выездных проверок на 243437 тыс.руб. или на 24,7%. При этом сумма доначислений по результатам камеральных проверок возросла на 140905 тыс.руб. и составила 332640 тыс.руб. Относительный рост суммы доначислений по результатам камеральных проверок составил 135,74%, т.е. рост, по сравнению с 2015 годом произошел почти в полтора раза. Сумма доначислений по результатам выездных проверок возросла на 268012 тыс.руб. и составила 1101070 тыс.руб. Относительный рост суммы доначислений по результатам выездных проверок составил 32,17%, т.е. рост, по сравнению с 2015 годом произошел на одну треть.
Из общей суммы доначисленных платежей основные доначисления произведены по налогу на добавленную стоимость - 448195 тыс. руб. в 2015 году, 580967 тыс.руб. в 2016 году и 514317 тыс. руб. в 2017 году, при этом доля доначислений по НДС в общей сумме доначислений составляет 46%, 42% и 42,2% соответственно в 2015, 2016 и 2017 году. По налогу на прибыль организаций сумма доначислений составила 302044 тыс. руб. (31 %) в 2015 году, 373479 тыс.руб. (27%) в 2016 году и 332640 тыс.руб. в 2017 году. Необходимо отметить рост доначислений по иным налогам в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 204711 тыс.руб. или на 91,35% и доначислений за 2017 год по сравнению с 2015 годом - 61036 тыс.руб. Доля доначислений по иным налогам также показывает рост и составляет 41% в 2017 году. В целом по доначисленным сумма можно заключить, что происходит рост сумм доначислений по всем видам налогов в 2016 году по сравнению с 2015 годом.
По результатам выездных и камеральных налоговых проверок в бюджет поступило (взыскано) дополнительно начисленных платежей на сумму 728308 тыс. руб., что на 0,87 %, или на 6357 тыс. руб. меньше, чем в 2015 г. и на 7231 больше чем в 2017 г. Уровень взыскания налоговых платежей по результатам выездных и камеральных налоговых проверок, решения по которым вступили в силу, составил 52,7 %, тогда как в 2015 году этот показатель составлял 75,4%. Указанная тенденция свидетельствует о том, что финансовые результаты налоговых проверок в 2017 году по сравнению с 2015 и 2016 годами значительно ухудшаются
В ходе дипломной работы были определены основные направления совершенствования налогового контроля для Межрайонной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Челябинской области.
В качестве Х-меры по повышению эффективности налогового контроля для Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Челябинской области рассмотрена такая мера, как улучшение процесса планирования выездных налоговых проверок.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51- ФЗ (с изм. и доп. от 12.04.2014).
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14- ФЗ (с изм. и доп. от 12.04.2014).
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (с изм. и доп.от 05.05.2014).
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146- ФЗ (с изм. и доп. от 26.03.2014).
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117- ФЗ (с изм. и доп. от 01.01.2014).
Таможенный кодекс Таможенного союза (с изм. и доп. от 08.05.2015).
Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 (ред. от 03.07.2016) «О налоговых органах Российской Федерации».
Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов.
Письмо Минфина России от 25.05.2012 N 03-03-06/1/278 «Об обязанности налогоплательщика по хранению документов, подтверждающих объем понесенных убытков».
Книги, монографии статьи в научных журналах
Афанасьева Л.В. Проблемы налогового контроля: учеб, пособие / Л.В. Афанасьева. - Челябинск: Изд-во СПбГЭУ, 2014. - №33. - 204 с.
Баумштейн С.Н. Налоговая система России: проблемы, анализ, решение: учеб, пособие / С.Н. Баумштейн. - Москва: Электрон, 2015. - 388 с.
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Грачева Е.Ю. Финансовый контроль: учебник / под ред. Е.Ю. Грачевой - Москва: Издательский дом «Камерон», 2014. - 270 с.
Евстигнеева Е.Н. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство: учебник для бакалавров всех форм обучения по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / под ред. Е.Н. Евстигнеевой - Челябинск: Мысль, 2014. - 399 с.
Карогод В.С. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Аудит и налоговый учет» / под ред. В.С. Карагод, В.В. Худолеева. - Москва: ФОРУМ, 2014. - 169 с.