Совершенствование коммерческой деятельности предприятия ООО «Объединение «Союзпищепром» в условиях импортозамещения
|
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 8
1.1 Понятие, цели, задачи коммерческой деятельности 8
1.2 Анализ коммерческой деятельности торгового предприятия 13
1.3 Специфика коммерческой деятельности в условиях импортозамещения,
анализ рынка 19
1.4 Сравнение отечественного и зарубежного опыта организации
коммерческой деятельности 30
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ОБЪЕДИНЕНИЕ
«СОЮЗПИЩЕПРОМ» 35
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия 35
2.2 Анализ основных экономических показателей коммерческой
деятельности предприятия 40
2.3 Анализ коммерческой деятельности по закупу 52
2.4 Анализ коммерческой деятельности по сбыту 56
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОММЕРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ОБЪЕДИНЕНИЕ «СОЮЗПИЩЕПРОМ» 63
3.1 Создание высокотехнологического безотходного производства глубокой переработки зерна на базе ООО «Объединение
«Союзпищепром» 63
3.2 Ребрендинг торговой марки предприятия и создание новой торговой
марки эконом-сегмента 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 77
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Организационная структура ООО «Объединение «Союзпищепром» 81
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 8
1.1 Понятие, цели, задачи коммерческой деятельности 8
1.2 Анализ коммерческой деятельности торгового предприятия 13
1.3 Специфика коммерческой деятельности в условиях импортозамещения,
анализ рынка 19
1.4 Сравнение отечественного и зарубежного опыта организации
коммерческой деятельности 30
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ОБЪЕДИНЕНИЕ
«СОЮЗПИЩЕПРОМ» 35
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия 35
2.2 Анализ основных экономических показателей коммерческой
деятельности предприятия 40
2.3 Анализ коммерческой деятельности по закупу 52
2.4 Анализ коммерческой деятельности по сбыту 56
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОММЕРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ОБЪЕДИНЕНИЕ «СОЮЗПИЩЕПРОМ» 63
3.1 Создание высокотехнологического безотходного производства глубокой переработки зерна на базе ООО «Объединение
«Союзпищепром» 63
3.2 Ребрендинг торговой марки предприятия и создание новой торговой
марки эконом-сегмента 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 77
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Организационная структура ООО «Объединение «Союзпищепром» 81
Успешная работа торговых предприятий возможна с развитием и совершенствованием коммерческой деятельности, функции которой связаны с куплей-продажей товаров. Купля-продажа товаров у поставщиков, строящаяся на коммерческой основе, не исчерпывает всего многообразия процессов коммерческой деятельности. Речь должна идти о комплексности коммерческой деятельности, охватывающей производство, продвижение, распределение и реализацию продукции.
Для коммерческих структур критерием эффективности является максимизация прибыли. Прибыль образуется в результате реализации продукции, которая возможна при наиболее полном удовлетворении спроса в разнообразных товарах и услугах достойного качества, с наименьшими затратами времени и средств, в благоприятной обстановке, с предоставлением сервисных услуг, при высокой профессиональной квалификации обслуживающего персонала. Следовательно, коммерческая деятельность начинается с решения задач социального характера, а экономическая эффективность определяется как результат от решения социальной миссии.
В связи со сложившейся геополитической и экономической обстановкой в стране стратегия импортозамещения в сфере агропромышленного комплекса стала приоритетной в развитии регионов Российской Федерации. Главная её цель - стимулирование роста, модернизации и эффективности деятельности отечественных производителей за счёт освоения выпуска новых конкурентоспособных видов продукции. Неотъемлемой частью реализации стратегии импортозамещения является применение инноваций и последних достижений научно-технического прогресса, переход к производству наукоёмкой и высокотехнологичной продукции.
На сегодняшний день основной причиной активного внедрения политики импортозамещения является наличие потенциальной угрозы национальной безопасности страны из-за высокого уровня импортозависимости. По оценкам Министерства промышленности и торговли России, в некоторых отраслях промышленности уровень зависимости российской экономики от импорта составляет более 80%.
Импортозамещение послужит толчком для развития отечественной промышленности, а значит, пойдет на пользу не только конкретному предприятию, но и отрасли и государству в целом.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в разработке предложений по совершенствованию коммерческой деятельности предприятия ООО «Объединение «Союзпищепром» в условиях импортозамещения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) рассмотреть теоретические аспекты организации коммерческой деятельности производственного предприятия;
2) проанализировать рынок и рассмотреть специфику коммерческой деятельности в условиях импортозамещения;
3) сравнить отечественный и зарубежный опыт организации коммерческой деятельности на производственно-коммерческих предприятиях;
4) дать общую характеристику деятельности предприятия ООО «Объединение «Союзпищепром», проанализировать основные показатели и коммерческую деятельность предприятия по закупу и по сбыту;
5) разработать мероприятия по совершенствованию коммерческой деятельности на предприятие ООО «Объединение «Союзпищепром».
Объектом исследования выступает Общество с ограниченной ответственностью «Объединение «Союзпищепром». При выполнении исследования были использованы монографические, программно-целевые, экономико-статистические, математические методы, использовалась научная, учебная, нормативно-справочная, периодическая литература по теме исследования и статистические материалы.
Предметом изучения данной выпускной квалификационной работы является совершенствование коммерческой деятельности предприятия ООО «Объединение «Союзпищепром» в условиях импортозамещения.
Структура выпускной квалификационной работы представлена следующим образом.
Во введение говорится об актуальности выбранной темы исследования, определены объект и предмет, цели и задачи работы.
В первом разделе работы рассмотрены теоретические аспекты организации коммерческой деятельности производственно-коммерческого предприятия: понятие, цели и задачи коммерческой деятельности. Проанализированы показатели эффективности деятельности предприятия. На основе анализа рынка, выявлена специфика коммерческой деятельности в условиях импортозамещения. Представлена сравнительная характеристика отечественного и зарубежного опыта организации коммерческой деятельности на производственно-торговых предприятиях.
Во втором разделе проанализирована деятельность предприятия ООО «Объединение «Союзпищепром». Дана общая характеристика деятельности предприятия, проанализирована закупочная деятельность и деятельность по продаже товаров, проанализированы основные показатели деятельности, выявлены проблемы в коммерческой деятельности предприятия.
В третьем разделе выпускной квалификационной работы разработаны экономически обоснованные рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности предприятия ООО «Объединение «Союзпищепром» в условиях импортозамещения.
В заключении сделан вывод о проделанной работе.
Для коммерческих структур критерием эффективности является максимизация прибыли. Прибыль образуется в результате реализации продукции, которая возможна при наиболее полном удовлетворении спроса в разнообразных товарах и услугах достойного качества, с наименьшими затратами времени и средств, в благоприятной обстановке, с предоставлением сервисных услуг, при высокой профессиональной квалификации обслуживающего персонала. Следовательно, коммерческая деятельность начинается с решения задач социального характера, а экономическая эффективность определяется как результат от решения социальной миссии.
В связи со сложившейся геополитической и экономической обстановкой в стране стратегия импортозамещения в сфере агропромышленного комплекса стала приоритетной в развитии регионов Российской Федерации. Главная её цель - стимулирование роста, модернизации и эффективности деятельности отечественных производителей за счёт освоения выпуска новых конкурентоспособных видов продукции. Неотъемлемой частью реализации стратегии импортозамещения является применение инноваций и последних достижений научно-технического прогресса, переход к производству наукоёмкой и высокотехнологичной продукции.
На сегодняшний день основной причиной активного внедрения политики импортозамещения является наличие потенциальной угрозы национальной безопасности страны из-за высокого уровня импортозависимости. По оценкам Министерства промышленности и торговли России, в некоторых отраслях промышленности уровень зависимости российской экономики от импорта составляет более 80%.
Импортозамещение послужит толчком для развития отечественной промышленности, а значит, пойдет на пользу не только конкретному предприятию, но и отрасли и государству в целом.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в разработке предложений по совершенствованию коммерческой деятельности предприятия ООО «Объединение «Союзпищепром» в условиях импортозамещения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) рассмотреть теоретические аспекты организации коммерческой деятельности производственного предприятия;
2) проанализировать рынок и рассмотреть специфику коммерческой деятельности в условиях импортозамещения;
3) сравнить отечественный и зарубежный опыт организации коммерческой деятельности на производственно-коммерческих предприятиях;
4) дать общую характеристику деятельности предприятия ООО «Объединение «Союзпищепром», проанализировать основные показатели и коммерческую деятельность предприятия по закупу и по сбыту;
5) разработать мероприятия по совершенствованию коммерческой деятельности на предприятие ООО «Объединение «Союзпищепром».
Объектом исследования выступает Общество с ограниченной ответственностью «Объединение «Союзпищепром». При выполнении исследования были использованы монографические, программно-целевые, экономико-статистические, математические методы, использовалась научная, учебная, нормативно-справочная, периодическая литература по теме исследования и статистические материалы.
Предметом изучения данной выпускной квалификационной работы является совершенствование коммерческой деятельности предприятия ООО «Объединение «Союзпищепром» в условиях импортозамещения.
Структура выпускной квалификационной работы представлена следующим образом.
Во введение говорится об актуальности выбранной темы исследования, определены объект и предмет, цели и задачи работы.
В первом разделе работы рассмотрены теоретические аспекты организации коммерческой деятельности производственно-коммерческого предприятия: понятие, цели и задачи коммерческой деятельности. Проанализированы показатели эффективности деятельности предприятия. На основе анализа рынка, выявлена специфика коммерческой деятельности в условиях импортозамещения. Представлена сравнительная характеристика отечественного и зарубежного опыта организации коммерческой деятельности на производственно-торговых предприятиях.
Во втором разделе проанализирована деятельность предприятия ООО «Объединение «Союзпищепром». Дана общая характеристика деятельности предприятия, проанализирована закупочная деятельность и деятельность по продаже товаров, проанализированы основные показатели деятельности, выявлены проблемы в коммерческой деятельности предприятия.
В третьем разделе выпускной квалификационной работы разработаны экономически обоснованные рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности предприятия ООО «Объединение «Союзпищепром» в условиях импортозамещения.
В заключении сделан вывод о проделанной работе.
Предприятие ООО «Объединение «Союзпищепром» сохраняет стабильное положение на рынке по производству высококачественной и безопасной продукции благодаря применению контрольных мер по устранению рисков путем организации обратной связи с потребителем. Основным видом деятельности челябинского ООО «Объединение «Союзпищепром» являются производство макаронных изделий под торговыми марками «Ц,арь», «Союзпищепром», муки под торговой маркой «Ц,арь», крупяных изделий и зерновых изделий для завтраков под торговой маркой «Ц,арь»
Продукция предприятия конкурентоспособна в Америке, Индии, Израиле и Китае. Объединение сотрудничает со странами СНГ и со странами дальнего зарубежья.
Постоянный и ощутимый рост импортных закупок сырья и продовольствия останавливает развитие нашего российского рынка. Высокими темпами растут не только объемы, но и стоимость продовольственного импорта. Россия, обладающая высоким потенциалом в развитии сельского хозяйства, воспринимается мировым сообществом, как страна, более ориентированная на экспорт сырья и углеводородов, нежели на развитие собственного, в том числе и аграрного производства.
Импортозамещение выступает важнейшим фактором достижения утраченной продовольственной безопасности, одной из наиболее вероятных и оправданных стратегий экономического роста и развития аграрного рынка России. Поэтому замена импортных товаров послужит толчком для развития отечественной промышленности, а значит, пойдет на пользу не только конкретному предприятию, но и отрасли и государству в целом.
В настоящее время особое внимание специалистов пищевой отрасли России направлено на разработку технологий отечественных конкурентоспособных пищевых продуктов и ингредиентов, что позволит снизить зависимость от импорта и обеспечить потребности населения в качественном продовольствии.
На современных хлебопекарных предприятиях используется значительное количество импортных ингредиентов и улучшителей, способствующих ускорению технологического процесса, корректирующих качество основного сырья и придающих хлебобулочным изделиям профилактические свойства.
Успешная работа предприятий торговли возможна с развитием и совершенствованием коммерческой деятельности, функции которой связаны с куплей-продажей товаров. От эффективности коммерческой деятельности зависит основной результат деятельности предприятий - финансовая устойчивость, рентабельность, максимальное удовлетворение требований потребителей и др.
Основным инструментом оценки эффективности деятельности торгового предприятия является сравнительный анализ показателей в динамике и в сопоставлении с конкурентами.
Финансовое положение и результаты деятельности ООО «Объединение «Союзпищепром» за 2014-2015 гг. характеризуют такие показатели:
- коэффициенты ликвидности полностью соответствуют нормативным значениям. Это говорит об удовлетворительной структуре активов и пассивов и платежеспособности организации;
- по результатам анализа показателей финансовой устойчивости, за 2014-2015 гг. выявлено, что сохраняется устойчивое финансовое положение предприятия. Предприятие практически не нуждается в краткосрочном кредитовании. Собственные средства и приравненные к ним долгосрочные заемные средства полностью покрывают запасы и затраты. Текущие активы превышают кредиторскую задолженность;
- при оценки рентабельности выяснилось, что каждый рубль, вложенный в основные фонды и материально-производственные запасы в 2015 г., обеспечил предприятию получение прибыли от продаж в размере 0,12 рубля (в 2014 г. - 0,24 руб.). Кроме того, в отчетном периоде, с каждого рубля, вложенного в активы, предприятие получило чистую прибыль в размере 0,04 руб. (4 коп.), что на 3 коп. больше чем в 2014 году (1 коп. или 0,01 руб.).
В рамках выпускной квалификационной работы разработаны рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности предприятия в условиях импортозамещения на основе внедрения безотходного производства глубокой переработки зерна на базе ООО «Объединение «Союзпищепром». Примерные затраты на нововведение составят 980 тыс. руб.
В результате глубокой переработки зерна можно получать не только природные и модифицированные крахмалы, патоку, глюкозно-фруктозные сиропы, сухую клейковину, кукурузный глютен, отруби, используемые для производства кормовых добавок, глюкозу, сахарозаменители, но и продукты биотехнологий: биотопливо, органические кислоты, аминокислоты и биопластики.
Предприятие-производитель может регулировать объемы выпускаемой продукции на различных этапах, что позволяет адаптировать производственный процесс к текущим требованиям рынка и повысить экономическую эффективность производства.
Также в рамках выпускной квалификационной работы для совершенствования коммерческой деятельности предприятия ООО «Объединение «Союзпищепром» было предложено провести ребрендинг торговой марки «Союзпищепром» и торговой марки «Царь» и создать новую торговую марку эконом-сегмента.
Наличие торговой марки дает предприятию-производителю дополнительный инструмент для территориального расширения в новые регионы, привлечения новых клиентов, совершенствования продуктового ряда и оказания новых видов услуг.
Затраты на данное мероприятие составят примерно 420 тыс. руб., а в итоге принесет предприятию увеличение товарооборота на 5-7% (10 млн руб.) и повысит доверие и лояльность к торговым маркам.
Продукция предприятия конкурентоспособна в Америке, Индии, Израиле и Китае. Объединение сотрудничает со странами СНГ и со странами дальнего зарубежья.
Постоянный и ощутимый рост импортных закупок сырья и продовольствия останавливает развитие нашего российского рынка. Высокими темпами растут не только объемы, но и стоимость продовольственного импорта. Россия, обладающая высоким потенциалом в развитии сельского хозяйства, воспринимается мировым сообществом, как страна, более ориентированная на экспорт сырья и углеводородов, нежели на развитие собственного, в том числе и аграрного производства.
Импортозамещение выступает важнейшим фактором достижения утраченной продовольственной безопасности, одной из наиболее вероятных и оправданных стратегий экономического роста и развития аграрного рынка России. Поэтому замена импортных товаров послужит толчком для развития отечественной промышленности, а значит, пойдет на пользу не только конкретному предприятию, но и отрасли и государству в целом.
В настоящее время особое внимание специалистов пищевой отрасли России направлено на разработку технологий отечественных конкурентоспособных пищевых продуктов и ингредиентов, что позволит снизить зависимость от импорта и обеспечить потребности населения в качественном продовольствии.
На современных хлебопекарных предприятиях используется значительное количество импортных ингредиентов и улучшителей, способствующих ускорению технологического процесса, корректирующих качество основного сырья и придающих хлебобулочным изделиям профилактические свойства.
Успешная работа предприятий торговли возможна с развитием и совершенствованием коммерческой деятельности, функции которой связаны с куплей-продажей товаров. От эффективности коммерческой деятельности зависит основной результат деятельности предприятий - финансовая устойчивость, рентабельность, максимальное удовлетворение требований потребителей и др.
Основным инструментом оценки эффективности деятельности торгового предприятия является сравнительный анализ показателей в динамике и в сопоставлении с конкурентами.
Финансовое положение и результаты деятельности ООО «Объединение «Союзпищепром» за 2014-2015 гг. характеризуют такие показатели:
- коэффициенты ликвидности полностью соответствуют нормативным значениям. Это говорит об удовлетворительной структуре активов и пассивов и платежеспособности организации;
- по результатам анализа показателей финансовой устойчивости, за 2014-2015 гг. выявлено, что сохраняется устойчивое финансовое положение предприятия. Предприятие практически не нуждается в краткосрочном кредитовании. Собственные средства и приравненные к ним долгосрочные заемные средства полностью покрывают запасы и затраты. Текущие активы превышают кредиторскую задолженность;
- при оценки рентабельности выяснилось, что каждый рубль, вложенный в основные фонды и материально-производственные запасы в 2015 г., обеспечил предприятию получение прибыли от продаж в размере 0,12 рубля (в 2014 г. - 0,24 руб.). Кроме того, в отчетном периоде, с каждого рубля, вложенного в активы, предприятие получило чистую прибыль в размере 0,04 руб. (4 коп.), что на 3 коп. больше чем в 2014 году (1 коп. или 0,01 руб.).
В рамках выпускной квалификационной работы разработаны рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности предприятия в условиях импортозамещения на основе внедрения безотходного производства глубокой переработки зерна на базе ООО «Объединение «Союзпищепром». Примерные затраты на нововведение составят 980 тыс. руб.
В результате глубокой переработки зерна можно получать не только природные и модифицированные крахмалы, патоку, глюкозно-фруктозные сиропы, сухую клейковину, кукурузный глютен, отруби, используемые для производства кормовых добавок, глюкозу, сахарозаменители, но и продукты биотехнологий: биотопливо, органические кислоты, аминокислоты и биопластики.
Предприятие-производитель может регулировать объемы выпускаемой продукции на различных этапах, что позволяет адаптировать производственный процесс к текущим требованиям рынка и повысить экономическую эффективность производства.
Также в рамках выпускной квалификационной работы для совершенствования коммерческой деятельности предприятия ООО «Объединение «Союзпищепром» было предложено провести ребрендинг торговой марки «Союзпищепром» и торговой марки «Царь» и создать новую торговую марку эконом-сегмента.
Наличие торговой марки дает предприятию-производителю дополнительный инструмент для территориального расширения в новые регионы, привлечения новых клиентов, совершенствования продуктового ряда и оказания новых видов услуг.
Затраты на данное мероприятие составят примерно 420 тыс. руб., а в итоге принесет предприятию увеличение товарооборота на 5-7% (10 млн руб.) и повысит доверие и лояльность к торговым маркам.





