Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТАНАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ И НАРРАТИВЫ В СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРЕ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА)

Работа №19715

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы73
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
608
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1. Теоретические основы танатологических исследований в контексте
изучения городской культуры 10
1.1 Теоретические основы танатологического дискурса в современной научной среде 10
1.1.1. Г уманитарная танатология в качестве отдельной области знаний 10
1.1.2. Опыт исследования танатологических практик в России и в мире 18
1.1.3. Танатологические нарративы и тексты в контексте исследований
города 25
1.2. Связь терминов «танатологические практики», «танатологические нарративы» и «городская культура» 29
1.2.1. Средовой подход в urban studies 29
1.2.2. Вопросы терминологии в современной гуманитарной танатологии.... 31
2. Исследование танатологических нарративов в современной городской
культурной среде 34
2.1. Контент-анализ как метод изучения нарративов в пространстве города 34
2.2. Анализ танатологических нарративов в культурной среде города
Красноярска 42
Заключение 48
Список использованных источников 50
Приложение


Актуальность темы исследования
Красноярск - город, обладающий особенной культурной и политической ролью. В связи с развитием городской культуры, проведением мероприятий высокого уровня и подготовкой к XXIX Всемирной зимней универсиаде 2019 года, город находится в поиске собственного бренда. Инфраструктура города развивается стремительными темпами, растёт уровень рождаемости, город постепенно превращается в мегаполис. На территории города находятся 12 кладбищ, одно из них (Бадалыкское) является одним из самых крупных городских кладбищ за Уралом. Несмотря на рост площади, занимаемой кладбищами в городе, в нем не существует ни одного крематория, поскольку общественность выступают против строительства подобного учреждения. Вместе с тем тема смерти и умирания беспокоит горожан, что выражено в практиках социальных экологических движений протеста. Красноярцы борются против так называемого режима «чёрного неба», тем самым отказываясь от апокалиптических сценариев развития Красноярска, выступая против умирания города.
В связи с противоречием между двумя разными социальными движениями протеста (против строительства крематория и против режима «чёрного неба») и поиском культурного и политического бренда города, актуально изучить танатологическую культуру городской среды. В качестве репрезентантов такой культуры выступают нарративы танатологического содержания, выраженные объектами уличной письменной и визуальной коммуникации.
Степень изученности
Начало современному гуманитарному танатологическому знанию положили философия и психоанализ Зигмунда Фрейда. Именно он стал создателем понятия «танатос» и обозначил его как «влечение к смерти». Помимо Фрейда вопросами смерти и умирания в разное время занималось множество философов, историков, социологов, среди которых особенно выделяются Э. Фромм, Ф. Арьес, Э. Дюркгейм, М. Фуко, Ж. Бодрийяр и многие другие. Филиппом Арьесом было проведено исследование истории отношения к смерти в европейском обществе. Его труд «Человек перед лицом смерти» являются фундаментальным для гуманитарных танатологов. Эмилем Дюркгеймом был сделан важный шаг в изучении природы суицида. Наметившееся ещё в начале XX века разделение гуманитарной танатологии на суицидологию, эсхатологию, иммортологию и т.д. повлияло на её дальнейшее развитие в качестве междисциплинарной программы.
Несмотря на развитие танатологической проблематики среди западных учёных и философов, происходившее с начала XX века, до прекращения существования государства СССР проводившиеся танатологические исследования в отечественной науке носили в основном медицинский характер. Несмотря на то, что среди философов рубежа XIX-XX веков, таких как Николай Бердяев и Владимир Соловьёв, тема смерти являлась объектом осмысления, возвращение к философской танатологии в России произошло в 1990-е годы. В это время в Санкт-Петербурге начало свою деятельность Общество танатологов города Санкт-Петербурга под руководством Андрея Витальевича Демичева. С этого момента в отечественной науке наблюдается рост интереса к танатологической проблематике. Так в 2015 году в Москве был учрежден журнал «Археология русской смерти». Примерно со второй половины 2000-х годов начинают появляться кандидатские диссертации по гуманитарной танатологии.
сфере, встречаются философы, историки, литературоведы, лингвисты, антропологи, социологи, культурологи, искусствоведы, психологи и т.д. Междисциплинарный характер танатологии является причиной некоторых терминологических вопросов. Поскольку танатология для отечественной науки является достаточно молодой областью, её терминологический аппарат до сих пор до конца не разработан.
Отсутствие чёткого научного языка позволяет учёным разных дисциплин по-разному трактовать объекты изучения гуманитарной танатологии. В последнее время наблюдается расширение числа исследуемых танатологических практик. Если ранее под ними понимались, как правило, практики погребально-поминальные, то современные учёные отмечают сдвиги в понимании традиционных практик. Так под танатологическими практиками понимаются любые практики, так или иначе связанные со смертью и умиранием (иногда и с бессмертием).
Стоит обратить внимание на то, что исследования танатологических нарративов проводились и ранее, но объектами исследования становились либо особенности устной речи, либо зафиксированные письменно тексты в форме мемориальных досок, эпитафий могил, некрологов.
Проблема исследования
Анализ танатологических нарративов, как правило, не касается неформальных нарративов, выраженных в текстах и креолизованных текстах анонимного характера, содержащихся в городском пространстве. Методология существующих работ в рамках изучения танатологических нарративов опирается, как правило, на нарративный или дискурсивный анализ, при этом междисциплинарный характер гуманитарной танатологии позволяет использовать обширный набор методов и способствует более широкому взгляду на объект исследований. Подобных исследований относительно Красноярска и других сибирских городов ранее не проводилось.
Объект исследования
Танатологические нарративы городской культуры Красноярска.
Предмет исследования
Особенности танатологической культуры города Красноярска,
выраженные в танатологических нарративах.
Цель
Изучение танатологической культуры города Красноярска через исследование танатологических практик и нарративов в современной городской культуре.
Задачи
1. Изучить теорию гуманитарной танатологии;
2. Рассмотреть особенности исследований танатологических практик и танатологических нарративов;
3. Определить значение понятий «городская культура»,
«танатологические практики», «танатологические нарративы»;
4. Разобрать методологию контент-анализа;
5. Провести контент-анализ танатологических нарративов в современной городской культурной среде.
Методология исследования
Для решения задач данной выпускной квалификационной работы был применён ряд методов, включающий в себя: библиографический анализ, полевое исследование, наблюдение, анализ, экстраполяцию и интерпретацию данных. Для анализа объекта исследования использовался метод качественного контент-анализа.
Теоретическая и практическая значимость. Данное исследование может быть полезно в качестве дополнения к теоретической базе танатологического знания. Также результаты исследования могут быть использованы в качестве дополнительного расширения к существующему учебному материалу в таких курсах как: «Социология культуры», «Культура повседневности», «Анализ текстов культуры».
Структура работы
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Танатологическая культура города Красноярска представлена нарративами городской культурной среды, которые в свою очередь выражены в текстах и креолизованных текстах уличного пространства - элементами стрит-арта, надписями, граффити, стэнсил-артом. Практика создания подобных нарративов носит коммуникативный характер. Авторы, желая быть услышанными как можно более широким кругом людей, выбирают плоскости городского пространства в качестве площадки для создания надписей, адресованных всему городскому сообществу. Уличное пространство таким образом выступает в качестве публичной коммуникативной площадки, которая позволяет жителям города, оставаясь анонимными, обращаться к широкой общественности.
На стадии полевого исследования стало очевидно, какие районы города наиболее наполнены нарративами танатологического содержания, а какие - наименее. Данный факт можно объяснить тем, что в Октябрьском районе города, где было найдено наибольшее количество танатологических нарративов проживает, учится и работает большое количество молодых людей, т.к. в данном районе города находится большой кампус Сибирского федерального университета, корпусы Красноярского государственного аграрного университета и Красноярского института железнодорожного транспорта, Красноярский базовый медицинский колледж им. В. М. Крутовского, Красноярский колледж отраслевых технологий и предпринимательства и Красноярский колледж радиоэлектроники и информационных технологий.
Проведённый контент-анализ показал, что озабоченные различными социальными и экологическими проблемами горожане используют городское пространство в качестве площадки для коммуникации, высказывания мнений и демонстрации обеспокоенности будущим города.
повелительного наклонения и формы личного местоимения «ты». Такой приём принуждает прохожих к невольному и, чаще всего, одностороннему коммуникативному акту. Обнаруженные грамматические ошибки, использование жаргонных и сленговых слов указывает на то, что авторами зачастую являются молодые люди. Посыл танатологических нарративов разнится от угроз до примирения. Для авторов нарративов важен опосредованный коммуникативный контакт с жителями города. С помощью использования слов положительной и нейтральной валентности, а также благодаря применению ярких цветов (зелёного, голубого, жёлтого и т.д.), среди членов городской культурной среды конструируется спокойное и осмысленное отношение к феномену смерти как обыденному факту.
В рамках данной выпускной квалификационной работы все задачи были решены, а поставленная цель достигнута.


1. Аванесов С. С. Что можно называть визуальной семиотикой? //Праксема. Проблемы визуальной семиотики. - 2014. - №. 1. - С. 10-22.
2. Аванесов С.С. Визуальная семиотика города: перспектива исследования городских текстов //Праксема. Проблемы визуальной семиотики. - 2016. - №. 4. - С. 9-22.
3. Аверьянов Л. Я. Контент-анализ. - М.: КноРус, 2007.
4. Андреевская Т.Ю. Нравственный смысл смерти в философии Владимира Соловьева //Серия “Symposium”, Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве В.С. Соловьёва. Выпуск 32 / Материалы международной конференции 14-15 февраля 2003 г. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. C. 167-172.
5. Анцибор Д. В. Эволюция фольклора на Майдане: мифологизация и атрибутивная символика //Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. - 2015. - №. 7. - С. 55-61.
6. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. - М.: Прогресс, 1992.
7. Бахтин М. Собр. соч. - М.: Русские словари, 1996. - Т. 5.
8. Беседина Е. А., Буркова Т. В. «в этом здании жил и работал.»: мемориальные доски как образ исторической памяти //Труды Исторического факультета Санкт-Петербургского университета. - 2013. - №. 16. - С. 45-67.
9. Беседина Е. А., Буркова Т. В. «Город должен говорить...»: мемориальная доска как знак коммеморации и коммуникации в социокультурном пространстве //Люди и тексты. Исторический альманах. - 2014. - №. 6. - С. 150-174.
10. Бодрийяр Ж. Город и ненависть Текст. / Ж. Бодрийяр //Логос. - 1997. - №9. - С. 107-116.
11. Бодрийяр Ж. Прозрачность Зла. - М.: Добросвет, 2000.
12. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. - М.: Добросвет,
2000.
13. Бойцова О. Ю. «Не смотри их, они плохие»: фотографии похорон в русской культуре //Антропологический форум. - 2010. - №. 12. - С. 327-352.
14. Борисов Н. А. Феноменологическая модель анализа социальных представлений о смерти // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. - 2017. - Т. 21. - №. 4. - С. 582-591.
15. Варава В. В. Современная российская танатология (опыт
типологического описания) //Парадигма: философско-культурологический
альманах. - 2008. - №. 10. - С. 61-80.
16. Варава В. В. Философская танатология или просто философия? //Гуманитарные ведомости ТГПУ им. ЛН Толстого. - 2013. - №. 4 (8). С. 35-43.
17. Ворожейкин Е. П. Стратегии массовой экранной культуры //Studia Humanitatis. - 2015. - №. 3. - С. 23-36.
18. Герасимова Н. С. Смерть как визуальный продукт современности //Новый университет: Серия" Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук". - 2015. - №. 5. - С. 32-37.
19. Граффити словарь [электронный ресурс]: Russian graffiti magazine //Urban Roots. - Режим доступа: http: //urbanroots .ru/graffiti-info/graffiti-dictionary
20. Громов Д. В. Немцов мост как место символической интеракции //Антропологический форум. - 2017. - №. 32. - С. 171-202.
21. Демичев А. В. Философские и культурологические основания современной танатологии: дис. ... д. филос. наук. - Санкт-Петербург, 1997.
22. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социальная антропология: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005.
23. Дьякова Т. А. Этнокультурная основа репрезентации локальных реалий во фразеологических единицах со значением «быть близким к смерти» (на материале украинских восточнослобожанских говоров) //Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2016. - №. 3 (12). - С.47-50.
24. Дэви С. А. Леворадикальные и праворадикальные идеологии в молодёжных субкультурах: выпускная квалификационная работа бакалавра: 39.03.01 / С. А. Дэви. - Екатеринбург: УрГПУ, 2017.
25. Дюркгейм, Э. Самоубийство: социологический этюд / пер. с франц. А. Н. Ильинского; под ред. В. А. Базарова. - СПб.: Издание Н. П. Карбасникова, 1912.
26. Еремеева С. То, о чем молчим... Почему death studies не популярны в современной России? //Археология русской смерти. - 2015. - № 1. С. 33-50.
27. Ермолин Д. Пространство смерти и этнокультурная мозаика Призрена (Косово/Сербия) //Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2014. - №. 2 (32). - С. 36-56.
28. Ермолин Д. С. Конференция «Танатологические практики и нарративы в современной культуре: советский и постсоветский период» //Антропологический форум. - 2014. - №. 22. - С. 339-348.
29. Зайнулин Р. Ш., Щербакова С. А. Методы анализа структуры и динамики социально-экономических явлений и процессов //Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. - 2013. - Т. 13. - №. 3. - С. 44-47.
30.Захарова Валерия Игоревна Социокультурное пространство мегаполиса //Теория и практика общественного развития. - 2017. - №2.
31. Иваненко Е. А. Смерть, медиа и медногремящая слава (размышления о механизмах наступления смерти в медиа) //Mixtura verborum' 2017: человек и время: философский ежегодник. - 2017. - С. 75-86.
32. Ильясов Ф. Н. Феномен страха смерти в современном обществе //Социологические исследования. - 2010. - №. 9. С. 80-86.
33. Ионин Л.Г. Проблема некросоциологии //Свобода в СССР. Спб., 1997.
34. Кан С. Интервью-дискуссия: «Death studies и западная
антропология» //Археология русской смерти. - 2015. - № 1. С. 11-29.
35. Кленина Е. А., Песков А. Е. Символизация смерти и практическое без-смертие // Вестник Астраханского государственного технического университета. - 2013. - №. 1 (55). - С. 66-70.
36. Колкова Н. А. Концепт «смерть» в пословичных текстах //Вестник Оренбургского государственного университета. - 2008. - №. 11. - С. 8-15.
37. Кондратенко К. С. Философская танатология как опыт дискурсивного конструирования «онтологии смерти» //Гуманитарные и социальные науки. - 2014. - №. 2. - С. 32-39.
38. Кочнев Д. С. Социокультурные аспекты средового подхода к изучению города //Ярославский педагогический вестник. - 2016. - №6. - С. 416-419.
39. Красильников Р. Л. Эпистемологические проблемы гуманитарной танатологии //Мортальность в литературе и культуре. - М.: Новое литературное обозрение. - 2015. - С. 7-18.
40. Красильников Р.Л. Танатологические мотивы в художественной литературе (Введение в литературоведческую танатологию). - М.: Языки славянской культуры, 2015. - 488 с.
41. Лассвелл Г. Почему количественный метод? //Политическая лингвистика. - 2007. - №. 22. - С. 177-186.
42. Леви-Стросс К. Структурная антропология. - М.: ЭКСМО-Пресс,
2001.
43. Лексин В. Н. Умереть в России //Мир России. Социология. Этнология. - 2010. - Т. 19. - №. 4. С. 124-161.
44. Линч К. Образ города: пер. с англ. В. Л. Глазычева / сост. А. В. Иконников; под ред. А. В. Иконникова. М., 1982.
45. Малиновский Б. Магия, наука и религия / Пер. с англ. А.П. Хомика. - М.: Академический проект, 2015.
46. Малышева С. Ю. Проблематика смерти в социально-гуманитарных исследованиях второй половины XX века //Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2017. - Т. 159. - №. 4. - С. 1043¬1053.
47. Мемориализация внезапной смерти [электронный ресурс]:
Культура //Постнаука. - Режим доступа: https://postnauka.ru/video/ 41680
48. Миленина М. М. Некротические тексты детской субкультуры современного города //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. - №. 5. - С. 260-263.
49. Митина О. В., Евдокименко А. С. Методы анализа текста: методологические основания и программная реализация //Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. - 2010. - №40 (216). - С.29-38.
50. Мохов С. В. «Память не в камне живет»: пространство Рогожского кладбища в рассказах его посетителей //Антропологический форум. - 2014. - №. 22. -С. 249-266.
51. Мохов С. В. Ситуация с «death studies» в современной науке //Новое прошлое / The New Past. - 2016. - №. 4. С. 229-236.
52. Мохов С.В. Смерть как проблема исследования в социальной и исторической антропологии: генезис идей //Журнал социологии и социальной антропологии. - 2016. - Том XIX. - № 3 (86). - С. 171-178.
53. Мусин М. 3. Танатологический практикум //Вестник социально-политических наук. - 2009. - №. 9. - С. 37-40.
54. Ниббриг К. Л. X. Эстетика смерти/ пер. с нем. А. Белобратова. - СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2005.
55. Онипко К. Бытование некролога в социальном порядке небольшого города //Археология русской смерти. - 2016. - №. 2. - С. 156-174.
56. Орлова Э. А. Современная городская культура и человек. - М.: Наука, 1987.
57. Павленко А. А. Смерть в структуре тезауруса современной культуры России : дис. ... канд. культурологии. - Комсомольск-на-Амуре, 2014.
58. Павленко А. А. Танатологическая концепция культуры России в работах А.В. Демичева //Учёные записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. - 2013. - Т. 2. - №. 4. С. 57-60.
59. Пастухова Е. В. Нарратив в контексте субъективности: Автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.01. - Омск, 2005.
60. Пашинян И. А. Контент-анализ как метод исследования: достоинства и ограничения //Научная периодика: проблемы и решения. - 2012. - №3. - С. 13-16.
61. Пискунова Л. П. Городские кладбища в динамике социальных репрезентаций (семиотический анализ) //Человек. Культура. Образование. -
2012. - №. 4. - С. 95-101.
62. Пятигорский А. М. Мифологические размышления. Лекции по феноменологии мифа. - М.: Языки русской культуры, 1996.
63. Ревякина Н. П. Семиотические аспекты танатологического дискурса эпитафии //Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - №. 5¬
3. - С. 124-126.
64. Рогозин Д. Как возможен осмысленный разговор о смерти //Телескоп . - 2014. - №1 (103). - С. 18-31.
65. Рогозин Д. М. Социология смерти // Отечественные записки. -
2013. - №. 5. - С. 109-118.
66. Русская философия смерти / под ред. К. Г. Исупова. М., СПб: Центр гуманитарных инициатив, 2014.
67. Самигуллина Д., Ступакова Е., Юсупов А. Визуально¬антропологический срез «языка города»: текст г. Красноярска //Университет и город: проблемы репрезентации и взаимодействия. - 2017. - С.22-35.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ