🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

ПРОБЛЕМА ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ЭТИКЕ ПОСТНЕЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ

Работа №197145

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

философия

Объем работы88
Год сдачи2023
Стоимость4945 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Становление и развитие этической проблематики на разных этапах динамики науки в культуре 6
1.1 Взгляд на историю взаимоотношений науки и нравственности 6
1.2 Классическая наука и неклассическая наука и вопрос об этической нейтральности
научного знания 8
1.3 Постнеклассическая научная рациональность и ее особенности 11
Глава 2. Этика технонауки 23
2.1 Этические аспекты отдельных научных дисциплин: робототехники,
нанотехнологий, генной инженерии, синтетической биологии, биотехнологий, NBIC - технологии 23
Проблематика информационных технологий 29
Нанотехнологии 30
Генная инженерия 32
Синтетическая биология 36
Биотехнологии 40
НБИКС-технологии 43
2.2 Ответственность ученного и новая этика научного сообщества 47
Категория ответственности в этике 47
Биоэтика 58
Экологическая этика 63
Ответственность за молчание 67
Атомное загрязнение 68
Гуманитарная экспертиза 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78

Когда по телевизору показывают страшные документальные фильмы о техногенных катастрофах, о том, что из-за применения оружия на основе новейших достижений тысячи людей были убиты за доли секунд, о том, что людей травили годами, и это связано с применением новейших технологий или их испытаниями. Калечатся дети, любой нормальный человек ужаснется и спросит «Как такое могло произойти?»
В данной магистерской работе исследуются этические тенденции современного общества, связанные с наукой. Так, как деятельность ученых никогда не происходит в вакууме, а значит, как-то воздействует на общество, на окружающий его мир, изменит их, и, так как воздействие бывает иногда негативным, важно уметь предотвращать эти последствия, а для этого необходима философская и этическая рефлексия.
Актуальной данную дипломную работу делает также то, что решение вопроса ответственности поможет адаптироваться человечеству в изменяющейся техногенной среде. В современном мире, при возрастании сложности технологий и увеличения их влияния на жизнь человечества, в том числе, негативного, проблема ответственности и ее решение занимает важное место в философии.
Также необходимо отметить, что специфика развития современной науки состоит в том, что объекты и технологии, с которыми она работает, являются человекоразмерными. Это означает, что всегда при применении новых разработок необходимо учитывать их влияние на человека, а это и есть вопрос ответственности. Хочется отметить тот факт, что наука не может быть отделена от общества, в связи с чем, и возникает проблематика, являющаяся темой данной диссертации. Наука это социо-культурный феномен, и она должна быть рассмотрена в этом контексте.
В книге «Философия для технических вузов» под авторством В.О. Голубинцева, А.А. Данцева, В.С. Любченко мы находим: «Понимание науки как социокультурного феномена говорит о ее зависимости от многообразных сил, токов и влияний, действующих в обществе, о том, что наука определяет свои приоритеты в социальном контексте, тяготеет к компромиссам и сама в значительной степени детерминирует общественную жизнь. Тем самым фиксируется двоякого рода зависимость и взаимообусловленность науки и общества: как социокультурный феномен наука возникла, отвечая на определенную потребность человечества в производстве и получении истинного, адекватного знания о мире, и существует, в свою очередь, оказывая весьма заметное воздействие на развитие всех сфер общественной жизни».
Проблема исследования: как изменяется проблематика ответственности с развитием науки, как связаны изменения в науке и в сфере этики науки?
Степень разработанности проблемы:
В данной работе будут рассматриваться как общее положение этоса науки (общенаучные этические установки), так и этика отдельных наук. Для исследования были выбраны науки, которые в наибольшей степени отражают современное положение научно-исследовательской деятельности, современный этап развития науки (технонауку). К ним относятся: биоэтика, нейроэтика, информационная этика (этика компьютерных и информационных наук). Будем опираться на труды таких философов, как И.В. Черникова, Б.Г. Юдин, В.Г. Горохов, В.С. Степин, П. Д. Тищенко, как основных представителей осмысления научных достижений и процессов, как ученых и философов, наиболее полно и корректно отражающих этическую ситуацию в науке и в обществе (в отношении научной деятельности и научных достижений). Данная проблематика, безусловно, была уже исследована многими видными философами и философствующими учеными (людьми, которые будучи профессиональными ученными, осмысливают процессы поисходящие в своей науке, научной сфере). Тем не менее, данная работа опирается на указанные исследования, но не повторяет их. В своей исследовательской деятельности автор опирался на труды предшественников в данной сфере. В своем исследовании я опиралась на работы видных философов, а также изучала новые статьи, написанные по тематике диссертации.
В качестве работ, на которые я опиралась нужно упомянуть книгу Юваля Ноя Харрари «Homo deus. Краткая история будущего». Так, как вопрос морали предполагает прогнозирование последствий, того, как будут развиваться технологии и наука, я, как и в предыдущем случае обратилась к работе Элвина Тоффлера «Третья волна».
Также была изучена книга Клауса Шваба, экономиста и основателя, и президента Всемирного экономического форума, «Технологии Четвертой промышленной революции». Также были изучены книги о техногенных катастрофах, в частности Беззубцева-Кондакова А. Е. «Почему это случилось? Техногенные катастрофы в России» и документальные фильмы
Отдельное внимание при подготовке к дипломной работе было уделено работам в сфере этики. Были изучены труды Юдина Бориса Григорьевича, стоявшего у истоков биоэтики в России.
При подготовке части характеристики постнеклассической науки я опиралась на работы сотрудников кафедры философии и методологии науки и техники ТГУ, в частности на книгу Ирины Васильевны Черниковой, профессора, доктора философских наук, в частности « Постнеклассическая наука и философия процесса», а также на коллективную монографию кафедры «Социальная оценка техники». В связи со спецификой дипломного исследования автор обращался к частнонаучным трудам. х представителей философии, но не повторяет их.
В отличие от ранее вышедших работ по философии и этике науки данная диссертация посвящена рассмотрению этики частных наук и этики научного общества в широком смысле. Иными словами, ранее исследования были посвящены рассмотрению этики отдельных наук, либо этическому взаимодействию общества и науки (с научными процессами, научными результатами), либо, в меньшей степени, этике научного сообщества, данное же диссертационное исследование этим не ограничивается, а рассматривает все эти слои научной этики, изучает их взаимодействие и делает выводы.
Новым в данной работе является, то, что понятие ответственности в основном в разных трудах упоминается в связи с частной проблемой, например, «ответственность в биоэтике» или «ответственность ученого», но просматривается внутренняя взаимосвязь этих понятий. Автор выделяет понятие ответственность и считает, что частные понятия в разных разделах этики науки взаимосвязаны и являются гранями одного понятия.
Цель данного исследования: выявить особенности и охарактеризовать этос постнеклассической науки.
Задачи:
1) Осуществить сравнительный анализ состояния этики науки в классической, неклассической и постнеклассической парадигмах научности.
2) Найти и аргументировать наличие связи между состоянием науки и этическими представлениями общества и научного сообщества на данном этапе развития общества
3) Проанализировать изменения философских оснований науки и этической проблематики со сменой периодов развития науки.
4) Выявить и исследовать отличительные особенности проблематики этоса постнеклассической науки.
Объект: объектом исследования являются этика науки.
Предмет: этика науки.
Методы: Сравнительно-исторический метод, диалектический метод с целью компаративистского анализа научного этоса в различных парадигмах научности герменевтический, направленный на понимание этоса науки в его исторической динамике.
Актуальность данного исследования определяется значимостью этической проблематики в современной науке (технонауке) и необходимостью философской рефлексии над новыми аспектами этики науки.
Новизна:
-Обозначена корреляция этических проблем и типов научной рациональности
-Проанализированы этические аспекты технонауки в таких ее формах как информационные технологии и робототехника, нанотехнологии, генная инженерия, биотехнологии.
- Охарактеризованы трансформации оснований науки в связи с ценностной нагруженностью научных исследований в технонауке
-Дана характеристика этики современной науки на примере биоэтики и экологической этики
-Обозначена специфика проблемы личной и коллективной ответственности ученого в постнеклассической науке.
- Исследованы новые аспекты ответственности, возникающие в связи с изменение научной деятельности.
В связи с первой из поставленных задач первой главе будут рассмотрены история формирования этики науки, а также общие взгляды на науку вообще, а во второй главе будут рассмотрены этические проблемы в различных областях современной технонауки.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одно из множества следствий усиления в XX в. размышления философии над наукой формирование новой отрасли научного знания, которую принято сегодня именовать этикой науки. Главным объектом этой философской и внутринаучной рефлексии стали нравственные аспекты научной деятельности.
Всеобемлющая пропитанность человеческой жизни духом достижений науки принципиально изменила статус и ценность научного знания в нашей культуре, придав ему социальное измерение: его содержание и форма от начала и до конца социальны.
На сегодняшний день можно говорить о двух таких типах связи между этикой и наукой: внешней и внутренней. Под внешним типом подразумевается связь науки с этикой на этапе использования готовых научных истин во благо или во зло. С этим связана профессиональная этика ученых. Это о проблемах моральной ответственности научного деятеля перед обществом.
Внутренний тип связи также связан с вопросами об этических идеалах и нормах, и о том, участвуют ли они в создании научного знания. Также об этической нагруженности или этическом нейтралитете такого знания. Чтобы найти ответы на эти вопросы мы сначала обратимся к истории данной проблемы, посмотрим на главные исторические стадии осмысления взаимоотношений науки и этики.
В дорефлексивной форме этика науки начиналась в XVII в., в тот исторический и культурный период, когда впервые наука стала оформляться в качестве социального института.
Целью дипломной работы было показать, как трансформировалась ответственность, связанная с научной деятельностью на этапе постнеклассической науки. Особое внимание уделено анализу этики технонауки в ее разных формах. Главным объектом дискуссий стал вопрос о том, ответственны ли, и если да, то в какой мере, наука и ученые за негативные социальные и человеческие последствия научно-технического прогресса. Тем самым была поставлена под сомнение безусловность и восходящего к просветителям представления о научном знании как о социальном благе, и столь значимой для европейской культуры ценности, как свобода научного поиска.
Хотя кажется очевидным, что люди. наносящие вред другим людям должны подвергаться наказанию, тем не менее это в действительности, относительно негативных последствий научной деятельности, а также техногенных катастроф, практически никогда не наступает.
Кто отвечает за халатность в обслуживании лаборатории? История с решеткой в лаборатории с сибирской язвой. Отвечают те, кто работали и модифицировали сибирскую язву, или тот, кто не сообщил о решетке?
Понятно, что за неправильное использование отвечают пользователи. Но так ли это на самом деле? Возможно, просто сам выпуск технологии и несет в себе опасность?
«Мы уже не верим в прогресс, разве это не прогресс?» - вопрошает Хорхе Луис Борхес. Хотим мы того или нет, в ближайшие годы нам придется поменять свое отношение к окружающему миру, который становится все более жестоким к человеку.
Как отмечает А. Е. Беззубцев-Кондаков в своей книге, про техногенные катастрофы: «Катастрофу в ЖКХ мы чувствуем на собственной шкуре - лопнувшие в мороз трубы, аварийные лифты, неработающая канализация, трещины в потолках и стенах, протечки, короткие замыкания, обрушение балконов и козырьков... Мало кто из нас может чувствовать себя защищенным, находясь даже в собственном доме. Здравомыслящий человек никогда не сядет в машину без тормозов, но зато он будет жить в доме, который «дышит на ладан», потому что средств на приобретение нового жилья 85 нет».
Также стоит отметить мысль того же автора, что людям необходимо задумываться о таких вопросах постоянно и быть бдительными пользователями новых технологий: «Безопасность должна стать стилем жизни, модой завтрашнего дня. Ведь мы каждый день выбираем в жизни нечто большее, чем просто, например, в каком доме жить, на каком автомобиле ездить, в каком торговом центре делать покупки, услугами какой автозаправки пользоваться. Мы должны четко разбираться, в каком автомобиле обеспечена максимальная безопасность пассажира. Какая авиационная техника - самая современная и надежная. За нас это не сделает никто. «Престижным» в современном мире должен стать только тот бренд, который может считаться по-настоящему безопасным. Это- один из главных уроков пережитых техногенных катастроф».
Ответственность одно, другое - те, кто может все это остановить. Зачастую, это одни и те же люди, но не всегда.
Ничто не может оправдать жертв. Убивают даже детей! Их калечат. Все это следует считать бессмысленными убийствами и издевательствами. Те, кто организует подобное - преступники, более того - они совершили преступление перед человечеством и фактически могут быть уравненными с нацистами.
Принципиальная безнаказанность открывает широкие двери для уничтожения людей.
Основная опасность в том, что долгие негативные последствия использования изобретений и технологий не ухудшают качество жизни - они лишают самой жизни огромное количество людей.
Применительно к человеческим жертвам - хватило бы и одной для остановки катастрофически х ситуаций, но те, кто отвечает за них не останавливаются ни перед какими жертвами. Им это безразлично.
Ответственность на жертв нельзя перекладывать, так как они не имеют понятия, что с ними происходит. Так было во Вьетнаме, так было на Урале возле реки Теча, что уж тем более говорить о детях.
Даже если жертвы знают о ситуации, зачастую они ее изменить не могут и продолжают жить в угрожающих жизни условиях. Как пример можно привести Красноярск или даже Лондон. На самом деле смог есть во многих городах, даже в городе Томске. Но переехать люди не могут, и, сами решить ситуацию даже зная о ней они тоже не могут. Не могут изменить - значит, и ответственности не несут.
Ответственность - проблематика, нуждающаяся в разработке. Причем, как философами, так и юристами, журналистами, политологами.
С другой стороны политики, как выразители воли народа, и блюстители его интересов, должны следить за возникновением негативных последствий для народа.
Секретность вокруг проектов, зачастую приводит к тому, что становится поздно предотвращать катастрофу. Все уже сделано. Это говорит о том, что в науке должна быть гласность и общественное обсуждение, иначе единственным решением останется сажать ученых, предпринимателей, политиков и устранять последствия катастроф, хоронить жертв, и поддерживать инвалидов.
Так можно охарактеризовать современное положение вопроса ответственности.
• Ответственность «распыляется»
• Ответственность в большинстве случаев не наступает вообще.
• Не все юридически зафиксировано
• Ответственность зачастую наступает после, когда уже ничего нельзя исправить и погибли люди, или стали инвалидами, когда разрушена экология
• Проблематика ответственности нуждается в дальнейшей разработке в юридической, политической и социо-экономической сферах.
По мнению автора данной работы, способ снизить вероятность техногенных катастроф - остановка опасных экспериментов. Никакие жертвы не могут оправданы. Людей, которые заняты такими делами, необходимо занять чем-то другим. Опасность слишком велика и грозит гибелью всему человечеству, впрочем, смерть даже одного человека по таким причинам не является оправданной.
Золотое этическое правило - поступай с людьми так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой. И человек, который не считается с жертвами ради достижения опасного технического «прогресса», должен в первую очередь принести в жертву себя.
В данной работе мы провели философское исследование изменений позиций этики по отношению к науке, как наука и этика взаимодействуют с течением времени, в истории. А также, показали, как изменялись этические категории, взаимосвязь этих изменений с событиями в самой науке, с изменениями в обществе, а также, с изменением общего сознания человеческого сообщества.
Выводы, сделанные в ходе исследования таковы:
1. Произошла гуманнизация науки. Наука стала больше зависеть от общественного мнения, точнее, стала обращать внимание на то, к каким последствиям могут привести действия ученых в плане воздействия на общество, на природу. Появились специальные механизмы этической проверки научных исследований. Как мы можем заметить, появилось движения против экспериментов на животных, что можно связать именно с обозначенным явлением. То есть, наука перестала быть «бездушным явлением» и стала больше взаимодействовать с обществом, относительно допустимости проведения научных экспериментов, а также использования результатов исследований.
2. Изменяется категория ответственности ученого. Если раньше ученый не задавался вопросами о том, к каким последствиям приведет опубликование его открытий, то сейчас исследователь несет за это моральную ответственность. Согласно Х. Ленку не только отдельный ученый несет ответственность, но и научный коллектив.
3. Появляются новые области этической философии науки: биоэтика, экологическая этика. Этих сфер этической проблематики мы не находим в истории до середины XX века.
Также был проведен сравнительный анализ парадигм научных рациональностей означенных этапов развития научной мысли и этического содержания в каждой из этих парадигм. Кроме того, во второй главе были исследованы этические основы отдельных научных дисциплин, особенно быстро развивающихся на данном, современном этапе научного развития - постнеклассическом. Были рассмотрены этические представления робототехники, генной инженерии, синтетической биологии, биотехнологий, изучены вопросы экологической этики и ответственности ученого.
Отдельно освещена тема гуманитарной экспертизы, как непосредственного применения философии, философской методологии в отношении науки.



1. «Введение в философию ответственности.» Монография / А. И. Ореховский и др; под общ. ред. А. И. Ореховского. — Новосибирск: СибГУТИ, 2005.- 186 с.
2. «Философия ответственности.» Монография / под ред. Лисанюк Е.Н., Перова В.Ю.. Спб., Наука, 2014. - 255с. ISBN 978-5-02-038371-5.
3. Безвесельная З.В. Некоторые аксиологические аспекты инновационных процессов: опыт русской философии // Человек и инновационная экономика современной России: философские аспекты: Материалы Всерос. науч.-пр. конф. (М., 25.11.2011 г.). - М., 2012. -С. 99-108.
4. Беззубцев-Кондаков А. Е. Почему это случилось? Техногенные катастрофы в России. - Спб.: Питер, 2010. - 288 с.
5. Буковская Н.В. Феномен саморефлексивности науки и процесс гуманизации
научного познания // Методология науки: Сборник трудов участников
всероссийского семинара. - Томск, 1997. - Вып. 2: Нетрадиционная методология. - С. 30-35.
6. Гнатик Е. Н. Генетика человека : былое и грядущее. - М.: URSS, 2007. - 277 с.
7. Гнатик Е.Н. Высокие технологии и сдвиг гуманитарной парадигмы - М.:
ЛИБРОКОМ, 2012 - 165 с.
8. Голенков С.И. Ответственность как философская проблема.
https://elar.urfu.rU/bitstream/10995/45022/1/io 2016 04.pdf
9. Горохов Виталий Георгиевич Технонаука - новый этап в развитии современной
науки и техники // Высшее образование в России. 2014. №11. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/tehnonauka-novyy-etap-v-razvitii-sovremennoy-nauki-i- tehniki(дата обращения: 09.06.2023).Горохов, В.Г. Эволюция инженерии: от простоты к сложности- М.: ИФРАН, 2015. - 199 с
10. Грунвальд А. Этика для нанотехнологии//Философия науки и техники. - 2015. - Т.20, Вып.1. - С.126-143.
11. Гусев А.И. Наноматериалы, наноструктуры, нанотехнологии. - М.: Физматлит, 2009. - 416 с.
12. Другова Е.А. Инноватика в поиске нового гуманитарного содержания: онтология, аксиология, метдология // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2013. - №1(21). С5-19.
13. Естествознание в гуманитарном контексте / Е.А. Мамчур [и др.];Под ред. Е. А. Мамчур. - М.: Наука, 1999. - 214 с.
14. Зобнина Л.С. Генетически модифицированные источники пищи / Л.С. Зобнина, Л.А. Прошко, А.И. Машанов // Вестник КрасГУ. - 2009. - №9. - С. 151-154.
15. Золотухина-Аболина Е.В. Этика : учебное пособие. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 524.с.

цивилизации; Наука как персональный опыт: [лекция]- М.: Айрис-Пресс, 2004 -
479 с.

цивилизации. М.: Айрис-пресс, 2004. 480 с.
18. Казённов Д.К. Биоэтические суждения о генной инженерии. Известия Саратовского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. Т. II. - 2011. - Вып.2. - С. 32-35.
19. Кант Иммануил. Основы метафизики нравственности // Сочинения в шести томах. Т. 4. Ч. I. —630 с.
20. Климова С.М. Гуманитарная экспертиза трансгуманитарных проектов // Научные ведомости БелГУ. Серия Философия. Социология. Право. - 2014. - №9 (180). Выпуск 2. - С. 89-91.
21. Книгин А.Н. Междисциплинарность: основная проблема // Вестник Том. гос. ун - та.- 2008. - №3(4). - С. 14-20.
22. Князева Е. Н. Трансдисциплинарные стратегии исследований // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). - 2011.- 10 (112) - С. 193-201.
23. Крючкова С.Е. Инноватика: самостоятельная наука или междисциплинарный синтез? // Гуманитарные исследования. - 2008. - №1 (25). - С. 12-15.
24. Ладыгина И.В. Социально-этические проблемы робототехники // Вестник Вятского государственного университета. - 2017. - №7. - С. 27-31.
25. Лапин Н.И. Теория и практика инноватики: Учеб. пособие. - М.: Университетская книга; Логос, 2008. - 328 с.
26. Латур Б. Дайте мне лабораторию, и я переверну мир // Логос. 2002.-№5-6 (32).-С. 27-28
27. Латышевская Н.И. Экологические проблемы нанотехнологий / Н.И. Латышевская, А.С. Стрекалова // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 3,Экон. Экол. - 2011. - No1(18). - С. 224-230.
28. Леопольд О. Календарь песчаного графства / О. Леопольд. - М.: Мир , 1980. - 216 с.
29. Леопольд О. Календарь песчаного графства [Электронный ресурс] // RoyalLib.com.
-Электрон. дан. - [Б. м., б. г.]. - https//royallib.com/read/leopold_oldo/kalendar_
peschanogo grafstva.html#20480 (дата обращения 17.06.2019).
30. Лисяк М.В., Таранова М.И. Что мы знаем о генетически модифицированных продуктах - Известия ТРТУ - 2004. - №5. - С. 239-244.
31. Луков Вал. А. Гуманитарнавя экспертиза: от теории к практике // Знание. Понимание. Умение. - 2006. - №4. - С. 197-200.
32. Луков Вал. А. От экспертизы социальной к гуманитарной экспертизе // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - № 2. - С. 114-118.
33. Массовая гибель: почему тротуары Екатеринбурга усеяны трупами птиц и как это
остановить. - 66RU-. - URL: 1111|.^:/Ллл-.66.т/пеъшюе1у/189188/(дата
обращения: 08.06.2023).- Текст: электронный
34. Медведев Ж. А. Атомная катастрофа на Урале. - М. : Время, 2017.-304 с.
35. Нанобиотехнологии / А. М. Абатурова [и др.] - М.: Лаборатория знаний. - 2015 - 384 с.
36. Нейсбит Дж. Высокая технология, глубокая гуманность: Технологии и наши
поиски смысла. /Дж. Нейсбит, Н. Нейсбит, Д.Филипс. - М.: АСТ: Транзиткнига,
2005. - 381с.
37. Ореховский А.И. Философия ответственности. Методологический,
концептуальнотеоретический, правовой, аналитико-прогностический аспекты. М.: Алгоритм, 2015. 320 с.
38. Осипов И.Д. Парадигма ответственности в европейской философии// Вестник СПбГУ. Сер. 17. 2014. Вып. 2. С. 52-63.
39. Паскаль Б. Мысли. - Фр. 347. - М.: «REFL-book»,1994. - 528 с.
40. Подводная лодка К-19. Неголивудская история док. Фиьм ютуб
41. Пуанкаре А. О науке. - 2-е изд., стер. - М. : Наука, Гл. ред. физ. - мат. лит., 1990. - 736 с.
42. Саенко Наталья Ряфиковна Этика науки: ответственность современного ученого // Сервис +. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etika-nauki-otvetstvennost- sovremennogo-uchenogo(дата обращения: 29.05.2023).
43. Сазыкин Ю.О. Биотехнология : учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.О, Сазыкин, С.Н, Орехов, И. И. Чакалева; под ред. А.В, Катлинского. - 3-е изд., стер. - М. Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.
44. Середкина Е.В. Синтетическая биология как новый вызов для технонауки и социальной оценки техники // Технонаука и социальная оценка техники (философско-методологический анализ): кол. монография / И. В. Черникова [и др.] ; под ред. И. В. Черниковой. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 2015. - 172 с.
45. Скирбекк Г. Есть ли у экспертизы этические основы? // Человек. 1991. -№1.- С. 86-93
46. Старостин В.В. Материалы и методы нанотехнологий : учебное пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017 - 431 с.
47. Стрельцова В.М. Философия поступка и экологическая этика // Актуальные проблемы экологии и природопользования Сибири в глобальном контексте. Ч.1: сборник статей в 2 ч. - Томск, 2006. - Ч.1. - С.110-117.
48. Сычев А. А «Этика экологической ответственности.» М.: Альфа-М Издательский Дом, 2014. — 319 с.
49. Технонаука и социальная оценка техники (философско-методологический анализ): кол. монография / И. В. Черникова [и др.] ; под ред. И. В. Черниковой. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 2015. - 172 с.
50. Тищенко П.Д. Биоконструирование человека как гуманистический проект современной эпохи // Наука и инновации. - 2018. - №4 (128). - С.16-21.
51. Тищенко П.Д. Двойная спираль технологизации жизни // EPISTEMOLOGY &PHILOSOPHY OF SCIENCE. - 2016. - Т. XLVIII, №2. - С. 51-53.
52. Тищенко П.Д. Философские основания гуманитарной экспертизы // Знание. Понимание. Умение. - 2008. - №3. - С.198-205.
53. Туфетулов А. М. Информационная экономика и информационное общество //
Russian Journal of Economics and Law. 2007. №3 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-ekonomika-i-informatsionnoe- obschestvo(дата обращения: 09.06.2023).
54. Фролов И. Т. Философия и история генетики : поиски и дискуссии. - М.: Наука, 1988. - 418 с.
55. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее : последствия биотехнологической революции - М. АСТ, 2004. - 349 с.
56. Харрари Ю. Н. Homo Deus. Краткая история будущего.- М.: Синдбад, 2019. - 496 с.
57. Черникова И. В. Коммуникация в науке// Россия как открытое общество: историческое прошлое, настоящее и возможные перспективы", всероссийская научная конференция. - Томск, 2002. - С.60-64.
58. Черникова И. В. Постнеклассическая наука в постмодернистской культуре// Методология науки: Сборник трудов участников всероссийского семинара. - Томск,1997. - Вып.2. - С.296-300.
59. Черникова И. В. Сохранение природы человека как проблема инновационной
цивилизации// Социо-антропологические ресурсы трансдисциплинарных
исследований в контексте инновационной цивилизации: сборник статей
международного научного вебинара, Москва-Курск-Томск-Донецк. - Курск, 2015. - С 15-24.
60. Черникова И. В. Философия науки как междисциплинарное знание и его роль в образовании // Социальные процессы в современной Западной Сибири: Сборник научных статей. - Горно-Алтайск, 2002. - С. 246-249.
61. Черникова И. В. Взаимосвязь фундаментального знания и технологических проектов науки// Эпистемология и философия науки. - 2013. - Т.38, №4. - С. 177-189.
62. Черникова И. В. Гуманитаризация инженерного образования и соцальная оценка техники // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Культура. История. Философия. Право. - 2015. - №2. - С.37-47.
63. Черникова И. В. Идея глобального эволюционизма в культуре техногенной цивилизации // Проблемы ноосферы и устойчивого: Материалы первой международной конференции. С.-Петербург, 9-15 сентября 1996 г. - СПб., 1996 - С. 78-79.
64. Черникова И. В. Междисциплинарные исследования в современной науке // Дефиниции культуры: Сборник трудов участников Всероссийского семинара молодых ученых. - 2001. - Вып. 5. - С.18-25.
65. Черникова И. В. Метафора эволюции как фактор гуманизации научного мировоззрения XXI в. //Мысль. - 2010. - №10. - С .57-65.
66. Черникова И. В. Наука и инновации в социокультурной экологи современности// Философия науки и инновационные технологии в науке и образовании: материалы конференции. - Томск, 2008. - С.101-110.
67. Черникова И. В. Познавательный контекст синергетики // Труды Всероссийского философского семинара молодых ученых имю П.В. Копнина:( Сессия I) - Томск, 2002. - С. 264-267.
68. Черникова И. В. Проблема сохранения природы человека как новый аспект кризиса идентичности/ И.В. Черникова, В.В. Шеренкова// Вестник Томского государственного университета. - 2015. - № 399. - С. 24-27.
69. Черникова И. В. Сохранение природы человека как глобальная проблема современности// Вопросы философии. - 2016. - №9. - С. 36-43.
70. Черникова И. В. Социогуманитарные ориентиры как фундаментальные стратегии современного научного знания// Социальное знание в поисках идентичности. Фундаментальные стратегии социогуманитарного знания в контексте развития современной науки и философии: Сборник научных статей по материалам Всероссийской научной конференции, проведенной философским факультетом Томского государственного университета 25-26 мая 1999 г. - Томск, 1999. - С.96-104.
71. Черникова И. В. Трансформация представлений о реальности в науке и философии // Гуманитарный вектор. - 2014. - №2: Философия и культурология. - 2014. - С.79-88.
72. Черникова И. В. Человек и экология: эволюционная способность систем как основания экологической этики // Философия как учение о человеке: учебное пособие. - Томск, 1995. - С.194-206.
73. Черникова И. В. Экологическая проблема как проблема духовного состояния общества// Духовнлость. Образование. Культура: Материалы первых северских культурно-исторических чтений, посвященных Дням славянской культуры и письменности. - Томск, 1996. - С. 13-15.
74. Черникова И. В. Энвайронментализм - научная теория или судьба человечества: мудрость над неопределенностью// Актуальные проблемы экологии и природопользования Сибири в глобольном контексте. Ч.1 - Томск, 2006. - 136-150.
75. Черникова И. В. Является ли рациональность характеристикой постнеклассической науки. // Методология науки. Сборник трудов. - 1998. - Вып.3. - С.210-215.
76. Черникова И.В. Новая концепция производства знание в технонауке// Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2017. - №39. - С. 48-58.
77. Черникова И.В. Глобальный эволюционизм и философия// Структурафилософского знания: сборник статей.- Томск, 1986. - С.177-179.
78. Черникова И.В. Когнитивные технологии: перспектива социального развития VS утопия трансгуманизма// Эпистемология и философия науки.-2011. - Т.27, №1. - С.101-116.
79. Черникова И.В. Концепция знаний в обществе знаний и в технонауке/И.В. Черникова, Д.В. Черникова//Вестник Томского государственного университета. - 2014. -№4. - 114-121.
80. Черникова И.В. Постнеклассическая наука и философия процесса. -Томск: Изд-во НТЛ, 2007. -252 с.
81. Черникова И.В. Проблема природы человека в свете NBIC-технологий// Известия Томского политехнического университета. - 2010. - Т.316, №6. - С.88-93.
82. Черникова И.В.Трансформация концепта «знание» в постнеклассической науке// Вестник Томского государственного университета. - 2007. - №296. - С.70-75.
83. Чешев В. В. Проблема истины в философии и науке//сборник Всероссийского семинара молодых ученых им. П. В. Копнина. - Томск, 2008. - с.158-160.
84. Шитова Ю.А. "ПЛАНЕТАРНАЯ" ЭТИКА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНОГО //
Форум молодых ученых. 2018. №5-3 (21). URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/planetarnaya-etika-i-otvetstvennost-uchenogo (дата
обращения: 29.05.2023).
85. Штеренберг М.И. Биоэволюция: синтез научных и религиозных представлений о жизни - М.: Волшебный фонарь, 2009. - 414 с.
86. Щелкунов С. Н. Генетическая инженерия : [учебное пособие для студентов вузов по направлению "“Биология" и специальностям "Биотехнология", "Биохимия", "Генетика", «Микробиология"] - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004. - 496 с.
87. Эпикур. Главные мысли. Письма и фрагменты Эпикура // Материалисты Древней Греции. Собрание текстов. - М.: Госполитиздат, 1955. - 237 с.
88. Этика науки / Рос.акад. наук. Ин-т. философии: Отв. Ред. В.Н. Игнатьев. - М.: ИФРАН, 2007.
89. Юдин Б. Г. От гуманитарного знания к гуманитарным технологиям // Гуманитарное знание: тенденции развития в XXI веке. В честь 70-летия Игоря Михайловича Ильинского / колл. моногр.; под общ. ред. Вал. А. Лукова. М.: Изд-во Нац. ин-та бизнеса, 2006. С. 187-214.
90. Юдин Б.Г. Необходимость и возможности гуманитарной экспертизы // Знание. Понимание. Умение. - 2006. - №4. - С.187-194.
91. Юдин Б.Г. От этической экспертизы к экспертизе гуманитарной // Epistemology &Philosophy of Science. - 2016. -Т. XLVIII, № 2. - С.18-27.
92. Юдин Б.Г. От этической экспертизы к экспертизе гуманитарной // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 2. - С.126-135.
93. Юревич А. В. Звездный час гуманитариев: социогуманитарная наука в
современной России // Вопросы философии. - 2003.- №12. -С. 113-125.
94. Яскевич Я.С. Пространство междисциплинарной методологии в исследовании человека: этические измерения и принципы // Пространство и время. - 2011. - № 2(4). - С. 185-195.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ