Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Реализация государственной политики энергоэффективности и энергосбережения в регионе

Работа №197123

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

Государственное и муниципальное управления

Объем работы102
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
ЭНЕРГОЭФЕКТИВНОСТИ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ 10
1.1 Политика энергоэффективности и энергосбережения: анализ
теоретических подходов 10
1.2 Факторы эффективности реализации политики энергоэффективности
и энергосбережения 13
1.3 Методы экономической оценки эффективности государственной
политики энергоэффективности и энергосбережения в регионе 28
2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ оценка состояния РЕАЛИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В УРАЛЬСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ .... 38
2.1 Политика энергоэффективности и энергосбережения в Российской
Федерации и ее влияние на регион 38
2.2 Экономическая оценка показателей эффективности реализации государственной политики энергоэффективности и энергосбережения
в регионе 55
2.3 Анализ тенденций развития энергоэффективности
и энергосбережения в Челябинской области 64
3 ОПТИМИЗАЦИЯ И АПРОБАЦИЯ МЕТОДИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДРАСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
В РЕГИОНЕ 74
3.1 Оптимизация методики экономической оценки эффективности
реализации государственной политики энергоэффективности
и энергосбережения в регионе 74
3.2 Экономическая оценка состояния реализации государственной
политики энергоэффективности и энергосбережения в Челябинской области 80
3.3 Стратегические направления государственной политики
энергоэффективности и энергосбережения в Челябинской области 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 98
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А Установленная мощность электростанций по ОЭС и ЕЭС России 102
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Фактические и прогнозные характеристики режимов потребления электрической энергии Урала 103
ПРИЛОЖЕНИЕ В Установленная мощность электростанций по ОЭС Урала 104 ПРИЛОЖЕНИЕ Г Прогноз спроса на электрическую энергию по ОЭС Урала
и Челябинской области по базовому варианту развития 105
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Прогноз спроса на электрическую энергию по ОЭС Урала и Челябинской области по умеренно-оптимистическому варианту развития
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Соотношение потребности и покрытия в электроэнергии по Челябинской области


Актуальность темы исследования. Проблема формирования эффективной политики энергоэффективности и энергосбережения, ее исследование и оценка в настоящее время приобрели особую значимость, так как рассматриваемая тематика является одной из центральных для мирового сообщества. Основными причинами участия в выработке направлений политики энергоэффективности и энергосбережения наднациональных организаций, являются: тенденции
глобализации мировой экономики в области обмена энергоресурсами и энергией (например, прямые продажи электроэнергии через общие электросети); межгосударственное цепное экологическое воздействие (миграция загрязнений); разработка невозобновляемых природных ресурсов (например, разработка месторождений Арктики); глобальные техногенные угрозы (например, при использовании ядерной энергетики). Степенью интенсивности внедрения процессов энергоэффективности и энергосбережения, в значительной степени определяются эффективное развитие как национальной так и региональной экономики в долгосрочной перспективе, обеспечение высоких темпов роста в условиях межгосударственных отношений.
Научная и практическая значимость перечисленных проблем предопределили необходимость разработки методики оценки эффективности национальной и внутрирегиональной политики энергоэффективности и энергосбережения. Существующие в настоящее время методические подходы к оценке эффективности политики энергоэффективности и энергосбережения ориентированы главным образом на национальный и наднациональный уровень. Кроме того, согласно большинству методик, эффективность политики оценивается лишь с позиции рисков и инвестиционного потенциала, игнорируя такую важную составляющую, как технологическое развитие территорий.
В результате чего деформируются итоговые представления об эффективности политик энергоэффективности и энергосбережения, что приводит к их неадекватной оценке. В этой связи разработка методики и оценка эффективности региональной политики энергоэффективности и энергосбережения представляют несомненную актуальность.
Состояние научной проработанности проблемы. Современные проблемы оценки эффективности политики энергоэффективности и энергосбережения, нашли широкое отражение в трудах ученых: Бердин В.Х., Бобылева С.Н., Иванов О.И., Корнилов В.А., Лемешева М.Я., Моткина Г.А., Потравнова И.М. и др. Вопросам разработки эффективной политики энергосбережения в регионах посвящены труды следующих авторов: Голикова Г.А., Мекуш Г.Е., Селищев В.Г., Тихоненко Ю.Ф., Чернов Д.И. и др. Работы перечисленных авторов позволили сформировать основу настоящей диссертационной работы.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка теоретического и методического подходов к оценке эффективности региональной политики энергоэффективности и энергосбережения.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
1) уточнить понятия экономических категорий «энергоэффективность и
энергосбережение», «эффективная политика энергоэффективности и
энергосбережения»;
2) обосновать необходимость выделения современного расширенного подхода к оценке эффективности политики энергоэффективности и энергосбережения;
3) провести анализ методических приемов оценки эффективности политики энергоэффективности и энергосбережения;
4) обновить методику оценки эффективности региональной политики
энергоэффективности и энергосбережения;
5) оценить состояние эффективности региональной политики
энергоэффективности и энергосбережения Челябинской области;
6) оценить стратегические планы энергоэффективности и энергосбережения региона;
7) сформулировать практические рекомендации по развитию
энергоэффективности и энергосбережения в Челябинской области.
Предметом исследования является совокупность социально-экономических отношений, определяющих региональную политику энергоэффективности и энергосбережения.
Объектом исследования выступает региональная политика
энергоэффективности и энергосбережения.
Теоретической основой исследования служат результаты научного обобщения положений и выводов отечественных и зарубежных ученых в рамках исследуемой тематики. Методологической основой работы является диалектический метод, предопределяющий изучение экономических явлений и процессов в их постоянном развитии и взаимосвязи. В процессе исследования применялся системный подход, заключающийся в рассмотрении эффективности составляющих элементов политики энергоэффективности и энергосбережения. В работе использовались такие методы научного познания, как индукция, дедукция, анализ и синтез. При обработке числовой информации применялись статистические методы, для визуализации статистических данных использовались табличный, графический и картографический приемы.
Информационную базу исследования составляют данные Федеральной службы государственной статистики по России и Челябинской области, информационные материалы, содержащиеся в научных публикациях и изданиях периодической печати, экспертные оценки российских и зарубежных институтов.
Научная новизна результатов диссертационного исследования. В процессе исследования получены следующие результаты, характеризующие научную новизну выполненной диссертационной работы.
1. Уточнены понятия экономической категории «политика
энергоэффективности и энергосбережения».
2. Систематизированы теоретические походы и разработаны методические основы оценки эффективности региональной политики энергоэффективности и энергосбережения, а также произведена формулировка практических рекомендаций по повышению эффективности политики энергоэффективности и энергосбережения в Челябинской области.
3. Обоснована необходимость выделения современного расширенного подхода к оценке эффективности политики энергоэффективности и энергосбережения, с учетом современных тенденций оценок региональных инициатив в рамках федерально-заданного направления политики.
Научная и практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанной методики для оценки эффективности политики энергоэффективности и энергосбережения конкретного территориального образования. Полученные в ходе диссертационного исследования результаты оценки эффективности политики энергоэффективности и энергосбережения, могут быть использованы региональными органами власти при разработке стратегий повышения эффективности указанной политики и реализации более обоснованной стратегии энергосбережения.
Диссертация состоит из введения, основной части из трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для того чтобы понять, какую политику проводить в сфере регулирования энергоэффективности и энергосбережения, какие для этого нормативные правовые акты разрабатывать, какие приемы использовать, какими специальными терминами, какой правовой идеологией наполнять их содержание, требуется проводить многочисленные научные исследования.
Представителям органов власти и участникам энергозатратной деятельности необходимо обладать развитой культурой, которые исключат коррупционные и хищнические проявления в процессе реализации их экономических интересов, обеспечивая оптимальное состояние правопорядка и законности для роста энергоэффективности национальной экономики.
Анализ показателей оценки энергоэффективности различных государств показал достаточную сложность и недостаточную разработанность проблемы энергоэффективности и энергосбережения. Изученные показатели значительно различаются в зависимости от государства. Однако, основной закономерностью, которая была выявлена в процессе анализа, является относительно высокий объем финансирования мероприятий в сфере энергоэффективности в странах, обладающих низкой энергоемкостью ВВП. Несмотря на то, что энергетические индексы и показатели имеют широкое отражение во многих международных системах отчетности, выбор универсальной совокупности показателей является непростой задачей обоснования выбора методики оценки политики энергоэффективности и энергосбережения.
Методики оценки государственной политики энергоэффективности и энергосбережения, являются производными от методов анализа, которые применяются надгосударственными организациями. Особенностью методик оценки эффективности политики энергоэффективности и энергосбережения, применяемые надгосударственными организациями, является максимально возможная объективность оценки.
Результаты комплексных оценок могут быть представлены в виде частных или интегральных показателей. С позиции органов государственного управления, в случае оценок по результатам, конечные оценки, чаще всего, также представляются в виде интегрального показателя. Однако, в случае поэлементных оценок с позиции органов государственного управления результаты оценивания представляются в виде набора частных показателей, отражающих состояние отдельных структурных элементов эффективности политики.
В рамках практики межстранового анализа эффективности политики энергоэффективности и энергосбережения, в диссертации были систематизированы основные показатели по прямым и косвенным.
Оптимизирована методика оценки энергоэффективности и энергосбережения в рамках национальной и региональной политики, которая была апробирована в диссертации. Оптимизированная методика состоит из следующих блоков: анализ применения декларативных мер национальной политики энергоэффективности и энергосбережения; анализ применения декларативных мер национальной политики энергоэффективности и энергосбережения, действующих на региональном уровне; применение декларативных мер национальной политики энергоэффективности и энергосбережения, по отраслям; значения основных используемых показателей, для оценки энергоэффективности; показатели выполнения требований региональных стандартов и программ политики энергоэффективности и энергосбережения; комплексная интегральная оценка эффективности политики энергоэффективности и энергосбережения региона РФ.
Переход экономик развитых государств на шестой технологический уклад, технологическая революция в ресурсосбережении и альтернативной энергетике резко повышают неопределенность в развитии России. В соответствии с планами, реализация программ инновационного развития необходимо обеспечить рост производительности труда и энергоэффективности. В рамках дорожной карты была начата реализация мероприятий, направленных на: совершенствование правил технологического присоединения к энергосетям и создание условий сокращения сроков и этапов технологического присоединения; совершенствование механизма перераспределения свободной мощности; снижение тарифов на технологическое присоединение; совершенствование деятельности сетевых организаций; внедрение единых стандартов раскрытия информации по технологическому присоединению; повышение эффективности использования существующих ресурсов сетевых организаций.
Реформирование электроэнергетики Российской Федерации должно осуществляться с учетом результатов приватизации предприятий отрасли и основываться на следующих принципах: отнесение передачи, распределения электрической энергии и диспетчеризации к исключительным видам деятельности, осуществление которых возможно только на основании специальных разрешений (лицензий); демонополизация и развитие конкуренции в сфере производства, сбыта и оказания услуг (ремонт, наладка, проектирование и т.д.); обеспечение всем производителям и потребителям электроэнергии равного доступа к инфраструктуре рынка; единство стандартов безопасности, технических норм и правил, действующих в электроэнергетической отрасли; обеспечение финансовой прозрачности рынков электроэнергии и деятельности организаций регулируемых секторов электроэнергетики; обеспечение прав инвесторов, кредиторов и акционеров при проведении структурных преобразований. С целью снижения финансовых рисков на последующих этапах становления оптового рынка электроэнергии участникам рынка должна быть предоставлена возможность заключения контрактов на будущие поставки электроэнергии (мощности) и на покупку или продажу фиксированного объема электрической энергии (мощности) для поставки в оговоренную дату в будущем по согласованной цене (форвардных и фьючерсных контрактов), которые обеспечиваются страхованием (хеджированием) рисков резкого изменения рыночных цен. Таким образом, речь идет о стимулировании инновационной и инвестиционной активности в экономике, развитии инфраструктуры (транспортной, энергетической, телекоммуникационной), дополнительном стимулировании внутреннего спроса на продукцию отечественного производства, улучшение ситуации в депрессивных регионах и создание новых региональных «точек роста». Повышение энергоэффективности, переход к рациональной модели потребления ресурсов является еще одним приоритетом в модернизации нашей экономики. Задачу можно решить только при ответственном подходе к энергосбережению. Внедрение инновационных технологий, разработка с применением эффекта сверхпроводимости, особо актуального для протяженных территорий.
С учетом произошедших изменений, основные аспекты регулирования в области энергосбережения относились к управлению тарифной политикой, энергетическому аудиту и обследованиям, стандартам управления проектами энергосбережения и энергоэффективности субъектов Федерации.
Снижение зависимости экономики Урала от энергетического сектора должно сопровождаться качественным изменением роли энергетического комплекса региона. Являясь крупнейшим заказчиком для многих смежных отраслей промышленности региона (машиностроение, металлургия) и экономики (строительство, транспорт), энергетический сектор региона может внести существенный вклад в инвестиционное обеспечение высокотехнологичного развития экономики региона снабжая обрабатывающие, машиностроительные и другие отрасли крупными заказами на новые технологии, оборудование и услуги.
Без масштабной реализации потенциала энергосбережения Уральского региона, невозможно поступательное развитие структуры его экономики. Использование имеющегося технологического и структурного потенциала энергосбережения позволит обеспечить сбалансированность производства и спроса на энергоресурсы, а также существенно ограничить выбросы парниковых газов при поддержании высоких темпов экономического роста.
Достижение этих целей потребует формирования адекватных механизмов заинтересованности потребителей и производителей энергоресурсов региона в энергосбережении в долгосрочной перспективе.
Планируется, что энергосистема Челябинской области к 2020 году, перестанет являться энергодефицитной. В рамках реализации основных мероприятий Программы предполагается осуществлять: мероприятия по прединвестиционной подготовке проектов и мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, включая разработку технико-экономических обоснований, бизнес-планов, разработку схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения; проведение энергетических обследований государственных и муниципальных учреждений; мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности объектов коммунального хозяйства и систем инженерной инфраструктуры в муниципальных образованиях Челябинской области (строительство, реконструкция, модернизация и капитальный ремонт объектов); мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности объектов коммунального хозяйства и систем инженерной инфраструктуры в государственных учреждениях Челябинской области (реконструкция, модернизация и капитальный ремонт объектов инженерной инфраструктуры); информационно-аналитические мероприятия для координации и организации исполнения государственной программы; мероприятия по пропаганде энергосбережения; мероприятия по обучению в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (обучение специалистов, ответственных за энергосбережение, работающих в государственных и муниципальных учреждениях Челябинской области, а также специалистов ресурсоснабжающих и управляющих компаний, работающих в сфере ЖКХ); мероприятия по энергосбережению на транспорте.
В целом, результатом развития энергоэффективности и энергосбережения в Челябинской области, должны явиться стабилизация областного энергетического рынка в преддверии перехода на новый технологический уклад, связанный с расширенным использованием неуглеводородной энергетики в экономике, а также общее уменьшение зависимости областной экономики и бюджета от деятельности дефицитного энергетического комплекса. В конечном счете, для областной экономики это должно вылиться в пользу новых инновационных источников роста на базе обрабатывающих производств и сектора высокотехнологичных наукоемких услуг. Постепенно, прямое регулирование в обеспечении функционирования и развития энергетического сектора области будет вытесняться различными формами частно-государственного партнерства, развитием инновационных производств новых технологий в энергетике. Инновационное развитие областной энергетики будет при этом обеспечено заложенным инвестиционным и инновационным фундаментом в виде новых технологий и оборудования, сформированных принципов функционирования энергетики и смежных отраслей.
Управление политикой энергоэффективности и энергосбережения в регионе - это целенаправленное изменение состояния и структуры в целях достижения определенного уровня саморазвития и самоорганизации региональных субъектов за счет повышения эффективности процесса и технологии управления.
Объектом стратегического управления политикой энергоэффективности и энергосбережения в регионе, является совокупность взаимосвязанных макроподсистем: региональное хозяйство; производственная сфера;
агропромышленный комплекс, территория и природные ресурсы; социальная сфера; финансово-экономическая сфера; управленческая сфера.
Логика стратегии предотвращения нецелевого использования региональных ресурсов (бюджетных и внебюджетных средств), должна в первую очередь определяться исходя из выделения в общей совокупности детерминантов нецелевого использования ресурсов именно тех причин, воздействие на которые может дать наибольший эффект либо в корне изменить всю систему взаимосвязанных причин и следствий политики энергоэффективности и энергосбережения региона. К мерам по координации деятельности в рамках противодействия нецелевому использованию ресурсов региона на политику энергоэффективности и энергосбережения, следует отнести: усиление контроля за всеми источниками расходования средств, совершенствование норм бюджетного законодательства, предусматривающих меры ответственности за нарушения, совершаемые в сфере бюджетных отношений в рамках политики энергоэффективности и энергосбережения; повышение эффективности деятельности органов контроля результатов реализации политики энергоэффективности и энергосбережения. Категории, на базе которых формируются показатели (индикаторы) аудита эффективности политики энергоэффективности и энергосбережения должны поступать постоянно, для выявления и анализа тенденций, так как эффективность целесообразно оценивать на основании строгой системы.
Активное внедрение методики проведения аудита эффективности политики энергоэффективности и энергосбережения, основанной не только на сопоставлении запланированных, выделенных и освоенных государственных средств, но и в комплексе с политикой бюджетосбережения, принятой в России в 2014 году, позволит обеспечить необходимый контроль за расходованием средств Челябинской области на цели программы энергоэффективности и энергосбережения.
Выделены следующие основные задачи оптимизации системы управления энергоэффективностью в Челябинской области: вовлечь региональные отраслевые органы власти в решение вопросов в области энергоэффективности и энергосбережения; обеспечить развитие региональной инфраструктуры в сфере энергоэффективности за счет формирования сильного уполномоченного органа, осуществляющего сводные функции и наделенного необходимыми ресурсами; сфокусировать бюджетные средства, предназначенные для повышения энергоэффективности, на привлечение средств коммерческих организаций; сформировать комплексную систему учета и мониторинга в сфере энергоэффективности региона.
Обозначены основные стратегические цели оптимизации системы управления энергоэффективностью региона: утвердить уполномоченный орган,
ответственный за реализацию государственной политики в регионе в целом; нормативно обозначить ответственность уполномоченного органа за достижение интегральных показателей энергосбережения и создание институциональной среды в области энергоэффективности; определить ответственность отраслевых министерств за достижение соответствующих показателей по своим центрам ответственности; повысить эффективность процесса финансирования, путем создания регионального института развития.
Деятельность регионального института развития в области энергосбережения и энергоэффективности, должна быть построена на самостоятельном и ответственном распределении средств на институциональные мероприятия; отраслевые мероприятия в области энергоэффективности и энергосбережения. Также, региональный институт развития, при необходимости, должен согласовывать собственные решения с отраслевыми министерствами.
В Челябинской области, актуальной является стратегия утверждения уполномоченного органа, ответственного за достижение интегральных показателей по энергоэффективности и энергосбережению и создание институциональной среды. Для повышения эффективности процесса финансирования оптимальным будет создание Регионального института развития энергоэффективностью и энергосбережением, что позволит привлечь внебюджетное финансирование и повысить эффективность использования бюджетных средств на реализацию программ по энергоэффективности и энергосбережению, за счет использования эффекта «финансового рычага».



1. Федеральный закон от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». - СПС «Право».
2. Указ Президента РФ от 07.07.2011 г. № 899 «Об утверждении
приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации». - СПС «Право».
3. Послание Президента РФ Федеральному собранию от 12.11.2009 г. - СПС «Право».
4. Постановление Правительства РФ от 11.07.2001 г. № 526 «О
реформировании электроэнергетики Российской Федерации». - СПС «Право».
5. Постановление Правительства РФ от 29.09.2008 г. № 726 «О
Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики». - СПС «Право».
6. Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 г. № 1178 «О
ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике». - СПС «Право».
7. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». - СПС «Право».
8. Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 г. № 1715-Р «Об
Энергетической стратегии России на период до 2030 года». - СПС «Право».
9. Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2010 г. № 2446-Р «О
государственной программе «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года». - СПС «Право».
10. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 г. № 2600-Р «Об
утверждении государственной программы «Развитие транспортной системы» . - СПС «Право».
11. Распоряжение Правительства РФ от 29.03.2013 г. № 467-Р «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика». - СПС «Право».
12. Распоряжение Правительства РФ от 21.06.2014 г. № 1099-Р «Об утверждении программы развития угольной промышленности России на период до 2030 года». - СПС «Право».
13. Постановление Правительства Челябинской области от 22.10.2013 г. № 346-П «О государственной программе Челябинской области «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» на 20142020 годы». - СПС «Право».
14. Агаджанян, А.Я. Анализ и прогноз развития предпринимательской
деятельности в жилищно-коммунальном хозяйстве / А. Я. Агаджанян // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2010. - № 15. -
С. 97-99.
15. Ануфриев, В.П. Эколого-экономическая оценка рационального использования энергетических ресурсов в системе Киотского протокола: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук / В.П. Ануфриев. - Новосибирск, 2006. - 15 с.
...60


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ