АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
1.1 Обязательное медицинское страхование: с 19 века до наших дней
1.2 Теоретические и практические аспекты обязательного медицинского страхования
1.3 Нормативно-правовые документы, регламентирующие функционирование системы обязательного медицинского страхования
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОМС ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 32
2.1 Особенности взаимодействия участников системы ОМС Челябинской области
2.2 Анализ основных направлений деятельности системы ОМС Челябинской области
2.3 Проблемы системы ОМС Челябинской области, выявленные в ходе исследования
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОМС ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 114
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 117
Актуальность темы. Все темы, связанные с реализацией государственной политики в сфере здравоохранения, являются жизненно важными и актуальными для каждого гражданина страны. Доступность и качество медицинского обслуживания, его бсеобщность и бесплатность, государственные программы, направленные на профилактику и лечение опасных заболеваний, напрямую влияют на уровень и качество жизни всей нации. Обязательное медицинское страхование (ОМС) как составная часть системы здравоохранения представляет собой один из наиболее важных элементов системы социальной защиты населения в части охраны здоровья и получения бесплатной медицинской помощи в случае наступления заболевания. Оценка ее работы является важной с точки зрения выработки решений и принятия конкретных мер, направленных на улучшение качества управления в сфере здравоохранения, и, в конечном счете, повышение уровня медицинского обслуживания населения.
Объектом выпускной квалификационной работы является система обязательного медицинского страхования.
Предмет исследования - финансирование медицинских организаций Челябинской области за счет средств территориального фонда обязательного медицинского страхования.
Цель работы - проведение анализа системы обязательного медицинского страхования на примере Челябинской области, оценка её эффективности, выработка предложений по совершенствованию работы участников данной системы.
Исходя из цели, в работе поставлены следующие основные задачи.
1. Рассмотреть функционирование системы ОМС в исторической ретроспективе.
2. Дать характеристику системе обязательного медицинского страхования.
3. Рассмотреть роль, функции, полномочия участников системы обязательного медицинского страхования.
4. Провести сравнительный анализ финансирования сферы здравоохранения Челябинской области в 2014-2016 годах.
5. Проанализировать основные результаты работы страховых медицинских организаций и медицинских организаций в 2014-2016 годах.
6. Оценить эффективность работы сферы ОМС Челябинской области.
7. Выработать предложения по усовершенствованию работы сферы ОМС Челябинской области.
При подготовке работы необходимо применение как эмпирических, так и теоретических методов научного исследования. Среди теоретических методов ведущее место занимает проведение анализа. Система обязательного медицинского страхования представляет собой сложный механизм, поэтому для полноценной оценки ее эффективности необходимо разложение исследуемого единого целого на части, выделение его отдельных признаков и качеств. Необходимо отметить, что процедуры анализа входят органической составной частью практически в любое научное исследование и обычно образуют его первую фазу, когда происходит переход от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, свойств и признаков [67, с. 30]. Систему обязательного медицинского страхования можно анализировать во многих аспектах. Всесторонний анализ явления позволяет глубже её рассмотреть и оценить эффективность её работы.
Следующим теоретическим методом, используемым в работе, является синтез - соединение различных элементов, сторон изучаемого предмета в единое целое. Синтез наряду с анализом как познавательная операция выступает в различных функциях теоретического исследования. Любой процесс образования понятий основывается на единстве процессов анализа и синтеза. Эмпирические данные, получаемые в исследовании, синтезируются при их теоретическом обобщении [47, с. 84]. В теоретическом научном знании синтез выступает в функции взаимосвязи теорий, относящихся к одной предметной области - сфере обязательного медицинского страхования.
При рассмотрении системы обязательного медицинского страхования в исторической ретроспективе на первое место выходит такой метод научного исследования как сравнение. Оно призвано выявить количественные и качественные характеристики системы обязательного медицинского страхования образца 19, 20 и 21 веков, объяснить истоки зарождения системы страхования в сфере здравоохранения России.
При изучении работы участников системы ОМС необходимо использование таких методов как обобщение и формализация. Обобщение позволяет отображать свойства и отношения элементов системы ОМС независимо от частных и случайных условий их наблюдения. Формализация - отобразить результаты мышления в понятиях или утверждениях.
Такой метод как идеализация используется при выработке конкретных предложений по усовершенствованию деятельности системы обязательного медицинского страхования - попытка мысленного конструирования представлений о субъектах и участниках системы, не существующих или неосуществимых в действительности, но для которых существуют предпосылки в реальном мире.
Проведение анализа работы сферы ОМС Челябинской области затруднительно без использования эмпирических методов исследования. Прежде всего, это изучение литературы, документов и результатов деятельности. Также использование результатов наблюдения - наиболее информативного метода исследования. Это единственный метод, который позволяет увидеть все стороны изучаемых явлений и процессов, доступные восприятию наблюдателя. Работа автора исследования в территориальном фонде обязательного медицинского страхования позволяет использовать данный метод. Полноценная оценка эффективности сферы ОМС невозможна без понимания соотношения качественных и количественных характеристик изучаемого объекта. Так основной стороной ОМС является осуществление финансовых потоков, в исследовании используются элементы такого метода как измерение. Кроме того, с целью изучения общественного мнения и населения по вопросу работы сферы ОМС, необходимо использование опроса и метода экспертных оценок.
Только сочетание теоретических и эмпирических методов научного исследования позволит автору дать объективную и полноценную оценку работы системы обязательного медицинского страхования Челябинской области, а также выработать предложения по повышению её эффективности.
Степень научной разработанности можно назвать средней. В силу того, что система ОМС в РФ относительно молодая - в современном виде она формируется только с 1993 года, накоплено недостаточное количество научного и фактического материала для проведения соответствующих исследований. Тема финансирования, а в некоторых формулировках - недофинансирования медицинских учреждений вызывает бурные дискуссии в среде российских ученых, писателей, общественных деятелей и чиновников, и активизирует деятельность средств массовой информации.
Все материалы на тему работы системы ОМС можно условно разделить на несколько смысловых групп.
Первую группу составляют научные работы, преимущественно статьи, исследователей из разных регионов России на актуальные темы, связанные с работой системы обязательного медицинского страхования: организация
региональных систем здравоохранения, расходы медицинских организаций, покрываемые за счет средств ОМС, мотивация и оплата труда в системе здравоохранения, проведение экспертной деятельности, исследование отношения населения к системе здравоохранения, проблемы и перспективы реформирования системы ОМС и т. д.
Необходимо отметить, что некоторые статьи, посвященные проблемам системы ОМС, носят эмоционально-окрашенный, публицистический характер, что на взгляд автора существенно снижает их научную ценность. К числу таких работ можно отнести многочисленные труды ответственного секретаря Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре, проф. МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского, адвоката, д.м.н. А.А. Старченко, д.э.н. Ф.Н. Кадырова, Ф.С. Бова и др.
Следующая категория статей, как правило, содержит исследование узких медицинских или финансовых вопросов: обеспечение населения определенным видом медицинской помощи, анализ развития стационарной помощи, перспективы потребления амбулаторной помощи и т. д. Это работы М.Я. Гиндояна, М.И. Бойкова, В.Г. Бутовой и других авторов. Такие работы не представляют интереса для проведения настоящего исследования, так как ориентированы на изучение преимущественно медицинских вопросов в сфере ОМС. В то же время другая часть работ посвящена вопросам реформирования системы ОМС как в масштабе всей страны, так и в рамках отдельно взятого региона, результатам работы системы, изучению положительного опыта финансирования здравоохранения и соблюдения прав пациентов на получение бесплатной медицинской помощи. Это труды таких авторов как А.И. Вялкова, С.А. Карчевской, С.Г. Кравчук, М.В. Пирогова, В.В. Стожарова и т. д. Данные работы интересны с точки зрения комплексной оценки и характеристики функционирования и развития отдельных аспектов системы ОМС.
Вторую группу источников составляют учебные пособия. Как показал проведенный анализ, учебников, содержащих актуальную информацию о работе системы здравоохранения (по новому законодательству, действующему с 2011 года), немного, во многих из них не отражены последние изменения, которые сопровождают динамично развивающуюся сферу обязательного медицинского страхования. К современным учебным пособиям можно отнести «Государственные и муниципальные финансы» М.Л. Белоножко, учебники с аналогичным названием авторов Э.В. Алехина, М.В. Бабича, Н.Д. Шимширта, О.В. Малиновской и т. д.
Третью группу составляют нормативно-правовые акты - Конституция РФ, Федеральные законы, регулирующие функционирование системы, прежде всего, это Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ, Приказы Министерства здравоохранения РФ и Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Отдельное место занимают документы, принимаемые на региональном уровне, - законы об утверждении бюджета ТФОМС Челябинской области на соответствующий год, об исполнении - за прошедшие годы, а также стратегия социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года, Распоряжение Правительства Челябинской области от 29.04.2013 № 107-рп «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Челябинской области» и т. д.
Четвертую группу составляют собственные официальные источники участников системы обязательного медицинского страхования - памятки, буклеты, журналы, газеты Федерального фонда обязательного медицинского страхования, территориального фонда обязательного медицинского страхования , страховых медицинских организаций. Они полезны тем, что содержат актуальную информацию об основных результатах работы системы ОМС Челябинской области.
И, наконец, к пятой группе можно отнести сетевые ресурсы: интернет-сайты информационных изданий, блоги, социальные сети и другие источники информации, отражающие мнение и настроение общественности по вопросам работы сферы здравоохранения, доступности и качества медицинской помощи.
Результаты выпускной квалификационной работы имеют практическую значимость и могут применяться не только при реализации стратегии развития здравоохранения Челябинской области на будущие периоды, но и при формировании государственной политики социально-экономического развития Челябинской области.
Основным законом Российской Федерации - Конституцией РФ определено, что «каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений» [34]. Это значит, что государство взяло на себя обязательство по созданию определенных механизмов и систем, позволяющих обеспечивать жителей России доступной и качественной медицинской помощью на бесплатной основе. Одним из таких механизмов является система обязательного медицинского страхования (ОМС).
Обязательное медицинское страхование представляет собой сложную систему взаимоотношений определенных субъектов и участников, деятельность которых направлена, в первую очередь, на обеспечение пациента качественной и доступной медицинской помощью. Главным принципом ОМС является всеобщность, это означает, что все граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане, проживающие в Российской Федерации независимо от возраста, состояния здоровья и места жительства, а также уровня личного дохода имеют право на получение медицинских услуг, включенных в территориальные программы обязательного медицинского страхования, бесплатно. Ещё одним важным принципом ОМС является государственность, это означает, что средства обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации. Управление ими осуществляет Федеральный и территориальные фонды ОМС, а также специализированные страховые медицинские организации, при этом страхователем для неработающего населения выступает государство, оно же осуществляет контроль за сбором и использованием средств обязательного медицинского страхования, обеспечивает финансовую устойчивость системы обязательного медицинского страхования и гарантирует выполнение обязательств перед застрахованными лицами.
Основная цель, поставленная работе - проведение оценки эффективности работы сферы ОМС Челябинской области. Среди множества возможных критериев автором были выбраны основные показатели деятельности территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области, медицинских организаций и страховых компаний, непосредственно влияющие на доступность и качество оказания бесплатной медицинской помощи застрахованным жителям региона. Временным промежутком исследования выбран период 2014-2016 годов.
В работе рассмотрено исполнение бюджета ТФОМС Челябинской области, в том числе формирование его доходной и расходной частей, финансирование медицинских организаций за счет средств ТФОМС Челябинской области, динамика изменения подушевого норматива финансирования, проведен анализ выполнения индикативных показателей по выплате заработной платы медицинских работников, оценена динамика кредиторской задолженности, выполнение объёмов оказания медицинской помощи, выполнение плановых показателей по проведению диспансеризации взрослого населения, приведена оценка допускаемых дефектов в процессе оказания медицинской помощи. Кроме того, проанализировано выполнение страховыми медицинскими организациями своих обязанностей по обеспечению и защите прав застрахованных граждан в сфере обязательного медицинского страхования, рассмотрена структура обращений населения в страховые медицинские организации и ТФОМС Челябинской области по вопросам, связанным с оказанием бесплатной медицинской помощи, а также проведен анализ удовлетворенности жителей Челябинской области качеством бесплатной медицинской помощи.
При проведении оценки деятельности финансовой системы наиболее простой и логичной проблемой всегда кажется недостаток финансирования. На сегодняшний день в общественной сфере и средствах массовой информации стало популярно говорить о нехватке денежных средств, особенно в отраслях социальной сферы: здравоохранении, образовании и т. д.
В то же время сложные социально-экономические условия, в которых находится Россия в настоящее время, диктуют определенные правила работы всех государственных органов и систем. И сфера обязательного медицинского страхования не является исключением. В связи с этим на первый план выходят вопросы эффективности использования получаемых от государства средств, в особенности, когда при равных финансовых возможностях в условиях ограниченного финансирования учреждения с аналогичными функциями демонстрируют разные результаты деятельности.
Проведенный анализ работы субъектов и участников системы обязательного медицинского страхования выявил ряд существенных проблем. Прежде всего, речь идет об организации работы медицинских организаций Челябинской области.
При ежегодно возрастающем объеме поступления средств ОМС, многие учреждения ведут неэффективную финансово-хозяйственную деятельность, допуская нерациональное использование средств, что приводит к перекосам в выплате заработной платы, содержанию пустующих площадей и земельных участков, помещений, излишнего количества медицинского персонала.
При этом главные врачи как руководители медицинских учреждений фактически не несут полный груз ответственности за допускаемые недостатки в своей работе: при необходимости они получают дополнительные средства из областного бюджета или бюджета ТФОМС Челябинской области на погашение сложившейся задолженности.
Кроме того, негативное воздействие на развитие сферы ОМС Челябинской области имеют проблемы в организации медицинской помощи, прежде всего, амбулаторно-поликлинического звена, кадровый дефицит в здравоохранении, неэффективность существующих программ.
Отдельным вопросом, требующим особого рассмотрения, является роль и участие коммерческих организаций - страховых компаний в сфере ОМС как всей страны в целом, так и Челябинской области в частности.
Автором работы предложен комплексный подход к решению выявленных проблем и даны рекомендации по совершенствованию деятельности сферы обязательного медицинского страхования. Основным фактором является предположение о том, что решение проблем сферы здравоохранения лежит не только в финансовой, но и в организационной плоскости. Большинство проблем можно решить без привлечения больших сумм дополнительных средств, путем исключительно организационных преобразований, грамотного использования имеющихся ресурсов.
Можно констатировать, что основная цель работы - оценка эффективности работы сферы ОМС Челябинской области достигнута, задачи выполнены. При этом важно отметить, что работа основана как на научных исследованиях и информации из общедоступной сети - публикаций в СМИ, интернете, официальных источников, так и на собственных наблюдениях автора, являющегося сотрудником ТФОМС Челябинской области. Кроме того, в работе использованы последние данные о проектах и программах, датированных 2017 годом. Поэтому работа имеет признаки научной новизны, и ее результаты могут быть использованы при формировании стратегии развития здравоохранения в Челябинской области на будущие годы.
В заключение необходимо отметить, что в сложный кризисный период развития России в начале 90-х годов обязательное медицинское страхование стало радикальным переходом от сметного бюджетного финансирования к выделению и изоляции средств, предназначенных для отрасли здравоохранения, не позволяя таким образом урезать финансирование одной из важнейших отраслей жизни общества и государства. Сегодня ОМС является неотъемлемой частью отечественной системы здравоохранения и её дальнейшее развитие и совершенствование регламентировано на самом высоком государственном уровне. Об этом в послании Федеральному собранию заявил Президент РФ Владимир Путин, подчеркнув, что система здравоохранения России переходит на страховые принципы. В этой связи прямая обязанность страховых компаний, работающих в системе ОМС, отстаивать права пациентов, в том числе при необоснованных отказах в оказании бесплатной медицинской помощи. Если страховая организация этого не делает, она должна нести ответственность, вплоть до запрета работать в системе ОМС [72]. Правительству Российской Федерации поручено держать вопросы развития страховой медицины и соблюдения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи на самом строгом контроле.
1. «АльфаСтрахование-ОМС» максимально упрощает обращения
южноуральцев за помощью к страховщику. - http://www.mir74.ru/biznes/28512 - alfastrahovanie -oms -maksimalno -uproschaet -obrascheniya -yuzhnouralcev -za - pomoschyu -k -strahovschiku.html
2. Акопов, В.И. Медицинское право: современное здравоохранение и право граждан на охрану здоровья: учебно-практическое пособие для практикующих юристов и врачей / В.И. Акопов. - М.: Феникс, 2012. - 378 с.
3. Андреевская, Е.С. Этапы становления обязательного медицинского страхования В России / Е.С. Андреевская // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. - 2009г. - №8. - С. 7-14.
4. Белоножко, М.Л. Государственные и муниципальные финансы:
учебник / М.Л. Белоножко, А.Л. Скифская. - СПб: ИЦ «Интермедия», 2014 -
208 с.
5. Беляков, А.В. Опыт Европейского союза в области регулирования здравоохранения / А.В. Беляков. - М.: Юстицинформ, 2015. - 272 с.
6. Бескаравайная, Т. Госдума просит снизить долговую нагрузку ЛПУ / Т. Бескаравайная. - https://www.medvestnik.ru/content/news/Gosduma -prosit - snizit -dolgovuu -nagruzku -LPU.html
7. Буздык, Г.А. Проблемы функционирования бюджетно-страховой модели финансирования здравоохранения РФ / Г.А. Буздык, Г.С. Олейник // Наука вчера, сегодня, завтра. - 2017. - №10. - С. 105-110.
8. Булаева, Г. История ОМС: с XIX века до наших дней / Г.Булаева// Pro- ФОМС. - 2012г. - №8. - С. 4.
9. Выступление Министра Вероники Скворцовой на конгрессе
Национальной Медицинской Палаты «Российское здравоохранение сегодня: проблемы и пути решения». - https://www.rosminzdrav.ru/news/2017/10/30/6341 - vystuplenie -ministra -veron iki -skvortsovoy -na -kongresse -natsionalnoy -
meditsinskoy -palaty -rossiysk oe -zdravoohranenie -segodnya -problemy -i -puti - resheniya
10. Главврач больницы из Коркино выплатит 3,5 млн рублей штрафа за
взятки. - https: //www.znak.com/2017 -07 -
28/glavvrach_bolnicy_iz_korkino_vyplatit_3_5_mln_rubley_shtrafa_za_vzyatki
11. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ. - СПС «КонсультантПлюс».
12. Гутников, О.В. Правовое положение фондов как юридических лиц / О.В. Гутников // Корпорации и учреждения: Сборник статей / М.А. Рожкова. - М.: Статут, 2007. - С. 197-217.
13. Деньги на диспансеризацию украли врачи. -
https://lentachel.ru/news/2017/09/12/dengi -na -dispa№serizatsiyu -ukrali -vrachi.html
14. Диденко-Чинтимур, Д.С. О создании и реформировании системы обязательного медицинского страхования в России / Д.С. Диденко-Чинтимур // Вестник Калининградского юридического института МВД России . - 2008 г. - №1. - С. 239-243.
15. Договор о Евразийском экономическом союзе. Подписан в г. Астане 29.05.2014. - Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http: //www.eurasiancommission.org/
...118