🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Анализ эффективности формирования и использования средств бюджета (на примере Ашинского муниципального района)

Работа №197117

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы79
Год сдачи2018
Стоимость4790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ В
РФ 10
1.1 Местный бюджет: понятие и функции 10
1.2 Особенности бюджетного процесса в муниципальном
образовании 15
1.3 Характеристика доходов (источников формирования) и
расходов (направлений) местных бюджетов 24
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНОГО
БЮДЖЕТА АШИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА 31
2.1 Характеристика социально-экономического состояния
Ашинского муниципального района 31
2.2 Анализ доходов и расходов бюджета Ашинского
муниципального района 42
2.3 Проблемы и недостатки в формировании и исполнении
местного бюджета Ашинского муниципального района 48
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И
ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА АШИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА 54
3.1 Предложения по совершенствованию бюджетной политики
муниципального образования Ашинского муниципального района 54
3.2 Расчет экономического эффекта от реализации предлагаемых
мероприятий 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Экранные формы исходных данных для расчет показателей развития ашинского муниципального района 79
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Формулы для расчета показателей эффективности инвестиционного проекта

Актуальность темы. Вопросы изучения теоретических основ и методических подходов оценки эффективности формирования и использования средств местного бюджета остаются актуальными в силу следующих причин.
Во-первых, последнее десятилетие характеризовалось изменениями достаточно большого спектра вопросов в сфере законодательного регулирования местного самоуправления российских регионов. Тем не менее, на сегодняшний день Россия находится лишь в начале пути реформирования системы местного самоуправления. Такое положение дел обусловлено тем, что система местного самоуправления представляет собой с одной стороны - систему внешних взаимодействий органов государственной власти и органов местного самоуправления, а с другой стороны - внутренних - представительных и исполнительных органов местного самоуправления.
Во-вторых, в результате законодательных новаций кардинально изменилось регулирование компетенции муниципальных образований и происходит некоторое отступление от базовых принципов, положенных в основу реформы разграничения полномочий публичной власти ранее. Как следствие, обострилась проблема ресурсного обеспечения - финансового, имущественного, кадрового и организационного-местного самоуправления.
В-третьих, в настоящее время на фоне экономических трудностей, переживаемых страной, у местной власти отсутствуют четкие ориентиры и неясно определены ресурсные источники для развития региона в будущем. Достаточно часто местные власти используют имеющиеся ограниченные ресурсы нерационально и принимают неэффективные управленческие решения, приносящие лишь сиюминутную выгоду.
В связи с этим, особую актуальность приобретает анализ эффективности местного бюджета и разработка направлений совершенствования формирования и использования средств бюджета.
Объект выпускной квалификационной работы - местный бюджет Ашинского муниципального района.
Предмет работы - процесс формирования и исполнения местного бюджета.
Цель выпускной квалификационной работы - исследование основ анализа эффективности местного бюджета и разработка направлений совершенствования формирования и использования средств местного бюджета.
Задачи работы:
- рассмотреть теоретические и нормативно-правовые основы формирования местных бюджетов в РФ, в том числе: охарактеризовать понятие, функции местного бюджета и подходы, применяемые в бюджетном процессе органами местного самоуправления;
- проанализировать формирование и исполнения бюджета Ашинского муниципального района, выявить проблемы и недостатки в формировании доходов и исполнении местного бюджета;
- разработать направления совершенствования формирования и исполнения местного бюджета, в том числе мероприятия по увеличению доходов и оптимизации расходов и рассчитать экономическую эффективность предложенных мероприятий.
Степень разработанности проблемы. Исследованию сущности местных бюджетов и методологии оценки эффективности местных бюджетов посвящено достаточно большое количество работ зарубежных и отечественных авторов.
Проблемами эффективности посвящены труды ведущих российских ученых: Л.Д. Андросовой, А.М. Бабич, Н.Н. Быковой, И.А. Василенко, Л.А. Дробозиной, Л.П. Окуневой, Л.Н. Павловой, Г.Б. Поляка.
В последние годы проблематика взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с позиции распределения ресурсов стала предметом исследований ученых И.М. Александрова, Л.Ф. Курченко, И.И. Овчинникова, О.Е. Кутафина и В.И. Фадеева. Работы отмеченных авторов раскрывают основные характеристики, особенности и закономерности развития местного самоуправления в Российской Федерации.
Достаточно большое число российских ученых и специалистов направляют свой научный интерес на проблематику повышения собственных доходов местных бюджетов, в частности этим вопросам посвящены публикации Н.В. Васильевой, М.Л. Васюниной, И.В. Лисьих. Направления оптимизации расходов и достижения сбалансированности местных бюджетов исследованы в работах В.В. Левиной, Т.Н. Казанковой, Д.А. Корсунова, М.В. Саблиной.
Однако в исследованиях отечественных ученых до сих пор недостаточно четко раскрываются показатели оценки эффективности местных бюджетов, отсутствует учет специфики субъектов Российской Федерации.
Это стало базисом постановки основных задач и целей исследования, выбора главных направлений научного поиска в нем.
В качестве информационной базы автором были использованы материалы периодической печати, экономическая литература, статистические материалы, новостные порталы, статьи, монографии и др. труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные исследуемой проблематике.
В качестве инструментария исследований применялись общенаучные и специальные методы: сравнительного анализа, группировки данных, системного подхода, расчетно-аналитические методы.
Научная новизна работы. Заключается в выявлении проблем формирования и исполнения местного бюджета, разработке направлений совершенствования бюджетной политики Ашинского муниципального района, способствующих росту финансовой устойчивости бюджета Ашинского муниципального района. Предлагаемые мероприятия будут способствовать улучшению экономического положения Ашинского муниципального района, которое в настоящее время напрямую зависит от прочной финансовой базы .
Результаты научно-исследовательской работы, в частности разработанные рекомендации по повышению финансовой самостоятельности местных бюджетов, могут быть использованы при формировании стратегий социальноэкономического развития регионов. Укрепление финансового положения местных бюджетов будет способствовать улучшению жизни населения субъектов Российской Федерации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Система местной власти соединяет в себе общественные и государственные начала. Следовательно, залогом успешной организации власти на местах является ее успешное взаимодействие с государственной властью.
На современном этапе развития общества в целях преодоления политической и общественной напряженности, вызванной столкновением интересов центральной власти и власти регионов в области эффективной организации управления, необходимо реформирование системы местного самоуправления. Эффективно действующая система местного самоуправления послужит надежной базой для построения стабильного демократического общества. Необходимо наделить муниципальную власть широким кругом полномочий, поскольку это позволит построить развитую систему органов правоохраны субъектов Российской Федерации. Россия - демократическое государство с централизованной властью весьма сложной структуры, организация которой требует надежного фундамента в виде территориальных органов власти, близких к населению.
В рамках процесса формирования правового государства в России, неизбежным является процесс становления и развития системы местного самоуправления. На сегодняшний день Россия находится лишь на первой ступени долгого пути реформирования системы местного самоуправления. Сложность заключается в том, что система местного самоуправления представляет собой с одной стороны систему внешних взаимодействий органов государственной власти и органов местного самоуправления, а с другой стороны систему внутренних взаимодействий между представительными и исполнительными органами местного самоуправления.
Рационализация и построение бюджетной политики органа местного самоуправления является основой формирования эффективного местного бюджета, которое выражается в рациональности затрат и минимизации нерациональных расходов в целях достижения реальных социальных эффектов.
Важнейшим условием, обеспечивающим стабильность и наполняемость местных бюджетов, является не размер бюджетных ассигнований, а то, каким образом определяется их размер, составляется и исполняется бюджет.
Эффективность местного бюджета зависит от степени сбалансированности целей управления, обеспеченности ресурсами и способности применять современные методологии стратегического планирования.
Во втором разделе исследования приведена организационно-экономическая характеристика объекта исследования - Ашинского муниципального района.
Ашинский муниципальный район Челябинской области основан в 1961 году. Расстояние до центра Челябинской области - г. Челябинск - 364 км.
В состав района входит 25 населенных пунктов, в том числе четыре городских поселения: Ашинское (30,0 тыс. чел.), Симское (13,3 тыс. чел.), Миньярское (9,5 тыс. чел.), Кропачевское (4,6 тыс. чел.) и пять сельских поселений (суммарно численность населения составляет 2,7 тыс. чел.).
На протяжении ряда лет Ашинский муниципальный район входит в первую десятку муниципальных образований Челябинской области с наиболее высокими темпами промышленного производства. Объем производства Ашинского муниципального района составляют почти 2 % от внутреннего регионального продукта Челябинской области.
Положительным моментом является тот факт, что за 2016 год промышленным предприятиям района удалось сохранить, но и обеспечить опережающие темпы по одному из основных производственных показателей - по уровню реализации продукции, который составил 110,9%.
Объем отгруженной продукции собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами крупных и средних предприятий и организаций района в 2016 году по району составил 25 052,4 млн. руб., в том числе по видам экономической деятельности: добыча полезных ископаемых в объеме 1 482,6 млн. руб., или 121,0 %; обрабатывающие производства в объеме 22 384,8 млн. руб., или 110,7 %; производство и распределение газа и воды в объеме 473,6 млн. руб., или 100,1 %; прочие отрасли в объеме 711,4 млн. руб. или 109,5 %.
Из числа крупных и средних предприятий района по итогам 2016 года опережающие темпы производства продукции (индекс физического объема) достигнуты практически на всех предприятиях за исключением общества с ограниченной ответственностью «Уралдомнаремонт».
Проведенные исследования формирования и использования средств местного бюджета позволили установить, что собственные доходы местного бюджета за 2014-2016 гг. незначительно выросли, снизился объем межбюджетных трансфертов из областного бюджета.
По данным анализа доходов в общей структуре доходов установлено, что наибольший удельный вес занимают безвозмездные поступления, затем идут налоговые и неналоговые доходы.
В бюджет Ашинского муниципального района за 2016 год поступило доходов в сумме 1 784,8 млн. руб., что составляет 113,6 % к уровню 2015 года, в том числе: собственных доходов 625,9 млн. руб.; средств, полученных из областного бюджета в виде дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов в сумме 1 314,9 млн. руб.
За счет дополнительно полученной финансовой помощи областного бюджета бюджет Ашинского муниципального района 2016 года увеличен на 347,0 млн.рублей. Но по результатам исследований отмечена и положительная тенденция - это прирост собственных доходов Ашинского муниципального района в 2016 году на 39,9 млн. руб. или на 6,63 % по сравнению с 2014 годом. Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов бюджета муниципального образования (без учета субвенций)» по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов бюджета муниципального образования (без учета субвенций) в 2016 году составляла 15,20 % против 18,56 % в 2015 году в связи с уменьшением собственных средств за исключением НДФЛ по дополнительным нормативам отчислений и ростом межбюджетных трансфертов из областного бюджета.
Бюджет Ашинского муниципального района имеет социальную направленность. Проведенный анализ расходов показал, что структура расходов местного бюджета на протяжении последних трех лет не одинакова, собственных доходов Ашинского муниципального района не хватает для финансирования социальных расходов, а значит и для надлежащего исполнения социальных функций государственных функций на территории муниципального района.
Доля социально направленных расходов занимает около 75,5 % бюджета Ашинского муниципального района. Увеличение расходов на социальную сферу связано с увеличение ФОТ работникам бюджетной сферы, увеличением тарифов на коммунальные услуги. В разрезе направлений расходования средств наибольшую долю занимают расходы на образование.
В расходной части местного бюджета в 2016 году произошло существенное сокращение расходов на физическую культуру и спорт (на 90,91 %), на охрану окружающей среды (на 58,91 %). Зафиксировано также сокращение по социально значимым статьям - расходы на образование сократились на 1,09 %, расходы местного бюджета на здравоохранение сократились на 1,43 %.
В процессе анализа выявились наиболее значимые проблемы развития Ашинского муниципального района во всех основных сферах жизнедеятельности: экономике, социальной сфере, уровне жизни населения и инфраструктуре.
Наличие целого комплекса проблем не позволяет району ускорить темпы развития, например, низкий уровень заработной платы, недостаточный объем инвестиций.
Достижение целей устойчивого роста благосостояния и качества жизни граждан, а также создания благоприятных условий хозяйствования зависит от решения следующих основных проблем.
1. Промышленное производство: высокий износ основных фондов; нехватка квалифицированных рабочих кадров.
2. Транспортный комплекс и связь: существенный износ и выбытие основных фондов на транспорте; значительное увеличение тарифов на услуги всех видов транспорта в связи с растущими ценами на энергоносители, что ведет к потере объемов грузо- и пассажироперевозок; неравномерность развития инфраструктуры связи в поселениях района, слабая телефонизация малых сельских населенных пунктов; неполный охват населения района местными телерадиопрограммами.
3. Агропромышленный комплекс: слабо развитая рыночная инфраструктура, в том числе низкая степень развития поддерживающих отраслей; слабая инвестиционная активность, ограниченный доступ к капиталу; низкие темпы технического перевооружения в сельском хозяйстве; низкое качество жизни сельского населения, сложное положение в социально-трудовой сфере, низкая заработная плата; кадровые проблемы.
4. Жилищно-коммунальное хозяйство: высокая стоимость жилищно
коммунальных услуг, не обеспеченная ростом доходов основной части населения; высокий уровень износа жилищной и коммунальной инфраструктуры; недостаточный объем инвестиций в отрасль; относительно низкое качество жилья, недостаточный уровень благоустроенности жилищного фонда всеми видами благоустройства, неразвитость конкурентной среды в сфере содержания и ремонта жилья;
5.Охрана окружающей среды: отсутствие должного внимания предприятий и населения к состоянию окружающей среды; отсутствие территориальной системы экологического мониторинга; низкий уровень внедрения ресурсосберегающих технологий во всех сферах производства; нехватка питьевой воды в отдельных населенных пунктах.
6.Социальная сфера: активизация процессов увольнения работников,
вызванных финансово-экономическим кризисом; снижение заявляемых работодателями вакансий в центр занятости населения; рост численности безработных граждан; структурное несоответствие спроса и предложений рабочей силы, когда значительная доля безработных граждан, состоящих на учете в центре населения, не соответствует требованиям работодателей по профессии, возрасту, уровню образования и квалификации.
В третьем разделе работы представлены направления совершенствования бюджетной политики Ашинского муниципального района.
Ранее проведенные исследования формирования и использования средств местного бюджета позволили установить, что собственные доходы местного бюджета за 2014-2016 гг. незначительно выросли, снизился объем межбюджетных трансфертов из областного бюджета.
Тем не менее Ашинский Муниципальный район нуждается в усилении собственной финансовой самостоятельности, поэтому предложено активизировать работу финансового управления Администрации Ашинского муниципального района в части контроля за поступлением налоговых платежей по НДФЛ. Предложен алгоритм действий по такой активизации.
В части увеличения объемов собственного производства товаров и услуг на территории Ашинского муниципального района предложен механизм взаимодействия Ашинского муниципального района и предприятий и предпринимательских структур.
Итогом внедрения предложенного механизма станет увеличение доходной базы местного бюджета и развитие значимых отраслей народного хозяйства.
Среди плюсов внедрения механизма необходимо отметить следующие:
- акцент делается на усиление социально-экономического потенциала путем вступления Администрации в предпринимательские отношения. Качественный эффект - смещение доли финансирования в сторону увеличения собственных доходов местного бюджета. Доля доходов от предпринимательской деятельности в общей сумме доходов увеличится;
- по существу механизм в данном случае являются инструментом установления стабильных взаимоотношений между органом местной власти и предпринимательской структурой.
По данным прогноза ключевых показателей развития Ашинского муниципального района результатом внедрения предложенных мероприятий станет:
- увеличение объема инвестиций на 1,00 % (или на 8,01 млн. руб. при условии получении государственной поддержки);
- увеличение объем производства товаров и услуг на 0,05 % (или на 12,4 млн. руб.- от трех проектов, без учета естественного темпа прироста);
- прирост собственных доходов местного бюджета Ашинского муниципального района на 18,53 млн. руб. или на 2,96 %.


1) Законодательно-нормативные документы
1. Конституция Российской Федерации: Принята всенарод.голосованием
12.12.1993 г. // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) // Собрание законодательства РФ. - 2017. - № 7. - Ст. 1031.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 2017. - № 28. - Ст. 4078.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации // Российская газета. - 2017. - 9 января.
5. Земельный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. -
2014. - № 26. - Ст. 3377.
6. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2017. - № 24. - Ст. 3476.
7. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2017. - № 23. - Ст. 3227.
8. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 27. - Ст. 4198.
9. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О
мероприятиях по реализации государственной социальной
политики» // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 19. - Ст. 2334.
10. Распоряжение Правительства РФ от 31.01.2017 № 147-р «Об утверждении целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2017. - № 7. - Ст. 1098.
2) Учебная литература и периодические издания
11. Алимгулова, Р.А. Финансовая устойчивость бюджетов муниципальных образований / Р.А. Алимгулова, Ю.А. Рахматуллина // Инновационная наука.- 2017. - № 02-1. - С. 146-148.
12. Базарова, В.С. Собственные доходы местных бюджетов как важный элемент
самостоятельности местного самоуправления / В.С. Базаров, Б.В. Жамбалов // Вестник Бурятского государственного университета. - 2015. - № 2-2. -
С.206-210.
13. Беляева, Ю.Н. О социальных функциях государства / Ю.Н. Беляева // Журнал российского права. - 2016. - № 1. - С. 99-103.
14. Быкова, Н.Н. Основные источники доходов местного бюджета / Н.Н. Быкова// Молодой ученый. - 2016. - №28. - С. 362-366.
15. Быкова, Н.Н. Особенности планирования и исполнения бюджета муниципального образования / Н.Н. Быкова // Молодой ученый. - 2016. - №28. - С. 366-368.
...56


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ