АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ 8
1.1 Молодежная политика как элемент социальной политики государства 8
1.2 Нормативно-правовое обеспечение муниципальной молодежной политики 21
1.3 Методологические аспекты управления формированием и реализацией
молодежной политики 22
2 АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ МОЛОДЁЖ
НОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АШИНСКИЙ РАЙОН 34
2.1 Анализ реализации молодёжной политики муниципального
образования Ашинский район 34
2.2 Целевые программы Челябинской области и ресурсный потенциал
формирования эффективной молодежной политики муниципального образования Ашинский район 43
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЯ НА ПРИМЕРЕ МО АШИНСКИЙ РАЙОН 55
3.1 Алгоритм разработки и реализации стратегии реализации молодёжной
политики на муниципальном уровне 55
3.2 Показатели эффективности направлений совершенствования
реализации молодёжной политики на муниципальном уровне 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 72
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А Закон Челябинской области «О молодёжи» 76
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Структура Управления МО Ашинский район 77
ПРИЛОЖЕНИЕ В Целевые показатели молодёжной программы 78
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Мероприятия муниципальной молодёжной программы 79
Актуальность темы
Необходимость создания основы устойчивого экономического и духовного развития России, обеспечения достойной жизни населения, укрепления и развития генофонда, конкурентоспособности и национальной безопасности государства требуют реализации эффективной, целостной и последовательной государственной молодежной политики. История России свидетельствует, что в периоды, когда удавалось сплотить и организовать молодое поколение, государство и общество заметно продвигались вперед в решении социальноэкономических, политических, геополитических и других проблем.
Государственная молодежная политика - направление деятельности Российской Федерации, представляющее собой систему мер нормативноправового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера, реализуемых на основе взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, активного межведомственного взаимодействия, направленных на гражданско- патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, расширение возможностей для эффективной самореализации молодежи и повышение уровня ее потенциала в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны, а также упрочения ее лидерских позиций на мировой арене;
Работа с молодежью - профессиональная деятельность, направленная на решение комплексных задач по реализации молодежной политики в сферах труда, права, политики, науки и образования, культуры и спорта, коммуникации, здравоохранения, взаимодействия с государственными организациями и общественными институтами, молодежными и детскими общественными объединениями, а также с работодателями.
Глобальные тенденции убедительно доказывают, что стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь. Молодежь России как наиболее восприимчивая и мобильная часть социума поддерживала прогрессивные реформы и претворяла их в жизнь.
Патриотические устремления молодежи развивали науку и промышленность, обеспечившие рост экономики и улучшение качества жизни.
Новые вызовы, связанные с изменениями в глобальном мире, новые цели социально-экономического развития страны требуют системного обновления, развития задач и механизмов государственной молодежной политики.
Приоритеты Российской Федерации ориентированы на укрепление воспитательной роли семьи, общества и государства. Российская молодежь все ярче демонстрирует активную позицию по развитию гражданского общества, формируются механизмы создания молодежью общественных благ.
В 2017 году в Российской Федерации проживало 39,6 миллиона граждан в возрасте от 14 до 30 лет.
В государстве в целом сложилась и действует система формирования и реализации молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Интересы и потребности молодежи учитываются при реализации программ социально-экономического развития.
В последние годы удалось переломить ряд негативных тенденций и достичь заметного улучшения социально-экономического положения молодежи в Российской Федерации.
Уменьшилась смертность среди молодежи, усилилось стремление к ведению здорового образа жизни, снизился уровень молодежной безработицы и наметилось снижение преступности (в том числе среди несовершеннолетних). Российская Федерация является одним из мировых лидеров по количеству молодых специалистов, получивших высшее образование. Многие представители молодежи входят в число победителей и призеров международных спортивных соревнований, творческих конкурсов и олимпиад.
Вместе с тем существует тенденция нарастания негативного влияния целого ряда внутренних и внешних факторов, повышающих риски роста угроз ценностного, общественного и социально-экономического характера.
Проблемным фактором является деструктивное информационное воздействие на молодежь, следствием которого в условиях социального расслоения, как показывает опыт других стран, могут стать повышенная агрессивность в молодежной среде, национальная и религиозная нетерпимость, а также социальное напряжение в обществе.
Снижение численности молодежи вследствие демографических проблем прошлых лет может оказать системное влияние на социально-экономическое развитие страны, привести к убыли населения, сокращению трудовых ресурсов, росту пенсионной нагрузки и ослаблению обороноспособности Российской Федерации.
Молодежь в Российской Федерации достойна того, чтобы получить и реализовать новые возможности для построения своего будущего и будущего страны.
Необходимо признать, что на современном этапе многие проблемы молодежи, молодежной политики, деятельность органов власти на всех уровнях все еще не стали предметом специального внимания и их решения социальными институтами общества. Вследствие данного обстоятельства этого достаточно востребованным является изучение состояния современной молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, обобщение практики реализации приоритетных направлений в данной сфере. В этой ситуации особенно возрастает значимость практической деятельности органов государственной власти по решению острых социальных молодежных проблем на уровне субъектов Российской Федерации.
Еще одним свидетельством актуальности выбранной темы исследования является недостаточная разработанность в отечественной научной литературе вопросов теории и методологии молодежного движения, различных проблем молодежной политики, в том числе и критического осмысления опыта реализации молодежной политики. Практически всеми исследователями отмечается, что «в стране ощущается нехватка исследований, в которой бы молодежная проблематика рассматривалась с разных сторон и с привлечением богатого фактического материала».
Объект исследования - проблемы молодёжной политики на муниципальном уровне.
Предмет исследования - управление формированием и реализацией молодёжной политики на муниципальном уровне .
Цель работы - разработка рекомендаций по повышению эффективности реализации молодёжной политики муниципального образования Ашинский район.
Задачи, решённые для достижения цели исследования:
- изучена концепция муниципальной молодежной политики: сущность, понятие, основные принципы;
- рассмотрено нормативно-правовое обеспечение муниципальной молодежной политики;
- изучена методика управления формированием и реализацией молодежной политики;
- проведён анализ реализации молодёжной политики муниципального образования Ашинский район;
- изучены целевые программы Челябинской области и ресурсный потенциал формирования эффективной молодежной политики муниципального образования Ашинский район;
- рассчитаны показатели эффективности направлений совершенствования реализации молодёжной политики на муниципальном уровне.
Также в работе проанализированы состояние инфраструктуры для молодежи, правовые, социально-экономические условия для молодежи, обеспечение условий для формирования здорового образа жизни, охраны здоровья, осуществление профилактики социально-негативных явлений в молодежной среде, условий для вовлечения и участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества
Степень разработанности проблемы. При анализе реализации молодежной политики возникает необходимость исследований социально-экономического характера как сложной системы, носящих междисциплинарный характер.
В качестве основного методологического подхода выбран программно-целевой метод управления молодежной политикой, представляющий собой один из видов планирования и управления, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей.
Теоретическая значимость исследования. В работе подробно раскрыты теоретические основы управления молодёжной политикой в районе, дана характеристика субъектов, формирующих и реализующих молодёжную политику. Дана характеристика социально-экономического положения района, как основа благополучного развития молодёжной политики. Выявлены проблемы, существующие в этой области в настоящее время; обоснована экономическая эффективность, определены пути дальнейшего совершенствования.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для разработки более эффективных направлений реализации молодёжной политики в муниципальном образовании, которые позволят раскрыть потенциал молодёжной политики, и сделают её брендом Ашинского района. Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Научной разработке вопросов государственного управления молодёжной политикой посвящены труды отечественных экономистов, таких как Апарина А.В., Басов Н.Ф., Ильинский И.М., Киселева А. М., Меркулов П. А. и др.
Проблемы управления социально-экономическим развитием на муниципальном уровне и современного стратегического управления исследовали Авдеева Т.Т., Елисеев Е.А., Жилкин С.Ф., Ильин И.А., Панкрухин А.П., Рох- чин В.Е., Татаркин А.И., Юркова С.Н. и др.
Политический феномен государственной молодежной политики в Российской Федерации исследовался в трудах таких ученых в области политологии и политической социологии, как А.А. Зеленин, И.М. Ильинский, А.В. Кочетков, В.Т. Лисовский, В.А. Луков, О.А. Рожнов, Н.Л. Смакотина и многих других. Однако в связи с тем, что общественные отношения находятся в постоянном развитии, государственная молодежная политика Российской Федерации требует к себе более пристального внимания со стороны научно - экспертного сообщества.
Теоретико-методологической основой исследования послужили положения социологии, экономического анализа, маркетинговых исследований, стратегического менеджмента, теории государственного и муниципального управления.
В работе были использованы логические, математические и статистические методы. Исследование базировалось на синтезе методов познания: общетеоретического и конкретно-исторического. Фактический материал носит открытый характер, использовались отечественные и зарубежные источники.
Информационную базу исследования составили работы отечественных и зарубежных учёных, материалы периодической печати, законодательные, нормативные правовые и программные документы РФ по вопросам молодёжной политики на муниципальном уровне. Базой данных явились материалы государственной статистики, отчётные и программные документы Администрации Ашинского района.
Результаты исследования, в частности разработанные рекомендации по повышению эффективности реализации молодёжной политикой, могут быть использованы при формировании стратегий социально-экономического развития муниципальных образований.
осударственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.
Нарастает негативное влияние целого ряда внутренних и внешних факторов, повышающих риски угроз ценностного, общественного и социально - экономического характера для молодёжи.
Государственная молодежная политика - направление деятельности Российской Федерации, представляющее собой систему мер нормативноправового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера, реализуемых на основе взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, активного межведомственного взаимодействия, направленных на гражданско- патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, расширение возможностей для эффективной самореализации молодежи и повышение уровня ее потенциала в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны, а также упрочения ее лидерских позиций на мировой арене;
Работа с молодежью - профессиональная деятельность государственных служащих, направленная на решение комплексных задач по реализации молодежной политики в сферах труда, права, политики, науки и образования, культуры и спорта, коммуникации, здравоохранения, взаимодействия с государственными организациями и общественными институтами, молодежными и детскими объединениями, а также с работодателями.
Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе возраста 14-30 лет, социального положения и имеющая специфические интересы и ценности.
1. Муниципальная молодежная политика - это деятельность структур местного самоуправления на муниципальном уровне в конкретных территориально-административных образованиях, в которых реализуются стратегии государства - защита конституционных прав, законных интересов и социальных гарантий молодежи в соответствии с законодательством.
2. Научную основу муниципальной молодежной политики составляют закономерности социальной и политической науки в отношении молодежи как объекта и субъекта общества, государства, саморазвития.
3. Теоретико-методологическая обоснованность муниципальной молодежной политики состоит в совокупности принципов ее реализации на локальном уровне. Принципами муниципальной молодежной политики являются конституционная гарантированность прав личности; гуманизм; культуросообразность; развитие политического правосознания; адресность социальных услуг; превентивная направленность; деятельностный подход; партнерство; тендерный подход; амбивалентность политических решений.
Выявленные проблемы молодёжи.
1. В Российской Федерации идёт старение населения, в абсолютных и относительных цифрах, доля молодёжи сокращается
2. Для молодёжи затруднено получение качественного образования и медицинской помощи.
3. Высок уровень безработицы среди молодых людей в возрасте 15-24 лет (1025 %).
4. Остро стоит проблема приобретения своего жилья.
5. Идёт деструктивное информационное воздействие на молодежь, идеологическое многообразие, декларируемой Конституцией, ведёт к потере человеческих ценностей
6. В условиях глобализации и притока мигрантов, молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности; и укрепления межнациональных отношений.
7. Молодежь в целом аполитична. В выборах федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, лишь 33% молодых граждан интересуются политикой. 3 % молодых людей принимают участие в деятельности общественных организаций.
Методическими и идеологическими слабыми сторонами реализации государственной молодежной политики на муниципальном уровне являются:
- недостаточное развитие инфраструктуры сферы молодежной политики, конкретно в Аше отсутствие многопрофильного центра по работе с молодежью;
- слабая информированность молодежи о других народах, культурах и религиях, наличие негативных этнических и религиозных стереотипов;
- отсутствие необходимого набора возможностей для неприятия асоциальных норм поведения, а также полноценных возможностей для реабилитации и адаптации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации.
- социальную изолированность молодых людей;
Перечисленные проблемы требуют системного решения, так как проявляются во всех сферах жизни молодежи.
Средства в 2017 году предоставляются на организацию и проведение мероприятий с детьми и молодежью по следующим направлениям:
- подготовка и проведение мероприятий патриотической направленности;
- подготовка и проведение мероприятий по вовлечению молодых людей в предпринимательскую деятельность;
- поддержка социальных и общественных инициатив молодых граждан Челябинской области;
- поддержка талантливых детей и молодежи в сфере образования, интеллектуальной и творческой деятельности;
- вовлечение молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества.
Проблемы реализации молодежной политики МО Челябинская область
- недостаточная вовлеченность молодежи в реализацию ГМП.
- слабая скоординированность ГМП с другими сферами государственной политики;
- ограниченность инфраструктуры органов, занятых ГМП, направлений их деятельности, адекватно отвечающих потребностям, интересам и задачам молодежи;
- недостаточное участие институтов гражданского общества, общественных и некоммерческих организаций, бизнеса в эффективной реализации ГМП;
- недостаточное обеспечение условий для решения проблем здорового образа жизни молодежи;
- незаинтересованность средств массовой информации в освещении проблем молодёжи;
- недостаточное финансовое и кадровое обеспечение ГМП;
- социальная изолированность молодых людей;
- недостаточное развитие инфраструктуры сферы молодежной политики, отсутствие многопрофильного центра по работе с молодежью;
- отсутствие необходимого набора возможностей для неприятия асоциальных норм поведения, а также полноценных возможностей для реабилитации и адаптации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации.
На практическом уровне предлагается создать Многофункциональный Молодёжный Центр в городе Аша.
Деятельности молодежного центра - перечень услуг, оказываемых молодежным центром в области муниципальной молодежной политики в формах и объемах, утвержденных органами местного самоуправления в виде муниципального задания.
Цель деятельности Молодежного центра - создание благоприятной атмосферы для духовного, интеллектуального и нравственного развития подростков и молодежи нашего города.
Модель молодёжного центра строится на следующих концептуальных основах:
- молодежный центр как учреждение должен соответствовать запросам трех сторон: 1 - государства как заказчика-идеолога, 2 - муниципальной власти как учредителя, 3 - молодежи как целевой аудитории.
- государство определяет заказ сфере молодежной политики на подготовку граждан с активной жизненной позицией, способных инновационно мыслить, включаться в социально-экономическое развитие территории и страны в целом, способных самостоятельно строить карьеру, жизнь, а также выражать свою гражданскую позицию, участвуя в решении проблем территории.
- для молодых граждан привлекательным становится учреждение, открывающее новые возможности собственного роста или, как минимум, - интересного времяпровождения. Учреждению необходимо создавать условия отдыха и развития по последнему слову цивилизации.
Предлагаемая модель муниципального молодежного центра (далее - Модель) адаптирована под потребности трех заказчиков: государства, муниципальной власти и молодёжи.
Внедрение Модели муниципального молодежного центра обеспечит системный подход в развитии инфраструктуры отрасли, планомерное управление и контроль в распределении ресурсов для развития муниципальной молодежной политики.
Материально-техническое оснащение молодежного центра - один из ключевых компонентов, позволяющих реализовывать государственную молодежную политику на должном уровне. Важнейшей задачей в этом направлении является не только укомплектование молодежного центра минимальным необходимым для деятельности оборудованием, но и современными техническими средствами, делающими молодежный центр привлекательным местом для досуга и развития.
Материально-техническое обеспечение делится на оборудование общего назначения (обеспечивает инфраструктурную деятельность молодежного центра) и оборудование, необходимое для реализации основных и вариативных направлений деятельности.
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года Российская газета. -1993. - 25 декабря
Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 30.10.2017)
Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (с изменениями и дополнениями)
Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации от 18 декабря 2006 года №1760-р. (с изменениями на 16 июля 2009 года) (утратила силу на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 2403-р)
Распоряжение Правительство РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации» на период до 2025 года
Закон Челябинской области О молодежи Принят постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 24 августа 2006 г. N 243 (в ред. Закона Челябинской области от 26.09.2013 N 550-ЗО)
Концепция Федеральной целевой программы «Молодежь России на 20162020 годы». Постановление от 23 мая 2015 г. No 497 Правительства Российской Федерации - М., 2015.
Ассоциация молодежных правительств России, URL: http://www.molprav.ru/; Актуальные вопросы организации работы с молодежью [Текст]: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 24 апр. 2014 г. / ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т»; под ред. Н.Ю. Масленцевой. Екатеринбург, 2014. с.108 Алексин В.А., Плетнев Н.Я. Муниципальная молодежная политика и ее информационное обеспечение. М.: Логос, 2014. - 184 с.
Алещенок СВ. Государственная поддержка молодежных организаций: мировой опыт. М.: ИНФРА-М, 2013. - 146 с.
Андреев, Н.И. Молодежь и время: социальный выбор // Ценности социальных групп и кризис общества. - М.: Мысль, 2011- с. 169- 174;
Андреева О. А. Региональная правовая политика преодоления экстремизма в молодежной среде: реалии и прогнозы / О. А. Андреева // Государственная власть и местное самоуправление. - 2014. - № 9. - С. 28-31.
Апарина А.В. Проблема социально-правовой защиты детей и молодежи в современных условиях. М.: Эксмо, 2015. - 210 с.
Арутюнян М. Н. Молодежная безработица в современной России / М. Н. Арутюнян, Н. А. Долгунова // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. - 2015. - № 2. - С. 24-27.: http://elibrary.ru
...99