Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 8
1 СРАВНЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
И РЕШЕНИЙ 11
1.1 Сравнительный анализ интернет-сервисов, предоставляемых
грузоотправителям зарубежными железнодорожными компаниями 11
1.2 Характеристики интернет-сервисов, предоставляемых
грузоотправителям ОАО «РЖД» 25
1.3 Проект ОАО «РЖД» «Цифровая железная дорога» как основа для
разработки пользовательского веб-приложения в сегменте грузовых перевозок 34
Выводы по разделу один 36
2 РАЗРАБОТКА ВЕБ-ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ КЛИЕНТОВ ЮЖНОУРАЛЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ 38
2.1 Современные тенденции в построении и дизайне пользовательских
веб-приложений 38
2.2 Выбор платформы для разработки веб-приложения 39
2.3 Описание используемых технологий 40
2.4 Разработка базы данных 42
2.5 Разработка веб-приложения 52
2.5.1 Разработка блока «Справочник» веб-приложения 55
2.5.2 Разработка блока «Личный кабинет» веб-приложения 65
Выводы по разделу два 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 87
ПРИЛОЖЕНИЕ А Исходный код хранимой процедуры Distance 88
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Исходный код веб-метода GetDistance 95
ПРИЛОЖЕНИЕ В Исходный код страницы «Перевозки между моими предприятиями» 97
Железнодорожный комплекс имеет стратегическое значение для России, являясь связующим звеном экономической системы, обеспечивая стабильную деятельность промышленных предприятий. Его основу составляет открытое акционерное общество «Российские железные дороги» - один из лидеров среди железнодорожных компаний мира. Это объясняется, в том числе, и объемами грузовых перевозок. Доля компании в грузообороте транспортной системы России составляет 45,3% (с учетом трубопроводного транспорта), ежегодный объем погрузки - 1,2 млрд тонн.
Тем не менее монопольное положение компании не гарантирует наивысших финансово-экономических результатов. Тарифы на большинство услуг ОАО «РЖД» регулируются государством, компания обязана обеспечивать не всегда коммерчески эффективные, но социально значимые перевозки. Во многих рыночных сегментах, как правило, высокодоходных, ОАО «РЖД» работает в условиях острой конкуренции с другими видами транспорта.
Для формирования конкурентных преимуществ компания реализует стратегию повышения качества услуг и уровня обслуживания клиентов. Приоритетом становится удержание существующих клиентов и привлечение на железную дорогу дополнительных грузов с альтернативных видов транспорта (автомобильного, авиационного, водного).
Главный критерий оценки уровня клиентоориентированности компании - удовлетворение потребностей клиентов не только в качестве услуг, но и в доступности информации о перевозке грузов. Для этого грузоотправителям необходима простота взаимодействия с «РЖД» с точки зрения получения информации о местонахождении грузов в режиме онлайн и просмотра других многочисленных данных, касающихся заказанной услуги перевозки. Не менее важна работа с потенциальными клиентами, которые должны иметь возможность получить интересующую справочную информацию.
В настоящее время процесс грузовых перевозок организован таким образом, что точное время прибытия грузового поезда на станцию назначения не известно.
Информация о дислокации вагона и прогноз времени его прибытия на станцию назначения необходима предприятию, поскольку позволяет корректировать производственный процесс, избегать дополнительных затрат на складскую логистику. Но, чтобы узнать, где находится его груз, клиент вынужден каждый раз обращаться за справкой на железную дорогу или оформлять платную подписку на эту услугу в сторонних фирмах.
В связи с этим актуальной задачей для компании «Российские железные дороги» является разработка собственного информационного решения для клиентов. Грузополучатель должен иметь доступ ко всем необходимым сведениям о местоположении груза и возможность получать их самостоятельно со своего компьютера в режиме реального времени.
В последнее время «РЖД» все больше внимания уделяет компаниям небольшого масштаба. Такие грузоотправители, в отличие от профессионалов по логистике из железнодорожных подразделений крупных промышленных предприятий, не всегда знакомы с особенностями технологии перевозок и требованиям к ним. Поэтому веб-сервис должен быть прост, понятен и удобен для клиентов, существующих и потенциальных, не являющихся специалистами в железнодорожных перевозках.
Цель выпускной квалификационной работы - разработать информационную систему мониторинга движения грузов для клиентов Южно-Уральской железной дороги (ЮУЖД).
Для ЮУЖД разработка такого решения является актуальной задачей, поскольку в Челябинске открылся Центр продажи услуг холдинга «РЖД» - многофункциональный офис, созданный для упрощения доступа к услугам и инфраструктуре компании. Появление веб-приложения обеспечит необходимую поддержку работы офиса и за счет самостоятельного получения клиентом нужной информации, снизит нагрузку на сотрудников.
Задачи работы:
1) выполнить сравнительный анализ зарубежных аналогов - интернет- сервисов от ведущих европейских и североамериканских железнодорожных компаний с целью определения наиболее распространенных форматов реализации веб-приложений, необходимого функционала, принципов и приемов дизайна;
2) рассмотреть характеристики интернет-сервисов, предоставляемых грузоотправителям ОАО «РЖД»;
3) определить функционал разрабатываемого веб-приложения для грузоотправителей Южно-Уральской железной дороги;
4) выбрать тип архитектуры веб-приложения, платформу для разработки, СУБД и разработать дизайн приложения;
5) разработать веб-приложение для клиентов ЮУЖД;
6) отладить и протестировать веб-приложение;
7) подготовить веб-приложение к внедрению.
Объект выпускной квалификационной работы - информационная система, предоставляющая по запросу актуальные данные о перевозке груза и позволяющая их структурировать в зависимости от потребностей пользователя.
Разработанное веб-приложение может быть применено в практике работы с клиентами Южно-Уральской и других железных дорог, а также различных транспортных компаний.
В результате выполнения выпускного квалификационного проекта разработано информационно-справочное веб-приложение для самостоятельного мониторинга движения грузов клиентами Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО «РЖД».
Выполнен сравнительный анализ зарубежных аналогов - восьми интернет- сервисов от ведущих европейских и североамериканских железнодорожных компаний: MyRailportal, e-Cargo, E-SERVICES, MyUPRR.com, BNSF.com, ShipCSX, accessNS, CP Customer Station. Сервисы оценивались по группам критериев: основные характеристики веб-приложений, стандартные информационносправочные решения, индивидуальные решения для авторизованных пользователей. С учетом полученной в ходе исследования информации сделан выбор в пользу разработки пользовательского веб-приложения отдельно от основного сайта компании.
Поскольку в исследованных примерах часто отсутствует отображение на карте геолокационной информации, особое внимание в разработке уделено интеграции веб-приложения с картографическим интернет-сервисом. Все стандартные информационно-справочные функции решено сделать доступными всем пользователям веб-приложения, что является редкостью в зарубежных ресурсах.
Рассмотрены характеристики интернет-сервисов, предоставляемых грузоотправителям ОАО «РЖД»: десктопное приложение (ЭТРАН), веб-приложения (Электронная торговая площадка транспортных услуг и Электронная торговая площадка «Грузовые перевозки»), мобильное приложение («РЖД. Грузы». Установлено, что в настоящее время отсутствует информационное веб-приложение для клиентов, представляющих средний и малый бизнес. Существующие решения либо ориентированы на других контрагентов, либо формат и качество реализации сервисов не удовлетворяют современным стандартам онлайн-услуг и потребностям обозначенной целевой группы.
Определен функционал разрабатываемого веб-приложения для грузоотправителей Южно-Уральской железной дороги с учетом результатов исследования аналогов. Веб-приложение состоит из двух групп решений. Стандартные решения, доступные всем пользователям без регистрации: «Как отправить груз по железной дороге», «Поиск грузовых станций», «Расстояние между станциями», «Каталог вагонов», «Номенклатура грузов», «Правила грузовых перевозок», «Часто задаваемые вопросы». Решения, доступные только авторизованным пользователям: «Перевозка между моими предприятиями», «Отправленные грузы», «Грузы для получения», «Мои заказы по станциям», «Просмотр всех заказов», «Мои вагоны» «Аналитика», «Обратная связь».
Выбранный тип архитектуры - веб-приложение. Веб-приложение не требует установки дополнительных компонентов на компьютер пользователя. В отличие от мобильного приложения, которое актуально для физических лиц или разовых клиентов, веб-приложение обладает более широким функционалом в плане формирования отчетности и аналитики.
С помощью технологии ASP.NET на языке программирования C# реализовано веб-приложение «РЖД. Грузы. Онлайн», позволяющие клиентам компании в «личном кабинете» самостоятельно получать данные из базы MS SQL Server о перевозке грузов по сети железных дорог России в любое время и на любом устройстве с доступом в Интернет.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи - решены.
Результат работы может быть применен в практике работы с клиентами Южно-Уральской и других железных дорог, а также различных транспортных компаний. Запуск веб-приложения позволит повысить уровень удовлетворенности клиентов компаний и, соответственно, привлекательность их услуг.
1. Пономарев, И.А. Методы оценки качества пользовательского интерфейса - http://it-claim.ru/Library/Books/ITS/wwwbook/ist6/ponomarev2/ponomarev2.htm.
2. Шмелев, А.Г. Многокритериальная оценка пользовательских интерфейсов портальных проектов - http://ecsocman.hse.ru/data/429/688/1219/15.pdf.
3. Five Criteria for Evaluating Web Pages -
http: //library.cooper.edu/instruct/website eval. pdf.
4. Таран, В.Н. Аудит и оценка юзабилити сайтов -
https://elibrary.ru/item.asp?id=26163305.
5. Dalrymple, J. What features are commonly included in a rail shipment tracking and fleet management system? - https://www.railcartracking.com/what-features-are- commonly-included-in-a-rail-shipment-tracking-and-fleet-management-system/.
6. Эспозито, Д. Программирование с использованием Microsoft ASP.NET 4 / Д.Эспозито. - Спб.: Питер, 2012. - 880 c.
7. Эспозито, Д. Разработка веб-приложений с использованием ASP.NET и AJAX / Д.Эспозито. - Спб.: Питер, 2012. - 480 c.
8. Johnson, B. Professional Visual Studio 2017 / B. Johnson. - Indianapolis: John Wiley & Sons, 2017. - 864 c.
9. Закас, Н. Ajax для профессионалов / Н. Закас, Д. Мак-Пик, Д. Фосетт; пер. с англ. А.Киселева. - М.; Символ-Плюс, 2013. - 488 c.
10. Дакетт, Д. JavaScript и jQuery. Интерактивная разработка / Д. Дакет; пер. с. англ. М. Райтмана. - М.: Эксмо, 2017 - 640 c.
11. Макфарланд, Д.С. JavaScript и jQuery. Исчерпывающее руководство / Д.С. Макфарланд; пер. с. англ. М. Райтмана. - М.: Эксмо, 2017 - 880 c.
12. Бондарь, А.Г. Microsoft SQL Server 2014 / А.Г. Бондарь. - Спб.: БХВ- Петербург, 2015 - 592 c.