ВВЕДЕНИЕ 6
1 Теоретические и методические основы разработки конкурентной
среды предприятия 9
1.1 Конкурентная среда и конкурентная стратегия: понятие и структура 9
1.2 Информационное обеспечение анализа конкурентного окружения 17
1.3 Методика обоснования выбора конкурентной стратегии 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ А-Е 92-98
В современных условиях глобализации экономики сфера услуг становится одним из самых перспективных и динамично развивающихся секторов экономики: от медицинских до финансовых и от торговли до общепита. В связи с этим в последнее время сфера услуг заметно становится всё более насыщенной, а ее ускоренное развитие - все более актуальным для России, которая в силу особенностей предшествующего пути развития испытывает трансформационные трудности в большей степени, чем другие страны. Поэтому конкурентоспособность предприятий сферы услуг приобретает существенное значение, влияя на развитие страны в целом.
Предприятия сферы услуг всегда выступали как социально-значимые субъекты, а в сложившихся рыночных условиях они стали «абсорбентами» рабочей силы, высвобождающейся из других отраслей экономики. Поэтому повышение конкурентоспособности предприятий сферы услуг представляет собой важнейшее направление снижения социальной напряженности и обеспечения устойчивого развития средних городов, экономика которых базируется на малом и среднем бизнесе.
Для приспособления к институциональным изменениям на рынке предприятиям сферы услуг необходимо создание инновационного механизма управления конкурентоспособностью на микро-уровне, используя внутренние инструментальные средства. Зарубежный опыт позволяет рассматривать в качестве основного эффективного инструмента для развития конкурентоспособности предприятий - устойчивость внутренней среды, за счёт совершенствования механизма управления, тем более что отечественные предприятия его активно перенимают и начинают использовать в своей повседневной практике. Для того чтобы этот инструмент стал действительно эффективным, необходима выработка методики оценки деятельности, позволяющая определить текущую ситуацию на предприятии сферы услуг, выявить сильные и слабые стороны, дать рекомендации по ее улучшению. Поддержание и наращивание конкурентоспособности предприятий сферы услуг в быстро меняющейся бизнес-среде - важнейшее условие построения траектории их устойчивого развития.
Несомненная актуальность, высокая теоретическая и практическая значимость, необходимость более точного учета отраслевой специфики предприятий сферы услуг в процессе повышения их конкурентоспособности, а также недостаточная разработанность концептуальных и методологических подходов к анализу конкурентоспособности предприятия, обусловили выбор темы исследования бакалаврской работы.
Цель исследования состоит в разработке конкурентной стратегии предприятия.
Для достижения поставленной цели были определены и решены
следующие основные задачи, отражающие логику и структуру исследования:
- изучить понятие и структуру конкурентной среды и конкурентной стратегии предприятия;
- исследовать информационное обеспечение анализа конкурентного окружения предприятия;
- показать методику обоснования выбора конкурентной стратегии предприятия;
- дать организационно-экономическую характеристику объекта исследования;
- оценить конкурентную позицию объекта исследования на товарном рынке;
- выделить основных конкурентов и исследовать направления их действия;
- разработать конкурентную стратегию на основе стратегических альтернатив;
- дать экономическую оценку разработанной конкурентной стратегии объекта исследования.
Объектом изучения бакалаврской работы является предприятие полиграфии ООО «Проекция».
Предметом изучения бакалаврской работы является конкурентная стратегия предприятия.
Теоретическими основами бакалаврской работы послужили научные труды как российских, так и иностранных исследователей, опубликованные как в виде отдельных работ, так и в периодической печати. Одними из первых исследовали особенности становления конкурентной среды в России и предложили пути ее оценки Г.Л. Азоев, И.Л. Акулич, Г.Л. Багиев, Л.Е. Басовский, А.В. Беляевский, С.Г. Божук, Г.А. Васильева, Т.А. Гайденко, С.А. Ким, А.Ф. Крюков., В.В. Липчук, Т.Д.Маслова, Р.Г. Фатхутдинов Р.Г., Л.В. Юшкова и другие.
Состояние оценки конкурентной среды, применение антимонопольного регулирования в отраслях отражено в работах зарубежных теоретиков Аакера Д, Дибба С., Дойль П., Котлера Ф., Ламбена Ж., Портера М., Шонесси Дж. и многих других авторов.
Методологической основой написания бакалаврской работы является использование в процессе проводимых исследований совокупности различных методов: опроса и анкетирования, группировки и сравнения, анализа и экспертных оценок.
Основным источником информации для написания бакалаврской работы послужила бухгалтерская отчетность исследуемого предприятия, а также его внутренние данные статистической отчетности.
Практическая значимость бакалаврской работы состоит в практическом использовании методики выработки конкурентной стратегии на предприятиях полиграфии.
В первой главе, на основе сбора и анализа литературных источников,
Вторая глава бакалаврской работе основана на изучении материалов конкретного предприятия сферы полиграфии - ООО «Проекция», определенна его деятельность на рынке полиграфический услуг г. Красноярска, проведен анализ экономических показателей предприятия, изучена конкурентная позиция и выделен круг основных конкурентов.
На основе оценки конкурентного окружения ООО «Проекция», в третьей главе бакалаврской работы выбрана оптимальная конкурентная стратегия, способствующая улучшению деятельности предприятия и дана экономическая оценка результативности выбранной конкурентной стратегии.
Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объем бакалаврской работы составляет 98 страницы, содержит 32 таблицы и 26 рисунков, 6 приложений. Список использованных источников включает 59 наименований.
Подводя итоги теоретическим и методическим основам анализа конкурентной среды и формирования конкурентной стратегии предприятия можно выделить следующие основные моменты.
1) Конкурентная среда отраслевого рынка - совокупность сложившихся условий, в которых действуют хозяйствующие субъекты, предлагающие либо приобретающие специфическую или близкую по составу продукцию, сырье для ее производства и их отношений в определенный период времени по поводу соперничества за наилучшее приложение капитала.
2) Конкурентная стратегия развития предприятия в рамках бакалаврской работы рассматривается как сформулированная в явном виде система устойчивых долговременных целей предприятия, средств и планов их достижения. Она необходима для того, чтобы было ясное понимание того, к чему стремится предприятие в долгосрочной перспективе и как бороться с конкурентами, чтобы достичь устойчивых конкурентных преимуществ.
3) Систематизация научного материала позволила выделить следующие основные критерии классификации типов конкурентных стратегий: базовые стратегии создания конкурентных преимуществ и направления их совершенствования; биологическая модель создания конкурентных стратегий; модель конкурентной стратегии в зависимости от доли рынка; стратегия в зависимости от направленности действий; стратегия в зависимости от размера предприятия.
4) Информационная система обеспечения при разработке конкурентной стратегии должна включать ряд блоков, таких как: экономико-политические факторы; экономико-правовая среда; экология недропользования; потребители и рынки сбыта; предприятия смежных областей и инфраструктуры; социальные факторы; взаимоотношения с поставщиками; удовлетворенность покупателей; производственный или торговый потенциал и др.
5) Стратегический анализ предприятия состоит из двух этапов: анализа внешней деловой окружающей среды и анализа ресурсного потенциала предприятия (внутренних возможностей).
6) В процессе исследования для достижения основной цели конкурентной стратегии - достижение устойчивых конкурентных преимуществ предприятия, разработана модель ее формирования на основе альтернативных вариантов, позволяющая учитывать и соблюдать основные принципы принятия решений.
Подводя итог второго раздела бакалаврской работы можно выделить следующие основные результаты исследования конкурентной позиции ООО «*****»:
1) Местонахождение и юридический адрес: 660062, г. Красноярск, ул. Телевизорная, д. 8 «а».
2) Сфера деятельности (по коду ОКВЭД):22.22 - Полиграфическая деятельность, не включенная в другие группировки.
3) Проведённый анализ основных экономических показателей свидетельствует об экстенсивном пути развития предприятия ООО «Проекция» в отчётном периоде, поскольку при росте выручки показатель рентабельности снизился на ***%. Следовательно, ресурсный потенциал предприятия использовался не эффективно.
4) На сегодняшний день полиграфические услуги в Красноярске оказывают более *** типографий. Большая часть из них небольшие, располагающие небольшим ассортиментом полиграфических услуг.
5) Доля одного из важных конкурентов типографии ООО «Проекция» - типографии «Город» увеличилась в 2015 г. по сравнению с 2014 г. на *** % и составила *** %. Наибольшее увеличение доли наблюдалось по типографии «*****» (на **** %). Доля типографии «*****» снизилась на *** %, а доля типографии «*****» увеличились на *** %. Таким образом, в 2015 г. доли «*****» и «*****» на рынке полиграфических услуг Красноярска составили *** % и *** % среди мелких игроков рынка. Таким образом, на рынке полиграфических услуг г. Красноярска сложилась следующая ситуация:
а) На рынке существует три лидера группы «мелкие игроки рынка» - Типографии «*****», «*****» и «*****» доли рынка которых значительно превышают других конкурентов. Темпы прироста рыночной долей данных предприятий различаются, что позволяет отнести типографию «*****» к предприятиям с улучшающейся конкурентной позицией, типографию «*****» - с ухудшающейся конкурентной позицией, «*****» - с быстро ухудшающейся конкурентной позицией.
6) К предприятиям с сильной конкурентной позицией среди группы «мелкие игроки рынка» относятся типографии «*****», «*****», «*****», «*****» и «*****».
в) Предприятия со слабой конкурентной позицией представлены типографии «*****» и «*****».
г) Остальные предприятия, действующие на рынке относятся к аутсайдерам.
б) Среди относительно большого числа существующих фирм, занимающихся подобной деятельностью, можно выделить несколько основных конкурентов, оказывающих подобный ООО «*****» спектр услуг. Таковыми являются: *****, типография, ***** типография, ***** типография.
7) Конкуренция на рынке полиграфических услуг достаточно высокая, но несколько однобокая. Она обусловлена, как и везде на российском рынке, не большим количеством предложений, а скудностью бюджета клиента. Другими словами, имеет место кризис псевдо перепроизводства в условиях недостатка минимально необходимой покупательной способности клиента. Эта особенность ситуации на рынке и порождает фирмы-однодневки, которые, спекулируя на желании клиента сэкономить как можно больше, печатают с очень низким качеством и примитивной послепечатной доработкой, «развращая» тем самым и клиента и конечного потребителя. Сезонные
8) Согласно полученным результатам исследуемое предприятие ООО «*****» уступает типографии «*****» по товарной, сбытовой и коммуникационной политики, что выражено в больших площадях типографии «*****». Однако, ООО «*****» превосходит по всем составляющим маркетинга микс основного конкурента - типографии «*****», таким образом, объект исследования занимает середину конкурентной позиции рынка полиграфических услуг радиуса действия предприятия, что с одной стороны является позитивным, так как маркетинг - микс лучше организован, чем у основного конкурента, но с, другой стороны, у объекта исследования нет возможностей для превосходства над более крупным конкурентом, что необходимо учитывать при разработке конкурентной стратегии ООО «*****».
В результате выполнения третьей главы бакалаврской работы разработана конкурентная стратегия ООО «*****» основные выводы следующие:
1) В ходе разработки и выбора маркетинговой стратегии для типографии ООО «*****» установлено, что фирме следует придерживаться двух основных направлений в развитии. ООО «*****» необходимо организовать единую службу маркетинга и осуществить комплекс рекламных мероприятий для привлечение клиентов и увеличения объемов производства полиграфической продукции.
2) Общий бюджет реализации конкурентной стратегии составит ***** тыс. руб. Размер дополнительной прибыли, полученной благодаря использованию выбранной конкурентнйо стратегии в год составит ***** тыс.
Представленный сводный расчет эффективности реализации конкурентной стратегии ООО «*****» позволяет однозначно судить о целесообразности внедрения предложенных мероприятий в текущей перспективе, т.к. планируемые финансовые результаты будут выше существующих. К тому же, не следует забывать, что основные затраты текущих мероприятий ложатся на создание единой службы маркетинга, которое сказывается не на текущих (тактических) финансовых результатах, а имеет характер стратегического мероприятия, которое сказывается на повышение конкурентоспособности предприятия в целом.
Кроме того, если на предприятии не будет создана единая служба маркетинга, то для проведения разработанной конкурентной стратегии у ООО «*****» нет специалистов-маркетологов нужной квалификации.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: в 4 ч. : по состоянию на 1 февр. 2010 г. - Москва : Кнорус, 2010. - 540 с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: [офиц. текст по сост. на 17 апр. 2016 г.] / кол. авт. Российская Федерация. Законы - Москва: Омега-Л, 2016. - 681 с.
3. Аакер, Д. Стратегическое рыночное управление. - 6-е изд. / Д. Аакер. - Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 496 с.
4. Азоев, Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы : учебник для вузов / Г. Л. Азоев, А. П. Челенков. - Москва: Новости, 2010. - 255 с.
5. Азоев, Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г. Л. Азоев — Москва:ЦЭИМ, 2013.-208 с.
6. Азоев, Г.Л. Маркетинговые исследования : учеб. пособие / Г. Л. Азоев, Е. А. Михайлова. -Москва: Финстатинформ, 2009. - 124 с.
7. Акулич, И. Л. Маркетинг: учебник для студентов высших учебных заведений по экономическим специальностям / И. Л. Акулич. - Минск: Вышэйшая школа, 2010. - 524 с.
8. Ансофф, И. Стратегический менеджмент. Классическое издание / И.Ансофф. - Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 344с.
9. Багиев, Г.Л. Маркетинг / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 560с.
10. Басовский, Л. Е. Маркетинг: курс лекций / Л. Е. Басовский. - Москва: ИНФРА-М, 2008.- 66 с.
11. Белоусова, С. Н. Маркетинг: учебное пособие по специальностям экономики и управления / С. Н. Белоусова. - Ростов на Дону: Феникс, 2010. - 381 с.
12. Беляевский, И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз : учеб, пособие для вузов / И. К. Беляевский. - Москва: Финансы и статистика, 2008.-320 с.
13. Божук, С. Г. Маркетинговые исследования / С. Г. Божук, Л. Н. Ковалик - Санкт-Петербург: Питер, 2006. - 304 с.
14. Васильева, Г.А. Маркетинг. / Г.А. Васильева, Т.А. Гайденко. - Москва:Юнити-Дана, 2012. - 238 с.
15. Воронов, А. Устойчивое развитие предприятия как стратегическая цель маркетинга / А. Воронов, С. Рубанов // Маркетинг. - 2010. - № 3. - С. 31¬37.
16. Гайдаенко, Т. А. Маркетинговое управление : принципы упр. решений и рос. практика / Т. А. Гайдаенко. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЭКСМО : МИРБИС, 2008. - 509 с.
17. Гайденко, Т. А. Маркетинговое управление. Полный курс МВА. Принципы управленческих решений и российская практика./ Т.А. Гайденко. - 2-е изд.; перераб. и доп. - Москва: Эксмо. 2006. - 496 с. - (Полный курс МВА).
18. Ганаева, Е.А. Маркетинг: Учебно-методическое пособие. / Е.А. Ганаева. - Москва: МГОУ, 2011. - 118 с.
19. Голубков, Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика./ Е. П. Голубков. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Финпресс, 2006. -464с.
20. Голубков, Е. П. Сбыт и его их значение/ Е.П. Голубков //Маркетинг в России и за рубежом. - 2009. - №15. - С. 62-73.
21. Глубокий, С.К. Маркетинг услуг./ С.К.Голубков. - Москва:Юнити-Дана, 2008. - 80с.
22. Данько, Т. П. Управление маркетингом (методологический аспект): учебное пособие / Т. П. Данько. - Москва: ИНФРА-М, 2012. - 363 с.
23. Дибб, С. Практическое руководство по сегментированию рынка / С. Дибб, Л. Симкин. - Санкт-Петербург: Питер, 2005. - 240 с.
24. Дихтль, Е., Хёршген, Х. Практический маркетинг: учебное пособие: пер. с нем. А.М. Макарова, под ред. И.С. Минко. - Москва: Высшая школа; ИНФРА-М, 1996. - 225 с., ил.
25. Дойль, П. Маркетинг менеджмент и стратегии./ П. Дойль, Ф. Штерн. - 4-е изд.; пер. с англ. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 544 с.
26. Дурович, А.П. Маркетинг: курс интенсивной подготовки: учебное пособие / А. П. Дурович. - Минск: Современная школа, 2010. - 253 с.
27. Карлофф, Б. Деловая стратегия / Б.Карлофф - Москва: Экономика, 1991.-239с.
28. Катернюк, А.В. Основы современного маркетинга / А. В. Катернюк. - Ростов на Дону: Феникс, 2008. - 666 с.
29. Ким, С.А. Маркетинг: учебное пособие. / С.А. Ким. - Москва: Дашков и К0, 2008. - 240 с.
30. Котлер, Ф. Основы маркетинга: краткий курс./ Ф. Котлер.: пер. с англ. - Москва: Вильямс, 2012. - 488 с.
31. Крюков, А. Ф. Управление маркетингом: учебное пособие / А. Ф. Крюков. - Москва: КНОРУС, 2012. - 368 с.
32. Лаева, Т.В. Сценарный анализ как основа стратегического планирования в организации / Т.В. Лаева // Менеджмент в России и за рубежом. -2013.- № 2.- С.56-64.
33. Ламбен, Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. пер. с франц. - Санкт- Петербург: Питер, 2008. - 185 с.
34. Ландреви, Ж., Теория и практика менеджмента / Ж. Ландреви, Ж. Леви, Д. Линдон, Д. Меркатор.: перевод с франц.: В2т. Т2. - Москва: МЦ ФЭР, 2006. - 512 с.
35. Липчук, В. В. Маркетинг: основы теории и практики / В. В. Липчук, А. П.
Дудяк, С. Я. Бупль. - Москва: Юнити-Дана, 2013. - 288 с.
36. Моисеева, Н. К. Управление маркетингом: теория практика, инфор-мационные технологии. / Н. К. Моисеева, М. В. Конышева. - Москва: Финансы и статистика, 2011. -416 с.
37. Маркетинг. / Под ред. проф. Э.А. Уткина - Москва: ЭКМОС, 2008. - 320 с.
38. Маркетинг. Менеджмент: экспресс-курс / Ф. Котлер, К. Л. Келлер. - Санкт-Петербург: Питер: Мир книг, 2012. - 479 с.
39. Маркетинг: учебное пособие для магистров, аспирантов и специалистов, осуществляющих маркетинговую деятельность / [И. М. Синяева и др.]. - Москва: Вузовский учебник: Инфра-М, 2013. - 383 с.
40. Маркетинг: учебник для экономических вузов / Р. К. Цахаев, Т. В. Муртузалиева. - Москва: Дашков и К°, 2009. - 548 с.
4 1 . Маркетинг: учебник для студентов / Б. А. Соловьев, А. А. Мешков, Б. В. Мусатов. - Москва: Инфра-М, 2013. - 335 с.
42. Маркетинг: учебное пособие по направлению 080500 "Менеджмент" / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. - Москва: Инфра-М, 2010. - 420 с.
43. Маркетинг: [перевод с английского] / Роман Хибинг, Скотт Купер. - Москва: Эксмо, 2010. - 846 с.
44. Маркетинговая стратегия: курс MBA:/ О. Уолкер мл., Х. Бойд мл., Ж.-К. Ларше, Дж. Маллинз пер. с англ. - Москва: Вершина, 2006. - 492 с.
45. Маслова, Т. Д. Маркетинг / Т. Д. Маслова, С. Г. Божук, Л. Н. Ковалик. - СПб. : Питер, 2009. - 380 с.
46. Мащенко, В.Е. Системное корпоративное управление / В.Е.Мащенко. - Москва: Сирин, 2003. - 251с.
47. Тренев, Н.Н. Технологии управления корпорацией. / Н.Н. Тренев. - Москва: LAP LambertAcademicPublishing, 2012. - 679с.
48. Основы маркетинга; пер с англ. / Ф. Котлер , Г. Армстронг , Дж. Сондерс, В. Вонг.- 12-е изд./ - Москва: Вильямс, 2010. - 1072 с.
49.Основы маркетинга. Теория и практика: учебное пособие / И. И. Пичурин, О. В. Обухов, Н. Д. Эриашвили. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 381 с.
50. Портер, М. Конкуренция: учебное пособие/ М. Портер. - Москва: Вильямс, 2012. - 495 с.
51. Российская полиграфия. Состояние, тенденции и перспективы развития: отраслевой доклад. - Москва: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2016. - 96с.
52 . Стратегический маркетинг: учебное пособие / С.Г. Чувакова. - Москва: Дашков и К0, 2010. - 272 с.
53. Томпсон, А. А, Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа./ А.А. Томпсон, Дж. Стрикленд. - 12-е изд: пер. с англ. — Москва: Вильямс, 2011. — 928 с.
54. Управление маркетингом: учебник для вузов: пер. с англ./ Н. Капон, В.
Колчанов, Дж. Макхалберт. - Санкт-Петербург: Питер; Лидер, 2010. - 832 с.
55. Шонесси, Дж. Конкурентный маркетинг: стратегический подход / пер. с англ. под ред. Д.О. Ямпольской. - Санкт-Петербург: Питер, 2002. - 864 с.
56. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический маркетинг/ Р.А. Фатхутдинов. - 5-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 368с.
57. Юданов, А.Ю. Конкуренция: теория и практика: учеб.-практич. пособие /А.Ю. Юданов .-2-еизд., испр. и доп.- Москва: Гном-Пресс, 2001.-142 с
58. Юшкова, Л.В. Конкурентный анализ товарных рынков и услуг: учеб. пособие/ Л.В. Юшкова; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. - Красноярск, 2008.-294 с.
59. Официальный сайте Территориального органа государственной
статистики по Красноярскому краю [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://www.krasstat.gks.ru