Возвращение уголовного дела прокурору
|
АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА I СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИНСТИТУТА ВОЗВРАЩЕНИЯ
УГОЛОВНОГО ДЕЛА ПРОКУРОРУ 9
1.1 Исторические этапы развития института возвращения уголовного
дела прокурору 9
1.2 Процессуальная природа возвращения уголовного дела
прокурору 21
1.3 Соотношение института возвращения уголовного дела прокурору и
института возвращения уголовного дела для производства дополнительного расследования 34
ГЛАВА II ОСНОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ВОЗВРАЩЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ПРОКУРОРУ 43
ГЛАВА III ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК И ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЗВРАЩЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ПРОКУРОРУ 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 89
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА I СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИНСТИТУТА ВОЗВРАЩЕНИЯ
УГОЛОВНОГО ДЕЛА ПРОКУРОРУ 9
1.1 Исторические этапы развития института возвращения уголовного
дела прокурору 9
1.2 Процессуальная природа возвращения уголовного дела
прокурору 21
1.3 Соотношение института возвращения уголовного дела прокурору и
института возвращения уголовного дела для производства дополнительного расследования 34
ГЛАВА II ОСНОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ВОЗВРАЩЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ПРОКУРОРУ 43
ГЛАВА III ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК И ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЗВРАЩЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ПРОКУРОРУ 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 89
Актуальность проблемы реализации института возвращения уголовного дела прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом обусловлена сложившимися изменениями действующего уголовнопроцессуального законодательства в последние несколько лет.
Институт возвращения судом уголовного дела прокурору действует в течение небольшого периода, и, несмотря на непродолжительность его действия, он едва ли уступит какому-либо другому институту уголовнопроцессуального законодательства по степени обсуждаемости в современной уголовно-процессуальной литературе, масштабам интерпретации Конституционным Судом РФ и интенсивности нормативно-правового корректирования.
Современное процессуальное законодательство отказалось от института возвращения уголовного дела для производства дополнительного расследования, который был известен еще дореволюционному уголовному судопроизводству и нашел свое отражение сначала в статьях УПК РСФСР 1923 г., затем, в сменившем его в УПК РСФСР 1960 г.
Однако изменения, внесенные в ст. 237 УПК РФ в последние несколько лет, позволяют сделать вывод о том, что институт возвращения уголовных дел для дополнительного расследования фактически возрождается.
Дискуссионными являются вопросы о перечне допустимых следственных и процессуальных действий и решений по делу, возвращенному прокурору, о размере оптимального срока устранения нарушений в порядке ст. 237 УПК РФ, и полномочиях прокурора по возвращенному судом уголовному делу. Также остаются не определенными и виды нарушений, которые могут быть основаниями возвращения дела прокурору.
Целью исследования является изучение сущности и значения института возвращения уголовного дела прокурору, оснований и условий по которым уголовное дело может быть возвращено прокурору, процессуального порядка возвращения уголовного дела прокурору, а также сформировать предложения по совершенствованию.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать исторические этапы становления и развития института возвращения уголовного дела прокурору;
2) раскрыть понятие, сущность и значение института возвращения судом уголовного дела прокурору;
3) дать характеристику оснований и условий возвращения уголовного дела прокурору и иных вопросов, возникающих при реализации ст. 237 УПК РФ;
3) исследовать процессуальный порядок принятия и обжалования решения о возвращении уголовного дела прокурору;
5) определить полномочия прокурора и порядок производства по возвращенному судом уголовному делу;
6) обобщить и проанализировать судебную практику возвращения судом уголовных дел прокурору;
7) разработать предложения по совершенствованию действующего уголовно-процессуального законодательства.
Объектом исследования являются уголовно-процессуальные правоотношения между участниками уголовного судопроизводства, возникающие и развивающиеся в процессе реализации правовых норм, регламентирующих возвращение судом уголовного дела прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом.
Предметом исследования выступают теоретические основы по вопросам института возвращения уголовного дела прокурору, совокупность норм уголовно-процессуального права, регулирующих указанные правоотношения, а также материалы судебной практики по проблемам реализации ст. 237 УПК РФ
Степень изученности темы, на наш взгляд, находится на весьма высоком уровне, о чем свидетельствует существование большинства работ, посвященных исследованию института возвращения уголовного дела прокурору.
В нашей работе были использованы труды: Е.В. Ежовой, А.И. Ткачева, С.В. Дяденькина, А.А. Тришевой, В.А. Азарова, А.М. Супруна, М.О. Баева, О.Я. Баева, С.В. Бурмагина, Б.Я. Гаврилова, В.В. Конина, О.Б. Лисафьевой, П.Г. Марфицина, М.А. Моисеевой, А.Д. Назарова, Д.С. Сургуцкого, А.В. Смирнова.
Нормативную базу научного исследования составляют: положения общепризнанных принципов и норм международного права, Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Уголовнопроцессуальный кодекс РСФСР, федеральные законы.
При написании работы проведен анализ постановлений и определений Конституционного Суда Российской Федерации, постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, имеющих отношение к
исследуемым проблемам.
Методология и методика исследования основана на всеобщем диалектическом методе. Использовались исторический, сравнительноправовой, логический, системный методы.
Институт возвращения судом уголовного дела прокурору действует в течение небольшого периода, и, несмотря на непродолжительность его действия, он едва ли уступит какому-либо другому институту уголовнопроцессуального законодательства по степени обсуждаемости в современной уголовно-процессуальной литературе, масштабам интерпретации Конституционным Судом РФ и интенсивности нормативно-правового корректирования.
Современное процессуальное законодательство отказалось от института возвращения уголовного дела для производства дополнительного расследования, который был известен еще дореволюционному уголовному судопроизводству и нашел свое отражение сначала в статьях УПК РСФСР 1923 г., затем, в сменившем его в УПК РСФСР 1960 г.
Однако изменения, внесенные в ст. 237 УПК РФ в последние несколько лет, позволяют сделать вывод о том, что институт возвращения уголовных дел для дополнительного расследования фактически возрождается.
Дискуссионными являются вопросы о перечне допустимых следственных и процессуальных действий и решений по делу, возвращенному прокурору, о размере оптимального срока устранения нарушений в порядке ст. 237 УПК РФ, и полномочиях прокурора по возвращенному судом уголовному делу. Также остаются не определенными и виды нарушений, которые могут быть основаниями возвращения дела прокурору.
Целью исследования является изучение сущности и значения института возвращения уголовного дела прокурору, оснований и условий по которым уголовное дело может быть возвращено прокурору, процессуального порядка возвращения уголовного дела прокурору, а также сформировать предложения по совершенствованию.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать исторические этапы становления и развития института возвращения уголовного дела прокурору;
2) раскрыть понятие, сущность и значение института возвращения судом уголовного дела прокурору;
3) дать характеристику оснований и условий возвращения уголовного дела прокурору и иных вопросов, возникающих при реализации ст. 237 УПК РФ;
3) исследовать процессуальный порядок принятия и обжалования решения о возвращении уголовного дела прокурору;
5) определить полномочия прокурора и порядок производства по возвращенному судом уголовному делу;
6) обобщить и проанализировать судебную практику возвращения судом уголовных дел прокурору;
7) разработать предложения по совершенствованию действующего уголовно-процессуального законодательства.
Объектом исследования являются уголовно-процессуальные правоотношения между участниками уголовного судопроизводства, возникающие и развивающиеся в процессе реализации правовых норм, регламентирующих возвращение судом уголовного дела прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом.
Предметом исследования выступают теоретические основы по вопросам института возвращения уголовного дела прокурору, совокупность норм уголовно-процессуального права, регулирующих указанные правоотношения, а также материалы судебной практики по проблемам реализации ст. 237 УПК РФ
Степень изученности темы, на наш взгляд, находится на весьма высоком уровне, о чем свидетельствует существование большинства работ, посвященных исследованию института возвращения уголовного дела прокурору.
В нашей работе были использованы труды: Е.В. Ежовой, А.И. Ткачева, С.В. Дяденькина, А.А. Тришевой, В.А. Азарова, А.М. Супруна, М.О. Баева, О.Я. Баева, С.В. Бурмагина, Б.Я. Гаврилова, В.В. Конина, О.Б. Лисафьевой, П.Г. Марфицина, М.А. Моисеевой, А.Д. Назарова, Д.С. Сургуцкого, А.В. Смирнова.
Нормативную базу научного исследования составляют: положения общепризнанных принципов и норм международного права, Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Уголовнопроцессуальный кодекс РСФСР, федеральные законы.
При написании работы проведен анализ постановлений и определений Конституционного Суда Российской Федерации, постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, имеющих отношение к
исследуемым проблемам.
Методология и методика исследования основана на всеобщем диалектическом методе. Использовались исторический, сравнительноправовой, логический, системный методы.
На основании проведенного исследования нами сделаны следующие выводы:
1. Правовая регламентация и роль, отводимая институту возвращения уголовного дела прокурору напрямую зависит от того, какое положение занимает суд в уголовном процессе того или иного исторического этапа.
2. При определении процессуальной природы возвращения уголовного дела прокурору можно рассматривать его в трех аспектах:
Во - первых, как правовой институт, который представляет собой совокупность уголовно-процессуальных норм, регулирующих
специфические общественные отношения в ходе принятия судом решения о наличии обстоятельств, которые препятствуют рассмотрению уголовных дел и которые суд не может устранить сам и норм, которые вследствие этого устанавливают основания для возвращения уголовного дела прокурору для восполнения пробелов.
Во - вторых, как уголовно - процессуальную деятельность, осуществляемую судом и органами уголовного преследования, направленную на обнаружение обстоятельств, препятствующих рассмотрению уголовного дела и их устранение.
В - третьих, как промежуточное решение суда, завершающее деятельность суда по обнаружению обстоятельств, препятствующих рассмотрению уголовного дела.
3. Институт возвращения дела прокурору и институт направления уголовного дела на дополнительное расследование отличаются друг от друга существенно по следующим признакам: 1) по основаниям возвращения дела: основанием для возвращения дела прокурору не может быть неполнота предварительного следствия и дознания; 2) по цели возвращения: дополнительное расследование имело своей целью улучшить качество расследования путем получения новых доказательств и выяснения новых фактических данных; целью возвращения дела прокурору является восстановление прав участников процесса, путем ликвидации препятствий для рассмотрения дела по существу; 3) различен процессуальный порядок возвращения дела на дополнительное расследование и возвращения дела прокурору; 4) при возвращении дела на дополнительное расследование и при возвращении дела прокурору принимаются различные процессуальные решения.
Институт возвращения уголовного дела прокурору, хоть и имеет некоторые отличие от института доследования, но стечением времени и интенсивности нормативно-правового корректирования постепенно приобретает облик последнего.
4. К основанию возвращения судом уголовного дела прокурору, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ, следует отнести два вида нарушений уголовно-процессуального закона:
1) предъявляемые к форме и содержанию обвинительного заключения (акта, постановления);
2) существенные нарушения, допущенные до составления обвинительного заключения (акта, постановления).
5. При анализе основания возвращения уголовного дела прокурору, предусмотренного п.4 ч.1 ст. 237 УПК РФ, мы пришли к выводу, что необходимо предоставить суду право самостоятельно соединять уголовные дела, не возвращая их прокурору, поскольку такой механизм носит больше организационный характер, при котором суду более удобно рассматривать и разрешать дела.
Следовательно, п. 4 ст. 237 УПК РФ должен быть исключен их оснований возвращения уголовного дела прокурору. Соответственно, в ч. 3 ст. 153 УПК РФ должны быть внесены следующие изменения: «Соединение уголовных дел производится на основании постановления прокурора, руководителя следственного органа или суда».
6. Рассмотрев основания возвращения уголовного дела прокурору, указанных в п.2-5 ч. ст. 237 УПК РФ необходимо отметить условия для их реализации. Дело будет возвращено прокурору при условии, что существенные нарушения закона, допущенные в досудебном производстве по делу, не устранимы в судебном заседании, а их устранение не должно быть связано с восполнением неполноты произведенного дознания или предварительного следствия. Данные нарушения являются препятствием к рассмотрению уголовного дела и исключают возможность постановления законного и обоснованного приговора.
7. При изучении самого дискуссионного основания возвращения уголовного дела прокурору, закрепленного в п.6 ч.1 ст. 237 УПК РФ, мы пришли к выводу, что произошедшая корректировка не отражает подлинную сущность выводов, к которым пришел Конституционный Суд РФ . На наш взгляд, суд обращает внимание на обязанность обеспечить органами публичного уголовного преследования - дознавателем, следователем и прокурором, реализацию права довести до суда свою позицию по вопросам о доказанности обвинения, его объеме, применении уголовного закона. Потерпевший вправе знать о предъявленном обвиняемому обвинении. Это предполагает обязанность следователя довести до сведения потерпевшего не только сам факт предъявления обвинения конкретному лицу, но и содержание постановления о привлечении в качестве обвиняемого, включая описание фактических обстоятельств инкриминируемого лицу преступления и его юридическую оценку.
8. Включение в УПК РФ ч. 1.2 в ст. 237 УПК РФ, которая предусматривает возможность предъявления более тяжкого обвинения обусловленосамой социальной действительностью, а именно, когда наступление событий, являющихся последствиями преступного деяния, не укладывается в содержание процессуальных норм. При этом,новыми и вновь открывшимися обстоятельствами могут быть лишь те обстоятельства, которые не были известны суду на момент вынесения судебного решения или обстоятельства, подтверждающие наступление в период рассмотрения уголовного дела судом новых общественно опасных последствий инкриминируемого обвиняемого деяния.
9. Процессуальный порядок возвращения уголовного дела прокурору можно разделить на следующие этапы:
1) принятие судом постановления о возвращении уголовного дела прокурору;
2) получение уголовного дела прокурором;
3) передача уголовного дела прокурором с соответствующими указаниями либо руководителю следственного органа, а затем конкретному следователю, либо начальнику органа дознания, а затем конкретному дознавателю, либо напрямую дознавателю для устранения допущенных нарушений;
4) выполнение следственных и иных процессуальных действий, направленных на устранение допущенных нарушений;
5) возвращение уголовного дела прокурору, а затем и в суд для рассмотрения его по существу, либо принятие иного решения по делу.
Так же, необходимо отметить, что в современных условиях процессуальный порядок возвращения уголовного дела прокурору не имеет четкого нормативно-правового регулирования, поэтому на практике возникает множество проблем при его реализации.
1. Правовая регламентация и роль, отводимая институту возвращения уголовного дела прокурору напрямую зависит от того, какое положение занимает суд в уголовном процессе того или иного исторического этапа.
2. При определении процессуальной природы возвращения уголовного дела прокурору можно рассматривать его в трех аспектах:
Во - первых, как правовой институт, который представляет собой совокупность уголовно-процессуальных норм, регулирующих
специфические общественные отношения в ходе принятия судом решения о наличии обстоятельств, которые препятствуют рассмотрению уголовных дел и которые суд не может устранить сам и норм, которые вследствие этого устанавливают основания для возвращения уголовного дела прокурору для восполнения пробелов.
Во - вторых, как уголовно - процессуальную деятельность, осуществляемую судом и органами уголовного преследования, направленную на обнаружение обстоятельств, препятствующих рассмотрению уголовного дела и их устранение.
В - третьих, как промежуточное решение суда, завершающее деятельность суда по обнаружению обстоятельств, препятствующих рассмотрению уголовного дела.
3. Институт возвращения дела прокурору и институт направления уголовного дела на дополнительное расследование отличаются друг от друга существенно по следующим признакам: 1) по основаниям возвращения дела: основанием для возвращения дела прокурору не может быть неполнота предварительного следствия и дознания; 2) по цели возвращения: дополнительное расследование имело своей целью улучшить качество расследования путем получения новых доказательств и выяснения новых фактических данных; целью возвращения дела прокурору является восстановление прав участников процесса, путем ликвидации препятствий для рассмотрения дела по существу; 3) различен процессуальный порядок возвращения дела на дополнительное расследование и возвращения дела прокурору; 4) при возвращении дела на дополнительное расследование и при возвращении дела прокурору принимаются различные процессуальные решения.
Институт возвращения уголовного дела прокурору, хоть и имеет некоторые отличие от института доследования, но стечением времени и интенсивности нормативно-правового корректирования постепенно приобретает облик последнего.
4. К основанию возвращения судом уголовного дела прокурору, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ, следует отнести два вида нарушений уголовно-процессуального закона:
1) предъявляемые к форме и содержанию обвинительного заключения (акта, постановления);
2) существенные нарушения, допущенные до составления обвинительного заключения (акта, постановления).
5. При анализе основания возвращения уголовного дела прокурору, предусмотренного п.4 ч.1 ст. 237 УПК РФ, мы пришли к выводу, что необходимо предоставить суду право самостоятельно соединять уголовные дела, не возвращая их прокурору, поскольку такой механизм носит больше организационный характер, при котором суду более удобно рассматривать и разрешать дела.
Следовательно, п. 4 ст. 237 УПК РФ должен быть исключен их оснований возвращения уголовного дела прокурору. Соответственно, в ч. 3 ст. 153 УПК РФ должны быть внесены следующие изменения: «Соединение уголовных дел производится на основании постановления прокурора, руководителя следственного органа или суда».
6. Рассмотрев основания возвращения уголовного дела прокурору, указанных в п.2-5 ч. ст. 237 УПК РФ необходимо отметить условия для их реализации. Дело будет возвращено прокурору при условии, что существенные нарушения закона, допущенные в досудебном производстве по делу, не устранимы в судебном заседании, а их устранение не должно быть связано с восполнением неполноты произведенного дознания или предварительного следствия. Данные нарушения являются препятствием к рассмотрению уголовного дела и исключают возможность постановления законного и обоснованного приговора.
7. При изучении самого дискуссионного основания возвращения уголовного дела прокурору, закрепленного в п.6 ч.1 ст. 237 УПК РФ, мы пришли к выводу, что произошедшая корректировка не отражает подлинную сущность выводов, к которым пришел Конституционный Суд РФ . На наш взгляд, суд обращает внимание на обязанность обеспечить органами публичного уголовного преследования - дознавателем, следователем и прокурором, реализацию права довести до суда свою позицию по вопросам о доказанности обвинения, его объеме, применении уголовного закона. Потерпевший вправе знать о предъявленном обвиняемому обвинении. Это предполагает обязанность следователя довести до сведения потерпевшего не только сам факт предъявления обвинения конкретному лицу, но и содержание постановления о привлечении в качестве обвиняемого, включая описание фактических обстоятельств инкриминируемого лицу преступления и его юридическую оценку.
8. Включение в УПК РФ ч. 1.2 в ст. 237 УПК РФ, которая предусматривает возможность предъявления более тяжкого обвинения обусловленосамой социальной действительностью, а именно, когда наступление событий, являющихся последствиями преступного деяния, не укладывается в содержание процессуальных норм. При этом,новыми и вновь открывшимися обстоятельствами могут быть лишь те обстоятельства, которые не были известны суду на момент вынесения судебного решения или обстоятельства, подтверждающие наступление в период рассмотрения уголовного дела судом новых общественно опасных последствий инкриминируемого обвиняемого деяния.
9. Процессуальный порядок возвращения уголовного дела прокурору можно разделить на следующие этапы:
1) принятие судом постановления о возвращении уголовного дела прокурору;
2) получение уголовного дела прокурором;
3) передача уголовного дела прокурором с соответствующими указаниями либо руководителю следственного органа, а затем конкретному следователю, либо начальнику органа дознания, а затем конкретному дознавателю, либо напрямую дознавателю для устранения допущенных нарушений;
4) выполнение следственных и иных процессуальных действий, направленных на устранение допущенных нарушений;
5) возвращение уголовного дела прокурору, а затем и в суд для рассмотрения его по существу, либо принятие иного решения по делу.
Так же, необходимо отметить, что в современных условиях процессуальный порядок возвращения уголовного дела прокурору не имеет четкого нормативно-правового регулирования, поэтому на практике возникает множество проблем при его реализации.
Подобные работы
- Возвращение уголовного дела прокурору
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2021 - Возвращение уголовного дела прокурору
Бакалаврская работа, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2022 - Возвращение уголовного дела прокурору
Бакалаврская работа, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ИНСТИТУТ ВОЗВРАЩЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПРОКУРОРОМ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ НА ДОСУДЕБНЫХ СТАДИЯХ
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Подготовка уголовного дела к судебному заседанию в российском уголовном процессе
Диссертация , криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Предварительное слушание
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2018 - Порядок подготовки к судебному заседанию в уголовном процессе России (12.00.09)
Диссертации (РГБ), уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Порядок подготовки к судебному заседанию в уголовном процессе России
Диссертация , криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Порядок подготовки к судебному заседанию в уголовном процессе России
Диссертации (РГБ), криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004





