ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ 9
1.1 Конкурентные стратегии: понятие, подходы к определению, виды 9
1.2 Ситуационный анализ как основа формирования конкурентной стратегии
предприятия 16
1.3. Методические подходы к формированию конкурентной стратегии
предприятия сферы услуг 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 92
ПРИЛОЖЕНИЯ 95
Выступая на рынке, фирма обычно сталкивается с соперничеством других фирм, выпускающих и продающих аналогичные товары. Каждая из них, как правило, стремится занять лидирующее положение, продать как можно больше товаров, захватить максимально возможную долю рынка. Именно на этой идее базируется маркетинговая стратегия как производственно-сбытовой, так и торговой фирмы. Интенсивность конкуренции и формы соперничества зависят от типа рынка, степени его насыщенности, числа и мощности конкурирующих фирм, технологических, финансовых и торгово¬организационных возможностей как самой фирмы, так и ее конкурентов.
Тема данной бакалаврской работы - разработка конкурентной стратегии для предприятия сферы телекоммуникационных услуг (сотовая связь), является весьма актуальной, так как в условиях рыночной экономики конкуренция между предприятиями весьма обостряется, особенно в отрасли сотовой связи, которая на сегодняшний момент является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей в России. Поэтому наличие у компании адекватной конкурентной стратегии является главным фактором успеха. Данное обстоятельство заставляет конкурирующие предприятия постоянно идти на создание и удержание конкурентных преимуществ - одна из самых актуальных проблем. Достижение и удержание конкурентных преимуществ - это не только заветное желание, но и основная стратегическая цель каждой компании. Иногда все зависит от удачного стечения обстоятельств, но все же лучше положиться на методический аппарат, который позволит объективно оценить открывающиеся возможности и корректировать узкие места.
В большинстве современных работ в области стратегического менеджмента и маркетинга понятие конкурентной стратегии трактуется как совокупность правил и приемов, которыми должно руководствоваться предприятие, если его целью является достижение и поддержание конкурентоспособности в соответствующей отрасли. Следовательно, конкурентная стратегия предприятия ориентирована на достижение конкурентных преимуществ, обеспечивающих наилучшее и устойчивое долговременное финансовое положение предприятия, а также завоевание прочных позиций на рынке, [4].
Целью данной работы является разработка и обоснование конкурентной стратегии конкретного предприятия. Для достижения данной цели выполняются конкретные задачи:
- излагаются теоретические и методические аспекты разработки конкурентной стратегии;
- анализируется внутренняя и внешняя среда предприятия сферы телекоммуникационных услуг филиала ПАО «МТС» в Красноярском крае и основные показатели его деятельности, выявляются сильные и слабые стороны;
- разрабатывается стратегия деятельности предприятия, создаются предпосылки для её успешной реализации, оценивается социально¬экономическая эффективность проекта.
На сегодняшний день в сфере изучения конкурентной стратегии представлено значительное количество теоретических работ (в частности, Д. Рикардо, И. Крависа, Дж. Ванека, М. Портера, М. Познера, К. Эрроу, Т. Левитта, У. Бролля, С. Хаймера, С. Киндлебергера, Х. Джонсона, Д. Тисса, Р. Кавса, Г.Л. Азоева, А.П. Челенкова, В.Г. Юданова, П.И. Голубкова и др.).
При анализе теорий, так или иначе затрагивающих проблему формирования конкурентных стратегий, становится очевидно, что при всем многообразии подходов все они ориентированы на производственно-сбытовые и торговые предприятия, особенности формирования конкурентных стратегий предприятий, предоставляющих услуги населению, остаются практически неизученными.
Объектом исследования выступает компания - оператор сотовой связи ПАО «МТС», а именно филиал ПАО «МТС» в Красноярском крае.
Методика исследования. Теоретической и методической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых экономистов в области теории конкурентной стратегии, работы российских аналитиков, касающиеся процессов происходящих в сфере услуг по предоставлению сотовой связи.
Информационной базой исследования являются Законы РФ, нормативные акты, Постановления Правительства РФ, Указы Президента РФ, аналитические материалы по исследованиям рынка сотовой связи, внутренние данные предприятия, а также результаты собственных исследований.
Практическая значимость исследования связана с его прикладным характером, то есть с возможности внедрения разработанной стратегии на предприятие.
Бакалаврская работа структурирована и содержит три главы: первая глава - теоретические и методические основы определения конкурентной стратегии предприятия сферы услуг; вторая глава - маркетинговый анализ внешней и внутренней среды предприятия, выявление тенденций развития рынка сотовой связи в Красноярском крае; третья глава - разработка конкурентной стратегии для филиала ПАО «МТС».
Бакалаврская работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка литературы из 37 источников, приложений, общим объемом 106 страницы. В данной работе содержится 32 таблицы, 19 рисунков.
В данное время на рынке представлено много компаний, предоставляющих услуги связи и конкурирующих между собой. Чтобы успешно вести свою деятельность, каждой из них нужно выбрать определенную позицию, при этом изучив своих конкурентов. *** последовательно стремится достичь показателей эффективности ведущих мировых телекоммуникационных компаний. В результате изучения теоретических и методических основ определения конкурентной стратегии предприятия, проведения мониторинга маркетинговой среды *** и развития рынка сотовой связи Красноярского края, разработки конкурентной стратегии для *** мы можем сделать ряд выводов. Основные из них следующие:
1. В виде конкурентной стратегии выступает совокупность правил и приемов, которыми должно руководствоваться предприятие, если его целью является достижение и поддержание конкурентоспособности в соответствующей отрасли. Ее отличительными особенностями будут ориентировка на достижение конкурентных преимуществ, обеспечивающих наилучшее и устойчивое долговременное финансовое положение предприятия, а также завоевание прочных позиций на рынке.
2. При формировании конкурентной стратегии доминирующими методами являются:
а. Метод, основанный на рыночной ориентации, который основывается на том, что стратегический успех предприятия - функция от двух переменных: привлекательности отрасли, в которой предприятия конкурируют, и конкурентной позиции предприятия в этой отрасли.
б. Метод, основанный на ресурсной ориентации, базирующийся на том, что каждая фирма обладает разнообразными ресурсами, приобретенными на рынках факторов производства и «нарабатываемыми» в процессе ее деятельности, а также способностью комбинировать их со своими возможностями и целями.
3. Рынок сотовой связи в Красноярском крае является перенасыщенным с высоким уровнем конкуренции. Общероссийская тенденция к снижению темпов роста абонентской базы несомненно отразится на рынке данного региона. Что, в свою очередь, приведет к обострению конкурентной борьбы между компаниями операторами сотовой связи на данном рынке, т.к. регионы будут осваиваться более активно.
4. По результатам анализа внутренней среды *** нами были сделаны следующие выводы:
- компания *** проводит грамотную товарную стратегию, направленную на универсальность предлагаемых тарифов с последующей их гибкой настройкой за счет дополнительных услуг;
- в области ценовой политики компания ориентируется на цены конкурентов, поддерживая общий уровень цен;
- *** придерживается активной сбытовой политики, предлагая свой товар и услуги в максимально широком спектре.
5. В результате анализа внешней среды предприятия можно сделать вывод о том, что наибольшее влияние на деятельность *** оказывают такие факторы, как угроза внутриотраслевой конкуренции.
6. *** крае является лидером. Второе место в сфере предоставления услуг сотовой связи в Красноярске делят компании *** и ***, при чем *** показывает положительную динамику по всем основным показателям, а *** теряет позиции. *** не является явным аутсайдером, отставая в доле рынка совсем немного. Распределение долей рынка по доходам среди операторов сотовой связи г. Красноярска в b2c сегменте на конец 2015 года:
Она заключается в сохранении лидерства на рынке за счет удержания сильной позиции в конкурентной борьбе, разработки детальной рекламной и сбытовой политики, а также повышения уровня квалификации работников. В рамках выбранной стратегии разработан список мероприятий.
Данные мероприятия позволят повысить конкурентоспособность в данной отрасли, более успешно функционировать предприятию на рынке и развиваться в дальнейшем будущем.
8. После проведения оценки эффективности, можно сделать вывод, что после внедрения стратегии сохранения лидерства на рынке за счет внедрения новых видов услуг и повышения уровня обслуживания персонала деятельность фирмы будет более эффективна, приведет к увеличению финансовых результатов и устойчивости экономического положения и повышению конкурентоспособности организации.
Таким образом, правильное и точное выполнение всех мероприятий в установленные сроки позволит предприятию осуществить реализацию поставленных задач, достичь главной цели организации и осуществить стратегию усиления позиции на рынке, ввести в эксплуатацию дополнительные услуги, повысить уровень квалификации работников, тем самым повысить конкурентоспособность фирмы.
1. Азоев, Г.Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г.Л. Азоев, А.П. Челенков. - М.: Международные отношения, 2000. - 157 с.
2. Акулич, И.Л. Международный маркетинг: учебн. пособие / И.Л. Акулич. - Мн. : Выш. шк., 2006. - 544 с.
3. Багиев, Г.Л. Маркетинг: учебник для ВУЗов / Л.Г. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн. - Москва: Экономика, 2015. - 281с.
4. Герасименко, В.В. Ценовая политика фирмы / В.В. Герасименко. - М.: Финстатинформ, 2005. - 180 с.
5. Голубков, Е. П. Основы маркетинга: учебник / М.: Финпресс, 2015. - 656 с.
6. Гольдштейн, Г.Я. Стратегический менеджмент: учебн. пособие / Изд. 2-е, доп. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. - 94 с.
7. Данько, Т.П. Управление маркетингом: учебник / Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 436 с.
8. Карлоф, Б. Деловая стратегия: цели, элементы, содержание / Б. Карлоф. - М.: Экономика, 2001. - 203 с.
9. Котлер, Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. /Общ. ред. и вступ. сл. Е.М.Пеньковой. - СПб.: АО «Коруна» АОЗТ «Литера Плюс», 2014. - 699 с.
10. Мазилкина, Е.И. Управление конкурентоспособностью / Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г. - М.: изд-во "Омега-Л", 2009 г. - 328 с.
11. Мак-Дональд, М. Стратегическое планирование маркетинга / М. Мак Дональд. - СПб: Питер, 2000. - 238 с.
12. Маркетинг: учебник / под ред. А.Н. Романова. - М.: Банки и биржи, 2015. - 560 с.
13. Маркетинг: учебник для ВУЗов / Г.Л. Багиев и др., под ред. Г.Л. Багиева. - М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 2013. - 703 с.
14. Маркетинг: учебник для ВУЗов / Н. Д. Эриашвили и др., под ред. Н.Д. Эриашвили. -3-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 623 с.
15. Немчин, А.М. Основы маркетинга: учебн. пособие / А.М. Немчин. - Л.: ЛИЭИ, 2011. - 102 с.
16. Петров, А.Н Стратегический менеджмент: учебник для ВУЗов / А.Н. Петров. - СПб.: Питер, 2005. - 496 с.
17. Портер, М. Конкуренция / М. Портер. - М.: Вильямс, 2000. - 495 с.
18. Семенов, Б.Д. Стратегический менеджмент / Б.Д. Семенов. - М.: ПКФ Экаунт, 2000. - 62 с.
19. Стратегический менеджмент: учебник для ВУЗов / под ред. А. Петрова. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2012. - 400 с.
20. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический маркетинг: учебник / Р.А. Фатхутдинов.
- М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2014. - 612 с.
21. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Р.А. Фатхутдинов. - М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. - 304 с.
22. Фатхутдинов, Р.А. Производственный менеджмент: учебник / Р.А. Фатхутдинов. - 3-е издание перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2002. - 370 с.
23. Федько, В.П. Основы маркетинга: учебн. пособие для ВУЗов / В. П. Федько и др., под ред. В.П. Федько. - Ростов на Дону: Феникс, 2011. - 512с.
24. Фирсенко, С.С. Товарная политика предприятия: учебн. пособие / С.С. Фирсенко, Е.В. Щербенко.: Краснояр.гос.торг.-экон.ин-т, - Красноярск 2008.- 278 с.
25. Четыркина, Н.Ю. Управление конкурентоспособностью организаций сферы услуг: учебн. пособие / Н.Ю. Четыркина. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. - 128 с.
26. Юданов, А.Ю. Конкуренция: теория и практика / А.Ю. Юданов. - М.: Гном- Пресс, 2000. - 272 с.
27. Годовая отчетность МТС [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.report2014.mts.ru/ru/risk.html
28. Дубинина Н. А. Подходы к формированию конкурентной стратегии предприятия [Электронный ресурс] / Н. А. Дубинина // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия:
Экономика. - 2010. - №2. - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/podhody-k-formirovaniyu-konkurentnoy-strategii-predpriyatiya
29. Матрица Бостонской Консалтинговой Группы: подробный обзор [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://powerbranding.ru/biznes-analiz/bcg/
30. Метод СВОТ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.inventech.ru/lib/strateg/strateg0037/
31. Портал бизнес и власть [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.lawmix.ru/state/3753
32. Пример анализа пяти конкурентных сил модели Майкла Портера [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://powerbranding.ru/biznes-analiz/porter-model/praktika-analiza/
33. Рынок электронной торговли в России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/mr/it/eCommerce.htm
34. Сайт ПАО МТС [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kras.mts.ru/
35. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/ - свободная энциклопедия
36. Стратегия и конкурентное преимущество [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.e-xecutive.ru/wiki/index.php/
37. Этапы разработки и реализации конкурентной стратегии [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.cfin.ru/press/practical/2006-06/07.shtml