🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

ВЛИЯНИЕ БОБАТ ТЕРАПИИ НА РАЗВИТИЕ МОТОРНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Работа №196998

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

физическая культура

Объем работы96
Год сдачи2024
Стоимость4835 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические основы использования средств и методов адаптивной
физической культуры у детей с ДЦП 7
1.1 Адаптивное физическое воспитание детей с ДЦП 7
1.2 Двигательная реабилитация детей с ДЦП 18
1.3 Применение Бобат терапии у детей с ДЦП 25
2 Методы и организация исследования 34
2.1 Методы исследования 34
2.2 Организация исследования 40
3 Результаты исследования влияния Бобат терапии на развитие моторных
навыков у детей 5-6 лет с ДЦП 41
3.1 Оценка моторных навыков детей 5-6 лет с ДЦП (констатирующий
эксперимент) 41
3.2 Методика Бобат терапии в реабилитации детей 5-6 лет с ДЦП 42
3.3 Динамика проявления моторных навыков у детей 5-6 лет с ДЦП
после педагогического эксперимента 62
Выводы 66
Список использованных источников и литературы 67
Приложение А Результаты тестирования детей 5-6 лет с ДЦП до и после
эксперимента 71

Актуальность. В структуре детской инвалидности, по данным органов здравоохранения, по-прежнему преобладают болезни ДЦП (19,3%), поражения нервной системы (19,8%), органов движения (13 %), олигофрения, шизофрения (5,9 %), врожденный порок сердца (6,6%). Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, наблюдается тенденция к увеличению числа инвалидов с детским церебральным параличом. Статистика по заболеваемости детским церебральным параличом (ДЦП) в России по данным на 2014 год в стране насчитывается 71 429 детей с ДЦП, с каждом годом количество детей с ДЦП увеличивается, по данным на 2022 год в России около 85000 детей с данным диагнозом [28].
Спастическая диплегия является наиболее распространенной формой. Функции мышц нарушены с обеих сторон, причем нижние конечности поражены больше. У детей с раннего возраста формируется образование контрактур, выявляется деформация суставов и позвоночника. Психическое и речевое развитие задержано, часто выявляется косоглазие, патологии речи, однако при проведении соответствующих реабилитационных мероприятий ребенок становится социально адаптированным [24]. Ведущее место в социальной интеграции и комплексной реабилитации инвалидов с церебральными параличами по праву занимает адаптивная физическая культура. Чем раньше начать реабилитацию ребенка, тем большего результата можно добиться в плане индивидуального развития, производственных способностей и адаптации к жизни. Основными недостатками используемых методик лечебной гимнастики при церебральном параличе являются недооценка принципа общей тренировки и сведение всей гимнастики только к специальной гимнастике [2].
Разработка и применение новых методик физической культуры, совершенствование методов и приемов при лечении двигательных расстройств у детей с различными формами церебрального паралича и на разных его стадиях расширяет возможности использования лечебной гимнастики. Наиболее доступными и отвечающими данным задачам являются современные технологии. Одной из самых доступных видов считается Бобат терапии, а усложненные условия работы позволяют получить результаты за более короткое время. Базовыми принципами терапевтического воздействия Бобат терапии являются: ингибиция - торможение патологических движений, положений тела и рефлексов, которые препятствуют развитию нормальных движений; фасилитация - усиление правильных (нормальных) движений; стимуляция с помощью тактильных и кинестетических стимулов, необходимая для того, чтобы ребенок лучше ощущал правильные движения и положения тела в пространстве. Комплексы упражнений Бобат терапии в зависимости от поставленных частных задач, подбора средств, оптимальной и систематической нагрузки могут иметь различную направленность: укрепление мышц, увеличение гибкости и подвижности в суставах, развитие функции равновесия и вестибулярного аппарата, координации движений, расслабления и релаксации [29,38].
Степень разработанности темы. Изучению вопроса проведения лечебной гимнастики у больных с ДЦП посвящено целый ряд работ многих авторов: Белой H.A, Гросса Н.А., Дмитриева В. С., Евсеева С.П., Шапковой Л.В и др. Вместе с тем, литературы, специально посвящённой вопросам методов реабилитации средствами лечебной гимнастики с использованием Бобат терапии для детей дошкольного возраста с ДЦП крайне мал. Концепцию Бобат терапии рассматривали Б. Бобат и К. Бобат, С. Рейн, Л.П. Яковлева, но готовый комплекс упражнений в работах авторов не представлен.
Б. Бобат и К. Бобат пишут, что Бобат терапия основана на понимании развития двигательных навыков и активации нервной системы через воздействие на сенсорные рецепторы. [7].
Так же Б. Бобат и К. Бобат (1998) сформулировали основные положения Бобат терапии. Рейн С. (2013) выявил, что несмотря на широкий спектр действий Бобат терапии, существует ряд противопоказаний к ее применению. Яковлева Л.П. (2012) сделала выводы, что Бобат концепция базируется на двух фундаментальных положениях: нейрофизиологичности и целостности.
Возрастающее число инвалидов делает проблему их реабилитации и социальной адаптации особенно актуальной, а слабая разработанность данной проблемы и определила выбор темы исследования.
Цель исследования: определить влияние Бобат терапии на моторные навыки детей 5-6 лет с ДЦП.
Задачи исследования:
1. Изучить содержание адаптивного физического воспитания детей с ДЦП на основе анализа литературных источников.
2. Разработать методику Бобат терапии для реабилитации детей 5-6 лет с ДЦП.
3. В педагогическом эксперименте проверить эффективность использования методики Бобат терапии в процессе адаптивного физического воспитания детей 5-6 лет.
Объект исследования: процесс адаптивного физического воспитания детей 5-6 лет с церебральным параличом в условиях реабилитационного центра.
Предмет исследования: методика Бобат терапии у детей 5-6 лет с последствиями ДЦП в процессе адаптивного физического воспитания.
Гипотеза исследования: предполагалось, что методика Бобат терапии для реабилитации детей 5-6 лет с ДЦП (спастическая диплегия) будет способствовать их моторному развитию и активизации двигательной деятельности детей.
Новизна исследования заключается в получении новых данных в результате использования Бобат терапии с детьми, имеющими ДЦП, которые отражают улучшение их моторного развития и двигательных навыков.
Практическая значимость исследования заключается в возможности практического применения описанной методики в реабилитационных центрах с детьми 5-6 лет, имеющими ДЦП.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы и приложения. Магистерская диссертация изложена на 70 страницах, включает в себя 4 таблицы и 2 рисунка. Список литературы состоит из 38 литературных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Анализ литературных источников показал, что детский церебральный паралич - понятие, объединяющее множество видов двигательных нарушений. Церебральный паралич возникает из-за повреждения или нарушения развития головного мозга, произошедшего в период внутриутробного развития или в раннем возрасте. Одним из важнейших методов лечения ДЦП является физическая реабилитация, которая начинается уже в первые месяцы жизни ребенка, сразу после установления диагноза. Важной целью физической реабилитации является содействие моторному развитию ребенка.
2. Использованная нами методика применения Бобат терапии позволяет повысить уровень развития моторных навыков, мышечной силы разных групп мышц, а также способствует уменьшению двигательных нарушений, увеличению общей двигательной активности, улучшению координации и ориентировки в пространстве у детей 5-6 лет с ДЦП.
3. По результатам оценки уровня развития моторных навыков до и после эксперимента выявлено, что применение Бобат терапии в восстановительном лечении детей 5-6 лет с церебральным параличом позволяет достигнуть достоверно высоких результатов уровня моторного развития и улучшения функционального состояния опорно-двигательного аппарата у детей.



1. Аксенова О.Э. Адаптивная физическая культура в школе: Начальная школа / О.Э. Аксенова; под общ. ред. С.П. Евсеева СПб.: СПБГАФК имени П.Ф. Лесгафта, 2003. - 308 с.
2. Алмазова О.В. Педагогическая технология коррекции нарушенного внимания младших школьников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза: автореф. дис. канд. пед. наук / О.В. Алмазова.- Екатеринбург: УрГПУ, 1997. - 225 с.
3. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина.- Киев: Здоровье, 1998. - 188 с.
4. Баранов А.А. Комплексная оценка двигательных функций у пациентов с детским церебральным параличом: учеб.-метод. пособие/ А.А. Баранов, Л.С. Намазова-Баранова, А.Л. Куренков, О.А. Каримова.-М: Педиатр, 2014.- 84 с.
5. Белая H.A. Лечебная физкультура и массаж: учеб.-метод. пособие для медицинских работников / H.A. Белая. - 2-е изд. М.: Советский спорт, 2004.- 268 с.
6. Бернштейн H.A. Физиология движений и активность / H.A. Бернштейн; под ред. О.Г. Газенко. М.: Наука, 1990.- 496 с.
7. Бобат Б. Двигательное развитие при ДЦП / Б. Бобат, К. Бобат.- Штутгарт.: Тиме, 1998г. 110 с.
8. Волкова Е.А. адаптивная физическая реабилитация для лиц с ДЦП: метод. пособ. / Е.А. Волкова, А.В. Жуковская, Е.А. Кукушкина, П.С. Федорова.-Ярославль, 2016. - 68 с.
9. Гайдукевич, С. Е. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации / С. Е. Гайдукевич . - Минск, 2008. - 94 с.
10. Гросс Н.А. Современные методики физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата / Н.А. Гросс; под общ. ред. H.A. Гросс. -М.: Советский спорт, 2005.- 235 с.
11. Дмитриев В. С. Адаптивная физическая реабилитация / В. С. Дмитриев.-Вестн.спортив.науки.-2003.- №1.- 39 с.
12. Дмитриев A.A. Физическая культура в специальном образовании: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.- заведений / A.A. Дмитриев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 51 с.
13. Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: учеб. пособие / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова. М.: Советский спорт, 2000.- 60 с.
14. Завражин С.А., Фортова Л.К. Адаптация детей с ограниченными возможностями: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / С.А. Завражин, Л.К. Фортова. М.: Академический Проект: Трикста, 2005.- 54 с.
15. Зиятдинова А.И. Адаптивная физическая культура детей с отклонениями в состоянии здоровья: учеб. пособие/ А.И. Зиятдинова , Р.Р. Жиряева, А.И. Даминова, И.И. Хузиахметова, А.В. Ульянова. - Казань: - 2015.- 156 с.
16. Зозуля Т.В., Свистунова Е.Г., Чешихина В.В Комплексная реабилитация инвалидов: учеб; пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.В. Зозуля, Е.Г. Свистунова, В.В Чешихина; под ред. Т.В: Зозули. М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 303 с.
17. Калюжнова И.А. Лечебная физкультура / И.А. Калюжнова, О.В. Перепелова .- Ростов на Дону: Феникс.-2010.- 349 с.
18. Козырева О.В. Лечебная физическая культура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательного аппарата): пособие для инструкторов лечеб. физкультуры, воспитателей и родителей / О.В. Козырева. М: Просвещение, 2003.- 99 с.
19. Коротаева Е.Ю. Адаптивная физическая культура: учеб.пособие/ Е.Ю. Коротаева, О.А. Козлова.:М.: Проспект, 2022.- 34 с.
20. Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей' с нарушениями в развитии: учебное пособие / Н.Л. Литош. М.: СпортАкадемПресс, 2002.- 156 с.
21. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. - Спб.: Речь, 2006. - 200 с.
22. Мартин З. Обучение моторным навыкам детей с ДЦП/ З. Мартин.: Рама Паблишинг. - 2015.- 336 с.
23. Матвеева Н. Ю. Ценностный потенциал адаптивной физической культуры / Н. Ю. Матвеева.- Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. -2014. Том 20. -165 с.
24. Малюкова И.Б. Абилитация детей с церебральными параличами: формирование движений: комплексные упражнения творческого характера/ И. Б. Маклюкова. - М.: ГНОМ и Д. - 2011. - 105 с.
25. Милюкова И.В., Евдокимова Т.А. Лечебная и профилактическая гимнастика. Практическая энциклопедия / И.В. Милюкова, Т.А. Евдокимова. М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 303 с.
26. Попов Г. Н. Организационно-методические формы адаптивного физического воспитания детей-инвалидов / Г. Н. Попов. - Вестник ТГПУ. - 2015.- № 2. - 46 с.
27. Потапчук А.А. Адаптивная физическая культура в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (при заболевании детским церебральным параличом): методическое пособие / А.А.Потапчук. - СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2003. - 228 с.
28. Прокофьева А. П. Современные подходы к адаптивному физическому воспитанию и реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья / А. П. Прокофьева. - Молодой ученый. - 2022. - № 20. - 236 с.
29. Рейн С. Бобат-концепция. Теория и клиническая практика в неврологической реабилитации / С. Рейн, М. Линч-Эллерингтон - Л. Медоуз. - Н. Новгород, 2013. - 320 с.
30. Рябова Е.В. Адаптивная физическая культура. Комплексы упражнений для детей с ДЦП: формы спастической диплегии и тетраплегии / Е.В. Рябова. - М.: ВЛАДОС, 2020. - 156 с.
31. Семенова К.А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и детским церебральным параличом / К.А. Семенова. - М.: Кодекс, 2007. - 100 с.
32. Соколова В.С. Адаптивное физическое воспитание детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом / В.С. Соколова. - М.: МПГУ, 2018. - 165 с.
33. Смычек В. Б. Реабилитация больных и инвалидов / В.Б. Смычек. - М, 2009. - 560 с.
34. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Я. Степаненкова. - М: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.
35. Финни Н. Ребенок с церебральным параличом. Помощь, уход, развитие/ Н. Финни. - М.: Теревинф. - 2018. - 336 с.
36. Хольц Р. Помощь детям с церебральным параличом / Р. Хольц. - пер. с нем. А.Н. Неговориной. - М.: Теревинф. - 2007. - 341с.
37. Шипова Н. С. Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья при занятиях адаптивной физической культурой: учеб-метод. пособие / Н. С. Шипова. - Саратов. - 2015. - 46 с.
38. Яковлева Л.П. Бобат терапия - это образ жизни / Л.П. Яковлева. - Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения. 2012. - №1. - 20 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ