ВЛИЯНИЕ БОБАТ ТЕРАПИИ НА РАЗВИТИЕ МОТОРНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
|
Введение 3
1 Теоретические основы использования средств и методов адаптивной
физической культуры у детей с ДЦП 7
1.1 Адаптивное физическое воспитание детей с ДЦП 7
1.2 Двигательная реабилитация детей с ДЦП 18
1.3 Применение Бобат терапии у детей с ДЦП 25
2 Методы и организация исследования 34
2.1 Методы исследования 34
2.2 Организация исследования 40
3 Результаты исследования влияния Бобат терапии на развитие моторных
навыков у детей 5-6 лет с ДЦП 41
3.1 Оценка моторных навыков детей 5-6 лет с ДЦП (констатирующий
эксперимент) 41
3.2 Методика Бобат терапии в реабилитации детей 5-6 лет с ДЦП 42
3.3 Динамика проявления моторных навыков у детей 5-6 лет с ДЦП
после педагогического эксперимента 62
Выводы 66
Список использованных источников и литературы 67
Приложение А Результаты тестирования детей 5-6 лет с ДЦП до и после
эксперимента 71
1 Теоретические основы использования средств и методов адаптивной
физической культуры у детей с ДЦП 7
1.1 Адаптивное физическое воспитание детей с ДЦП 7
1.2 Двигательная реабилитация детей с ДЦП 18
1.3 Применение Бобат терапии у детей с ДЦП 25
2 Методы и организация исследования 34
2.1 Методы исследования 34
2.2 Организация исследования 40
3 Результаты исследования влияния Бобат терапии на развитие моторных
навыков у детей 5-6 лет с ДЦП 41
3.1 Оценка моторных навыков детей 5-6 лет с ДЦП (констатирующий
эксперимент) 41
3.2 Методика Бобат терапии в реабилитации детей 5-6 лет с ДЦП 42
3.3 Динамика проявления моторных навыков у детей 5-6 лет с ДЦП
после педагогического эксперимента 62
Выводы 66
Список использованных источников и литературы 67
Приложение А Результаты тестирования детей 5-6 лет с ДЦП до и после
эксперимента 71
Актуальность. В структуре детской инвалидности, по данным органов здравоохранения, по-прежнему преобладают болезни ДЦП (19,3%), поражения нервной системы (19,8%), органов движения (13 %), олигофрения, шизофрения (5,9 %), врожденный порок сердца (6,6%). Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, наблюдается тенденция к увеличению числа инвалидов с детским церебральным параличом. Статистика по заболеваемости детским церебральным параличом (ДЦП) в России по данным на 2014 год в стране насчитывается 71 429 детей с ДЦП, с каждом годом количество детей с ДЦП увеличивается, по данным на 2022 год в России около 85000 детей с данным диагнозом [28].
Спастическая диплегия является наиболее распространенной формой. Функции мышц нарушены с обеих сторон, причем нижние конечности поражены больше. У детей с раннего возраста формируется образование контрактур, выявляется деформация суставов и позвоночника. Психическое и речевое развитие задержано, часто выявляется косоглазие, патологии речи, однако при проведении соответствующих реабилитационных мероприятий ребенок становится социально адаптированным [24]. Ведущее место в социальной интеграции и комплексной реабилитации инвалидов с церебральными параличами по праву занимает адаптивная физическая культура. Чем раньше начать реабилитацию ребенка, тем большего результата можно добиться в плане индивидуального развития, производственных способностей и адаптации к жизни. Основными недостатками используемых методик лечебной гимнастики при церебральном параличе являются недооценка принципа общей тренировки и сведение всей гимнастики только к специальной гимнастике [2].
Разработка и применение новых методик физической культуры, совершенствование методов и приемов при лечении двигательных расстройств у детей с различными формами церебрального паралича и на разных его стадиях расширяет возможности использования лечебной гимнастики. Наиболее доступными и отвечающими данным задачам являются современные технологии. Одной из самых доступных видов считается Бобат терапии, а усложненные условия работы позволяют получить результаты за более короткое время. Базовыми принципами терапевтического воздействия Бобат терапии являются: ингибиция - торможение патологических движений, положений тела и рефлексов, которые препятствуют развитию нормальных движений; фасилитация - усиление правильных (нормальных) движений; стимуляция с помощью тактильных и кинестетических стимулов, необходимая для того, чтобы ребенок лучше ощущал правильные движения и положения тела в пространстве. Комплексы упражнений Бобат терапии в зависимости от поставленных частных задач, подбора средств, оптимальной и систематической нагрузки могут иметь различную направленность: укрепление мышц, увеличение гибкости и подвижности в суставах, развитие функции равновесия и вестибулярного аппарата, координации движений, расслабления и релаксации [29,38].
Степень разработанности темы. Изучению вопроса проведения лечебной гимнастики у больных с ДЦП посвящено целый ряд работ многих авторов: Белой H.A, Гросса Н.А., Дмитриева В. С., Евсеева С.П., Шапковой Л.В и др. Вместе с тем, литературы, специально посвящённой вопросам методов реабилитации средствами лечебной гимнастики с использованием Бобат терапии для детей дошкольного возраста с ДЦП крайне мал. Концепцию Бобат терапии рассматривали Б. Бобат и К. Бобат, С. Рейн, Л.П. Яковлева, но готовый комплекс упражнений в работах авторов не представлен.
Б. Бобат и К. Бобат пишут, что Бобат терапия основана на понимании развития двигательных навыков и активации нервной системы через воздействие на сенсорные рецепторы. [7].
Так же Б. Бобат и К. Бобат (1998) сформулировали основные положения Бобат терапии. Рейн С. (2013) выявил, что несмотря на широкий спектр действий Бобат терапии, существует ряд противопоказаний к ее применению. Яковлева Л.П. (2012) сделала выводы, что Бобат концепция базируется на двух фундаментальных положениях: нейрофизиологичности и целостности.
Возрастающее число инвалидов делает проблему их реабилитации и социальной адаптации особенно актуальной, а слабая разработанность данной проблемы и определила выбор темы исследования.
Цель исследования: определить влияние Бобат терапии на моторные навыки детей 5-6 лет с ДЦП.
Задачи исследования:
1. Изучить содержание адаптивного физического воспитания детей с ДЦП на основе анализа литературных источников.
2. Разработать методику Бобат терапии для реабилитации детей 5-6 лет с ДЦП.
3. В педагогическом эксперименте проверить эффективность использования методики Бобат терапии в процессе адаптивного физического воспитания детей 5-6 лет.
Объект исследования: процесс адаптивного физического воспитания детей 5-6 лет с церебральным параличом в условиях реабилитационного центра.
Предмет исследования: методика Бобат терапии у детей 5-6 лет с последствиями ДЦП в процессе адаптивного физического воспитания.
Гипотеза исследования: предполагалось, что методика Бобат терапии для реабилитации детей 5-6 лет с ДЦП (спастическая диплегия) будет способствовать их моторному развитию и активизации двигательной деятельности детей.
Новизна исследования заключается в получении новых данных в результате использования Бобат терапии с детьми, имеющими ДЦП, которые отражают улучшение их моторного развития и двигательных навыков.
Практическая значимость исследования заключается в возможности практического применения описанной методики в реабилитационных центрах с детьми 5-6 лет, имеющими ДЦП.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы и приложения. Магистерская диссертация изложена на 70 страницах, включает в себя 4 таблицы и 2 рисунка. Список литературы состоит из 38 литературных источников.
Спастическая диплегия является наиболее распространенной формой. Функции мышц нарушены с обеих сторон, причем нижние конечности поражены больше. У детей с раннего возраста формируется образование контрактур, выявляется деформация суставов и позвоночника. Психическое и речевое развитие задержано, часто выявляется косоглазие, патологии речи, однако при проведении соответствующих реабилитационных мероприятий ребенок становится социально адаптированным [24]. Ведущее место в социальной интеграции и комплексной реабилитации инвалидов с церебральными параличами по праву занимает адаптивная физическая культура. Чем раньше начать реабилитацию ребенка, тем большего результата можно добиться в плане индивидуального развития, производственных способностей и адаптации к жизни. Основными недостатками используемых методик лечебной гимнастики при церебральном параличе являются недооценка принципа общей тренировки и сведение всей гимнастики только к специальной гимнастике [2].
Разработка и применение новых методик физической культуры, совершенствование методов и приемов при лечении двигательных расстройств у детей с различными формами церебрального паралича и на разных его стадиях расширяет возможности использования лечебной гимнастики. Наиболее доступными и отвечающими данным задачам являются современные технологии. Одной из самых доступных видов считается Бобат терапии, а усложненные условия работы позволяют получить результаты за более короткое время. Базовыми принципами терапевтического воздействия Бобат терапии являются: ингибиция - торможение патологических движений, положений тела и рефлексов, которые препятствуют развитию нормальных движений; фасилитация - усиление правильных (нормальных) движений; стимуляция с помощью тактильных и кинестетических стимулов, необходимая для того, чтобы ребенок лучше ощущал правильные движения и положения тела в пространстве. Комплексы упражнений Бобат терапии в зависимости от поставленных частных задач, подбора средств, оптимальной и систематической нагрузки могут иметь различную направленность: укрепление мышц, увеличение гибкости и подвижности в суставах, развитие функции равновесия и вестибулярного аппарата, координации движений, расслабления и релаксации [29,38].
Степень разработанности темы. Изучению вопроса проведения лечебной гимнастики у больных с ДЦП посвящено целый ряд работ многих авторов: Белой H.A, Гросса Н.А., Дмитриева В. С., Евсеева С.П., Шапковой Л.В и др. Вместе с тем, литературы, специально посвящённой вопросам методов реабилитации средствами лечебной гимнастики с использованием Бобат терапии для детей дошкольного возраста с ДЦП крайне мал. Концепцию Бобат терапии рассматривали Б. Бобат и К. Бобат, С. Рейн, Л.П. Яковлева, но готовый комплекс упражнений в работах авторов не представлен.
Б. Бобат и К. Бобат пишут, что Бобат терапия основана на понимании развития двигательных навыков и активации нервной системы через воздействие на сенсорные рецепторы. [7].
Так же Б. Бобат и К. Бобат (1998) сформулировали основные положения Бобат терапии. Рейн С. (2013) выявил, что несмотря на широкий спектр действий Бобат терапии, существует ряд противопоказаний к ее применению. Яковлева Л.П. (2012) сделала выводы, что Бобат концепция базируется на двух фундаментальных положениях: нейрофизиологичности и целостности.
Возрастающее число инвалидов делает проблему их реабилитации и социальной адаптации особенно актуальной, а слабая разработанность данной проблемы и определила выбор темы исследования.
Цель исследования: определить влияние Бобат терапии на моторные навыки детей 5-6 лет с ДЦП.
Задачи исследования:
1. Изучить содержание адаптивного физического воспитания детей с ДЦП на основе анализа литературных источников.
2. Разработать методику Бобат терапии для реабилитации детей 5-6 лет с ДЦП.
3. В педагогическом эксперименте проверить эффективность использования методики Бобат терапии в процессе адаптивного физического воспитания детей 5-6 лет.
Объект исследования: процесс адаптивного физического воспитания детей 5-6 лет с церебральным параличом в условиях реабилитационного центра.
Предмет исследования: методика Бобат терапии у детей 5-6 лет с последствиями ДЦП в процессе адаптивного физического воспитания.
Гипотеза исследования: предполагалось, что методика Бобат терапии для реабилитации детей 5-6 лет с ДЦП (спастическая диплегия) будет способствовать их моторному развитию и активизации двигательной деятельности детей.
Новизна исследования заключается в получении новых данных в результате использования Бобат терапии с детьми, имеющими ДЦП, которые отражают улучшение их моторного развития и двигательных навыков.
Практическая значимость исследования заключается в возможности практического применения описанной методики в реабилитационных центрах с детьми 5-6 лет, имеющими ДЦП.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы и приложения. Магистерская диссертация изложена на 70 страницах, включает в себя 4 таблицы и 2 рисунка. Список литературы состоит из 38 литературных источников.
1. Анализ литературных источников показал, что детский церебральный паралич - понятие, объединяющее множество видов двигательных нарушений. Церебральный паралич возникает из-за повреждения или нарушения развития головного мозга, произошедшего в период внутриутробного развития или в раннем возрасте. Одним из важнейших методов лечения ДЦП является физическая реабилитация, которая начинается уже в первые месяцы жизни ребенка, сразу после установления диагноза. Важной целью физической реабилитации является содействие моторному развитию ребенка.
2. Использованная нами методика применения Бобат терапии позволяет повысить уровень развития моторных навыков, мышечной силы разных групп мышц, а также способствует уменьшению двигательных нарушений, увеличению общей двигательной активности, улучшению координации и ориентировки в пространстве у детей 5-6 лет с ДЦП.
3. По результатам оценки уровня развития моторных навыков до и после эксперимента выявлено, что применение Бобат терапии в восстановительном лечении детей 5-6 лет с церебральным параличом позволяет достигнуть достоверно высоких результатов уровня моторного развития и улучшения функционального состояния опорно-двигательного аппарата у детей.
2. Использованная нами методика применения Бобат терапии позволяет повысить уровень развития моторных навыков, мышечной силы разных групп мышц, а также способствует уменьшению двигательных нарушений, увеличению общей двигательной активности, улучшению координации и ориентировки в пространстве у детей 5-6 лет с ДЦП.
3. По результатам оценки уровня развития моторных навыков до и после эксперимента выявлено, что применение Бобат терапии в восстановительном лечении детей 5-6 лет с церебральным параличом позволяет достигнуть достоверно высоких результатов уровня моторного развития и улучшения функционального состояния опорно-двигательного аппарата у детей.
Подобные работы
- Когнитивно-интеллектуальные особенности у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП в зависимости от степени поражения заболеванием работы и чувствительности рук
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



