СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (ПО МАТЕРИАЛАМ ООО «СХП ЯИК»)
|
РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ
1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1 Исследование сущности учетной политики и особенности
ее формирования в сельскохозяйственных организациях 12
1.2 Особенности формирования учетной политики сельскохозяйственных
организаций в целях налогообложения
1.3 Особенности формирования системы внутреннего контроля
в сельскохозяйственных организациях 36
Вывод по разделу один 41
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
И ОЦЕНКА ДЕЙСТВУЮЩЕЙ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ООО «СХП ЯНК»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «СХП Яик» 44
2.2 Анализ учетной политики и системы внутреннего контроля
ООО «СХП Яик» 66
Выводы по разделу два 77
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ
3.1 Совершенствование документооборота как элемента учетной
политики сельскохозяйственных организаций 79
3.2 Совершенствование системы внутреннего контроля
сельскохозяйственных организаций 94
Вывод по разделу три 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 110
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Учетная политика ООО «СХП ЯИК» для целей бухгалтерского учета 118
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Учетная политика ООО «СХП Яик» для целей налогообложения 1
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Бухгалтерская отчетность ООО «СХП Яик» 130
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Схема документооборота сельскохозяйственных организаций 136
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. УСТАВ ООО «СХП ЯИК» 137
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Статья «Особенности формирования СВК в сельскохозяйственных организациях» 162
ВВЕДЕНИЕ
1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1 Исследование сущности учетной политики и особенности
ее формирования в сельскохозяйственных организациях 12
1.2 Особенности формирования учетной политики сельскохозяйственных
организаций в целях налогообложения
1.3 Особенности формирования системы внутреннего контроля
в сельскохозяйственных организациях 36
Вывод по разделу один 41
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
И ОЦЕНКА ДЕЙСТВУЮЩЕЙ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ООО «СХП ЯНК»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «СХП Яик» 44
2.2 Анализ учетной политики и системы внутреннего контроля
ООО «СХП Яик» 66
Выводы по разделу два 77
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ
3.1 Совершенствование документооборота как элемента учетной
политики сельскохозяйственных организаций 79
3.2 Совершенствование системы внутреннего контроля
сельскохозяйственных организаций 94
Вывод по разделу три 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 110
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Учетная политика ООО «СХП ЯИК» для целей бухгалтерского учета 118
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Учетная политика ООО «СХП Яик» для целей налогообложения 1
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Бухгалтерская отчетность ООО «СХП Яик» 130
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Схема документооборота сельскохозяйственных организаций 136
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. УСТАВ ООО «СХП ЯИК» 137
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Статья «Особенности формирования СВК в сельскохозяйственных организациях» 162
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время сельскохозяйственные предприятия экономическую и организационно-управленческую политику своей деятельности осуществляют самостоятельно, следовательно, повышенного внимания требуют вопросы организации учётной системы, важнейшим элементом которой является учетная политика организации.
Для организаций, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью в современных экономических условиях, вопросы выбора и обоснования учетной политики также приобрели особую актуальность в связи с особенностями организации бухгалтерского и налогового учета в сельском хозяйстве. К проблемам, определяющим необходимость изучения заявленной в работе темы, относятся:
1. Специфичность сельскохозяйственной отрасли. Сельское хозяйство для любой страны является стратегически важной отраслью. Его развитие связано со специфическими особенностями, такими как природно-климатические факторы, сезонность аграрного производства, обеспечение населения страны продовольствием, которые существенно отличают его от других отраслей национальной экономики. Эти особенности необходимо учитывать при составлении учетной политики. Формирование учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета в сельскохозяйственных организациях связано с определенными проблемами: учетная политика организациями в отрасли сельского хозяйства не рассматривается в качестве инструмента в управлении экономическим субъектом; недостаточно полно раскрываются организационные, технические и методические аспекты учетной политики; а также при составлении учетной политики не всеми сельскохозяйственными организациями учитываются отраслевые особенности их деятельности. Процесс формирования учетной политики в сельскохозяйственных организациях недостаточно исследован.
2. Риски сельскохозяйственной деятельности. Обеспечение продовольственной безопасности связано с оценкой различных рисков и их последствий. Деятельность сельскохозяйственной организации подвержена большому количеству внутренних и внешних рисков. Вместе с тем, необходимо предпринимать всяческие усилия по снижению влияния этих рисков на работу хозяйствующих субъектов. Одним из эффективных механизмов такого воздействия остается внутренний контроль. В настоящее время, как показывает практика, бухгалтерский учет и внутренний контроль в сельскохозяйственных организациях не всегда организован должным образом. Имеются серьезные проблемы и в уровне подготовки кадров, и в качестве формирования учетной политики организации и других внутренних нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет и внутренний контроль. Становится очевидным, что независимо от рода и масштаба деятельности организации в фокусе внимания должна быть четко выстроенная, отлаженная, гибко и своевременно реагирующая на изменения система бухгалтерского учета и внутреннего контроля (СВК). Существует объективная необходимость исследования вопросов учетной политики, критериев ее разработки, принципов формирования в соответствии со спецификой отрасли сельского хозяйства и ее влияния на финансовые результаты сельскохозяйственных организаций.
3. Обеспечение продовольственной безопасности. Важную роль в обеспечении национальной безопасности РФ играет одна из ее составляющих - продовольственная безопасность. Обеспечение продовольственной независимости возможно при эффективном развитии сельскохозяйственных организаций, которое предполагает как производство ими высококачественных продуктов питания, так и реализацию имеющихся резервов. В условиях возрастания роли продовольственной безопасности в России усиливается значение системы внутреннего контроля в сельскохозяйственных организациях. Внутренний контроль позволяет обеспечить законность деятельности сельскохозяйственной организации, сохранность ее активов, выполняет функцию оценки и мониторинга системы внутреннего контроля и оценки эффективности ее деятельности. Рациональная организация системы внутреннего контроля позволяет повысить эффективность бизнес-процессов в сельском хозяйстве. Эффективное функционирование сельскохозяйственных организаций определяется гибкостью и восприимчивостью системы управления к факторам как внутренней, так и внешней среды, своевременной и адекватной поставленным целям оценкой рисков.
4. Недостаточная проработанность в литературе исследуемых вопросов. Вопросы формирования учетной политики и ведения бухгалтерского учета в сельскохозяйственных организациях рассмотрены в работах авторов Алборова Р.А.[24], Белова Н.Г.[26], Бычковой С.М.[32], Лисович Г.М.[37], Пизенгольц М.П.[42], но раскрыты не в полной мере вопросы организации документооборота и системы внутреннего контроля в сельскохозяйственных организациях.
5. Важность формирования учетной политики и системы внутреннего контроля для ООО «СХП Яик». Эта сельскохозяйственная организация занимается выращиванием зерновых и расположена в Кизильском районе Челябинской области.
Агропромышленный комплекс занимает прочные позиции в структуре экономики Челябинской области, несмотря на ряд объективных факторов, затрудняющих развитие сельского хозяйства. В регионе нередки атмосферная и почвенная засухи, а также подтопление сельскохозяйственных земель. Челябинская область, несмотря на свои достижения в сельском хозяйстве, официально признана зоной рискованного земледелия и плохо подходит для выращивания зерновых, в частности пшеницы. Таким образом, деятельность предприятия осуществляется в зоне риск земледелия.
Для качественного управления предприятием в таких условиях необходима своевременная, полная, достоверная информация. Поэтому для данного сельскохозяйственного предприятия тема формирования учетной политики и системы внутреннего контроля особенно актуальна.
Исходя из вышесказанного, тема выпускной квалификационной работы является актуальной.
Объектом исследования является финансово-хозяйственная деятельность сельскохозяйственных организаций в Российской Федерации.
Предметом исследования является формирование учетной политики и системы внутреннего контроля в ООО «СХП Яик».
Цель выпускной квалификационной работы - совершенствование учетной политики и системы внутреннего контроля для сельскохозяйственной организации ООО «СХП Яик», обеспечивающей эффективное ведение учета.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать ряд задач:
1) изучить особенности формирования учетной политики и организацию внутреннего контроля в сельскохозяйственных организациях;
2) дать организационно-экономическую характеристику ООО «СХП Яик» и проанализировать действующие на предприятии учетную политику и систему внутреннего контроля;
3) разработать и обосновать рекомендации по совершенствованию учетной политики и системы внутреннего контроля в сельскохозяйственных организациях.
Для решения поставленных задач использованы нормативно-правовые акты РФ, учебные пособия современных специалистов, статьи периодической печати, справочно-правовые системы «Консультант-Плюс» и «Гарант», а также практический материал по организации бухгалтерского и налогового учё та в ООО «СХП Яик».
Для организаций, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью в современных экономических условиях, вопросы выбора и обоснования учетной политики также приобрели особую актуальность в связи с особенностями организации бухгалтерского и налогового учета в сельском хозяйстве. К проблемам, определяющим необходимость изучения заявленной в работе темы, относятся:
1. Специфичность сельскохозяйственной отрасли. Сельское хозяйство для любой страны является стратегически важной отраслью. Его развитие связано со специфическими особенностями, такими как природно-климатические факторы, сезонность аграрного производства, обеспечение населения страны продовольствием, которые существенно отличают его от других отраслей национальной экономики. Эти особенности необходимо учитывать при составлении учетной политики. Формирование учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета в сельскохозяйственных организациях связано с определенными проблемами: учетная политика организациями в отрасли сельского хозяйства не рассматривается в качестве инструмента в управлении экономическим субъектом; недостаточно полно раскрываются организационные, технические и методические аспекты учетной политики; а также при составлении учетной политики не всеми сельскохозяйственными организациями учитываются отраслевые особенности их деятельности. Процесс формирования учетной политики в сельскохозяйственных организациях недостаточно исследован.
2. Риски сельскохозяйственной деятельности. Обеспечение продовольственной безопасности связано с оценкой различных рисков и их последствий. Деятельность сельскохозяйственной организации подвержена большому количеству внутренних и внешних рисков. Вместе с тем, необходимо предпринимать всяческие усилия по снижению влияния этих рисков на работу хозяйствующих субъектов. Одним из эффективных механизмов такого воздействия остается внутренний контроль. В настоящее время, как показывает практика, бухгалтерский учет и внутренний контроль в сельскохозяйственных организациях не всегда организован должным образом. Имеются серьезные проблемы и в уровне подготовки кадров, и в качестве формирования учетной политики организации и других внутренних нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет и внутренний контроль. Становится очевидным, что независимо от рода и масштаба деятельности организации в фокусе внимания должна быть четко выстроенная, отлаженная, гибко и своевременно реагирующая на изменения система бухгалтерского учета и внутреннего контроля (СВК). Существует объективная необходимость исследования вопросов учетной политики, критериев ее разработки, принципов формирования в соответствии со спецификой отрасли сельского хозяйства и ее влияния на финансовые результаты сельскохозяйственных организаций.
3. Обеспечение продовольственной безопасности. Важную роль в обеспечении национальной безопасности РФ играет одна из ее составляющих - продовольственная безопасность. Обеспечение продовольственной независимости возможно при эффективном развитии сельскохозяйственных организаций, которое предполагает как производство ими высококачественных продуктов питания, так и реализацию имеющихся резервов. В условиях возрастания роли продовольственной безопасности в России усиливается значение системы внутреннего контроля в сельскохозяйственных организациях. Внутренний контроль позволяет обеспечить законность деятельности сельскохозяйственной организации, сохранность ее активов, выполняет функцию оценки и мониторинга системы внутреннего контроля и оценки эффективности ее деятельности. Рациональная организация системы внутреннего контроля позволяет повысить эффективность бизнес-процессов в сельском хозяйстве. Эффективное функционирование сельскохозяйственных организаций определяется гибкостью и восприимчивостью системы управления к факторам как внутренней, так и внешней среды, своевременной и адекватной поставленным целям оценкой рисков.
4. Недостаточная проработанность в литературе исследуемых вопросов. Вопросы формирования учетной политики и ведения бухгалтерского учета в сельскохозяйственных организациях рассмотрены в работах авторов Алборова Р.А.[24], Белова Н.Г.[26], Бычковой С.М.[32], Лисович Г.М.[37], Пизенгольц М.П.[42], но раскрыты не в полной мере вопросы организации документооборота и системы внутреннего контроля в сельскохозяйственных организациях.
5. Важность формирования учетной политики и системы внутреннего контроля для ООО «СХП Яик». Эта сельскохозяйственная организация занимается выращиванием зерновых и расположена в Кизильском районе Челябинской области.
Агропромышленный комплекс занимает прочные позиции в структуре экономики Челябинской области, несмотря на ряд объективных факторов, затрудняющих развитие сельского хозяйства. В регионе нередки атмосферная и почвенная засухи, а также подтопление сельскохозяйственных земель. Челябинская область, несмотря на свои достижения в сельском хозяйстве, официально признана зоной рискованного земледелия и плохо подходит для выращивания зерновых, в частности пшеницы. Таким образом, деятельность предприятия осуществляется в зоне риск земледелия.
Для качественного управления предприятием в таких условиях необходима своевременная, полная, достоверная информация. Поэтому для данного сельскохозяйственного предприятия тема формирования учетной политики и системы внутреннего контроля особенно актуальна.
Исходя из вышесказанного, тема выпускной квалификационной работы является актуальной.
Объектом исследования является финансово-хозяйственная деятельность сельскохозяйственных организаций в Российской Федерации.
Предметом исследования является формирование учетной политики и системы внутреннего контроля в ООО «СХП Яик».
Цель выпускной квалификационной работы - совершенствование учетной политики и системы внутреннего контроля для сельскохозяйственной организации ООО «СХП Яик», обеспечивающей эффективное ведение учета.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать ряд задач:
1) изучить особенности формирования учетной политики и организацию внутреннего контроля в сельскохозяйственных организациях;
2) дать организационно-экономическую характеристику ООО «СХП Яик» и проанализировать действующие на предприятии учетную политику и систему внутреннего контроля;
3) разработать и обосновать рекомендации по совершенствованию учетной политики и системы внутреннего контроля в сельскохозяйственных организациях.
Для решения поставленных задач использованы нормативно-правовые акты РФ, учебные пособия современных специалистов, статьи периодической печати, справочно-правовые системы «Консультант-Плюс» и «Гарант», а также практический материал по организации бухгалтерского и налогового учё та в ООО «СХП Яик».
В результате проведенного исследования по вопросам формирования учетной политики и системы внутреннего контроля в сельскохозяйственных организациях были получены следующие результаты:
1. Проанализировано законодательно-нормативное регулирование учетной политики и системы внутреннего контроля в сельскохозяйственных организациях. Основные нормативные документы, регламентирующие создание учетной политики сельскохозяйственных организаций, условно делятся на 2 группы:
- документы общего характера, применяемые вне зависимости от отраслевой принадлежности организации (Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ; Положения по бухгалтерскому учету; План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению; Налоговый Кодекс РФ).
- отраслевые документы, регламентирующие порядок бухгалтерского учета в соответствии с отраслевой спецификой, разработанные Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (методические рекомендации с учетом специфики сельскохозяйственной отрасли: по разработке учетной политики в сельскохозяйственных организациях; по бухгалтерскому учету затрат труда и его оплаты в сельскохозяйственных организациях; по бухгалтерскому учету на содержание машинно-тракторного парка в сельскохозяйственных организациях; по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции в сельскохозяйственных организациях; по бухгалтерскому учету горючесмазочных материалов в сельскохозяйственных организациях; по бухгалтерскому учету основных средств в сельскохозяйственных организациях; по бухгалтерскому учету государственных субсидий и других видов государственной помощи в сельскохозяйственных организациях; по бухгалтерскому учету материальнопроизводственных запасов в сельскохозяйственных организациях).
2. Изучены особенности формирования учетной политики в сельскохозяйственных организациях. Учетная политика - это совокупность принципов, методов и процедур организации бухгалтерского и налогового учетов в сельскохозяйственных организациях для обеспечения качественного, непрерывного прохождения информации от этапа первичного наблюдения до составления отчетности, исходя из особенностей деятельности сельскохозяйственных предприятий и действующего законодательства.
Сельское хозяйство является специфической отраслью. Специфика деятельности сельскохозяйственных организаций обусловлена множеством факторов и проявляется в самых различных направлениях деятельности. При формировании учетной политики для сельскохозяйственных организаций целесообразно учитывать особенности специфики сельскохозяйственного производства.
В отрасли растениеводства организация бухгалтерского учета должна строиться так, чтобы своевременно и достоверно было учтено неравномерное расходование денежно-материальных и трудовых средств из-за сезонного характера, а также разнообразного вида сельскохозяйственных культур:
- в учетной политике необходимо отразить порядок учета земельных угодий как объекта основных средств, учитывая тот факт, что по земельным участкам не начисляется амортизация, так как с течением времени плодородие земель не должно ухудшаться;
- в учетной политике должен быть отражен порядок учета биологических ресурсов и процессов, связанных с их воспроизводство;
- в учетной политике целесообразно отразить учет процесс транспортировки, так как территориальное размещение сельскохозяйственного производства связано с большим объемом перевозок как произведенной продукции, так и техники, материальных ресурсов;
- в учетной политике целесообразно отразить раздельный учет затрат, та как от одной культуры можно получить несколько видов продукции (основную, побочную и сопряженную);
- в учетной политике должна найти отражение сезонность в работах и затратах, то есть необходимо учитывать сезонность производства сельскохозяйственной продукции;
- в учетной политике необходимо отразить разграничение затрат по производственным циклам, не совпадающим с календарным годом;
- в учетной политике необходимо отразить порядок оценки и учета готовой продукции, выбранный сельскохозяйственной организацией, так как в течение года продукция приходуется по плановой себестоимости и в конце года корректируется до фактической себестоимости.
Содержание учетной политики должно включать методологический, технический, организационный и налоговый аспекты. Элементами учетной политики являются: рабочий план счетов; формы первичных учетных документов, регистров, документов для внутренней бухгалтерской отчетности; порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации; способы оценки активов и обязательств; правила документооборота и технология обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями.
Учетная политика для целей налогообложения - это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. В налоговой учетной политике необходимо указать:
- нормативные документы, которыми необходимо руководствоваться при ведении налогового учета;
- цели и задачи налогового учета;
- ответственных за организацию и ведение налогового учета;
- график документооборота;
- рабочий план счетов для целей налогового учета;
- порядок формирования регистров налогового учета;
- аспекты, касающиеся порядка расчета и уплаты налогов (ОСН, ЕСХН);
- методические аспекты учетной политики (в части исчисления ОСН, ЕСХН).
Многие организации, занимающиеся растениеводством, применяют систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН), освобождающую предприятие от уплаты НДС, налога на прибыль и налога на имущество. Объектом налогообложения по ЕСХН являются доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Налоговая ставка - 6%. В целях налогообложения к сельскохозяйственной продукции относится продукция растениеводства, сельского и лесного хозяйства, животноводства. Налогоплательщики - сельскохозяйственные товаропроизводители: организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, а также оказывающие услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства и животноводства. Доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции должна составлять не менее 70%.
3) изучены особенности формирования внутреннего контроля в сельскохозяйственных организациях. Внутренний контроль - это эффективный инструмент управления сельскохозяйственной организацией, функционирование СВК позволяет достичь улучшения результатов организации, правильности записей на счетах бухгалтерского учета и в финансовой отчетности. В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ определена обязанность экономического субъекта организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Основными элементами внутреннего контроля экономического субъекта являются: контрольная среда; оценка рисков; процедуры внутреннего контроля; информация и коммуникация; оценка внутреннего контроля. СВК сельскохозяйственной организации характеризуется наличием объекта и субъекта. Объект внутреннего контроля - деятельность организации (факты хозяйственной жизни, активы и обязательства, хозяйственные риски, формы отчетности). Субъекты внутреннего контроля определены локальными документами организации.
Ими являются, например, руководящие органы, главный бухгалтер, ревизор. Контрольные функции обеспечиваются ими в рамках исполнения служебных обязанностей. Осуществление внутреннего контроля в сельском хозяйстве важнее, чем в других отраслях, так как здесь на результаты влияют использование земельных и биологических активов, климатические условия.
В сельском хозяйстве наблюдается большая доля убыточных организаций, имеющих просроченную задолженность по кредитам и займам.
Решение этой проблемы также отчасти зависит от постановки внутреннего контроля. Производство сельскохозяйственной продукции - сложный процесс, он требует точности расчетов на всех этапах. Затраты биологического происхождения (такие как затраты на семена, корма, удобрения, скот) - фактор, от которого во многом зависит эффективность производства сельскохозяйственной продукции. Качество готовой продукции напрямую зависит от качества сырья, которое должно контролироваться на всех этапах производства. Поэтому проведение контроля и оценки биологических затрат в растениеводстве и животноводстве является одной из задач СВК. Например, сопоставив урожайность и расход семян (по плану и по факту), можно сделать вывод о качестве семян, о соблюдении норм высева, о степени всхожести семян в посевной площади. Именно для эффективного контроля биологических и в общем производственных затрат, эффективности использования различных ресурсов необходимо создавать СВК.
Средства государственной помощи - субсидии и субвенции, бюджетные кредиты, которые поступают сельскохозяйственным организациям, способны влиять на финансовые результаты, поэтому также являются объектом внутреннего контроля. Должностные лица, ответственные за внутренний контроль, обязаны проверить, закреплены ли в учетной политике способы признания видов государственной помощи, полнота их раскрытия, соответствие нормативно-правовым актам. Также нужно контролировать операции по поступлению государственных субсидий: соблюдение договорных обязательств, правильность учета суммы субсидий. Потом идет проверка целевого использования государственных субсидий, проверка правильности отражения в учете субсидий, проверка правильности раскрытия информации о государственной помощи в отчетности. И последний этап - проведение процедур по оценке эффективности использования государственных субсидий. Необходимо понимать, что при четко выстроенной СВК будет обеспечена максимальная отдача бюджетных средств, вложенных государством. При ненадлежащем контроле за целевым использованием бюджетных средств руководством организации будут нарушены договорные обязательства, что приведет к финансовым санкциям со стороны государства.
И для того чтобы оценить эффективность использования различных ресурсов (трудовых, финансовых, земельных, биологических), нужно создавать СВК. То есть независимо от масштаба деятельности сельскохозяйственной организации в центре внимания должна быть четко выстроенная, своевременно реагирующая на изменения, отлаженная система внутреннего контроля.
4) дана организационно-экономическая характеристика ООО «СХП Яик» и проанализированы действующие на предприятии учетная политика и система внутреннего контроля. ООО «СХП Яик» является юридическим лицом - коммерческой организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли. Общество осуществляет производство продукции растениеводства. Данное предприятие специализируется на производстве пшеницы и ячменя. Органами управления общества являются общее собрание участников общества - высший орган общества и директор - единоличный исполнительный орган общества.
Баланс двух последних отчетных периодов ликвидный, предприятие платежеспособно. В 2015 году у ООО «СХП Яик» наблюдается абсолютная финансовая устойчивость, то есть запасы и затраты полностью покрыты СОС. В 2016 году у предприятия нормальная финансовая устойчивость (гарантируется платежеспособность, предприятие оптимально использует собственные и кредитные ресурсы).
При анализе приказа об учетной политике ООО «СХП ЯИК» были выявлены положительные моменты: наличие технического аспекта (в частности, наличие рабочего плана счетов; указаны перечень лиц, которым предоставлено право подписи первичных документов и перечень должностных лиц, имеющих право на получение денежных средств под отчет); наличие методического аспекта (способы оценки основных средств; материально-производственных запасов; учет готовой продукции).
Проведенная оценка учетной политики в целях бухгалтерского учета показала:
- отсутствие порядка проведения инвентаризации. Изучая положения учетной политики, можно отметить следующий недостаток: указаны лишь сроки проведения инвентаризации, что нарушает положения статьи 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».
- отсутствие разработанного графика документооборота. Организации обязаны составить правила документооборота и закрепить их в учетной политике. Это следует из пункта 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Отсутствие графика документооборота приводит к нарушению сроков сдачи первичных и сводных документов и своевременности дальнейшего оформления и обработки данных документов.
- отсутствие разработанного порядка контроля за хозяйственными операциями.
Проведенная оценка учетной политики для целей налогообложения ООО «СХП Яик» показала, что в целом исследуемая учетная политика для целей налогообложения носит формальный характер и составлена на низком уровне. Руководство и представители собственника не осведомлены о нормативных требованиях к созданию системы внутреннего контроля, его структуре, не понимают его значимости для деятельности хозяйствующего субъекта. В организации не проводится обучение персонала по вопросам внутреннего контроля.
4) разработаны и обоснованы рекомендации по совершенствованию учетной политики в сельскохозяйственных организациях.
Совершенствование нормативного регулирования учетной политики должно включать следующие направления:
- дальнейшее развитие теоретических основ учетной политики;
- совершенствование регламентаций по ее формированию в отношении учета конкретных объектов и хозяйственных операций;
- выработку рекомендаций по формированию учетной политики в практической деятельности организаций.
Как было заключено при изучении положений нормативно-правовых актов, правила документооборота и технология обработки учетной информации являются обязательным элементом учетной политики. Как было выяснено при анализе учетной политики, в ООО «СХП Яик» отсутствует разработанный график документооборота. Опираясь на методические отраслевые рекомендации и действующие бизнес-процессы, была разработана схема документооборота для сельскохозяйственных организаций, занимающихся растениеводством с описанием реквизитов и спецификации документов. По участку учета «материалы» был предложен график документооборота. Грамотный и вдумчивый подход к организации бухгалтерского учета в организациях, являющихся субъектами малого предпринимательства, может обеспечить весьма ощутимое снижение трудоемкости учетных процессов, повышение точности и оперативности обработки бухгалтерской информации и, следовательно, повышение качества принимаемых управленческих решений.
Наличие определенной схемы документооборота также является свидетельством компетентности главного бухгалтера, качества системы учета и внутреннего контроля. Поэтому, для того чтобы процесс организации бухгалтерского учета мог считаться завершенным, необходимо определить порядок контроля над хозяйственными операциями.
5) разработаны и обоснованы рекомендации по совершенствованию системы внутреннего контроля в сельскохозяйственных организациях.
Как было заключено при анализе положений нормативно-правовых актов, порядок контроля за операциями является обязательным элементом учетной политики. Как было выяснено, в ООО «СХП Яик» отсутствует разработанный порядок контроля за операциями. Для создания эффективной системы внутреннего контроля в сельскохозяйственной организации необходима реализация ряда организационных мероприятий. Для сельскохозяйственной организации было разработано Положение о внутреннем контроле, которое будет определять основные функции, цели и принципы системы внутреннего контроля, права и обязанности контроллеров, их подотчетность, будет регламентировать методику проведения контроля. В качестве метода оценки СВК было предложено тестирование, позволяющее сформировать целостное представление и проанализировать все направления внутреннего контроля. Функционирование СВК позволяет достичь более экономичного использования ресурсов, улучшения результатов организации, правильности записей на счетах бухгалтерского учета и в финансовой отчетности. Но отметим, что на законодательном уровне установлена только обязанность организации СВК, а методы и инструменты, с помощью которых будет осуществлена контрольная деятельность, решается на уровне организации. Поэтому процесс создания СВК в сельскохозяйственной организации требует решения организационно-методологических вопросов.
Таким образом, внедрение предложенных рекомендаций по совершенствованию учетной политики и построению системы внутреннего контроля позволят сельскохозяйственным организациям повысить эффективность ведения учета, минимизировать риска ведения хозяйственной деятельности. По результатам исследования была опубликована научная статья на тему «Особенности формирования системы внутреннего контроля в сельскохозяйственных организациях» в июне 2017 года в сборнике «Актуальные вопросы экономики и управления: материалы V Международной научной конференции» (г. Москва).
1. Проанализировано законодательно-нормативное регулирование учетной политики и системы внутреннего контроля в сельскохозяйственных организациях. Основные нормативные документы, регламентирующие создание учетной политики сельскохозяйственных организаций, условно делятся на 2 группы:
- документы общего характера, применяемые вне зависимости от отраслевой принадлежности организации (Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ; Положения по бухгалтерскому учету; План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению; Налоговый Кодекс РФ).
- отраслевые документы, регламентирующие порядок бухгалтерского учета в соответствии с отраслевой спецификой, разработанные Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (методические рекомендации с учетом специфики сельскохозяйственной отрасли: по разработке учетной политики в сельскохозяйственных организациях; по бухгалтерскому учету затрат труда и его оплаты в сельскохозяйственных организациях; по бухгалтерскому учету на содержание машинно-тракторного парка в сельскохозяйственных организациях; по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции в сельскохозяйственных организациях; по бухгалтерскому учету горючесмазочных материалов в сельскохозяйственных организациях; по бухгалтерскому учету основных средств в сельскохозяйственных организациях; по бухгалтерскому учету государственных субсидий и других видов государственной помощи в сельскохозяйственных организациях; по бухгалтерскому учету материальнопроизводственных запасов в сельскохозяйственных организациях).
2. Изучены особенности формирования учетной политики в сельскохозяйственных организациях. Учетная политика - это совокупность принципов, методов и процедур организации бухгалтерского и налогового учетов в сельскохозяйственных организациях для обеспечения качественного, непрерывного прохождения информации от этапа первичного наблюдения до составления отчетности, исходя из особенностей деятельности сельскохозяйственных предприятий и действующего законодательства.
Сельское хозяйство является специфической отраслью. Специфика деятельности сельскохозяйственных организаций обусловлена множеством факторов и проявляется в самых различных направлениях деятельности. При формировании учетной политики для сельскохозяйственных организаций целесообразно учитывать особенности специфики сельскохозяйственного производства.
В отрасли растениеводства организация бухгалтерского учета должна строиться так, чтобы своевременно и достоверно было учтено неравномерное расходование денежно-материальных и трудовых средств из-за сезонного характера, а также разнообразного вида сельскохозяйственных культур:
- в учетной политике необходимо отразить порядок учета земельных угодий как объекта основных средств, учитывая тот факт, что по земельным участкам не начисляется амортизация, так как с течением времени плодородие земель не должно ухудшаться;
- в учетной политике должен быть отражен порядок учета биологических ресурсов и процессов, связанных с их воспроизводство;
- в учетной политике целесообразно отразить учет процесс транспортировки, так как территориальное размещение сельскохозяйственного производства связано с большим объемом перевозок как произведенной продукции, так и техники, материальных ресурсов;
- в учетной политике целесообразно отразить раздельный учет затрат, та как от одной культуры можно получить несколько видов продукции (основную, побочную и сопряженную);
- в учетной политике должна найти отражение сезонность в работах и затратах, то есть необходимо учитывать сезонность производства сельскохозяйственной продукции;
- в учетной политике необходимо отразить разграничение затрат по производственным циклам, не совпадающим с календарным годом;
- в учетной политике необходимо отразить порядок оценки и учета готовой продукции, выбранный сельскохозяйственной организацией, так как в течение года продукция приходуется по плановой себестоимости и в конце года корректируется до фактической себестоимости.
Содержание учетной политики должно включать методологический, технический, организационный и налоговый аспекты. Элементами учетной политики являются: рабочий план счетов; формы первичных учетных документов, регистров, документов для внутренней бухгалтерской отчетности; порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации; способы оценки активов и обязательств; правила документооборота и технология обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями.
Учетная политика для целей налогообложения - это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. В налоговой учетной политике необходимо указать:
- нормативные документы, которыми необходимо руководствоваться при ведении налогового учета;
- цели и задачи налогового учета;
- ответственных за организацию и ведение налогового учета;
- график документооборота;
- рабочий план счетов для целей налогового учета;
- порядок формирования регистров налогового учета;
- аспекты, касающиеся порядка расчета и уплаты налогов (ОСН, ЕСХН);
- методические аспекты учетной политики (в части исчисления ОСН, ЕСХН).
Многие организации, занимающиеся растениеводством, применяют систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН), освобождающую предприятие от уплаты НДС, налога на прибыль и налога на имущество. Объектом налогообложения по ЕСХН являются доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Налоговая ставка - 6%. В целях налогообложения к сельскохозяйственной продукции относится продукция растениеводства, сельского и лесного хозяйства, животноводства. Налогоплательщики - сельскохозяйственные товаропроизводители: организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, а также оказывающие услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства и животноводства. Доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции должна составлять не менее 70%.
3) изучены особенности формирования внутреннего контроля в сельскохозяйственных организациях. Внутренний контроль - это эффективный инструмент управления сельскохозяйственной организацией, функционирование СВК позволяет достичь улучшения результатов организации, правильности записей на счетах бухгалтерского учета и в финансовой отчетности. В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ определена обязанность экономического субъекта организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Основными элементами внутреннего контроля экономического субъекта являются: контрольная среда; оценка рисков; процедуры внутреннего контроля; информация и коммуникация; оценка внутреннего контроля. СВК сельскохозяйственной организации характеризуется наличием объекта и субъекта. Объект внутреннего контроля - деятельность организации (факты хозяйственной жизни, активы и обязательства, хозяйственные риски, формы отчетности). Субъекты внутреннего контроля определены локальными документами организации.
Ими являются, например, руководящие органы, главный бухгалтер, ревизор. Контрольные функции обеспечиваются ими в рамках исполнения служебных обязанностей. Осуществление внутреннего контроля в сельском хозяйстве важнее, чем в других отраслях, так как здесь на результаты влияют использование земельных и биологических активов, климатические условия.
В сельском хозяйстве наблюдается большая доля убыточных организаций, имеющих просроченную задолженность по кредитам и займам.
Решение этой проблемы также отчасти зависит от постановки внутреннего контроля. Производство сельскохозяйственной продукции - сложный процесс, он требует точности расчетов на всех этапах. Затраты биологического происхождения (такие как затраты на семена, корма, удобрения, скот) - фактор, от которого во многом зависит эффективность производства сельскохозяйственной продукции. Качество готовой продукции напрямую зависит от качества сырья, которое должно контролироваться на всех этапах производства. Поэтому проведение контроля и оценки биологических затрат в растениеводстве и животноводстве является одной из задач СВК. Например, сопоставив урожайность и расход семян (по плану и по факту), можно сделать вывод о качестве семян, о соблюдении норм высева, о степени всхожести семян в посевной площади. Именно для эффективного контроля биологических и в общем производственных затрат, эффективности использования различных ресурсов необходимо создавать СВК.
Средства государственной помощи - субсидии и субвенции, бюджетные кредиты, которые поступают сельскохозяйственным организациям, способны влиять на финансовые результаты, поэтому также являются объектом внутреннего контроля. Должностные лица, ответственные за внутренний контроль, обязаны проверить, закреплены ли в учетной политике способы признания видов государственной помощи, полнота их раскрытия, соответствие нормативно-правовым актам. Также нужно контролировать операции по поступлению государственных субсидий: соблюдение договорных обязательств, правильность учета суммы субсидий. Потом идет проверка целевого использования государственных субсидий, проверка правильности отражения в учете субсидий, проверка правильности раскрытия информации о государственной помощи в отчетности. И последний этап - проведение процедур по оценке эффективности использования государственных субсидий. Необходимо понимать, что при четко выстроенной СВК будет обеспечена максимальная отдача бюджетных средств, вложенных государством. При ненадлежащем контроле за целевым использованием бюджетных средств руководством организации будут нарушены договорные обязательства, что приведет к финансовым санкциям со стороны государства.
И для того чтобы оценить эффективность использования различных ресурсов (трудовых, финансовых, земельных, биологических), нужно создавать СВК. То есть независимо от масштаба деятельности сельскохозяйственной организации в центре внимания должна быть четко выстроенная, своевременно реагирующая на изменения, отлаженная система внутреннего контроля.
4) дана организационно-экономическая характеристика ООО «СХП Яик» и проанализированы действующие на предприятии учетная политика и система внутреннего контроля. ООО «СХП Яик» является юридическим лицом - коммерческой организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли. Общество осуществляет производство продукции растениеводства. Данное предприятие специализируется на производстве пшеницы и ячменя. Органами управления общества являются общее собрание участников общества - высший орган общества и директор - единоличный исполнительный орган общества.
Баланс двух последних отчетных периодов ликвидный, предприятие платежеспособно. В 2015 году у ООО «СХП Яик» наблюдается абсолютная финансовая устойчивость, то есть запасы и затраты полностью покрыты СОС. В 2016 году у предприятия нормальная финансовая устойчивость (гарантируется платежеспособность, предприятие оптимально использует собственные и кредитные ресурсы).
При анализе приказа об учетной политике ООО «СХП ЯИК» были выявлены положительные моменты: наличие технического аспекта (в частности, наличие рабочего плана счетов; указаны перечень лиц, которым предоставлено право подписи первичных документов и перечень должностных лиц, имеющих право на получение денежных средств под отчет); наличие методического аспекта (способы оценки основных средств; материально-производственных запасов; учет готовой продукции).
Проведенная оценка учетной политики в целях бухгалтерского учета показала:
- отсутствие порядка проведения инвентаризации. Изучая положения учетной политики, можно отметить следующий недостаток: указаны лишь сроки проведения инвентаризации, что нарушает положения статьи 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».
- отсутствие разработанного графика документооборота. Организации обязаны составить правила документооборота и закрепить их в учетной политике. Это следует из пункта 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Отсутствие графика документооборота приводит к нарушению сроков сдачи первичных и сводных документов и своевременности дальнейшего оформления и обработки данных документов.
- отсутствие разработанного порядка контроля за хозяйственными операциями.
Проведенная оценка учетной политики для целей налогообложения ООО «СХП Яик» показала, что в целом исследуемая учетная политика для целей налогообложения носит формальный характер и составлена на низком уровне. Руководство и представители собственника не осведомлены о нормативных требованиях к созданию системы внутреннего контроля, его структуре, не понимают его значимости для деятельности хозяйствующего субъекта. В организации не проводится обучение персонала по вопросам внутреннего контроля.
4) разработаны и обоснованы рекомендации по совершенствованию учетной политики в сельскохозяйственных организациях.
Совершенствование нормативного регулирования учетной политики должно включать следующие направления:
- дальнейшее развитие теоретических основ учетной политики;
- совершенствование регламентаций по ее формированию в отношении учета конкретных объектов и хозяйственных операций;
- выработку рекомендаций по формированию учетной политики в практической деятельности организаций.
Как было заключено при изучении положений нормативно-правовых актов, правила документооборота и технология обработки учетной информации являются обязательным элементом учетной политики. Как было выяснено при анализе учетной политики, в ООО «СХП Яик» отсутствует разработанный график документооборота. Опираясь на методические отраслевые рекомендации и действующие бизнес-процессы, была разработана схема документооборота для сельскохозяйственных организаций, занимающихся растениеводством с описанием реквизитов и спецификации документов. По участку учета «материалы» был предложен график документооборота. Грамотный и вдумчивый подход к организации бухгалтерского учета в организациях, являющихся субъектами малого предпринимательства, может обеспечить весьма ощутимое снижение трудоемкости учетных процессов, повышение точности и оперативности обработки бухгалтерской информации и, следовательно, повышение качества принимаемых управленческих решений.
Наличие определенной схемы документооборота также является свидетельством компетентности главного бухгалтера, качества системы учета и внутреннего контроля. Поэтому, для того чтобы процесс организации бухгалтерского учета мог считаться завершенным, необходимо определить порядок контроля над хозяйственными операциями.
5) разработаны и обоснованы рекомендации по совершенствованию системы внутреннего контроля в сельскохозяйственных организациях.
Как было заключено при анализе положений нормативно-правовых актов, порядок контроля за операциями является обязательным элементом учетной политики. Как было выяснено, в ООО «СХП Яик» отсутствует разработанный порядок контроля за операциями. Для создания эффективной системы внутреннего контроля в сельскохозяйственной организации необходима реализация ряда организационных мероприятий. Для сельскохозяйственной организации было разработано Положение о внутреннем контроле, которое будет определять основные функции, цели и принципы системы внутреннего контроля, права и обязанности контроллеров, их подотчетность, будет регламентировать методику проведения контроля. В качестве метода оценки СВК было предложено тестирование, позволяющее сформировать целостное представление и проанализировать все направления внутреннего контроля. Функционирование СВК позволяет достичь более экономичного использования ресурсов, улучшения результатов организации, правильности записей на счетах бухгалтерского учета и в финансовой отчетности. Но отметим, что на законодательном уровне установлена только обязанность организации СВК, а методы и инструменты, с помощью которых будет осуществлена контрольная деятельность, решается на уровне организации. Поэтому процесс создания СВК в сельскохозяйственной организации требует решения организационно-методологических вопросов.
Таким образом, внедрение предложенных рекомендаций по совершенствованию учетной политики и построению системы внутреннего контроля позволят сельскохозяйственным организациям повысить эффективность ведения учета, минимизировать риска ведения хозяйственной деятельности. По результатам исследования была опубликована научная статья на тему «Особенности формирования системы внутреннего контроля в сельскохозяйственных организациях» в июне 2017 года в сборнике «Актуальные вопросы экономики и управления: материалы V Международной научной конференции» (г. Москва).





