Введение 6
1 Теоретическая часть. Теоретические основы процесса
ценообразования на предприятии 9
1.1 Сущность и классификация цен на предприятии 9
1.2 Факторы, влияющие на политику цен предприятия 15
1.3 Проблемы и специфика формирования цен предприятия на
различных типах рынка 21
2 Аналитическая часть. Анализ финансово-хозяйственной деятельности
ООО «Байлак» 30
2.1 Характеристика предприятия 30
2.2 Анализ капитала предприятия 35
2.3 Анализ финансового состояния предприятия 39
2.4 Управленческий анализ 43
2.5 Заключительная оценка деятельности предприятия 48
3 Проектная часть. Организация ценообразования на ООО «Байлак».... 50
3.1 Анализ ценообразования продукции 50
3.2 Пути оптимизации процесса ценообразования на предприятии . 57
3.3 Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий... 64
Заключение 71
Список использованных источников 72
Приложения
Актуальность данной темы заключается в том, что для фирмы цена - это наиболее важный показатель рыночной деятельности, поскольку ее основная функция обеспечивать прибыль от реализации товаров. Роль ценовой политики для фирмы особенно высока, когда покупательский спрос на данном сегменте рынка отличается высокой эластичностью и покупатели в большей степени реагируют на уровень цен, чем на средства стимулирования сбыта; когда затруднена дифференциация в товарной политике и политике формирования каналов товародвижения; когда жизненный цикл товара приблизился к стадии зрелости; когда фирма имеет небольшой опыт работы на рынке или оказалась перед необходимостью изменить ценовую политику; когда фирмы - конкуренты одновременно разрабатывают такой же новый товар и ожидается, что они выйдут с ним на рынок с наибольшей разницей во времени, и др.
В 90-е годы ценовое воздействие на конкурентоспособность и возможности упрочения положения фирмы на основных мировых товарных рынках в условиях превышения предложения над спросом оказывается ограниченным и затруднительным и значение ценовой политики в комплексе маркетинга относительно других его составляющих (товарной, сбытовой и коммуникационной политики) снижается.
Ценовая политика многих фирм, особенно в России, нередко оказывается недостаточно квалифицированной. Наиболее часто встречаются следующие ошибки: ценообразование чрезмерно ориентировано на издержки; цены слабо приспособлены к изменению рыночной ситуации; цена используется без связи с другими элементами маркетинга; цены недостаточно структурируются по различным вариантам товара и сегментам рынка. Данные недостатки во многом вызваны наследием плановой экономики, когда цены определялись директивно или только на основе издержек, недостаточностью знаний российских руководителей в области маркетинга.
Уровень цен в условиях рынка покупателя в значительной степени определяется покупателем. Для продавца возможности в области разработки ценовых мер в системе маркетинга несколько ограничены. В ряде случаев снижение цен, особенно для стран и покупателей с высоким уровнем доходов, не укрепляет позиции фирмы, а нередко даже подрывает ее конкурентоспособность из-за ассоциации у потребителей низкой цены с низким качеством. Потребители предпочитают покупать товары высокого качества даже по высоким ценам. Ценовая конкуренция все более уступает место неценовым формам конкуренции: конкуренции качества, систем обслуживания, сроков поставки, торговых марок и т.д. Кроме того, агрессивность ценовой политики довольно опасна, так как вызывает крайне отрицательную реакцию со стороны конкурентов. Они могут прибегнуть к таким методам противодействия, которые приведут к потере рынка для фирм и предприятий, активно применяющих ценовые рычаги воздействия на рынок.
Рынок и цена - это категории, обусловленные товарным производством. При этом первичным является рынок, поскольку при товарном производстве экономические отношения складываются не в процессе производства, а в условиях рынка, на котором формируются товарно-денежные отношения и устанавливаются стоимостные категории. Цена товара, его полезность, качество и потребительские свойства проходят проверку рынком и окончательно формируются на нем, получая общественное признание.
Целью данной работы является изучение процесса ценообразования и ценовой политики предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть сущность, цели и факторы рыночного ценообразования;
- определить постановку задач и целей ценообразования;
- изучить факторы, влияющие на цену и методы ценовой политики;
- провести анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Байлак»;
- разработать пути повышения эффективности деятельности ООО «Байлак».
Объектом исследования послужило ООО «Байлак». Предмет исследования процесс ценообразования на предприятии. В работе были использованы методы: структурно-динамический, коэффициентный, а также применялся горизонтальный и вертикальный анализ.
Информационную базу исследования составляет совокупность специальной и научной литературы, законы и нормативные документы, статистические данные; экономические исследования по теме; труды авторов, Акулич И.Л., Герчиков И.З., Афанасьева М., а также Салимжанова И.К.
В первой части настоящей работы рассмотрена экономическая сущность и классификация цен предприятия. Так же раскрыты методы формирования цен на предприятиях, выявлены факторы и проблемы, влияющие на порядок формирования цен. Во второй части производится оценка и анализ финансового состояния ООО «Байлак». В третьей части на основании проведенного анализа ценообразования продукции разработаны пути оптимизации процесса ценообразования на предприятии. Рассчитана экономическая эффективность предлагаемых мероприятии.
Вопрос ценообразования в аптечных организациях становится все более и более актуальным, особенно в условиях сложившейся конкурентной ситуации на аптечном рынке и жесткого государственного регламентирования предельной наценки на лекарственные средства. По сути, ценообразование - это тот процесс, в рамках которого определяется, какую прибыль получит аптека.
Ценовая политика, которой придерживается организация, является одним из самых масштабных и эффективных инструментов для управления доходами аптеки. Ценовая политика аптеки, регулируемая либо ее непосредственным руководством, либо руководством аптечной сети (если аптека в нее входит), имеет своей главной целью максимизацию прибыли, которую аптека может получить от реализации товара. Достигать этого аптечная организация может разными путями:
- понижать цены;
- повышать цены;
- использовать дифференцированный подход, при котором цены на одни позиции будут снижаться до определенного уровня, а на другие - повышаться при сохранении объемов валового дохода организации.
Понижение цены, как и ее повышение, должно производиться только после проведения тщательного анализа обоснованности данной меры.
Разумное планирование ценообразования в аптеке позволит с одной стороны удерживать клиентов и предоставлять им качественный сервис с другой стороны получать аптеке прибыль.
Таким образом, ценообразование - это процесс, в котором воплощается ценовая политика, выбранная аптекой. В современных условиях процесс ценообразования в аптеке чем-то напоминает лавирование в море на доске для серфинга в окружении акул: чтобы получить необходимый результат, нужно сохранять идеальный баланс и предвидеть, как «подует ветер».
1. Абрамова, А.Е. Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятий: учебник / А.Е.Абрамова. - Москва: АКДИ, 2015. - 48 с.
2. Абросимов, Н.В. Механизм привлечения инвестиций в условиях России. Практика, правовые основы / Н.В.Абросимов, Е.В.Грацианский, В.А.Керов. - Москва: Институт риска и безопасности, 2015. - 181 с.
3. Ананьин, О. Методологическое исследование в современной науке / О. Ананьин, М.Одинцова. - Москва: Институт экономики РАН, 2015.
- 46 с.
4. Аукуционек, С. Капитальные вложения промышленных предприятия / С.Аукуционек // Вопросы экономики. - 2015. - №8. - с. 136 - 146.
5. Бабук, И.М. Инвестиции: финансирование и оценка экономической эффективности. - Минск: Вуз-ЮНИТИ, 2015. - 305 с.
6. Банки и инвестиции: сборник научно-технических работ / Науч. ред. Архипов А.И., Рогова О.Л. - Москва: Институт экономики РАН, 2007. - 172с.
7. Бард, В. С. «Инвестиционные проблемы российской экономики».
- Москва: Экзамен, 2014. - 384 с.
8. Бирман, Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов. - Москва: ЮНИТИ, 2015. - 250 с.
9. Бланк, И.А. Инвестиционный менеджмент. - Киев: МП «ИТЕМ», ЛТД, 2015. - 315 с.
10. Блех, Ю.5 Гетце У. Инвестиционные расчеты. Модели и методы оценки инвестиционных проектов. - Калининград: Янтарный сказ, 2015. - 437 с.
11. Бочаров, В.В. Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятий. - Москва: Финансы и статистика, 2014. - 159 с.
12. Бригхем, Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент. - Спб.:Экономическая школа, 2015. - 458 с.
13. Бромвич, М. Анализ экономической эффективности капиталовложений. - Москва: ИНФРА-М, 2014. - 432 с.
14. Виленский, П.Л., Лившиц, В.Н. Орлова Е.Р., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. АНХ при Правительстве РФ. - Москва: Дело, 2015. - 154 с.
15. Виленский, П.Л., Лившиц В.Н. Оценка эффективности инвестиционных проектов с учетом реальных характеристик экономической среды. Аудит и финансовый анализ. №3. - М.: Компьютерный аудит, 2016. - 236 с.
16. Виленский, П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. - Москва: Дело, 2016. - 332 с.
17. Виленский, П.Л., Смоляк С.А. Показатель внутренней нормы доходности проекта и его модификации. - Москва: ЦЭМИ РАН, 2015. - 405 с.
18. Волков, И.М., Грачева М.В. Проектный анализ. - Москва: ЮНИТИ, Банки и биржи, 2016. - 240 с.
19. Ковалев, В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. - Москва: Финансы и статистика. - 2014. - 144 с.
20. Ковалев, В.В. Финансовый анализ. - Москва: Финансы и статистика, 2015. 432с.
21. Коллас, Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. - Москва: НИТИ, 2014. - 467 с.
22. 35. Крейнина, М.Н. Финансовое состояние предприятий. Методы оценки. Москва:ДИС, 2015. - 222 с.
23. Лахметкина, Н.И. Инвестиционный менеджмент: выработка инвестиционной политики. Учебное пособие. - Москва: ФА, 2015. - 267 с.
24. Липсиц, И.В.5 Коссов В.В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа. - Москва: БЕК, 2015. - 363 с.
25. Мелкумов, Я.С. Экономическая оценка эффективности инвестиций. - Москва: ДИС 2015. - 160 с.
26. Норткотт, Д. Принятие инвестиционных решений. - Москва: ЮНИТИ, 2014. - 247 с.
27. Старик, Д.Э. Расчеты эффективности инвестиционных проектов. - Москва: Финстатинформ, 2015. - 131 с.
28. Финансы предприятий: Учебник/ Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др.; Под ред. проф. Н.В. Колчиной - Москва: Финансы ЮНИТИ, 2015. - 401с.
29. Финансовый менеджмент: Учебник / Под ред. д.э.н., проф. А.М. Ковалевой. - Москва: ИНФРА-М, 2015. - 284 с.
30. Фридман, Дж.5 Ордуэй Н. Анализ и оценка приносящей доход недвижимости. - Москва: Дело. - 2016. - 380 с.
31. Хорн, Дж. К. Ван Основы управления финансами. - Москва: Финансы и статистика, 2015. - 800 с.
32. Шарп, У. Ф.5 Александер Г. Дж., Бэйли Дж. В. Инвестиции. - Москва: Инфра-М, 2015. - 503 с.
33. Экономика предприятия: Учебник для вузов. / Под ред. Ф.К. Беа, Э. Дихтла, М. Швайцера. - Москва: Инфра-М, 2015. - 465 с.