АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 8
1 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1 Краткая история вопроса 10
1.2 Эффект применения новой продукции и цена 14
1.3 Цена в условиях рынка 26
1.4 Прогнозирование технико-экономических параметров на основе
методов многомерной линейной экстраполяции 33
2 ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ФИНАНСОВЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
2.1 Анализ ценовой политики и конкурентоспособности
продукции 38
2.2 Характеристика НП «Сертификационный центр автотракторной
техники» 40
2.3 Финансовый анализ НП «Сертификационный центр автотракторной
техники» за 2014–2016 годы 45
3 ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ВАРИАНТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН
С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ РЫНКА
3.1 Формирование цены и метод ее определения, используемый
ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» 62
3.2 Оценка методом многомерной линейной экстраполяции 71
3.3 Оценка технического уровня изделия В-2 по сравнению с
отечественными и зарубежными аналогами 74
3.4 Разработка методики определения цены с использованием
тактико-технических характеристик 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 92
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Бухгалтерская отчетность НП «СЦ АТТ» 97
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Справка о работнике 105
Актуальность темы. Общество с ограниченной ответственностью «Челябинский тракторный завод» (ООО «ЧТЗ - УРАЛТРАК») является одним из немногих сохранившихся с советского периода машиностроительных предприятий. Процесс ценообразования на ООО «ЧТЗ - УРАЛТРАК» фактически не отличался от традиционных выбранных методов в машиностроительной отрасли. Использовался затратный метод установления оптовой цены.
Учитывая, что ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» на российском рынке дизельных двигателей имеет положение близкое к монопольному, спрос на его продукцию является неэластичным. Изделие ЧТЗ (дизельный двигатель В-2) превосходит товары - аналоги конкурентов по техническим и экономическим параметрам, что делает его конкурентоспособным, а это в свою очередь, может позволить заводу варьировать ценами.
Понимание того, что значимость цены для всех машиностроительных предприятий состоит, прежде всего, в обеспечении прибыли от реализации продукции, говорит о том, что ценовая политика должна быть хорошо продумана и обоснована. Кроме того, цена является одним из наиболее важных синтетических показателей, существенно влияющих на финансовое положение ООО «ЧТЗ - УРАЛТРАК». Поэтому рассчитывая цену дизельных двигателей, необходимо, прежде всего, стремиться к тому, чтобы она была оптимальной с точки зрения соответствия интересам собственника и рынка. Также не стоит забывать о промежуточных целях, таких как защита своих интересов по средствам качества продукции, завоевание новых рынков, быстрое возмещение затрат, стабилизация доходов.
Цель работы - разработка и внедрение методики расчета оптовой цены с учетом качества (тактико-технических характеристик) дизельных двигателей для их реализации.
Объект работы - дизельный двигатель В-2 ООО «ЧТЗ - УРАЛТРАК».
Задачи работы:
1) рассмотреть теоретические аспекты ценообразования;
2) оценить влияние ценовой политики на результаты предприятий;
3) дать характеристику НП «Сертификационный центр автотракторной техники» и оценить его финансовое состояние;
4) рассмотреть расчет формирования цены с помощью затратного метода (используемого ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК») и метода многомерной линейной экстраполяции;
5) разработать методику определения цены с учетом качества (тактикотехнических характеристик) дизельного двигателя В-2;
6) обосновать выбор варианта формирования цены и оценить экономический эффект от разработанной методики расчета цены реализации дизельного двигателя В-2.
Целью выпускной квалификационной работы была разработка и внедрение методики расчета оптовой цены с учетом качества (тактико-технических характеристик) дизельных двигателей для их реализации.
В ходе выполнения ВКР были решены следующие задачи:
1) рассмотрены теоретические аспекты ценообразования;
2) проведена оценка влияния ценовой политики на результаты предприятий;
3) дана характеристика НП «Сертификационный центр автотракторной техники» и оценка его финансового состояния;
4) рассмотрены расчет формирования цены с помощью затратного метода (используемого ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК») и метода многомерной линейной экстраполяции;
5) разработана методика определения цены с учетом качества (тактикотехнических характеристик) дизельного двигателя В-2;
6) отражен экономический эффект от разработанной методики расчета цены реализации дизельного двигателя В-2.
Ценообразование на предприятии является важной составляющей хозяйственной деятельности и способом обеспечения эффективного хозяйствования. Организации, осуществляющие свою деятельность в наукоемких отраслях промышленности, в последнее время играют всё большую роль, в значительной степени определяя социально-экономическое развитие страны.
Значимость цены для всех машиностроительных предприятий состоит, прежде всего, в обеспечении прибыли от реализации продукции, поэтому ценовая политика должна быть хорошо продумана и обоснована. Наибольшую долю прибыли среди выпускаемых ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» изделий предприятие получает при продаже дизельных двигателей, что свидетельствует о высоком уровне спроса на данный вид изделия, а это, в свою очередь, позволяет предприятию получать достаточный уровень прибыли для его дальнейшего развития. В 2015 году ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» запланировал поставку дизельных двигателей российскому и иностранному заказчику («031» Республика Азербайджан (Общероссийский классификатор стран мира - ОКСМ). Руководством Челябинского тракторного завода было принято решение обратиться в Некоммерческое партнерство «Сертификационный центр автотракторной техники» (НП «СЦ АТТ») для разработки и внедрения расчетного метода формирования цены двигателя.
НП «Сертификационный центр автотракторной техники» - научнотехническая организация, специализирующаяся в области разработки, испытаний и доводки узлов и деталей внедорожной колесно-гусеничной техники. НП «СЦ АТТ» создано с целью оказания содействия его членам в осуществлении деятельности, направленной на удовлетворение потребностей общества, юридических и физических лиц в научных исследованиях, технических испытаниях и сертификации (продукции, услуг и системы менеджмента), а также в повышении качества производимых предприятиями и организациями товаров и услуг.
В ходе финансового анализа сертификационного центра автотракторной техники видно, что за анализируемый период с 2014 по 2016 годы ликвидность предприятия увеличивается, и общее финансовое положение организации является удовлетворительным. Анализ динамики валюты баланса, структуры активов и пассивов организации позволяет сделать ряд выводов, необходимых как для осуществления текущей финансово - хозяйственной деятельности, так и для принятия управленческих решений на перспективу. К 2016 году у НП «СЦ АТТ» наблюдается снижение заемных средств на 16%. Снижение доли говорит о том, что для финансирования основных средств и других капитальных вложений сертификационный центр в 2016 году меньше использует заемные средства, что также свидетельствует о повышении степени финансовой устойчивости и о снижении зависимости предприятия от внешних инвесторов и кредиторов.
Учитывая, что ООО «ЧТЗ - УРАЛТРАК» относится к предприятиям, имеющим статус локальных монополистов, а также его уникальность производства и специфическую материально-техническую базу, на данном предприятии цена на продукцию определялась затратным методом. В соответствии с выше указанной методикой установленная цена ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» на дизельный двигатель В-2 по состоянию на 2014 год составляла 3 356 506,30 рублей. При пересчете цены двигателей по курсу ЦБ РФ доллара США к рублю (за декабрь 2014 года - 55,77) составила - 60 184,80 долларов.
Для обоснования уровней и ценностных соотношений новых двигателей с двигателями одного целевого назначения в работе был отражен расчет цены изделия В-2 с использованием метода многомерной линейной экстраполяции. Расчетная цена двигателя, определенная методом многомерной линейной экстраполяции составила 179 202 долларов. Полученная цена не является рыночной и конкурентной, поэтому не может быть использована предприятиями для дальнейших экономических расчетов.
НП «Сертификационный центр автотракторной техники» разработало методику расчета цены дизельного двигателя В-2 с помощью оценки
технического уровня. Цена изделия В-2 составила 90 438 долларов. Она была предложена руководству ООО «ЧТЗ - УРАЛТРАК» и принята в рамках
заключенного договора, а также в дальнейшем использована при заключении контрактов для поставки продукции на экспорт. Таким образом, результатом выполненной работы является принесенная Челябинскому тракторному заводу чистая прибыль в размере 30 253,20 долларов от каждого поставленного двигателя. Ценообразование по качеству является рыночным решением, а затратный метод - это только рекомендация на предыдущих периодах.
Перспективным направлением применения разработанной методики ценообразования является ее использование для формирования цены дизельных двигателей в применении новых подходов с целью реализации задач повышения технического уровня продукции нового поколения в рамках технологических платформ (темы «Армата», «Курганец»). На ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» разработан задел семейства новых двигателей размерностью 15/16 для военно - гусеничных машин и отработана гамма оригинальных технических решений.
Благодаря выполненной задаче по разработке и внедрению методики расчета цены НП «СЦ АТТ» получило достаточный уровень прибыли для дальнейшего своего развития, поскольку ЧТЗ наряду с другими машиностроительными предприятиями для создания наиболее конкурентоспособных продуктов увеличили спрос на услугу сертификационного центра по подбору и внедрению расчетной ценовой политики машиностроительным предприятиям.