🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Методы формирования и оценки ассортимента розничного торгового предприятия

Работа №196757

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы99
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ 8
1.1 Понятие, цели, задачи коммерческой деятельности 8
1.2 Организация коммерческой деятельности розничного предприятия
по формированию ассортимента 11
1.3 Методы оценки ассортимента 19
1.4 Сравнение отечественного и зарубежного опыта в области оценки
ассортимента 25
2 АНАЛИЗ РЫНКА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ РФ И ЧЕЛЯБИНСКОЙ
ОБЛАСТИ 31
2.1 Тенденции развития розничной торговли России и Челябинской
области в условиях рынка 31
2.2 Ассортиментная политика 36
2.3 Анализ величины товарных запасов розничных предприятий
России и Челябинской области 45
3 РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА
АССОРТИМЕНТА 52
3.1 Алгоритм анализа ассортимента розничного торгового предприятия ... 52
3.2 Применение разработанного алгоритма на примере ООО Торговый
Дом «ПРОВИАНТ» (PC «Проспект») 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 76
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Методы анализа деятельности розничного предприятия и структуры его ассортимента 81
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. ABC-анализ (по цене) молока и молочной продукции
ООО Торговый Дом «ПРОВИАНТ» 84
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Матрицы BCG для розничной сети «Проспект» 91


Для написания выпускной квалификационной работы была выбрана тема «Методы формирования и оценки ассортимента розничных предприятий».
Торговля - индикатор крупномасштабной быстроменяющейся социальноэкономической среды: весь спектр сложных позитивных и негативных процессов, противоречивых тенденций, происходящих в экономической и социальной жизни, как страны, так и регионов, находит отражение и в торговле. Розничная торговля, являясь особым видом хозяйственной деятельности национальной экономики, выступает как главное звено потребительского рынка, и как активный участник и организатор рыночных отношений: в этом и состоит актуальность выбранной темы.
От розничной торговли производители получают информацию о запросах потребителей, она участвует в рекламной деятельности, которая влияет на выбор того или иного товара, способствует развитию конкуренции, осуществляя сравнение и выбор поставщиков, принимает активное участие в формировании издержек производства и розничных цен. Тенденции, складывающиеся в развитии оборота розничной торговли и товарооборачиваемости, характеризующие активность и эффективность торговли, в значительной степени влияют на перспективы производства соответствующих видов товаров.
Необходимо заметить, что одной из динамично развивающихся и ведущих отраслей экономики страны стала торговля. Около 90 % своих доходов население расходует на приобретение предметов потребления в розничной торговой сети. Проводимые реформы в экономике Российской Федерации укрепили тенденцию роста показателей розничной торговли, что соответствует общемировым тенденциям.
Значение торговли велико. Торговые организации, оказывая услуги и потребителям, и производителям, освобождают последних от взаимодействия с массой потребителей путем формирования запасов продукции. Субъекты торговой деятельности создают предпосылки синхронизации ритма производства и потребления. Вследствие чего, экономический эффект товаропроизводителей становится независимым от сбоев в процессе реализации продукции потребителям. Розничная торговля оказывает существенное влияние на производственные предприятия, так как быстро реагирует на любые изменения в экономической и политической ситуации в стране. Кроме того, она представляет собой наиболее приближенную отрасль экономики к конечному потребителю: сфера розничной торговли выступает в качестве регулирующего инструмента деятельности производственных предприятий в части объема и ассортимента выпускаемой продукции, а также позволяет проанализировать структуру потребительских предпочтений и динамику уровня жизни населения.
Современный покупатель абсолютно уверен, что необходимые товары всегда имеются в посещаемых им магазинах. Потребителя совсем не заботит, какие усилия эти предприятия должны предпринять, чтобы покупатель был удовлетворен самим товаром и процессом его покупки, и каким образом все эти товары попадают на полки магазинов. Потенциальный покупатель уже не хочет ждать, когда нужный ему товар завезут в этот магазин: если его нет в наличии, он уйдет к другому продавцу. Поэтому совершенно очевидно, что система формирования ассортимента розничного предприятия играют важную роль в удовлетворении потребителей и управлении их спросом.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка и апробация методик, алгоритмов и приемов по формированию и оценке ассортимента предприятия торговли.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность коммерческой деятельности по формированию ассортимента.
2. Изучить классификацию и специфику методов оценки ассортимента.
3. Провести сравнительный анализ методов оценки ассортимента розничных торговых сетей в России и за рубежом.
3. Проанализировать рынок розничной торговли России и Челябинской области: ассортиментную политику, состояние товарных запасов.
4. Разработать и апробировать методику по формированию и оценке ассортимента.
Объектом исследования является рынок розничной торговли России и Челябинской области. Предмет работы - методы формирования и оценки ассортимента.
Теоретической базой для написания работы являются труды отечественных и зарубежных специалистов в области организации коммерческой деятельности, маркетинга, товароснабжения и планирования ассортимента, таких как Райзберг Б.А., Панкратов Ф.Г., Елагин Ю.А., Парамонова Т.Н., Брагина Л.А., а также статьи о современном развитии коммерческой деятельности в розничной торговле и об управлении товарным ассортиментом.
Основными структурными элементами выпускной квалификационной работы являются введение, основная часть и заключение.
В первом разделе отражены сущность и организация коммерческой деятельности по формированию ассортимента, приведена классификация методов оценки ассортимента, а также проанализирован отечественный и зарубежный опыт формирования и оценки ассортимента.
Второй раздел посвящен анализу рынка розничной торговли в России и Челябинской области, ассортиментной политике и состоянию товарных запасов ведущих розничных предприятий. Основными источниками информации для анализа рынка розничной торговли служат данные Федеральной службы государственной статистики, а также статьи о проблемах развития розничной торговли России.
Третий раздел демонстрирует результаты апробации предложенных методик и алгоритмов по формированию и оценке ассортимента розничных предприятий.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современной экономической ситуации в России многократно увеличился риск потери предприятием прибыли: недостаточный мониторинг изменений на рынке, чрезмерное расширение ассортимента, излишняя опора на аналитику при перераспределении торгового пространства - всё это не может положительно отразится на деятельности ритейлеров.
Рыночный успех отныне является главным критерием оценки деятельности отечественных предприятий, а их рыночные возможности предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой ассортиментной политикой. Именно на основе изучения рынка и перспектив его развития предприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с формированием ассортимента, его управлением и оптимизацией.
На данном этапе развития экономики происходит процесс поглощения крупными торговыми сетями более мелких предприятий. Однако доля торговых сетей в розничном товарообороте России на сегодняшний день составляет лишь 21%, тогда как в США - более 50%, а в Западной Европе - более 85-90%.
В выпускной квалификационной работе проанализирован рынок розничной торговли России и Челябинской области, в частности, ассортиментная политика и состояние товарных запасов. В результате аналитической работы были выявлены следующие проблемы:
1) переход покупателей на более дешевые товары в пределах категорий и форматов;
2) отсутствие некоторых товаров;
3) снижение уровня потребления / среднего чека;
4) повышение цен на продукты отечественного производства;
5) снижение реальных заработных плат населения;
6) сокращение количества крупных покупок;
7) увеличение товарных запасов в розничной торговле.
Проведение аналитической работы на каждом конкретном предприятии, безусловно, является необходимым для определения проблем, путей их решения, а также поиска направлений дальнейшего развития.
С целью оптимизации ассортимента нами разработан алгоритм анализа розничного торгового предприятия, предполагающий 3 этапа:
1) анализ рыночной ситуации (SWOT-анализ);
2) комплексный анализ ассортимента;
3) предложения по оптимизации ассортимента.
Анализ рыночной ситуации, позволяет выявить факторы, связанные с конъюнктурой рынка, определить степень их влияния на деятельности предприятия, а также дает общую качественную оценку текущей ситуации на рынке и определяет возможные перспективы. С учетом современных экономических, социальных и политических тенденций, нами были выявлены факторы, представляющие для предприятия как возможности, так и угрозы - это экономическая ситуация и изменение уровня доходов населения, санкционная политика, конкуренция и взаимоотношения с поставщиками. В качестве сильных и слабых сторон были выбраны проблемы розничной торговли: цена, показатели ассортимента, соотношение отечественных и импортных товаров в структуре ассортимента, товарные запасы.
Комплексный анализ ассортимента предполагает использование базовых и вспомогательных методов оценки ассортимента в определенной последовательности.
По результатам проведенных анализов разрабатываются рекомендации по оптимизации ассортимента с учетом выбранной ранее стретегии развития.
Итогом написания выпускной квалификационной работы стала апробация разработннаго алгоритма на примере ООО Торговый Дом «ПРОВИАНТ». По результатам SWOT-анализа мы выявили, что слабой стороной данного предприятия является слишком высокая цена: с учетом существующих угроз, было предложено 9 стратегий развития. Также был предложен комплексный анализ, включающий исследование предпочтений потребителей, АВС-анализ, матрица BCG и матрица развития ассортимента. В результате мы выявили проблемные товарные позиции, для которых были даны следующие рекомендации:
1) товарная позиция 1.2 демонстрирует повышение доли товарооборота и снижение темпов роста: вероятно, определился рынок сбыта данного товара, и дальнейшее увеличение финансирование не сыграет существенной роли в его продвижении;
2) одновременное снижение доли товарооборота и темпов роста товарной позиции 1.1 характеризует бесперспективный товар с точки зрения инвестирования данного элемента;
3) одновременное снижение доли товарооборота и темпов роста товарной позиций 5.13 говорит о неправильной политике финансирования и требует пересмотра структуры определяющих ресурсов;
4) повышение доли товарооборота и снижение темпов роста товарной позиции 5.12 характеризует «нормальное» поведение элементов данного сегмента. Основной задачей финансирования является уменьшение скорости снижения темпов роста.
С учетом того, что данные мероприятия должны применяться в рамках выбранных ранее стратегий, нами были определены рекомендации по оптимизации ассортимента в отношении проблемных товарных позиций, удовлетворяющие стратегиям результирующей матрицы SWOT-анализа данного предприятия:
1. С1-У1. Замена дорогих товаров на менее дорогие без ущерба для показателей ассортимента.
2. СЗ-У1. Изменение состава товарных запасов и ассортимента в целом.
Таким образом, разработанный нами алгоритм анализа розничного торгового предприятия, в особенности, матрица методов комплексного анализа ассортимента, имеет научный интерес и практическое применение.



1. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В.И. Даль. - М.: Дрофа, 2011. -Т. 2.-814 с.
2. Современный экономический словарь / под общ. ред. Б.А. Райзберга. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 512 с.
3. Пасечко, Л.А. Теоретические аспекты коммерческой деятельности в розничной торговле / Л.А. Пасечко // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. - 2013. - № 2. - С. 105-110.
4. Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебник / Ф.Г. Панкратов. - 13-е изд., испр. и доп. - М.: «Дашков и Ко», 2014. - 500 с.
5. Половцева, Ф.П. Коммерческая деятельность: учебник / Ф.П. Половцева. - М.: ИНФРА-М, 2014. -248 с.
6. Семирханова, О.Н. Современное развитие коммерческой деятельности в розничной торговле / О.Н. Семирханова // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2013. - № 1-2. - С. 144-147.
7. Коммерческая деятельность: учебное пособие / А.Б. Левина, Г.М. Грейз,
В.М. Каточков, Ю.Г. Кузменко. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2012. - 262 с.
8. Елагин, Ю.А. Технология и коммерческая деятельность / Ю.А. Елагин, Т.И. Николаева. - Екатеринбург: ЕГУ, 2013. - 207 с.
9. Маркетинг торгового предприятия: учебник / Т.Н. Парамонова, И.Н. Красюк, В.В. Лукашевич; под ред. Т.Н. Парамоновой. - М.: «Дашков и Ко»,
2013. -283 с.
10. Синицына, М.А. Ассортимент. Планирование ассортимента в современных условиях / М.А. Синицына // Актуальные проблемы экономики в современных условиях: сборник научных статей преподавателей кафедры Экономики и финансового права Филиала РГСУ в городе Люберцы. - 2015. - С. 120-128.
11. ГОСТ Р 51773-2009. Услуги торговли. Классификация предприятий торговли. - М.: Стандартинформ, 2010. - 20 с.
12. Давыдов, Р.Н. Ассортимент розничных торговых предприятий: понятие, формирование, оценка / Р.Н. Давыдов // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. - 2013. - № 2. - С. 339-345.
13. Акулич, И.Л. Международный маркетинг / И.Л. Акулич. - Минск: Тетралит, 2014. - 512 с.
14. Басовский, Л.Е. Маркетинг: курс лекций / Л. Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2013.-978 с.
15. Чкалова, О.Н. Организация товароснабжения и формирование ассортимента: методическое пособие / О.Н. Чкалова. - М.: Экономика, 2012. - 234 с...52


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ