Аннотация 4
Оглавление 5
Введение 8
1 Теоретическая часть 11
1.1 Обоснование и выбор состава акселерометра 11
1.2 Принцип работы акселерометра, функциональная схема 14
1.3 Структурная схема акселерометра 16
1.4 Математическая модель акселерометра 17
1.4.1 Спецификация математической модели 19
1.4.2 Основные исходные параметры 19
1.4.3 Обозначения и индексация 20
1.4.4 Дополнительные исходные характеристики 23
1.4.5 Критериальные статические характеристики 23
1.4.6 Дополнительные статические характеристики 24
1.5 Критерии поступательного и углового движения 25
1.6 Статическая ошибка АК. Предельная перегрузка 26
1.7 Порог чувствительности акселерометра 26
1.8 Прочность упругого подвеса 27
1.9 Устойчивость упругого подвеса 29
1.10 Г азовое демпфирование 29
1.11 Статическая характеристика ДП 32
1.12 Диапазон измерения акселерометра 34
1.13 Модель инструментальных погрешностей 36
2 Расчетная часть 44
2.1 Расчет жескости подвеса 44
2.2 Расчет коэффициента газового демпфирования 45
2.3 Расчет момента инерции и статического момента маятника 47
2.4 Расчет статической ошибки АК 49
2.5 Расчет предельной перегрузки 49
2.6 Расчет порога чувствительности 49
2.7 Прочность упругого подвеса 49
2.8 Устойчивость упругого подвеса 49
2.9 Расчет емкостей ДП 49
2.10 Расчет массы маятника АК 50
2.11 Расчет диапазона измерения АК 52
3 Конструкторская часть 57
3.1 Основные положения для разработки технических требований к
конструкции акселерометра 57
3.2 Конструкция и параметры упругого подвеса 58
3.3 Конструкция и параметры датчика силы МДС 59
Конструкция и параметры датчика перемещения 60
3.5 Описание модели акселерометра 62
Библиографический список
Высокие технологии сегодня активно и успешно используются в процессах подземного бурения. При этом важнейшее значение приобретают технические решения, способствующие существенному снижению капитальных затрат при освоении месторождений. Например, применение акселерометров в системах контроля бурения позволяет точно определять ориентацию и глубину пробуренных скважин, направлять бурильную головку в заданный район, проводить сейсмические измерения.
Для определения линейных параметров движения объекта (линейное ускорение, линейная скорость, перемещение) в инерциальных навигационных системах (ИНС) используют акселерометры.
Известно большое количество конструкций и схем акселерометров, однако, как следует из обзора отечественных и зарубежных источников информации, в настоящее время для измерения ускорений в ИНС применяют только гироинтеграторы линейных ускорений, маятниковые и струнные акселерометры.
Основное достоинство гироинтеграторов по сравнению с компенсационными акселерометрами заключается в более высокой долговременной стабильности масштабного коэффициента. Так, в гироинтеграторах отсутствует важнейшая для компенсационных акселерометров проблема временной и температурной стабильности параметров постоянного магнита компенсационного датчика. Кроме того, гироинтеграторы способны с высокой точностью представлять результаты измерений в цифровом виде, не требуя при этом использования в своем составе прецизионных электронных элементов (стабилитронов, усилителей постоянного тока), необходимых для цифровых преобразователей компенсационных приборов. Благодаря этому гироинтеграторы имеют более высокую радиационную стойкость. Однако они дороги, сложны в производстве, имеют крупные габаритные размеры и уступают компенсационным акселеро- метрам по времени готовности. Поэтому их применение ограничивается системами управления крупных тяжелых объектов.
Струнные акселерометры более радиационно устойчивы, чем компенсационные приборы, и имеют значительно меньшие размеры, проще и дешевле гироинтеграторов. Однако они несколько уступают гироинтеграторам и компенсационным акселерометрам по точности и имеют значительно худшие уда- ро- и вибропрочность, в связи с чем их, как правило, используют с индивидуальными амортизаторами, снижающими точность ИНС. Затрудняет использование струнных акселерометров на объектах с большим уровнем вибровоздействий заметная нелинейность их выходной характеристики. Поэтому в этих условиях применяют в основном маятниковые компенсационные акселерометры.
Основные преимущества акселерометров компенсационного типа:
• Погрешность масштабного коэффициента акселерометра определяется параметрами исполнительного элемента и не зависит от погрешностей коэффициентов преобразования входящих в акселерометр устройств (усилитель сигнала датчика перемещения, усилитель обратной связи);
• Нелинейность функции преобразования акселерометра компенсационного типа определяется нелинейностью исполнительного элемента и не зависит от нелинейности функций преобразования других входящих в акселерометр устройств;
• Составляющие функции преобразования акселерометра компенсационного типа определяется нелинейностью исполнительного элемента и не зависит от нелинейности функций преобразования других входящих в акселерометр устройств;
...