Введение
1. Анализ коммерческой деятельности как системы отношений 6
1.1 Сущность коммерческой деятельности. Система отношений коммерческой деятельности. Принципы коммерческой деятельности 6
1.2. Функции коммерческой деятельности 16
1.3 Понятие услуги и ее роль в современной экономике 27
1.4 Классификация предприятий розничной торговли 29
1.5 Культура торгового обслуживания покупателей 34
Заключение 106
Список использованных источников
Современный этап экономического развития, переживаемый Россией, характеризуется достаточно устойчивым ростом экономики, сопровождающимся изменением структуры ВВП. Данные среднегодовых темпов роста ВВП РФ по различным секторам экономики позволяют сделать вывод о том, что на сегодняшний день отрасль розничной торговли является одним из наиболее динамично развивающихся секторов российской экономики, уверенно опережая большинство других отраслей. За последние несколько лет среднегодовые темпы роста сектора розничной торговли более чем вдвое превышают темпы роста экономики страны в целом. Однако, несмотря на стремительные темпы роста, общий уровень насыщения отечественного сегмента розничной торговли остается достаточно низким. Несмотря на то, что по уровню обеспеченности населения торговыми площадями крупные города России близки или даже опережают европейские показатели, существенный разрыв в их качестве определяет потенциал дальнейшего развития отрасли. Среди других особенностей современного этапа развития отрасли следует отметить: увеличение доли организованной сетевой торговли, изменение структуры потребления в пользу увеличения доли непродовольственных товаров, рост требований потребителей, обусловленный повышением информированности и опытности; снижение возможностей для дифференциации предложения. В этих условиях ассортимент товаров и общий уровень цен, как традиционные для розничной торговли факторы потребительских предпочтений, уже в гораздо меньшей степени открывают просторы для дифференциации участников рынка. Все более значимым и актуальным для розничных операторов становится фактор качества предоставляемых услуг. Одним из основных условий управления и обеспечения заданного уровня качества является возможность его оценки. При этом качество в общем понимании, и качество услуг в частности, является специфическим объектом, предъявляющим особые требования ко всем элементам процесса его оценки и накладывающим определенные ограничения на возможности использования полученных результатов. Следует отметить, что вопросы управления и оценки качества услуг различных экономических объектов относятся к достаточно хорошо разработанным.
В разное время проблемам исследования качества услуг посвящались труды таких отечественных и зарубежных ученых, как М. А. Айрапетян, А.А. Афанасьев, О. С. Винокурова, Н. Н. Ермолаева, О.А. Крючков, И.И. Мазур, Т. А. Пантелеева и др. Однако, вопросы оценки качества услуг в сфере розничной торговли до сих пор остаются не достаточно изученными.
Цель дипломной работы состоит в исследовании организации системы услуг, как фактора повышения эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия.
Достижение поставленной цели определило необходимость решения следующих задач:
-определить сущность и содержание категории услуг розничной торговли и их качества;
- рассмотреть виды розничных торговых организаций;
- проанализировать услуги и качество торгового обслуживания на конкретном предприятии;
- выработать рекомендации по повышению эффективности торгового обслуживания на розничном предприятии.
В ходе написания дипломной работы использовался опрос, методы анализа и синтеза.
Объектом исследования является торговое предприятие ООО «Вираж». Предметом исследования является система услуги торгового предприятия. Информационной базой анализа являются данные предприятия за 2014 - 2015 гг.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и одного приложения.
Сущность коммерческой деятельности в управлении экономическими и технологическими отношениями. Коммерческую деятельность, таким образом, можно определить как совокупность отношений по поводу купли- продажи с целью получения взаимной выгоды. Но поскольку отношения - это невидимые связи субъектов рынка - находят свое внешнее выражение, проявляются в постоянно изменяющихся видах, формах, методах, инструментах, экономических результатах торговли, они, следовательно, становятся объектом анализа при познании коммерческой деятельности.
Основные коммерческие функции предприятия: финансовое обеспечение (ФО), материально -техническое обеспечение (МТО), информационное обеспечение (ИО), закупка товаров (3Т), продажа (сбыт) товаров (ПТ), найм рабочей силы (НРС).
Функции коммерческой деятельности реализуются через осуществление совокупности конкретных трудовых операций. Каждый вид коммерции обусловливает специфические по своему характеру отношения, что, конечно, отражается на выполняемых коммерческих операциях.
Общество с ограниченной ответственностью «Вираж» (в дальнейшем именуемое «общество») учреждено в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, учредительным договором. Предприятие занимается торгово-розничной деятельностью. Торговое предприятие ООО «Вираж» специализируется на продаже: автозапчасти для иномарок; автомобильные аксессуары; автомобильные аккумуляторы; автохимия; масла.
Численность персонала магазина «Вираж» в 2014 году составило _ человек. В магазине основную долю сотрудников составляет обслуживающий персонал - 42,86%. Доля административного персонала предприятия составляет 28,58%. Вспомогательный персонал составил на данном предприятии 28,57%.
Оборот розничной торговли торгового предприятия в отчетном году составил тыс. руб., увеличившись по сравнению с прошлым годом на тыс. руб. или на 7,26%. Численность персонала не изменилась. Производительность труда выросла с тыс. руб. на одного работника до тыс. руб. или на 7,26%. Это с положительной стороны характеризует деятельность предприятия.
Наибольший удельный вес в структуре основных средств как в 2013 году, так и 2014 году составили транспортные средства 39,6 % и 49,8% соответственно. Основные фонды увеличились на тыс. руб., что в относительном выражении составило 11,72 %. Это произошло из-за покупки нового подъемного устройства.
В структуре оборотных средств наибольшую долю, а именно 82,83% в конце 2013 года и 74,35% в конце 2014 года занимают товарные запасы. В абсолютном выражении по данной статье произошел рост на тыс. руб.
или на 17,02% в относительной форме, в результате чего запасы предприятия составили тыс. руб. в отчетном периоде анализа. Данный рост является закономерным при одновременном увеличении оборота розничной торговли и расширении ассортимента товаров, предлагаемых к реализации.
Оценка финансовой устойчивости ООО «Вираж» за 2014 год на основе абсолютных показателей позволяет сделать вывод о том, что анализируемая организация обладает нормальной финансовой устойчивостью. Она характеризуется недостатком собственных оборотных средств для формирования запасов (и тыс. руб. на конец 2013 и 2014 годов соответственно) и излишком нормальных источников финансирования запасов ( и тыс. руб. соответственно в базисном и отчетном периоде анализа). Данная ситуация является рациональной и наиболее предпочтительно, поскольку недостаток собственных оборотных средств означает рациональное использование собственных средств организации, то есть все собственные средства идут на финансирования запасов.
Информационное обеспечение деятельности ООО «Вираж» осуществляется за счет внутренней и внешней информации.
Основная задача закупочной работы магазина «Вираж» - выгодное приобретение товара в целях удовлетворения потребительского спроса. Закупочная работа является одной из наиболее ответственных функций торговых предприятий. Правильно организованные оптовые закупки позволяют уменьшить вероятность коммерческого риска, связанного с отсутствием продаж товаров.
При расчете обобщающий коэффициент уровня культуры обслуживания покупателей составил 0,7. По двум обобщающим показателям магазин «Вираж» находится на среднем уровне обслуживания покупателей, что естественно является положительным показателям, но для высокого качества обслуживания, следует выявить и устранить недостатки.
Для наилучшего продвижения компании и ее продукции и услуг целесообразно создание веб-сайта и участие в электронной коммерции. Затраты составляют создание и управление сайтом и ежемесячная оплата домена (зарегистрированного адреса), что составляет незначительную сумму. Однако, выгоды от создания сайта намного превысят затраты и могут складываться из нескольких направлений, одновременно воздействующих на прибыльность магазина «Вираж»:
1) увеличение клиентской базы за счет тех, кто посетил сайт в Интернете, причем не обязательно из Красноярска;
2) узнаваемость компании, создание положительного имиджа;
3) ускорение оборачиваемости товарооборота;
4) меньшие затраты по сравнению с рекламой и акциями по привлечению вниманию (выставки, репортажи, статьи) и большая аудитория в масштабах мира.
1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 02.11.2014). - Режим доступа: Консультант Плюс
2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часто вторая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 23.07.2014). - Режим доступа: Консультант Плюс
3 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 02.11.2014). - Режим доступа: Консультант Плюс
4 Об обществах с ограниченной ответственностью [Электронный ресурс]: федер. закон от 08.02.1998 №14-ФЗ (ред. от 29.12.2013, с изм. от 23.07.2014). - Режим доступа: Консультант Плюс
5 ГОСТ Р 51303-13. Торговля. Термины и определения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167655/
6 ГОСТ Р 51304-2010. Услуги розничной торговли. Общие требования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://doc-load.ru/Index/49/49205.htm
7 Абчук, В.А. Коммерция: учебник / В.А. Абчук. - СПб.: Изд - во Михайлова В.А, 2012.- 475с.
8 Абрюшина, М.С. Финансовый анализ коммерческой деятельности : учебное пособие / М.С. Абрюшина. - М.: Финпресс, 2011. - 176с.
9 Александров, Ю.Л. Оптовый товарооборот: текст лекции / Ю.Л. Александров; Краснояр. гос. торг. экон. ин - т. - Красноярск, 2007. - 20с.
10 Альбеков, А.У. Логистика коммерции: учебник / А.У. Альбеков, - Ростов-на Дону: Феникс, 2011. - 512с.
11 Брагина, Л. А. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация : учебник / Л.А. Брагина; Т. П. Даньков. - М.: ИНФРА - М, 2012. - 560с.
12 Брагин, Л.А. Экономика торгового предприятия: Торговое дело: учебник / Л.А. Брагин. - М.: ИНФРА - М, 2011. - 314с.
13 Валевич, Р.П. Экономика торгового предприятия / Р.П. Валевич, Г.А. Давыдова - Минск: Высшая школа, 2013. - 321с.
14 Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность: учеб. пособие / С.Н. Виноградов. - Минск; Высшая школа, 2012. - 176с.
15 Виноградова, С.Н. Организация и технология продажи: учебник / С. Н. Виноградова. - М: Высшая школа, 2009. - 224с.
16 Гуняков, Ю.В. Коммерциология. Организация коммерческой деятельности: учебное пособие. Ч.І. Общие организационно-экономические предпосылки коммерческой деятельности; Ч.ІІ. Организация и управление коммерческой деятельностью предприятий оптовой и розничной продажи / Под общ. ред. Ю.В. Гунякова; Краснояр. гос. торг. - экон. ин - т. - Красноярск, 2009. - 366с.
17 Гуняков, Ю.В. Коммерциология. Организация коммерческой деятельности: учебное пособие. Ч.ІІІ. Организация и управление коммерческой деятельностью субъектов инфраструктуры / Под общ. ред. Ю.В. Гунякова; Краснояр. гос. торг. - экон. ин - т. - Красноярск, 2009. - 258с.
18 Гуняков, Ю.В. Экономические отношения коммерческой деятельности: сущность, структура, механизмы, функции (теоретический аспект) / Ю.В. Гуняков; Рос. акад. наук. - Новосибирск, 2005 - 336с.
19 Дашков, Л.П. Коммерция и технология продажи: учебник / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. - М.: Маркетинг, 2012. - 699с.
20 Дашков, Л.П. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: учебник / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. - М.: Дашков и К,2011. - 520с.
21 Диксон П.Р. Управление маркетингом / П.Р. Диксон. - М.: БИНОМ, 2013. - 542с.
22 Друкер, П. Задачи менеджмента в XXI веке: учебное пособие / П. Друкер; пер. с англ. - М.: Вильямс, 2008. - 454с.
23 Друкер, П. Эффективное управление: Экономические задачи и оптимальные решения / П. Друкер; пер с англ. - М.: Фаир-Пресс, 2008. - 528с.
24 Елагин, Ю.А. Технология и коммерческая деятельность / Ю.А. Елагин, Т.И. Николаева. - Екатеринбург, 2011. - 207с.
25 Зайцев, Н.Л. Экономика организации: учебник / Н.Л. Зайцев.- М.: Экзамен, 2012. - 768с.
26 Каплина, С.А. Технология оптовой и розничной продажи: учебное пособие / С.А. Каплина. - М.: Феникс, 2013. - 416с.
27 Козлова, В.Н. Коммерческая деятельность предприятия. Стратегия, организация и управление: учебное пособие / В.Н. Козлова. - СПб.: Политехника, 2009. - 322с.
28 Лифиц М.М. Экономика и организация продажи / М.М. Лифиц, Г.Л. Рубинштейн. - М.: Экономика, 2011. - 356с.
29 Организация и технология торговых процессов: учебник / Ф.Г Панкратов, О.А. Арустамов, П.Ю. Балабан [и др.]. - М.: Экономика, 2013. - 304с.
30 Организация коммерческой деятельности: справочное пособие / Под ред. С. Н. Виноградовой. - Минск: Высшая школа, 2011. - 464с.
31 Организация коммерческой деятельности предприятия: коммерциология.Ч.1. Организационно-экономические предпосылки коммерческой деятельности: учеб. Пособие/ В.В. Куимов, Ю.В. Гуняков, И.А. Максименко, О.В. Рубан; под общ.ред. д-ра экон. наук, проф.В.В. Куимова.-2-е изд.,перераб. и доп. -Красноярск : Сиб.федер. ун-т, 2016.- 112 с. )»
32 Осипова, Л.В. Основы коммерческой деятельности: учебник / Л.В. Осипова, И.М. Синяева. - М.: ЮНИТИ, 2009. - 602с.
33 Памбухчиянц, О.В. Организация коммерческой деятельности: учебник / О.В. Памбухчиянц. - М.: Дашков и К, 2012. - 442с.
34 Памбухчиянц, В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: учебник / В. К. Памбухчиянц. - М.: Маркетинг, 2011.- 320с.
35 Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебник / Ф.Г. Панкратов, Т.К. Серегина. - М: Маркетинг. 2013. - 580с.
36 Панкратов, Ф.Г. Организация и технология торговых процессов. / Ф. Г. Панкратов. - М.: Экономика, 2012. - 304с.
37 Платонов, В.Н. Организация продажи: учебное пособие / В.П. Платонов. - Минск: БГЭУ, 2011. - 287с.
38 Половцева, Ф.П. Коммерческая деятельность: учебник / Ф.П. Половцева. - М.: ИНФРА - М, 2012. - 248 с.
39 Протасов, В.Ф. Анализ деятельности предприятия (фирмы): производство, экономика, инвестиции, маркетинг / В.Ф. Протасов. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 536с.
40 Раицкий, К.А. Экономика организации (предприятия): учебник / К.А. Раицкий. - М.: Дашков и К, 2013. - 1012с.
41 Розничная и оптовая торговля [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://uchebnik.kz/roznichnaya-i-optovaya-torgovlya.
42 Романенко Е.А. Отчетность менеджеров по продажам : пути оптимизации // Управление сбытом, март 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://sellings.ru/archive/?act=view&id=122
43 Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г.В. Савицкая. - Минск: Новое знание, 2011 - 128с.
44 Синецкий, Б.И. Основы коммерческой деятельности : учебник / Б. И. Синецкий. - М.: Юрист, 2012. - 658с.
45 Терещенко, Н.Н. Эффективность деятельности торгового предприятия: теория, методология, практика оценки: монография / Н.Н. Терещенко, О.Н. Емельянова.- Краснояр. гос. торг.-экон ин-т. - Красноярск, 2004. - 229с.
46 Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: учебник для вузов / Л.А. Брагина, Т.П. Данько, Г.Г. Иванов [и др.]; под ред. Л.А. Брагина. - М.: ИНФРА - М, 2011. - 560с.
47 Управление организацией: учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 669с.
48 Фатрелл, Ч. Основы продажи / Ч. Фатрелл. - М.: Довгань, 2011. - 600с.
49 Хопкинс, Т. Искусство торговать / Т. Хопкинс. - М.: Экономика,2012. - 543с.
50 Чкалова, О.Н. Организация товароснабжения и формирование ассортимента: методическое пособие / О.Н. Чкалова. - М.: Экономика, 2013.- 234с.
51 Шандезон, Ж. Методы продажи / Ж. Шандезон; Под ред. В.С. Загашвили. - М.: Прогресс, Универс, 2012. - 160с.
52 Щур, Д.Л. Основы продажи. Оптовая торговля: Настольная книга руководителя, главбуха и юриста / Д.Л. Щур, Л.В. Труханович. - М.: ДИС, 2008. - 318с.
53 Экономика торгового предприятия / Под ред. А.И. Гребнева. - М.: Экономика, 2013. - 238с.
54 Якушев, А.А. Организация продажи на предприятии / А.А. Якушев- М.: ИНФО, 2012. - 224с.
55 http://www.krasstat.gks.ru/ - официальный сайт Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю
56 http://www.eaim.ru/ - Ежемесячный журнал «Точка продаж» для руководителей торговых предприятий.