Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль культурной дипломатии в российско-китайских отношениях: 1949 г. - настоящее время

Работа №196566

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

политология

Объем работы107
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 5
СРАВНЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ПЕРЕДОВЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ 10
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ 13
1.1 Место культурной дипломатии во внешней политике государства 13
1.2 Цели культурной дипломатии 27
1.3 Основные инструменты осуществления культурной дипломатии и
способы оценки эффективности их работы 30
2 СПЕЦИФИКА КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ РОССИИ В ОТНОШЕНИЯХ
С КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКОЙ 38
2.1 Цели советской и российской культурной дипломатии
в отношениях с Китайской Народной Республикой 38
2.2 Факторы и условия трансформации советской и российской культурной
дипломатии в отношении Китайской Народной Республики 42
2.3 Субъекты и объекты советской и российской культурной дипломатии
в отношениях с Китайской Народной Республикой 51
2.4 Основные инструменты и результаты советской и российской
культурной дипломатии в Китайской Народной Республике 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 91

В современную эпоху конфликтов, кризисов, информационных войн роль культуры как инструмента «мягкой силы» невозможно переоценить. Это важный ресурс дипломатии используется для продвижения интересов государства, для улучшения взаимопонимания между элитами и народами разных стран.
В российско-китайских отношениях культурный обмен всегда играл особую роль. С середины ХХ века культурная дипломатия стала неотъемлемой частью сначала советско-китайских, а затем и российско-китайских отношений. Современной России, в отличие от СССР, приходится проводить культурную дипломатию в Китае в условиях конкуренции с другими странами, в первую очередь с США. Сегодня, когда в мире зачастую активно создается негативный имидж России, нашей стране необходимо уделять особое внимание такому инструменту «мягкой силы», как культурная дипломатия с целью противостояния этой тенденции.
Изучаемая в магистерской диссертации проблема обусловила обращение к весьма широкому спектру работ как отечественных, так и зарубежных авторов. Литературу по теме исследования можно разделить на две группы: 1) работы, посвященные теоретическим основам культурной дипломатии; 2) работы, посвященные культурной дипломатии в российско-китайских отношениях.
Различные теоретические аспекты культурной дипломатии изучались такими зарубежными исследователями как Дж. Най, М. Леонард, Э. Гилбоа, Д. Кот, М. Каммингс, Дж. Гиноу-Хехт и М. Донфрид, Х. Фредерик, С. Марка; а также такими отечественными учеными как П.Б. Паршин, А.В. Михляева, Н.А. Цветкова, Л.Е. Козлов, Г.Ю. Филимонова.
Культурной дипломатии в отношениях между Россией и КНР с 1949 г. по настоящее время посвящены работы Ли Суйань, Самойлова Н.А., Капицы М.С., Ларина В.Л., Борисова О.Б., Колоскова Б.Т., Галенович Ю.М., Томас П. Бернштейна; Хуа-Юй Ли; Ю Минлинь, Галеновича Ю. М., Калашникова П.А., Соловьевой Е.В., Аликберовой А.Р., Соловьевой Е.В. Наиболее подробно культурный аспект во взаимоотношениях с КНР в рассматриваемый период изучается в диссертационных исследованиях: П. А. Калашникова, Чэнь Мэйфень, Лу Лэ, однако эти работы посвящены лишь советской культурной дипломатии в Китае. Исследованием культурной дипломатией современной России, проводимой в Китае занимались Аликберова А.Р., Су Фэнлинь, Ганьшина Е.И. Гревцева Г.Я., В.Я. Рушанин.
Таким образом, исследуемая тема недостаточно хорошо изучена как в отечественных, так и иностранных исследованиях. Большинство работ, посвященных российско-китайским культурным отношениям, сосредоточены на изучении определенного исторического периода, к тому же многие из них носят историко-описательный характер: перечисляются исторические факты российско- китайского взаимодействия в сфере культуры без анализа роли этого взаимодействия в российско-китайских отношениях. Не найдено работ, посвященных российской культурной дипломатии в Китае с 1949 г. по настоящее время.
Степень изученности избранной темы, а также ее научная и общественнополитическая актуальность, определили выбор цели, задач, объекта, предмета и методологии настоящего исследования.
Целью работы является определение роли культурной дипломатии в российско-китайских отношениях с 1949 г. по настоящее время.
Для достижения цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические представления о культурной дипломатии: определить место культурной дипломатии в межгосударственных отношениях, изучить цели и основные средства культурной дипломатии;
2. Выявить особенности культурной дипломатии России в отношениях с КНР: определить цели, факторы, субъекты, объекты, инструменты российской культурной дипломатии в отношениях с Китаем.
Объектом исследования является российско-китайские отношения с 1949 г. по настоящее время. Предметом является трансформация роли культурной дипломатии в российско-китайских отношениях.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1949 по настоящее время. Начальный этап исследования связан с образованием КНР и установлением официальных дипломатических отношений между СССР и Китаем.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что в российско- китайских отношениях культурная дипломатия является важным и эффективным способом развития партнерских связей двух стран на глобальном и региональном уровнях. Россия заинтересована выстраивать отношения с Китаем в формате межцивилизационного диалога, основанного на культурном влиянии и обмене, взаимном признании ценностей и уважении национального своеобразия.
Эмпирическую базу магистерской диссертации образуют несколько видов источников:
- нормативно-правовые документы: указы Президента РФ, советско- китайские и российско-китайские соглашения, дающие представление о функциях в области культурной дипломатии, возложенных на те или иные органы власти либо специальные учреждения; материалы партийных съездов, концепции внешней политики, позволяющие выявить внешнеполитический курс СССР и России, влияющий на проводимую культурную дипломатию, а также выявить наиболее значимых акторов, задействованных в ее проведении;
- отчеты российских и зарубежных ведомств, позволяющие получить статистические данные в сфере научно-гуманитарного сотрудничества с КНР;
- официальные сайты российских министерств, специальных комитетов и подразделений, содержащие разнообразную информацию об их функциях в области культурного сотрудничества с КНР, а также информацию о проводимых мероприятиях в сфере научно-гуманитарного сотрудничества с КНР;
- материалы периодических изданий, содержащие необходимые для анализа российского/советского культурного влияния на КНР данные;
- справочные материалы и интернет-ресурсы, с помощью которых могут быть заполнены определенные информационные пробелы, возникающие при изучении практики применения инструментов культурной дипломатии.
В целом круг использованных источников способствует проведению системного анализа, решению поставленных в диссертации задач.
Методологической основой магистерской диссертации является, прежде всего, системный подход, позволяющий исследовать российскую культурную дипломатию в КНР как единую систему, состоящую из совокупности взаимосвязанных элементов, отношения между которыми порождают системное качество, включающую в себя субъекты, объекты, инструменты, цели и задачи.
Исследование не противоречит принципу историзма, который предполагает, что все исторические процессы и события рассматриваются во взаимосвязи и взаимовлиянии, а также в системе непрерывной цепи причинно-следственных связей. Исторический подход - позволил проследить конкретный процесс развития российской культурной дипломатии в Китае с 1949 г. по настоящее время, многосторонности и взаимосвязанности этапов.
В работе был использован общенаучный метод индукции, который способствовал изучению частных эмпирических фактов и выведения на их основе общих свойств и характеристик российской культурной дипломатии в Китае в разные исторические периоды. Из общенаучных методов был также использован метод классификации, который позволил классифицировать субъекты, объекты и инструменты российской культурной дипломатии в Китае.
Из специально-исторических методов был использован сравнительноисторический метод. Метод периодизации был использован для выделения исторических периодов российской культурной дипломатии в КНР. Сравнительно-исторический метод применялся для сравнения российской культурной дипломатии в Китае на разных этапах ее развития, а также для сравнения современной российской и западной культурной дипломатии в Китае.
Из специально-политологических методов был использован ситуационный анализ, который позволил выявить влияния тех или иных событий на российско- китайское культурное взаимодействие; а также сравнительно-политологический метод, который позволил выделить специфику современной российской и западной культурной дипломатии в Китае.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые представлен анализ российской культурной дипломатии, проводимой в Китае с 1949 г. по настоящее время в тесной связи с факторами, оказавшими на нее сильное влияние, раскрыты основные формы культурного сотрудничества России и КНР в сфере образования, науки, искусства и художественной культуры. В исследовании выделены периоды культурной дипломатии России в российско- китайских отношениях. На основе новых источников (включая архивные материалы) и литературы проанализирован опыт российско-китайских культурных связей, отражена степень эффективности культурного воздействия на КНР и влияние на процесс взаимного восприятия народов двух стран. Выявлены проблемы и трудности российско-китайского культурного сотрудничества на разных исторических этапах; сформулированы базовые принципы и цели концепции российской культурной дипломатии как инструмента внешней политики России в отношениях с Китаем.
Научно-практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что результаты и выводы работы могут быть использованы как в дальнейших научных изысканиях по проблемам российской культурной дипломатии, так и для решения практических задач развития культурной (публичной) дипломатии России в Китае на современном этапе. Рекомендации по разработке концепции культурной (публичной) дипломатии России могут быть использованы при разработке стратегии внешней политики России или иных внешнеполитических документов.
Данная магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассматриваются теоретические основы культурной дипломатии. Во второй главе исследуется значимость и особенности культурной дипломатии в российско-китайских отношениях с 1949 г. по настоящее время.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной магистерской диссертации была выполнена поставленная цель: определена роль и особенности культурной дипломатии в российско-китайских отношениях с 1949 г. по настоящее время.
Для достижения поставленной цели были решены необходимые задачи.
Во-первых, были изучены теоретические основы культурной дипломатии: определено ее место в межгосударственных отношениях, изучены цели и основные средства культурной дипломатии. В ходе исследования было выявлено, что культурная дипломатия, является одним из направлений публичной дипломатии и включает в себя совокупность приемов, методов и практических мероприятий, использующих культуру для достижения основополагающих целей внешней политики государства. Культурная дипломатия, будучи неотъемлемой частью публичной дипломатии, является одной из форм проявления «мягкой силы» государства. Культурная дипломатия способствует достижению многих целей, которые можно подразделить на «альтруистические» и «эгоистические». В качестве инструментов культурная дипломатия использует такие культурные материалы как музыка, фильмы, театр, выставки, литература и т.д.
Во-вторых, были выявлены особенности культурной дипломатии России в отношениях с КНР. Мы определили цели, факторы, субъекты, объекты, инструменты российской культурной дипломатии в отношениях с Китаем.
В отношениях с Китаем при проведении культурной дипломатии Россия в разные исторические периоды преследовала разные цели. Эти цели можно подразделить на «альтруистические», «эгоистические», социальноэкономические и военно-политические цели. Главной альтруистической целью СССР было распространение социалистической идеологии в других странах. Эгоистической целью было поддержание имиджа лидера социалистического мира. Современная Россия при проведении культурной дипломатии нацелена на укрепление своих позиций и своей значимости в мире. Культурная дипломатия России в Китае нацелена на укрепление российской экономики и значимости России в международных отношениях. «Альтруистической» же целью можно назвать стремление к взаимопониманию и дружбе между народами России и Китая. Эта же альтруистическая цель была характерна и для советской культурной дипломатии в Китае.
Одной из основных целей культурной дипломатии является формирование образа страны в мире или в каком-то определенном регионе. В Китае СССР при помощи культурной дипломатии транслировал образ открытой и миролюбивой страны, успешно идущей по пути к коммунизму. Современная Россия транслирует в Китай образ страны, придерживающейся традиционных ценностей, борющейся за справедливость и баланс сил в мире.
На российскую культурную дипломатию, проводимую в отношении Китая, влияют идеологические, торгово-экономические, военно-политические,
внутриполитические факторы.
Идеологический фактор во многом обусловил направление и периодизацию российской культурной дипломатии: этап «медового месяца» (1949-1960 гг.); этап практически полного отсутствия культурных взаимодействий (1960-1984 гг.), этап постепенного восстановления советско-китайских культурных отношений (1984-1991 гг.); этап поворота России в сторону Запада (1991-1999 гг.); этап налаживания российско-китайского сотрудничества в гуманитарной сфере (20002014 гг.); этап активного развития культурной дипломатии в отношениях с Китаем (с 2014 г. по настоящее время).
Торгово-экономический фактор способствовал стремлению лидеров обеих стран возобновлять межгосударственные отношения, не смотря на противоречия в других сферах. Военно-политический фактор в определенные периоды зачастую играл усугубляющую роль в итак напряженных российско-китайских отношениях (конфликт на о. Даманский, война в Афганистане)
Что касается субъектов культурной дипломатии, то и в советско-китайских, и в российско-китайских отношениях доминирующую роль играли государственные акторы, особенно МИД. Но в связи с тем, что культурная дипломатия, будучи частью публичной, предполагает активное взаимодействие общества государства, в XXI в. в России появились такие организации как Россотрудничество, фонд «Русский мир», фонд А.М. Горчакова, «Российский совет по международным делам», которые объединяют усилия общества и государства в проведении культурной дипломатии в Китае.
Объектами советской культурной дипломатии в Китае были все граждане КНР, так как в период расцвета советско-китайских отношений (1949-1960 гг.) культурное влияние СССР могло распространяться на большую часть аудитории КНР, для этого не было идеологических препятствий. После ухудшения советско- китайских отношений (1960-1984 гг.) охват китайской аудитории заметно сузился, так как советская культура в Китае была под запретом. После 1984 г. и в особенности в настоящее время основным объектом российской культурной дипломатии стала китайская молодежь, так как именно эта часть аудитории очень мало знает о России, подвержена сильному влиянию западной культуры и в будущем будет предопределять российско-китайские отношения.
В качестве инструментов культурного воздействия, современная Россия, как и СССР, чаще всего использует образовательный и молодежный обмен, выставки, гастроли художественных коллективов, продвижение русского языка. СССР активно использовал все инструменты для культурного влияния на Китай. Однако наиболее эффективными средствами были образовательный обмен, обмен литературой, трансляция советских фильмов в Китае, обмен специалистами. Современная Россия делает упор на образовательном обмене, открытии центров российской культуры в Китае, проведении молодежных фестивалей.
Особенностью проведения культурной дипломатии в Китае сейчас является наличие конкурентов (основным из которых является США), которые используют мощный арсенал средств для распространения западной культуры и английского языка среди китайской молодежи.
Одним из способов усиления российской культурной дипломатии в Китае является создание Концепции культурной дипломатии Российской Федерации. Данная концепция должна определять приоритетные цели и задачи, функции подразделений органа публичной дипломатии, роли ее акторов.
Культурная дипломатия в российско-китайских отношениях играет большую роль. Мощное воздействие советской культуры в Китае в 50-е гг. ХХ в., косвенным образом сказывается и на современных российско-китайских отношениях. Большая часть политической элиты Китая выросла в период советско-китайской дружбы; многие учились либо путешествовали в СССР, знают много о русской культуре, что повлияло на развитие партнерских отношений России и Китая сегодня.
Нынешняя молодежь Китая мало знакома с Россией и ее культурой; очень небольшая часть китайских студентов выбирает Россию для получения образования; очень мало китайцев учат русский язык (по сравнению с английским). Все вышеперечисленное в будущем может повлиять на развитие российско-китайских отношений, так как культура является важным элементом взаимопонимания между двумя разными народами.
Изучение роли культурной дипломатии в российско-китайских отношениях с 1949 г. по настоящее время позволит, учитывая советский опыт и особенности нынешних факторов, выработать верную стратегию по интенсификации культурного обмена и сотрудничества с Китаем, определить функции основных субъектов, учитывающий факт наличия конкурентов в борьбе за культурное воздействие на китайскую молодежь.


1 Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР: (1938 г. - 1956 г.) / ред. Мандельштам Л. И. - Москва: Главное издательство политической литературы, 1956 г.
2 Концепция внешней политики Российской Федерации: утверждена
Президентом РФ В.В. Путиным 28 июня 2000 г. [Электронный ресурс] - URL: http://www.ng.ru/world/2000-07-11/1_concept.html Дата обращения 23.09.2017
3 Концепция внешней политики Российской Федерации: утверждена
Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 12 февраля 2013 г. [Электронный ресурс] - URL:
http://www.mid.rU/brp_4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F Дата
обращения 23.09.2017
4 Концепция внешней политики Российской Федерации: утверждена
Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2016 г. [Электронный ресурс] - URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-
/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 Дата обращения 10.05.2017
5 Указ Президента РФ от 21 июня 2007 г. «О создании фонда «Русский мир»
[Электронный ресурс] - URL: http://www.russkiymir.ru/fund/the-decree-of-the-
president-of-the-russian-federation-on-creation-of-fund-russian-world.php#1 Дата
обращения 18.05.2017
6 Указ Президента Российской Федерации от 08.11.2011 г. № 1478 О
координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации [Электронный ресурс] - URL: http://www.kremlin.rU/acts/bank/34205/page/1 Дата обращения 16.05.2017
7 Основные направления политики Российской Федерации в сфере
международного культурно-гуманитарного сотрудничества Федерации [Электронный ресурс] - URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-
/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/224550 Дата обращения 26.09.2017
Книги и статьи
8 Арефьев А.Л. Китайские студенты в России // Высшее образование в России № 12, 2010. - С. 54-66.
9 Астахов Е.М. Мировая практика культурной дипломатии. Диалог культур и партнерство цивилизаций. VIII Международные Лихачевские научные чтения. 22-23 мая 2008 г. - СПб.: Изд-во СПБГУП, 2008. - С. 244-246.
10 Бажанов Е.П. Эволюция внешней политики России // Современные
международные отношения. Учебник / Под. ред. А.В. Торкунова. - М.:
«Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999. - 584 с.
11 Бажанов Е.П. От дружбы через конфронтацию к нормализации. Советско- китайские отношения с 1949 и до 1991 г. // Россия и Китай: четыре века взаимодействия. История, современное состояние и перспективы развития российско-китайских отношений / Под ред. А.В. Лукина. М.: «Весь Мир», 2013. - 704 с. - С. 217- 299.
12 Банщикова Н.В. Внешняя культурная политика, публичная дипломатия и культурная дипломатия: концептуализация различия // Семья. Общество. Государство: история и современность-II. Материалы меж-нар. научнопрактической конференции. Под редакцией Гударенко Р.Ф., Ряснянской Н.А.
2013. - 222 с.
13 Боревская Н. Е. Очерк истории школы и педагогической мысли в Китае. Москва: ИДВ РАН, 2002. - 146 с.
14 Борисов О.Б., Колосков Б.Т. Советско-китайские отношения, 1945-1980. 3е изд., доп. - Москва: Мысль, 1980. - 638 с.
15 Брежнев Л.И. Ленинским курсом. Речи и статьи. Том 3. Речи и статьи: май 1970-март 1972 - М.: Политиздат, 1972 - 535 с.
...200


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ