Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Скифо-сибирский звериный стиль в отечественный историографии

Работа №196564

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы67
Год сдачи2018
Стоимость5670 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СКИФО-СИБИРСКОГО ЗВЕРИНОГО СТИЛЯ.
1.1 История развития научной парадигмы в отечественной археологии. 14
1.2 Периодизация отечественной историографии скифо-сибирского звериного стиля.
ГЛАВА II. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ СКИФО-СИБИРСКОГО ЗВЕРИНОГО СТИЛЯ.
Этап I (1901 - 1929 гг.). 33
Этап II (1930 - 1945 гг.). 36
Этап III (1945 - 1965 гг.). 37
Этап IV (1965 - 1990-е гг.). 39
Этап V (1990-е - современность). 39
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ, ИКОНОГРАФИИ И ТЕРМИНОЛОГИИ СКИФО-СИБИРСКОГО ЗВЕРИНОГО СТИЛЯ.
3.1 Скифо-сибирский звериный стиль, скифский мир - терминологический аспект.
Этап I (1901 - 1929 гг.). 43
Этап II (1930 - 1945 гг.). 45
Этап III (1945 - 1965 гг.). 47
Этап IV (1965 - 1990-е гг.). 48-49
Этап V (1990-е - современность). 49
3.2 Классификация и иконография образов в скифо-сибирском зверином стиле.
Этап I (1901 - 1929 гг.). 52
Этап II (1930 - 1945 гг.). 52
Этап III (1945 - 1965 гг.). 53
Этап IV (1965 - 1990-е гг.). 54
Этап V (1990-е - современность). 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63

Искусство и человек связаны между собой с момента своего возникновения. Искусство развивалось вместе с человеком, без человека нет искусства. Но и человек в независимости от степени его уровня развития всегда тянулся к нему. Творческое начало, зародившееся еще в первобытном мире, сохранилось и до наших дней. Нет ни одного народа в истории человечества, который бы не имел своих художественных традиций.
Палеолитическое искусство можно считать своеобразной точкой отсчета появления культуры в социуме. Также стоит отметить, что образность человеческого мышления, послужила основой не только для формирования художественных ценностей, но сыграла важную роль в становлении мировоззренческих традиций
Интерес к изучению окружающего мира, проявившейся еще в наскальной живописи эпохи камня, окончательно сформировался в искусстве раннего железного века. Тенденция к изображению зооморфных образов, в итоге, привела к строгой каноничности и обрела четкую структуру, которую сегодня принято называть звериным стилем.
В середине I тысячелетия до н. э. в степях современной Украины, Поволжья, Приуралья, Казахстана и Южной Сибири — от Дуная на западе до Забайкалья и плато Ордос (Северо-Восточный Китай) на востоке — сложились культуры так называемого скифо-сибирского мира. Названия одних народов, входивших в него, известны — это скифы, савроматы, саки. О других народах мы знаем только по оставленным ими памятникам: культура курганов Горного Алтая, тагарская культура, уюкская и др.
Данное исследование посвящено - истории развития научной мысли связанной со скифо-сибирским звериным стилем.
Объектом исследования является отечественная историография скифо-сибирского звериного стиля
Цель - реконструкция научных представлений о скифо-сибирском зверином стиле. Рассмотреть их динамику в отечественной историографии с точки зрения особенностей и специфики развития археологической науки.
Территориальные рамки исследования - Российская империя, СССР, РФ.
Хронологические рамки исследования - с 1901 г. - современность, точка отсчета обусловлена тем, что именно в 1901 г. вышла первая публикация с научным описанием изделий выполненных в зверином стиле:
Спицын А. А. 1901 г. «К вопросу о хронологии золотых сибирских блях с изображением животных. Записки Русского археологического общества», Новая серия, т. XII, вып. 1-2 [52, с 38].
Верхняя граница не имеет окончательной датировки, так как, по мнению автора работы, последний этап изучения скифо-сибирского стиля в междисциплинарном векторе развития еще не окончен.
Формулировка проблемы: на сегодняшний день в современной скифологии накоплено достаточно большое количество материала (находок в зверином стиле), который требует пересмотра основных постулатов связанных с проблемами генезиса, методологии и классификации предметов, выполненных в скифо-сибирском зверином стиле.
Новизна исследования - скифо-сибирский звериный стиль, наверное, одна из самых разработанных тем в современном скифоведении. Несмотря на большое количество новых работ, помимо анализа артефактов, необходимо провести пересмотр и анализ основных проблем и гипотез, устоявшихся еще в советский период. Также в отличие от уже существующих исследований по историографии звериного стиля, в данной магистерской диссертации будут определены основные факторы, влияющие на научные представления о скифо-сибирском зверином стиле.
Практическая значимость: данное исследование позволит выделить основные направления в изучении такого феномена, как скифосибирский звериный стиль. Кроме того, необходимо определить не только главные проблемы, связанные с его изучением, но и лакуны.
Актуальность темы магистерской диссертации состоит в создании автором работы по периодизации истории развития научных идей связанных с изучением такого феномена, как скифо-сибирский звериный стиль от формирования понятия до современных работ. Такой подход позволит выделить основные проблемы звериного стиля, разобраться в понятийном аппарате, и методиках работы с предметами, а также наметить основные векторы развития скифо-сибирского звериного стиля не только в археологии, но и в смежных с ней науках.
Впервые в рамках историографии скифо-сибирского звериного стиля был использован метод анализа источников с точки зрения интеллектуальной истории.
Реализация цели предусматривает последовательное решение ряда исследовательских задач:
1. Выделить основные направления изучения скифо-сибирского звериного стиля.
2. Рассмотреть историю развития скифо-сибирского звериного стиля в контексте эволюции отечественной археологической науки.
3. Выявить факторы, влияющие на развития истории изучения скифосибирского стиля.
4. Создать периодизацию историографии скифо-сибирского звериного стиля.
5. Наметить проблемы и лакуны в изучение данного явления.
6. Обозначить перспективы изучения как методологические, так и практические в современных исследованиях скифо-сибирского звериного стиля и «скифского мира».
Теоретические основы исследования и методологические подходы
Данное исследование развивается в рамках методологических принципов одного из направлений «новой истории» - «интеллектуальной истории». Опираясь на тезис о существовании множества контекстов интеллектуализма, тематика исследования направлена на поиск научных идей и дискурсов, связанных со скифо-сибирским звериным стилем. Важно проследить не только момент их появления, а также рассмотреть динамику развития на всех этапах отечественной историографии скифского искусства. Движение интеллектуальных идей происходит посредствам интеллектуальных коммуникаций. Л. П. Репина пишет, что «Интеллектуальная коммуникация с помощью циркулирующих внутри нее текстов <...> поддерживает некое интеллектуальное сообщество, формируя общепринятый для данного сообщества язык, тип поведения, систему ценностей» [42, с 13]. Так в контексте данного исследования, можно будет проследить как интеллектуальная коммуникация приводит к созданию различных концепций, теорий и методов в рамках изучаемого объекта.
Кроме того, методологической основой данной магистерской диссертации является теория Томаса Куна. «Структура научных революций»
Если перенести модель Т. Куна на объект данного исследования, то получается, что под «нормальной наукой» будет восприниматься последовательное развитие научной мысли связанной со скифо-сибирским стилем. Во-первых - это появление понятия «скифо-сибирский звериный стиль», выработка основных характеристик предмета, его систематизация. Также к области «нормальной науки» можно отнести изучение памятников раннего железного века, разработку их хронологии и естественно, постоянное пополнение источниковой базы. На данном этапе будет уместно рассматривать скифо-сибирский звериный стиль как одну из тем археологии раннего железного века.
Обратимся к понятию «научная парадигма», если Т. Кун воспринимает ее как «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решения научному сообществу» [27 с. 59]. Тогда в данном исследовании под научной парадигмой будут пониматься основные векторы научных работ, посвященных скифо-сибирскому звериному стилю: теории происхождения, разработки классификационных подходов, выделение региональных маркеров и т.д.
От понятия «научной парадигмы» перейдем к «научной революции», если научная революция — это эпистемологическая смена парадигмы, то получается, что любое значительное изменение в векторе исследования скифо-сибирского звериного стиля, будет восприниматься как «научная революция». При этом интересно, что в отличие от «научной парадигмы» или «нормальной науки», «научная революция» развивается не постепенно, а имеет точку отсчета, которая напрямую связанна с определенным историческим фактом. Если воспринимать «научные революции», как цепь событий ведущих за собой глобальные изменения, то получается, что мы говорим о факторах научного развития. Такие факторы в данном исследовании можно разделить на два вида: внешние и внутренние. Внешние факторы или историко-политические - это глобальные, ненаучные факторы, общее исторические события, которые оказали влияние не только на научную среду, но и проникли во все сферы жизни человека. К таким событиям можно отнести:
1) Октябрьскую революцию 1917 г.;
2) Сталинские репрессии 1920-1930 гг.;
3) Великую Отечественную войну 1941-1945 гг.;
4) Развал советского союза 1991 г.
Второй вид - это научные факты, они оказывают влияние только в рамках одной, или нескольких научных отраслей. Интересно, то что данное научное событие необязательно должно быть связано только с гуманитарными дисциплинами, с историей или археологией в отдельности:
1) археологические открытия;
2) изобретение новых способов анализа памятников;
3) к важным факторам нужно отнести разработку новых методов обработки и изучения материала;
4) завершающим и в хронологическом и в смысловом плане фактором, влияющим на научную среду - это междисциплинарный характер современных исследований.
Также при написании магистерской диссертации, автором были применены такие методы как: биографический, хронологический, сравнительно-типологический, описательный и т.д.
Источники исследовательской работы:
Монографии, статьи, тезисы научных конференций, кандидатские диссертации, докторские диссертации и т.д.
Характеристика степени разработанности темы (историографический обзор)
Тематически, основные направления изучения такого феномена как скифо-сибирский звериный стиль можно разделить на семь видов: региональные исследования; иконографические работы; типологические; естественнонаучные; работы связанные с семантической трактовкой образов зверей; методологические и исследования посвященные генезису скифо-сибирского звериного стиля. Подробно остановимся на каждом из данных направлений:
1) «Изучение феномена скифского и, шире, скифо-сибирского звериного стиля традиционно осуществляется по следующим важнейшим направлениям: комплексное изучение определенных регионов (локальных вариантов), хронологических периодов и художественных школ скифосибирского звериного стиля (в послевоенное время в советской и постсоветский археологии такие исследования, как правило, являются компонентами монографической характеристики конкретных археологических культур, составляющих скифо-сибирский мир). Для восточноевропейского скифского звериного стиля эта тенденция проявляется также в дифференцированном исследовании трех его локальных вариантов - лесостепного (среднеднепровско-среднедонского), степного (северопричерноморского и приазовского) и северокавказского» [20, с. 27].
2) Часть исследований посвящена выделению отдельных сюжетов, мотивов и образов, характеристике художественных приемов используемых в зверином стиле. Иногда основной целью работы может быть выделения специфического (маркерного) элемента в изображении животного, и такой компонент может рассматриваться, как в качестве локального варианта, так и в границах всего скифского мира, со всеми существующими культурными трансформациями.
3) Также в классической археологии часто работы посвящены дифференцированному изучению определенных категорий изделий, оформленных в скифо-сибирском зверином стиле.
4) Важными для понимания изобразительных особенностей скифосибирского звериного стиля являются исследования по технологии изготовления вещей раннего железного века. Многие художественные особенности звериных образов напрямую связаны со свойствами используемого материала, уровнем сложности работы и навыками самого мастера
5) Одними из самых дискуссионных работ по праву можно считать исследования, посвященные семантической реконструкции образов, и сюжетов в зверином стиле. Такие работы предполагают определить место того или иного вида зверя в пантеоне кочевых сообществ раннего железного века. Естественно, что в совокупности с семантической реконструкцией необходимо рассматривать изобразительные приемы, анализировать образ в целом - композиционно. Важно отразить смысл не отдельного компонента, а всего предмета, а также его роль в системе мировоззрения скифского мира.
6 Следующее направление исследований, связано с систематизацией предметов скифо-сибирского звериного стиля. В условиях постоянного появления новых артефактов, ученые создают универсальные подходы, классификации, а также научные концепции для изучения предметов звериного стиля. Данное направление развивается сейчас наиболее активно. Отчасти это можно связать со стремлением современных наук к междисциплинарности, отчасти с тем, что отечественные гуманитарные дисциплины, и сейчас находятся «в плену» советской методологической школы. Однако пересмотр части терминов, необходим как один из важнейших этапов для развития российской археологии в будущем.
7) Последние направление, связано с одной из главных тем среди исследований посвященных, скифскому искусству, а именно с реконструкцией генезиса скифо-сибирского звериного стиля. Эта сложнейшая проблема, решением которой занимались ученые как 100 лет назад, так и сейчас, однако однозначного решения так и не нашлось. Данное направление, прежде всего, занимается разрешением вопросов межкультурных обменов. Поэтому необходимо учитывать ряд специфических особенностей, связанных с образом жизни кочевых племен: социальную мобильность, внутреннее культурное разнообразие, а также высокую степень адаптации к разным природным условиям. Все эти факторы усложняют их этнокультурную идентификацию.
Апробация результатов работы.
Ко времени написания работы уже была произведена апробация результатов исследования. Основные положения магистерской диссертации нашли отражение в 9 научных публикациях, в том числе в рецензируемых журналах и представлены в выступлениях исследователя на Всероссийских и региональных научно-практических конференциях.
Структура работы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На сегодняшний день в изучение скифо-сибирского звериного стиля можно выделить 7 основных направлений.
Одна из самых дискуссионных проблем в скифо-сибирском зверином стиле как 100 лет назад, так и сегодня связана с теорией его происхождения. Однако большинство современных исследователей сходятся во мнении, что именно цетральноазиатская гипотеза является наиболее представительной.
В течение нескольких десятилетий археологами было накоплено огромное количество нового материала (артефактов, выполненных в зверином стиле). Необходимость систематизации предметов привела к пересмотру некоторых методологических установок, в частности иконографического метода и классификационных подходов.
Основываясь на теоретических концепциях интеллектуальной истории и методологии «научные революций» Т. Куна, автором была разработана периодизация отечественной историографии скифосибирского звериного стиля. Она позволяет связать историю развития научной мысли об скифском искусстве как с историческими процессами, происходившими в России в XX и XXI вв., так и научными открытия в археологии и в смежных с ней науках. Такой подход необходим для понимания закономерностей развития современного скифоведения, а также подготовить основу для обсуждения существующих проблематик в будущем.
Стремление современных наук к междисциплинарности открыло новые перспективы, как для археологии, так и для изучения скифосибирского звериного стиля. Использования новых методов для изучения артефактов, таких как металлография, рентгенофлуоресцентный анализ позволяет выявить региональные особенности металла, что в свою очередь помогает выделить основные центры как металлопроизводства, так звериного стиля на территории Евразийский степей.
Автору работы представляется, что на сегодняшний день, помимо необходимости новых методологических разработок нужно провести ряд терминологических изменений. Термины, которые сформировались еще в начале прошлого века - устарели и не отражают современной ситуации изучения звериного стиля. Так название скифо-сибирский звериный стиль заключает в себе как этнологический, так и территориальный смысл, в то время как само по себе явление понимается значительно шире.
Скифо-сибирский звериный стиль полноценно можно считать одним больших стилей, который распространился на всей на территории Евразийский степей в I тыс. до н.э. Интерес к его изучению появившийся еще в XVIII в., связанный с Сибирской коллекцией Петра I не исчерпал себя и на сегодняшний день. Однако, не смотря длинную историю изучения, остается ряд важнейших вопросов, по которым однозначных ответов нет до сих пор. Отчасти сложности в их разрешении можно связать, с тем, что звериный стиль присущ именно кочевым племенам. Некоторая однотипность памятников, отсутствия поселений, в основном это курганные сооружения, которые в большей степени свидетельствует о погребальном обряде, нежели о повседневном быть кочевников, дают нам представления связанные в большей степени со смертью нежели жизнью. Другая сложность - это интерпретация изделий выполненных в скифосибирском зверином стиле, связана с тем, что, как и любые предметы искусства помимо личностного контекста автора, они являются по своей сути отражением мировоззрения эпохи и обладают сложным синкретичным значением. Образ животного - это не просто изображение реального существа - это знак, который заключает в себе религиозномифологические смыслы.
Скифо-сибирский звериный стиль - это не просто художественное направление, которое сформировалось у определенных групп кочевых племен. Это образ эпохи, ее мировоззрение, охватившее всю территорию Евразийских степей в I тыс. до новой эры.



1. Артамонов, М. И. Происхождение скифского искусства [Текст]: статья / М. И. Артамонов // Советская Археология - 1968. - №4. - С.27-45.
2. Артамонов, М.И. Скифо-сибирский звериный стиль (основные этапы и направления) [Текс]: статья / М. И. Артамонов // Материалы и исследования по археологии 177. Проблемы скифской археологии. - Москва: Наука. - 1971 - С. 24-36.
3. Археология [Текст]: учеб. пособие для студентов всех специальностей /А.И. Мартынов; М.: Высш. шк.— 5-е изд.. — 2005. — 447 с.
4. Ашнин, Ф. Д., Алпатов В. М. «Дело славистов». 30-е гг. [Текст]: монография / Ф. Д. Ашнин, В. М. Алпатов. - М.: Наследие, 1994. — 286 с.
5. Богданов, Е. С. Проблема происхождения образа хищника, свернувшегося в кольцо, в «восточной провинции» скифского мира [Текст]: статья / Е. С. Богданов. // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2004 - №4 . - С.50-56.
6. Богданов, Е.С. Образ хищника в пластическом искусстве кочевых народов Центральной Азии [Текст]: монография / Е. С. Богданов. - Новосибирск: ИАЭ СО РАН, 2006. - 240 с.
7. Боровка, Г. И. Распространение древнегреческого сюжета через Скифию и Бактрию в древний Китай [Текст]: статья / Г. И. Боровка. // Донецкий археологический сборник. Донецк. - 1994 - Вып. 5. - С. 47-78.
8. Историография отечественной археологии [Текст]: учеб. пособие для студентов по специальности археология. программа учебного курса / А. В. Выборнов. - Новосибирск, 2013. - 13 с.
9. Генинг, В. Ф. Очерки по истории советской археологии [Текст]: монография / В. Ф. Генинг. - Киев: Наукова думка, 1982. — 230 с.
10. Граков, Б. Н. Скифы. [Текст]: монография / Б. Н. Граков. - М.: Изд- во МГУ, 1971. - 170 с.
11. Граков, Б. Н., Мелюкова, А. И. Об этнических и культурных различиях в степных и лесостепных областях европейской части СССР в скифское время [Текст]: статья / Б. Н. Граков, А. И. Мелюкова // Вопросы скифо-сарматской археологии (по материалам конференции ИИМК АН СССР 1952 г.). М.: Издательство Академии наук СССР. - 1954. - С. 39-93.
12. Грязнов, М. П. Саяно-алтайский олень (этюд на тему скифосибирского звериного стиля) [Текст]: статья /М. П. Грязнов // Проблемы археологии. II. Л. - 1978. - С. 222-232.
13. Грязнов, М. П.. Аржан. Царский курган раннескифского времени. [Текст]: монография / М. П. Грязнов.- Л.: Наука, 1980. - 64 с.
14.Зуев, В. Ю. Изучение жаботинских гравировок и проблема развития звериного стиля в европейской Скифии на рубеже VII-VI вв. до Р. Хр. [Текст]: статья / В. Ю. Зуев // Петербургский археологический вестник. 6. Скифы, сарматы, славяне, Русь. Сбоник археологических статей в честь 56-летия Дмитрия Алексеевича Мачинского. СПб. -
1993. - С. 38-52.
15. Иессен, А. А. Мстислав Владимирович Фармаковский [Текст]: статья / А. А. Иессен // КСИИМК. Вып. XVI. - 1947. - С. 163-167.
..71


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ