РЕФЕРАТ 3
Введение 3
Глава 1 Научный атеизм и религия в СССР 18
1.1 Проблема советского научного атеизма и антирелигиозной
политики в нормативно-правовых документах 18
1.2 Направления политико-массовой работы КПСС в сфере
атеистического воспитания 40
Глава 2 Научно-атеистическая пропаганда в средствах массовой информации 61
2.1 Атеистический дискурс советской периодической печати 61
2.2 Распространение атеистических взглядов средствами радио и
телевидения 82
Заключение 104
Библиографический список 111
Религия представляет собой один из основных социальных институтов, формирующих нормы морали и образцы поведения, которые оказывают влияние на общественные и международные отношения. Она находится в центре внимания, является темой современных общественных дискуссий. Роль религии в современном мире значительно возрастает. Все те ценности, которые трактуются как общечеловеческие, сформировались, как правило, в рамках различных религиозных систем. Религия дает человеку целостную картину мира, в которой заложены морально-ценностные смыслы, а также способствует мировоззренческим поискам. Степень ее влияния на институты власти, общественную жизнь, а также характер межрелигиозного диалога и государственно-конфессионального диалога, прежде всего, обуславливается государственным законодательством о религии, которое регламентирует и определяет отношение государственных и социальных институтов к религии, ее место и функциональную роль в обществе, правовой статус религиозных объединений.
На современном этапе в России процесс реформирования отношений между государством и религиозными объединениями на основе норм демократического, правового государства, признающего и гарантирующего реализацию свободы совести и свободы вероисповедания не завершен. Поиск новой модели взаимоотношений государства и религиозных объединений, осмысление современного состояния государственно-конфессиональных отношений заставило исследователей, а за ними и все общество по-новому взглянуть на эту проблему. В центре внимания исследователей оказываются вопросы, связанные с историческими предпосылками религиозного подъема постсоветского периода, вызывает серьезный интерес феномен устойчивости религиозных традиций, сохранившихся и получивших новое развитие вопреки стремлениям советской власти изолировать религию из всех сфер жизни общества. В настоящее время все более актуальными становятся исторические уроки взаимоотношений советской власти и религиозных объединений, позволяющие учесть ошибки прошлого при осуществлении современной государственно-конфессиональной политики.
Объект исследования - научный атеизм и научно-атеистическая пропаганда в Челябинской области.
Предмет исследования - институционализация научного атеизма, развитие научно-атеистической пропаганды и системы атеистического воспитания.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1954 по 1975 гг. Нижние хронологические рамки обусловлены принятием двух постановлений ЦК КПСС о проблемах и задачах атеистической работы. Оба партийных документа не только признавали рост религиозности населения и давали весьма критичную оценку состояния атеистической работы, но и по существу давали сигнал к развертыванию новой идеологической войны с религией. КПСС провозгласила курс на ускоренное построение коммунизма, в котором такому «пережитку», как религия не было места. Верхние хронологические рамки определяются 1975 годом. Так как этот период завершается решениями XXV съезда КПСС, на котором были определены новые задачи в идеологической работе.
Территориальные рамки исследования ограничены Челябинской областью, которая расположена на Южном Урале. В состав области входит 27 районов, 16 городских округов. В своевременных границах область сформировалась 6 февраля 1943 г. в результате разукрупнения, когда из состава области была выделена Курганская область. Процесс урбанизации, обусловленный развитием промышленности в период 1940 - 1960-х гг. предопределил изменения и в религиозной жизни: с конца 1940-х гг. она главным образом перемещается в города и поселки городского типа.
В историографии проблемы можно выделить два периода: советский и постсоветский. Проблема научного атеизма имеет междисциплинарный характер. В первую очередь, следует выделить общие работы советских философов, занимавшихся теоретической разработкой вопросов религии и атеизма. Среди них можно отметить работы А.В. Белова , А.В. Васильевой , В.И. Гараджи , В.И. Добренькова , М.П. Мчедлова , А.Ф. Окулова , В.Г. Пивоварова , В.Д. Тимофеева , Д.М. Угриновича , И.Н. Яблокова . Основное внимание философов концентрировалось на деятельности «реакционного» сектантства, критики западной религиозной мысли, а также на проблемах атеистического воспитания. Их работы носили преимущественно идеологический, агитационно-массовый характер. Рассчитанные, прежде всего, на идеологических работников - организаторов и непосредственных участников атеистического воспитания населения, они были нацелены на формирование негативного взгляда на религию и церковь.
К следующему блоку литературы относятся публикации советских историков, посвященные истории государственно-церковных отношений. Настаивая на том, что идеология православной церкви, как и религиозных учреждений других исповеданий в СССР, остается антинаучной и глубоко реакционной, в 1950 - 1980-е гг. советские историки начинают все больше обращать внимание на решительную смену политических позиций духовенства, одобрительно подчеркивая лояльное отношение большинства его представителей к советской власти . Ф.А. Лукинский отмечал, что переломным моментом во взаимоотношениях советского государства и Русской православной церкви, стал период Великой Отечественной войны, когда отношения между советским государством и церковью перешли в более нормализованное русло . А.П. Каждан указывал на большую силу христианской религии, опирающуюся на давние традиции, многовековой опыт. Автор настаивал на том, что ее нельзя сокрушить нападками на отдельных представителей духовенства . В конце 1980-х гг. появляется ряд работ, в которых предпринимается попытка пересмотреть прежний подход к рассмотрению государственно-церковных отношений .
Однако в целом на протяжении всего советского историографического периода подавляющее большинство авторов рассматривало религию в качестве реакционной силы, враждебной советскому государству , действия советской власти авторами безоговорочно оправдывались как вынужденные. Красной нитью через практически все публикации проходила мысль о том, что атеистическое мировоззрение граждан есть закономерное явление, проистекающие из советской действительности. В работах освещался массовый отход населения от религии и церкви, вызванный широким распространением материалистического мировоззрения , вопросы атеизма.
Работы советского периода помогают лучше понять идеологические основы советского атеизма, выявить и осмыслить основные «претензии», которые советские атеисты предъявляли к религии.
Второй историографический период ознаменовался «сменой вех» в отношении религии и церкви. Политика гласности и демократизации способствовала появлению в 1990-е гг. большого количества публикаций, посвященных взаимоотношениям государства и религиозных объединений в советский период. Можно отметить значительное число публикаций по вопросам политики советской власти в отношении Русской православной церкви. Различные аспекты государственно-церковных отношений советского государства с привлечением большого количества ранее недоступных исследователям архивных материалов достаточно полно освещены в работах В.А. Алексеева, М.В. Шкаровского, М.И. Одинцова, Т.А. Чумаченко. Авторы объективно, без штампов и эмоций, пытаются разобраться в сложных и запутанных вопросах государственно-церковной жизни, анализируют основные причины жесткого наступления государства на религию. Главной причиной, начавшейся во второй половине 1950-х гг. новой политической войны с религией, В.А. Алексеев считает, прежде всего, «общую глобальную задачу», поставленную руководством партии в повестку дня советского общества начала 1960-х гг., - построение коммунистического общества . Автор отмечает, что религия вновь объявлялась самым вредным пережитком в сознании людей, тон по отношению к ней со стороны партии становился все нетерпимее. М.В. Шкаровский важнейшим побудительным мотивом смены курса государственной церковной политики видит русское религиозное возрождение, которое стало вызывать острую тревогу в высших эшелонах власти . Российский историк М.И. Одинцов определяет 1954 г. как год перемен государственной политики в отношении религии, когда вопросы государственно-церковных отношений постепенно перемещаются в сферу партийной деятельностью и все теснее увязываются с целями и задачами «антирелигиозной работы» . Автор обращает внимание, что в этот период вновь зазвучали знакомые мотивы воинствующего атеизма 1930-х гг. По справедливому замечанию Т.А. Чумаченко, материалы, которые содержали оскорбительные выпады в адрес верующих и духовенства, прочно и надолго вошли в пропагандистский арсенал органов печати .
Особенностью постсоветского историографического периода стало расширение тематики и источниковой базы исследований. В 2000-е гг. появляется широкий ряд публикации, в которых освещаются различные аспекты советской атеистической пропаганды, рассматриваются механизмы и способы реализации антирелигиозных кампаний, детально анализируется место и роль средств массовой информации в пропаганде атеистических взглядов среди населения. Наиболее важными для нашего исследования представляются работы А.Л. Глушаева, А.В. Горбатова, Д.Ю. Макаровой, М.И. Соколовой, В.Л. Соскина, А.И. Чаусова, Э.З. Шакировой. А.Л. Глушаев рассмотрел антирелигиозную кампанию 1954 г. в качестве специфической практики мобилизации населения . А.В. Горбатовым была поднята проблема атеистической пропаганды и СМИ . Научный интерес представляют работы Д.Ю. Макаровой и М.И. Соколовой, в которых на региональном материале детально раскрываются особенности атеистической пропаганды в период Н.С. Хрущева . Эволюцию советской атеистической пропаганды на примере Новгородской области в своем диссертационном исследовании проследил А.И. Чаусов . Специалист в области социальной истории отечественной культуры В.Л. Соскин подчерчивал то, что антирелигиозная пропаганда проводилась не просто для формирования атеистического мировоззрения, но, прежде всего, для укрепления власти . Наиболее важное значение для нашей выпускной квалификационной работы имеет публикация Э.З. Шакировой, посвященная работе партийных организаций с верующими, проживавшими, в том числе и на территории Челябинской области .
...
Официальный политический курс советского государства был направлен на активное вытеснение религии со всех позиций общественной и частной жизни людей. Религия признавалась «реакционной идеологией». Вместе с массовой идеологической работой среди самых широких слоев населения, широкой атеистической пропагандой, в государстве повсеместно осуществлялся процесс неуклонного сокращения количества действующих церквей и молитвенных зданий. При этом нормативно-правовое обоснование получала система тотального контроля над всеми сторонами деятельности религиозных объединений. Неограниченный административный произвол со стороны местных властей в отношении религиозных объединений и верующих лиц создавала практика принятия постановлений под грифом «секретно».
Вместе с тем, в середине 1950 - 1970-х гг. советское руководство в большей степени отказывалось от жестких массовых репрессивных методов борьбы с религией и духовенством. Им на смену пришли различные виды идеологического воздействия на советских граждан, направленные на формирование у них атеистических убеждений. Уже в период, получивший название «хрущевской оттепели», можно рассматривать непосредственно как систему идеологического и агитационного воздействия. Иными словами, основной упор в борьбе с религией был сделан именно на пропаганду, в свою очередь, административное и юридическое давление исполняло роль некого вспомогательного, «запугивающего» средства.
В атеистической кампании середины 1950-х начала 1970-х гг. можно условно выделить несколько этапов, с характерными для каждого этапа особенностями. Первый этап - начало развертывания атеистической работы. Он продлился несколько месяцев, его старт был положен постановлением ЦК КПСС от 7 июля 1954 г. «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения». На этом этапе происходит своего рода «реанимирование» атеистической работы, находящейся в период военного времени в «запущенном состоянии». Многие идеи и формулировки этого постановления перекликались с антирелигиозными материалами 1930-х гг. Вновь атеисты и верующие были разведены по разные стороны советского общества. В этот период происходит оформление основных правил ведения атеистической работы, соблюдавшихся с незначительными изменениями до начала 1970-х гг. В рамках активизации атеистической работы в Челябинской области выяснилось то, что система пропаганды не организована на должном уровне: отсутствие методической базы, непрофессионализм пропагандистов и кадровый голод, формализм. Вместо развертывания кропотливой работы, со стороны атеистов часто допускались грубые выпады в адрес духовенства и верующих. Призывы к усилению атеистической работы «качнули маятник» в сторону воинствующего атеизма.
Уже через несколько месяцев выходит новое постановление ЦК КПСС от 10 ноября 1954 г., призванное устранить перегибы в пропаганде атеизма. Фактически, оно стало началом второго этапа борьбы с религией. Отказавшись от «жесткой линии» в атеистической пропаганде, внимание атеистов главным образом сосредотачивалось на кадровом вопросе. В Челябинской области пополнение лекторских сил шло за счет квалифицированных в научном отношении работников: учителей, врачей, инженеров. Увеличивалось число читаемых лекций, осуществлялось их рецензирование на уровне обкома КПСС, улучшалась работа семинаров, совещаний лекторов-атеистов, велся учет атеистических публикаций в Челябинской печати, выявлялся уровень их качества и соответствие политики партии КПСС в методах атеистической пропаганды.
Секретное постановление от 4 октября 1958 г. «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам "О недостатках научно-атеистической пропаганды"» положило начало третьему этапу атеистической кампании (1958 - 1964 гг.). Он стал ключевым во всей работе атеистической пропаганды середины 1950-х начала 1970-х гг. В этот период в центре внимания функционеров атеистической работы оказывались методические разработки, долгое время признававшиеся «бичом» всей лекционной пропаганды. Разрабатывались основные направления и методика ведения пропаганды, были отрегулированы механизмы систематизации и руководства атеистической работой. В Челябинской области значительно возрастало число читаемых лекций по линии отдела пропаганды и агитации обкома КПСС и по линии Общества по распространению политических и научных знаний. Помимо широко использующейся формы распространения атеистических взглядов - лекции, в практику ведения атеистической работы входили атеистические вечера, конференции, собрания, вечера вопросов на атеистические темы. В 1958 г. в г. Челябинске был открыт городской клуб атеистов, ставший методическим и организационным центром атеистической и естественно-научной пропаганды. Подобного рода клубы открывались и в других городах области.
Появлялось новое направление - безрелигиозные праздники и обряды, целью которого было искоренение в советском обществе любой бытовой и обрядовой религиозности. Официально данное направление закреплялось постановлением Совета РСФСР от 18 февраля 1964 г. «О внедрении в быт советских людей новых гражданских обрядов».
На этом этапе массовая форма атеистической пропаганды сменяется на индивидуальную работу с верующими людьми. Говоря другими словами, обозначается целевая аудитория, лекционная работа становится адресной, строилась с учетом возрастных, национальных особенностей слушателей, а также их образовательного уровня.
В этот период происходит институционализация научного атеизма. В рамках реализации постановления ЦК КПСС «О мероприятиях по усилению атеистического воспитания населения» (от 2 января 1964 г.) возникает Институт научного атеизма. В Челябинской области в целях координации всей атеистической работой и методического обеспечения был создан опорный пункт Института научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС.
Во второй половине 1960-х гг., когда руководство партией возглавил Л.И. Брежнев, идеологическое давление и формирование негативного образа религии в общественном сознании продолжилось с той же силой и тем же размахом. С приходом к власти Л.И. Брежнева начинается четвертый этап атеистической кампании (1964 - 1975 гг.). Происходит дальнейшее дисциплинарное становление научного атеизма. На исторических и философских факультетах университетов, а также исторических и историкофилософских факультетах педагогических высших учебных заведений вводилась специализация части студентов по научному атеизму, создавались кафедры по научному атеизму в университетах и педагогических институтах.
Этот этап характеризуется развитием пропагандистских мер, а также усилением административного давления на рядовых верующих. Положения, предусмотренные указом Президиума Верховного Совета РСФСР «Об административной ответственности за нарушение законодательства о религиозных культах» (от 18 марта 1966 г.) больно ударили по кошельку простых верующих. В ряде городов Челябинской области наблюдались случаи незаконного взимания штрафов с верующих лиц. По стране с новой силой прокатилась волна административного произвола.
Девизом всей атеистической работы в Челябинской области так и оставался: «Главное - кадры атеистов». Увеличивалось, а главное во многом улучшалось качество читаемых лекций. Прежде всего, этому способствовал, начавшийся в середине 1960-х гг. социологический бум. Большое внимание со стороны атеистов начинает уделяться научному анализу степени и причин «живучести» религии среди определенных слоев населения. Одну из важных ролей в процессе совершенствования форм и методов научно-атеистической пропаганды стало играть Всесоюзное общество «Знание».
Постижение коммунистического мировоззрения, становились жизненной необходимостью для каждого советского человека. Успешная реализация программы коммунистического строительства напрямую зависела от повышения уровня сознательности советских граждан, их творческой активности. В связи с этим коммунистическое воспитание все в большей степени становилось основным методом регулирования всех сфер жизни советского общества.
Постепенно в системе атеистического воспитания масс, выработанной партийными структурами Челябинской области, складывались основные элементы: систематическое изучение религиозной обстановки в городах и районах Челябинской области; воспитание квалифицированных пропагандистов научного атеизма; создание общественного мнения, непримиримого к религии; создание системы атеистических мероприятий, рассчитанных на разные слои населения, на исключение и пополнение количества верующих.
Под началом партийных органов Челябинской области обозначались основные формы атеистического воспитания населения: индивидуальные и групповые беседы циклы лекций; тематические вечера; вечера вопросов и ответов; читательские конференции; устные журналы; собеседования за круглым столом; лектории и кинолектории. Особое внимание уделялось работе среди молодежи, в первую очередь, с той частью, которая находилась под влиянием религии. Остро встал вопрос дифференцированного подхода в атеистическом воспитании.
Можно выделить несколько основных направлений политико-массовой работы КПСС в сфере атеистического воспитания: индивидуальная работа с верующими; атеистическая работа среди граждан пенсионного возраста; работа среди молодежи и женщин; профилактическая деятельность и воспитание конкретных лиц, уже подвергшихся религиозному влиянию; работа в образовательной сфере (школы, ссузы и вузы); внедрение новых гражданских обрядов (День паспорта, проводы в армию, комсомольские свадьбы, соревнование жильцов за право присвоения их дому звания «Дом коммунистического быта и т.д.).
Несмотря на усилие партийных организаций, анализ религиозной ситуации в области показывал, что уровень религиозности населения не снижается. Пропаганда атеизма не давала должных результатов. Возник феномен «обрядового синтеза» - совмещение церковных треб и светских обрядов. Партийное руководство на протяжении всего исследуемого периода продолжала считать главной причиной высокой религиозности населения именно слабость атеистической работы, формализм и казенное отношение со стороны отдельных партийных организаций к этому участку идеологической работы.
Во второй части работы проведено исследовании атеистической пропаганды в средствах массовой информации. Материалы, изучаемых нами газет представляли собой источник по критике, а порой, и высмеиванию религии. В советской периодической печати преобладал утрированный подход к этому феномену. В рамках атеистического дискурса религия рассматривалась как реакционное явление, ориентированное на антигуманистические ценности. Дискурс атеизма представлен материалами по теории научного атеизма и критики религии, проблемам атеистической пропаганды и атеистического воспитания. Он обладает всеми характеристиками, присущими дискурсу: наличием коммуникативной цели, концентрацией вокруг опорного концепта, созданием общего контекста и его динамикой. Дискурс атеистов был призван внушать адресатам (читательской аудитории) необходимость «правильного» понимания и «правильной» оценки позиции адресанта. Был направлен на конструирование образа внутреннего врага и необходимость борьбы с ним. Доминантой дискурса атеизма, рассматриваемого в советской периодической печати, выступала его деструктивная интенция, реализующаяся посредством негативной презентации мировоззренческого противника - религии.
Радио и телевидение, несмотря на узость освещаемых тем, посвященных религии и атеистической пропаганде продолжали оставаться важнейшим средством идеологического воздействия на населения. Средства радио и телевидения ставали чутким показателем своего времени. Тематика и направленность радио- и телепередач на протяжении 1954 - 1975 гг. практически не менялась. Очевидно, это было характерно и для других регионов, так как монополия коммунистической идеологии на все средства массовой информации самым непосредственным образом складывалась на облике радио- и телепрограмм, их однообразности и однотипности.
Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ)
1. Ф. Р-6991. - Совет по делам религий при Совете Министров СССР
Оп. 4. - Д. 119, 120, 121, 122, 123, 124
Оп. 6. - Д. 9, 12, 81, 94, 468, 714, 807
Объединенный государственный архив Челябинской области (ОГАЧО)
2. Ф. П-92. - Челябинский городской комитет КПСС
Оп. 6. - Д. 545, 553.
Оп. 13. - Д. 48.
Оп. 15. - Д. 170, 171.
Оп. 27. - Д. 32, 39.
3. Ф. П-186. - Нязепетровский районный комитет КПСС
Оп.19. - Д. 32.
Ф. П-288. - Челябинский областной комитет КПСС
Оп. 18. - Д. 123, 190, 191, 192, 194, 195.
Оп. 19. - Д. 199.
Оп. 20. - Д. 121, 122, 123.
Оп. 21. - Д. 89.
Оп. 22. - Д. 152, 158
Оп. 23. - Д. 97, 98, 99.
Оп. 167. - Д. 150.
Оп. 179. - Д. 205.
4. Ф. П.-421. - Челябинская областная организация общество «Знание»
Оп. 2. - Д. 196, 208, 209, 210.
5. Ф. П-602 - Партийный комитет Челябинского металлургического завода
Оп. 1. - Д. 148, 149,151.
6. Ф. П-779. - Партийный комитет Магнитогорского металлургического комбината
Оп. 1. - Д. 1280, 1308, 1323.
7. Ф. Р-1282. - Федеральное государственное унитарное предприятие «Челябинская государственная телевизионная и радиовещательная компания»
Оп. 2. - Д. 3, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 263, 294, 309, 312, 316, 350, 365.
Оп. 3. - Д. 13, 14, 15, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 266, 265, 267, 268, 270, 530, 531.
Муниципальное бюджетное учреждение «Архив Златоустовского городского округа» (архив ЗГО)
8. Ф. Р-35 - Исполнительный комитет Златоустовского городского Совета депутатов трудящихся
Оп. 11. - Д. 426, 583, 584, 585.
Муниципальное казенное учреждение «Городской архив» г. Магнитогорска
9. Ф. Р-321 - Исполнительный комитет Левобережного районного Совета депутатов трудящихся
Оп. 1. - Д. 459, 497, 253а.
10. Ф. Р-459. - Исполнительный комитет Ленинского районного Совета депутатов трудящихся
Оп. 1. - Д. 76, 77, 78, 138.
Муниципальное бюджетное учреждение «Городской архив» г. Миасса
11. Ф. Р-29 - Сыростанский сельский Совет депутатов трудящихся
Оп. 1. - Д. 476, 477, 478, 479.
Муниципальное бюджетное учреждение «Архив города Троицка»
12. Ф. Р-20 - Исполнительный комитет Троицкого городского Совета депутатов трудящихся
Оп. 2. - Д. 211, 212, 213, 214, 215.
Законодательные и нормативно-правовые документы
13. Декрет Совета Народных комиссаров от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви [Текст] // Атеистические чтения. - 1986. - № 16. - С. 4.
14. Конституция (Основной Закон) СССР. Утверждена 5 декабря 1936 г. Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза СССР [Текст] // Сборников законов СССР и Указов Президиума верховного Совета СССР: 1938 - 1961 / Отв. ред. Ф.И. Калинычев; сост. Л.И.
Мандельштам, М.И. Юмашев и др. - М.: Известия Советов депутатов трудящихся СССР, 1961. - С. 2 - 25.
15. Конституция (Основной Закон) РСФСР. Утверждена 21 января 1937 г. постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов (в ред. 11.12.1975). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.garant.ru/185481/ - (дата обращения 12.06.17).
...100