Психометрические исследования в зарубежной детской нейропсихологии
|
АННОТАЦИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 8
1 ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ПОДХОДЫ К ДЕТСКОЙ
НЕЙРОПСИХОЛОГИИ 12
1.1 Понятие, задачи, принципы детской нейропсихологии 12
1.2 Актуальные методологические проблемы детской нейропсихологии.... 17
1.3 Понятие возрастной нормы 20
1.4 Особенности исследования нарушений психических функций в
детском возрасте 25
1.4.1 Особенности исследования речевых функций 26
1.4.2 Особенности исследования перцептивных процессов 28
1.5 Отечественный и зарубежный подходы к диагностике в детской
нейропсихологии 29
1.6 Психометрика и психометрические исследования 33
Выводы по разделу 42
2 ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ 43
2.1 Цели, задачи, предмет и объект исследования 43
2.2 Дизайн исследования 43
3 ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ ДЕТСКОЙ
НЕЙРОПСИХОЛОГИИ 45
3.1 Зарубежные психометрические исследования 45
3.1.1 Кривая нормального распределения 46
3.1.2 Не-нормальное распределение 52
3.1.3 Приведение тестовых балов к нормальному значению
(«нормализация») 55
3.1.4 Точность измерения: надежность и стандартная погрешность 57
3.1.5 Погрешности измерения 67
3.1.6 Валидность 71
3.1.7 Нормальное отклонение 73
3.1.8 Шкалы в зарубежных психометрических исследованиях 74
3.2 Критерии для квалификации зарубежных нейропсихологических
методик 74
3.3 Психометрические методики в зарубежной детской нейропсихологии... 75
3.3.1 Классификация методик в зарубежной нейропсихологии по
области применения 76
3.3.2 Классификация зарубежных нейропсихологических методик с
включением показателя возраста испытуемого 78
3.3.3 Классификация методик в зарубежной детской нейропсихологии
по популярности применения 79
3.3.4 Классификация зарубежных нейропсихологических методик по
применению в отечественной практике 81
3.4 Средства обработки статистических данных, используемые в
зарубежной психодиагностике 81
Выводы по разделу 82
ВЫВОДЫ 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 89
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А 98
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 99
ПРИЛОЖЕНИЕ В 100
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 103
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 104
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 106
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 107
ПРИЛОЖЕНИЕ З 108
ПРИЛОЖЕНИЕ И 110
ВВЕДЕНИЕ 8
1 ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ПОДХОДЫ К ДЕТСКОЙ
НЕЙРОПСИХОЛОГИИ 12
1.1 Понятие, задачи, принципы детской нейропсихологии 12
1.2 Актуальные методологические проблемы детской нейропсихологии.... 17
1.3 Понятие возрастной нормы 20
1.4 Особенности исследования нарушений психических функций в
детском возрасте 25
1.4.1 Особенности исследования речевых функций 26
1.4.2 Особенности исследования перцептивных процессов 28
1.5 Отечественный и зарубежный подходы к диагностике в детской
нейропсихологии 29
1.6 Психометрика и психометрические исследования 33
Выводы по разделу 42
2 ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ 43
2.1 Цели, задачи, предмет и объект исследования 43
2.2 Дизайн исследования 43
3 ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ ДЕТСКОЙ
НЕЙРОПСИХОЛОГИИ 45
3.1 Зарубежные психометрические исследования 45
3.1.1 Кривая нормального распределения 46
3.1.2 Не-нормальное распределение 52
3.1.3 Приведение тестовых балов к нормальному значению
(«нормализация») 55
3.1.4 Точность измерения: надежность и стандартная погрешность 57
3.1.5 Погрешности измерения 67
3.1.6 Валидность 71
3.1.7 Нормальное отклонение 73
3.1.8 Шкалы в зарубежных психометрических исследованиях 74
3.2 Критерии для квалификации зарубежных нейропсихологических
методик 74
3.3 Психометрические методики в зарубежной детской нейропсихологии... 75
3.3.1 Классификация методик в зарубежной нейропсихологии по
области применения 76
3.3.2 Классификация зарубежных нейропсихологических методик с
включением показателя возраста испытуемого 78
3.3.3 Классификация методик в зарубежной детской нейропсихологии
по популярности применения 79
3.3.4 Классификация зарубежных нейропсихологических методик по
применению в отечественной практике 81
3.4 Средства обработки статистических данных, используемые в
зарубежной психодиагностике 81
Выводы по разделу 82
ВЫВОДЫ 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 89
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А 98
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 99
ПРИЛОЖЕНИЕ В 100
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 103
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 104
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 106
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 107
ПРИЛОЖЕНИЕ З 108
ПРИЛОЖЕНИЕ И 110
Актуальность исследования. Нейропсихология сформировалась в самостоятельную научную дисциплину с 40-х годов прошлого столетия, долгое время оставаясь прикладной психологической дисциплиной для неврологии, психиатрии и медико-педагогических отраслей.
Связь нейропсихологии с такими практически ориентированными сферами знаний, как неврология, логопедия, специальная психология и др., помимо общетеоретического вклада в развитие науки о человеке в целом, в своей прикладной части способствует решению насущных проблем во многих областях - начиная от клинической медицины с ее дифференциально-диагностическими и реабилитационно-компенсаторными задачами и заканчивая вкладом в методические приемы коррекционного обучения в системах
общеобразовательных и спецшкол» [14].
Особое место в нейропсихологической диагностике уделено обеспечению и проведению исследований в детском возрасте.
В этой области особо актуальны вопросы определения возрастных норм развития с учетом общих закономерностей психического развития и понятия нейропсихологического синдрома, который отличается от такового у взрослых.
Разработка возрастных нормативов требует сочетания трех методов исследования: лонгитюдных, «поперечных возрастных срезов и индивидуально - типологических» [19].
Развитие нейропсихологической диагностики в целом, и детской, в частности, имеет два основных направления: клиническая (традиционная, качественная) и психометрическая диагностика. Исторически два этих направления оказались взаимопроникающими и взаимодополняющими. Их совместное использование интегрировано позволяет выйти на новый уровень нейропсихологической диагностики.
В то же время существуют как положительные, так и отрицательные стороны психометрического подхода в детской нейропсихологической диагностике.
Психометрический подход позволяет увеличить широту исследования, обеспечить «воспроизводимость» данных, высокую эффективность и надежность дифференцирования здоровых детей и детей с нарушениями развития, ускорить процедуру исследования, выявить показатели нормы по выборке.
С другой стороны, результаты психометрического подхода характеризуются недостаточной глубиной анализа, регидностью воспроизведения, слабыми возможностями оценки некоторых базовых функций и т.п. в отличие от традиционного нейропсихологического исследования, которое позволяет провести более глубокое качественное обследование и описание нарушений и дефектов.
В настоящее время существует некоторая неопределенность с терминами и методиками проведения психометрических нейропсихологических исследований, в том числе при соотнесении с международным опытом.
В наиболее обобщенном виде следует считать, что целью нейропсихологического исследования в зарубежной нейропсихологии является описание симптомокомплекса в терминах количественных данных. Все нейропсихологические методы составлены с учетом психометрического подхода (стандартизованные процедуры обследования и обработки получаемых данных, наличие возрастных и социально-культурных нормативов), позволяющие получить данные об испытуемом со среднестатистической нормой соответствующей выборки.
Главным методологическим подходом к изучению больных с локальными поражениями мозга является применение стандартизированных количественных методов оценки отдельных функций (Батарея нейропсихологических тестов Halstead-Reitan, Luria-Nebraska и т.д.) [12].
Особенности применяемых в зарубежной нейропсихологии методов и методик позволяют охарактеризовать их как преимущественно номотетичные, стандартизованные, тестовые, т.е. обладающие как минимум одной общей характеристикой - «измерительность». В свою очередь, классические отечественные нейропсихологические методы и методики - преимущественно идеографические, нестандартизованные, нетестовые, т.е. обладающие как минимум одной общей характеристикой - «качественность».
В наиболее обобщенном виде следует считать, что нейропсихологическое исследование, выполненное по канонам отечественной нейропсихологии, позволяет получить качественные характеристики сохранных и нарушенных психических функций. Методологической основой такого направления нейропсихологической диагностики является клинический (экспертный) метод, обладающий большей эффективностью по отношению к плохо поддающимся объективизации и осмыслению феноменам, а также при исследовании чрезвычайно изменчивых явлений. При этом такого рода психодиагностическое исследование является надежным средством индивидуальной диагностики, отражающим индивидуально-психологические особенности испытуемых, а не их соотнесенность с какими-либо статистическими показателями. Вследствие этого такой подход не опирается на психометрические основы психодиагностики в их буквальном понимании (например, в отношении математико-статистического обоснования надежности, валидности методик и, тем более, в отношении z- преобразованных распределений полученных результатов). Такие методики позволяют выявить структуру и механизмы нарушений, но не обеспечивают статистически обоснованное доказательство индивидуально-психологического отличия обследованных лиц от других людей, и, тем более, от испытуемых «нормативной группы». Решение последней задачи является одной из краеугольных проблем медицинской психодиагностики [15].
Объект исследования: психометрический подход в нейропсихологии детского возраста.
Предмет исследования: психометрические особенности использования методик в зарубежной детской нейропсихологии.
Цель исследования: рассмотрение особенностей психометрических исследований и психометрических методик в зарубежной детской нейропсихологии.
Гипотеза исследования: внедрение психометрического подхода в
нейропсихологическую диагностику имеет ряд ограничений, связанных в большей степени с методологическими проблемами детской нейропсихологии.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные термины, понятия в области зарубежной детской нейропсихологии
2. Выделить актуальные методологические проблемы в детской нейропсихологии.
3. Описать различия между отечественным и зарубежным подходами к детской нейропсихологии
4. Изучить особенности психометрического подхода к детской нейропсихологии с выделением критериев для квалификационной оценки методик.
5. Провести классификацию нейропсихологических методик в зарубежной детской нейропсихологии.
Методы и методики, использованные в исследовании: Анализ литературы по рассматриваемой теме.
Материалом для исследования послужили отечественные и зарубежные современные публикации в области детской нейропсихологии, в частности, «Компендиум нейропсихологических тестов: применение, нормы и комментарии» (А Compendium of neuropsychological tests: Administration, norms, and commentary) [67].
Научная новизна исследования представлена в систематизации современных методов и методик, используемых в зарубежной нейропсихологии. А также проведен анализ использования психометрического подхода в нейропсихологической диагностике зарубежных
Связь нейропсихологии с такими практически ориентированными сферами знаний, как неврология, логопедия, специальная психология и др., помимо общетеоретического вклада в развитие науки о человеке в целом, в своей прикладной части способствует решению насущных проблем во многих областях - начиная от клинической медицины с ее дифференциально-диагностическими и реабилитационно-компенсаторными задачами и заканчивая вкладом в методические приемы коррекционного обучения в системах
общеобразовательных и спецшкол» [14].
Особое место в нейропсихологической диагностике уделено обеспечению и проведению исследований в детском возрасте.
В этой области особо актуальны вопросы определения возрастных норм развития с учетом общих закономерностей психического развития и понятия нейропсихологического синдрома, который отличается от такового у взрослых.
Разработка возрастных нормативов требует сочетания трех методов исследования: лонгитюдных, «поперечных возрастных срезов и индивидуально - типологических» [19].
Развитие нейропсихологической диагностики в целом, и детской, в частности, имеет два основных направления: клиническая (традиционная, качественная) и психометрическая диагностика. Исторически два этих направления оказались взаимопроникающими и взаимодополняющими. Их совместное использование интегрировано позволяет выйти на новый уровень нейропсихологической диагностики.
В то же время существуют как положительные, так и отрицательные стороны психометрического подхода в детской нейропсихологической диагностике.
Психометрический подход позволяет увеличить широту исследования, обеспечить «воспроизводимость» данных, высокую эффективность и надежность дифференцирования здоровых детей и детей с нарушениями развития, ускорить процедуру исследования, выявить показатели нормы по выборке.
С другой стороны, результаты психометрического подхода характеризуются недостаточной глубиной анализа, регидностью воспроизведения, слабыми возможностями оценки некоторых базовых функций и т.п. в отличие от традиционного нейропсихологического исследования, которое позволяет провести более глубокое качественное обследование и описание нарушений и дефектов.
В настоящее время существует некоторая неопределенность с терминами и методиками проведения психометрических нейропсихологических исследований, в том числе при соотнесении с международным опытом.
В наиболее обобщенном виде следует считать, что целью нейропсихологического исследования в зарубежной нейропсихологии является описание симптомокомплекса в терминах количественных данных. Все нейропсихологические методы составлены с учетом психометрического подхода (стандартизованные процедуры обследования и обработки получаемых данных, наличие возрастных и социально-культурных нормативов), позволяющие получить данные об испытуемом со среднестатистической нормой соответствующей выборки.
Главным методологическим подходом к изучению больных с локальными поражениями мозга является применение стандартизированных количественных методов оценки отдельных функций (Батарея нейропсихологических тестов Halstead-Reitan, Luria-Nebraska и т.д.) [12].
Особенности применяемых в зарубежной нейропсихологии методов и методик позволяют охарактеризовать их как преимущественно номотетичные, стандартизованные, тестовые, т.е. обладающие как минимум одной общей характеристикой - «измерительность». В свою очередь, классические отечественные нейропсихологические методы и методики - преимущественно идеографические, нестандартизованные, нетестовые, т.е. обладающие как минимум одной общей характеристикой - «качественность».
В наиболее обобщенном виде следует считать, что нейропсихологическое исследование, выполненное по канонам отечественной нейропсихологии, позволяет получить качественные характеристики сохранных и нарушенных психических функций. Методологической основой такого направления нейропсихологической диагностики является клинический (экспертный) метод, обладающий большей эффективностью по отношению к плохо поддающимся объективизации и осмыслению феноменам, а также при исследовании чрезвычайно изменчивых явлений. При этом такого рода психодиагностическое исследование является надежным средством индивидуальной диагностики, отражающим индивидуально-психологические особенности испытуемых, а не их соотнесенность с какими-либо статистическими показателями. Вследствие этого такой подход не опирается на психометрические основы психодиагностики в их буквальном понимании (например, в отношении математико-статистического обоснования надежности, валидности методик и, тем более, в отношении z- преобразованных распределений полученных результатов). Такие методики позволяют выявить структуру и механизмы нарушений, но не обеспечивают статистически обоснованное доказательство индивидуально-психологического отличия обследованных лиц от других людей, и, тем более, от испытуемых «нормативной группы». Решение последней задачи является одной из краеугольных проблем медицинской психодиагностики [15].
Объект исследования: психометрический подход в нейропсихологии детского возраста.
Предмет исследования: психометрические особенности использования методик в зарубежной детской нейропсихологии.
Цель исследования: рассмотрение особенностей психометрических исследований и психометрических методик в зарубежной детской нейропсихологии.
Гипотеза исследования: внедрение психометрического подхода в
нейропсихологическую диагностику имеет ряд ограничений, связанных в большей степени с методологическими проблемами детской нейропсихологии.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные термины, понятия в области зарубежной детской нейропсихологии
2. Выделить актуальные методологические проблемы в детской нейропсихологии.
3. Описать различия между отечественным и зарубежным подходами к детской нейропсихологии
4. Изучить особенности психометрического подхода к детской нейропсихологии с выделением критериев для квалификационной оценки методик.
5. Провести классификацию нейропсихологических методик в зарубежной детской нейропсихологии.
Методы и методики, использованные в исследовании: Анализ литературы по рассматриваемой теме.
Материалом для исследования послужили отечественные и зарубежные современные публикации в области детской нейропсихологии, в частности, «Компендиум нейропсихологических тестов: применение, нормы и комментарии» (А Compendium of neuropsychological tests: Administration, norms, and commentary) [67].
Научная новизна исследования представлена в систематизации современных методов и методик, используемых в зарубежной нейропсихологии. А также проведен анализ использования психометрического подхода в нейропсихологической диагностике зарубежных
В результате проведенной работы определены основные понятия в рамках детской нейропсихологии, в том числе определены и разграничены термины в рамках психометрического подхода. Рассмотрены методические проблемы в рамках детской нейропсихологии, а именно соотношение возрастных особенностей развития психических функций в детском возрасте и оснований для диагностики с точки зрения нейропсихологии, в том числе с применением психометрического подхода.
Выявлены основные особенности зарубежных психометрических исследований в нейропсихологии. Определено понимание нейропсихологических тестов (понятие кривой нормального распределения, процедуры стандартизации тестовых баллов, виды не-нормального распределение). Описаны стандартные психометрические (надежность и валидность, погрешности измерения, интервальная шкала, нормальное отклонение, нормы) и конкретные, применительно к детской нейропсихологии, условия использования тестов.
В детской нейропсихологии англоязычных стран в настоящее время применяется множество диагностических батарей и тестов. Существуют единые батареи, сочетающие ряд тестов одного коллектива авторов, и стандартизованные на одной выборке, есть «эклектические», сочетающие ряд методик различных авторов, некоторые из которых стандартизованы на нормативной выборке, некоторые - только на клинической, а ряд других имеет лишь качественную оценку результатов эксперимента.
В отечественной практике нейропсихологической диагностики исследуются все те же психические функции, что и в зарубежной нейропсихологии за исключением таких функций, как «школьная успеваемость», «научение».
В рамках раздела проведена многомерная классификация методик в зарубежной нейропсихологии.
Рассмотрены зарубежные нейропсихологические детские методики, применяемые в отечественной практике. Следует заметить, что не все данные методики соответствуют критериям квалификации методик как соответствующие всем психометрическим критериям.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи - решены.
Результаты работы рекомендуется использовать в дальнейшем для:
1) разработки критериев для адаптации зарубежных нейропсихологических методик;
2) адаптации зарубежных психометрических методик в отечественной нейропсихологии;
3) разработки норм и нормативов для нейропсихологических методик, применяемых в детском возрасте;
4) разработки отечественной интегрированной методики для
нейропсихологической диагностики в детском возрасте с учетом качественных и количественных признаков.
Выявлены основные особенности зарубежных психометрических исследований в нейропсихологии. Определено понимание нейропсихологических тестов (понятие кривой нормального распределения, процедуры стандартизации тестовых баллов, виды не-нормального распределение). Описаны стандартные психометрические (надежность и валидность, погрешности измерения, интервальная шкала, нормальное отклонение, нормы) и конкретные, применительно к детской нейропсихологии, условия использования тестов.
В детской нейропсихологии англоязычных стран в настоящее время применяется множество диагностических батарей и тестов. Существуют единые батареи, сочетающие ряд тестов одного коллектива авторов, и стандартизованные на одной выборке, есть «эклектические», сочетающие ряд методик различных авторов, некоторые из которых стандартизованы на нормативной выборке, некоторые - только на клинической, а ряд других имеет лишь качественную оценку результатов эксперимента.
В отечественной практике нейропсихологической диагностики исследуются все те же психические функции, что и в зарубежной нейропсихологии за исключением таких функций, как «школьная успеваемость», «научение».
В рамках раздела проведена многомерная классификация методик в зарубежной нейропсихологии.
Рассмотрены зарубежные нейропсихологические детские методики, применяемые в отечественной практике. Следует заметить, что не все данные методики соответствуют критериям квалификации методик как соответствующие всем психометрическим критериям.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи - решены.
Результаты работы рекомендуется использовать в дальнейшем для:
1) разработки критериев для адаптации зарубежных нейропсихологических методик;
2) адаптации зарубежных психометрических методик в отечественной нейропсихологии;
3) разработки норм и нормативов для нейропсихологических методик, применяемых в детском возрасте;
4) разработки отечественной интегрированной методики для
нейропсихологической диагностики в детском возрасте с учетом качественных и количественных признаков.
Подобные работы
- ВОЗМОЖНОСТИ УЛУЧШЕНИЯ ПРОЦЕССА ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2022 - Арт-терапевтический тренинг как условие формирования коммуникативного понимания в партнёрском общении
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - Акцентуаций характера подростков с отклоняющимся поведением (Социально-психологическая коррекция)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2024





