🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Психометрические исследования в зарубежной детской нейропсихологии

Работа №196560

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы110
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 8
1 ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ПОДХОДЫ К ДЕТСКОЙ
НЕЙРОПСИХОЛОГИИ 12
1.1 Понятие, задачи, принципы детской нейропсихологии 12
1.2 Актуальные методологические проблемы детской нейропсихологии.... 17
1.3 Понятие возрастной нормы 20
1.4 Особенности исследования нарушений психических функций в
детском возрасте 25
1.4.1 Особенности исследования речевых функций 26
1.4.2 Особенности исследования перцептивных процессов 28
1.5 Отечественный и зарубежный подходы к диагностике в детской
нейропсихологии 29
1.6 Психометрика и психометрические исследования 33
Выводы по разделу 42
2 ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ 43
2.1 Цели, задачи, предмет и объект исследования 43
2.2 Дизайн исследования 43
3 ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ ДЕТСКОЙ
НЕЙРОПСИХОЛОГИИ 45
3.1 Зарубежные психометрические исследования 45
3.1.1 Кривая нормального распределения 46
3.1.2 Не-нормальное распределение 52
3.1.3 Приведение тестовых балов к нормальному значению
(«нормализация») 55
3.1.4 Точность измерения: надежность и стандартная погрешность 57
3.1.5 Погрешности измерения 67
3.1.6 Валидность 71
3.1.7 Нормальное отклонение 73
3.1.8 Шкалы в зарубежных психометрических исследованиях 74
3.2 Критерии для квалификации зарубежных нейропсихологических
методик 74
3.3 Психометрические методики в зарубежной детской нейропсихологии... 75
3.3.1 Классификация методик в зарубежной нейропсихологии по
области применения 76
3.3.2 Классификация зарубежных нейропсихологических методик с
включением показателя возраста испытуемого 78
3.3.3 Классификация методик в зарубежной детской нейропсихологии
по популярности применения 79
3.3.4 Классификация зарубежных нейропсихологических методик по
применению в отечественной практике 81
3.4 Средства обработки статистических данных, используемые в
зарубежной психодиагностике 81
Выводы по разделу 82
ВЫВОДЫ 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 89
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А 98
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 99
ПРИЛОЖЕНИЕ В 100
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 103
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 104
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 106
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 107
ПРИЛОЖЕНИЕ З 108
ПРИЛОЖЕНИЕ И 110


Актуальность исследования. Нейропсихология сформировалась в самостоятельную научную дисциплину с 40-х годов прошлого столетия, долгое время оставаясь прикладной психологической дисциплиной для неврологии, психиатрии и медико-педагогических отраслей.
Связь нейропсихологии с такими практически ориентированными сферами знаний, как неврология, логопедия, специальная психология и др., помимо общетеоретического вклада в развитие науки о человеке в целом, в своей прикладной части способствует решению насущных проблем во многих областях - начиная от клинической медицины с ее дифференциально-диагностическими и реабилитационно-компенсаторными задачами и заканчивая вкладом в методические приемы коррекционного обучения в системах
общеобразовательных и спецшкол» [14].
Особое место в нейропсихологической диагностике уделено обеспечению и проведению исследований в детском возрасте.
В этой области особо актуальны вопросы определения возрастных норм развития с учетом общих закономерностей психического развития и понятия нейропсихологического синдрома, который отличается от такового у взрослых.
Разработка возрастных нормативов требует сочетания трех методов исследования: лонгитюдных, «поперечных возрастных срезов и индивидуально - типологических» [19].
Развитие нейропсихологической диагностики в целом, и детской, в частности, имеет два основных направления: клиническая (традиционная, качественная) и психометрическая диагностика. Исторически два этих направления оказались взаимопроникающими и взаимодополняющими. Их совместное использование интегрировано позволяет выйти на новый уровень нейропсихологической диагностики.
В то же время существуют как положительные, так и отрицательные стороны психометрического подхода в детской нейропсихологической диагностике.
Психометрический подход позволяет увеличить широту исследования, обеспечить «воспроизводимость» данных, высокую эффективность и надежность дифференцирования здоровых детей и детей с нарушениями развития, ускорить процедуру исследования, выявить показатели нормы по выборке.
С другой стороны, результаты психометрического подхода характеризуются недостаточной глубиной анализа, регидностью воспроизведения, слабыми возможностями оценки некоторых базовых функций и т.п. в отличие от традиционного нейропсихологического исследования, которое позволяет провести более глубокое качественное обследование и описание нарушений и дефектов.
В настоящее время существует некоторая неопределенность с терминами и методиками проведения психометрических нейропсихологических исследований, в том числе при соотнесении с международным опытом.
В наиболее обобщенном виде следует считать, что целью нейропсихологического исследования в зарубежной нейропсихологии является описание симптомокомплекса в терминах количественных данных. Все нейропсихологические методы составлены с учетом психометрического подхода (стандартизованные процедуры обследования и обработки получаемых данных, наличие возрастных и социально-культурных нормативов), позволяющие получить данные об испытуемом со среднестатистической нормой соответствующей выборки.
Главным методологическим подходом к изучению больных с локальными поражениями мозга является применение стандартизированных количественных методов оценки отдельных функций (Батарея нейропсихологических тестов Halstead-Reitan, Luria-Nebraska и т.д.) [12].
Особенности применяемых в зарубежной нейропсихологии методов и методик позволяют охарактеризовать их как преимущественно номотетичные, стандартизованные, тестовые, т.е. обладающие как минимум одной общей характеристикой - «измерительность». В свою очередь, классические отечественные нейропсихологические методы и методики - преимущественно идеографические, нестандартизованные, нетестовые, т.е. обладающие как минимум одной общей характеристикой - «качественность».
В наиболее обобщенном виде следует считать, что нейропсихологическое исследование, выполненное по канонам отечественной нейропсихологии, позволяет получить качественные характеристики сохранных и нарушенных психических функций. Методологической основой такого направления нейропсихологической диагностики является клинический (экспертный) метод, обладающий большей эффективностью по отношению к плохо поддающимся объективизации и осмыслению феноменам, а также при исследовании чрезвычайно изменчивых явлений. При этом такого рода психодиагностическое исследование является надежным средством индивидуальной диагностики, отражающим индивидуально-психологические особенности испытуемых, а не их соотнесенность с какими-либо статистическими показателями. Вследствие этого такой подход не опирается на психометрические основы психодиагностики в их буквальном понимании (например, в отношении математико-статистического обоснования надежности, валидности методик и, тем более, в отношении z- преобразованных распределений полученных результатов). Такие методики позволяют выявить структуру и механизмы нарушений, но не обеспечивают статистически обоснованное доказательство индивидуально-психологического отличия обследованных лиц от других людей, и, тем более, от испытуемых «нормативной группы». Решение последней задачи является одной из краеугольных проблем медицинской психодиагностики [15].
Объект исследования: психометрический подход в нейропсихологии детского возраста.
Предмет исследования: психометрические особенности использования методик в зарубежной детской нейропсихологии.
Цель исследования: рассмотрение особенностей психометрических исследований и психометрических методик в зарубежной детской нейропсихологии.
Гипотеза исследования: внедрение психометрического подхода в
нейропсихологическую диагностику имеет ряд ограничений, связанных в большей степени с методологическими проблемами детской нейропсихологии.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные термины, понятия в области зарубежной детской нейропсихологии
2. Выделить актуальные методологические проблемы в детской нейропсихологии.
3. Описать различия между отечественным и зарубежным подходами к детской нейропсихологии
4. Изучить особенности психометрического подхода к детской нейропсихологии с выделением критериев для квалификационной оценки методик.
5. Провести классификацию нейропсихологических методик в зарубежной детской нейропсихологии.
Методы и методики, использованные в исследовании: Анализ литературы по рассматриваемой теме.
Материалом для исследования послужили отечественные и зарубежные современные публикации в области детской нейропсихологии, в частности, «Компендиум нейропсихологических тестов: применение, нормы и комментарии» (А Compendium of neuropsychological tests: Administration, norms, and commentary) [67].
Научная новизна исследования представлена в систематизации современных методов и методик, используемых в зарубежной нейропсихологии. А также проведен анализ использования психометрического подхода в нейропсихологической диагностике зарубежных


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенной работы определены основные понятия в рамках детской нейропсихологии, в том числе определены и разграничены термины в рамках психометрического подхода. Рассмотрены методические проблемы в рамках детской нейропсихологии, а именно соотношение возрастных особенностей развития психических функций в детском возрасте и оснований для диагностики с точки зрения нейропсихологии, в том числе с применением психометрического подхода.
Выявлены основные особенности зарубежных психометрических исследований в нейропсихологии. Определено понимание нейропсихологических тестов (понятие кривой нормального распределения, процедуры стандартизации тестовых баллов, виды не-нормального распределение). Описаны стандартные психометрические (надежность и валидность, погрешности измерения, интервальная шкала, нормальное отклонение, нормы) и конкретные, применительно к детской нейропсихологии, условия использования тестов.
В детской нейропсихологии англоязычных стран в настоящее время применяется множество диагностических батарей и тестов. Существуют единые батареи, сочетающие ряд тестов одного коллектива авторов, и стандартизованные на одной выборке, есть «эклектические», сочетающие ряд методик различных авторов, некоторые из которых стандартизованы на нормативной выборке, некоторые - только на клинической, а ряд других имеет лишь качественную оценку результатов эксперимента.
В отечественной практике нейропсихологической диагностики исследуются все те же психические функции, что и в зарубежной нейропсихологии за исключением таких функций, как «школьная успеваемость», «научение».
В рамках раздела проведена многомерная классификация методик в зарубежной нейропсихологии.
Рассмотрены зарубежные нейропсихологические детские методики, применяемые в отечественной практике. Следует заметить, что не все данные методики соответствуют критериям квалификации методик как соответствующие всем психометрическим критериям.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи - решены.
Результаты работы рекомендуется использовать в дальнейшем для:
1) разработки критериев для адаптации зарубежных нейропсихологических методик;
2) адаптации зарубежных психометрических методик в отечественной нейропсихологии;
3) разработки норм и нормативов для нейропсихологических методик, применяемых в детском возрасте;
4) разработки отечественной интегрированной методики для
нейропсихологической диагностики в детском возрасте с учетом качественных и количественных признаков.


1. Абрамова, О.В. Современные подходы к нейроповеденческой диагностике детей раннего возраста / О.В. Абрамова, Б.М. Коган // Системная психология и социология. - 2014. - №2 (10). - С. 36-47.
2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учеб, пособие / Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина, Е.Г. Гришина, Т.Ю. Гогберашвили; Под ред. Л.С. Цветковой. - 2-е изд., испр. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. - 296 с.
3. Анастази, А. Психологическое тестирование. / А. Анастази, С. Урбина. - 7е изд. - СПб.: 2007. - 688 с.
4. Астаева, А.В. Основные проблемы нейропсихологического исследования в детском возрасте / А.В. Астаева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». - 2010. - Т. 8. - №4. - С. 71-76.
5. Астаева, А.В. Психометрический подход к оценке результатов нейропсихологического обследования в детском возрасте / А.В. Астаева // Сибирский психологический журнал. - 2008. - С. 107-109.
6. Ахутина, Т.В. Культурно-исторические и естественнонаучные основы нейропсихологии / Т.В. Ахутина. // Психологический журнал. - 2004. - Т.25. - № 4. - С.20.
7. Ахутина, Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе. / Т.В. Ахутина // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия (Москва, 24-26 сентября 1997 г.): Сб. докл. / Под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. - М., 1998. - С. 201-208.
8. Ахутина, Т.В. Применение луриевского принципа синдромного анализа в обработке данных нейропсихологического обследования детей с отклонениями в развитии. / Т.В. Ахутина, Е.В. Матвеева, А.А. Романова // Вестник Московского государственного университета. Серия 14. Психология. - 2012. - № 2. - С. 84-95.
9. Ахутина, Т.В. Нейропсихологическое тестирование: обзор современных тенденций. К 110-летию со дня рождения А.Р. Лурия / Т.В. Ахутина,
З.А. Меликян // Клиническая и специальная психология. - 2012. - №2. - С. 1-18.
10. Балашова, Е.Ю. Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах. / Е.Ю. Балашова, М.С. Ковязина - М.: Генезис, 2012. - 256 с.
11. Батурин, Н.А. Технология разработки тестов: часть 1. / Н.А. Батурин, Н.Н. Мельникова // Вестник ЮУрГУ. - 2009. - №30. - С. 4-14.
12. Беребин, М.А. К вопросу о качественном и психометрическом подходах в современной нейропсихологической диагностике. / М.А. Беребин, А.В. Астаева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Психология». - 2008. - №32. - С.19-28.
13. Бекоева, Д.Д. Особенности нейропсихологического исследования. / Д.Д. Бекоева, В.А. Дегтярев // Педагогика и психология образования. - 2009. - №3. - С. 34-48.
14. Бизюк, А.П. Основы нейропсихологии: Учебное пособие / А.П. Бизюк. - СПб.: Речь, 2005. - 293 с.
15. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика. / А.А. Бодалев, В.В. Столин, В.С. Аванесов. - СПб.: Изд-во «Речь», 2000. - 440 с.
..82


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ