Совершенствование логистических бизнес-процессов производственного предприятия ТОО «Center beton company»
|
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛОГИСТИЧЕСКИХ БИЗНЕС - ПРОЦЕССОВ
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Логистический процесс производственного предприятия 11
1.2 Сущность и виды логистических бизнес - процессов 28
1.3 Методы исследования логистических бизнес - процессов: отечественный и
зарубежный опыт 33
2 АНАЛИЗ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОО «CENTER BETON COMPANY»
2.1 Общая характеристика ТОО «Center beton company» 43
2.2 Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия
ТОО «Center beton company» и их влияние на управление логистическими бизнес
- процессами 54
2.3 Анализ логистической деятельности предприятия 61
3 ОБОСНОВАНИЕ ПУТЕЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОО «CENTER BETON COMPANY»
3.1 Выявление проблем в логистических бизнес-процессах предприятия 69
3.2 Пути совершенствования логистических бизнес-процессов 75
3.3 Экономическая эффективность внедрения проекта 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 96
ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛОГИСТИЧЕСКИХ БИЗНЕС - ПРОЦЕССОВ
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Логистический процесс производственного предприятия 11
1.2 Сущность и виды логистических бизнес - процессов 28
1.3 Методы исследования логистических бизнес - процессов: отечественный и
зарубежный опыт 33
2 АНАЛИЗ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОО «CENTER BETON COMPANY»
2.1 Общая характеристика ТОО «Center beton company» 43
2.2 Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия
ТОО «Center beton company» и их влияние на управление логистическими бизнес
- процессами 54
2.3 Анализ логистической деятельности предприятия 61
3 ОБОСНОВАНИЕ ПУТЕЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОО «CENTER BETON COMPANY»
3.1 Выявление проблем в логистических бизнес-процессах предприятия 69
3.2 Пути совершенствования логистических бизнес-процессов 75
3.3 Экономическая эффективность внедрения проекта 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 96
Актуальность темы исследования: современное состояние теории и практики управления предприятиями отрасли обуславливает необходимость поиска новых подходов, инструментов и методов менеджмента, позволяющих формированию целенаправленного поведения организации на принципах процессного подхода и передовой мировой практики. В настоящее время в России резко возрос интерес к общепринятым на Западе стандартам менеджмента, однако, в реальной практике управления существует один очень показательный момент. Многих руководителей до сих пор можно поставить в тупик прямым вопросом об организационной структуре компании или о схеме существующих бизнес- процессов.
Основой успешной бизнес-компании является набор четких процессов, описывающий в мелочах всю её деятельность.
Вопросы управления бизнес-процессами остро встают в компании, когда на определенном этапе ее развития сбои во взаимодействии подразделений, менеджеров, сотрудников начинают носить регулярный характер, при этом оказывая существенное влияние на эффективность деятельности самой организации. Сбои сопровождаются не только потерей информации, дублированием функций, лишними затратами и другими негативными последствиями, но и потерей качества продуктов компании, а значит и потерей лояльности потребителей. Диагностировать причины этих проблем без детального изучения деятельности компании невозможно. Несомненно, каждая компания основной целью ставит получение прибыли в обмен на какой-либо производимый продукт либо оказываемую услугу. Именно данная цель, в подавляющем большинстве случаев, определяет что именно будет произведено и каким образом будет осуществляться производственный процесс, иными словами - определяет содержание и форму. Помимо этого, исходя из цели, а именно получения прибыли, определяется отношение входных затрат и выходного продукта. Безусловно, достижение цели зависит от множества субъектов и технических средств, которые, в свою очередь, должны тесно взаимодействовать между собой.
Именно бизнес-процессы позволяют оптимизировать взаимодействии подразделений, менеджеров, повышения эффективность труда, а равно способствуя повышению конкурентоспособности компании. С помощью бизнес- процессов можно группировать различные виды деятельности компании по результату, который важен для конечного клиента или партнера компании. Также бизнес-процессы визуализируют последовательность и взаимосвязь работ, необходимые ресурсы (количество сырья, предполагаемых финансовых расходов, единиц персонала, оборудования, элементов информационных систем) и условия выполнения. Безусловным достоинством оптимизации бизнес-процессов, помимо уже упомянутой финансовой стороны, является крайне экономное потребления человеческих ресурсов, что в свою очередь, позволяет направить высвободившиеся ресурсы на другие, более требовательные к человеческому присутствию, задачи. Кроме этого, оптимизация бизнес-процессов отличается сравнительной простотой, по сравнению, скажем, с технологической модернизацией производства (за исключением тех случаев, когда оно идет непрерывно), в основном за счет своей синхронизации и взаимосогласованности. Выделение бизнес-процессов, их анализ и последующее совершенствование представляет собой колоссальный резерв возможностей для повышения эффективности работы и конкурентоспособности.
Вышеизложенное обуславливает актуальность настоящего исследования.
Вопросы реализации принципов автоматизации бизнес-процессов рассматриваются в исследованиях таких ученых как Т.Ю. Анопченко, Е.Г. Зиндер, Ю. В. Ирюпин, Г.Н. Калянов, С.В. Рубцов, Е. Л. Шлимович.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ логистических бизнес-процессов в организации и разработка рекомендаций по их совершенствованию на примере ТОО «Center beton company».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать сущность и виды бизнес-процессов компании;
- рассмотреть отличие оптимизации бизнес-процесса от реинжиниринга бизнеса;
- исследовать основные направления оптимизации бизнес процессов компании;
- провести анализ логистических бизнес-процессов компании на примере ТОО «Center beton company»;
- оценить эффективность управления процессом;
- разработать рекомендации по оптимизации логистических бизнес-процессов ТОО «Center beton company» и дать оценку экономической эффективности внедрения предложенных мероприятий.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются логистические бизнес-процессы ТОО «Center beton company».
Предметом исследования является система управленческих отношений, формирующаяся в процессе совершенствования логистических бизнес-процессов организации на примере ТОО «Center beton company».
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что предприятия по производству цемента и бетона на примере результатов работы смогут в полной мере оценить преимущества использования и совершенствования логистических бизнес - процессов для предприятия.
Основой успешной бизнес-компании является набор четких процессов, описывающий в мелочах всю её деятельность.
Вопросы управления бизнес-процессами остро встают в компании, когда на определенном этапе ее развития сбои во взаимодействии подразделений, менеджеров, сотрудников начинают носить регулярный характер, при этом оказывая существенное влияние на эффективность деятельности самой организации. Сбои сопровождаются не только потерей информации, дублированием функций, лишними затратами и другими негативными последствиями, но и потерей качества продуктов компании, а значит и потерей лояльности потребителей. Диагностировать причины этих проблем без детального изучения деятельности компании невозможно. Несомненно, каждая компания основной целью ставит получение прибыли в обмен на какой-либо производимый продукт либо оказываемую услугу. Именно данная цель, в подавляющем большинстве случаев, определяет что именно будет произведено и каким образом будет осуществляться производственный процесс, иными словами - определяет содержание и форму. Помимо этого, исходя из цели, а именно получения прибыли, определяется отношение входных затрат и выходного продукта. Безусловно, достижение цели зависит от множества субъектов и технических средств, которые, в свою очередь, должны тесно взаимодействовать между собой.
Именно бизнес-процессы позволяют оптимизировать взаимодействии подразделений, менеджеров, повышения эффективность труда, а равно способствуя повышению конкурентоспособности компании. С помощью бизнес- процессов можно группировать различные виды деятельности компании по результату, который важен для конечного клиента или партнера компании. Также бизнес-процессы визуализируют последовательность и взаимосвязь работ, необходимые ресурсы (количество сырья, предполагаемых финансовых расходов, единиц персонала, оборудования, элементов информационных систем) и условия выполнения. Безусловным достоинством оптимизации бизнес-процессов, помимо уже упомянутой финансовой стороны, является крайне экономное потребления человеческих ресурсов, что в свою очередь, позволяет направить высвободившиеся ресурсы на другие, более требовательные к человеческому присутствию, задачи. Кроме этого, оптимизация бизнес-процессов отличается сравнительной простотой, по сравнению, скажем, с технологической модернизацией производства (за исключением тех случаев, когда оно идет непрерывно), в основном за счет своей синхронизации и взаимосогласованности. Выделение бизнес-процессов, их анализ и последующее совершенствование представляет собой колоссальный резерв возможностей для повышения эффективности работы и конкурентоспособности.
Вышеизложенное обуславливает актуальность настоящего исследования.
Вопросы реализации принципов автоматизации бизнес-процессов рассматриваются в исследованиях таких ученых как Т.Ю. Анопченко, Е.Г. Зиндер, Ю. В. Ирюпин, Г.Н. Калянов, С.В. Рубцов, Е. Л. Шлимович.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ логистических бизнес-процессов в организации и разработка рекомендаций по их совершенствованию на примере ТОО «Center beton company».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать сущность и виды бизнес-процессов компании;
- рассмотреть отличие оптимизации бизнес-процесса от реинжиниринга бизнеса;
- исследовать основные направления оптимизации бизнес процессов компании;
- провести анализ логистических бизнес-процессов компании на примере ТОО «Center beton company»;
- оценить эффективность управления процессом;
- разработать рекомендации по оптимизации логистических бизнес-процессов ТОО «Center beton company» и дать оценку экономической эффективности внедрения предложенных мероприятий.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются логистические бизнес-процессы ТОО «Center beton company».
Предметом исследования является система управленческих отношений, формирующаяся в процессе совершенствования логистических бизнес-процессов организации на примере ТОО «Center beton company».
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что предприятия по производству цемента и бетона на примере результатов работы смогут в полной мере оценить преимущества использования и совершенствования логистических бизнес - процессов для предприятия.
По итогам проведенного анализа на предприятии ТОО «Centerbetoncompany» можно сделать вывод о том, что производственное предприятие - это единый, живой организм, где деятельность каждого отдельно взятого подразделения значительно влияет на результат в целом.
Предприятие является одним из крупнейших в своей отрасли в г. Астана. Мощность его постоянно растет.
Большое внимание уделяется постоянному улучшению качества бетона. Этим объясняется поиск новых добавок, внедрение новых технологий производства.
Очень важным является качественное планирование деятельности предприятия, как на ближайшее время, так и на перспективу. Одним из важнейших инструментов является информационная логистика.
Информационная логистика - часть логистики, которая организует поток информации, сопровождающий материальный поток в процессе его перемещения. Информационная логистика является связующим звеном между снабжением, производством и сбытом на предприятии.
На современном этапе развития отечественной экономики очень остро стоит вопрос обеспечения высокой эффективности деятельности предприятий и организаций. К сожалению, для многих предприятий характерно использование метода «проб и ошибок» в планировании развития бизнес-процессов. Соответственно, результаты ошибок превращаются в издержки и включаются в цену продукции. Для поддержания минимального уровня конкурентоспособности такие предприятия вынуждены использовать более дешевые сырье, комплектующие и технологии. При этом резко снижается качество продукции, она становится неконкурентоспособной на мировом рынке, часто ухудшается экологическая обстановка в регионе расположения предприятия, снижаются привлекательность, уровень оплаты труда и квалификация персонала.
Любое современное предприятие является сложной системой, его деятельность включает в себя исполнение десятков тысяч взаимовлияющих функций и операций. Человек не в состоянии понимать, как такая система функционирует в деталях - это выходит за границы его возможностей. Поэтому главная задача информационной логистики заключается в доставке информации к системе управления предприятием и от нее. Информационная логистика выполняет функции:
- собирает возникающую информацию;
- анализирует информацию;
- перемещает информацию;
- накапливает и хранит информацию;
- фильтрует поток информации (отбирает необходимые для того или иного уровня управления данные и документы);
- объединяет и разъединяет информационные потоки;
- выполняет элементарные информационные преобразования;
- управляет информационным потоком.
Информационная логистика управляет процессами движения и складирования товаров на предприятии, обеспечивая своевременную доставку этих товаров в необходимом количестве, требуемой комплектации и нужного качества из места их производства до места потребления с минимальными затратами и оптимальным сервисом.
Для моделирования бизнес-процессов информационная логистика использует несколько различных методов, основой которых являются как структурный, так и объектно-ориентированный подходы к моделированию. К числу наиболее распространенных методов относятся:
- метод функционального моделирования SADT (IDEF0)
- метод моделировани процесса IDEF3
-моделирование потоков данных DFD
В процессе работы наряду с преимуществами и достоинствами компании, были выявлены проблемы, которые оказывают существенное влияние на организационные моменты деятельности, затраты предприятия и финансовый результат. Важнейшей из проблем является отсутствие правильно налаженных информационно - логистических потоков и как следствие оперативного управленческого учета. Используемая на предприятии ИС 1С Бухгалтерия 8,2 выполняет только учетные функции. Информация для принятия оперативных решений собирается далеко не оперативно.
Так для принятия решения об изменении отпускной цены на продукцию требуется порой до нескольких часов. Такая ситуация в условиях жесткой конкуренции недопустима. Неправильным является и тот факт, что значительное количество информации обрабатывается вручную. Между двумя информационными системами, используемыми в компании, отсутствует обмен; связующим звеном между ними выступает человек. В результате этого вместо оперативной информации о состоянии производственной себестоимости выпускаемой продукции топ - менеджеры компании имеют устаревшую информацию, повлиять на которую как невозможно, так и не имеет смысла.
Пока в компании нет системы, ни одна даже очень современная технология не позволит навести порядок в управлении и улучшить финансовые показатели.
Так как в логистике главным является своевременное получение информации, решением для изменения ситуации стало внедрение единой информационной системы. Ее возможности позволят не только оперативно получать необходимую информацию, но и позволят управлять всеми бизнес - процессами предприятия. В процессе написания работы был проведен анализ характеристик информационных систем, отвечающих требованиям и запросам компании. При этом обязательно учитывалось соотношение «цена - качество». В результате компании было предложено осуществить внедрение информационной системы 1С УПП 8,3. Преимущества, получаемые компанией после внедрения очевидны: прибыльность проекта, его быстрая окупаемость, организация единого информационного пространства для осуществления оперативного руководства, возможность оперативного управления логистическими бизнес - процессами и оперативного же принятия управленческих решений. Все это позволит компании еще больше укрепить свои позиции на рынке, повысить конкурентоспособность. И в перспективе достичь главной цели компании - стать предприятием номер один на рынке производства бетона и тарированного цемента.
Предприятие является одним из крупнейших в своей отрасли в г. Астана. Мощность его постоянно растет.
Большое внимание уделяется постоянному улучшению качества бетона. Этим объясняется поиск новых добавок, внедрение новых технологий производства.
Очень важным является качественное планирование деятельности предприятия, как на ближайшее время, так и на перспективу. Одним из важнейших инструментов является информационная логистика.
Информационная логистика - часть логистики, которая организует поток информации, сопровождающий материальный поток в процессе его перемещения. Информационная логистика является связующим звеном между снабжением, производством и сбытом на предприятии.
На современном этапе развития отечественной экономики очень остро стоит вопрос обеспечения высокой эффективности деятельности предприятий и организаций. К сожалению, для многих предприятий характерно использование метода «проб и ошибок» в планировании развития бизнес-процессов. Соответственно, результаты ошибок превращаются в издержки и включаются в цену продукции. Для поддержания минимального уровня конкурентоспособности такие предприятия вынуждены использовать более дешевые сырье, комплектующие и технологии. При этом резко снижается качество продукции, она становится неконкурентоспособной на мировом рынке, часто ухудшается экологическая обстановка в регионе расположения предприятия, снижаются привлекательность, уровень оплаты труда и квалификация персонала.
Любое современное предприятие является сложной системой, его деятельность включает в себя исполнение десятков тысяч взаимовлияющих функций и операций. Человек не в состоянии понимать, как такая система функционирует в деталях - это выходит за границы его возможностей. Поэтому главная задача информационной логистики заключается в доставке информации к системе управления предприятием и от нее. Информационная логистика выполняет функции:
- собирает возникающую информацию;
- анализирует информацию;
- перемещает информацию;
- накапливает и хранит информацию;
- фильтрует поток информации (отбирает необходимые для того или иного уровня управления данные и документы);
- объединяет и разъединяет информационные потоки;
- выполняет элементарные информационные преобразования;
- управляет информационным потоком.
Информационная логистика управляет процессами движения и складирования товаров на предприятии, обеспечивая своевременную доставку этих товаров в необходимом количестве, требуемой комплектации и нужного качества из места их производства до места потребления с минимальными затратами и оптимальным сервисом.
Для моделирования бизнес-процессов информационная логистика использует несколько различных методов, основой которых являются как структурный, так и объектно-ориентированный подходы к моделированию. К числу наиболее распространенных методов относятся:
- метод функционального моделирования SADT (IDEF0)
- метод моделировани процесса IDEF3
-моделирование потоков данных DFD
В процессе работы наряду с преимуществами и достоинствами компании, были выявлены проблемы, которые оказывают существенное влияние на организационные моменты деятельности, затраты предприятия и финансовый результат. Важнейшей из проблем является отсутствие правильно налаженных информационно - логистических потоков и как следствие оперативного управленческого учета. Используемая на предприятии ИС 1С Бухгалтерия 8,2 выполняет только учетные функции. Информация для принятия оперативных решений собирается далеко не оперативно.
Так для принятия решения об изменении отпускной цены на продукцию требуется порой до нескольких часов. Такая ситуация в условиях жесткой конкуренции недопустима. Неправильным является и тот факт, что значительное количество информации обрабатывается вручную. Между двумя информационными системами, используемыми в компании, отсутствует обмен; связующим звеном между ними выступает человек. В результате этого вместо оперативной информации о состоянии производственной себестоимости выпускаемой продукции топ - менеджеры компании имеют устаревшую информацию, повлиять на которую как невозможно, так и не имеет смысла.
Пока в компании нет системы, ни одна даже очень современная технология не позволит навести порядок в управлении и улучшить финансовые показатели.
Так как в логистике главным является своевременное получение информации, решением для изменения ситуации стало внедрение единой информационной системы. Ее возможности позволят не только оперативно получать необходимую информацию, но и позволят управлять всеми бизнес - процессами предприятия. В процессе написания работы был проведен анализ характеристик информационных систем, отвечающих требованиям и запросам компании. При этом обязательно учитывалось соотношение «цена - качество». В результате компании было предложено осуществить внедрение информационной системы 1С УПП 8,3. Преимущества, получаемые компанией после внедрения очевидны: прибыльность проекта, его быстрая окупаемость, организация единого информационного пространства для осуществления оперативного руководства, возможность оперативного управления логистическими бизнес - процессами и оперативного же принятия управленческих решений. Все это позволит компании еще больше укрепить свои позиции на рынке, повысить конкурентоспособность. И в перспективе достичь главной цели компании - стать предприятием номер один на рынке производства бетона и тарированного цемента.





