Управление маркетинговой деятельностью ТОО «Железнодорожное - АМФ»
|
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1 Содержание маркетинговой деятельности сельскохозяйственного
предприятия 7
1.2 Методы и подходы к управлению маркетинговой деятельностью 13
1.3 Особенности управления маркетинговой деятельностью сельскохозяйственных
предприятий 32
2 АНАЛИЗ И ДИАГНОСТИКА УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТОО «ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ - АМФ» 37
2.1 Характеристика объекта исследования 37
2.2 Анализ управления маркетинговой деятельностью предприятия 41
2.3 Проблемы организации и управления маркетинговой деятельностью ТОО
«Железнодорожное -АМФ» 47
3 РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТОО «ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ - АМФ» 53
3.1 План мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельностью ТОО
«Железнодорожное - АМФ» 53
3.2 Методы и подходы оценки эффективности маркетинговой деятельностью.. ..58
3.3 Оценка экономической эффективности предложенных рекомендаций 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 75
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1 Содержание маркетинговой деятельности сельскохозяйственного
предприятия 7
1.2 Методы и подходы к управлению маркетинговой деятельностью 13
1.3 Особенности управления маркетинговой деятельностью сельскохозяйственных
предприятий 32
2 АНАЛИЗ И ДИАГНОСТИКА УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТОО «ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ - АМФ» 37
2.1 Характеристика объекта исследования 37
2.2 Анализ управления маркетинговой деятельностью предприятия 41
2.3 Проблемы организации и управления маркетинговой деятельностью ТОО
«Железнодорожное -АМФ» 47
3 РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТОО «ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ - АМФ» 53
3.1 План мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельностью ТОО
«Железнодорожное - АМФ» 53
3.2 Методы и подходы оценки эффективности маркетинговой деятельностью.. ..58
3.3 Оценка экономической эффективности предложенных рекомендаций 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 75
Сельскохозяйственное предприятие представляет собой сложную систему, управление которой направлено прежде всего на решение проблем оптимального использования земельных, трудовых и материально-технических ресурсов. Однако рыночная экономика требует корректировки управленческой деятельности.
Переход на самоокупаемость и самофинансирование ставит перед предприятием жизненно важную задачу: получение максимально возможной прибыли. Расширенное воспроизводство, удовлетворение социальных и материальных потребностей работников невозможно без необходимой и достаточной прибыли. Её объем зависит не только от умения произвести качественную продукцию, но и от умения выгодно ее реализовать. В связи с этим современный руководитель агропромышленного предприятия должен быть не только квалифицированным специалистом в области сельского хозяйства, но и хорошо владеть навыками коммерческой деятельности.
Для получения дополнительных доходов предприятия аграрного профиля организуют в своем составе различные промышленные производства по переработке сельскохозяйственной продукции. Например, консервируют овощи и фрукты, изготавливают разнообразную молочную продукцию, мясопродукты в сыром виде фасуют, а также используют для изготовления большого ассортимента колбас и копченостей.
Маркетинг становится неотъемлемой частью успешной деятельности сельскохозяйственных организаций, которые имеют перерабатывающие подразделения, подсобные производства и промыслы. Он способствует усовершенствованию управления производством и сбытом продукции, опираясь на нужды и спрос потребителей. Однако не все возможности маркетинга используются на агропромышленных предприятиях. Например, не применяется маркетинговая аналитика, позволяющая провести исследование, анализ и дать оценку нуждам реальных и потенциальных потребителей продукции, выполнить анализ, оценку и прогнозирование состояния и развития рынков. Кроме того не 4
размещается полноценная реклама, в частности с помощью инновационных технологий [1, 2].
Изучив нужды и потребности каждого сегмента рынка, предприятие сможет выбрать те торговые площадки, которые позволят увеличивать объемы продаж. Предоставив покупателям товары более высокого качества, удовлетворяющие их потребностям, по оптимальным ценам, агропромышленное предприятие может повысить размеры реализованной продукции, а следовательно, и свои доходы.
Новизна темы диссертационного исследования заключается в том, что в современных условиях развития экономики России предложены новые подходы к управлению маркетинговой деятельностью на сельскохозяйственном предприятии.
Объектом магистерской диссертации является сельскохозяйственное
предприятие ТОО «Железнодорожное- АМФ».
Предметом магистерской диссертации являются организационноуправленческие отношения, возникающие при управление маркетинговой деятельностью.
Цель исследования: формирование научно-практических рекомендаций по разработке и внедрению мероприятий, направленных на совершенствование маркетинговой деятельности сельскохозяйственного предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- изучить теоретические основы управления маркетинговой деятельность сельскохозяйственного предприятия, рассмотреть основные методы и подходы к управлению маркетинговой деятельностью;
- провести анализ маркетинговой деятельности ТОО «Железнодорожное - АМФ» и выявить основные проблемы;
- разработать рекомендации, направленные на совершенствование маркетинговой деятельности предприятия.
Методы исследования включают теоретический анализ, синтез, системный подход к проектированию управленческой деятельности.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования стали работы ведущих отечественных и зарубежных авторов в области маркетинга.
Структура диссертационной работы. Работа состоит из введения, трехглав, заключения, списка литературы, основной текст работы изложен на страницах, содержит таблиц и рисунков.
Переход на самоокупаемость и самофинансирование ставит перед предприятием жизненно важную задачу: получение максимально возможной прибыли. Расширенное воспроизводство, удовлетворение социальных и материальных потребностей работников невозможно без необходимой и достаточной прибыли. Её объем зависит не только от умения произвести качественную продукцию, но и от умения выгодно ее реализовать. В связи с этим современный руководитель агропромышленного предприятия должен быть не только квалифицированным специалистом в области сельского хозяйства, но и хорошо владеть навыками коммерческой деятельности.
Для получения дополнительных доходов предприятия аграрного профиля организуют в своем составе различные промышленные производства по переработке сельскохозяйственной продукции. Например, консервируют овощи и фрукты, изготавливают разнообразную молочную продукцию, мясопродукты в сыром виде фасуют, а также используют для изготовления большого ассортимента колбас и копченостей.
Маркетинг становится неотъемлемой частью успешной деятельности сельскохозяйственных организаций, которые имеют перерабатывающие подразделения, подсобные производства и промыслы. Он способствует усовершенствованию управления производством и сбытом продукции, опираясь на нужды и спрос потребителей. Однако не все возможности маркетинга используются на агропромышленных предприятиях. Например, не применяется маркетинговая аналитика, позволяющая провести исследование, анализ и дать оценку нуждам реальных и потенциальных потребителей продукции, выполнить анализ, оценку и прогнозирование состояния и развития рынков. Кроме того не 4
размещается полноценная реклама, в частности с помощью инновационных технологий [1, 2].
Изучив нужды и потребности каждого сегмента рынка, предприятие сможет выбрать те торговые площадки, которые позволят увеличивать объемы продаж. Предоставив покупателям товары более высокого качества, удовлетворяющие их потребностям, по оптимальным ценам, агропромышленное предприятие может повысить размеры реализованной продукции, а следовательно, и свои доходы.
Новизна темы диссертационного исследования заключается в том, что в современных условиях развития экономики России предложены новые подходы к управлению маркетинговой деятельностью на сельскохозяйственном предприятии.
Объектом магистерской диссертации является сельскохозяйственное
предприятие ТОО «Железнодорожное- АМФ».
Предметом магистерской диссертации являются организационноуправленческие отношения, возникающие при управление маркетинговой деятельностью.
Цель исследования: формирование научно-практических рекомендаций по разработке и внедрению мероприятий, направленных на совершенствование маркетинговой деятельности сельскохозяйственного предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- изучить теоретические основы управления маркетинговой деятельность сельскохозяйственного предприятия, рассмотреть основные методы и подходы к управлению маркетинговой деятельностью;
- провести анализ маркетинговой деятельности ТОО «Железнодорожное - АМФ» и выявить основные проблемы;
- разработать рекомендации, направленные на совершенствование маркетинговой деятельности предприятия.
Методы исследования включают теоретический анализ, синтез, системный подход к проектированию управленческой деятельности.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования стали работы ведущих отечественных и зарубежных авторов в области маркетинга.
Структура диссертационной работы. Работа состоит из введения, трехглав, заключения, списка литературы, основной текст работы изложен на страницах, содержит таблиц и рисунков.
Маркетинг сельскохозяйственной продукции является сложной системой, которая требует постоянного регулирования и управления. Между сельскохозяйственным предприятием и окружающей его маркетинговой средой происходит постоянный обмен информацией и ресурсами. Предприятие может существовать и развиваться только гармонично взаимодействуя с окружающей маркетинговой средой, так как не является самообеспечивающим. Ему необходимо приспосабливаться к изменениям внешней маркетинговой среды, не исключая при этом возможность на нее воздействовать.
В настоящее время существует 8 методов управления маркетинговой деятельностью:
- конверсионный - характеризуется негативным спросом, для его (спроса) оптимизации спрос необходимо создать, а именно сформировать и стимулировать продажи.
- стимулирующий спрос - в данном методе спрос отсутствует, для его появления его необходимо стимулировать, анализировать и изучать причины которые привели к безразличию покупателей.
- развивающий - этот метод подразумевает изобретение новых продуктов, которые удовлетворяли бы новые качественные параметры.
- ремаркетинг - применяется при снижении спроса, данный метод служит для восстановления спроса, поиска новых возможностей повышения спроса.
- синхромаркетинг - эффективен при колебании спроса, позволяет выровнять колебания путем тщательного изучения потребностей потенциального потребителя [27].
- поддерживающий - стабилизирует спрос путем оптимизирования цен и осуществлении целенаправленной рекламной деятельности.
- демаркетинг - применяется при чрезмерном спросе, необходимыми методами для оптимизации спроса является его снижение, путем прекращения рекламной деятельности или увеличении цен.
- противодействующий - применяется при ликвидации спроса.
Маркетинговая деятельность сельскохозяйственных предприятия существенно отличается от маркетинговой деятельности других отраслей, что обусловлено спецификой сельскохозяйственной продукции и особенностями сельскохозяйственного производства.
Субъективной особенностью маркетинговой деятельности на отечественных сельскохозяйственных предприятиях является то, что его функции очень часто выполняют не подготовленные к этому специалисты, а сами предприниматели.
ТОО «Железнодорожное-АМФ» расположено в Карасуском районе. Вместе с растениеводством в хозяйстве занимаются развитием животноводства и переработкой как растениеводческой, так и животноводческой продукции.
В ТОО «Железнодорожное-АМФ» отсутствует отдел маркетинга, это говорит о том, что на предприятий заниматься развитием маркетинга некому. Поэтому первостепенной задачей считаем провести анализ 4Р: товарной, ценовой, сбытовой политики и продвижение.
Товарная политика. Номенклатура выпускаемой продукции ТОО «Железнодорожное-АМФ» состоит из цехов: молочный, колбасный, мясной, производство муки, производство сыра и сливочного масла, производство хлебобулочных и кондитерских изделий.
Тип ценовой политики ТОО «Железнодорожное-АМФ» можно определить, как «цена лидера», потому что данное предприятие занимает малую долю на рынке Костанайской области и благодаря своим низким ценам пытается завоевать большую область рынка следуя за главным конкурентом.
Сбытовая политика. Потребителями продукции предприятия являются магазины, киоски, школьные и дошкольные учреждения, больницы, санатории и жители села.
В собственном магазине ТОО «Железнодорожное-АМФ» применяется 2 метода обслуживания: обслуживание через прилавок и самообслуживание. При самообслуживании потребитель сам выполняет выбор продукции, берет ее, идет на кассу и оплачивает.
Маркетинговое продвижение товара. ТОО «Железнодорожное-АМФ» не имеет комплексной маркетинговой программы по продвижению, это положение обусловлено тем, что на предприятии не выделяется бюджет на рекламную деятельность, нет специалистов по продвижению продукции, у которых есть навыки в организации и проведении рекламных кампаний.
Сильнейшим конкурентом на рынке для фирмы является ТОО «ДЕП», которое осуществляет интенсификацию коммерческих усилий в области рекламы, создал себе на региональном рынке прочный имидж торгового предприятия, предлагающего разнообразный ассортимент товаров с оказанием сопутствующих услуг.
На сегодняшний день можно выделить следующие проблемы предприятия:
1. в структуре управления ТОО «Железнодорожное-АМФ» отсутствует отдел маркетинга.
Потребность в создании отдела маркетинга на предприятии зависит исключительно от того, осознает ли руководитель эту необходимость и готов ли он предоставить всю полноту соответствующих полномочий специалистам этого подразделения. Когда функционирование отдела основывается на принципе «не знаю, зачем, но все так делают», все начинания маркетологов окажутся напрасными, даже если они являются профессионалами высочайшего уровня.
Целесообразность создания подобной службы зависит от специфики товара. Чем выше конкуренция в данной нише, тем выше потребность в отделе маркетинга;
2. отсутствуют каналы сбыта продукции за пределы села Железнодорожное. Продукция не предоставлена на рынке г. Костанай, что позволило бы увеличить объем продаж;
3. отсутствуют методы продвижения продукции, например, такие как реклама.
Проведя анализ товарной политики ТОО «Железнодорожное-АМФ» нами были предложены следующие мероприятия.
Многие хозяйства Казахстана на сегодняшний день не только производят сельхозпродукцию, но и занимаются ее переработкой для более выгодной продажи и увеличения занятости местного населения. Поэтому нами внесено предложение по переработке выпускаемого в хозяйстве молока на детское питание для увеличения его сбыта и роста выручки и прибыли хозяйства.
Одним из самых выгодных бизнес-направлений является производство детской смеси. Создать собственное производство достаточно сложно и трудоемко. Но большие вложения (не только материальные) оправдываются прибыльностью и многочисленными возможностями совершенствования производства, качества продукции.
На основе данного исследования ясно видна необходимость реорганизация структуры управления - создание отдела маркетинга.
Введение данного отдела в компании ТОО «Железнодорожное-АМФ» позволит разрешить текущую нестабильную ситуацию в коллективе: освободит сотрудников от выполнения заданий, не входящих в их должностную инструкцию и компетенции; позволит директору больше внимания уделять управлению компанией; разрешит конфликты между сотрудниками.
Оценка эффективности маркетинговой деятельности должна проводится с четко определенными целями - для оценки эффективности коммуникаций или финансово-экономических результатов.
Методы оценки эффективности маркетинга выбираются в зависимости от поставленных целей оценки. Для оценки влияния маркетинговых мероприятий на финансово-экономические результаты хозяйственной деятельности следует использовать различные способы факторного анализа по различным направлениям маркетинговой деятельности: ассортимент, цена, реклама.
В результате внедрения предложенных в работе мероприятий ТОО «Железнодорожное АМФ» имеет реальную возможность повысить прибыль, получив дополнительную выручку. В общей сложности предложенные мероприятия положительно влияют на повышения эффективности производственной деятельности предприятия, что позволит в дальнейшем развивать производственную деятельность компании.
В настоящее время существует 8 методов управления маркетинговой деятельностью:
- конверсионный - характеризуется негативным спросом, для его (спроса) оптимизации спрос необходимо создать, а именно сформировать и стимулировать продажи.
- стимулирующий спрос - в данном методе спрос отсутствует, для его появления его необходимо стимулировать, анализировать и изучать причины которые привели к безразличию покупателей.
- развивающий - этот метод подразумевает изобретение новых продуктов, которые удовлетворяли бы новые качественные параметры.
- ремаркетинг - применяется при снижении спроса, данный метод служит для восстановления спроса, поиска новых возможностей повышения спроса.
- синхромаркетинг - эффективен при колебании спроса, позволяет выровнять колебания путем тщательного изучения потребностей потенциального потребителя [27].
- поддерживающий - стабилизирует спрос путем оптимизирования цен и осуществлении целенаправленной рекламной деятельности.
- демаркетинг - применяется при чрезмерном спросе, необходимыми методами для оптимизации спроса является его снижение, путем прекращения рекламной деятельности или увеличении цен.
- противодействующий - применяется при ликвидации спроса.
Маркетинговая деятельность сельскохозяйственных предприятия существенно отличается от маркетинговой деятельности других отраслей, что обусловлено спецификой сельскохозяйственной продукции и особенностями сельскохозяйственного производства.
Субъективной особенностью маркетинговой деятельности на отечественных сельскохозяйственных предприятиях является то, что его функции очень часто выполняют не подготовленные к этому специалисты, а сами предприниматели.
ТОО «Железнодорожное-АМФ» расположено в Карасуском районе. Вместе с растениеводством в хозяйстве занимаются развитием животноводства и переработкой как растениеводческой, так и животноводческой продукции.
В ТОО «Железнодорожное-АМФ» отсутствует отдел маркетинга, это говорит о том, что на предприятий заниматься развитием маркетинга некому. Поэтому первостепенной задачей считаем провести анализ 4Р: товарной, ценовой, сбытовой политики и продвижение.
Товарная политика. Номенклатура выпускаемой продукции ТОО «Железнодорожное-АМФ» состоит из цехов: молочный, колбасный, мясной, производство муки, производство сыра и сливочного масла, производство хлебобулочных и кондитерских изделий.
Тип ценовой политики ТОО «Железнодорожное-АМФ» можно определить, как «цена лидера», потому что данное предприятие занимает малую долю на рынке Костанайской области и благодаря своим низким ценам пытается завоевать большую область рынка следуя за главным конкурентом.
Сбытовая политика. Потребителями продукции предприятия являются магазины, киоски, школьные и дошкольные учреждения, больницы, санатории и жители села.
В собственном магазине ТОО «Железнодорожное-АМФ» применяется 2 метода обслуживания: обслуживание через прилавок и самообслуживание. При самообслуживании потребитель сам выполняет выбор продукции, берет ее, идет на кассу и оплачивает.
Маркетинговое продвижение товара. ТОО «Железнодорожное-АМФ» не имеет комплексной маркетинговой программы по продвижению, это положение обусловлено тем, что на предприятии не выделяется бюджет на рекламную деятельность, нет специалистов по продвижению продукции, у которых есть навыки в организации и проведении рекламных кампаний.
Сильнейшим конкурентом на рынке для фирмы является ТОО «ДЕП», которое осуществляет интенсификацию коммерческих усилий в области рекламы, создал себе на региональном рынке прочный имидж торгового предприятия, предлагающего разнообразный ассортимент товаров с оказанием сопутствующих услуг.
На сегодняшний день можно выделить следующие проблемы предприятия:
1. в структуре управления ТОО «Железнодорожное-АМФ» отсутствует отдел маркетинга.
Потребность в создании отдела маркетинга на предприятии зависит исключительно от того, осознает ли руководитель эту необходимость и готов ли он предоставить всю полноту соответствующих полномочий специалистам этого подразделения. Когда функционирование отдела основывается на принципе «не знаю, зачем, но все так делают», все начинания маркетологов окажутся напрасными, даже если они являются профессионалами высочайшего уровня.
Целесообразность создания подобной службы зависит от специфики товара. Чем выше конкуренция в данной нише, тем выше потребность в отделе маркетинга;
2. отсутствуют каналы сбыта продукции за пределы села Железнодорожное. Продукция не предоставлена на рынке г. Костанай, что позволило бы увеличить объем продаж;
3. отсутствуют методы продвижения продукции, например, такие как реклама.
Проведя анализ товарной политики ТОО «Железнодорожное-АМФ» нами были предложены следующие мероприятия.
Многие хозяйства Казахстана на сегодняшний день не только производят сельхозпродукцию, но и занимаются ее переработкой для более выгодной продажи и увеличения занятости местного населения. Поэтому нами внесено предложение по переработке выпускаемого в хозяйстве молока на детское питание для увеличения его сбыта и роста выручки и прибыли хозяйства.
Одним из самых выгодных бизнес-направлений является производство детской смеси. Создать собственное производство достаточно сложно и трудоемко. Но большие вложения (не только материальные) оправдываются прибыльностью и многочисленными возможностями совершенствования производства, качества продукции.
На основе данного исследования ясно видна необходимость реорганизация структуры управления - создание отдела маркетинга.
Введение данного отдела в компании ТОО «Железнодорожное-АМФ» позволит разрешить текущую нестабильную ситуацию в коллективе: освободит сотрудников от выполнения заданий, не входящих в их должностную инструкцию и компетенции; позволит директору больше внимания уделять управлению компанией; разрешит конфликты между сотрудниками.
Оценка эффективности маркетинговой деятельности должна проводится с четко определенными целями - для оценки эффективности коммуникаций или финансово-экономических результатов.
Методы оценки эффективности маркетинга выбираются в зависимости от поставленных целей оценки. Для оценки влияния маркетинговых мероприятий на финансово-экономические результаты хозяйственной деятельности следует использовать различные способы факторного анализа по различным направлениям маркетинговой деятельности: ассортимент, цена, реклама.
В результате внедрения предложенных в работе мероприятий ТОО «Железнодорожное АМФ» имеет реальную возможность повысить прибыль, получив дополнительную выручку. В общей сложности предложенные мероприятия положительно влияют на повышения эффективности производственной деятельности предприятия, что позволит в дальнейшем развивать производственную деятельность компании.





