СВЯЗЬ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В СВЯЗИ С ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ 11
1.1 Анализ теоретических подходов к изучению профессионального
самоопределения обучающихся 11
1.2Личностные особенности обучающихся разных возрастов 25
1.3 Обзор отечественных и зарубежных исследований связи профессионального самоопределения и личностных свойств обучающихся 30
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 40
2.1 Цель, задачи, объект и предмет исследования 40
2.2 Методики исследования 40
2.3 Методы математической обработки данных 47
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ И ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ СВЯЗИ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ 49
3.1 Исследование особенностей ценностно-мотивационного компонента
профессионального самоопределения у студентов средне-специального и высшего учебных заведений 49
3.2 Исследование особенностей профессиональной направленности у студентов
средне-специального и высшего учебных заведений 56
3.3 Выявление взаимосвязи мотивационно-ценностного компонента
профессионального самоопределения с профессиональной направленностью у
студентов средне-специального учебного заведения 58 3.4 Выявление взаимосвязи мотивационно-ценностного компонента
профессионального самоопределения с профессиональной направленностью у студентов высшего учебного заведения 66
3.5 Исследование различий между студентами средне-специального и высшего учебных заведений по показателям мотивационно-ценностного компонента
профессионального самоопределения и профессиональной направленности 70
ВЫВОДЫ 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 83
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В СВЯЗИ С ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ 11
1.1 Анализ теоретических подходов к изучению профессионального
самоопределения обучающихся 11
1.2Личностные особенности обучающихся разных возрастов 25
1.3 Обзор отечественных и зарубежных исследований связи профессионального самоопределения и личностных свойств обучающихся 30
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 40
2.1 Цель, задачи, объект и предмет исследования 40
2.2 Методики исследования 40
2.3 Методы математической обработки данных 47
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ И ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ СВЯЗИ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ 49
3.1 Исследование особенностей ценностно-мотивационного компонента
профессионального самоопределения у студентов средне-специального и высшего учебных заведений 49
3.2 Исследование особенностей профессиональной направленности у студентов
средне-специального и высшего учебных заведений 56
3.3 Выявление взаимосвязи мотивационно-ценностного компонента
профессионального самоопределения с профессиональной направленностью у
студентов средне-специального учебного заведения 58 3.4 Выявление взаимосвязи мотивационно-ценностного компонента
профессионального самоопределения с профессиональной направленностью у студентов высшего учебного заведения 66
3.5 Исследование различий между студентами средне-специального и высшего учебных заведений по показателям мотивационно-ценностного компонента
профессионального самоопределения и профессиональной направленности 70
ВЫВОДЫ 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 83
Профессиональное самоопределение - это многомерный и многоступенчатый процесс, в ходе которого происходит выделение задач общества и формирование индивидуального стиля жизни. В ходе профессионального самоопределения у учащегося устанавливается баланс личных предпочтений, склонностей и существующей в социуме системы разделения труда. Выбор профессии -это основа самоутверждения человека в обществе и одно из важнейших решений в жизни.Профессиональное самоопределение в период поступления в учебное заведение может отсутствовать,быть искажённым и изменяться с течением времени. Характеристики изменчивости профессионального самоопределения подтверждаются исследованиями динамики профессиональных представлений у студентов на различных этапах обучения.
Практическая значимость проблемы профессионального самоопределения обучающихся заключается в необходимости преодоления противоречия между потребностями социума в сбалансированной структуре кадров и сложившимися профессиональными предпочтениями молодежи. Система профориентации оказывает существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор молодыми людьми их профессионального пути, адаптации к профессии.Адекватность выбора специальности влияет на общее качество жизни.
На сегодняшний день тема актуальна,проблема выбора профессии и обучения этой профессии стоит передобучающимися всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе - на рынке труда появляется все большее количество новых профессий, которые требуют от специалиста определенных профессиональных и личностных качеств. Этоопределило тему магистерской диссертации: «Связь мотивационноценностного компонента профессионального самоопределения с
профессиональной направленностью».
Цельисследования:изучить связь мотивационно-ценностного компонента профессионального самоопределения с профессиональной направленностью .
Цель исследования конкретизирована в следующих задачах:
1. Изучить особенности ценностно-мотивационного компонента
профессионального самоопределения у студентов средне-специального и высшего учебных заведений.
2. Изучить особенности профессиональной направленности у студентов средне-специального и высшего учебных заведений.
3. Выявить взаимосвязи мотивационно-ценностного компонента
профессионального самоопределения с профессиональной направленностью у студентов средне-специального учебного заведения.
4. Выявить взаимосвязи мотивационно-ценностного компонента
профессионального самоопределения с профессиональной направленностью у студентов высшего учебного заведения.
5. Выявить различия между студентами средне-специального и высшего учебных заведений по показателям мотивационно-ценностного компонента профессионального самоопределения и профессиональной направленности.
Объект исследования - профессиональное самоопределение.
Предмет исследования - связь мотивационно-ценностного компонента профессионального самоопределения с профессиональной направленностью .
Выборку исследования составили 80 обучающихся средне-специальных и высших учебных заведений экономических факультетов в возрасте от 16 до 20 лет (40 обучающихся средне-специальных учебных заведений, среди них 20 девушек и 20 юношей, и 40 обучающихся высших учебных заведений, среди них 20 девушек и 20 юношей).
Гипотезы исследования:
1. Существуют статистически значимые взаимосвязи мотивационноценностного компонента профессионального самоопределения с
профессиональной направленностью у студентов средне-специального учебного заведения по показателям профессиональной направленности, ценностным ориентациям и структуре мотивационной сферы.
2 . Существуют статистически значимые взаимосвязи мотивационноценностного компонента профессионального самоопределения с
профессиональной направленностью у студентов высшего учебного заведения по показателям профессиональной направленности, ценностным ориентациям и структуре мотивационной сферы.
3. Существуют статистически значимые различия в показателях мотивационно-ценностного компонента профессионального самоопределения в группах студентов среде-специального и высшего учебных заведений по показателям профессиональной направленности, ценностным ориентациям и структуре мотивационной сферы.
Методики исследования: методика «Мотивы выбора профессии»
(автор:Р.В. Овчарова), тест-опросникА. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД, модификация М.Ш. Магомед-Эминова), опросник карьерных ориентаций личности «Якоря карьеры» (опросник Э.Шейна, переведен и адаптирован В.Э. Винокуровой и В.А. Чикер), ценностный опросник Шварца (адаптирован В.Н. Карандашевым).
Методы математической обработки данных: первичные описательные статистики, метод ранговой корреляции Спирмена,И-критерий Манна-Уитни.
Практическая значимость:проведенное исследование позволит уточнить представления о характеристиках субъекта, опосредствующих профессиональное самоопределение обучающихся разных уровней профессионального образования, что сможет помочь специалистам усовершенствовать систему профориентационной работы с обучающимися в зависимости от уровня образования и структуры взаимосвязанных характеристик субъекта, соответствующих компонентам структуры личности профессионала.
Объем и структура исследования:выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения и библиографического списка (82 наименования).Первая глава содержит результаты теоретического анализа литературы и эмпирических исследований в рамках данной темы. Вторая глава содержит план, условия организации, методики и методы исследования. В третьей главе анализируются и интерпретируютсяполученные результаты. Работу завершают выводы по результатам проведенного исследования, заключение, список литературы. Данная работа включает9 таблиц и 5 рисунков. Общий объем работы составил 90 страниц.
Практическая значимость проблемы профессионального самоопределения обучающихся заключается в необходимости преодоления противоречия между потребностями социума в сбалансированной структуре кадров и сложившимися профессиональными предпочтениями молодежи. Система профориентации оказывает существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор молодыми людьми их профессионального пути, адаптации к профессии.Адекватность выбора специальности влияет на общее качество жизни.
На сегодняшний день тема актуальна,проблема выбора профессии и обучения этой профессии стоит передобучающимися всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе - на рынке труда появляется все большее количество новых профессий, которые требуют от специалиста определенных профессиональных и личностных качеств. Этоопределило тему магистерской диссертации: «Связь мотивационноценностного компонента профессионального самоопределения с
профессиональной направленностью».
Цельисследования:изучить связь мотивационно-ценностного компонента профессионального самоопределения с профессиональной направленностью .
Цель исследования конкретизирована в следующих задачах:
1. Изучить особенности ценностно-мотивационного компонента
профессионального самоопределения у студентов средне-специального и высшего учебных заведений.
2. Изучить особенности профессиональной направленности у студентов средне-специального и высшего учебных заведений.
3. Выявить взаимосвязи мотивационно-ценностного компонента
профессионального самоопределения с профессиональной направленностью у студентов средне-специального учебного заведения.
4. Выявить взаимосвязи мотивационно-ценностного компонента
профессионального самоопределения с профессиональной направленностью у студентов высшего учебного заведения.
5. Выявить различия между студентами средне-специального и высшего учебных заведений по показателям мотивационно-ценностного компонента профессионального самоопределения и профессиональной направленности.
Объект исследования - профессиональное самоопределение.
Предмет исследования - связь мотивационно-ценностного компонента профессионального самоопределения с профессиональной направленностью .
Выборку исследования составили 80 обучающихся средне-специальных и высших учебных заведений экономических факультетов в возрасте от 16 до 20 лет (40 обучающихся средне-специальных учебных заведений, среди них 20 девушек и 20 юношей, и 40 обучающихся высших учебных заведений, среди них 20 девушек и 20 юношей).
Гипотезы исследования:
1. Существуют статистически значимые взаимосвязи мотивационноценностного компонента профессионального самоопределения с
профессиональной направленностью у студентов средне-специального учебного заведения по показателям профессиональной направленности, ценностным ориентациям и структуре мотивационной сферы.
2 . Существуют статистически значимые взаимосвязи мотивационноценностного компонента профессионального самоопределения с
профессиональной направленностью у студентов высшего учебного заведения по показателям профессиональной направленности, ценностным ориентациям и структуре мотивационной сферы.
3. Существуют статистически значимые различия в показателях мотивационно-ценностного компонента профессионального самоопределения в группах студентов среде-специального и высшего учебных заведений по показателям профессиональной направленности, ценностным ориентациям и структуре мотивационной сферы.
Методики исследования: методика «Мотивы выбора профессии»
(автор:Р.В. Овчарова), тест-опросникА. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД, модификация М.Ш. Магомед-Эминова), опросник карьерных ориентаций личности «Якоря карьеры» (опросник Э.Шейна, переведен и адаптирован В.Э. Винокуровой и В.А. Чикер), ценностный опросник Шварца (адаптирован В.Н. Карандашевым).
Методы математической обработки данных: первичные описательные статистики, метод ранговой корреляции Спирмена,И-критерий Манна-Уитни.
Практическая значимость:проведенное исследование позволит уточнить представления о характеристиках субъекта, опосредствующих профессиональное самоопределение обучающихся разных уровней профессионального образования, что сможет помочь специалистам усовершенствовать систему профориентационной работы с обучающимися в зависимости от уровня образования и структуры взаимосвязанных характеристик субъекта, соответствующих компонентам структуры личности профессионала.
Объем и структура исследования:выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения и библиографического списка (82 наименования).Первая глава содержит результаты теоретического анализа литературы и эмпирических исследований в рамках данной темы. Вторая глава содержит план, условия организации, методики и методы исследования. В третьей главе анализируются и интерпретируютсяполученные результаты. Работу завершают выводы по результатам проведенного исследования, заключение, список литературы. Данная работа включает9 таблиц и 5 рисунков. Общий объем работы составил 90 страниц.
Тема данной магистерской диссертации: «Связь мотивационно-ценностного компонента профессионального самоопределения с профессиональной направленностью».
На сегодняшний день тема актуальна, проблема выбора профессии и обучения этой профессии стоит перед обучающимися всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе - на рынке труда появляется все большее количество новых профессий, которые требуют от специалиста определенных профессиональных и личностных качеств.
Практическая значимость проблемы профессионального самоопределения обучающихся заключается в необходимости преодоления противоречия между потребностями социума в сбалансированной структуре кадров и сложившимися профессиональными предпочтениями молодежи. Система профориентации оказывает существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор молодыми людьми их профессионального пути, адаптации к профессии. Адекватность выбора специальности влияет на общее качество жизни.
Согласно определению, принятому за основу работы, профессиональное самоопределение - это готовность к выбору профессии и устойчивая целостная система профессионально важных качеств личности (положительное отношение к избираемому виду профессиональной деятельности, наличие необходимых знаний, умений, навыков).
Исходя из теоретических представлений, мы предположили, что существуют статистически значимые взаимосвязи мотивационно-ценностного компонента профессионального самоопределения с профессиональной направленностью у студентов средне-специального учебного заведения по показателям профессиональной направленности, ценностным ориентациям и структуре мотивационной сферы; существуют статистически значимые взаимосвязи мотивационно-ценностного компонента профессионального самоопределения с профессиональной направленностью у студентов высшего учебного заведения по показателям профессиональной направленности, ценностным ориентациям и структуре мотивационной сферы; а также что существуют статистически значимые различия в показателях мотивационно-ценностного компонента профессионального самоопределения в группах студентов среде-специального и высшего учебных заведений по показателям профессиональной направленности, ценностным ориентациям и структуре мотивационной сферы.
В рамках данного исследования были проанализированы проблемы профессионального самоопределения в связи с личностными особенностями обучающихся разных уровней профессионального образования; изучены особенности ценностно-мотивационного компонента профессионального самоопределения у студентов средне-специального и высшего учебных заведений; изучены особенности профессиональной направленности у студентов средне-специального и высшего учебных заведений; выявлены взаимосвязи мотивационно-ценностного компонента профессионального самоопределения с профессиональной направленностью у студентов средне-специального учебного заведения; выявлены взаимосвязи мотивационно-ценностного компонента профессионального самоопределения с профессиональной направленностью у студентов высшего учебного заведения; выявлены различия между студентами средне-специального и высшего учебных заведений по показателям мотивационно-ценностного компонента профессионального самоопределения и профессиональной направленности.
По итогам проведенного исследования поставленные гипотезы подтвердились, цель достигнута, все задачи решены.
Исследование позволит уточнить представления о характеристиках субъекта, опосредствующих профессиональное самоопределение обучающихся разных уровней образования, что сможет помочь специалистам усовершенствовать систему профориентационной работы с учащимися в зависимости от уровня образования и структуры взаимосвязанных характеристик субъекта, соответствующих компонентам структуры личности профессионала
На сегодняшний день тема актуальна, проблема выбора профессии и обучения этой профессии стоит перед обучающимися всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе - на рынке труда появляется все большее количество новых профессий, которые требуют от специалиста определенных профессиональных и личностных качеств.
Практическая значимость проблемы профессионального самоопределения обучающихся заключается в необходимости преодоления противоречия между потребностями социума в сбалансированной структуре кадров и сложившимися профессиональными предпочтениями молодежи. Система профориентации оказывает существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор молодыми людьми их профессионального пути, адаптации к профессии. Адекватность выбора специальности влияет на общее качество жизни.
Согласно определению, принятому за основу работы, профессиональное самоопределение - это готовность к выбору профессии и устойчивая целостная система профессионально важных качеств личности (положительное отношение к избираемому виду профессиональной деятельности, наличие необходимых знаний, умений, навыков).
Исходя из теоретических представлений, мы предположили, что существуют статистически значимые взаимосвязи мотивационно-ценностного компонента профессионального самоопределения с профессиональной направленностью у студентов средне-специального учебного заведения по показателям профессиональной направленности, ценностным ориентациям и структуре мотивационной сферы; существуют статистически значимые взаимосвязи мотивационно-ценностного компонента профессионального самоопределения с профессиональной направленностью у студентов высшего учебного заведения по показателям профессиональной направленности, ценностным ориентациям и структуре мотивационной сферы; а также что существуют статистически значимые различия в показателях мотивационно-ценностного компонента профессионального самоопределения в группах студентов среде-специального и высшего учебных заведений по показателям профессиональной направленности, ценностным ориентациям и структуре мотивационной сферы.
В рамках данного исследования были проанализированы проблемы профессионального самоопределения в связи с личностными особенностями обучающихся разных уровней профессионального образования; изучены особенности ценностно-мотивационного компонента профессионального самоопределения у студентов средне-специального и высшего учебных заведений; изучены особенности профессиональной направленности у студентов средне-специального и высшего учебных заведений; выявлены взаимосвязи мотивационно-ценностного компонента профессионального самоопределения с профессиональной направленностью у студентов средне-специального учебного заведения; выявлены взаимосвязи мотивационно-ценностного компонента профессионального самоопределения с профессиональной направленностью у студентов высшего учебного заведения; выявлены различия между студентами средне-специального и высшего учебных заведений по показателям мотивационно-ценностного компонента профессионального самоопределения и профессиональной направленности.
По итогам проведенного исследования поставленные гипотезы подтвердились, цель достигнута, все задачи решены.
Исследование позволит уточнить представления о характеристиках субъекта, опосредствующих профессиональное самоопределение обучающихся разных уровней образования, что сможет помочь специалистам усовершенствовать систему профориентационной работы с учащимися в зависимости от уровня образования и структуры взаимосвязанных характеристик субъекта, соответствующих компонентам структуры личности профессионала
Подобные работы
- Взаимосвязь между учебной мотивацией и профессиональной направленностью у старших подростков и юношей
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - ДИНАМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - Связь личностной зрелости и профессионального самоопределения в юношеском возрасте
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - СОЗДАНИЕ WEB-САЙТА «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ»
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Изучить особенности профессионального самоопределения у студентов 4 курса обучающихся на педагогических специальностях
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ, РАБОТАЮЩИХ
С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5790 р. Год сдачи: 2018 - МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2016 - СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2020 - Оптимизация профессионально-личностной направленности преподавателя ВУЗа
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017





