ТОЛСТЫЙ ПОЭТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ КАК ТИП ИЗДАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЖУРНАЛА ПОЭЗИИ «АРИОН»)
|
Введение 4
1 Теоретические основы исследования 6
1.1 История развития толстого журнала как вида
периодического издания 6
1.2 Социокультурные процессы в России, повлиявшие на
формирование читательской аудитории толстых журналов 9
1.3 Специфика современных толстых журналов.
Толстый поэтический журнал 11
1.4 Тенденции и перспективы развития толстых и толстых
поэтических журналов 16
1.5 История возникновения и современное состояние
журнала «Арион» 19
1.6 Выводы по теоретической главе 22
2 Журнал «Арион» как тип толстого поэтического журнала 23
2.1 Идейно-тематические приоритеты 23
2.2 Типологическая характеристика журнала 26
2.2.1 Характер информации и ее интерпретация 27
2.2.2 Издающий орган (владелец, издатель и учредитель) 28
2.2.3 Цели и задачи, читательская аудитория, читательский спрос 30
2.2.4 Авторский состав 30
2.2.5 Внутренняя структура 36
2.2.6 Оформление 39
2.2.7 Периодичность, объем, тираж, жанры 41
2.3 Электронная версия толстого поэтического журнала «Арион» 42
2.3.1 Характеристика сайта толстого поэтического журнала «Арион» 42
2.3.2 Сравнение печатной, электронной и мобильной версий
журнала «Арион» 45
2.3.3 Сайт толстого поэтического журнала «Арион» с точки зрения
типологии 47
2.4 Функции, миссия и позиция журнала «Арион» в XXI веке 48
2.5 Выводы по практической главе 51
Заключение 55
Список использованных источников 59
Приложение А Список авторов, чьи работы были опубликованы
в толстом поэтическом журнале «Арион»
с №1 (2014) по №1 (2018) 64
1 Теоретические основы исследования 6
1.1 История развития толстого журнала как вида
периодического издания 6
1.2 Социокультурные процессы в России, повлиявшие на
формирование читательской аудитории толстых журналов 9
1.3 Специфика современных толстых журналов.
Толстый поэтический журнал 11
1.4 Тенденции и перспективы развития толстых и толстых
поэтических журналов 16
1.5 История возникновения и современное состояние
журнала «Арион» 19
1.6 Выводы по теоретической главе 22
2 Журнал «Арион» как тип толстого поэтического журнала 23
2.1 Идейно-тематические приоритеты 23
2.2 Типологическая характеристика журнала 26
2.2.1 Характер информации и ее интерпретация 27
2.2.2 Издающий орган (владелец, издатель и учредитель) 28
2.2.3 Цели и задачи, читательская аудитория, читательский спрос 30
2.2.4 Авторский состав 30
2.2.5 Внутренняя структура 36
2.2.6 Оформление 39
2.2.7 Периодичность, объем, тираж, жанры 41
2.3 Электронная версия толстого поэтического журнала «Арион» 42
2.3.1 Характеристика сайта толстого поэтического журнала «Арион» 42
2.3.2 Сравнение печатной, электронной и мобильной версий
журнала «Арион» 45
2.3.3 Сайт толстого поэтического журнала «Арион» с точки зрения
типологии 47
2.4 Функции, миссия и позиция журнала «Арион» в XXI веке 48
2.5 Выводы по практической главе 51
Заключение 55
Список использованных источников 59
Приложение А Список авторов, чьи работы были опубликованы
в толстом поэтическом журнале «Арион»
с №1 (2014) по №1 (2018) 64
Актуальность исследования: немалую роль в истории литературы и журналистики России сыграли толстые журналы, однако сегодня они переживают не лучшие времена. Кроме того, в это нестабильное время появились толстые поэтические журналы, которые, популяризируя русскую поэзию и являясь неотъемлемой частью культуры, имеют те же сложности, что и все толстые журналы. И хотя толстые поэтические журналы вносят существенный вклад в современную культуру, они недостаточно хорошо изучены.
Поэтому целью нашего исследования стали:
- анализ современного состояния толстого поэтического журнала;
- определение перспектив его развития.
В соответствии с целями, мы поставили задачи нашего исследования:
- изучить теоретическую базу по истории журнала
- выделить характерные признаки, присущие толстому поэтическому журналу
- выделить типологические признаки для толстого поэтического журнала.
- вывести критерии для анализа журнала «Арион»
- проанализировать несколько выпусков журнала «Арион»
Объектом нашего исследования стал толстый поэтический журнал в целом.
Предмет исследования - типологические характеристики толстого поэтического журнала на конкретном примере издания «Арион».
Научная новизна: несмотря на то, что толстые литературные журналы XIX и XX вв. изучены достаточно хорошо, современные толстые журналы не так часто попадают в фокус научного исследования. Толстые же поэтические журналы, «пионером» которых является появившийся в 1994 году «Арион», изучались крайне мало.
Наша исследовательская работа состоит из двух частей. В первой части кратко представлена история развития толстого журнала и толстого поэтического журнала в частности, социокультурные процессы, повлиявшие на формирование интересов читательской аудитории толстых поэтических журналов, специфические особенности толстых и толстых поэтических журналов, а также тенденции и перспективы развития толстых и толстых поэтических журналов.
В практической части на основе сформулированных критериев анализа проводится исследование журнала «Арион». Помимо этого, в этой части нашей бакалаврской работы мы рассматриваем идейно-тематические приоритеты толстого поэтического журнала «Арион», его функции, миссию и позицию. Кроме того, поскольку исследуемый нами журнал «Арион» имеет собственный сайт, в практической части мы также подробно рассмотрели сайт журнала, как с чисто эстетической точки зрения, так и с точки зрения типологии, а также сравнили электронную и печатную версии издания.
В заключении формулируются и обогащаются основные выводы, полученные нами в ходе исследования толстого поэтического журнала «Арион».
Теоретическую базу нашего исследования составили труды ученых в области типологии средств массовой информации, истории журналистики: С.Я. Махонина [Махонина, 2004], Б.И. Есин [Есин, 2000], Р.П. Овсепян [Овсепян, 1999], В.В. Карпова [Карпова, 2015], В.А. Капустина [Капустина, 2007], П.В. Мотеюнайте, М.В. Красева [Мотеюнайте, Красева, 2015], Ф.Б. Бешукова [Бешукова, 2008], Е.В. Парахневич [Парахневич, 2012], А.И. Акопов [Акопов, 1985], В.В. Тулупов [Тулупов, 1996].
Эмпирическая база исследования: выпуски журнала «Арион» за четыре года (№1 (2014) - №1 (2018)), т.е. 17 выпусков журнала.
Методы исследования: бакалаврская работа написана на основе контент- анализа текстов журнала «Арион»
Поэтому целью нашего исследования стали:
- анализ современного состояния толстого поэтического журнала;
- определение перспектив его развития.
В соответствии с целями, мы поставили задачи нашего исследования:
- изучить теоретическую базу по истории журнала
- выделить характерные признаки, присущие толстому поэтическому журналу
- выделить типологические признаки для толстого поэтического журнала.
- вывести критерии для анализа журнала «Арион»
- проанализировать несколько выпусков журнала «Арион»
Объектом нашего исследования стал толстый поэтический журнал в целом.
Предмет исследования - типологические характеристики толстого поэтического журнала на конкретном примере издания «Арион».
Научная новизна: несмотря на то, что толстые литературные журналы XIX и XX вв. изучены достаточно хорошо, современные толстые журналы не так часто попадают в фокус научного исследования. Толстые же поэтические журналы, «пионером» которых является появившийся в 1994 году «Арион», изучались крайне мало.
Наша исследовательская работа состоит из двух частей. В первой части кратко представлена история развития толстого журнала и толстого поэтического журнала в частности, социокультурные процессы, повлиявшие на формирование интересов читательской аудитории толстых поэтических журналов, специфические особенности толстых и толстых поэтических журналов, а также тенденции и перспективы развития толстых и толстых поэтических журналов.
В практической части на основе сформулированных критериев анализа проводится исследование журнала «Арион». Помимо этого, в этой части нашей бакалаврской работы мы рассматриваем идейно-тематические приоритеты толстого поэтического журнала «Арион», его функции, миссию и позицию. Кроме того, поскольку исследуемый нами журнал «Арион» имеет собственный сайт, в практической части мы также подробно рассмотрели сайт журнала, как с чисто эстетической точки зрения, так и с точки зрения типологии, а также сравнили электронную и печатную версии издания.
В заключении формулируются и обогащаются основные выводы, полученные нами в ходе исследования толстого поэтического журнала «Арион».
Теоретическую базу нашего исследования составили труды ученых в области типологии средств массовой информации, истории журналистики: С.Я. Махонина [Махонина, 2004], Б.И. Есин [Есин, 2000], Р.П. Овсепян [Овсепян, 1999], В.В. Карпова [Карпова, 2015], В.А. Капустина [Капустина, 2007], П.В. Мотеюнайте, М.В. Красева [Мотеюнайте, Красева, 2015], Ф.Б. Бешукова [Бешукова, 2008], Е.В. Парахневич [Парахневич, 2012], А.И. Акопов [Акопов, 1985], В.В. Тулупов [Тулупов, 1996].
Эмпирическая база исследования: выпуски журнала «Арион» за четыре года (№1 (2014) - №1 (2018)), т.е. 17 выпусков журнала.
Методы исследования: бакалаврская работа написана на основе контент- анализа текстов журнала «Арион»
В проведенном бакалаврском исследовании нами дана типологическая характеристика толстого поэтического журнала «Арион». В ходе исследования мы рассмотрели краткую историю толстых журналов в России, начиная с их возникновения и до наших дней, а также социокультурные процессы в России, повлиявшие на формирование интересов читательской аудитории толстых журналов. Это позволило нам лучше понять, какое положение занимали толстые журналы на протяжении всей истории их существования, а также представить их эволюцию в зависимости от исторических событий. Кроме того, особое внимание мы уделили процессам, происходившим в обществе в 90-х гг XX века, поскольку именно в 1994 году вышел первый номер исследуемого нами журнала «Арион». Это помогло нам лучше понять, на какой культурной основе появился «Арион» и для кого он был создан.
Кроме того, нами были рассмотрены специфические характеристики современных толстых журналов, такие, как объем, периодичность, аудитория, а также просмотрены существующие сегодня толстые поэтические журналы «Интерпоэзия», «Журнал ПОэтов» и «Воздух».
Тенденции и перспективам развития толстых и толстых поэтических журналов мы также уделили много внимания, рассмотрев мнения таких специалистов в этом вопросе, как прозаик Иван Шипнигов, литературный критик и журналист Алла Латынина, литературный критик и заведующий отделом поэзии журнала «Новый мир» Павел Крючков, главный редактор журнала «Знамя», литературный критик и публицист Сергей Чупринин, писатель Елена Зейферт, а также писатель и главный редактор журнала «Роман- газета» Юрий Козлов. В общем и целом мы можем сказать, что мнения специалистов в области литературы относительно дальнейшего существования толстых журналов сильно разнятся. Некоторые из них считают, что у толстый журнал уже изжил себя и у него нет абсолютно никакого будущего; однако большинство все же считает, что толстый журнал будет существовать, хотя, возможно, и не в таком виде, как раньше.
Кроме того, нами был подробно рассмотрен журнал «Арион» как пример толстого поэтического журнала. Выяснилось, что «Арион» широко известен и занимает видное место в области современной элитарной литературы; при этом он ориентирован на читателей всех возрастов, а не преимущественно на молодую аудиторию, как, например, «Воздух» или «Журнал ПОэтов».
В практической главе нашего исследования мы проанализировали толстый поэтический журнал «Арион» как тип толстого поэтического журнала, в частности, мы рассмотрели идейно-тематические приоритеты, отметив тот факт, что в «Арионе» превалирует тема современного состояния и развития современной литературы и, в частности, современной поэзии, а также, большое внимание уделено теме культурного и эстетического развития. Изучив характер информации и ее интерпретацию, мы можем сделать вывод, что в целом в журнале «Арион» представлены как фактический, так и оценочный характер информации.
Согласно опубликованной в №1 (1994) программе, толстый поэтический журнал «Арион» имеет собственную цель - «отразить в лучших образцах все многообразие современной русской поэзии, запечатлеть ее движение».
Изучив читательскую аудиторию, мы пришли к выводу, что целевой аудиторией толстого поэтического журнала «Арион» являются не только серьёзные любители поэзии, исследователи литературы и поэты, но и талантливая молодёжь.
Исследовав авторский состав журнала «Арион» за три года, мы пришли к выводу, что на его страницах за этот период были опубликованы работы 169 авторов. При этом необходимо отметить, что обычно авторы печатаются в каком-либо одном разделе; однако работы некоторых авторов (таких, как Абдуллаев Евгении, Муратханов Вадим, Перельмутер Вадим, Скворцов Артем, Алехин Алексей и проч.) были напечатаны в разных разделах. Изучив биографии 9 наиболее часто печатающихся на страницах «Ариона» авторов, мы пришли к выводу, что в основном авторы - известные в узких литературных кругах люди, серьёзные писатели и поэты современности.
Также в этой главе мы уделили много внимания внутренней структуре толстого поэтического журнала «Арион» и пришли к выводу, что «Арион» сформировался и устоялся не только в плане наличия определенных рубрик, но и в плане их расположения в журнале.
Особым разделом является постоянный раздел «Голоса». От всех прочих разделов его отличает объем (больше всего страниц журнала приходится именно на «Голоса») и положение в журнале (с них начинается каждый номер, они «разбиты» и встречаются в разных местах журнала).
Оформление журнала «Арион» весьма сдержанное; каждый номер включает в себя только 2-3 полностраничные черно-белые иллюстрации; шрифты подобраны так, чтобы было комфортно читать и ничто не отвлекало от содержания.
На страницах «Ариона» представлены разные жанры, от поэтических до литературно-критических. Кроме того, мы обнаружили связь жанров текстов с разделами, где эти тексты были опубликованы. Так, в разделах «Голоса», «Листки» и «Читальный зал», где в основном опубликованы стихотворения разных авторов и направлений, превалирующую роль играют поэтические жанры. В разделах «Монологи» и «Проза поэта» чаще всего публикуются материалы критических жанров. В разделах «Анналы» и «Пантеон» часто размещены биографии выдающихся поэтов и прозаиков. В «Алгебре гармонии» часто размещены полезные для новичков сведения, например, что такое верлибр и как его грамотно использовать, разбираются стихотворения либо их фрагменты, однако при этом присутствует изрядная доля критической оценки автора, поэтому мы решили отнести этот раздел к аналитическим жанрам. В разделе «Диалоги» обычный жанр - беседа.
Говоря о периодичности, объёме и тираже толстого поэтического журнала «Арион», мы сделали вывод, что журнал выходит четыре раза в год (в марте, июне, октябре и декабре); объем каждого номера стабильный - 128 страниц; общий тираж неизвестен (по решению попечителей из общего тиража номера 658 экземпляров бесплатно рассылается в библиотеки РФ).
Отдельного внимания заслужила электронная версия толстого поэтического журнала «Арион»: мы рассмотрели ее характеристику как с эстетической точки зрения, так и с точки зрения трех важнейших свойств интернет-СМИ: интерактивности, мультимедийности и гипертекстуальности. Кроме того, мы сравнили печатную и электронную версии журнала «Арион», сделав вывод, что, за исключением ряда небольших несовпадений в оформлении, наполнение журнала при смене версий не изменилось, все авторы и материалы, представленные в одной версии, в полном объёме представлены и в другой. Также мы рассмотрели мобильную версию «Ариона», сделав вывод, что она полностью совпадает с печатной версией. Кроме того, мы рассмотрели сайт журнала «Арион» с точки зрения типологии, отметив, что исследуемый сайт относится к интернет-журналу и смешанном типу издания.
Последним пунктом нашего исследования стали функции, миссия и позиция журнала «Арион» в XXI веке. Так, мы пришли к выводу, что журнал «Арион» выполняет три важнейших функции: функцию транслятора современной литературы в регионы, поддерживает связи внутри литературного сообщества, а также выполняет функцию патронажа. Кроме того, мы выяснили, что миссия толстого поэтического журнала «Арион» заключается в создании творческой площадки, на которой было бы представлено все, что составляет и окружает современную русскую поэзию и помогает понять ее путь и тенденции: стихи, поэтическая проза, переводы, эссе, архивные материалы, воспоминания. При этом журнал «Арион» не связан ни с одной поэтической группой, не отдаёт предпочтение ни одной творческой манере, готов предоставить свои страницы и традиционным авторам, и авторам «новой волны». Таким образом, журнал позиционирует себя как журнал, открытый для всех направлений и течении.
Таким образом, реализовать цели и задачи исследования, поставленные в введении, нам удалось в полной мере.
Кроме того, нами были рассмотрены специфические характеристики современных толстых журналов, такие, как объем, периодичность, аудитория, а также просмотрены существующие сегодня толстые поэтические журналы «Интерпоэзия», «Журнал ПОэтов» и «Воздух».
Тенденции и перспективам развития толстых и толстых поэтических журналов мы также уделили много внимания, рассмотрев мнения таких специалистов в этом вопросе, как прозаик Иван Шипнигов, литературный критик и журналист Алла Латынина, литературный критик и заведующий отделом поэзии журнала «Новый мир» Павел Крючков, главный редактор журнала «Знамя», литературный критик и публицист Сергей Чупринин, писатель Елена Зейферт, а также писатель и главный редактор журнала «Роман- газета» Юрий Козлов. В общем и целом мы можем сказать, что мнения специалистов в области литературы относительно дальнейшего существования толстых журналов сильно разнятся. Некоторые из них считают, что у толстый журнал уже изжил себя и у него нет абсолютно никакого будущего; однако большинство все же считает, что толстый журнал будет существовать, хотя, возможно, и не в таком виде, как раньше.
Кроме того, нами был подробно рассмотрен журнал «Арион» как пример толстого поэтического журнала. Выяснилось, что «Арион» широко известен и занимает видное место в области современной элитарной литературы; при этом он ориентирован на читателей всех возрастов, а не преимущественно на молодую аудиторию, как, например, «Воздух» или «Журнал ПОэтов».
В практической главе нашего исследования мы проанализировали толстый поэтический журнал «Арион» как тип толстого поэтического журнала, в частности, мы рассмотрели идейно-тематические приоритеты, отметив тот факт, что в «Арионе» превалирует тема современного состояния и развития современной литературы и, в частности, современной поэзии, а также, большое внимание уделено теме культурного и эстетического развития. Изучив характер информации и ее интерпретацию, мы можем сделать вывод, что в целом в журнале «Арион» представлены как фактический, так и оценочный характер информации.
Согласно опубликованной в №1 (1994) программе, толстый поэтический журнал «Арион» имеет собственную цель - «отразить в лучших образцах все многообразие современной русской поэзии, запечатлеть ее движение».
Изучив читательскую аудиторию, мы пришли к выводу, что целевой аудиторией толстого поэтического журнала «Арион» являются не только серьёзные любители поэзии, исследователи литературы и поэты, но и талантливая молодёжь.
Исследовав авторский состав журнала «Арион» за три года, мы пришли к выводу, что на его страницах за этот период были опубликованы работы 169 авторов. При этом необходимо отметить, что обычно авторы печатаются в каком-либо одном разделе; однако работы некоторых авторов (таких, как Абдуллаев Евгении, Муратханов Вадим, Перельмутер Вадим, Скворцов Артем, Алехин Алексей и проч.) были напечатаны в разных разделах. Изучив биографии 9 наиболее часто печатающихся на страницах «Ариона» авторов, мы пришли к выводу, что в основном авторы - известные в узких литературных кругах люди, серьёзные писатели и поэты современности.
Также в этой главе мы уделили много внимания внутренней структуре толстого поэтического журнала «Арион» и пришли к выводу, что «Арион» сформировался и устоялся не только в плане наличия определенных рубрик, но и в плане их расположения в журнале.
Особым разделом является постоянный раздел «Голоса». От всех прочих разделов его отличает объем (больше всего страниц журнала приходится именно на «Голоса») и положение в журнале (с них начинается каждый номер, они «разбиты» и встречаются в разных местах журнала).
Оформление журнала «Арион» весьма сдержанное; каждый номер включает в себя только 2-3 полностраничные черно-белые иллюстрации; шрифты подобраны так, чтобы было комфортно читать и ничто не отвлекало от содержания.
На страницах «Ариона» представлены разные жанры, от поэтических до литературно-критических. Кроме того, мы обнаружили связь жанров текстов с разделами, где эти тексты были опубликованы. Так, в разделах «Голоса», «Листки» и «Читальный зал», где в основном опубликованы стихотворения разных авторов и направлений, превалирующую роль играют поэтические жанры. В разделах «Монологи» и «Проза поэта» чаще всего публикуются материалы критических жанров. В разделах «Анналы» и «Пантеон» часто размещены биографии выдающихся поэтов и прозаиков. В «Алгебре гармонии» часто размещены полезные для новичков сведения, например, что такое верлибр и как его грамотно использовать, разбираются стихотворения либо их фрагменты, однако при этом присутствует изрядная доля критической оценки автора, поэтому мы решили отнести этот раздел к аналитическим жанрам. В разделе «Диалоги» обычный жанр - беседа.
Говоря о периодичности, объёме и тираже толстого поэтического журнала «Арион», мы сделали вывод, что журнал выходит четыре раза в год (в марте, июне, октябре и декабре); объем каждого номера стабильный - 128 страниц; общий тираж неизвестен (по решению попечителей из общего тиража номера 658 экземпляров бесплатно рассылается в библиотеки РФ).
Отдельного внимания заслужила электронная версия толстого поэтического журнала «Арион»: мы рассмотрели ее характеристику как с эстетической точки зрения, так и с точки зрения трех важнейших свойств интернет-СМИ: интерактивности, мультимедийности и гипертекстуальности. Кроме того, мы сравнили печатную и электронную версии журнала «Арион», сделав вывод, что, за исключением ряда небольших несовпадений в оформлении, наполнение журнала при смене версий не изменилось, все авторы и материалы, представленные в одной версии, в полном объёме представлены и в другой. Также мы рассмотрели мобильную версию «Ариона», сделав вывод, что она полностью совпадает с печатной версией. Кроме того, мы рассмотрели сайт журнала «Арион» с точки зрения типологии, отметив, что исследуемый сайт относится к интернет-журналу и смешанном типу издания.
Последним пунктом нашего исследования стали функции, миссия и позиция журнала «Арион» в XXI веке. Так, мы пришли к выводу, что журнал «Арион» выполняет три важнейших функции: функцию транслятора современной литературы в регионы, поддерживает связи внутри литературного сообщества, а также выполняет функцию патронажа. Кроме того, мы выяснили, что миссия толстого поэтического журнала «Арион» заключается в создании творческой площадки, на которой было бы представлено все, что составляет и окружает современную русскую поэзию и помогает понять ее путь и тенденции: стихи, поэтическая проза, переводы, эссе, архивные материалы, воспоминания. При этом журнал «Арион» не связан ни с одной поэтической группой, не отдаёт предпочтение ни одной творческой манере, готов предоставить свои страницы и традиционным авторам, и авторам «новой волны». Таким образом, журнал позиционирует себя как журнал, открытый для всех направлений и течении.
Таким образом, реализовать цели и задачи исследования, поставленные в введении, нам удалось в полной мере.



