ВВЕДЕНИЕ 2
1 Трудовая мотивация молодых специалистов - аспекты теоретического
изучения 6
1.1 Трудовая мотивация - подходы к определению 6
1.2 Специфика трудовой мотивации молодых специалистов
социономического профиля 13
2 Исследование трудовой мотивации молодых специалистов организаций по
работе с молодежью г. Томска 28
2.1 Актуальные кадровые проблемы государственной молодежной
политики в сфере организации работы с молодежью, на примере г. Томска 28
2.2 Особенности трудовой мотивации молодых специалистов в
организациях по работе с молодежью г. Томска 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
Приложение 1 71
Приложение 2 73
Приложение 3 76
Приложение 4 79
Приложение 5
Социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, в частности явления демократизации и гуманизации общества, ведут к увеличению числа специалистов помогающих профессий социономического типа (профессии системы «человек-человек»), представителями которой являются социальные работники, психологи, педагоги и т.д.
Профессиональная деятельность данных специалистов посвящена достижению таких гуманистических и общественных идеалов, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, полное развитие индивидов и групп в различных формациях индивидуальной и социальной жизни, от их профессионализма зависит здоровье и жизнь других людей, обратившихся к ним за помощью и поддержкой.
Поскольку в сфере практики средством профессиональной деятельности выступает сама личность специалиста, особую актуальность приобретают такие вопросы, как - кто те молодые люди, которые осуществляют свой профессиональный выбор в ее пользу (каковы их стремления, интересы)? Какими мотивами они руководствуются, осуществляя свою профессиональную деятельность, что мотивирует их совершенствовать свой профессиональный уровень? Иными словами, требуется пристальное внимание к особенностям процесса их личностного самоопределения и развития в профессии.
Второй аспект, подчеркивающий актуальность данной проблематики, заключается в том, что резко возросшие в последнее время требования к профессионализму специалистов помогающих профессий, а именно специалистов в сфере организации работы с молодежью, стимулируют поиски новых подходов в сохранении и преумножении их навыков и знаний, приобретаемых еще в процессе обучения в образовательном учреждении и далее непосредственно на рабочем месте.
Причины внимания со стороны государственных и частных институтов к теме трудовой мотивации молодых специалистов основаны на социально-экономических преобразованиях в системе государственной поддержки молодежи. Согласно Концепции развития кадрового потенциала молодежной политики РФ, формирование кадрового потенциала является в настоящее время одной из ключевых задач государственной молодежной политики .
Во всех субъектах Российской Федерации функционируют органы по делам молодежи, численность сотрудников которых достигает более 2000 человек. При органах по делам молодежи субъектов Российской Федерации функционирует более 2000 учреждений социального обслуживания молодежи, 1750 подростково-молодежных клубов (центров), более 2000 клубов (центров) молодой семьи, более 7000 центров отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи .
Целью работы с молодежью является создание предпосылок для поддержки молодежи в ее способности справиться с жизнью в обществе . Реализация трудового потенциала молодежи социономического профиля обучения в организациях по работе с молодежью (государственные структуры, НКО, муниципальные учреждения и т.д.), ведет не только к успешной трудовой адаптации отдельной категории, но и приносит ощутимую пользу для молодежной политики страны в целом.
Мотивированные и профессиональные, полные энтузиазма молодые специалисты более социально-активны, чем старшее поколение, это делает их незаменимыми в деятельности организаций по работе с молодежью в современной России.
Анализ качественного состояния кадров показывает, что у значительной части сотрудников молодежных структур отсутствует необходимая профессиональная квалификация и практический опыт. На данном этапе в субъектах Российской Федерации со средним и высоким уровнем развития сферы молодежной политики средний возраст работников понижается и составляет 23-29 лет . Низкие возрастные показатели характерны также для негосударственных органов и учреждений органов по делам молодежи, молодежных организаций и движений.
Проблема усиливается и несоответствием количественного состава работников органов по делам молодежи, объему и характеру решаемых ими задач, масштабам и темпам социальных перемен, что ведет к высокой текучести кадров в организациях по работе с молодежью по всей стране .
Индивидуальная эффективность работы молодых сотрудников организации по работе с молодежью, как системного явления, напрямую зависит от степени трудовой и личной мотивированности сотрудников.
Работа с молодежью, требующая от специалистов данной сферы постоянной вовлеченности, ответственности, зачастую эмоционально напряженная, может стать стрессогенной для молодых специалистов (синдром профессионального выгорания, снижение самооценки, стрессовые состояния и др.). Часто это приводит к снижению результатов работы, а также явлению профессиональной регрессии, увольнению по собственному желанию молодыми специалистами.
Индивидуальная производительность, а также эффективность и слаженность работы любой организации, как системы, напрямую зависит от степени мотивированности сотрудников. Мотивация персонала в организациях по работе с молодежью может отчасти компенсировать многие недочеты в других функциях, к примеру, недостатки в организации, планировании, контроле. В то время как низкую мотивацию редко возможно компенсировать, особенно среди молодых сотрудников организации. Поэтому важнейшей функцией современного руководителя организации по работе с молодежью становится мотивация персонала.
Возникает вопрос, составляющий проблему данного исследования: каковы особенности трудовой мотивации молодых специалистов помогающих профессий в организациях по работе с молодежью (на примере г. Томска)?
Цель: изучить восприятие молодыми специалистами в организациях по работе с молодежью процесса их трудовой мотивации, на примере г. Томска.
Задачи:
- изучить теоретические аспекты трудовой мотивации персонала;
- рассмотреть специфику трудовой мотивации молодых специалистов социономического профиля;
- выявить актуальные кадровые проблемы государственной молодежной политики в сфере организации работы с молодежью, на примере г. Томска;
- проанализировать особенности трудовой мотивации молодых специалистов в организациях по работе с молодежью г. Томска.
Объектом исследования является трудовая мотивация специалистов помогающих профессий.
Предметом исследования является восприятие трудовой мотивации молодыми специалистами организаций по работе с молодежью г. Томска.
Из этого следует гипотеза дипломной работы: существующая система мотивации не стимулирует персонал на продолжение деятельности в организациях по работе с молодежью г. Томска, а именно к профессиональному развитию и/или карьерному росту в рамках текущей организации.
Резко возросшие в последнее время требования к профессионализму специалистов помогающих профессий, а именно специалистам в сфере организации работы с молодежью, стимулируют поиски новых методов и подходов в мотивации труда. Несоответствие количественного состава работников органов по делам молодежи объему и характеру решаемых ими задач ведет к высокой текучести кадров в организациях по работе с молодежью по всей стране . Это связано, в том числе, с определенными особенностями трудовой мотивации молодых специалистов помогающих профессий в организациях по работе с молодежью.
Первая глава данной работы была посвящена теоретическим аспектам изучения трудовой мотивации. Были изучены содержательные и процессуальные теории мотивации. Особое внимание уделено изучению трудовой мотивации молодых специалистов с т.з. теории поколений. Можно постулировать что, материальное вознаграждение - это наиболее распространенный способ трудовой мотивации персонала, однако не всегда самый эффективный . На данном этапе развития информационного общества наиболее важны социальные потребности людей, тогда как сторонники теории научного управления считают, что плата и результативность должны быть тесно связаны, но это не исключает применения других мотивационных методов, кроме экономического.
Специфика трудовой мотивации молодых специалистов социономического профиля в условиях падения производства и резкого изменения структуры спроса на многие профессии, и, вместе с тем, расширение возможностей его экономической деятельности привели к раскоординации подсистем образования и рынка труда и несоответствию запросов работодателей и выпускников помогающих профессий. Разрешение обострившейся проблемы соотношения рынка образования социономического профиля и рынка труда в социальной сфере потребует немалых усилий. Эти усилия в значительной мере должны быть сосредоточены в области разработки методологии анализа взаимодействия данных структур, создания модели их взаимосвязанного прогнозирования, а также системы мотивации молодых специалистов помогающих профессий, начиная еще с обучения в вузе.
Согласно выводам второй главы работы, у современной молодежи начинает формироваться особое представление о месте и роли профессии, профессиональных достижений в жизни человека, о целях профессиональной деятельности и способах их достижения. В качестве проблемной точки следует отметить ситуацию с потенциалом профессионального роста в организациях, где работают специалисты по работе с молодежью. Вследствие явления высокой текучести кадров в организациях по работе с молодежью, что негативно сказывается на результатах деятельности, тема организации процесса трудовой мотивации молодых специалистов в организациях по работе с молодежью становится делом государственной важности.
Современные организации по работе с молодежью являются прямыми агентами реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации. Результаты анализа кадрового состава организаций по работе с молодежью г. Томска показывают, что в последние 2-3 года идет последовательное развитие организаций по реализации молодежной политики. Работа в данной сфере становится востребованной среди молодых специалистов - выпускников педагогических вузов, психологов и социальных работников и др.
Согласно результатам исследования особенностей трудовой мотивации молодых специалистов организаций по работе с молодежью, респонденты согласны с мнением о том, что человеческие ресурсы в организациях по работе с молодежью имеют приоритетное значение. Но в тоже время обеспечение организации молодыми и инициативными специалистами по работе с молодежью, которые готовы развиваться в профессиональном плане, качественно выполнять задачи организации, должно быть обусловлено особыми организационными условиями для их самореализации.
По данным социологического опроса, многие сотрудники организаций работают или хотят работать для того, чтобы стать предметом гордости для своих родных, для коллег по работе и руководителей и др., общественную значимость своей деятельности в рамках работы организации по работе с молодежью, они понимают именно в собственном саморазвитии и возможности творчества в сфере реализации собственных идей и проектов. Для них важна общественная значимость их деятельности, что было подтверждено в исследовании.
Также большинство опрошенных чувствуют себя комфортно в общении с коллегами и руководством, но у них возникают проблемы организационно-управленческого характера относительно объективности и обоснованности применения тех или иных методов материальной и нематериальной мотивации труда в организации. Из-за этого растет недовольство молодых сотрудников, что может являться причиной 62
профессиональной регрессии или увольнения из организации. Более половины опрошенных намерены сменить место работы в ближайшем будущем по тем или иным причинам (56%), но, тем не менее, готовы продолжить работу в самой сфере работы с молодежью.
Согласно результатам исследования, среди организаций по работе с молодежью нет общеуниверсальных, признанных методов трудовой мотивации. Ограниченный набор применяемых методов нематериальной мотивации персонала, используемый сегодня (планерки, дополнительное обучение и др.) становится неэффективен с целью мотивации специалистов по работе с молодежью поколения «Y». Руководителями организаций редко используются методы материальной мотивации, например, поощрение при высоких результатах труда или сверхурочной работе, по мнению респондентов, где применяется руководством от случая к случаю/редко - 71%, нет материальных вознаграждений - 13% и др. Молодое поколение сотрудников ориентировано на получение краткосрочного результата, важно то, что они должны получать признательность за работу и в материальном виде.
Руководитель (по мнению респондентов) - это демократичный лидер, с которым в процессе работы можно комфортно провести время. Вопросы атмосферы в команде и комфортных условий для работы - в приоритете для молодых сотрудников в организациях работы с молодежью.
Различные негативные внутриорганизационные процессы угрожают для сферы организации работы с молодежью - утратой молодых, перспективных кадров, потерей квалификации. Происходит обесценивание знаний и соответствующих специальностей, по которым осуществляется подготовка в ВУЗах специалистов помогающих профессий.
Все это отражается в сознании молодых специалистов: меняются ценностные ориентации, потребности, жизненные планы, чем обусловлена необходимость изменений в общепринятых установках в системе трудовой мотивации сотрудников организаций по работе с молодежью.
1. Об общественных объединениях [Электронный ресурс] : федеральный закон
от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 08.03.2015) // КонсультантПлюс: справ. правовая система - Версия Проф. - Электрон. дан. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cg
i/online.cgi?req=doc;base=LAW;n =176253;Яа=134;а81=1000000001,0;та=0.06002610991708934(дата обращения: 17.11.15)
2. О некоммерческих организациях [Электронный ресурс] : федеральный закон
от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 30.03.2016) // КонсультантПлюс: справ. правовая система - Версия Проф. - Электрон. дан. - URL: https://www.consultant.ru/document/
cons_doc_LAW_8824/ (дата обращения: 13.05.16)
3. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666 // Справ. Правовая система: ГАРАНТ - Электрон. дан. - URL: http://base.garant.ru/70284810/#block_1000#ixzz47CIXp5cl(дата обращения: 08.01.16)
4. Об утверждении Концепции развития кадрового потенциала молодежной
политики в РФ [Электронный ресурс] : Приказ Минспорттуризма России от 23 декабря 2008 г. N 72 // КонсультантПлюс: справ. правовая система - Версия Проф. - Электрон. дан. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_985
28/d34a4782ac4e07cf0a398db4e9839fc2f33317f3/ (дата обращения: 31.11.15)
5. Об утверждении Положения о Департаменте по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области [Электронный ресурс] : постановление Губернатора Томской области от 30 июня 2007 г. N 92 // Официальный сайт Департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области - Электрон. дан. - URL: http://www.depms.ru/Department/Functions(дата обращения: 08.05.16)
6. Об утверждении Официальной статистической методологии по организации статистического наблюдения за деятельностью социально ориентированных некоммерческих организаций [Электронный ресурс] :приказ Росстата от 26.08.2014 N 531 // КонсультантПлюс: справ. правовая система - Версия Проф. - Электрон. дан. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1 68899/dc16616d59e8b82ad70ff8d4487ea7ab6ddc6628/ (дата обращения: 09.11.15)
7. Об общих началах государственной молодежной политики в СССР [Электронный ресурс] : закон СССР от 16.04.1991 г. (не действует) // Справ. Правовая система: ГАРАНТ - Электрон. дан. - URL: http://base.garant.ru/6335136/(дата обращения: 08.05.16)
8. Adair G. «The Hawthorne effect: A reconsideration of the methodological artifact» / Journal of Appl. Psychology 69 (2), 1984. Р. 334-345
9. Alderfer C. An empirical test of a new theory of human needs [Electronic resourse] / Organizational behavior and human performance. - 1969. - №4. - 142-175 р. - URL: http://www.toolshero.com/effectiveness/erg-theory/ (access date: 23.01.16)
10. Албегова И. A. Введение в профессию «Социальная работа»: учебное пособие [Электронный ресурс] / Албегова И. A., Албегов Ф. Г. // Ярославль: ЯрГУ. - 2012. - 100 с. - Электрон. версия печат. публ. - URL: http://padaread.com/?book=231834(дата обращения: 16.02.16)
11. Анисимов О. С. Методологическая версия категориального аппарата психологии / Новгород, 1990. 332 с.
12. Бодалёв А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / М.: Флинта: Наука, 1998. 168 с.
13. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности / М.: ПЕРСЭ. 2001. 511 с.
14. Буденко Т. «X» на «Y»: как управлять сотрудниками поколения
«Миллениум» [Электронный ресурс] / Информационное агентство «Бизнес Лига». - Электрон. дан. - Киев, 2016. - URL: http://biz.liga.net/upskill/all/stati/3298755-zachem-
nuzhen-osobyy-podkhod-k-sotrudnikam-pokoleniya-millenium.htm (дата обращения: 28.04.16)
15. Бусовикова О. П. Исследование формирования синдрома эмоционального
выгорания в профессиональной деятельности социальных работников [Электронный ресурс] / Бусовикова О. П., Мартынова Т. Н. // Портал психологических новостей «PsyPress.ru». - Эл. сборник «Сибирская психология сегодня» Кемеровского Государственного Университета. - 2009. - №3. - Электрон. версия печат. публ. -
URL: http://psypress.ru/articles
/d20407.shtml (дата обращения: 23.01.16)
16. Бывалина Д. С. Проблема мотивации поколения «Y»: как привлечь и удержать молодых работников / Альманах современной науки и образования, Тамбов: Грамота. 2014. № 12 (90). С. 35-37
17. Веснин В. Р. Управление персоналом: теория и практика / М.: Кнорус. 2009. 688 с.
18. Виханский О. С. Менеджмент: учеб. / Сост.: Виханский О. С.,
Наумов А. И. // М.: Экономистъ. 2006. 528 с.
19. Востребованные профессии 2015 года. Какую специальность выбрать в России? [Электронный ресурс] / Новостной портал «24 СМИ». - Электрон. дан. - Томск, 2015. - URL: http://24smi.org/news/28475-vostrebovannye-professii-v-rossii-na_spect_ob.html(дата обращения: 08.02.16)
20. Гидденс Э. Социология / науч. ред. Ядов В. А., общ. ред. Гурьевой Л. С., Посилевича Л. Н. // М.: Эдиториал, УРСС. 1999. 703 с.
21. Горбунова М. В. 333 современные профессии и специальности: 111 информационных профессиограмм / Горбунова М. В., Кирилюк Е. В. // Ростов н/Д: Феникс. 2010. 441 с.
22. Грошева Н. Б. Управление персоналом: сотрудники поколения «Y»
[Электронный ресурс] / Грошева Н. Б., Бобкова Н. Г. // Сборник ИГУ: Гуманитарное образование - 2014 - №13 - 90 с. - Электрон. версия печат. публ. - URL:
http://www.buk.irk.ru/library/sbornik_14/grosheva.pdf(дата обращения: 29.04.16)
23. Гусев А. Н. Диагностика трудовой мотивации: опыт разработки методики /
Национальный психологический журнал, М.: МГУ имени
М. В. Ломоносова. 2010. № 1 (3). С. 128-133
24. Гусев Б. Б. Оценка развития кадрового потенциала молодежной политики в субъектах Российской Федерации / Вестник КемГУ. 2011. №3(47). С. 116-119
25. Зайцев Г. Г. Управление кадрами на предприятии: персональный менеджмент / СПб.: Питер. 2008. 248 с.
26. Зарплата соцработников области в этом году вырастет на треть [Электронный ресурс] / Оайт «Референдум.ру» - Электрон. дан. - 2013. - URL: http://referendum.tomsk.ru/topic.phtml?id=2118&view=news(дата обращения: 08.05.16)
27. Зборовский Г. Е. Профессиональное образование и рынок труда / Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. // Социс. 2003. №4. С.58-67
28. Зимина Е. В. Формирование и развитие мотивации конкурентоспособного специалиста в сфере социальной работы / Ыатериалы всероссийской. науч.-практ. конф. «Стратегия повышения социальной защищенности отдельных групп населения города Иркутска», Иркутск: Изд-во БГУЭП. 2007. №5. С. 119-122
29. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / СПб.: Питер, 2011. 512 с.
30. Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика / М.: ГОЛОС. 2001. 323 с.
31. Калленс Д. Поколение «Y» и рынок труда / Публикация результатов исследования профессиональных устремлений, настроений и ожиданий от карьеры поколения «Y» в России международной компанией по рекрутингу «Hays» - Электрон.
версия печат. публ. - М., 2014. - 27 с. URL:
http://www.hays.rU/cs/groups/hays_common/@ru/@content/docu ments/digitalasset/hays_1142871.pdf (дата обращения: 20.04.2015)
32. Колесникова О. Н. Кого и сколько готовит российская система образования
[Электронный ресурс] / Колесникова О. Н., Соколова Е. В. // Интернет-журнал «ДемоскоnWeekly». - 2008. - №349 - Электрон. версия печат. публ. - URL:
http://www.demoscope.ru/weekly/2008/0349/tema06.php(дата обращения: 13.04.14)
33. Константиновский Л. Д. Когда наступает время выбора: устремления молодежи и первые шаги после окончания учебных заведений / Константиновский Л.Д., Вознесенская Е. Д., Чередниченко Г. А. и др. // Спб: РХГИ. 2001. 568 с.
34. Кочетков Н. В. Помогающие профессии в новых экономических условиях [Электронный ресурс] / Сайт Научно-просветительского журнала «Скепсис». - Электрон. дан. - М., 2012. - URL: http://scepsis.net/library/id_3322.html(дата обращения: 13.04.14)
35. Крячко К. С. Эффективная мотивация персонала / Экономическая наука
и практика: материалы II междунар. науч. конф.
(г. Чита, февраль 2013 г.), Чита: Издательство Молодой ученый. 2013. С.65-71
36. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / М.: Смысл, Академия, 2005. 352 с.
37. Лютикова Е. В. Поколение «Y»: как понять, как управлять? [Электронный ресурс] / Сайт Института развития бизнеса и стратегий «ИРБИС». - Электрон. дан. - Саратов, 2014. - URL: http://irbis-uni.ru/life-of-institute/pokoleniey/page4.php?clear_cache=Y(дата обращения: 12.05.16)
38. Максимова С. Г. Особенности мотивации профессиональной деятельности социальных работников в сфере социального обслуживания (социально-психологический аспект) / Известия АлтГУ, Барнаул: АлтГУ. 2003. №2. С. 75-80
39. Маслоу А. Мотивация и Личность / СПб.: Евразия, 1999, 375 с.
40. Менеджмент: учеб. / Общ. ред.: Переверзев М. П.,
Шайденко Н. А., Басовский Л. Е. // М: Инфра-М. 2005. 330 с.
41. Мескон М. Х. Основы менеджмента / Сост.: Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. // М.: Дело. 2004, 720 с.
42. Митрофанова Е. А. Мотивация и стимулированиетрудовой деятельности [Электронный ресурс] / Митрофанова Е. А., Ловчева М. В. // Электронная энциклопедия «Студопедия» - Электрон. дан. - М., 2015. - URL: http://studopedia.org/14-19259.html(дата обращения: 22.04.16)
43. Мотивация трудовой деятельности [Электронный ресурс] / Портал
«Manageweek. Информационный менеджмент». - Электрон. дан. - 2012. - URL:
http://www.manageweek.ru/maws-145-1.html(дата обращения: 16.01.16)
44. Мониторинг основных показателей Стратегии социально-экономического
развития Томской области до 2030 года [Электронный ресурс] / Портал Законодательной Думы Томской области. - Электрон. версия печат. публ. - Томск, 2016. - URL:
http://goo.gl/wp04ca(дата обращения: 08.03.16)
45. Организационное поведение: Учебник для вузов / под ред. Лайфуллина Г. Р., Громовой О. Н. // СПб.: Питер. 2004. 432 с.
46. Основы теории поколений [Электронный ресурс] / Сайт «Теория поколений в России».- Электрон. дан. - URL: https://goo.gl/LYy0uX(дата обращения: 22.01.16)
47. Патрахина Т. Н. Сущность и содержание понятия «мотивация» в системе управления / Патрахина Т. Н., Романчук К. П. // Молодой ученый. 2015. №7. С. 461-464
48. Пряжников Н. С. Мотивация трудовой деятельности: учеб. пособие для
студентов высших учебных заведений / М.: Академия. 2008. 368 с.
49. Сергеев А. М. Организационное поведение: тем, кто избрал профессию менеджера [учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. oбразования] / М.: Издательский центр «Академия». 2012. 480 с.
50. Тарифная система оплаты труда / Коллектив авторов Федерации профсоюзных организаций Томской области // Cборник методических рекомендации для организаций бюджетной сферы. Томск. 2011. 89 с.
51. Теория о поколениях России: от «фронтовиков» - к «поколению без будущего» и дальше [Электронный ресурс] / Электронное издание «Новая газета». - Электрон. дан. - М., 2015. - №77 - URL: http://www.novayagazeta.ru/comments/69250.html(дата обращения: 23.01.16)
52. Титова В. О. Социологический анализ готовности к работе по
специальности студентов томских вузов социономического профиля обучения [Электронный ресурс] / Титова В. О., Гилев А. С.,
Подкладова Т. Д. // Сборник XVII Студенческой международной заочной научно-практическая конференции «Молодежный научный форум: Общественные и
экономические науки». - 2014. - Электрон. версия печат. публ. - URL:
http://nauchforum.ru/ru/node/4484 (дата обращения: 08.02.16)
53. Толмачев О. М. Особенности мотивации труда молодых специалистов в современных условиях России [Электронный ресурс] / Сайт «Проблемы местного самоуправления» - Электрон. дан. - М., 2009. - URL: http://www.samoupravlenie.ru/39- 03.php(дата обращения: 23.01.16)
54. Томская область - самый молодёжный регион в Сибири[Электронный ресурс] / Томский сайт «Государственный интернет-канал «Россия». - Томск, 2015. - Электрон. дан. - URL: http://www.tvtomsk.ru/vesti/company/4208-tomskaya-oblast-samyy- molodezh
nyy-region-v-sibiri.html#ixzz45VXDM77U (дата обращения: 13.03.16)
55. Трофимова О. Е. Некоторые тенденции развития молодежных организаций (на примере городского округа Тольятти) / Известия высших учебных заведений: Поволжский регион. Серия «Общественные науки», Тольятти. 2012. № 2 (22). С. 89-92
56. Тхагалижокова Л. В. Мотивационные факторы личности молодого специалиста / Научный журнал КубГАУ. 2012. №84. С.4-9
57. Уткин Э. А. Мотивационный менеджмент: учебник / М.: ЭКМОС. 2007. 235 с.
58. Филиппова В. Е. Социологический подход к анализу трудовой мотивации / Альманах современной науки и образования, Тамбов: Грамота. 2007. № 1. С. 262-263
59. Фуколова Ю. Игрек неизвестный [Электронный ресурс] / Официальный сайт
газеты «Коммерсант». - Электрон. дан. - М., 2014. - URL:
http://www.kommersant.ru/doc/2483995(дата обращения: 20.05.2015)
60. Хафизова К. Н. Проблемы подготовки молодых специалистов [Электронный
ресурс] / Сайт Университета управления ТИСБИ. - Жур-л «Вестник ТИСБИ». - №3. - 2010. - Электрон. версия печат. публ. - URL:
http://old.tisbi.org/science/vestnik/2010/issue3/Pedagog/Hafizova.html (дата обращения:
14.02.15)
61. Чилипёнок Ю. Ю. Три поколения российских работников: исследование трудового опыта / Вестник ПАГС. 2015. №3 (48). С. 79-85
62. Шадрина Л. Ю. Комплексное исследование социальных технологий в системе управления в рамках авторского проекта ЦМОРКК / Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд: сборник материалов 1-й Международной научно-практической конференции, Новосибирск: СИБПРИНТ. 2010. С.380-387
63. Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала / М.: ГроссМедиа. 2005. 224 с.