🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Природоморфная метафора в английском научно-популярном тексте

Работа №196427

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы80
Год сдачи2018
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Метафора в научно-популярном тексте 7
1.1 Определение метафоры 7
1.2 Когнитивный подход в изучении метафоры 9
1.3 Типология метафоры. Подходы к ее классификации 12
1.3.1 Классификация Ю. И. Левина 12
1.3.2 Классификация В. Г. Гака 13
1.3.3 Классификация Н. Д. Арутюновой 14
1.3.4 Классификация Дж. Лакоффа и М. Джонсона 15
1.3.5 Классификация А. П. Чудинова 17
1.4 Природоморфная метафора в научно-популярном тексте 19
1.5 Функции метафоры 23
Выводы по главе 1 27
Глава 2 Природоморфная метафора в научно-популярном тексте предметной области «Энергетика» 28
2.1 Энергетика как предметная область 29
2.2 Анализ источников предметной области «Энергетика» 30
2.2.1 Фрейм «Вода» 31
2.2.2 Фрейм «Воздух» 32
2.2.3 Фрейм «Огонь» 33
2.2.4 Фрейм «Земля» 34
2.2.5 Фрейм «Растения» 36
2.2.6 Фрейм «Жизнедеятельность» 38
2.2.7 Фрейм «Животные» 39
2.3 Метафорическая модель «ЭНЕРГЕТИКА - это РАСТУЩИЙ ПОТОК
ЖИЗНИ» и анализ ее употребления 42
Выводы по главе 2 45
Заключение 46
Библиографический список 48
Приложение 1 51
Приложение 2 52


Данная дипломная работа посвящена исследованию употребления природоморфной метафоры в научно-популярном тексте предметной области «Энергетика».
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что до сих пор не существовало попыток выявить представленный тип метафоры в научнопопулярном тексте предметной области «Энергетика». Помимо этого, так как метафора - это, своего рода, способ познания и объяснения мира, настоящая работа может помочь людям лучше понять основные принципы функционирования метафоры в научно-популярном тексте, что впоследствии поможет им ориентироваться в предметной области. Кроме того, это может позволить увидеть новые грани в, казалось бы, уже хорошо известном феномене. Все это в значительной степени подчеркивает актуальность данного исследования.
Объектом исследования данной работы послужили природоморфные метафорические выражения в научно-популярном тексте предметной области «Энергетика».
Предмет данного исследования - особенности структуры и функционирования природоморфной метафорической модели в области «Энергетика».
Цель исследования состоит в выявлении универсальных оснований природоморфной метафорики в данной области.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические основы понятия метафоры, различные ее классификации и выявить наиболее соответствующую задачам настоящего исследования;
2. собрать корпус научно-популярных текстов, относящихся к выбранной предметной области и проанализировать текстовый материал, выявив и отобрав в нем природоморфные метафоры, относящиеся к предметной области «Энергетика»;
3. составить фреймо-слотовую модель природоморфной метафоры;
4. составить метафорическую модель и проанализировать частотность ее употребления.
Методы лингвистического исследования, используемые в данной дипломной работе, обусловлены ее целью, задачами и характером материала. Были использованы методы стилистического анализа, логический метод, сравнительно-сопоставительный метод и метод количественных подсчетов.
Теоретическую базу исследования составили труды основоположников когнитивной лингвистики (Дж. Лакофф, М. Джонсон А.П. Чудинов, В.Г. Гак, А.Н Баранов и др.).
В качестве материала для исследования использовались статьи различных зарубежных авторов, исследователей предметной области «Энергетика». Рассматривалось 80 статей взятых с 2015-2018 гг. Основу исследования составили статьи 2017-2018 гг.
Научная новизна данной работы заключается в том, что в ней исследуются не только закономерности использования природоморфных метафор, но и особенности их функционирования в сфере «Энергетика».
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что проведенное исследование вносит вклад в развитие представлений о природоморфной метафоре. Данное исследование позволяет представить, как отображается тот или иной процесс в области «Энергетика». Материалы данной работы могут быть использованы при сравнительносопоставительном анализе лингвокультурных особенностей различных предметных областей.
Практическая ценность представленной работы определяется возможностью использования ее результатов в учебных и познавательных целях. Кроме того, данная работа может представлять интерес для стилистических и психолингвистических исследований.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Данная структура определена предметом и целью исследования.
Во введении определяются цели и задачи исследования, указывается актуальность, научная новизна и значимость работы.
В первой главе рассматривается теоретическая основа понятия метафоры, приводятся различные определения метафоры, подходы к ее классификации и функции.
Вторая глава заключается в анализировании текстов, выявлении природоморфных метафор, рассмотрении особенностей данного типа метафор в предметной области «Энергетика», а также в составлении фреймо-слотовой модели природоморфной метафоры «Энергетика».
Третья глава заключается в составлении метафорической модели, основанной на материале исследования и анализировании частотности ее употребления.
В конце каждой главы представлены выводы по главам, содержащие основные итоги, подведенные в разделе.
В заключении представлены выводы по результатам проведенного исследования.
Библиографический список включает использованную литературу, словари и энциклопедии, а также интернет-источники в количестве 31 штуки.
В качестве приложений включена фреймослотовая модель, а также отрывки из статей, в которых выявленных природоморфные метафорические выражения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Наша дипломная работа посвящена детальному изучению природоморфной метафоры в научно-популярном тексте предметной области «Энергетика», а также изучению метафорической модели «ЭНЕРГЕТИКА - это РАСТУЩИЙ ПОТОК ЖИЗНИ» в контексте рассматриваемой области.
Прежде всего, в 1 главе было уделено внимание теоретической стороне вопроса. Была раскрыта сама сущность понятия «метафора»: было приведено множество определений этого термина, составленных различными учеными, из которых мы выбрали одно, более всего подходящее к цели нашего исследования. Было установлено, что метафора - это использование уже существовавшего ранее в языке слова или словосочетания, для обозначения какого- либо понятия с целью наделения его частицей нового смысла, принадлежащего ранее метафоре.
Также было дано определение научно-популярного текста и определено место природоморфной метафоры в нем.
Помимо этого, мы рассмотрели различные классификации и функции метафор. Из всех классификаций мы остановили свой выбор на одной, предложенной А.П. Чудиновым, т.к. именно она подразумевает большие возможности для нашего исследования. Именно по примеру его фреймо-слотовой модели, направленной на изучение политической метафоры, мы строили свою собственную.
Во 2 главе нашего исследования мы для начала изучили, что такое предметная область, а затем уточнили понятие «Энергетики», как предметной области и выяснили, что энергетика - это совокупность естественных и искусственных подсистем, служащих для преобразования, распределения и использования энергетических ресурсов всех видов. Основная задача этой области - обеспечение людей на планете энергией.
Далее мы приступили к практической части, а именно анализу научнопопулярных статей 2014-2018 гг. Выявив все природоморфные метафоры, которые смогли найти, проанализировав 80 статей, мы смогли составить фреймо-слотовую модель, взяв за основу 2 основных блока: «Живая» и «Неживая» природа. В первый блок вошли 3 фрейма: «Животные», «Растения» и «Жизнедеятельность». Во второй блок вошли 5 фреймов, получившие название по основным стихиям: «Вода», «Земля», «Огонь», «Воздух» и один «Движение», добавленный нами исходя из классификации Дж. Лакоффа, как пример ориентационных метафор.
В основе нашего исследования, после анализа употребления, оказалась метафорическая модель «ЭНЕРГЕТИКА - это РАСТУЩИЙ ПОТОК ЖИЗНИ», отражающая современную ситуацию в предметной области «Энергетика».
Жизнь, ровно как и животные - феномены, для которых поиск альтернативных источников энергии, добычей которой сейчас занимаются ученые во всем мире, чрезвычайно важны.
Понятие «РАСТУЩИЙ ПОТОК» отражает большое количество теорий и попыток современных исследователей создать устройства, технику и средства передвижения, не оказывающие вредное с точки зрения человека воздействие на окружающую среду и на самого человека.
Таким образом, основываясь на полученных результатах, можно сделать выводы о реалиях предметной области «Энергетика» во всем мире.
Мы считаем, что рассмотренная тема имеет широкую область для проведения дальнейших исследований. Материалы данной работы могут быть использованы при сравнительно-сопоставительном анализе особенностей новых альтернативных источников энергии в разных странах мира.
В дополнение к этому, данная работа может использоваться в учебных целях. Например, в курсах перевода или стилистики английского и русского языков.
Кроме того, наша работа может представлять интерес с точки зрения психолингвистики и социолингвистики.



1. Аристотель. Поэтика : собр. соч. в 4 томах / Аристотель. - Т. 4. - М. : Изд-во Мысль, 1983. - 830 с.
2. Арутюнова, Н. Д. Язык и мир человека : учебное пособие / Н. Д. Арутюнова. - 2-е изд., испр. - М. : Изд-во Языки русской культуры, 1999. - 896 с.
3. Баранов, А. Н. Очерк когнитивной теории метафоры : учебное пособие / А. Н. Баранов, Ю. Н. Караулов. - М. : Изд-во Институт русского языка РАН, 1991. - 200 с.
4. Блек, М. Теория метафоры : учебное пособие / М. Блек. - М. : Изд-во Прогресс, 1990. - 164 с.
5. Будаев Э. В. Метафора в политической коммуникации : монография / Э. В. Будаев, А. П. Чудинов. - М. : Изд-во Наука, 2008. - 248 с.
6. Гак, В. Г. Метафора в языке и тексте : учебное пособие / В. Г. Гак. - М. : Изд-во Наука, 1988. - 176 с.
7. Гак, В. Г. Русский язык в сопоставлении с французским : Учебное пособие / В. Г. Гак. - М. : Изд-во Рус. яз., 1975. - 278 с.
8. Жилина, О. А. Русский язык и культура речи ч. 3. : учебное пособие / О. А. Жилина, Н. Н. Романова. - М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2009. - 108 с.
9. Лакофф, Дж. Женщины, огонь и опасные вещи. Что категории языка говорят нам о мышлении : учебное пособие / Дж. Лакофф. - М. : Изд-во Языки славянской культуры, 2004. - 632 с.
10. Лакофф, Дж. Метафоры, которыми мы живем : учебное пособие / Дж. Лакофф, М. Джонсон. - М. : Изд-во УРСС научной и учебной литературы, 1990. - 415 с.
11. Левин, Ю. И. Избранные труды. Поэтика и семиотика : учебное пособие / Ю. И. Левин. - М. : Языки Славянской Культуры, 1988. - 460 с.
12. Лермонтов, М. Ю. Полное собрание стихотворений в 2 томах : учебное пособие / М. Ю. Лермонтов. - Л. : Изд-во Советский писатель, 1989. - 1372 с.
13. Маккомарк, Э. Когнитивная теория метафоры : учебное пособие / Э. Маккомарк; под ред. Н. Д. Арутюновой, М. А. Журинской. - М. : Изд-во Прогресс, 1990. - 387 с.
14. Мандельштам, О. Э. Слово и культура : учебное пособие / О. Э. Мандельштам. - М. : Изд-во Советский писатель, 1987. - 320 с.
15. Москвин, В. П. Русская метафора: Очерк семиотической теории /
B. П. Москвин. - Изд. 2, перераб. и доп. - М. : Изд-во ЛЕНАНД, 2006. - 184 с...31


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ