ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕЧЕВОГО ЖАНРА ЛИТЕРАТУРНОЙ РЕЦЕНЗИИ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ
|
Введение 3
1 Теоретико-методологические основы описания речевого жанра
рецензии и его использование в практике преподавания РКИ 8
1.1 Общая характеристика жанра литературной рецензии 8
1.2 Виды и структура жанра рецензии 11
1.3 Жанр рецензии в современных медиа и интернет-пространстве 14
1.4 Основы теории речевых жанров. Литературная рецензия как
речевой жанр 16
1.5 Использование текстов литературной рецензии в практике
преподавания РКИ 21
2 Речевой жанр рецензии как материал для преподавания РКИ 28
2.1 Описание речевого жанра литературной рецензии 28
2.2 Рецензия как материал на уроках РКИ 50
Заключение 66
Список использованных источников и литературы 68
Приложение А 79
Приложение Б 81
Приложение В
1 Теоретико-методологические основы описания речевого жанра
рецензии и его использование в практике преподавания РКИ 8
1.1 Общая характеристика жанра литературной рецензии 8
1.2 Виды и структура жанра рецензии 11
1.3 Жанр рецензии в современных медиа и интернет-пространстве 14
1.4 Основы теории речевых жанров. Литературная рецензия как
речевой жанр 16
1.5 Использование текстов литературной рецензии в практике
преподавания РКИ 21
2 Речевой жанр рецензии как материал для преподавания РКИ 28
2.1 Описание речевого жанра литературной рецензии 28
2.2 Рецензия как материал на уроках РКИ 50
Заключение 66
Список использованных источников и литературы 68
Приложение А 79
Приложение Б 81
Приложение В
Данная диссертация посвящена описанию речевого жанра (далее: РЖ) литературной рецензии, существующего в интернет-пространстве, и выявлению его лингводидактического потенциала в преподавании русского языка как иностранного (далее: РКИ).
Под лингводидактическим потенциалом понимаются различные способы и возможности использования аутентичных материалов на изучаемом языке (текстов, фильмов, музыкальных произведений, веб - страниц и др.) в процессе преподавания и изучения иностранного языка [7, с. 127].
Актуальность работы определяется поиском учебно -методических материалов для преподавания РКИ. Усвоение обучающимися элементов литературной рецензии способствует формированию и повышению коммуникативной компетенции, развитию навыков критического мышления, а также формированию навыков текстообразования. Приобретенные навыки аргументации, содержательного анализа, квалифицирующей оценки полученной информации позволят учащимся подготовиться к тестированию в системе РКИ на уровни ТРКИ-2, ТРКИ-3. Кроме этого, исследование отдельных речевых жанров, функционирующих в интернет-среде, способствует развитию виртуального жанроведения - одного из новых и актуальных лингвистических направлений.
Важно учитывать, что количество иностранных студентов, желающих обучаться в России, с каждым годом растёт. По данным Министерства науки и высшего образования РФ, по состоянию на 2020 год, в вузах РФ обучается свыше 300 тыс. иностранных граждан из более 170 государств. Согласно постановлению Правительства РФ, квота на образование иностранцев в России не превышает в 2021 году 18 тыс. человек, в 2022 году - 23 тыс. человек и, начиная с 2023 года, - 30 тыс. человек [4].
В 2019 году по доле иностранных студентов ТГУ занял первое место среди российских вузов [3]. По данным Quacquarelli Symonds, в настоящее время в ТГУ обучается более 3000 студентов из 70 стран [6]. Популярностью у иностранных абитуриентов пользуются следующие факультеты и институты: Институт экономики и менеджмента, Институт прикладной математики и компьютерных наук, факультет исторических и политических наук (отделение международных отношений), филологический факультет и факультет иностранных языков [2].
В ТГУ с 2018 года реализуется образовательный проект «Ядро бакалавриата». Образовательные результаты, на формирование которых направлен проект: критическое и системное мышление, навыки командной работы, коммуникативные компетенции, понимание принципов и методов проектной деятельности [5]. Данный проект запущен в качестве эксперимента на пяти гуманитарных факультетах ТГУ (факультет журналистики, факультет исторических и политических наук, философский факультет, Институт искусств и культуры и Институт экономики и менеджмента). Иностранные студенты-бакалавры также включены в работу этого проекта.
В связи с этим остро стоит вопрос о создании новых учебных пособий не только по русскому языку как иностранному, но и в целом - специализированных пособий на русском языке. Так как литературная рецензия включает в себя критический анализ и оценку прочитанного произведения, в пособия по «Критическому мышлению и письму» для иностранцев можно включить отдельные задания и упражнения, которые основаны на текстах рецензий. На подобных занятиях студентов обучают правильно задавать вопросы, приводить аргументы, выражать собственное мнение, ставить проблему и выявлять проблематику текста, а также формируют навыки порождения, создания собственного текста, где выражается критическое отношение к проблеме / вопросу по теме.
Цель работы - выявить лингводидактический потенциал речевого жанра рецензии в практике преподавания РКИ.
Осуществлению обозначенной цели способствует решение следующих задач:
1. Изучить научную и методическую литературу по теме исследования;
2. Определить особенности рецензии как жанра литературной критики и речевого жанра;
3. Описать речевой жанр литературной рецензии;
4. Разработать упражнения на материале исследуемых текстов для обучения иностранных студентов РКИ и созданию литературной рецензии на русском языке.
Объект исследования - РЖ литературной рецензии как дидактический материал на уроках русского языка в иностранной аудитории.
Предмет исследования - возможность использования данных текстов в практике преподавания РКИ.
Эмпирической базой исследования служит некоммерческий проект о книгах и чтении «Горький» (электронный ресурс https://gorky.media/).
Материалом работы выступают 100 текстов литературных рецензий, опубликованных на страницах интернет-издания «Горький». Авторы рецензий (Б. Куприянов, С. Сдобнов, Н. Проценко, В. Панкратов, П. Рыжова, Д. Самойлов, К. Мильчин и др.) выбирают для анализа значимые и выдающиеся литературные произведения, вызывающие интерес у читателей и формирующие новые литературные тенденции. Данные тексты отобраны для работы, поскольку они характеризуются небольшим объемом и обладают устойчивыми композиционными, тематическими и стилистическими компонентами.
Методы исследования. В работе применяется метод научного описания, реализуемый в приемах дискурсивного анализа, сравнения, статистических подсчетов, контекстуального анализа.
Научная новизна работы определяется, с одной стороны, тем, что литературная рецензия впервые рассматривается как речевой жанр. С другой стороны, исследуемые тексты впервые привлекаются для разработки материалов, которые будут использованы в практике преподавания РКИ. При работе с рецензиями предлагаются упражнения и задания на развитие различных видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма, а также задания, направленные на совершенствование навыков текстообразования и критического мышления у студентов-иностранцев. Следует отметить, что в настоящее время отсутствуют учебные пособия по написанию рецензий и курсу «Критическое мышление и письмо» для иностранных студентов.
Структура работы. Диссертация включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность и новизна работы, определяются цель и задачи исследования, объект и предмет, структура диссертации.
Первая глава содержит обзор теоретических исследований, посвященных рассмотрению жанров литературно-художественной критики, особенностей жанра литературной рецензии , а также современного состояния теории речевых жанров. Сделан обзор научных работ, посвященных жанрам литературно-художественной критики, и определению особенностей жанра литературной рецензии. Это работы А. Г. Бочарова [10, 15], А. А. Тертычного [57], исследования, посвященные изучению трансформации жанра рецензии в Интернет-пространстве Л. Е. Кройчика [36], И. В. Фроловой [61], А. В. Колесниченко [33] и других.
Поскольку работа посвящена изучению РЖ литературной рецензии, мы также отметили исследования как традиционных (бумажных), так и интернет-вариантов этого жанра.
Мы рассмотрели статьи, посвященные использованию жанра рецензии на занятиях по РКИ, а также учебные пособия, в которых существуют разделы, предлагающие использовать рецензии в качестве материала для преподавания РКИ или другие речевые жанры. Среди учебных пособий, направленных на формирование у учащихся умения самостоятельно создавать рецензии, можно назвать работы: Н. А. Афанасьевой, Т. И. Поповой [9], Д. В. Колесовой, А. А. Харитонова [34, 35], К. И. Роговой, Д. В. Колесовой [56], Е. В. Бузальской, Н. А. Любимовой [17] и др.
Во второй главе проводится анализ РЖ литературной рецензии с учетом анкеты РЖ, предложенной Т. В. Шмелевой [8]. Во второй главе термины литературная рецензия и рецензия используются в качестве синонимов.
Предлагаются типы упражнений и заданий, направленных на формирование у иностранных студентов навыков текстообразования, критического мышления и письма, так как тексты литературных рецензий позволяют студентам учиться выражать свою точку зрения, давать оценку прочитанному произведению на неродном языке, а также работать с фактами.
Апробация работы. Результаты исследования обсуждались на VII (XXI) Международной научно-практической конференции молодых ученых «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения» (г. Томск, 2020 г.)
В заключении подводятся итоги исследования, делаются выводы о проделанной работе.
Под лингводидактическим потенциалом понимаются различные способы и возможности использования аутентичных материалов на изучаемом языке (текстов, фильмов, музыкальных произведений, веб - страниц и др.) в процессе преподавания и изучения иностранного языка [7, с. 127].
Актуальность работы определяется поиском учебно -методических материалов для преподавания РКИ. Усвоение обучающимися элементов литературной рецензии способствует формированию и повышению коммуникативной компетенции, развитию навыков критического мышления, а также формированию навыков текстообразования. Приобретенные навыки аргументации, содержательного анализа, квалифицирующей оценки полученной информации позволят учащимся подготовиться к тестированию в системе РКИ на уровни ТРКИ-2, ТРКИ-3. Кроме этого, исследование отдельных речевых жанров, функционирующих в интернет-среде, способствует развитию виртуального жанроведения - одного из новых и актуальных лингвистических направлений.
Важно учитывать, что количество иностранных студентов, желающих обучаться в России, с каждым годом растёт. По данным Министерства науки и высшего образования РФ, по состоянию на 2020 год, в вузах РФ обучается свыше 300 тыс. иностранных граждан из более 170 государств. Согласно постановлению Правительства РФ, квота на образование иностранцев в России не превышает в 2021 году 18 тыс. человек, в 2022 году - 23 тыс. человек и, начиная с 2023 года, - 30 тыс. человек [4].
В 2019 году по доле иностранных студентов ТГУ занял первое место среди российских вузов [3]. По данным Quacquarelli Symonds, в настоящее время в ТГУ обучается более 3000 студентов из 70 стран [6]. Популярностью у иностранных абитуриентов пользуются следующие факультеты и институты: Институт экономики и менеджмента, Институт прикладной математики и компьютерных наук, факультет исторических и политических наук (отделение международных отношений), филологический факультет и факультет иностранных языков [2].
В ТГУ с 2018 года реализуется образовательный проект «Ядро бакалавриата». Образовательные результаты, на формирование которых направлен проект: критическое и системное мышление, навыки командной работы, коммуникативные компетенции, понимание принципов и методов проектной деятельности [5]. Данный проект запущен в качестве эксперимента на пяти гуманитарных факультетах ТГУ (факультет журналистики, факультет исторических и политических наук, философский факультет, Институт искусств и культуры и Институт экономики и менеджмента). Иностранные студенты-бакалавры также включены в работу этого проекта.
В связи с этим остро стоит вопрос о создании новых учебных пособий не только по русскому языку как иностранному, но и в целом - специализированных пособий на русском языке. Так как литературная рецензия включает в себя критический анализ и оценку прочитанного произведения, в пособия по «Критическому мышлению и письму» для иностранцев можно включить отдельные задания и упражнения, которые основаны на текстах рецензий. На подобных занятиях студентов обучают правильно задавать вопросы, приводить аргументы, выражать собственное мнение, ставить проблему и выявлять проблематику текста, а также формируют навыки порождения, создания собственного текста, где выражается критическое отношение к проблеме / вопросу по теме.
Цель работы - выявить лингводидактический потенциал речевого жанра рецензии в практике преподавания РКИ.
Осуществлению обозначенной цели способствует решение следующих задач:
1. Изучить научную и методическую литературу по теме исследования;
2. Определить особенности рецензии как жанра литературной критики и речевого жанра;
3. Описать речевой жанр литературной рецензии;
4. Разработать упражнения на материале исследуемых текстов для обучения иностранных студентов РКИ и созданию литературной рецензии на русском языке.
Объект исследования - РЖ литературной рецензии как дидактический материал на уроках русского языка в иностранной аудитории.
Предмет исследования - возможность использования данных текстов в практике преподавания РКИ.
Эмпирической базой исследования служит некоммерческий проект о книгах и чтении «Горький» (электронный ресурс https://gorky.media/).
Материалом работы выступают 100 текстов литературных рецензий, опубликованных на страницах интернет-издания «Горький». Авторы рецензий (Б. Куприянов, С. Сдобнов, Н. Проценко, В. Панкратов, П. Рыжова, Д. Самойлов, К. Мильчин и др.) выбирают для анализа значимые и выдающиеся литературные произведения, вызывающие интерес у читателей и формирующие новые литературные тенденции. Данные тексты отобраны для работы, поскольку они характеризуются небольшим объемом и обладают устойчивыми композиционными, тематическими и стилистическими компонентами.
Методы исследования. В работе применяется метод научного описания, реализуемый в приемах дискурсивного анализа, сравнения, статистических подсчетов, контекстуального анализа.
Научная новизна работы определяется, с одной стороны, тем, что литературная рецензия впервые рассматривается как речевой жанр. С другой стороны, исследуемые тексты впервые привлекаются для разработки материалов, которые будут использованы в практике преподавания РКИ. При работе с рецензиями предлагаются упражнения и задания на развитие различных видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма, а также задания, направленные на совершенствование навыков текстообразования и критического мышления у студентов-иностранцев. Следует отметить, что в настоящее время отсутствуют учебные пособия по написанию рецензий и курсу «Критическое мышление и письмо» для иностранных студентов.
Структура работы. Диссертация включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность и новизна работы, определяются цель и задачи исследования, объект и предмет, структура диссертации.
Первая глава содержит обзор теоретических исследований, посвященных рассмотрению жанров литературно-художественной критики, особенностей жанра литературной рецензии , а также современного состояния теории речевых жанров. Сделан обзор научных работ, посвященных жанрам литературно-художественной критики, и определению особенностей жанра литературной рецензии. Это работы А. Г. Бочарова [10, 15], А. А. Тертычного [57], исследования, посвященные изучению трансформации жанра рецензии в Интернет-пространстве Л. Е. Кройчика [36], И. В. Фроловой [61], А. В. Колесниченко [33] и других.
Поскольку работа посвящена изучению РЖ литературной рецензии, мы также отметили исследования как традиционных (бумажных), так и интернет-вариантов этого жанра.
Мы рассмотрели статьи, посвященные использованию жанра рецензии на занятиях по РКИ, а также учебные пособия, в которых существуют разделы, предлагающие использовать рецензии в качестве материала для преподавания РКИ или другие речевые жанры. Среди учебных пособий, направленных на формирование у учащихся умения самостоятельно создавать рецензии, можно назвать работы: Н. А. Афанасьевой, Т. И. Поповой [9], Д. В. Колесовой, А. А. Харитонова [34, 35], К. И. Роговой, Д. В. Колесовой [56], Е. В. Бузальской, Н. А. Любимовой [17] и др.
Во второй главе проводится анализ РЖ литературной рецензии с учетом анкеты РЖ, предложенной Т. В. Шмелевой [8]. Во второй главе термины литературная рецензия и рецензия используются в качестве синонимов.
Предлагаются типы упражнений и заданий, направленных на формирование у иностранных студентов навыков текстообразования, критического мышления и письма, так как тексты литературных рецензий позволяют студентам учиться выражать свою точку зрения, давать оценку прочитанному произведению на неродном языке, а также работать с фактами.
Апробация работы. Результаты исследования обсуждались на VII (XXI) Международной научно-практической конференции молодых ученых «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения» (г. Томск, 2020 г.)
В заключении подводятся итоги исследования, делаются выводы о проделанной работе.
В данной работе рассмотрен жанр литературной рецензии как один из жанров литературной критики. Выявлен лингводидактический потенциал данного речевого жанра в практике преподавания РКИ, как средства для формирования и повышения коммуникативной компетенции, развития навыков критического мышления, а также формирования навыков текстообразования.
Было выявлено, что для построения текста рецензии нужно обучить студентов различным функционально-стилевым особенностям порождаемого текста. Несмотря на то, что в одном тексте могут использоваться возможности разных стилей речи, тексты рецензий обладают устойчивыми грамматическими конструкциями. В них встречаются лексические единицы тематических групп: литература, критика и т.д. Поэтому все рассмотренные и указанные особенности текстов литературной рецензии свидетельствуют о том, что они являются хорошим материалом для развития у студентов навыков текстообразования, коммуникативных компетенций и критического мышления в практике преподавания русского языка как иностранного.
На базе текстов литературной рецензии мы разработали упражнения, которые могут быть использованы в практике преподавания РКИ. Это упражнения, касающиеся всех видов речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо), а также упражнения, направленные на формирование навыков текстообразования (демонстрация цепной и параллельной видов связи предложений в тексте). Все задания связаны друг с другом одной темой, организованы по принципу - от простого к сложному.
Тексты рецензий - хороший материал для обучения иностранных студентов русскому языку. На данном материале можно отработать с обучающимися все виды речевой деятельности (говорение, чтение, письмо, аудирование), а также формировать новые лексические и грамматические навыки. Вместе с тем, тексты литературных рецензий позволяют студентам учиться выражать свою точку зрения, давать оценку прочитанному произведению на неродном языке, а также работать с фактами, что формирует у учащихся навыки критического мышления.
Разработанные упражнения направлены на формирование у обучающихся навыков создания устной и письменной речи, а также на знакомство с особенностями стилей русского языка. Предполагается, что после выполнения предложенных упражнений студенты научатся создавать собственные учебные тексты в жанре рецензии по выработанной структуре, а также выражать свое субъективное мнение во всех сферах жизни.
Таким образом, данная работа актуальна в сфере преподавания РКИ. Разработанные уроки могут стать частью учебного пособия по формированию у иностранных обучающихся навыков критического мышления и письма, которое будет полезно для преподавателей РКИ и тех, кто изучает русский язык как иностранный. Разработанные материалы также могут лечь в основу специализированного спецкурса «Критическое мышление и письмо: учимся писать рецензию».
В дальнейшем для создания указанного пособия могут быть рассмотрены другие способы формирования навыков критического мышления и письма.
Было выявлено, что для построения текста рецензии нужно обучить студентов различным функционально-стилевым особенностям порождаемого текста. Несмотря на то, что в одном тексте могут использоваться возможности разных стилей речи, тексты рецензий обладают устойчивыми грамматическими конструкциями. В них встречаются лексические единицы тематических групп: литература, критика и т.д. Поэтому все рассмотренные и указанные особенности текстов литературной рецензии свидетельствуют о том, что они являются хорошим материалом для развития у студентов навыков текстообразования, коммуникативных компетенций и критического мышления в практике преподавания русского языка как иностранного.
На базе текстов литературной рецензии мы разработали упражнения, которые могут быть использованы в практике преподавания РКИ. Это упражнения, касающиеся всех видов речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо), а также упражнения, направленные на формирование навыков текстообразования (демонстрация цепной и параллельной видов связи предложений в тексте). Все задания связаны друг с другом одной темой, организованы по принципу - от простого к сложному.
Тексты рецензий - хороший материал для обучения иностранных студентов русскому языку. На данном материале можно отработать с обучающимися все виды речевой деятельности (говорение, чтение, письмо, аудирование), а также формировать новые лексические и грамматические навыки. Вместе с тем, тексты литературных рецензий позволяют студентам учиться выражать свою точку зрения, давать оценку прочитанному произведению на неродном языке, а также работать с фактами, что формирует у учащихся навыки критического мышления.
Разработанные упражнения направлены на формирование у обучающихся навыков создания устной и письменной речи, а также на знакомство с особенностями стилей русского языка. Предполагается, что после выполнения предложенных упражнений студенты научатся создавать собственные учебные тексты в жанре рецензии по выработанной структуре, а также выражать свое субъективное мнение во всех сферах жизни.
Таким образом, данная работа актуальна в сфере преподавания РКИ. Разработанные уроки могут стать частью учебного пособия по формированию у иностранных обучающихся навыков критического мышления и письма, которое будет полезно для преподавателей РКИ и тех, кто изучает русский язык как иностранный. Разработанные материалы также могут лечь в основу специализированного спецкурса «Критическое мышление и письмо: учимся писать рецензию».
В дальнейшем для создания указанного пособия могут быть рассмотрены другие способы формирования навыков критического мышления и письма.



