ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БАЗИС СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО
ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА 8
1.1 Сущность понятий «повышение квалификации» и «повышение
компетенций» 8
1.2 Сущность и особенности применения дистанционного обучения 17
1.3 Анализ международного опыта использования системы
дистанционного обучения 30
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-КАДРОВЫЙ АУДИТ ЧОУ ДО «ПЛАНЕТА
ИНГЛИШ» 35
2.1 Экономико-управленческий анализ ЧОУ ДО «Планета Инглиш» 36
2.2 Кадровый аудит ЧОУ ДО «Планета Инглиш» с выявлением проблем и причин, мешающих эффективному
функционированию организации 53
2.3 Диагностика и оценка работы отдела по работе с персоналом
ЧОУ ДО «Планета Инглиш» в области обучения и повышения квалификации персонала 63
3 ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЯМИ
КЛЮЧЕВЫХ СОТРУДНИКОВ ЧОУ ДО «ПЛАНЕТА ИНГЛИШ» 74
3.1 Обоснование внедрения системы дистанционного обучения как способа совершенствования системы обучения персонала в области повышения компетенций педагогических кадров
ЧОУ ДО «Планета Инглиш» 74
3.2 Бюджетирование проекта по внедрению системы управления компетенциями ключевых сотрудников средствами
электронного обучения в ЧОУ ДО «Планета Инглиш» 88
3.3 Оценка экономической эффективности проекта 101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 118
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 114
В России, как и во многих других зарубежных странах возрастает интерес к изучению английского языка. Наблюдается рост числа негосударственных образовательных учреждений, предоставляющих услуги по обучению английскому языку как детей, так и взрослых.
Учреждения дополнительного образования - это особый тип образовательного учреждения, основной целью которого является развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности.
Основными поставщиками услуг в этих учреждениях и конечным звеном, которое контактирует с клиентом является преподаватель английского языка. Таким образом преподаватели негосударственных образовательных учреждений являются ключевыми сотрудниками этих организаций.
Дополнительное образование принципиально отличается от общего образования прежде всего благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов. Благодаря этому учреждение дополнительного образования обладает более гибкими программами обучения, способно адекватно и своевременно реагировать на современные тенденции и изменения в потребностях клиентов. Следовательно, существует особая необходимость в постоянном и быстром обновлении знаний, формировании потребности в самостоятельном овладении ими у преподавателей учреждения дополнительного образования.
Преподаватели являются важнейшим звеном, обеспечивающим качество и эффективность учебного процесса. Негосударственные учреждения дополнительного образования ведут свою деятельность в условие рынка, соответственно любое качественное изменение в эффективности работы преподавателей незамедлительно сказывается на прибыли организации.
Перспективная система обучения и повышения компетенций преподавателя должна предоставлять возможность нетолько получать дополнительное образование, но и возможность непрерывного образования. Одним из важных направлений развития такой системы образования является дистанционное обучение.
Следовательно, актуальность данной работы прежде всего обусловлена важностью вопросов стратегического развития организации, где уровень компетенций ключевых сотрудников, которые являются конечным звеном взаимодействия с клиентами обеспечивает достижение стратегических целей организации.
Степень научной разработанности. Анализ научной литературы показал, что к настоящему времени в педагогике, психологии, менеджменте накоплен определенный объем знаний, необходимых для постановки и решения проблемы управления компетенциями преподавателей учреждения дополнительного образования средствами электронного обучения.
Вопросами развития профессионально-педагогической компетентности занимались такие исследователи, как И.Ю.Алексашина, Е.В.Бондаревская; Т.П.Браже, С.Г.Вершловский, В.Г.Воронцова, Е.В.Вторина, И.А.Зимняя, И.А.Колесникова, Ю.Н.Кулюткин, Н.В.Кузьмина, Н.Н.Лобанова, А.К.Маркова, Л.М.Митина, Н.А.Переломова, Г.Н.Прозументова, Г.С.Сухобская, Е.А.Соколовская, Т.В.Шадрина.
Процесс развития электронного обучения, его форм и преимуществ в области обучения и повышения квалификации персонала рассматривается в трудах Власовой Е. З., Государева И. Б., Пантелеева А. В., Пауткиной О. И., Мукажанова Е. Б., Телебаева Е. Е., Калмыковой О. В.
Вопросы организации, технологий, методического и кадрового обеспечения, качества дистанционного обучения рассматривались A.A. Андреевым, A.A. Ахая- ном, A.M. Бершадским, В.П. Демкиным, А.Д. Иванниковым, М.И. Нежуриной, Е.С. Полат, Э.Г. Скибицким, В.И. Солдаткиным, В.П. Тихомировым, А.Н. Тихоновым, A.B. Хуторским, А.Г. Чернявской, С.А. Щенниковым, Лаврентьева Г. В., Устюгова В. Н., Валитова Р. А., Первухина М. А., Тыщецкой А. Ю., Ижендеева А. Ю., Латышевой Е. В., Забродиной И. К., А. В., Аксеновой Н. В., Велединской С. Б., Дорофеевой М. Ю., Кувшинова Н. Н., Дегиль И. М.
Изучению проблемы управления компетенциями средствами электронного обучения посвящено значительно число работ. Но в ходе анализа научной литературы нами не были найдены труды, освещающие проблему управления компетенциями средствами электронного обучения именно преподавателей учреждения дополнительного образования.
Таким образом, проблема исследования заключается в выявление и научном осмыслении особенностей управления компетенциями преподавателей учреждения дополнительного образования.
Выделенная проблема определила тему исследования: «Управление компетенциями ключевых сотрудников учреждения дополнительного образования средствами электронного обучения».
Цель исследования - разработать систему управления компетенциями ключевых сотрудников в учреждении дополнительного образования.
Объект исследования - частное образовательное учреждение дополнительного образования «Планета Инглиш».
Предмет исследования - электронное обучение в системе повышения квалификации ключевых сотрудников учреждения дополнительного образования.
Гипотеза исследования: управление компетенциями средствами электронного обучения преподавателей учреждения дополнительного образования будет эффективным, если:
- Будет разработан проект по внедрению системы электронного обучения в систему повышения компетенций преподавателей на основе целостности, завершенности и согласованности;
- будет реализован комплекс экономико-управленческих условий, включающий: выявление потребности в системе электронного обучения и повышения квалификации преподавателей, а также составлен комплексная оценка инвестиционной привлекательности проекта по внедрению системы электронного обучения в систему повышения квалификации преподавателей;
- в следствие внедрения проекта эффективность работы преподавателей повысится на 3%; экономическая эффективность проекта будет выше при одновременном внедрении системы электронного обучения в процесс обучения клиентов и в процесс управления компетенциями преподавателей организации дополнительного образования.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить понятия «повышение квалификации» и «повышение компетенций», сущность и особенности применения дистанционного обучения.
2. Проанализировать международный опыт использования системы дистанционного обучения.
3. Провести анализ организационно-хозяйственной деятельность исследуемой организации дополнительного образования и кадровый аудит исследуемой организации дополнительного образования.
4. Провести подробный анализ существующей системы обучения и повышения квалификации персонала.
5. Предложить способ решения экономических и управленческих проблем организации.
6. Рассчитать бюджет внедрения предложенного проекта и экономическую эффективность проекта.
Теоретическо-методологической основу исследования составили: системный подход к отражению явлений мира (А.М. Авреянов, Д.М. Гвишиане, Э.Г. Юдин); подход, отражающий современную гуманичтическую парадигму философии образования, педагогики, психологии и теорию управления (О.А. Абдулина, Б.С. Гершунский, А.А. Касьян); рациональный подход построения этических принципов эффективного управления (М. Вебер, Д. Ролз); теория дополнительного образования детей (В.А. Андреев, А.К. Бруднов, М.Б. Коваль,Р.А. Литвак).
Решение поставленных задач обеспечивалось реализацией комплекса теоретических и эмпирических методов:
- теоретические: историко-педагогический, нормативно-правовой, теоретикометодологический и системный анализ, моделирование, обобщение, систематизация);
- эмпирические: наблюдение, тестирование, беседа, анкетирование, ранжирование.
Научная новизна исследования и теоретическая значимость заключается в том, что:
- обоснованы экономико-управленческие условия эффективности реализация проекта по одновременному внедрению системы электронного обучения в процесс обучения клиентов и в процесс повышения компетенций преподавателей организации дополнительного образования;
- выявлена специфика управления компетенциями средствами электронного обучения именно преподавателей учреждения дополнительного образования;
- определены этапы внедрения электронного обучения в систему управления компетенциями преподавателей.
Практическая значимость результатов исследования:
- разработан проект по одновременному внедрению системы электронного обучения в процесс обучения клиентов и в процесс управления компетенциями преподавателей организации дополнительного образования;
- разработано научно-методическое обеспечение процесса реализация проекта по одновременному внедрению системы электронного обучения в процесс обучения клиентов и в процесс управления компетенциями преподавателей организации дополнительного образования.
- обосновано критериально-диагностическое обеспечении (критерии эффективности) эффективного управления компетенциями преподавателей средствами электронного обучения.
Полученные результаты исследования могут быть использованы в деятельности учреждений дополнительного образования.
В данном исследование нами была исследована система обучения и повышения квалификации преподавателей учреждения дополнительного образования.
Первоначально мы изучили теоретические аспекты обучения персонала. Рассмотрели точки зрения различных авторов на сущность понятий «повышение квалификации» и «повышение компетенций». Нами было выявлено, что профессиональная компетентность является одним из системообразующих качеств современного специалиста. В современных условиях, когда знания устаревают очень быстро и организация нуждается в системе беспрерывного образования, которая будет мотивировать сотрудников на самообразование, понятие «компетенция» приобрело особую значимость и широкое распространение. Система повышения квалификации направлена на выдачу определенного массива знания традиционным путем, но знания, полученные традиционным путем, позволяют лишь воспроизводить заученную информацию, но не дают возможности понять, комбинировать и интерпретировать факты и умения в практической деятельности. Понятие «квалификация» означает качество профессиональной деятельности, степень подготовленности специалиста к труду, но не рассматривает самого субъекта деятельности, личности работника, его индивидуальных способностей, особенностей, качеств. В то время, как компетентность - способность к осуществлению реального, жизненного действия и квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность; поскольку у любого действия существуют два аспекта - ресурсный и продуктивный, то именно развитие компетентностей определяет превращение ресурса в продукт; это потенциальная готовность решать задачи со знанием дела; включает в себя содержательный (знание) и процессуальный (умение) компоненты и предполагает знание существа проблемы и умение ее решать; постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного применения этих знаний в конкретных условиях, т. е. обладание оперативным и мобильным знанием. Кроме того, по нашему мнению, система электронного обучения является одним из наилучших способов управления компетенциями.
Для управления компетенциями ключевых сотрудников в большей степени подходит система дистанционного обучения на основе bleneded learning, так как существует особая необходимость в мотивации ключевых сотрудников. Система Blended learning позволяет выстроить систему обучения таким образом, чтобы она была направлена именно на повышение компетенций, т. к. в большей степени происходит обучение в форме самостоятельно изучения материала в индивидуальном удобном темпе, после которого проводится обязательная оценка, кроме этого занятия, проводимые в очной форме, стимулируют уровень мотивации.
Таким образом, полученные теоретические знания позволили нам провести дальнейший анализ текущего состояния ЧОУ ДО «Планета Инглиш» оценить состояние внешней и внутренней среды компании, а также его кадровый потенциал, выявить недостатки в настоящей системе обучения и предложить проект по замене неэффективной системы повышения квалификации преподавателей на систему управления компетенциями преподавателей средствами электронного обучения.
В ходе исследования мы установили, что среди факторов окружающей среды наибольшее влияние оказывают социальные факторы, а именно повышение престижности изучения английского языка. Угроза со стороны появления товаров заменителей и угроза со стороны рыночной власти поставщиков являются наиболее вероятными и требуют особого внимания. Таким образом необходимо особое внимание уделять качественному составу педагогических кадров, а также отслеживать тенденции в развитии и введении новых услуг на рынке. В целом окружающая среда носит нейтральный характер. Среди элементов внутренней среды, которые требуют изменений выделяются, такие элементы, как стратегия, система управления и состав работников. При этом начинать внедрение изменений необходимо в элемент состав работников, так как он является наиболее податливым. Во всех стратегиях развития присутствует упоминание использования информационных технологий. На основе показателей эффективности работы организации за последние 3 года была выявлена экономическая проблема ЧОУ ДО «Планета Инглиш» - снижение выручки от предоставляемых услуг.
В «Планете Инглиш» разработана и успешно реализуется отработанная система подбора и обучения новых сотрудников в целом, в особенности система подбора и обучения педагогических кадров, но слабо проработана система обучения уже работающего персонала. Важно отметить, что в организации существует система обучения и повышения квалификации преподавателей, где преподаватели получают знания традиционным путём. Существующая система не даёт преподавателям, прошедшим тренинги повышения квалификации возможности понять, комбинировать и интерпретировать полученный ими факты в практической деятельности. Использование устаревших неэффективных подходов в обучение персонала является одним из основных препятствий мешающему росту организации. Переход к современным методам обучения уже работающих сотрудников - управлению компетенциями сотрудников позволит повысить конкурентоспособность и выручку от предоставляемых услуг организации. Была выявлена компетенция, которую необходимо повысить в целом среди всех преподавателей - информационно-технологическая компетенция.
Полное описание проекта по замене неэффективной системы повышения квалификации преподавателей на систему управления компетенциями преподавателей средствами электронного обучения и замене существующего программного обеспечения «Онлайн сервиса» на программное обеспечение Moodle представлено в третьей главе. Где представлен перечень мероприятий для реализации проекта, а также оценку рисков и сопротивления, календарное планированием, составление бюджета с учетом инвестиционных и эксплуатационных затрат, а также расчет экономической эффективности. Таким образом нами было установлено, что цель проекта по повышению выручки является достижимой, а сам проект является экономически выгодным для ЧОУ ДО «Планета Инглиш» и рекомендуется к реализации.
1. Андреев, А.А. Дидактические основы дистанционного обучения / А.А. Андреев. - М.: МЭСИ, 2001. - 64 с.
2. Андреев, А.А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. / А.А. Андреев, В.И. Солдаткин - М.: Изд-во МЭСИ, 2002. - 196 с.
3. Анреев, А.А. Основы открытого образования / А.А. Андреев, - М.: МЭСИ,
2002. - 153 с.
4. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами: учебник / М. Армстронг. - Спб.: Питер, 2004. - 824 с
5. Арнгельский, С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе / С.И. Архангельский, М.: ЮНИТИ, 2003. - 34 с.
6. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения / Ю.К. Бабанский, М.: ЮНИТИ, 1982. - 324 с.
7. Базарова, Т. Ю. Управление персоналом: учебное пособие / Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремена; под ред. Базарова Т.Ю. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 560 с.
8. Белущенко, Т. В. Построение и внедрение системы обучения персонала / Т.В. Белущенко. // Кадровик Украины. - 2008. - № 2. - С. 34-38
9. Веснин, В. P. Управление персоналом. Теория и практика: учебник / В.Р. Веснин. - М.: ТК Велби, 2011. - 688 с.
10. Ветлужский, Е. Модели критериальной оценки результатов обучения / Е. Ветлужский //Справочник по управлению персоналом. - 2005. - С. 10-18.
11. Волженина, Н.В. Организация самостоятельной работы студентов в процессе дистанционного обучения: учебное пособие / Н.В. Волженина. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008. - 92 с.
12. Воног, В.В. Использование LMS Moodle при обучении иностранному языку в аспирантуре в рамках смешанного и дистанционного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://e.lanbook.com/journal/issue/297677.
13. Демкин, В.П., Технологии дистанционного обучения / В.П. Демкин,
Г.В. Можаева. - Томск, 2006. - 85 с.
14. Деслер, Г. Управление персоналом / Г. Десслер. / пер. с англ. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 299 с.
15. Доходы, расходы и сбережения населения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population /level/
..51