Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 9
1 ОБЗОРНАЯ ЧАСТЬ 10
1.1 Анализ состояния аварийности в автоспорте 10
1.2 Вопросы обеспечения безопасности движения болида на треке 14
1.3 Принципы движения болида на гоночном треке 20
1.4 Режим разгон и торможение 29
1.5 Цели и задачи исследований 35
2 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ 36
2.1 Подвески спортивных автомобилей 36
2.2 Упругая характеристика подвески 42
2.3 Сравнение подвесок легковых и гоночных автомобилей 44
2.4 Методы диагностирования ходовой части автомобиля 45
2.5 Кинематический расчёт подвески болида класса «Формула студент» 50
2.6 Исследование расчёта параметров подвески автомобиля с учётом
поперечно - угловых колебаний кузова 53
2.7 Результаты исследований 61
3 РАЗРАБОТКА КОНСТРУКЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ ПОДВЕСКИ ЛЕГКОВОГО
АВТОМОБИЛЯ ВАЗ 2113 69
3.1 Выбор прототипа 69
3.2 Выбор пневматического элемента 71
3.3 Элементы крепления пневмоподвески 73
3.4 Элементы управления пневмоподвеской 76
4 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 81
4.1Общие требования, относящиеся к конструкции автомобилей класса
Формула Студент 81
4.1.2 Требования к обвесу автомобиля 81
4.1.3 Требования к сиденью пилота 82
4.1.4 Общие требования к конструкции рамы 82
4.1.5 Основные требования к главной и передней дуге 85
4.1.6 Величина шаблона 95-ого перцентиля человека 85
4.1.7 Требование к энергопоглотительному элементу 87
4.1.8 Фланговая конструкция для трубной рамы 88
4.2 Требования к месту пилота 89
4.2.1 Требования к полу 89
4.2.2 Требования к огнеупорной перегородке 89
4.2.3 Доступ к органам управления 90
4.3 Расчет экономической эффективности 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 93
ПРИЛОЖЕНИЕ А 96
Актуальность темы. Ни для кого не секрет, что в Южно - Уральском государственном университете уже не первый год в студенческом конструкторском бюро создают гоночные автомобили, которые в дальнейшем ребята - инженеры защищают их как проект или выставляют на всероссийские соревнования. Создать автомобиль собственными руками, да к тому же гоночный? Мечты в реальность воплощают студенты Южно - Уральского государственного университета. Они уже не первый год принимают участие в Международном проекте «Формула студент», организованный Ассоциацией инженеров - механиков (ImechE), обществом автомобильных инженеров США (SAE) и Ассоциацией инжиниринга и технологий (I&T). Задача студентов - собрать команду, найти спонсоров, создать гоночный автомобиль класса «Формула» и выступить на соревнованиях.
«Формула Студент» - это международные соревнования и студенты со всего мира строят автомобиль под международный регламент как в Формуле-1. Мировой регламент - он один, и все мировые технические вузы силами студентов строят гоночные болиды и впоследствии уже соревнуются между собой. На соревнованиях идет не только гонка, но и отчет по стоимости, отчет по конструкции, научное и техническое обоснование проекта. Все эти критерии дают баллы, которые потом суммируются и дают результат. Проехать хорошо - не достаточно, потому что важно знать свой автомобиль и с технической точки зрения.
Проанализировав существующие варианты подвесок легковых и гоночных автомобилей, можно сделать вывод о том, что конструкция подвески «формула студент» с двумя поперечными А - образными рычагами и толкающей штангой является наиболее оптимальной. При такой конструкции можно добиться очень хорошей кинематики подвески, при малом весе. В связи с этим благодаря большому потенциалу этого типа подвески и уже созданной базе стоит только немного изменить некоторые элементы, а не полностью переделывать подвеску.
Изучив методы диагностирования ходовой части и проведя исследования, было выявлено, что увеличение жесткости упругого элемента значительно уменьшают угол крена и поперечно - угловые ускорения кузова автомобиля. Что положительно сказывается на времени прохождения поворотов.
Для разработки конструкции элементов подвески прототипом стал легковой автомобиль ВАЗ 2113 с заводской подвеской типа МакФерсон. Для правильного выбора пневмоэлемента необходимо было рассчитать такие показатели как: жесткость «пневмоэлемента», характеристики медленного и быстрого сжатия и отбоя.
На основе полученных данных был подобран наиболее подходящий пневмоэлемент. После ряда конструктивных изменений передней и задней подвески, сконструированная подвеска с пневмоэлементами и системой управления установлена на автомобиль ВАЗ 2113. По итогам проведенных ходовых испытаний пневмоподвеска показала положительный результат: появилась возможность регулирования дорожного просвета и улучшив ходовые параметры подвески.
1. Илларионов В.А. Эксплуатационные свойства автомобиля: Теоретический анализ: Машиностроение, 1966-280 с.
2. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта / Министерство автомобильного транспорта РСФСР. - М.: Транспорт, 1988. - 78с.
3. Руководство по диагностике технического состояния подвижного состава автомобильного транспорта. РД -200-РСФСР-15-0150-81-М.: 1982
4. Сырейщикова Н. В. СТП - 2000 - 8. - Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2000. - 37 с.
5. ГОСТ Р 51709-2001. Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки.
6. Автомобили: Испытания: Учеб. пособие для вузов / В.М.Беляев, М.С. Высоцкий, JI.X. Гилелес и др.; Под ред. А.И. Гришкевича, М.С. Высоцкого. - Мн.: Выш. шк., 1991. - 187 с.
7. Автомобиль Volkswagen Touareg: Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту. — АртСтиль, 2007. — 276 с.
8. Автомобиль ВАЗ-2108 «Спутник»: Устройство и ремонт / В.А. Вер- шигора, А.П. Игнатов, К.В. Новокшонов, К.Б. Пятков. — М.: Транспорт. 1987.221 с.
9. Грибков В.М., Карпекин П.А. Справочник по оборудованию для технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей. - М.: Россельхозиздат, 1984. - 224с.
10. Автомобильный справочник: Пер. с англ. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО «КЖИ За рулём», 2004. - 992 с.
11. И.В. Успенский. Проектирование подвески автомобиля/ Букинистическое издание, 1976. - 168с..
12. Ахмин Е.А. Обоснование параметров упругого элемента подвески автомобиля формулы «Студент», 2016. — 95 с.
13. Ануфриев И.Е. MATLAB 7 / И.Е. Ануфриев, А.Б. Смирнов, E.H. Смирнова. - СПб.: БХВ-Петербург, 2005. - 1104 с.
14. Хазаров А.Н. Диагностическое обеспечение ТО и ремонта автомобилей. - М.: Высш. Шк., 1990. - 208 с.
15. Батько Б.М. Соискателю учёной степени. Практические рекомендации (от диссертации до аттестационного дела). - 5-е изд., перераб. и доп. — СПб.: МОП AHO «НТЦ им. Л.Т. Тучкова», 2008. - 351 с....34