Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 7
1 СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.1 АНАЛИЗ СТАТИСТИКИ ОТКАЗОВ РХХ 9
1.2 Анализ приборных средств диагностирования 10
1.3 Выводы по главе 1 21
2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 22
2.1 Анализ конструкции различных регуляторов холостого хода 22
2.2 Предшествующие исследования 27
2.3 Теоретическое обоснование методов исследования 28
2.4 Выводы по главе 2 30
3 МЕТОДИКА ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 31
3.1 Метод контроля 31
3.1.1 Приборные средства 31
3.1.2 Объект исследования 43
3.2 Методика проведения эксперимента 46
3.3 Выводы по главе 3 54
4 РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА И АНАЛИЗ
ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ 55
4.1 Результаты проведенного эксперимента 55
4.2 Выводы по главе 4 72
5 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 73
5.1 Экономический расчет 73
5.2 Вывод по главе 80
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82
Актуальность темы. Приоритетное значение в настоящее время приобретает диагностирование тех систем и механизмов машин, которые дают наибольшее число отказов, требующих значительных затрат на устранение их последствий и снижающих коэффициент технической готовности. Одним из основных агрегатов автомобилей дающий 13,2% отказов является регулятор холостого хода(рхх). Между тем процесс диагностирования системы топливоподачи в условиях эксплуатации имеет низкую достоверность, а информация, получаемая при этом, не позволяет определять требуемые технологические воздействия по поддержанию его работоспособного состояния и, следовательно, управлять его состоянием. Данное обстоятельство объясняется несовершенством методов и средств диагностирования.
При этом всю недостающую информацию о техническом состоянии систем ДВС можно получить в результате технической диагностики. Диагностика играет существенную роль в совершенствовании управления техническим состоянием систем ДВС и технологическими процессами технического обслуживания и ремонта, снижая затраты на их проведение и повышая эксплуатационную надежность мобильных машин.
Проведение же ремонтных воздействий на основе диагностирования позволяет сократить эксплуатационные издержки за счет увеличения фактически используемого ресурса, сокращения числа ремонтов и запчастей, повышения производительности машин.
Однако практика диагностирования показывает, что не смотря на значительное обилие диагностического оборудования и средств, а также методологии их использования, экономический эффект от применения диагностирования очень низок. Объясняется это многими причинами, а в первую очередь отсутствием рационально экономически и технически подобранной системы диагностирования. Поэтому разработка рационально экономически и технически подобранной системы диагностирования при одновременном применении эффективных средств диагностирования является важной народнохозяйственной проблемой и является актуальной в настоящее время.
Гипотеза заключается в однозначной достоверной оценке рхх путем формирования, стрессовых тестовых воздействий, состоящих в отключении 2-х цилиндров и нагружении одного из оставшихся мощностью механических потерь отключенных цилиндров и плавном ступенчатом формировании нагрузки на оставшихся в работе цилиндров и фиксации отклика на процесс загружения путем контроля параметров: положение РХХ, расход топлива, расход воздуха, коррекция топливоподачи, угол опережения зажигания(УОЗ).
Изложенное предопределило цель исследования данной работы.
Цель работы. Повышение эффективности процесса диагностирования датчиков холостого хода автомобилей при формировании стрессовых тестовых воздействий.
Задачи исследования.
1. Провести анализ отказов элементов системы впуска, анализ существующих методов и средств диагностирования.
2. Теоретически обосновать диагностические параметры и режимы для оценки технического состояния РХХ.
3. Разработать метод и средства диагностирования технического состояния РХХ.
4. Произвести эксплуатационную и производственную проверку метода и средства диагностирования РХХ.
Объект исследования. Технологический процесс диагностирования регуляторов холостого хода автомобилей с микропроцессорной системой управления двигателем.
Предмет исследования. Проверка быстроты корректирующих действий РХХ и степени адаптивности под стресс тест .
1. Исходя из статистики отказов элементов МСУД для исследования был выбран РХХ. А также приборное средство исследование, представленное отключателем электромагнитных форсунок.
2. Разработана теоретическое обоснование методов исследования РХХ легковых автомобилей.
3. Разработана методика экспериментального исследования РХХ путем формирования, стрессовых тестовых воздействий, состоящих в отключении 2-х цилиндров и нагружении одного из оставшихся мощностью механических потерь отключенных цилиндров и плавном ступенчатом формировании нагрузки на оставшихся в работе цилиндров и фиксации отклика на процесс загружения путем контроля параметров: положение РХХ, расход топлива, расход воздуха, коррекция топливоподачи, угол опережения зажигания(УОЗ). Проведён эксперимент и получены необходимые для исследований данные.
4. По полученным в ходе эксперимента данным построены графики зависимостей нагружения цилиндров от положения РДВ, расхода топлива, расхода воздуха. Проведен анализ графиков по которому можно судить о техническом состоянии ЦПГ по косвенным параметрам.
5. Разработанная методика стрессовых тестовых воздействий позволяет исключить высокостоящие нагрузочные стенды. Экономический эффект при диагностировании на один автомобиль в год составил 3879,2 рублей.
1. Альт В.В. Контроль и управление параметрами тракторных двигателей в эксплуатационных условиях //. Автореферат дисс. докт. техн. наук: 05.20.03. - Новосибирск, СибИМЭ, 1995, 37 с.
2. Диагностика. [сайт]. URL: http://www.avtosreda.ru/new
3. Диагностичекое оборудование для автосервиса
http://www.autoscaners.ru/catalogueUcatalogue id=bosch kts 570 professional yy multimarochnyy skaner
4. Диагностическое оборудование для автомобилей
http://www.nppnts.ru/index.php?mod=mtmt10km
5. Советы по ремонтам автомобилей http://vsepoedem.com/story/datchik- kholostogo-khoda-na-vaz-2110-2112-2114-2115-2109-2111-21102-21083-21093- 21099
6. Все о двигателях автомобилей https:// swapmotor.ru/ustrojstvo-
dvigatelya/regulyator-holostogo-hoda.html
7. Автоновости https://www.kolesa.ru/article/elektronnaya-drosselnaya-zaslonka-
kak-ona-ustroena-i-kak-eyo-remontirovat
8. Научная электронная библиотека https://elibrary.ru/item.asp?id=20223912
9. Бакайкин Д.Д., Гриценко А.В., Абросимов Д.А. Диагностирование электромагнитных форсунок ДВС на тестовых режимах В сборнике: Достижения науки - агропромышленному производству материалы LIV международной научно-технической конференции. Под редакцией П.Г. Свечникова. 2015.
10. Соснин Д.А., Яковлев В.Ф. Новейшие автомобильные электронные системы. М.: СОЛОН-Пресс, - 2005. - 240 с.
11. Гриценко А.В. Разработка методов тестового диагностирования работоспособности систем питания и смазки двигателей внутреннего сгорания (экспериментальная и производственная реализация на примере ДВС автомобилей). Дис... докт. техн. наук. Челябинск. - 2014. - 397 с.
12. Дьяченко В.Г. Теория двигателей внутреннего сгорания. Учебник / В.Г.
Дьяченко - Перевод с украинского языка. - Харьков: ХНАДУ, - 2009. - 340
с.
13. Драганов Б.Х. и др. Конструирование впускных и выпускных каналов двигателей внутреннего сгорания. К.: Вища шк. Головное изд-во, - 1987. - 175 с.
14. Методы определения причин и рекомендации по устранению возможных неисправностей двигателей семейства ЗМЗ-406.10 с рабочим объемом 2,3; 2,5; 2,7 л при гарантийном обслуживании и ремонте. ОАО «ЗМЗ» Заволжье, 2005. - 97 с.
15. Гриценко А.В., Ларин О.Н., Глемба К.В. Диагностирование датчиков массового расхода воздуха легковых автомобилей // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Машиностроение. - 2013, - Т 13, № 2, - С. 113-118....31