ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ И БАЛАНСА СТРЕСС-ВОССТАНОВЛЕНИЯ У СПОРТСМЕНОВ СТРЕЛКОВОГО СПОРТА В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЦИКЛА
|
Введение 4
1 Теоретические основы феноменов баланса стресс-восстановления и личностных
ресурсов 11
1.1 Феномен баланс стресса-восстановления в спорте 11
1.1.1 Понятие баланс стресс-восстановления 11
1.1.2 Особенности баланса стресса-восстановления у спортсменов 16
1.2 Теоретический анализ проблемы личностных ресурсов 21
1.2.1 Понятие личностные ресурсы 21
1.2.2 Проблема личностных ресурсов у спортсменов 25
Выводы по первой главе 30
2 Эмпирическое исследование 33
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 33
2.1.1 Характеристика выборки и организация исследования 33
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 38
2.2.1 Анализ баланса стресс-восстановления у спортсменов стрелкового спорта в
тренировочный и соревновательный периоды тренировочного цикла 38
2.2.2 Анализ личностных ресурсов у спортсменов стрелкового спорта в разные
периоды тренировочного цикла 41
2.2.3 Анализ взаимосвязи личностных ресурсов и баланса стресс-восстановления
спортсменов стрелкового спорта в разные периоды тренировочного цикла 45
Выводы по второй главе 58
3 Разработка программы развития личностных ресурсов у спортсменов стрелкового
спорта 59
3.1 Общая структура программы психологического развития личностных ресурсов у
спортсменов стрелкового спорта 60
3.1.1 Серия мастер-классов по «стресс-менеджменту» и развитию личностных
ресурсов 64
3.1.2 Методические рекомендации по реализации программы 72
Выводы по третьей главе 73
Заключение 75
Список литературы 77
Приложение А Опросник Баланс стресс-восстановление для спортсменов - (Recovery-Stress Questionnaire for Athletes) M. Kellman в адаптации Е. Ю. Ковбас 90
Приложение Б Тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева 95
Приложение В Тест диспозитивного оптимизма Карвера и Шейера (Life Orientation Test) в адаптации Т. О. Гордеевой, О. А. Сычева и Е. Н. Осина 98
Приложение Г Шкала общей самоэффективности (General Self-EfficacyScale, GSE) 100
Приложение Д Различия между показателями баланса стресс-восстановления у спортсменов в разные периоды тренировочного цикла 101
Приложение Е Результаты корреляционного анализа показателей баланса стресс- восстановления и жизнестойкости спортсменов в тренировочный период 1
1 Теоретические основы феноменов баланса стресс-восстановления и личностных
ресурсов 11
1.1 Феномен баланс стресса-восстановления в спорте 11
1.1.1 Понятие баланс стресс-восстановления 11
1.1.2 Особенности баланса стресса-восстановления у спортсменов 16
1.2 Теоретический анализ проблемы личностных ресурсов 21
1.2.1 Понятие личностные ресурсы 21
1.2.2 Проблема личностных ресурсов у спортсменов 25
Выводы по первой главе 30
2 Эмпирическое исследование 33
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 33
2.1.1 Характеристика выборки и организация исследования 33
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 38
2.2.1 Анализ баланса стресс-восстановления у спортсменов стрелкового спорта в
тренировочный и соревновательный периоды тренировочного цикла 38
2.2.2 Анализ личностных ресурсов у спортсменов стрелкового спорта в разные
периоды тренировочного цикла 41
2.2.3 Анализ взаимосвязи личностных ресурсов и баланса стресс-восстановления
спортсменов стрелкового спорта в разные периоды тренировочного цикла 45
Выводы по второй главе 58
3 Разработка программы развития личностных ресурсов у спортсменов стрелкового
спорта 59
3.1 Общая структура программы психологического развития личностных ресурсов у
спортсменов стрелкового спорта 60
3.1.1 Серия мастер-классов по «стресс-менеджменту» и развитию личностных
ресурсов 64
3.1.2 Методические рекомендации по реализации программы 72
Выводы по третьей главе 73
Заключение 75
Список литературы 77
Приложение А Опросник Баланс стресс-восстановление для спортсменов - (Recovery-Stress Questionnaire for Athletes) M. Kellman в адаптации Е. Ю. Ковбас 90
Приложение Б Тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева 95
Приложение В Тест диспозитивного оптимизма Карвера и Шейера (Life Orientation Test) в адаптации Т. О. Гордеевой, О. А. Сычева и Е. Н. Осина 98
Приложение Г Шкала общей самоэффективности (General Self-EfficacyScale, GSE) 100
Приложение Д Различия между показателями баланса стресс-восстановления у спортсменов в разные периоды тренировочного цикла 101
Приложение Е Результаты корреляционного анализа показателей баланса стресс- восстановления и жизнестойкости спортсменов в тренировочный период 1
Актуальность исследования: В последнее время часто поднимается вопрос о здоровье спортсменов, особенно профессиональных спортсменов. Многие исследователи, такие как Д. А. Павлова[82], Е. Ю. Шутьева[118], С. С. Абасова[21]. говорят о большой пользе спорта для здоровья человека 'Но они не рассматривают регулярные психофизические нагрузки. Профессиональный спорт же вызывает у человека чрезмерное напряжение. Люди, выбирающие спорт своей профессиональной деятельностью, часто сталкиваются с различными факторами стресса[59]. Соревновательный и тренировочный периоды наиболее насыщены ими. Готовясь к соревнованиям, спортсмен усиленно тренируется, выполняя большие нагрузки, а выступая на соревнованиях, на спортсмена накладывается большая ответственность и ожидания от результата как со стороны тренера, так и других спортсменов и его самого[59]. Ему необходимо показать все свои силы и выложиться на максимум, чтобы показать достойный результат.
В условиях стрессовой нагрузки большую значимость имеет процесс восстановления, который позволяет спортсменам снизить ритм, чтобы восполнить потраченную энергию и восстановить силы[131]. Недостаток отдыха и переутомления может привести к снижению результативности и к развитию синдрома перетренированности, который характеризуется снижением работоспособности и результативности у спортсменов. M. Lehman [127] полагал, что перетренированность возникает вследствие дисбаланса между тренировками и восстановлением, физическими упражнениями и физической нагрузкой, стрессом и стрессоустойчивостью. Многие исследования, направленные на изучение баланса стресс-восстановления, описывают также важность процесса восстановления не только на физическое состояние спортсмена, но и на его психологическое здоровье [36].
В настоящее время, когда развиты многие технологии, каждый спортсмен имеет равный доступ к тренировкам и различия в физической форме становятся не такими значимыми, огромное значение приобретают психологические особенности. Большую роль в эффективности спортсмена играет его способность к стрессоустойчивости[59].
Необходимо понимать, что спортсмен всегда подвержен стрессу, и именно оптимальное соотношение стресса и восстановления обеспечивает спортсмену здоровье. Такой процесс баланса стресс-восстановления протекает у каждого человека по-разному в зависимости от его личностных особенностей.
В контексте сохранения здоровья спортсменов, обусловленного индивидуальными особенностями человека, является феномен личностных ресурсов, которые в широком смысле входят в личностный и человеческий потенциалы и рассматриваются в работах Г. М. Зараковского[45], М. С. Кагана[49], Г. Б. Степановой[102] и П. Г. Щедровицкого[120], а также в описание стратегий жизни К. А. Абульхановой[1], Л. И. Анцыферовой[4], А. А. Кроника[56], Ю. М. Резника[89] и Е. А.Смирнова[89]. В узком смысле личностные ресурсы авторы П. Б. Балтес[8], В. А. Бодров[17], Р. Лазарус[64] и С. Хобфолл[84] отмечают как возможности и средства преодоления стресса. В работах А. Н. Демина[38], Л. Г. Дикой[37], Т. Л. Крюковой[57], В. И. Моросановой[74], К. Муздыбаева[76], А. К. Осницкого[81] и С. А. Шапкина[116] личностные ресурсы является одними из элементов самоорганизации, саморегуляции деятельности и поведения.
Личностные ресурсы выступают медиаторами предсоревновательной тревоги в спорте, позволяя трансформировать субъективную оценку ситуации[78]. Они выполняют фильтрующую функцию, позволяя спортсмену оценивать ситуацию и степень влияния стресс-факторов, за счет предоставления личностного смысла ситуации и позволяют выявить конкретные личностные ресурсы, которые помогают спортсменам лучше справиться со стрессом. В работе исследуется такой ресурсы, как жизнестойкость для анализа вовлеченности спортсменов с свою профессиональную деятельность, установления контроля за ситуацией и готовности к принятию рисков, связанных со спортом. Также данный ресурс позволяет выявить отношение спортсмена к себе и миру, что может способствовать совладанию со стрессом. Помимо жизнестойкости в работе исследуются такие ресурсы, как оптимизм для анализа позитивного взгляда на свою спортивную деятельность, а также веру в достижение привлекательного результата и выстраивания оптимистичных планов на будущее; ресурс самоэффективность для анализа субъективного восприятия своей эффективности в спорте и способности ставить перед собой высокие цели и их добиваться.
Однако проблема связи личностных ресурсов и различных аспектов оптимального соотношения процессов стресса и восстановления у спортсменов в целом и стрелкового спорта в частности в литературе практически не представлена. Имеются единичные данные, так, например, в зарубежных исследованиях говорится о взаимосвязи устойчивости с балансом стресс-восстановления у спортсменов разных видов спорта[136], в исследовании E. Filho[128] приводится сравнение профессиональных спортсменов с новичками, где приводится вывод, что у профессиональных спортсменов уровень баланса стресс- восстановления ниже. В исследовании L. F. Reynoso-Sanchez[125] приходит к выводу, что спортсмены индивидуальных видов спорта больше склонны к дисбалансу стресса- восстановления, также в статье особое внимание уделяется спортсменам женского пола, которые тоже более склонны к дисбалансу. Однако имеющиеся исследования полностью не раскрывают всех значимых характеристик процессов.
В связи с этим актуальным является изучение взаимосвязи баланса стресс - восстановления и личностных ресурсов, так как данное исследование поможет определить оптимальные методы поддержки психического здоровья спортсменов и расширить репертуар стратегий управления стрессом и процессами восстановления, что особенно важно в условиях интенсивных тренировочных нагрузок и соревнований.
Цель исследования: выявить взаимосвязь личностных ресурсов и баланса стресс- восстановления у спортсменов стрелкового спорта в разные периоды тренировочного цикла.
Объект исследования: феномен баланса стресс-восстановления в спорте.
Предмет исследования: взаимосвязь личностных ресурсов и баланса стресса- восстановления у спортсменов стрелкового спорта в разные периоды тренировочного цикла.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы феномена баланс стресс-восстановления в спорте и проблемы личностных ресурсов у спортсменов,
2. Проанализировать состояние баланса стресс-восстановления у спортсменов стрелкового спорта в тренировочный и соревновательный периоды тренировочного цикла,
3. Определить выраженность личностных ресурсов у спортсменов стрелкового спорта,
4. Выявить взаимосвязь личностных ресурсов и баланса стресс-восстановления у спортсменов стрелкового спорта в разные периоды тренировочного цикла,
5. Разработать программу по развитию личностных ресурсов у спортсменов стрелкового спорта и предложить рекомендации по сохранению баланса стресс- восстановления в разные периоды тренировочного цикла.
Гипотеза: жизнестойкость, оптимизм, самоэффективность, как личностные ресурсы, взаимосвязаны с балансом стресс-восстановления у спортсменов стрелкового спорта в тренировочный и соревновательный период тренировочного цикла.
Теоретико-методологическая основа исследования включает следующие положения:
- Основные принципы психологии (системности В. А. Барабанщиков[10], Э. Г. Юдин[16], В. М. Бехтерева[14], А. Р. Лурия[66]; психологического детерминизма С. Л. Рубинштейна[91], Н. П. Бехтерева[14], Б. Ф. Скиннера[96]; развития Ж. Пиаже[135], Л. С. В ыготский [22]);
- Концепция баланса стресс-восстановления (M. Kellmann, M. Lehmann) [131];
-Результаты зарубежных и отечественных исследований процессов и особенностей восстановления в спорте (Е. А Гаврилова[25], И. О. Гарнов[107] и другие);
- Понимание личностных ресурсов с точки зрения теории сохранения ресурсов С. Хобфолла[129], подчёркивающей роль личностных ресурсов в преодолении стресса;
- Рассмотрение жизнестойкости (С. Мадди, Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказова, Л. В. Сорокина, С. А. Королёв, Т. А. Фассахова, Д. Н. Мираев и другие) [65], оптимизма (Т. О. Гордеева, М. Селигман) [32] и самоэффективности (А. Бандура[9], Т. О. Гордеева[33]) как ключевых личностных ресурсов.
- Личностно-ориентированный подход, (А. Г. Асмолов[5], И. В. Дубровина[41], В. Я. Ляудис[67], А. Б. Орлов[80], R. Bern), предполагающий учет индивидуальных особенностей спортсменов при разработке и реализации программы психологического восстановления.
Методы исследования: Для проверки гипотезы, достижения поставленной цели и решения задач использовались следующие методы: теоретический обзор и анализ российский и зарубежных источников литературы, психодиагностическое тестирование, методы математической статистики.
Исследование проводилось лонгитюдным методом исследования. Изучалась одна группа спортсменов, готовящихся к соревнованиям всероссийского уровня и участвовавшая в этих соревнованиях.
Для сбора эмпирических данных применялись стандартизированные психодиагностические методики:
• Опросник Баланс стресс-восстановление для спортсменов - (Recovery-Stress Questionnaire for Athletes) M. Kellman в адаптации Е. Ю. Ковбас[53];
• Тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева[65];
• Тест диспозитивного оптимизма Карвера и Шейера (Life Orientation Test) в адаптации Т. О. Гордеевой, О. А. Сычева и Е. Н. Осина[32];
• Шкала общей самоэффективности (General Self-EfficacyScale, GSE) Schwarzer, Jerusalem, в переводе В. Г. Ромеком[117].
Для проведения статистической обработки фактического материала использовали компьютерную программу Microsoft Excel (2020) и статистический пакет IBM SPSS Statistics v.24. Выявление взаимосвязи проводилось непараметрическим корреляционным анализом Спирмена[73]. Проверку на нормальность распределения признаков проводили с использованием критериев Шапиро-Уилкса. Поскольку распределение признаков было отличным от нормального, данные представляли в виде медианы (Ме) и интерквартильного размаха в формате Ме [Qi; Q3], где Qi; - нижний квартиль, Q3 - верхний квартиль. Для нахождения взаимосвязи между показателями при отличии от нормального распределения использовался р-критерий Спирмена (р; p). Для определения достоверности различий между независимыми выборками применяли непараметрический U-критерий Манна-Уитни (U; Z; p).
Базой для эмпирического исследования выступает спортивная школа №16 г. Томска.
Выборку исследования составили 27 человек (из них 13 девушек и 14 юношей; 3 человека - первый взрослый разряд, 12 человек - кандидаты в мастера спорта, 11 человек - мастера спорта, 1 человек - мастер спорта международного класса) (средний возраст спортсменов 20±4,2 лет). Все спортсмены, занимаются пулевой стрельбой и участвуют в выездных соревнованиях окружного и всероссийского уровня.
Первичный сбор данных проводился в тренировочный период, во время подготовки для участия в соревнованиях всероссийского уровня. Повторный сбор данных проводился во время участия спортсменов в соревнованиях всероссийского уровня.
Научная новизна: впервые проводится исследование взаимосвязи баланса стресс- восстановления с личностными ресурсами у спортсменов стрелкового спорта в тренировочный и соревновательный периоды тренировочного цикла.
Теоретическая значимость: теоретический обзор и анализ материалов отечественных и зарубежных авторов, который позволит систематизировать данные о феномене балансе стресс-восстановления и особенности личностных ресурсов. Исследование данных аспектов помогает понять, как спортсмены справляются со стрессом, реализуют восстановление и используют свои личностные ресурсы для сохранения здоровья и достижения успеха, а также позволит понять какие именно ресурсы все-таки наиболее связаны с процессом восстановления, и позволяют стрелкам лучше адаптироваться к ситуациям и справляться с волнением на соревнованиях и сохранять за собой конкурентоспособность. Это важно для разработки стратегий поддержки и развития спортсменов, а также для понимания факторов, влияющих на их психологическое благополучие и спортивные результаты.
Практическая значимость:
Результаты исследования могут быть использованы при подготовке спортсменов в различные периоды тренировочного процесса, и применены для работы спортсменов и тренеров при построении тренировочного процесса, с учетом индивидуальных особенностей спортсменов. Разработанная программа и рекомендации спортсменам для профилактики стресса позволят снизить чрезмерный уровень напряжения и в долгосрочной перспективе оказать благотворное влияние на здоровье спортсмена, а также будут полезны для стабилизации состояния участников во время соревнований. Также стоит учесть тот факт, что на базе стрелковых клубов / спортивных школ редко ведется психологическое сопровождение спортсменов, поэтому разработанная программа может существенно повлиять на жизнестойкость спортсменов и их психологическую адаптивность к соревновательному стрессу.
Положения, выносимые на защиту:
1. Баланс стресс-восстановления не отличается у спортсменов стрелкового спорта в тренировочный и соревновательный периоды.
2. Такие личностные ресурсы как самоэффективность и жизнестойкость взаимосвязаны с балансом стресс-восстановления у спортсменов стрелкового спорта в тренировочный и соревновательный период тренировочного цикла. Оптимизм, как личностный ресурс взаимосвязан только со стрессовыми реакциями, но не участвует в процессе восстановления, соответственно не взаимосвязан с балансом стресс- восстановления.
Апробация результатов исследования:
- Научная публикация «Актуальность изучения личностных ресурсов и баланса стресс-восстановления у спортсменов стрелкового спорта» [59]
- Публикация тезисов «Феномен баланса стресс-восстановления спортсменов в отечественных исследованиях» [61]
- Научная публикация «Роль личностных ресурсов в балансе стресс-восстановления у спортсменов в тренировочный период» [60]
Структура работы: Работа имеет введение, три главы, заключение, список литературы, состоящий из 136 источников, и приложение. В работе содержится 5 таблиц и 4 рисунка. Объем диссертации составляет 103 страницы.
В условиях стрессовой нагрузки большую значимость имеет процесс восстановления, который позволяет спортсменам снизить ритм, чтобы восполнить потраченную энергию и восстановить силы[131]. Недостаток отдыха и переутомления может привести к снижению результативности и к развитию синдрома перетренированности, который характеризуется снижением работоспособности и результативности у спортсменов. M. Lehman [127] полагал, что перетренированность возникает вследствие дисбаланса между тренировками и восстановлением, физическими упражнениями и физической нагрузкой, стрессом и стрессоустойчивостью. Многие исследования, направленные на изучение баланса стресс-восстановления, описывают также важность процесса восстановления не только на физическое состояние спортсмена, но и на его психологическое здоровье [36].
В настоящее время, когда развиты многие технологии, каждый спортсмен имеет равный доступ к тренировкам и различия в физической форме становятся не такими значимыми, огромное значение приобретают психологические особенности. Большую роль в эффективности спортсмена играет его способность к стрессоустойчивости[59].
Необходимо понимать, что спортсмен всегда подвержен стрессу, и именно оптимальное соотношение стресса и восстановления обеспечивает спортсмену здоровье. Такой процесс баланса стресс-восстановления протекает у каждого человека по-разному в зависимости от его личностных особенностей.
В контексте сохранения здоровья спортсменов, обусловленного индивидуальными особенностями человека, является феномен личностных ресурсов, которые в широком смысле входят в личностный и человеческий потенциалы и рассматриваются в работах Г. М. Зараковского[45], М. С. Кагана[49], Г. Б. Степановой[102] и П. Г. Щедровицкого[120], а также в описание стратегий жизни К. А. Абульхановой[1], Л. И. Анцыферовой[4], А. А. Кроника[56], Ю. М. Резника[89] и Е. А.Смирнова[89]. В узком смысле личностные ресурсы авторы П. Б. Балтес[8], В. А. Бодров[17], Р. Лазарус[64] и С. Хобфолл[84] отмечают как возможности и средства преодоления стресса. В работах А. Н. Демина[38], Л. Г. Дикой[37], Т. Л. Крюковой[57], В. И. Моросановой[74], К. Муздыбаева[76], А. К. Осницкого[81] и С. А. Шапкина[116] личностные ресурсы является одними из элементов самоорганизации, саморегуляции деятельности и поведения.
Личностные ресурсы выступают медиаторами предсоревновательной тревоги в спорте, позволяя трансформировать субъективную оценку ситуации[78]. Они выполняют фильтрующую функцию, позволяя спортсмену оценивать ситуацию и степень влияния стресс-факторов, за счет предоставления личностного смысла ситуации и позволяют выявить конкретные личностные ресурсы, которые помогают спортсменам лучше справиться со стрессом. В работе исследуется такой ресурсы, как жизнестойкость для анализа вовлеченности спортсменов с свою профессиональную деятельность, установления контроля за ситуацией и готовности к принятию рисков, связанных со спортом. Также данный ресурс позволяет выявить отношение спортсмена к себе и миру, что может способствовать совладанию со стрессом. Помимо жизнестойкости в работе исследуются такие ресурсы, как оптимизм для анализа позитивного взгляда на свою спортивную деятельность, а также веру в достижение привлекательного результата и выстраивания оптимистичных планов на будущее; ресурс самоэффективность для анализа субъективного восприятия своей эффективности в спорте и способности ставить перед собой высокие цели и их добиваться.
Однако проблема связи личностных ресурсов и различных аспектов оптимального соотношения процессов стресса и восстановления у спортсменов в целом и стрелкового спорта в частности в литературе практически не представлена. Имеются единичные данные, так, например, в зарубежных исследованиях говорится о взаимосвязи устойчивости с балансом стресс-восстановления у спортсменов разных видов спорта[136], в исследовании E. Filho[128] приводится сравнение профессиональных спортсменов с новичками, где приводится вывод, что у профессиональных спортсменов уровень баланса стресс- восстановления ниже. В исследовании L. F. Reynoso-Sanchez[125] приходит к выводу, что спортсмены индивидуальных видов спорта больше склонны к дисбалансу стресса- восстановления, также в статье особое внимание уделяется спортсменам женского пола, которые тоже более склонны к дисбалансу. Однако имеющиеся исследования полностью не раскрывают всех значимых характеристик процессов.
В связи с этим актуальным является изучение взаимосвязи баланса стресс - восстановления и личностных ресурсов, так как данное исследование поможет определить оптимальные методы поддержки психического здоровья спортсменов и расширить репертуар стратегий управления стрессом и процессами восстановления, что особенно важно в условиях интенсивных тренировочных нагрузок и соревнований.
Цель исследования: выявить взаимосвязь личностных ресурсов и баланса стресс- восстановления у спортсменов стрелкового спорта в разные периоды тренировочного цикла.
Объект исследования: феномен баланса стресс-восстановления в спорте.
Предмет исследования: взаимосвязь личностных ресурсов и баланса стресса- восстановления у спортсменов стрелкового спорта в разные периоды тренировочного цикла.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы феномена баланс стресс-восстановления в спорте и проблемы личностных ресурсов у спортсменов,
2. Проанализировать состояние баланса стресс-восстановления у спортсменов стрелкового спорта в тренировочный и соревновательный периоды тренировочного цикла,
3. Определить выраженность личностных ресурсов у спортсменов стрелкового спорта,
4. Выявить взаимосвязь личностных ресурсов и баланса стресс-восстановления у спортсменов стрелкового спорта в разные периоды тренировочного цикла,
5. Разработать программу по развитию личностных ресурсов у спортсменов стрелкового спорта и предложить рекомендации по сохранению баланса стресс- восстановления в разные периоды тренировочного цикла.
Гипотеза: жизнестойкость, оптимизм, самоэффективность, как личностные ресурсы, взаимосвязаны с балансом стресс-восстановления у спортсменов стрелкового спорта в тренировочный и соревновательный период тренировочного цикла.
Теоретико-методологическая основа исследования включает следующие положения:
- Основные принципы психологии (системности В. А. Барабанщиков[10], Э. Г. Юдин[16], В. М. Бехтерева[14], А. Р. Лурия[66]; психологического детерминизма С. Л. Рубинштейна[91], Н. П. Бехтерева[14], Б. Ф. Скиннера[96]; развития Ж. Пиаже[135], Л. С. В ыготский [22]);
- Концепция баланса стресс-восстановления (M. Kellmann, M. Lehmann) [131];
-Результаты зарубежных и отечественных исследований процессов и особенностей восстановления в спорте (Е. А Гаврилова[25], И. О. Гарнов[107] и другие);
- Понимание личностных ресурсов с точки зрения теории сохранения ресурсов С. Хобфолла[129], подчёркивающей роль личностных ресурсов в преодолении стресса;
- Рассмотрение жизнестойкости (С. Мадди, Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказова, Л. В. Сорокина, С. А. Королёв, Т. А. Фассахова, Д. Н. Мираев и другие) [65], оптимизма (Т. О. Гордеева, М. Селигман) [32] и самоэффективности (А. Бандура[9], Т. О. Гордеева[33]) как ключевых личностных ресурсов.
- Личностно-ориентированный подход, (А. Г. Асмолов[5], И. В. Дубровина[41], В. Я. Ляудис[67], А. Б. Орлов[80], R. Bern), предполагающий учет индивидуальных особенностей спортсменов при разработке и реализации программы психологического восстановления.
Методы исследования: Для проверки гипотезы, достижения поставленной цели и решения задач использовались следующие методы: теоретический обзор и анализ российский и зарубежных источников литературы, психодиагностическое тестирование, методы математической статистики.
Исследование проводилось лонгитюдным методом исследования. Изучалась одна группа спортсменов, готовящихся к соревнованиям всероссийского уровня и участвовавшая в этих соревнованиях.
Для сбора эмпирических данных применялись стандартизированные психодиагностические методики:
• Опросник Баланс стресс-восстановление для спортсменов - (Recovery-Stress Questionnaire for Athletes) M. Kellman в адаптации Е. Ю. Ковбас[53];
• Тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева[65];
• Тест диспозитивного оптимизма Карвера и Шейера (Life Orientation Test) в адаптации Т. О. Гордеевой, О. А. Сычева и Е. Н. Осина[32];
• Шкала общей самоэффективности (General Self-EfficacyScale, GSE) Schwarzer, Jerusalem, в переводе В. Г. Ромеком[117].
Для проведения статистической обработки фактического материала использовали компьютерную программу Microsoft Excel (2020) и статистический пакет IBM SPSS Statistics v.24. Выявление взаимосвязи проводилось непараметрическим корреляционным анализом Спирмена[73]. Проверку на нормальность распределения признаков проводили с использованием критериев Шапиро-Уилкса. Поскольку распределение признаков было отличным от нормального, данные представляли в виде медианы (Ме) и интерквартильного размаха в формате Ме [Qi; Q3], где Qi; - нижний квартиль, Q3 - верхний квартиль. Для нахождения взаимосвязи между показателями при отличии от нормального распределения использовался р-критерий Спирмена (р; p). Для определения достоверности различий между независимыми выборками применяли непараметрический U-критерий Манна-Уитни (U; Z; p).
Базой для эмпирического исследования выступает спортивная школа №16 г. Томска.
Выборку исследования составили 27 человек (из них 13 девушек и 14 юношей; 3 человека - первый взрослый разряд, 12 человек - кандидаты в мастера спорта, 11 человек - мастера спорта, 1 человек - мастер спорта международного класса) (средний возраст спортсменов 20±4,2 лет). Все спортсмены, занимаются пулевой стрельбой и участвуют в выездных соревнованиях окружного и всероссийского уровня.
Первичный сбор данных проводился в тренировочный период, во время подготовки для участия в соревнованиях всероссийского уровня. Повторный сбор данных проводился во время участия спортсменов в соревнованиях всероссийского уровня.
Научная новизна: впервые проводится исследование взаимосвязи баланса стресс- восстановления с личностными ресурсами у спортсменов стрелкового спорта в тренировочный и соревновательный периоды тренировочного цикла.
Теоретическая значимость: теоретический обзор и анализ материалов отечественных и зарубежных авторов, который позволит систематизировать данные о феномене балансе стресс-восстановления и особенности личностных ресурсов. Исследование данных аспектов помогает понять, как спортсмены справляются со стрессом, реализуют восстановление и используют свои личностные ресурсы для сохранения здоровья и достижения успеха, а также позволит понять какие именно ресурсы все-таки наиболее связаны с процессом восстановления, и позволяют стрелкам лучше адаптироваться к ситуациям и справляться с волнением на соревнованиях и сохранять за собой конкурентоспособность. Это важно для разработки стратегий поддержки и развития спортсменов, а также для понимания факторов, влияющих на их психологическое благополучие и спортивные результаты.
Практическая значимость:
Результаты исследования могут быть использованы при подготовке спортсменов в различные периоды тренировочного процесса, и применены для работы спортсменов и тренеров при построении тренировочного процесса, с учетом индивидуальных особенностей спортсменов. Разработанная программа и рекомендации спортсменам для профилактики стресса позволят снизить чрезмерный уровень напряжения и в долгосрочной перспективе оказать благотворное влияние на здоровье спортсмена, а также будут полезны для стабилизации состояния участников во время соревнований. Также стоит учесть тот факт, что на базе стрелковых клубов / спортивных школ редко ведется психологическое сопровождение спортсменов, поэтому разработанная программа может существенно повлиять на жизнестойкость спортсменов и их психологическую адаптивность к соревновательному стрессу.
Положения, выносимые на защиту:
1. Баланс стресс-восстановления не отличается у спортсменов стрелкового спорта в тренировочный и соревновательный периоды.
2. Такие личностные ресурсы как самоэффективность и жизнестойкость взаимосвязаны с балансом стресс-восстановления у спортсменов стрелкового спорта в тренировочный и соревновательный период тренировочного цикла. Оптимизм, как личностный ресурс взаимосвязан только со стрессовыми реакциями, но не участвует в процессе восстановления, соответственно не взаимосвязан с балансом стресс- восстановления.
Апробация результатов исследования:
- Научная публикация «Актуальность изучения личностных ресурсов и баланса стресс-восстановления у спортсменов стрелкового спорта» [59]
- Публикация тезисов «Феномен баланса стресс-восстановления спортсменов в отечественных исследованиях» [61]
- Научная публикация «Роль личностных ресурсов в балансе стресс-восстановления у спортсменов в тренировочный период» [60]
Структура работы: Работа имеет введение, три главы, заключение, список литературы, состоящий из 136 источников, и приложение. В работе содержится 5 таблиц и 4 рисунка. Объем диссертации составляет 103 страницы.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. При изучении теоретических основ феномена баланса стресс-восстановления было выявлено, что данный феномен определил M. Kelman[131] как меж-индивидуальный и внутри-индивидуальный многоуровневый процесс, где восстановление направлено на пополнение личных ресурсов и оптимизацию ситуационных факторов. Отечественные исследования этого феномена начались после адаптации опросника Ю. Ковбасом[54]. И в современных исследованиях описывается важность наличия баланса между стрессом и восстановлением, при отсутствии которого возникает риск перетренированности и эмоционального выгорания. Также приводятся исследования о влиянии баланса стресс- восстановления на качество жизни и общее благополучие спортсменов[111].
2. При анализе проблемы личностных ресурсов спортсменов было выявлено, что личностные ресурсы определяются как внутренние качества, которые помогают им адаптироваться в сложных жизненных ситуациях[17]. Также они способны обеспечить соревновательную надежность спортсменов и взаимосвязаны с мотивацией и их жизненной удовлетворенностью[102,53]. Некоторые ресурсы, такие как оптимизм, жизнестойкость и самоэффективность позволяют справляться со стрессовыми ситуациями в спорте и поддерживать конкурентоспособность[ 135].
3. В результате эмпирического исследования был выявлен оптимальный уровень баланса стресс-восстановления у спортсменов, который не отличался в тренировочный и соревновательный периоды тренировочного цикла. Также уровень личностных ресурсов спортсменов имел среднюю степень выраженности в разные периоды тренировочного цикла.
4. Выявлена взаимосвязь между балансом стресс-восстановления и такими личностными ресурсами, как жизнестойкость и самоэффективность.
Спортсмены стрелкового спорта в тренировочный и соревновательный период, обладая ресурсом жизнестойкости, а именно вовлеченностью, контролем над ситуацией и принятием риска способны лучше справляться с общим и спортивным стрессом. Также такой личностный ресурс способствует процессу общего и спортивного восстановления. Что позволяет сделать вывод о взаимосвязи личностного ресурса жизнестойкости с процессом баланса стресс-восстановления.
Спортсмены стрелкового спорта в период тренировок и соревнований, обладающие высоким уровнем самоэффективности, способны успешнее справляться с общим и спортивным стрессом, а также лучше восстанавливаться после спортивных стрессовых ситуаций.
Оптимизм как личностный ресурс у спортсменов стрелкового спорта в разные периоды тренировочного цикла способствует предотвращению стрессовых реакций, но не участвует в процессах восстановления. Следовательно, данный ресурс не задействован в поддержании баланса между стрессом и восстановлением.
5. Разработанная программа развития личностных ресурсов стрелков, включающая 5 тренингов и методические рекомендации по реализации программы, позволяет спортсменам осознанно вовлекаться в свою деятельность, развивать способность контролировать стрессовые ситуации, принимать последствия и риски, связанные с их действиями. Особое внимание при этом уделяется формированию у стрелков навыков объективной оценки своих достижений и потенциалов, что способствует поддержанию оптимального баланса между стрессом и восстановлением после интенсивных тренировок и соревнований. Такой подход к развитию личностных качеств поможет стрелкам достигать более высоких результатов и сохранять психологическое здоровье в процессе спортивной деятельности.
1. При изучении теоретических основ феномена баланса стресс-восстановления было выявлено, что данный феномен определил M. Kelman[131] как меж-индивидуальный и внутри-индивидуальный многоуровневый процесс, где восстановление направлено на пополнение личных ресурсов и оптимизацию ситуационных факторов. Отечественные исследования этого феномена начались после адаптации опросника Ю. Ковбасом[54]. И в современных исследованиях описывается важность наличия баланса между стрессом и восстановлением, при отсутствии которого возникает риск перетренированности и эмоционального выгорания. Также приводятся исследования о влиянии баланса стресс- восстановления на качество жизни и общее благополучие спортсменов[111].
2. При анализе проблемы личностных ресурсов спортсменов было выявлено, что личностные ресурсы определяются как внутренние качества, которые помогают им адаптироваться в сложных жизненных ситуациях[17]. Также они способны обеспечить соревновательную надежность спортсменов и взаимосвязаны с мотивацией и их жизненной удовлетворенностью[102,53]. Некоторые ресурсы, такие как оптимизм, жизнестойкость и самоэффективность позволяют справляться со стрессовыми ситуациями в спорте и поддерживать конкурентоспособность[ 135].
3. В результате эмпирического исследования был выявлен оптимальный уровень баланса стресс-восстановления у спортсменов, который не отличался в тренировочный и соревновательный периоды тренировочного цикла. Также уровень личностных ресурсов спортсменов имел среднюю степень выраженности в разные периоды тренировочного цикла.
4. Выявлена взаимосвязь между балансом стресс-восстановления и такими личностными ресурсами, как жизнестойкость и самоэффективность.
Спортсмены стрелкового спорта в тренировочный и соревновательный период, обладая ресурсом жизнестойкости, а именно вовлеченностью, контролем над ситуацией и принятием риска способны лучше справляться с общим и спортивным стрессом. Также такой личностный ресурс способствует процессу общего и спортивного восстановления. Что позволяет сделать вывод о взаимосвязи личностного ресурса жизнестойкости с процессом баланса стресс-восстановления.
Спортсмены стрелкового спорта в период тренировок и соревнований, обладающие высоким уровнем самоэффективности, способны успешнее справляться с общим и спортивным стрессом, а также лучше восстанавливаться после спортивных стрессовых ситуаций.
Оптимизм как личностный ресурс у спортсменов стрелкового спорта в разные периоды тренировочного цикла способствует предотвращению стрессовых реакций, но не участвует в процессах восстановления. Следовательно, данный ресурс не задействован в поддержании баланса между стрессом и восстановлением.
5. Разработанная программа развития личностных ресурсов стрелков, включающая 5 тренингов и методические рекомендации по реализации программы, позволяет спортсменам осознанно вовлекаться в свою деятельность, развивать способность контролировать стрессовые ситуации, принимать последствия и риски, связанные с их действиями. Особое внимание при этом уделяется формированию у стрелков навыков объективной оценки своих достижений и потенциалов, что способствует поддержанию оптимального баланса между стрессом и восстановлением после интенсивных тренировок и соревнований. Такой подход к развитию личностных качеств поможет стрелкам достигать более высоких результатов и сохранять психологическое здоровье в процессе спортивной деятельности.



