🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ И БАЛАНСА СТРЕСС-ВОССТАНОВЛЕНИЯ У СПОРТСМЕНОВ СТРЕЛКОВОГО СПОРТА В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЦИКЛА

Работа №196360

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы108
Год сдачи2025
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Теоретические основы феноменов баланса стресс-восстановления и личностных
ресурсов 11
1.1 Феномен баланс стресса-восстановления в спорте 11
1.1.1 Понятие баланс стресс-восстановления 11
1.1.2 Особенности баланса стресса-восстановления у спортсменов 16
1.2 Теоретический анализ проблемы личностных ресурсов 21
1.2.1 Понятие личностные ресурсы 21
1.2.2 Проблема личностных ресурсов у спортсменов 25
Выводы по первой главе 30
2 Эмпирическое исследование 33
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 33
2.1.1 Характеристика выборки и организация исследования 33
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 38
2.2.1 Анализ баланса стресс-восстановления у спортсменов стрелкового спорта в
тренировочный и соревновательный периоды тренировочного цикла 38
2.2.2 Анализ личностных ресурсов у спортсменов стрелкового спорта в разные
периоды тренировочного цикла 41
2.2.3 Анализ взаимосвязи личностных ресурсов и баланса стресс-восстановления
спортсменов стрелкового спорта в разные периоды тренировочного цикла 45
Выводы по второй главе 58
3 Разработка программы развития личностных ресурсов у спортсменов стрелкового
спорта 59
3.1 Общая структура программы психологического развития личностных ресурсов у
спортсменов стрелкового спорта 60
3.1.1 Серия мастер-классов по «стресс-менеджменту» и развитию личностных
ресурсов 64
3.1.2 Методические рекомендации по реализации программы 72
Выводы по третьей главе 73
Заключение 75
Список литературы 77
Приложение А Опросник Баланс стресс-восстановление для спортсменов - (Recovery-Stress Questionnaire for Athletes) M. Kellman в адаптации Е. Ю. Ковбас 90
Приложение Б Тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева 95
Приложение В Тест диспозитивного оптимизма Карвера и Шейера (Life Orientation Test) в адаптации Т. О. Гордеевой, О. А. Сычева и Е. Н. Осина 98
Приложение Г Шкала общей самоэффективности (General Self-EfficacyScale, GSE) 100
Приложение Д Различия между показателями баланса стресс-восстановления у спортсменов в разные периоды тренировочного цикла 101
Приложение Е Результаты корреляционного анализа показателей баланса стресс- восстановления и жизнестойкости спортсменов в тренировочный период 1

Актуальность исследования: В последнее время часто поднимается вопрос о здоровье спортсменов, особенно профессиональных спортсменов. Многие исследователи, такие как Д. А. Павлова[82], Е. Ю. Шутьева[118], С. С. Абасова[21]. говорят о большой пользе спорта для здоровья человека 'Но они не рассматривают регулярные психофизические нагрузки. Профессиональный спорт же вызывает у человека чрезмерное напряжение. Люди, выбирающие спорт своей профессиональной деятельностью, часто сталкиваются с различными факторами стресса[59]. Соревновательный и тренировочный периоды наиболее насыщены ими. Готовясь к соревнованиям, спортсмен усиленно тренируется, выполняя большие нагрузки, а выступая на соревнованиях, на спортсмена накладывается большая ответственность и ожидания от результата как со стороны тренера, так и других спортсменов и его самого[59]. Ему необходимо показать все свои силы и выложиться на максимум, чтобы показать достойный результат.
В условиях стрессовой нагрузки большую значимость имеет процесс восстановления, который позволяет спортсменам снизить ритм, чтобы восполнить потраченную энергию и восстановить силы[131]. Недостаток отдыха и переутомления может привести к снижению результативности и к развитию синдрома перетренированности, который характеризуется снижением работоспособности и результативности у спортсменов. M. Lehman [127] полагал, что перетренированность возникает вследствие дисбаланса между тренировками и восстановлением, физическими упражнениями и физической нагрузкой, стрессом и стрессоустойчивостью. Многие исследования, направленные на изучение баланса стресс-восстановления, описывают также важность процесса восстановления не только на физическое состояние спортсмена, но и на его психологическое здоровье [36].
В настоящее время, когда развиты многие технологии, каждый спортсмен имеет равный доступ к тренировкам и различия в физической форме становятся не такими значимыми, огромное значение приобретают психологические особенности. Большую роль в эффективности спортсмена играет его способность к стрессоустойчивости[59].
Необходимо понимать, что спортсмен всегда подвержен стрессу, и именно оптимальное соотношение стресса и восстановления обеспечивает спортсмену здоровье. Такой процесс баланса стресс-восстановления протекает у каждого человека по-разному в зависимости от его личностных особенностей.
В контексте сохранения здоровья спортсменов, обусловленного индивидуальными особенностями человека, является феномен личностных ресурсов, которые в широком смысле входят в личностный и человеческий потенциалы и рассматриваются в работах Г. М. Зараковского[45], М. С. Кагана[49], Г. Б. Степановой[102] и П. Г. Щедровицкого[120], а также в описание стратегий жизни К. А. Абульхановой[1], Л. И. Анцыферовой[4], А. А. Кроника[56], Ю. М. Резника[89] и Е. А.Смирнова[89]. В узком смысле личностные ресурсы авторы П. Б. Балтес[8], В. А. Бодров[17], Р. Лазарус[64] и С. Хобфолл[84] отмечают как возможности и средства преодоления стресса. В работах А. Н. Демина[38], Л. Г. Дикой[37], Т. Л. Крюковой[57], В. И. Моросановой[74], К. Муздыбаева[76], А. К. Осницкого[81] и С. А. Шапкина[116] личностные ресурсы является одними из элементов самоорганизации, саморегуляции деятельности и поведения.
Личностные ресурсы выступают медиаторами предсоревновательной тревоги в спорте, позволяя трансформировать субъективную оценку ситуации[78]. Они выполняют фильтрующую функцию, позволяя спортсмену оценивать ситуацию и степень влияния стресс-факторов, за счет предоставления личностного смысла ситуации и позволяют выявить конкретные личностные ресурсы, которые помогают спортсменам лучше справиться со стрессом. В работе исследуется такой ресурсы, как жизнестойкость для анализа вовлеченности спортсменов с свою профессиональную деятельность, установления контроля за ситуацией и готовности к принятию рисков, связанных со спортом. Также данный ресурс позволяет выявить отношение спортсмена к себе и миру, что может способствовать совладанию со стрессом. Помимо жизнестойкости в работе исследуются такие ресурсы, как оптимизм для анализа позитивного взгляда на свою спортивную деятельность, а также веру в достижение привлекательного результата и выстраивания оптимистичных планов на будущее; ресурс самоэффективность для анализа субъективного восприятия своей эффективности в спорте и способности ставить перед собой высокие цели и их добиваться.
Однако проблема связи личностных ресурсов и различных аспектов оптимального соотношения процессов стресса и восстановления у спортсменов в целом и стрелкового спорта в частности в литературе практически не представлена. Имеются единичные данные, так, например, в зарубежных исследованиях говорится о взаимосвязи устойчивости с балансом стресс-восстановления у спортсменов разных видов спорта[136], в исследовании E. Filho[128] приводится сравнение профессиональных спортсменов с новичками, где приводится вывод, что у профессиональных спортсменов уровень баланса стресс- восстановления ниже. В исследовании L. F. Reynoso-Sanchez[125] приходит к выводу, что спортсмены индивидуальных видов спорта больше склонны к дисбалансу стресса- восстановления, также в статье особое внимание уделяется спортсменам женского пола, которые тоже более склонны к дисбалансу. Однако имеющиеся исследования полностью не раскрывают всех значимых характеристик процессов.
В связи с этим актуальным является изучение взаимосвязи баланса стресс - восстановления и личностных ресурсов, так как данное исследование поможет определить оптимальные методы поддержки психического здоровья спортсменов и расширить репертуар стратегий управления стрессом и процессами восстановления, что особенно важно в условиях интенсивных тренировочных нагрузок и соревнований.
Цель исследования: выявить взаимосвязь личностных ресурсов и баланса стресс- восстановления у спортсменов стрелкового спорта в разные периоды тренировочного цикла.
Объект исследования: феномен баланса стресс-восстановления в спорте.
Предмет исследования: взаимосвязь личностных ресурсов и баланса стресса- восстановления у спортсменов стрелкового спорта в разные периоды тренировочного цикла.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы феномена баланс стресс-восстановления в спорте и проблемы личностных ресурсов у спортсменов,
2. Проанализировать состояние баланса стресс-восстановления у спортсменов стрелкового спорта в тренировочный и соревновательный периоды тренировочного цикла,
3. Определить выраженность личностных ресурсов у спортсменов стрелкового спорта,
4. Выявить взаимосвязь личностных ресурсов и баланса стресс-восстановления у спортсменов стрелкового спорта в разные периоды тренировочного цикла,
5. Разработать программу по развитию личностных ресурсов у спортсменов стрелкового спорта и предложить рекомендации по сохранению баланса стресс- восстановления в разные периоды тренировочного цикла.
Гипотеза: жизнестойкость, оптимизм, самоэффективность, как личностные ресурсы, взаимосвязаны с балансом стресс-восстановления у спортсменов стрелкового спорта в тренировочный и соревновательный период тренировочного цикла.
Теоретико-методологическая основа исследования включает следующие положения:
- Основные принципы психологии (системности В. А. Барабанщиков[10], Э. Г. Юдин[16], В. М. Бехтерева[14], А. Р. Лурия[66]; психологического детерминизма С. Л. Рубинштейна[91], Н. П. Бехтерева[14], Б. Ф. Скиннера[96]; развития Ж. Пиаже[135], Л. С. В ыготский [22]);
- Концепция баланса стресс-восстановления (M. Kellmann, M. Lehmann) [131];
-Результаты зарубежных и отечественных исследований процессов и особенностей восстановления в спорте (Е. А Гаврилова[25], И. О. Гарнов[107] и другие);
- Понимание личностных ресурсов с точки зрения теории сохранения ресурсов С. Хобфолла[129], подчёркивающей роль личностных ресурсов в преодолении стресса;
- Рассмотрение жизнестойкости (С. Мадди, Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказова, Л. В. Сорокина, С. А. Королёв, Т. А. Фассахова, Д. Н. Мираев и другие) [65], оптимизма (Т. О. Гордеева, М. Селигман) [32] и самоэффективности (А. Бандура[9], Т. О. Гордеева[33]) как ключевых личностных ресурсов.
- Личностно-ориентированный подход, (А. Г. Асмолов[5], И. В. Дубровина[41], В. Я. Ляудис[67], А. Б. Орлов[80], R. Bern), предполагающий учет индивидуальных особенностей спортсменов при разработке и реализации программы психологического восстановления.
Методы исследования: Для проверки гипотезы, достижения поставленной цели и решения задач использовались следующие методы: теоретический обзор и анализ российский и зарубежных источников литературы, психодиагностическое тестирование, методы математической статистики.
Исследование проводилось лонгитюдным методом исследования. Изучалась одна группа спортсменов, готовящихся к соревнованиям всероссийского уровня и участвовавшая в этих соревнованиях.
Для сбора эмпирических данных применялись стандартизированные психодиагностические методики:
• Опросник Баланс стресс-восстановление для спортсменов - (Recovery-Stress Questionnaire for Athletes) M. Kellman в адаптации Е. Ю. Ковбас[53];
• Тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева[65];
• Тест диспозитивного оптимизма Карвера и Шейера (Life Orientation Test) в адаптации Т. О. Гордеевой, О. А. Сычева и Е. Н. Осина[32];
• Шкала общей самоэффективности (General Self-EfficacyScale, GSE) Schwarzer, Jerusalem, в переводе В. Г. Ромеком[117].
Для проведения статистической обработки фактического материала использовали компьютерную программу Microsoft Excel (2020) и статистический пакет IBM SPSS Statistics v.24. Выявление взаимосвязи проводилось непараметрическим корреляционным анализом Спирмена[73]. Проверку на нормальность распределения признаков проводили с использованием критериев Шапиро-Уилкса. Поскольку распределение признаков было отличным от нормального, данные представляли в виде медианы (Ме) и интерквартильного размаха в формате Ме [Qi; Q3], где Qi; - нижний квартиль, Q3 - верхний квартиль. Для нахождения взаимосвязи между показателями при отличии от нормального распределения использовался р-критерий Спирмена (р; p). Для определения достоверности различий между независимыми выборками применяли непараметрический U-критерий Манна-Уитни (U; Z; p).
Базой для эмпирического исследования выступает спортивная школа №16 г. Томска.
Выборку исследования составили 27 человек (из них 13 девушек и 14 юношей; 3 человека - первый взрослый разряд, 12 человек - кандидаты в мастера спорта, 11 человек - мастера спорта, 1 человек - мастер спорта международного класса) (средний возраст спортсменов 20±4,2 лет). Все спортсмены, занимаются пулевой стрельбой и участвуют в выездных соревнованиях окружного и всероссийского уровня.
Первичный сбор данных проводился в тренировочный период, во время подготовки для участия в соревнованиях всероссийского уровня. Повторный сбор данных проводился во время участия спортсменов в соревнованиях всероссийского уровня.
Научная новизна: впервые проводится исследование взаимосвязи баланса стресс- восстановления с личностными ресурсами у спортсменов стрелкового спорта в тренировочный и соревновательный периоды тренировочного цикла.
Теоретическая значимость: теоретический обзор и анализ материалов отечественных и зарубежных авторов, который позволит систематизировать данные о феномене балансе стресс-восстановления и особенности личностных ресурсов. Исследование данных аспектов помогает понять, как спортсмены справляются со стрессом, реализуют восстановление и используют свои личностные ресурсы для сохранения здоровья и достижения успеха, а также позволит понять какие именно ресурсы все-таки наиболее связаны с процессом восстановления, и позволяют стрелкам лучше адаптироваться к ситуациям и справляться с волнением на соревнованиях и сохранять за собой конкурентоспособность. Это важно для разработки стратегий поддержки и развития спортсменов, а также для понимания факторов, влияющих на их психологическое благополучие и спортивные результаты.
Практическая значимость:
Результаты исследования могут быть использованы при подготовке спортсменов в различные периоды тренировочного процесса, и применены для работы спортсменов и тренеров при построении тренировочного процесса, с учетом индивидуальных особенностей спортсменов. Разработанная программа и рекомендации спортсменам для профилактики стресса позволят снизить чрезмерный уровень напряжения и в долгосрочной перспективе оказать благотворное влияние на здоровье спортсмена, а также будут полезны для стабилизации состояния участников во время соревнований. Также стоит учесть тот факт, что на базе стрелковых клубов / спортивных школ редко ведется психологическое сопровождение спортсменов, поэтому разработанная программа может существенно повлиять на жизнестойкость спортсменов и их психологическую адаптивность к соревновательному стрессу.
Положения, выносимые на защиту:
1. Баланс стресс-восстановления не отличается у спортсменов стрелкового спорта в тренировочный и соревновательный периоды.
2. Такие личностные ресурсы как самоэффективность и жизнестойкость взаимосвязаны с балансом стресс-восстановления у спортсменов стрелкового спорта в тренировочный и соревновательный период тренировочного цикла. Оптимизм, как личностный ресурс взаимосвязан только со стрессовыми реакциями, но не участвует в процессе восстановления, соответственно не взаимосвязан с балансом стресс- восстановления.
Апробация результатов исследования:
- Научная публикация «Актуальность изучения личностных ресурсов и баланса стресс-восстановления у спортсменов стрелкового спорта» [59]
- Публикация тезисов «Феномен баланса стресс-восстановления спортсменов в отечественных исследованиях» [61]
- Научная публикация «Роль личностных ресурсов в балансе стресс-восстановления у спортсменов в тренировочный период» [60]
Структура работы: Работа имеет введение, три главы, заключение, список литературы, состоящий из 136 источников, и приложение. В работе содержится 5 таблиц и 4 рисунка. Объем диссертации составляет 103 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. При изучении теоретических основ феномена баланса стресс-восстановления было выявлено, что данный феномен определил M. Kelman[131] как меж-индивидуальный и внутри-индивидуальный многоуровневый процесс, где восстановление направлено на пополнение личных ресурсов и оптимизацию ситуационных факторов. Отечественные исследования этого феномена начались после адаптации опросника Ю. Ковбасом[54]. И в современных исследованиях описывается важность наличия баланса между стрессом и восстановлением, при отсутствии которого возникает риск перетренированности и эмоционального выгорания. Также приводятся исследования о влиянии баланса стресс- восстановления на качество жизни и общее благополучие спортсменов[111].
2. При анализе проблемы личностных ресурсов спортсменов было выявлено, что личностные ресурсы определяются как внутренние качества, которые помогают им адаптироваться в сложных жизненных ситуациях[17]. Также они способны обеспечить соревновательную надежность спортсменов и взаимосвязаны с мотивацией и их жизненной удовлетворенностью[102,53]. Некоторые ресурсы, такие как оптимизм, жизнестойкость и самоэффективность позволяют справляться со стрессовыми ситуациями в спорте и поддерживать конкурентоспособность[ 135].
3. В результате эмпирического исследования был выявлен оптимальный уровень баланса стресс-восстановления у спортсменов, который не отличался в тренировочный и соревновательный периоды тренировочного цикла. Также уровень личностных ресурсов спортсменов имел среднюю степень выраженности в разные периоды тренировочного цикла.
4. Выявлена взаимосвязь между балансом стресс-восстановления и такими личностными ресурсами, как жизнестойкость и самоэффективность.
Спортсмены стрелкового спорта в тренировочный и соревновательный период, обладая ресурсом жизнестойкости, а именно вовлеченностью, контролем над ситуацией и принятием риска способны лучше справляться с общим и спортивным стрессом. Также такой личностный ресурс способствует процессу общего и спортивного восстановления. Что позволяет сделать вывод о взаимосвязи личностного ресурса жизнестойкости с процессом баланса стресс-восстановления.
Спортсмены стрелкового спорта в период тренировок и соревнований, обладающие высоким уровнем самоэффективности, способны успешнее справляться с общим и спортивным стрессом, а также лучше восстанавливаться после спортивных стрессовых ситуаций.
Оптимизм как личностный ресурс у спортсменов стрелкового спорта в разные периоды тренировочного цикла способствует предотвращению стрессовых реакций, но не участвует в процессах восстановления. Следовательно, данный ресурс не задействован в поддержании баланса между стрессом и восстановлением.
5. Разработанная программа развития личностных ресурсов стрелков, включающая 5 тренингов и методические рекомендации по реализации программы, позволяет спортсменам осознанно вовлекаться в свою деятельность, развивать способность контролировать стрессовые ситуации, принимать последствия и риски, связанные с их действиями. Особое внимание при этом уделяется формированию у стрелков навыков объективной оценки своих достижений и потенциалов, что способствует поддержанию оптимального баланса между стрессом и восстановлением после интенсивных тренировок и соревнований. Такой подход к развитию личностных качеств поможет стрелкам достигать более высоких результатов и сохранять психологическое здоровье в процессе спортивной деятельности.



1. Абульханова К. А. Личность как субъект деятельности // Психологические основы профессиональной деятельности. Хрестоматия. - 2007. - С. 119-124.
2. Авдеева Т. Н. Самоэффективность, рефлексия и ресурсы совладания со стрессом:
возрастные особенности и детерминация / Авдеева Т. Н., Тихонова И. В. // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология.
Социокинетика. - 2021. - Т. 27. - №4. - С. 208-216.
3. Алешичева А. В. Психологическое здоровье спортсменов-профессионалов, занимающихся экстремальными видами спорта // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2016. - №3(67). С. 38-44.
4. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. №1. - С.3-18.
5. Асмалов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа - М: Смысл: Академия. - 2002. - 416 с.
6. Бабушкин Г. Д. Психология физической культуры и спорта: учебник для высших физкультурных учебных заведений / под ред. профессора Г. Д. Бабушкина, профессора В. Н. Смоленцевой. - Омск: СибГУФК, 2007. - 270 с.
7. Багадирова С. К. Взаимообусловленность личностных ресурсов и требований
деятельности, как фактор определяющий возможность самореализации в спорте // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология.
Социокинетика. - 2019. - Т. 25. №4. - С. 232-235.
8. Балтес П.Б. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. - №1. - С. 60-79.
9. Бандура А. Теория социального научения. Спб,: Евразия. - 2000.
10. Барабанщиков В. А. Принцип системности в современной психологии // Психология. - 2004. - Т 1. - №3. - С. 3-17.
11. Белоконь В. О. Психическая устойчивость к соревновательному стрессу у спортсменов разного пола, занимающихся командными и индивидуальными видами спорта // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. - 2020. - Т. 22. - С. 75-91.
12. Берилова Е. И. Личностные факторы преодоления синдрома выгорания у девушек-футболисток // Физическая культура, спорт — наука и практика. - 2018. - С. 109¬
113.
13. Берилова Е. И. Стратегии преодоления стресса / Е. И. Берилова, Ю. М. Босенко. - Краснодар, 2015. - 248 с.
14. Бехтерев В. М. Объективная психология. - Спб. - 1907-1910.
15. Бирюков А. А. Средства восстановления работоспособности спортсменов. М.: Физкультура и спорт - 1979. - 152 с.
16. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука. - 1973.
17. Бодров В. А. Проблема преодоления стресса. Ч.2. Процессы и ресурсы преодоления стресса // Психологический журнал, - 2006. - Т. 27. - №2. - С. 113-122.
18. Бохан Т. Г. Психология стресса: системный подход: учеб. пособие. - Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2019. - 140 с
19. Булынько Н. А. Самоэффективность личности как психологический ресурс повышения результативности в спорте // Физическая культура и спорт. - 2023. - С. 110¬
114.
20. Влияние спорта на развитие жизнестойкости подростков / Роголева Л. Н., Штоколок В. С., Шурманов Е. А., Дубинкина Ю. А. // Актуальные вопросы спортивной психологии и педагогики. - Т. 1. - №2. - 2022. - С.60-72.
21. Влияние физической культуры на здоровье человека / Абасов С. С., Мурсалова А. Ш., Цындрина А. В. // Наука и здоровье. - 2021. - С. 73-79.
22. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Изд-во Смысл. - 2005. - 1136 с.
23. Вяткин Б. А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях / Б. А. Вяткин. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 112 с.
24. Галкин П. Ю. Восстановление боксеров во время сборов и после соревнований / П. Ю. Галкин, Э. Ю. Кульпин // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2020. - №3(19). - С. 120-131.
25. Гаврилова Е. А. Синдром перетренированности / Гаврилова Е.А., Чурганов О.А. / Безопасный спорт-2018: материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Спб.: Изд-во СЗГМУ им И. И. Мечникова. - 2018. - С. 30¬33.
26. Гант Е. Е. Психологические средства восстановления психической работоспособности спортсменов / Е. Е. Гант, Е. М. Орленко // Физическое воспитание студентов. - 2016. - № 5. - С. 4-10.
27. Гарнов И. О. и др. Физическая работоспособность и стресс-восстановление у лыжников-гонщиков в подготовительный и соревновательный периоды // Вестник спортивной науки. - 2018. - №4. - С. 70-74.
28. Горская Г. Б. Личностные ресурсы спортсменов - представителей командных видов спорта как фактор сопротивляемости стрессу: динамический анализ // материалы международного научно-практического конгресса, посвященного 100-летию ГЦОЛИФК. - Т. 2. Ч. 2. - Москва, 30-31 мая 2018. - М., 2018. - С. 49-53.
29. Горская Г. Б. Организационный стресс в спорте: источники, специфика проявления, направления исследований // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2012. - №4. - С. 74-76.
30. Горская Г. Б. Проблема раскрытия личностных ресурсов самореализации (на примере спортсменов высокой квалификации) / Горская Г. Б., Фомиченко Н. Г. // Психологические науки. - 2015. - №22. - С. 303-306.
31. Горская Г. Б. Психологические ресурсы преодоления долговременных психических нагрузок на разных этапах профессиональной карьеры спортсменов командных видов спорта / Г. Б. Горская, З. Р. Совмиз // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2018. - №3. - С. 88-93.
32. Гордеева Т. О. Диагностика диспозитивного оптимизма, валидность и надежность опросника ТДО-П / Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. // Психология. Журнал ВШЭ. - 2021. - №1. - C. 34-55.
33. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. Учебное пособие. М.: Смысл; Изд. Центр «Академия». - 2006. - 371 с.
34. Гринь Е. И. Личностные регуляторы эмоционального выгорания спортсменов разной квалификации / Е. И. Гринь // Вестник Костромского государственного университета им Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2008. - Т. 14. - №13. - С. 163-168.
35. Гришина А. В. Спортивная мотивация как компонент самоэффективности спортсменов- боксеров / Гришина А. В., Косцова М.В. // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2023. - №3 (67). - С. 1-8.
36. Динамика баланса стресс-восстановления спортсменов-фигуристок в условиях реализации индивидуальных программ психологического сопровождения / Цехмейструк Е. А., Шалина Н. К., Козлова Н. В., Левицкая Т. Е. // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2022. - Т. 24 №1 (89). - С. 106-112.
37. Дикая Л. Г. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования / Л. Г. Дикая, А. В. Махлач // Психологический журнал. - 1996. - №3. - С. 137-147.
38. Демин А. Н. Личность в кризисе занятости: стратегии и механизмы преодоления кризиса. Краснодар: Изд-вл КубГУ. - 2004. - 315 с.
39. Дробышева К. А. Взаимосвязь диспозитивного оптимизма и базисных убеждений спортсменов юношеского возраста // материалы научн. и научно-методич. конф. профессорско-преподавательского состава Кубанского гос. универ. Физ. культуры, спорта и туризма. - 2021. - №1. - С. 253-255.
40. Дробышева К. А. Особенности взаимосвязи диспозитивного оптимизма и мотивации спортсменов разного возраста. // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2022. - №1 (203). - С. 517-520.
41. Дубровина И. В. Психологический аспект деномена «личностные результаты образования» // Вестник практической психологии образования. - 2021. - Т. 18. - №3. - С. 50-62.
42. Евтушенко Е. А. Жизнестойкость личности как психологический феномен // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. По матер. LX международ. Науч.-практ. Конф. №1(58). - Новосибирск: СибАК, 2016. - С. 15-18.
43. Емельянова А. А. Влияние индивидуальных и личностных особенностей на возникновение стресса // Управление в социальных и экономических системах. - 2019. - №28. - С. 157-158
44. Жестокова Ю. К. Проблема утомления и восстановления в теории и практике спорта / Жестокова Ю. К., Липина Я. В. // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2019. - № 5-3 (49). - С. 128-135.
45. Зараковский Г. М. Популяционный психологический потенциал: развитие концепции / Г. М. Зараковский, Г. Б. Степанова // Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода. М.: Эдиториал УРСС. - 1999. - С.73-97.
46. Иванова Т. Ю. Современные проблемы изучения личностных ресурсов в профессиональной деятельности / Иванова Т. Ю. и др. // Организационная психология. М., 2018. - Т. 8. - №1 . - С. 85-121.
47. Иванова Т. Ю. Теория сохранения ресурсов как объяснительная модель возникновения стресса // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10.
- № 3. - С. 119-135.
48. Исследование современных средств восстановления в подготовке высококвалифицированных спортсменов и методы оценки их эффективности: Учебное пособие. - М., - 1975. - С.130.
49. Каган М. С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). - М.: Политиздат. - 1974. - 328 с.
50. Кальнер Н. В. Концепция самомотивации и повышения жизнестойкости / Н. В. Кальнер, О. Н. Сагирова // Инновационная наука. - 2020. - №6. - С. 176-177.
51. Кальнер Н. В. Концепция жизнестойкости и развитие способности черпать ресурс из стрессовых ситуаций. / Н. В. Кальнер, О. Н. Сагирова // Вычшая школа: научные исследования. Материалы Межвузовского научного конгресса. - Том 2. - Москва, 2020 - 2020. - С. 44-46.
52. Карасев Е. П. Изучение оптимизма и спортивной идентичности у профессиональных спортсменов и любителей / Е. П. Карасев, З. А. Сагова - Текст: электронный // Психология сегодня: актуальные исследования и перспективы: материалы Всероссийского психологического форума: в 2 томах (Екатеринбург, 28-30 сентября 2022 года). - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, - 2022 - Т 2. - С. 78-82.
53. Ковбас Е. Ю. Русская версия опросника RESTO-Sport (Kellman, Kallus, 2001 г.) для оценки состояния восстановления у спортсменов. // Лечебная физкультура и спортивная медицина. - 2015. - №2. - С. 15-21.
54. Косцова М. В. Особенности визуального мышления у студентов, занимающихся различными видами спорта / М. В. Косцова, И. Л. Пономаренко, А. В. Гришина // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2020.
- №4 (56). - С. 318-326.
55. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. - Москва: УРСС, 2018. - 320 с.
56. Кроник А. А. Психология человеческих отношений / А. А. Кроник, - Дубна: Феникс; М.: Когито-Центр. - 1998. - 214 с.
57. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: дис. д-ра психол. Наук: 19.00.13 / Т. Л. Крюкова. Кострома. - 2005. - 473 с.
58. Кузьмин С. С. Психологическая устойчивость, как фактор эффективности стрелка-спортсмена // Modern science. - 2019. - №10-2. - С. 320-325.
59. Кулаева Д. А. Актуальность изучения личностных ресурсов и баланса стресс- восстановления у спортсменов стрелкового спорта/ Кулаева Д. А., Цехмейструк Е. А./ Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности, - 2024. - №14. - С. 32-37.
60. Кулаева Д. А. Роль личностных ресурсов в балансе стресс-восстановления у спортсменов в тренировочный период / Д. А. Кулаева, Е. А. Цехмейструк // Актуальные вопросы спортивной психологии и педагогики. - 2025. - Т.5 - №2 . - С. 16-28.
61. Кулаева Д.А. Феномен баланса стресс-восстановления спортсменов в отечественных исследованиях / Д. А. Кулаева, Е. А. Цехмейструк // Психология и медицина: пути поиска оптимального взаимодействия: материалы XI Международной конференции студентов и молодых ученых, Рязань, 27-28 ноября 2024 г. - 2024. - С. 73.
62. Кутбиддинова Р. А. Психология стресса учебно-методическое пособие // Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сахалинский государственный университет» - 2019. - 63 с.
63. Лаврик А. В. Личностные ресурсы как интегральная характеристика личности // Научно-практический журнал «Гуманизация образования». - 2014. - №1. - С. 44-47.
64. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования [Текст] / Р. Лазарус // Эмоциональный стресс / под ред. Л. Леви. Л. - Медицина. - 1970.
65. Леонтьев Д. А, Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, - 2006. - С. 63.
66. Лурия А. Р. Психология как историческая наука (к вопросу об исторической природе психологических процессов). - 1968. - 421 с.
67. Ляудис В. Я. Память как хронотипическая основа личностной самоорганизации // Вестник Моск. ун-та. Сер 14. Психология. - 1991. - №4. - 32 с.
68. Ляхова Д. Д. Психологические основы тайм-менеджмента и эффективности использования личностных ресурсов в педагогической деятельности / Д. Д. Ляхова, И. С.
Харченков // Студенческая наука. - 2021: сборник статей 69-й студент. науч. конф. Смоленского гос. универ, Смоленск, 2021. - 2021. - С. 170-181.
69. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях. // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22.
- №1. - С. 16-24.
70. Малыхин Я. В. Социально-психологические аспекты системной профилактики «общего девиантного синдрома»: автореф. ... канд. дис. психол. наук. - Спб.: РПГУ. - 2004.
- 418 с.
71. Мирзоев О. М. Применение восстановительных средств в спорте / О.М. Мирзоев.
- Москва: Физкультура и спорт. - 2005. - 220 с.
72. Михалькова Е. И. Жизнестойкость как личностный ресурс преодоления стресса / Михалькова Е. И., Радченко С. А. // Исследования молодых ученых: Материалы LXV междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2023). - Казань: Молодой ученый, - 2023. - С. 185-200.
73. Морозов Е. А. Пошаговый алгоритм действий при использовании методов математической статистики в психолого-педагогических исследованиях // Научный диалог.
- 2014. - № 3(27). - С. 29-45.
74. Моросанова В. М. Стилевая саморегуляция поведения человека / В. М. Моросанова, Е. М. Коноз // Вопросы психологии. - 2000. - №2. - С. 118-127.
75. Мостовая Т. Н. Психологические средства восстановления физической работоспособности спортсменов / Мостовая Т. Н., Старовойтов Ю. Н. // Наука-2020 - 2020.
- С.62-65.
76. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ. // Журнал социологии и социальной антропологии. - Том 1. - 1998. - №2. - С. 100¬109.
77. Новикова Н. А. Стресс и жизнестойкость // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сб. Материалов XXVI Междунар. Симпозиума / Отв. ред. Г. А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т. А. Поповой - М.: ФГБНУ ПИ РАО, - 2021. - С.95-101
78. Олифер В. А Личностные ресурсы как медиаторы во взаимосвязи между антецедентами стресса и предсоревновательной тревогой // Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина. - 2023. - С. 113-123.
79. Орехова О. Г. Формирование навыков самоорганизации и самоуправления у будущего педагога-хормейстера: психологические аспекты // Вестник МГИМ имени А.Г. Шнитке. - 2023. - №4 (24). - С. 69-79.
80. Орлов А. Б. Человекоцентрированный подход в психотерапии. - 2018. - 23 с.
81. Осницкий А. К. Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы / А. К. Осницкий, Т. С. Чуйкова // Вопросы психологии. - 1999. - №1. - С. 92-105.
82. Павлова Д. А. К вопросу о положительном влиянии регулярных физических упражнений на психическое здоровье человека // Цифровое общество в контексте развития личности. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Тюмень, 17 января 2018 г.). - Стерлитамак: АМИ, 2018. - С. 119-123.
83. Полякова, О. Н. Стресс: причины, последствия, преодоление / О.Н. Полякова; под ред. А. С. Батуева. - СПб: Речь - 2008. - 144 с.
84. Практикум по психологии здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. - СПб: Питер, - 2005. - 351с.
85. Проблема физического утомления в спорте / В. В. Корняков, В. А. Бадтиева, М. Ю. Баландин, И. В. Ашвиц // Человек. Спорт. Медицина. - 2019. - Т. 19, №4. - С. 142-149.
86. Психологическая помощь несовершеннолетним с суицидальными намерениями / Цветков В. Л., Балашов В. А., Кравцов О. Г., Шарафутдинова Н. В [и др]. - Москва: Русайнс - 2022. - 114 с.
87. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред. Ю. С. Шойгу. - М.: Смысл, 2007. - 319 с.
88. Развитие навыков саморегуляции у спортсменов высших достижений / Т. Е. Левицкая, С. А. Богомаз [и др.] // Сибирский психологический журнал. - 2016. - №. 60. - С. 130-147.
89. Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа) / Ю. М. Резник, Е. А. Смирнов. М.: Институт человека РАН, Независимый институт гражданского общества. - 2002. - 260 с.
90. Ромашко Ю. С. Предикторы самоэффективности специалистов сферы физической культуры и спорта в професиональной деятельности / Ромашко Ю. С., Горская Г. Б. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2023. - №3 (217). - С. 605¬611.
91. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М., - 1973.
92. Савин С. С. Локтева С. А. Отвлекающие факторы, влияющие на эффективность профессиональной деятельности. [Текст] - Белгород: Актуальные исследования. - 2021. - №22(49). - С. 101-105.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ