Разработка дорожной карты «Комплексная оценка эффективности
деятельности АО «НПО «Электромашина»» (внедрение инструментов
стратегического планирования)
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ИНСТРУМЕНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 10
1.1 Современные инструменты стратегического планирования 10
1.2 Разработка сценариев в условиях неопределенности 13
1.3 Дорожные карты - инструмент стратегического анализа и
планирования 24
2 РАЗРАБОТКА ДОРОЖНЫХ КАРТ - ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ, РЕГИОНА, ОТРАСЛИ31
2.1 Анализ исполнения национальных и региональных дорожных карт 31
2.2 Анализ действующих программ, обеспечивающих развитие
промышленности 39
2.3 Характеристика АО «НПО «Электромашина» и перспектив его
развития 55
3 МЕТОДЫ СЦЕНАРНОГО И СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
И ВЫБОР ЭФФЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АО «НПО «ЭЛЕКТРОМАШИНА» 67
3.1 Использование подхода «сценарный крест» при выборе перспектив развития отрасли и АО «НПО «Электромашина» 67
3.2 Разработка корпоративной дорожной карты «Комплексная оценка
эффективности деятельности АО «НПО «Электромашина» 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 88
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Фактические и предполагаемые расходы федерального бюджета на финансирование подпрограмм 93
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Годовая бухгалтерская отчетность за 2010-2016 года 98
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Перечень нового современного оборудования 101
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Контрольные показатели оценки качества 112
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Сравнительная анализ государственного военного стандарта и государственного стандарта 114
Актуальность темы. В настоящее время инструменты стратегического планирования представляют собой некие методы и планы, которые позволяют определить направления развития организации (предприятия, компании), отрасли, национальной экономики в неопределенном будущем. Эти инструменты позволяют отказаться от неперспективных направлений развития, не дожидаясь плохого результата. В настоящее время в качестве инструментов стратегического планирования используются прогнозы, сценарии и дорожные карты.
Инструменты стратегического планирования позволяют управлять неопределенностью будущего, подстроится под меняющиеся условия внешней и внутренней среды. Инструменты позволяют выбрать наилучшую стратегию для развития организации (предприятия, компании), отрасли.
Одним из известных инструментов стратегического планирования являются дорожные карты. Разработка дорожных карт должна осуществляться после построения сценариев развития изучаемого объекта.
Процесс создания дорожной карты предполагает собой вовлечение большого числа знающих свое дело лиц в составление плана, что в свою очередь помогает достичь наилучшего понимания между участниками и повышает вероятность того, что все стороны будут совместно осуществлять приоритетные задачи дорожной карты.
Любая дорожная карта имеет свою целевую аудиторию, на которую она направлена. При выверенном и правильном составлении успешная дорожная карта должна предоставлять возможность посредством логической структуры проследить связь любого проекта или мероприятия с его конечным вкладом в достижение целей дорожной карты.
В процессе разработки дорожной карты создаются условия для того, чтобы были определены общие цели и достижимые действия, направленные на реализацию дорожной карты. В среднем на ее разработку уходит от 4 до 16 месяцев. Этот процесс состоит из двух направлений деятельности (экспертная оценка, сбор и анализ данных) и трех этапов (планирование и подготовка, разработка дорожной карты и ее внедрение, реализация дорожной карты). После завершения составления дорожной карты, ее внедрение и обновление обеспечивают полную реализацию общей концепции и целей.
Разработка дорожной карты с достижимыми контрольными показателями возможна, но только при условии, что выбран наиболее вероятностный сценарий развития изучаемого объекта.
В настоящее время существует два вида дорожных карт: федеральные (национальные) и региональные. Этих дорожных карт, принятых к реализации в РФ на данный момент большое количество.
Ведущими программами в настоящее время являются «Цифровая экономика» и «Развитие промышленности и повышения ее конкурентоспособности». Целью государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышения ее конкурентоспособности» (Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №328) является создание в Российской Федерации конкурентоспособной, устойчивой, структурно-сбалансированной промышленности (в структуре отраслей, относящихся к предмету программы), способной к эффективному саморазвитию на основе интеграции в мировую технологическую среду, разработки и применения передовых промышленных технологий, нацеленной на формирование и освоение новых рынков инновационной продукции, эффективно решающей задачи обеспечения экономического развития и обороноспособности страны.
Цель работы - разработка дорожной карты «Комплексная оценка эффективности деятельности АО «НПО «Электромашина» (внедрение инструментов стратегического планирования).
Задачи работы:
• описать краткую характеристику современных инструментов стратегического планирования, в том числе сценариев и дорожных карт;
• проанализировать исполнение национальных и региональных дорожных карт;
• проанализировать действующие программы, обеспечивающие развитие промышленности;
• предоставить характеристику АО «НПО «Электромашина» и перспектив его развития;
• использовать подход «Сценарный крест» для отрасли машиностроения в которой функционирует АО «НПО «Электромашина» и для самого предприятия;
• использовать все имеющуюся информация по АО «НПО «Электромашина» для разработки дорожной карты «Комплексная оценка эффективности деятельности АО «НПО «Электромашина» (внедрение инструментов стратегического планирования).
Объект работы - разработка дорожной карты. Предмет работы - деятельность предприятия АО «НПО «Электромашина»
Результаты данной работы следует использовать для дорожного картриро- вания на предприятии АО «НПО «Электромашина».
В результате проведенной работы, разработана дорожная карта «Комплексная оценка эффективности деятельности АО «НПО «Электромашина» (внедрение инструментов стратегического планирования).
В выпускной квалификационной работе представлены и описаны инструменты стратегического планирования, а именно сценарии и дорожные карты.
Произведен анализ исполнения действующих национальных и региональных дорожных карт на примере дорожной карты «Технет». Также был сделан анализ действующих программ, нацеленных на развитие промышленности и повышения ее конкурентоспособности.
Раскрыты основные характеристики предприятия АО «НПО «Электромашина» и произведен расчет перспектив его развития методом прогнозной экстраполяции. Использован подход «Сценарный крест» при выборе перспектив развития АО «НПО «Электромашина» и отрасли машиностроения, в которой функционирует данное предприятие.
Результаты работы имеют практическую ценность и рекомендуются к использованию на предприятии АО «НПО «Электромашина».
1) Арутюнова, Д.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Д.В. Арутюнова. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. - 122 с.;
2) Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа / под ред. Н.М. Макарова; пер. с англ. А.Р. Ганиева, В.Ю. Дроздова, А.Г. Завада, Т.В. Клекот, Э.В. Кондукова, К.Д. Сафонова, И.В. Тарасюк. - 12-е изд. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. - 928 с.;
3) Хендерсен, Б.Д. Продуктовый портфель // Бостонская консалтинговая группа BCG Review: Дайджест. - М: Бостонская консалтинговая группа. - 2008. - Вып. 2. - С. 7-8.;
4) Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ансофф; пер. с англ. Е. Леонтьева, Е. Строганов, Е. Вышинская, М. Никольский, В. Смирнов. - М.: Экономика, 1989. - 520 с.;
5) Иванишина, В.А. Анализ модели пяти сил Портера и ее применение в современной экономической ситуации / В.А. Иваншина // Проблемы современной экономики: материалы V Международной научной конференции. - Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. - С. 9-12.;
6) Линдгрен, М. Сценарное планирование связь между будущим и стратегией. / М. Линдгрен, Х. Бандхольд.; пер. с англ. И. Ильина. - М.: ЗАО «Олимп- Бизнес», 2009. - 256 с;
7) Рингланд, Джилл. Сценарное планирование для разработки бизнес- стратегии. / Джилл Рингланд; пер. с англ. - 2-е изд.: - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2008. - 560 с.;
8) Глушко, Е.К. Дорожные карты / Е.К. Глушко // Копирайт. - 2013. - №4. - С. 45-55;
9) Осипов, М.П. Проектирование макета дорожной карты для хозяйствующих систем / М.П. Осипов // Журнал транспортное дело России. Раздел «Экономика» - 2013. - №4(107). - С. 27-34;
10) Деев, А.А. Дорожная карта как инструмент планирования и мониторинга стратегического развития машиностроительного комплекса Самарской области / А.А. Деев // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2011. - №7(37) - С. 26-37;
11) Глушко, Е.К. Дорожные карты в государственном управлении / Е.К. Глушко // Право и государство: теория и практика. - 2014. - №11(119). - С. 53-59;
12) Репин, В.В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес- процессов / В.В. Репин, В.Г. Елиферов. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2008. - 408 с.;
13) Распоряжение Правительства РФ от 23 июля 2013 г. № 1300-р Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») в области инжиниринга и промышленного дизайна. - http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70320156/;
14) Распоряжение Правительства РФ от 30 июня 2012 г. №1144-р О плане мероприятий («дорожной карте») «Повышение доступности энергетической инфраструктуры». - http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70097024/;
15) Распоряжение Правительства РФ от 29 июля 2013 г. №1336-р Об утвер
ждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере...37