ВВЕДЕНИЕ 4
1 ОБЗОР И АНАЛИЗ КОНСТРУКЦИИ 6
1.1 Требования к подвеске 6
1.2 Зависимая подвеска 6
1.3 Подвеска на продольных рычагах 7
1.4 Подвеска на двойных поперечных рычагах 8
1.5 Подвески на направляющих пружинных и амортизаторных стойках 9
1.5.1 Подвеска на пружинных стойках 9
1.5.2 Подвеска на амортизаторных стойках 10
1.6 Выбор типа подвески 11
2 РАСЧЕТ НАПРАВЛЯЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ 12
2.1 Определение кинематики передней подвески 12
2.2 Определение кинематики задней подвески 13
2.3 Расчет передней подвески на прочность 14
2.3.1 Определение сил, действующих при максимальной нагрузке 14
2.3.2 Расчет на прочность 20
2.4 Расчет задней подвески на прочность 22
2.4.1 Определение сил, действующих при максимальной нагрузке 22
2.4.2 Расчет на прочность 27
3 РАСЧЕТ ВИНТОВОЙ ПРУЖИНЫ 30
3.1 Расчет винтовой пружины передней подвески 30
3.1.1 Предварительные расчеты 30
3.1.2 Основные расчеты 34
3.2 Расчет винтовой пружины задней подвески 36
3.2.1 Предварительные расчеты 36
3.2.2 Основные расчеты 39
4 РАСЧЕТ НА ЭВМ 41
4.1 Подготовка данных 41
4.2 Работа с программой 41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
Багги - небольшой легкий автомобиль повышенной проходимости. Предки багги появились в 50-х годах XX века на тихоокеанском побережье в США. Они имели вид обычного автомобиля, лишенного облицовки, крыльев, дверей, крышки багажника и капота. Использовались для поездок по песчаным пляжам.
Позже, в 1964 году, житель Калифорнии Брюс Мейер построил специальный автомобиль для отдыха и туризма, положив начало созданию автомобилей особого типа - туристических багги. Это была легкая и компактная двухместная открытая машина на базе автомобиля «Фольксваген Жук».
В конце 60-х и начале 70-х годов во многих странах было развернуто производство багги. Они перестали быть автомобилями только для отдыха и стали развиваться как часть автомобильного спорта. Началось применение узлов и агрегатов не только заимствованных с серийных автомобилей, но собственной разработки и создания.
Первый советский автомобиль «багги» был построен весной 1972 года в лаборатории спортивных автомобилей Московского автомобильно-дорожного института (ЛСА МАДИ).В отличие от других стран, в СССР изготовление багги сразу было направлено исключительно на создание автомобиля, предназначенного для участия в автоспортивных мероприятиях.
Начинание конструкторов из МАДИ подхватили в Свердловске, Запорожье, Таллинне, Ленинграде, Харькове и других городах (название городов приведены в соответствии с 1972 годом). Ленинградский завод ДОСААФ выпустил «фирменный» автомобиль «багги».
Уже в 1976 году прошли первые Всесоюзные соревнования для автомобилей «багги», в которых участники были разбиты на три класса. Автомобили были построены на базах автомобилей ЗАЗ-968, ВАЗ, АЗЛК-2140 и ГАЗ-24.
В 1984 году в соревнованиях «багги» были разделены на четыре класса:
1) с двигателями с воздушным охлаждением и рабочим объемом до 1200 см3;
2) с двигателями производства ВАЗ рабочим объемом до 1600 см3;
3) с двигателями УМЗ и ЗМЗ рабочим объемом до 2500 см3;
4) с двигателями рабочим объемом до 1600 см3 с большим допускаемым форсированием, чем во 2-м классе.
Начиная с мая 1984 года советские гонщики начали выступать на международных соревнованиях.
Появлялись новые классы, как большие автомобили, построенные на агрегатах от ГАЗ-51, ГАЗ-52, ГАЗ-53 и ГАЗ-66, так и «мини-багги», больше похожие на карты для бездорожья и имевшие двигатели объемом 125-250 см3.
В настоящее время ведущим производителем багги в России является «Ф- МоторСпорт». Компания «Ф-МоторСпорт» основана в 2011 году и изначально была импортером багги, произведенных в Китае. Так как техника требовала тщательной доработки, компания начала вносить в конструкцию ввозимых автомобилей изменения. В связи с этим было решено зарегистрировать свой бренд, чтобы модели можно было отличить от внешне похожих китайских собратьев. Так на свет появился собственный бренд «FunCruiser». Участие спортивной команды «F-MotorSport» в различных соревнованиях и ралли-рейдах показало конкурентоспособность багги с лучшими мировыми брендами. Багги «FunCruiser 1100» установил рекорд скорости среди техники SSV с полным приводом, объемом двигателя до 1100см3 и был занесен в Книгу Рекордов Гинесса России. Позже было принято концептуальное решение начать проектирование и полноценное производство собственных багги в России. В результате на свет появилась первая профессиональная спортивно -туристическая российская модель багги «FunCruiser Lite 1600».
Важной частью любого автомобиля, влияющей на множество важных параметров, таких как управляемость, устойчивость и комфорт, является подвеска.
Под подвеской понимают совокупность устройств, обеспечивающих связь несущей системы с мостами или колесами автомобиля. По назначению детали подвески делят на направляющее устройство, упругий элемент, гасящее устройство и стабилизатор. Направляющее устройство подвески передает несущей системе автомобиля силы взаимодействия колес и дороги. Упругий элемент снижает динамические нагрузки, действующие на автомобиль при его движении по неровностям дороги. Стабилизатор снижает величину крена автомобиля при движении на поворотах.
В данной работе проведена разработка подвески для багги на основе рамы, созданной в Марийском политехническом институте. Разработка включает в себя выбор типа и конструкции подвески, определение размеров и мест крепления направляющих устройств, выбор упругого элемента и места его крепления.
1. Назаров М.М. Специальные кроссовые автомобили - багги / М.М. Назаров, - М.: ДОСААФ, 1986. - 142 с.
2. О компании - http://www.f-motorsport.ru/about.
3. Раймпель, Й. Шасси автомобиля: элементы подвески / Й. Раймпель; пер. с нем. А.Л. Карпухина; под ред. Г.Г. Гридасова. - М.: Машиностроение, 1987. - 288 с.
4. Раймпель, Й. Шасси автомобиля: конструкции подвесок / Й. Раймпель; пер. с нем. А.Л. Карпухина; под ред. Г.Г. Гридасова. - М.: Машиностроение, 1987. - 328 с.
5. Хаммилл, Д. Подвеска и тормоза. Как построить и модифицировать спортивный автомобиль./ Д. Хаммилл; пер. с англ. - М.: Легион-Автодата, 2005. - 96 с.
6. Раймпель, Й. Шасси автомобиля: амортизаторы, шины и колеса / Й. Раймпель; пер. с нем. В.П. Агапова; под ред. О.Д. Златовратского. - М.: Машиностроение, 1986. - 320 с.
7. Конструкционная сталь: справочник: в 3 т. / под ред. Е.П. Могилевского - М.: Машиностроение, 1967. - 478 с.
8. Успенский, И.Н. Проектирование подвески автомобиля/ И.Н. Успенский, А.А. Мельников - М.: Машиностроение, 1976. - 168 с.
9. Сопротивление материалов - http://www.soprotmat.ru.