Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1 АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ 6
1.1 Обзор существующих решений 6
1.2 Анализ требований к системе 8
1.2.1 Нефункциональные требования 8
1.2.2 Функциональные требования 9
2 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 12
2.1 Понятие веб-сайта 12
2.2 Классификация веб-сайтов 12
2.3 Этапы проектирование веб-сайта 13
2.4 Выбор инструментов разработки 14
2.5 Принцип работы устройства захвата движения 19
3 ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ 21
3.1 Проектирование архитектуры системы 21
3.1.1 Описание общей структуры проекта 21
3.1.2 Проектирование архитектуры веб-приложения 22
3.1.3 Проектирование структуры настольного приложения 24
3.2 Проектирование графического интерфейса веб-приложения 24
3.2.1 Гостевая зона 24
3.2.2 Пользовательская зона 25
3.2.4 Администраторская зона 32
3.3 Проектирование графического интерфейса настольного приложения 34
3.4 Проектирование базы данных 37
4 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИЛОЖЕНИЙ 46
4.1 Разработанная структура веб-приложения 46
4.1.1 Структура проекта «Domain» 46
4.1.2 Структура проекта «BusinessLogic» 48
4.1.3 Структура проекта «AwakeAndMakeTests» 50
4.1.4 Структура проекта «AwakeAndMake» 51
4.2 Верстка и дизайн веб-приложения 52
4.3 Разработанная структура настольного приложения для ПК 55
4.3.1 Разработанная структура сцен 55
4.3.2 Основные скрипты настольного приложения 60
5 ТЕСТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ 64
5.1 Функциональное тестирование 64
5.2 Юзабилити-тестирование 65
5.3 Тестирование интерфейса пользователя 66
5.4 Тестирование безопасности 67
5.5 Модульное тестирование 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71
ПРИЛОЖЕНИЕ А 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 81
Актуальность
В настоящее время количество детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата весьма велико. Министерство здравоохранения и социального развития обнародовало статистику по заболеваемости детским церебральным параличом (ДЦП) в России. Согласно сообщению пресс-службы ведомства, по данным на 2010 год в стране насчитывается 71 429 детей с ДЦП в возрасте 0-14 лет и 13 655 детей с таким диагнозом в возрасте 15-17 лет. Мировая статистика составляет около 15 000 000 человек.
Дети с ДЦП нуждаются в оказании специально организованной психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Чрезвычайно важна роль своевременной и качественной диагностики, профилактики и коррекции поведенческих, нервно-психических и двигательных расстройств для успешной социальной интеграции детей с ДЦП. В свою очередь, процесс социальной адаптации невозможен без достаточного уровня развития двигательных способностей ребенка.
Проблемам изучения, обучения, воспитания, лечения и комплексной реабилитации больных ДЦП разного возраста посвящены многочисленные работы клиницистов, педагогов, психологов (Л.И. Виноградова, М.В. Ипполитова, Л.О. Бадалян, Т.И.Серганова, О.В. Степанченко, Э.С. Калижнюк, И.И. Кириченко, К.А. Семенова, Л.М. Шипицына и др.). Анализ этих работ показал, что все авторы указывают на важную роль развития двигательных навыков в системе комплексной реабилитации этих детей особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Профориентация и возможность трудовой деятельности при ДЦП зависят от степени функциональных возможностей двигательного аппарата при условии сохранности интеллектуальной сферы. Имеющиеся в литературе материалы свидетельствуют о том, что в процессе роста, лечения, формирования двигательных навыков и развития зрительно-моторной координации, кинестетического гнозиса происходит созревание конечных звеньев двигательного анализатора. Проведение адекватных реабилитационных мероприятий на ранних этапах возрастного развития обуславливает снижение влияния патологических тонических рефлексов. Большое значение в комплексной реабилитации больных детским церебральным параличом имеет раннее развитие трудовых навыков, что невозможно без достаточного уровня наглядных форм мышления и двигательных возможностей.
Все выше перечисленные факторы показывают необходимость развития опорно-двигательной функции детей, страдающих ДЦП. Не все имеют возможность проходить курсы реабилитации в клиниках, существует много причин, препятствующих этому, вот лишь некоторые из них:
- отсутствие реабилитационного центра поблизости;
- тяжесть транспортировки ребенка;
- отсутствие подготовленных специалистов по работе с ДЦП;
- высокая стоимость прохождения курса реабилитации;
- низкая эффективность ряда методов.
Цели исследования
На основе методических указаний по реабилитации людей, страдающих отклонениями опорно-двигательной функции при заболевании ДЦП [1], разработать программный комплекс, имеющих следующий функционал:
- удаленная реабилитация с применением специализированных упражнений;
- удаленная диагностика пациента;
- удаленная консультация с врачом;
- удаленное корректирование программы реабилитации.
Целью данной работы являлось создание программного комплекса, состоящего из 2 частей (система управления и набор реабилитационных приложений для ПК), направленных на реабилитацию больных ДЦП с дефицитом моторной функции.
В ходе выполненной работы решены следующие задачи:
- проведен анализ существующих на рынке решений по реабилитации ДЦП больных;
- в процессе проведения анализа действующих решений были сформулированы требования к разрабатываемой системе;
- спроектирована архитектура системы с использованием рекомендованных паттернов проектирования;
- спроектирована база данных обслуживающая систему;
- реализовано управляющее веб-приложение на платформе ASP.NET MVC;
- реализованы игры, обеспечивающие реабилитацию на игровом движке Unity 3D;
- проведено тестирование системы.
Результат работы - программный комплекс, состоящий из 2 частей (управляющий и реабилитационной), обеспечивающий реабилитацию пациентов.
Разработанный программный комплекс имеет следующие перспективы на будущее развития:
- добавление новых игр в имеющийся курс;
- перенос реабилитационной части приложение в формат веб-сервис;
- внедрение новых курсов развития;
- монетизация за счет продажи подписок на курсы.