Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1 ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА. ФАКТОРЫ РИСКА 9
1.1 Труд и здоровье педагога 9
1.2 Синдром выгорания 11
1.3 Физическая культура как одно из условий формирования
здорового образа жизни 14
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 19
2.1 Организация исследования 19
2.2 Методы исследлования 19
2.3 Содержание экспериментальной методики 24
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПЕДАГОГОВ НА ОСНОВЕ ЗАНЯТИЙ РЕКРЕАТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 39
Актуальность темы. Качество образования и здоровье детей являются самыми актуальными вопросами в организации современного учебно-воспитательного процесса в школе.
Одна из основных задач управления учебно-воспитательным процессом - приведение процесса обучения в соответствие с состоянием здоровья учащихся. В условиях, когда на протяжении последних десятилетий сохраняется устойчивая тенденция ухудшения здоровья детей и подростков (увеличение заболеваемости по всем классам болезней, ухудшение физического развития, снижение уровня физической подготовленности на фоне выраженной гипокинезии и гиподинамии школьников), нельзя говорить о качественном образовании. Длительный период школьного образования (от 9 до 11 классов) превращает школу в главное место управления здоровьем учащихся. Укрепление и сохранение здоровья - это важнейшая задача. Так на формирование здорового образа жизни детей в школе важную играет и состояние самого учителя [2].
В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья учителей в образовательном учреждении стала особенно острой [4, 14, 15, 17, 34, 40].
Высокая эмоциональная включенность в деятельность, жесткие временные рамки деятельности (урок, четверть, год), организационные моменты педагогической деятельности (нагрузка, расписание, кабинет) и ответственность перед администрацией, родителями и обществом в целом за результат своего труда провоцирует возникновение невротических расстройств и психосоматических заболеваний, в частности возникает проблема эмоционального выгорания [9].
Проблема эмоционального выгорания стала предметом научного анализа в середине 60-х гг. XX века благодаря многочисленным исследованиям ученых и 10
не потеряла своей актуальности в наши дни, о чем свидетельствует большое количество публикаций и аналитических обзоров. Последнее десятилетие ознаменовалось повышением интереса к проблеме выгорания со стороны отечественной психологической науки [9, 14, 15, 17, 34]. Однако, несмотря на повышенное внимание исследователей к изучению проблемы эмоционального выгорания некоторые вопросы остаются недостаточно раскрытыми.
Особенно важно уделять внимание профилактике профессионального стресса и выгорания у педагогов, так как эмоциональное самочувствие учителя влияет на психоэмоциональное состояние учеников и определяет конечные результаты обучения. Кроме того, эмоциональное выгорание является серьезным барьером на пути развития профессионализма, творчества и самореализации педагога. Так же здоровье подрастающего поколения напрямую зависит от психологического здоровья педагогов, так как учитель постоянно находится в психологическом взаимодействии с учеником [1, 21, 30].
Объект исследования - рекреативная физическая культура для педагогов.
Предмет исследования - методика эмоционального выгорания педагогов.
Цель - обоснование эффективности методики рекреативной физической культуры направленная на сохранение психоэмоционального состояния педагогов.
Задачи:
1 Выявить теоретические аспекты применения физических упражнений с целью профилактики психоэмоционального состояния педагогов;
2 Определить степень «выгорания» у педагогов;
3 Предложить методику, способствующую профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов;
4 На основе динамики психоэмоциональной сферы педагогов определить эффективность экспериментальной методики.
В результате исследования можно сформулировать выводы:
1 Для успешной педагогической работы необходима хорошее здоровье педагога в широком смысле этого слова, как физическое, так и психологическое здоровье, которое, в свою очередь, зависит от психологического климата в коллективе педагогов, от психологической атмосферы в семье педагога и других факторов. Эмоциональное состояние педагога влияет и на эмоциональное состояние учеников, поэтому важно, чтобы педагог находился в благоприятном эмоциональном состоянии. Синдром «выгорания» является острым кризисным состоянием. Он является неотъемлемой частью профессиональной деятельности и самой опасной профессиональной болезнью педагогов. Характеризуется душевной и физической усталостью, утратой веры в свои силы и, как следствие, невозможностью продолжать эффективную профессиональную деятельность. Педагог в процессе работы взаимодействует и с детьми, и с родителями, и с коллегами.
2 В проведении занятий рекреативной физической культуры педагогов в качестве основного вида спорта были выбраны занятия волейболом. Выбор волейбола обусловлен возможностью регулирования нагрузок во время игры, отсутствием непосредственного контакта ее участников и столкновений, которые позволяют избегать физических травм, возможностью участия в игре одновременно как мужчин, так и женщин, причем с разным уровнем физической готовности.
3 Методика В.В. Бойко позволила обосновать эффективность эксперимента, в ходе которого значительно снизилось количество педагогов с наличием фаз эмоционального выгорания в стадии формирования и уже со сформировавшейся стадией. Соответственно увеличилось количество педагогов, стадия эмоционального выгорания у которых не сформирована.