Обеспечение взаимодействия семьи и школы на основе деятельности семейного физкультурно-оздоровительного клуба
|
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ 10
ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Актуализация понятия «здоровый стиль жизни» 10
1.2 Возрастные поведенческие особенности детей младшего школьного
возраста 17
1.3 Особенности семейного физического воспитания младшего
21 школьника
1.4 Клубные формы воспитательной работы в общеобразовательной
школе 22
Выводы по 1 главе 26
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.1 Организация исследования 27
2.2 Методы исследования 28
2.3 Описание технологии взаимодействия семьи и школы в
физкультурно-спортивном клубе 31
ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕМЕЙНОГО 43
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО КЛУБА
3.1 Динамика показателей физической подготовленности младших
школьников 43
3.2 Выявление родительско-детских отношений в ходе педагогического
48 эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ 10
ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Актуализация понятия «здоровый стиль жизни» 10
1.2 Возрастные поведенческие особенности детей младшего школьного
возраста 17
1.3 Особенности семейного физического воспитания младшего
21 школьника
1.4 Клубные формы воспитательной работы в общеобразовательной
школе 22
Выводы по 1 главе 26
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.1 Организация исследования 27
2.2 Методы исследования 28
2.3 Описание технологии взаимодействия семьи и школы в
физкультурно-спортивном клубе 31
ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕМЕЙНОГО 43
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО КЛУБА
3.1 Динамика показателей физической подготовленности младших
школьников 43
3.2 Выявление родительско-детских отношений в ходе педагогического
48 эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
Актуальность. Приоритетная задача современной образовательной политики - создание условий для высокого качества образовательного процесса на основе сохранения его фундаментальности и соответствия современным потребностям личности, общества и государства. Усиление гуманистической направленности образования, поиски методов обучения с целью более эффективного формирования личности, психофизиологического развития каждого обучающегося должны являться наиболее важными отличительными чертами современной педагогики. Важность и неоспоримость учета данного обстоятельства в планировании и организации работы средней общеобразовательной школы подчеркивает принятие и ратификация ряда нормативно-правовых актов, направленных на оздоровление нации и формирование здорового образа жизни всех социальных слоев: Законы Российской Федерации «Об образовании» и «О физической культуре и спорте», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года», Постановление Правительства РФ «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков, молодежи», Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении порядка осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов», Приказ Минобразования РФ, Минздрава РФ, Госкомспорта РФ и РАО «О совершенствовании процесса физического воспитания в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» и другие [7, 38, 43, 60].
Многие современные пороки общества (алкоголь, наркомания, преступность, психические расстройства и т. д.) являются следствием воспитания детей родителями с низким уровнем психолого-педагогической культуры, который выражается в безответственном отношении к выполнению своих воспитательных функций, сильнейшей мотивационной ограниченностью в решении проблем, связанных с воспитанием и развитием ребенка в семье, безграмотностью в решении проблем семейного воспитания [32, 54, 55].
Характерной особенностью современной ситуации является увеличение количества неполных, конфликтных семей, а общественная занятость родителей вместе с низким уровнем их психолого-педагогической культуры значительно влияют на изменение характера взаимоотношений между детьми и родителями. Это, в свою очередь, выражается в формализации и обеднении контактов родителей с ребенком, исчезновении совместных форм деятельности, возрастающем дефиците теплоты и внимательного отношения друг к другу, что зачастую провоцирует ребенка к формированию неадекватной самооценки, проявлению неуверенности в своих силах, развитию отрицательных форм самоутверждения в обществе, а также в крайних случаях выражается в задержках психического и речевого развития, проявлению девиантного поведения. Именно поэтому формирование педагогической культуры родителей должно выступать одной из важнейших задач современного общества, частью государственной социальной политики [58, 59].
Вместе с тем, в настоящее время отсутствует система работы с родителями по формированию их культуры здоровья. Характерные для советской школы формы работы с родителями: педагогический всеобуч, педагогическое просвещение, потеряны. Нет четкого представления о феноменологии здорового образа жизни родителей, формах и методах его формирования в новых социально-экономических условиях [35, 41].
Примеры реализации элементов здсрсвьефсрмирующей деятельности в школьном образовании зачастую фрагментарны, бессистемны, слабо теоретически обоснованы [7, 12]. Эффективность школьного физического
воспитания невысока, и современные реалии изобилуют данными о прогрессивном ухудшении здоровья участников образования [42, 54, 59].
Выше описанное позволяет нам констатировать наличие в современной образовательной системе противоречия между декларируемой социумом
необходимостью в здоровом и образованном подрастающем поколении и явным нарушением паритета здоровья и образованности в школьном образовании, разобщенностью бессистемной здоровьеформирующей деятельности субъектов образования и социальных институтов (школы, клуба, семьи, дворовой субкультуры и др.)
Цель исследования - обоснование педагогической технологии взаимодействия семьи и школы на основе деятельности семейного физкультурно-оздоровительного клуба как фактора формирования здорового стиля жизни детей младшего школьного возраста.
Объект исследования - процесс физического воспитания детей
младшего школьного возраста.
Предмет исследования - педагогическая технология физического воспитания младших школьников на основе организации и деятельности семейного физкультурно-оздоровительного клуба в условиях
общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
1 Изучить теоретические предпосылки и практический опыт взаимодействия семьи и школы в формировании здорового стиля жизни детей младшего школьного возраста.
2 Определить отношение родителей и детей младшего школьного возраста к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни.
3 Разработать и экспериментально обосновать инновационную педагогическую технологию взаимодействия семьи и школы в формировании здорового стиля жизни младших школьников на основе организации семейного физкультурно-оздоровительного клуба в условиях общеобразовательной школы.
Многие современные пороки общества (алкоголь, наркомания, преступность, психические расстройства и т. д.) являются следствием воспитания детей родителями с низким уровнем психолого-педагогической культуры, который выражается в безответственном отношении к выполнению своих воспитательных функций, сильнейшей мотивационной ограниченностью в решении проблем, связанных с воспитанием и развитием ребенка в семье, безграмотностью в решении проблем семейного воспитания [32, 54, 55].
Характерной особенностью современной ситуации является увеличение количества неполных, конфликтных семей, а общественная занятость родителей вместе с низким уровнем их психолого-педагогической культуры значительно влияют на изменение характера взаимоотношений между детьми и родителями. Это, в свою очередь, выражается в формализации и обеднении контактов родителей с ребенком, исчезновении совместных форм деятельности, возрастающем дефиците теплоты и внимательного отношения друг к другу, что зачастую провоцирует ребенка к формированию неадекватной самооценки, проявлению неуверенности в своих силах, развитию отрицательных форм самоутверждения в обществе, а также в крайних случаях выражается в задержках психического и речевого развития, проявлению девиантного поведения. Именно поэтому формирование педагогической культуры родителей должно выступать одной из важнейших задач современного общества, частью государственной социальной политики [58, 59].
Вместе с тем, в настоящее время отсутствует система работы с родителями по формированию их культуры здоровья. Характерные для советской школы формы работы с родителями: педагогический всеобуч, педагогическое просвещение, потеряны. Нет четкого представления о феноменологии здорового образа жизни родителей, формах и методах его формирования в новых социально-экономических условиях [35, 41].
Примеры реализации элементов здсрсвьефсрмирующей деятельности в школьном образовании зачастую фрагментарны, бессистемны, слабо теоретически обоснованы [7, 12]. Эффективность школьного физического
воспитания невысока, и современные реалии изобилуют данными о прогрессивном ухудшении здоровья участников образования [42, 54, 59].
Выше описанное позволяет нам констатировать наличие в современной образовательной системе противоречия между декларируемой социумом
необходимостью в здоровом и образованном подрастающем поколении и явным нарушением паритета здоровья и образованности в школьном образовании, разобщенностью бессистемной здоровьеформирующей деятельности субъектов образования и социальных институтов (школы, клуба, семьи, дворовой субкультуры и др.)
Цель исследования - обоснование педагогической технологии взаимодействия семьи и школы на основе деятельности семейного физкультурно-оздоровительного клуба как фактора формирования здорового стиля жизни детей младшего школьного возраста.
Объект исследования - процесс физического воспитания детей
младшего школьного возраста.
Предмет исследования - педагогическая технология физического воспитания младших школьников на основе организации и деятельности семейного физкультурно-оздоровительного клуба в условиях
общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
1 Изучить теоретические предпосылки и практический опыт взаимодействия семьи и школы в формировании здорового стиля жизни детей младшего школьного возраста.
2 Определить отношение родителей и детей младшего школьного возраста к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни.
3 Разработать и экспериментально обосновать инновационную педагогическую технологию взаимодействия семьи и школы в формировании здорового стиля жизни младших школьников на основе организации семейного физкультурно-оздоровительного клуба в условиях общеобразовательной школы.
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы:
1 Установлено, что занятия по комплексной программе физического воспитания младших школьников не обеспечивают в полной мере физическое развитие детей, у них не сформирована устойчивая мотивация к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни. Это обуславливает необходимость поиска новых путей модернизации физического воспитании. Одним из эффективных направлений решения данной проблемы является клубная форма взаимодействия семьи и школы, как специфического процесса образовательной деятельности, обеспечивающей духовное, нравственное и физическое развитие.
2 Разработанная инновационная педагогическая технология взаимодействия семьи и школы посредством моделирования и реализации клубной формы обусловила позитивные изменения результатов физической подготовленности. Реализация программы положительно повлияла на динамику показателей в родительско-детских отношениях.
3 Деятельность семейного физкультурно-оздоровительного клуба в условиях общеобразовательной школы обеспечивает эффективное взаимодействие семьи и школы в формировании основ здорового стиля жизни младших школьников, приобщении детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом, приводит к улучшению состояния здоровья, родительско-детских отношений, повышению успеваемости.
1 Установлено, что занятия по комплексной программе физического воспитания младших школьников не обеспечивают в полной мере физическое развитие детей, у них не сформирована устойчивая мотивация к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни. Это обуславливает необходимость поиска новых путей модернизации физического воспитании. Одним из эффективных направлений решения данной проблемы является клубная форма взаимодействия семьи и школы, как специфического процесса образовательной деятельности, обеспечивающей духовное, нравственное и физическое развитие.
2 Разработанная инновационная педагогическая технология взаимодействия семьи и школы посредством моделирования и реализации клубной формы обусловила позитивные изменения результатов физической подготовленности. Реализация программы положительно повлияла на динамику показателей в родительско-детских отношениях.
3 Деятельность семейного физкультурно-оздоровительного клуба в условиях общеобразовательной школы обеспечивает эффективное взаимодействие семьи и школы в формировании основ здорового стиля жизни младших школьников, приобщении детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом, приводит к улучшению состояния здоровья, родительско-детских отношений, повышению успеваемости.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3950 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО ОПЫТА ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО ОПЫТА ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2019 - Потенциал личностной физической культуры родителей в формировании здоровья детей первого года жизни
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2021 - ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017





