Введение 6
1 Особенности формирования образовательного поведения школьников: социально¬
экономическое развитие Новгородской области и индивидуальные факторы мобильности 10
1.1 Социально-экономические условия региона и его основные демографические
характеристики. Особенности системы высшего и среднего образования 10
1.2 Механизмы формирования индивидуальных образовательных стратегий: компетенции и преемственность. Роль общественного мнения при выборе профессии.. ..30
2 Образовательные стратегии школьников старших классов Новгородской
области 52
2.1. Ценностные ориентации школьников как субъективный фактор формирования
образовательных стратегий 52
2.2. Анализ образовательного поведения и миграционных намерений школьников
старших классов 61
Заключение 88
Список использованных источников и литературы 93
ПРИЛОЖЕНИЕ А Программа исследования 100
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета для школьников старших классов Новгородской области 105
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты анкетирования респондентов
Проблема сохранения и преумножения человеческого капитала на отдельных территориях остается актуальной для многих стран. В настоящее время многие регионы России сталкиваются со снижением численности населения, вызванным естественной убылью населения и ее миграционным оттоком в крупные города. Так, в 2018 году естественная убыль населения Новгородской области составила 4248 человек, а миграционный отток - 1932 человека. В условиях постарения населения, низкого уровня рождаемости и высокого уровня смертности в регионе существенное влияние на формирование населения оказывают миграционные процессы, т.к. единственным сдерживающим фактором снижения численности населения и основным источником его восполнения становится миграционный прирост. Показатели миграционного прироста населения и миграционной убыли подвержены сильным колебаниям, поэтому миграционные перемещения в регионе носят неустойчивый характер. Только в отдельные годы можно наблюдать частичную компенсацию естественной миграционной убыли миграционным приростом. Например, миграционный прирост в Новгородской области в 2020 году в количестве 1445 человек смог компенсировать естественные потери населения только на 14,7%.
В связи с тем, что у населения сохраняются установки на смену места жительства при выборе образовательного учреждения, наибольший масштаб миграции приходится на возрастную группу периода окончания школы. Если в среднем по стране уровень миграции составляет 200 человек на 10 тысяч населения, для молодежной миграции он равен около 1000 человек на 10 тысяч, то есть выше в 5 раз. Молодежь, обладая высокой социальной мобильностью, покидает неперспективные регионы-доноры, которые, в свою очередь, теряют свой интеллектуальный потенциал. Миграционная активность молодежи коррелируется с диспропорциями в структуре уровня и качества жизни населения, неоднородностью развития региональных образовательных систем, отсутствием перспектив для профессионального развития и невысоким уровнем социальной инфраструктуры в регионе проживания. Повышению уровня образовательной миграции молодежи способствует действующая в России практика зачисления в высшие учебные заведения по результатам ЕГЭ, предоставляющая выпускникам школ равные возможности при выборе собственной образовательной траектории развития на всей территории нашей страны.
По статистике, 46 % выпускников школ Новгородской области по окончании средних общеобразовательных учреждений отправляются на обучение в другие регионы. Специфика образовательной миграции в России заключается в том, что молодежь, в основном, не возвращается обратно. Массовый безвозвратный отток интеллектуального потенциала из области может привести к серьезным последствиям для социально-экономического развития региона.
Объект исследования: образовательные стратегии школьников старших классов провинциального региона.
Предмет исследования: механизмы формирования образовательных стратегий у школьников старших классов.
Проблема: Каковы основные факторы, влияющие на формирование и выбор образовательных стратегий школьников старших классов Новгородской области?
Цель: выявление особенностей образовательных стратегий школьников старших классов и механизмов их формирования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть социально-экономические условия Новгородской области и их влияние на систему высшего и среднего образования региона.
2. Определить факторы, оказывающие влияние на формирование образовательных стратегий школьников старших классов.
3. Изучить индивидуальные образовательные стратегии школьников и механизмы их формирования.
4. Определить закономерности развития интересов и потребностей в получении высшего образования школьников и влияние на них общественного мнения.
5. Описать роль ценностных ориентаций в формировании образовательных стратегий школьников.
6. Исследовать образовательное поведение и миграционные намерения школьников старших классов Новгородской области в настоящее время посредством социологического опроса.
Гипотезы:
1. Более половины школьников, продолживших обучение в 10-11 классах средних общеобразовательных учреждений Новгородской области, ориентированы на получение высшего образования в столичных регионах России.
2. На выбор профессионального образования школьников в большей степени влияет перспектива высокооплачиваемой работы в будущем и ее социальный престиж (статус).
3. На образовательную миграцию школьников в соседние регионы оказывает влияние близкое расположение регионов с высоким уровнем образования.
В данной диссертационной работе были использованы работы Т. А. Котовой , в которой предоставляется подробный анализ образовательных стратегий молодежи в классической и неклассической социологии; Г. А. Чередниченко и М. Л. Максимовой, в которых рассматриваются особенности формирования индивидуальных образовательных стратегий современной молодежи; В. П. Бабинцева, Г. Ф. Ушамирской и Т. Е. Макеевой, в которой образовательные стратегии рассматриваются с точки зрения удовлетворения потребностей, достижение целей и смыслов в сфере образования; К. Ю. Терентьева, в которой описаны компоненты образовательных стратегий, их направленность в зависимости от формальных и содержательных требований уровня образования; Д. Л. Константиновского, в которой рассматриваются разновидности стратегий в образовании и факторы, влияющие на их формирование; Е. Н. Заборовой и М. В. Озеровой, в которой описаны уровни формирования образовательных стратегий и основные подходы к изучению стратегий в сфере образования.
Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении механизмов формирования образовательных стратегий школьников старших классов; изучении влияния социально-экономических условий региона и его системы профессионального образования на выбор будущей профессии школьниками; изучении закономерностей развития интересов и потребностей в получении высшего образования школьников и влиянии на них общественного мнения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выявленные запросы и потребности школьников старших классов в области высшего профессионального образования могут быть использованы региональными органами государственной власти в области образования и руководством новгородского университета при планировании и разработке новых образовательных программ университета. Результаты проведенного исследования позволяют актуализировать текущее представление о состоянии системы высшего образования Новгородской области, ее особенности и перспективы развития.
Новизна работы заключается в установлении взаимосвязи между региональным рынком образовательных услуг и содержанием миграционных намерений школьников старших классов; в выявлении потребностей учащихся в области высшего образования; в определении причин образовательной миграции выпускников в столичные регионы России.
Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений А, Б, В в конце.
В данной работе использованы следующие методы исследования:
• теоретические: изучение и анализ литературы по теме исследования;
• эмпирические проведение анкетирования учащихся 10-11 классов
общеобразовательных школ Новгородской области в марте-мае 2023 года, объем выборки - 386 человек;
• интерпретационные: качественный анализ результатов исследования.
Данное диссертационное исследование было направлено на выявление особенностей образовательных стратегий школьников старших классов Новгородской области и механизмов их формирования. В результате проведенного исследования выяснилось, что:
Выгодное экономико-географическое расположение Новгородской области с развитой транспортной инфраструктурой способствует миграционному оттоку населения в ближайшие регионы с высоким уровнем жизни. Из-за разницы в уровне доходов населения Новгородской области и уровне доходов населения столичных регионов более привлекательными для молодежи становятся г.Санкт-Петербург и г.Москва, являющиеся перспективными с точки зрения успешного трудоустройства и возможности получения работы с высоким уровнем заработной платы.
Социальная политика региона направлена на удержание будущих кадров, стремящихся покинуть родной регион в целях получения будущей профессии, посредством модернизации системы высшего и среднего профессионального образования. Привлечение студентов к поступлению в учебные заведения профессионального образования Новгородской области происходит в рамках действующего приоритетного проекта «Регион-университет». В НовГУ им. Ярослава Мудрого и ССУЗах региона были открыты новые образовательные программы, введена повышенная стипендия для студентов университета, зачисленных на социально значимые специальности, построена Новгородская техническая школа для подготовки технических кадров нашей страны. Мероприятия проекта позволили повысить спрос на получение среднего профессионального образования среди выпускников школ и увеличить количество иногородних абитуриентов, желающих получить высшее образование в новгородском университете.
Образовательные стратегии школьников формируются под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. К внешним факторам относятся стартовые условия индивида, выраженные его ресурсами, наследственным статусом, семейным опытом и местом жительства, а также предоставленные обществом возможности в виде разнообразия образовательных услуг и наличия доступа к ним. Среди внутренних факторов существенную роль в выборе образовательных стратегий играет фактор профессионального самоопределения, результатом которого является выбор учащимися профессии, а его заключительным этапом - его личный профессиональный план. В ходе исследования выяснилось, что профессиональное самоопределение учащихся старших классов эффективно осуществляется в условиях профильного обучения. Оно способствует как пониманию учащимися своих способностей и возможностей, так и осознанию ими своих профессиональных интересов и склонностей. Большое значение для профильного обучения играет модель реализации преемственности в системе «школа-вуз», позволяющая расширить и углубить знания, приобретенные на предыдущих этапах обучения, и обеспечить неразрывную связь между его отдельными ступенями. Наряду с преемственностью, осознанному выстраиванию образовательных стратегий помогает освоение ключевых компетенций, которое позволяет учащимся успешно выстроить индивидуальную образовательную стратегию и повысить собственную социальную мобильность.
Образовательные стратегии школьников зависят от особенностей социальной структуры общества, в которой они формируются. Общественное мнение, в лице близкого окружения и СМИ, наделяет профессию положительной или отрицательной оценкой и, как следствие, влияет на ее привлекательность в глазах учащихся. Вместе с тем, выбор профессии школьниками зависит от представлений учащихся о престижности будущей профессии, ее востребованности на рынке труда и достойной оплате труда.
Неотъемлемым компонентом формирования образовательных стратегий является система ценностных ориентаций индивида. Ценности определяют линию образовательного поведения школьника в соответствии с уровнем его притязаний, потребностями, способностями и возможностями. Анализ ряда исследований ценностных ориентаций молодежи показал, что на переориентацию ценностей от нематериальных к материальным в 2000-2010гг. оказал влияние мировой кризис, последствия которого затронули российскую систему образования и рынок труда. На выбор будущей профессии современной молодежи в большей степени оказывают влияние личные интересы учащихся и уровень заработной платы.
Также в рамках данной диссертационной работы было проведено исследование посредством социологического опроса, который был направлен на изучение образовательного поведения школьников старших классов Новгородской области и выявление их миграционных намерений. В исследовании приняли участие школьники старших классов, обучающиеся в средних общеобразовательных заведениях Новгородской области. Анализ результатов исследования дал возможность выяснить закономерности развития интересов и потребностей в получении образования школьников, определить факторы, влияющие на выбор образовательных стратегий, и выявить содержание и причины образовательной миграции учащихся. На основании полученных данных можно сформулировать следующие выводы:
- миграционные намерения большинства опрошенных респондентов ярко выражены. При выборе города для получения профессии новгородские школьники в первую очередь отдают предпочтение тем городам, которые предоставляют своим студентам качественное образование. По мнению учащихся, НовГУ им.Ярослава Мудрого не отличается высоким качеством образования, что, способствует образовательной миграции выпускников новгородских школ в другие регионы страны.
- школьники выбирают учебные заведения профессионального образования исходя из наличия и количества в них бюджетных мест. Из-за разницы в уровне доходов населения Новгородской области и уровне доходов населения столичных регионов России родители учащихся не имеют финансовой возможности оплачивать обучение детей на внебюджетных местах. Поэтому школьники, планирующие образовательную миграцию, рассматривают варианты обучения в ВУЗах Санкт-Петербурга и Москвы только на бюджетной основе. Миграционные планы респондентов говорят о том, что выбирая между обучением на договорной основе в новгородском университете и обучением на бюджетной основе в столичном ВУЗе с существенными затратами на проживание и питание ребенка, приоритет в новгородских семьях отдается не в пользу НовГУ.
- для значительной части респондентов важно наличие в выбранных учебных заведениях необходимых специальностей. Выбор направлений для обучения зависит в большей степени от личных интересов учащихся и перспективы успешного трудоустройства в будущем. Приоритетными для поступления направлениями у новгородских школьников стали: «гуманитарные и социальные науки», специальности из сферы креативных индустрий (медиа, дизайн, искусство, творчество, информационные технологии) и направления, связанные с военным делом и безопасностью. При этом большинство респондентов считают, что именно этих направлений не хватает в новгородском государственном университете.
Запрос учащихся на открытие новых специальностей в НовГУ им.Ярослава Мудрого вполне обоснован и характеризует ситуацию, сложившуюся на рынке образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования Новгородской области. Единственный опорный ВУЗ региона открывает новые направления для обучения, которые, как выяснилось, не востребованы у выпускников новгородских школ или не доступны для них в связи с договорной основой обучения. В итоге, лучшие выпускники новгородских школ мигрируют в другие регионы страны в целях получения привлекательной для них специальности. А в новгородский университет поступают учиться те иногородние ребята, которые не смогли поступить в ВУЗы своего региона, а также иностранные граждане, имеющие возможность обучаться на платной основе.
В связи с этим складывается достаточно тревожная для региона ситуация, когда новгородские школьники, планирующие образовательную миграцию, не собираются возвращаться в родной регион из-за низкого уровня заработной платы и отсутствия возможности успешного трудоустройства, а иногородние студенты по тем же причинам после обучения в НовГУ не остаются на постоянное место жительства в Новгородской области. Иностранные студенты, получив профессию, стремятся уехать на свою родину из-за существующего языкового барьера и общественного резонанса по поводу многочисленных разногласий с жителями Великого Новгорода. Таким образом, регион не только безвозвратно теряет лучших и наиболее перспективных выпускников новгородских школ, но и пополняет рынок труда других регионов новыми кадрами.
Рекомендациями для привлечения лучших новгородских школьников к поступлению в НовГУ могут служить:
- открытие в новгородском университете новых образовательных программ по направлениям: медиа, дизайн, искусство, творчество, информационные технологии; при их наличии - увеличение количества бюджетных мест по данным направлениям;
- модернизация образовательных программ по направлению «гуманитарные и социальные науки», в том числе с открытие таких востребованных программ, как: PR и связи с общественностью, управление социальными проектами, менеджмент в медиабизнесе иполиграфии, медиалингвистика и межкультурная коммуникация;
- организация на территории университета совместных образовательных программ НовГУ им. Ярослава Мудрого и Новгородского фонда развития креативной экономики для привлечения талантливых студентов университета в креативное предпринимательство; создание и развитие на территории региона новых креативных кластеров для поддержки начинающих предпринимателей в сфере креативных индустрий;
- разработка и внедрение региональной программы поддержки выпускников НовГУ им. Ярослава Мудрого, включающей в себя: создание на базе университета центра мониторинга регионального рынка труда и трудоустройства выпускников, обеспечение приоритетного трудоустройства лучших выпускников университета с гарантией карьерного роста на ведущие предприятия региона, компенсация работодателям части затрат на зарплату молодых специалистов, льготы на жилье;
Необходимо своевременно реагировать на потребности и запросы новгородских старшеклассников в области высшего профессионального образования и оказывать системную поддержку в области трудоустройства лучшим выпускникам новгородского университета. Иначе миграционный отток интеллектуального потенциала региона будет постоянно расти, что может привести к негативной ситуации на рынке труда Новгородской области.
1. Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности. Психологический
журнал. Том 6. №5. 1985 [Электронный ресурс]
URL: http://www.socio.karazin.ua/resources/bfd962725e48863957323bdcb4e2a65a.pdf(дата обращения 28.01.2023г.).
2. Аналитический отчет «Итоги мониторинга ценностных ориентаций современной молодежи 2022» Качественный этап // ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» [Электронный ресурс] URL: http://educomm.iro.perm.ru/download/news/itogi-monitoringa-cennostnyh-orientaciy- sovremennoy-molodezhi-2022(дата обращения 28.03.2023г.).
3. Бабина А. А. Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в профильном обучении [Электронный ресурс] // Автореф. дис. канд. педагогич.наук. URL: https://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-formirovanie-tsennostnyh- orientatsiy-starsheklassnikov-v-profilnom-obuchenii(дата обращения 23.03.2023).
4. Бабинцев В. П., Ушамирская Г.Ф., Макеева Т. Е. Образовательные стратегии современных школьников //Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7, Филос. 2008. №2 (8). С.130.
5. Безменова И. К. Ценностные ориентации старшеклассников (теоретический обзор работ) [Электронный ресурс]. URL: http://www.psychology. ru/lomonosov/tesises/ek.htm (дата обращения 22.03.2023г.).
6. Брик Л. В. Традиционные и инновационные факторы формирования социально-позитивных ориентаций молодежи // Известия Российского государственногопедагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. №60. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnye-i-innovatsionnye-faktory-formirovaniya- sotsialno-pozitivnyh-orientatsiy-molodezhi(дата обращения 25.03.2023г.).
7. Брыткова А. Ю. Ценностные ориентации современной студенческой молодежи //
Трансформация идеи гражданского общества в контексте социальных изменений: сборник статей по материалам I международной конференции [Электронный ресурс]. URL: http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/17284/1/Brytkova_Tsennostnye.pdf
(дата обращения 28.03.2023г.).
8. В российском рейтинге доходов населения Новгородская область заняла 49 место [Электронный ресурс] // Информационный портал «Новгородские ведомости. URL: https://novvedomosti.ru/news/economy/72821/(дата обращения 10.01.2022).
9. В этом году в НовГУ зачислено на 40% больше студентов, чем в прошлом
[Электронный ресурс] // Интернет-газета «НОВГОРОД» URL:
https://gazetanovgorod.ru/novosti/29309-v-etom-godu-v-novgu-zachisleno-na-40-bolshe-studentov-chem-v-proshlom.html (дата обращения 20.04.2022г.).
10. Выготский Л. С. Педагогическая психология /Педагогическая психология. Под ред. В.В.Давыдова. - М, 1991, 480 с.
11. Галанина А. Выпускникам рекомендовали столицы // Известия. URL:
https://iz.ru/744525/angelina-galanina/vypusknikam-rekomendovali-stolitcy (дата
обращения 10.01.2022).
12. Гегель Л. А., Бабочкина С. П. Влияние социальных факторов на выбор профессии учащихся старших классов общеобразовательных школ [Электронный ресурс] // Статья в научно-образовательном журнале «Социально-гуманитарные знания» URL: https://naukarus.com/vliyanie-sotsialnyh-faktorov-na-vybor-professii-uchaschihsya-starshih- klassov-obscheobrazovatelnyh-shkol(дата обращения 08.01.2023г.).
13. Гуманитарное образование / Электронно-библиотечная система Лань [Электронный ресурс] URL: https://lala.lanbook.com/tpost/dl71nmnnr1-gumanitarnoe-obrazovanie(дата обращения 08.04.2023г.)
14. Добреньков В. И., Кравченко А.И. Социология. М.: «Инфра-М». 2007. С.360.
15. Доклад начальника УМВД России по Новгородской области генерал-майора полиции
А. Г. Коновалова по итогам оперативно-служебной деятельности региональных органов внутренних дел в 2020 году./ URL: https://53.xn--b1aew.xn--
p1ai/news/item/22782803(дата обращения 12.01.2022).
16. Ефремов С. А. Бюджетная поддержка сельского хозяйства (на примере Новгородской области). // Вестник СПбГУ. Менеджмент. 2017. Т. 16. Вып. 3. С. 425.
17. Заборова Е. Н., Озерова М. В. Образовательные стратегии: подходы к определению понятия и традиции исследования // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2013. № 3 (116). С. 108.
18. Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Социология образования: учебное пособие
[Электронный ресурс] // URL:
https://www.phantastike.com/sociology/sots_obrazovaniya/djvu/view/(дата обращения 11.01.2023г.)
19. Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентстностный подход к модернизации профессионального
образования [Электронный ресурс]/ Статья в научном журнале «Высшее образование в России», №4, 2005. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-k-
modernizatsii-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения 07.10.2022г.).
20. Зимина Н.Е. Миграционные процессы в Новгородской области / Доклад руководителя территориального органа Федерального службы государственной статистики по Новгородской области. С. 4.
21. Кашницкий И. С., Мкртчян Н.В., Лешуков О. В. Межрегиональная миграция
молодежи в России: комплексный анализ демографической статистики [Электронный ресурс]/ Вопросы образования. ВШЭ. 2016. Т. 13. № 3. URL:
https://publications.hse.ru/articles/191546519(дата обращения 10.01.2022).
22. Клаузевиц Карл фон. О войне. Пер. с нем. Рачинского А.К. [Электронный ресурс] // URL: https://hrguru.ucoz.ru/_ld/0/9_2Aw.pdf(дата обращения 14.08.2022).
23. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения / Учеб. пособие для
студ. высш. пед. учеб. заведений URL:
https://www.phantastike.com/practic_psychology/psychology_p_c/djvu/view/ (дата
обращения 17.08.2022).
24. Компетентностный подход в образовательном процессе: монография / А. Э. Федоров, С. Е. Метелев, А. А. Соловьев, Е. В. Шлякова М-во образования и науки РФ, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Рос. гос. торгово-экон. ун-т", Акад. воен. наук. - Омск: Омскбланкиздат, 2012. - С.48-76
25. Константиновский Д. Л. Про погоду и образование [Электронный ресурс] //
Социологический журнал. 2012. № 4. С. 130-141. URL:
https://www.jour.fnisc.ru/index.php/socjour/article/view/22/1253 (дата обращения
17.08.2022).
26. Котова Т. А. Образовательные стратегии российской молодёжи: социологический анализ // Общество и право. 2007. № 1 (15). С. 38-44.
27. Кошарная Г. Б., Афанасьева Ю. Л. Ценностные ориентации современной российской молодежи / Г. Б. Кошарная, Ю. Л.Афанасьева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2008. №4. С. 41-52.
28. Кудрявцев Т. В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности [Электронный ресурс] / Статья в журнале «Вопросы психологии». 1983. № 2. URL: https://tovievich.ru/book/istoria/5750- psihologicheskiy-analiz-dinamiki-professionalnogo-samoopredeleniya-lichnosti.html(дата обращения 23.08.2022).
29. Ларикова И. Е. Элективные курсы в системе предпрофильного и профильного обучения [Электронный ресурс] / URL: https://urok.1sept.ru/articles/416613(дата обращения 07.12.2022г.).
30. Максимова М. Л. Образовательные стратегии студентов регионального университета [Электронный ресурс] // Автореф. дис. канд. социол.наук. URL: http://www.unn.ru/pages/disser/197.pdf(дата обращения 18.08.2022).
31. Мельничук А. С. Понятие «стратегия» в исследованиях образования: контексты и
варианты использования [Электронный ресурс] // Текст научной статьи в научно-практическом журнале «Акмеология». 2017(2). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-strategiya-v-issledovaniyah-obrazovaniya- konteksty-i-varianty-ispolzovaniya(дата обращения 05.08.2022).
32. Министр образования Новгородской области Евгения Серебрякова освобождает должность [Электронный ресурс] // Интернет-газета «НОВГОРОД». URL: https://gazetanovgorod.ru/novosti/ministr-obrazovaniya-novgorodskoj-oblasti-evgeniya-serebryakova-osvobozhdaet-dolzhnost.html (дата обращения 31.04.2022г.).
33. Национальный рейтинг университетов Интерфакс 2022 (НРУ ИФ 2022, НРУ202)
[Электронный ресурс] URL:
https://academia.interfax.ru/ru/university/134/?page=ratings&ratingnationalyear=2022(дата обращения 10.05.2023).
34. Нистратова Н. В. Тезисы доклада: «Об итогах приемной кампании в 2021 году в системе среднего профессионального образования Новгородской области, а также планах по развитию системы профессионального образования до 2024 года». URL: https://www.novreg.ru/vlast/ADM/zasedanie/24.08.2021/2%20D.%20Nistratova%20N.V..pdf (дата обращения 28.04.2022г.).
35. Новгородская область в цифрах. 2021.: Статистический сборник / Новгородстат - В.Н., 2021. С. 22-26.
36. Новгородцы пожаловались на студентов-иностранцев НовГУ из-за «беспредела» [Электронный ресурс] // Сетевое издание «Генплан Великого Новгорода» URL: https://gpvn.ru/42479(дата обращения 31.05.2023г.).
37. НовГУ открыл дополнительный прием студентов на бюджетное отделение
[Электронный ресурс] //Корпоративный портал Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. URL: https://portal.novsu.ru/news/92813/(дата
обращения 15.01.2022).
38. Овчинников Д. Е. «Мода на профессию» как фактор выбора образовательной стратегии учащихся // Вестник СамГУ. 2010. №1(75). - С. 58.
39. Ольга Калпинская: Спрос на образование в Новгородском университете растёт./ Статья информационного портала «Новгородские ведомости». URL: https://novvedomosti.ru/news/education/79994/(дата обращения 26.04.2022).
40. Оперативная информация о ситуации на рынке труда и динамике безработицы в
Новгородской области на 30 декабря 2021 года [Электронный ресурс] // Комитет труда и занятости населения Новгородской области. URL:
https://vnovgzan.ru/Documents/Detail/a4915994-2912-480e-8b08-19592e2fe4d6/ (дата
обращения 10.01.2022).
41. «От волги до Енисея...»: образовательная миграция молодежи в России / Н. К.
Габдрахманов, Н. Ю. Никифорова, О. В. Лешуков; — М.: НИУ ВШЭ, 2019. С.
9. (Современная аналитика образования. № 5 (26).
42. Петровский В. А. Личность в психологии. Парадигма субъектности [Электронный ресурс] //В. А. Петровский. Монография URL: https://studfile.net/preview/4002647/(дата обращения 13.04.2023).
43. При участии НовГУ пройдет профориентационный фестиваль для школьников «Проф- гид» [Электронный ресурс] // Информационная статья на портале НовГУ 18.10.2022г. URL: https://www.novsu.ru/university/press/news/221072/(дата обращения 04.01.2023г.).
44. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. Москва; Воронеж, 1996. 256 с.
45. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников // Первое сентября. - 2004. - С. 43-45
46. Радченко И. А. Ценностные ориентации как фактор самоопределения на этапе
профессионального образования // Материалы V всероссийской научно-практической конференции [Электронный ресурс] URL:
https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/27991/1/orr_2009_1_089.pdf(дата обращения 24.03.2023г.).
47. Радченко Л. Р. Преемственность школы и вуза в профессиональной подготовке
учащихся на старшей ступени общего образования (на материале немецкого языка) // Автореф. дис. канд. педагогич.наук. URL: http://www.dslib.net/prof-
obrazovanie/preemstvennost-shkoly-i-vuza-v-professionalnoj-podgotovke-uchawihsja-na- starshej.html (дата обращения 24.12.2022).
48. Ракитов А. Н. Образовательные стратегии [Электронный ресурс] // Текст научной
статьи в журнале «Социология науки и технологий». 2011. Том 2. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnye-strategii-2(дата обращения 14.08.2022).
49. Результаты и перспективы международной деятельности НовГУ [Электронный ресурс] // Доклад проректора по МД М.Н.Певзнера на ученом совете НовГУ 29.06.2021г. URL: https://portal.novsu.ru/file/1779643 (дата обращения 07.04.2022г.).
50. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 7 / В. Л. Абашкин, Г. И. Абдрахманова, С.В. Бредихин и др.; под ред. Л.М. Гохберга; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики».- М.: НИУ ВШЭ, 2021. С. 144-145.
51. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ - 2021. URL:
https://riarating.ru/infografika/20210531/630201353.html(дата обращения 12.01.2022).
52. Родин А. В. Проблемы развития образовательной активности специалистов в послевузовской профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Автореф. дис. канд. социол.наук. URL: https://elar.urfu.rU/bitstream/10995/607/1/urgu0280s.pdf(дата обращения 19.08.2022).
53. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г. В. Осипова. — М.: Высшая школа, 1998. — С. 537.
54. Руткевич М. Н.Социология образования и молодежи: Избранное (1965-2002): Сб. ст. / М. Н. Руткевич // М.: Гардарики. 2002. С. 314.
55. Рыбаковский Л. Л. Миграция населения. Три стадии миграционного процесса, М.,1996г. 115 С.
56. Рытов А. Г. К вопросу об адаптационных стратегиях инвалидов трудоспособного
возраста [Электронный ресурс] // Вестник СамГУ. Естественно-научная серия. 2006. №7 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-adaptatsionnyh-strategiyah-
invalidov-trudosposobnogo-vozrasta (дата обращения 18.08.2022).
57. Статистический ежегодник Новгородской области. 2019.: Статистический сборник / Новгородстат - В.Н., 2019. С. 45-51.
58. Статистический ежегодник Новгородской области. 2022: Статистический сборник/ Новгородстат. - В.Н., 2022. С. 31.
59. Стратегия социально-экономического развития Новгородской области до 2026 года (утверждена областным законом «О Стратегии социально-экономического развития Новгородской области до 2026 года» от 04.04.2019 № 394-ОЗ (С изменениями и дополнениями от 29 марта 2021 г.). С.33-39.
60. Социология молодёжи. Энциклопедический словарь. М.: ACADEMIA. 2008. С. 559.
61. Терентьев К. Ю. Высшее образование в структуре образовательных и
профессиональных стратегий молодежи [Электронный ресурс] // Непрерывное образование XXI век: научный электронный журнал. URL:
http://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=2363(дата обращения 10.08.2022).
62. Толмачева С. В. Факторы формирования мировоззрения молодежи // Исследования.
2015. №5. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/faktory-
formirovaniya-mirovozzreniyamolodezhi-g-tyumeni (дата обращения 27.03.23г.).
63. Тонконог С. В. Образовательное поведение молодежи [Электронный ресурс] / URL: https://www.gramota.net/materials/3/2013/10-1/47.html(дата обращения 25.04.2023г.)
64. Ульмясбаева А. О. Современные тенденции межрегиональной образовательной
миграции российской молодежи [Электронный ресурс] // Текст научной статьи по специальности «Социологические науки». URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-mezhregionalnoy-obrazovatelnoy- migratsii-rossiyskoy-molodezhi(дата обращения 10.01.2022).
65. Фестиваль «Неделя института» и дни открытых дверей в НовГУ! [Электронный ресурс]// Информационная пост на группе «Абитуриент НовГУ» в социальной сети ВКонтакте 18.10.2022г. URL: https://vk.com/wall-178303499_4100(дата обращения 04.01.2023г.).
66. Хуторской А. В. Методологические основания применения компетентстного подхода к
проектированию образования [Электронный ресурс] / Высшее образование в России. №12, 2017. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1228/1047(дата обращения
22.10.2022г.).
67. Чередниченко Г. А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути
(Опыт социологического исследования) [Электронный ресурс] // URL: https://www.isras.ru/files/File/Publication/Molodezh_Rossii_Cherednichenko.pdf (дата
обращения 10.08.2022).