Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 8
1 ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАССЛЕДОВАНИЯ НЕСЧАСТНЫХ
СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ 12
1.1. Понятие несчастных случаев на производстве 12
1.2 Правовое регулирование расследования несчастных случаев на производстве в России в советский период 16
1.3 Правовое регулирование расследования несчастных случаев на произ
водстве в зарубежных стра
нах 23
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 32
2.1. Федеральное законодательство о расследовании несчастных случаев и проведении проверок в области охраны труда 32
2.2. Подзаконные правовые акты, устанавливающие расследования несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний 37
3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧА
ЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ 40
3.1 Сроки расследования несчастных случаев на производстве и извещение
уполномоченных государственных органов 40
3.2 Комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве 49
3.3 Расследование обстоятельств и причин несчастных случаев на производстве 55
3.4 Ответственность работодателя при несчастном случае на производстве.63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность темы исследования.
Проблема производственного травматизма во всем мире и в России стоит очень остро. В нашей стране ежегодно в результате несчастных случаев на производстве гибнут тысячи людей, сотни тысяч получают производственные травмы, в связи с чем, весьма актуальным является исследование методики и практики расследования несчастных случаев на производстве.
Тенденция прогрессирующего роста количества несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, определяет необходимость совершенствования действующего в нашей стране правового регулирования расследования несчастных случаев на производстве.
Все исследования, проведенные в научной литературе, несомненно, представляют большой теоретический и практический интерес. Однако, работы по анализу правовой характеристики преступлений, нарушающих безопасные условия труда работников, в определенном смысле устарели, так как большинство из них были написаны до 1980 года, т.е. более 25 лет назад. За истекший период времени существенным образом изменилось законодательство, экономические, социальные, политические отношения также претерпели достаточно радикальные изменения, что позволяет сделать вывод о не достаточной освещенности современных методик расследования несчастных случаев на производстве.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в связи с расследованием несчастных случаев на производстве.
Предмет исследования -нормы гражданского и иного законодательства, регламентирующие расследование несчастных случаев на производстве.
Цель выпускной квалификационной - исследовать практику и методику расследования несчастных случаев на производстве.
Исходя из поставленной цели в ходе исследования решались следующие задачи:
1. Дать понятие несчастных случаев на производстве;
2. Изучить исторический опыт учёта и расследования несчастных случаев на производстве;
3. Рассмотреть правовое регулирование учета и расследования несчастных случаев на производстве в России и советский период;
4. Проанализировать федеральное законодательство о расследовании несчастных случаев и проведении проверок в области охраны труда;
5. Изучить подзаконные правовые акты, устанавливающие расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
6. Рассмотреть сроки расследования несчастных случаев на производстве и извещение уполномоченные государственные органы;
7. Выяснить как формируются комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве;
8. Рассмотреть, как происходит расследование обстоятельств и причин несчастных случаев на производстве;
9. Провести исследование какой ответственности подлежит работодателя при несчастном случае на производстве.
...
Анализ соответствующих нормативных актов и практики реализации методики расследования несчастных случаев на производстве позволяет сделать следующие выводы:
2. Небезопасные условия работы на производстве довольно широкое явление в наше время. Несчастный случай на производстве — всегда чрезвычайное происшествие, особенно если он со смертельным исходом. Его расследование проводится на основании большого перечня правовых и нормативных актов, несоблюдение которых чревато привлечением работодателя к административной или даже к уголовной ответственности.
3. Нормы трудового права закрепляют обязанность администрации проводить расследования всех происшествий, которые возникли на производстве в установленные сроки, однако на практике возникает необходимость продлить их. О дополнительном продлении срока расследования в обязательном порядке должна быть проинформирована прокуратура. Зачастую работодатель упускают эту обязанность из вида в связи с чем представляется необходимым ввести штрафы в статью 15.33 Кодекса об административных правонарушениях за данное нарушение.
3. В законодательстве не установлен конкретный порядок взаимодействия работодателя и территориального органа Ростехнадзора при утверждении состава комиссии для расследования несчастных случаев на производстве. Поэтому представляется необходимым разработать инструкцию по взаимодействию государственных органов и работодателей (Приложение Г).
4. Отсутствует унифицированная форма приказа о создании комиссии для расследования несчастных случаев на производстве, поэтому работодатель вправе составить его в произвольной форме. Думается, что унифицированная форма приказа для всех организаций будет способствовать улучшению регулирования порядка расследования несчастных случаев на производстве (Приложение Д).
5. Нуждается в конкретизации срок, в течение которого работник может обращаться к работодателю с заявлением о возмещении ущерба. Целесообразно установить его не позднее трех месяцев с момента происшедшего несчастного случая на производстве.
Эти предложения будут способствовать совершенствованию порядка рассмотрения несчастных случаев на производстве.
1.1 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. [Текст] // Собрании законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
1.2 Гражданский кодекс Российской Федерации. Принят 30 ноября 1994 г. [Текст]: // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
1.3 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: (федер. закон: принят Гос. Думой 30 дек. 2001 г.: по состоянию на 14 мая 2018 г.) [Текст]: // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1. - Ст. 1.
1.4 Трудовой кодекс Российской Федерации. Принят 30 декабря 2001 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1. - Ст. 3.
1.5 Уголовный кодекс Российской Федерации. Принят 13 июня 1996 № 63- ФЗ [Текст]: // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
1.6 Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) [Текст]: // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3803.
1.7 Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О специальной оценке условий труда» [Текст]: // Собрание законодательства РФ. - 2013, № 52. - Ст. 6991.
1.8 Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 21 сентября 2011 г. №1065н // Российская газета. - 2011. - №278.
1.9 Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2018 года [Электронный ресурс]: // URL: http://base.garant.ru/70309020/
1.10 Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях: Постановление Минтруда России от 24.10.2002 г. - №73 [Текст]: // Российская газета. - 2002. - № 237.
1.11 Об утверждении Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве: Постановление Правительства РФ от 11.03.1999 г. - № 279 [Текст]: // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 13. - Ст. 1595.
1.12 О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору: Постановление Правительства РФ от 30.07.2004. - № 401 [Текст]: // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 32. - Ст. 3348.
1.13 Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний: Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 967 (ред. от 24.12.2014) [Текст]: // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 52. - Ст. 5149.
1.14 О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.04.2005 Г. - № 275 [Текст]: // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2005. - №22.
1.15 Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения: Приказ Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 [Текст]: // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2011. - № 38.
... всего 45 источников