Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/html/workspay.ru/include/main_function.php on line 483 Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/html/workspay.ru/include/main_function.php on line 483 Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/html/workspay.ru/include/main_function.php on line 483 Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/html/workspay.ru/include/main_function.php on line 483 Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/html/workspay.ru/include/main_function.php on line 483 Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/html/workspay.ru/include/main_function.php on line 483 Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/html/workspay.ru/include/main_function.php on line 483 Готовая ВКР на тему: РЕАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ РКИ (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНИКОВ «ГОЛОСА» И «ДОРОГА В РОССИЮ»)


🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

РЕАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ РКИ (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНИКОВ «ГОЛОСА» И «ДОРОГА В РОССИЮ»)

Работа №196068

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы113
Год сдачи2022
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 6
Глава 1. Теоретическое обоснование использования коммуникативного подхода в учебниках РКИ 9
1.1 Подходы в преподавании иностранных языков: исторический экскурс 9
1.2 Основные теоретические положения коммуникативного подхода 26
1.3 Преподавание иностранных языков и русского языка как иностранного в
России 32
1.4 Коммуникативный подход в преподавании русского языка как иностранного ..36
Выводы 42
Глава 2. Реализация коммуникативного подхода в учебниках РКИ 45
2.1 Требования кучебнику РКИ 45
2.2 Реализация коммуникативного подхода через структуру учебников 47
2.3 Формирование лингвистической составляющей коммуникативной компетенции
в учебниках «Голоса» и «Дорога в Россию» 63
2.3.1 Представление лексики в рассматриваемых учебниках 63
2.3.2 Представление грамматической темы (на примере темы «Местоимения») 75
2.4 Формирование социокультурной составляющей коммуникативной компетенции
в учебниках «Голоса» и «Дорога в Россию» 89
Выводы 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 98

В настоящее время в преподавании иностранных языков господствует коммуникативный подход, который появился и начал активно развиваться несколько десятков лет назад, хотя определенные предпосылки складывались еще в XVI веке. В связи с этим подавляющее большинство учебников, в том числе и по обучению русскому языку как иностранному, декларируя приверженность этому подходу, создавались и создаются в соответствии с его принципами, основными из которых являются развитие коммуникативной компетенции обучающихся, то есть возможности общения на изучаемом языке, а также четырех языковых навыков - аудирования, чтения, говорения, письма. Но для развития коммуникативной компетенции необходимо и обладание определенным словарным запасом, и развитие грамматической компетенции, особенно при изучении русского языка как языка флективного, и способностью понимать и выражать при общении определенные интенции, и обладать фоновыми знаниями о культуре народа изучаемого языка. Говоря о лексике, необходимо не просто знание отдельных слов, но и возможности их сочетаемости, знакомство с устойчивыми выражениями и многозначностью лексических единиц. Чтобы коммуникация на языке была успешной, необходимо и овладение его грамматикой - способностью грамотно строить предложения, правильно согласовывать времена, знать все особенности частей речи и их употребление. В этому необходимо добавить и ознакомление с культурой народа, чей язык изучается. Учебников и учебных пособий по изучению русского языка как иностранного сейчас издается все больше и больше. При подготовке материалов и подборе текстов авторы пытаются учесть и возраст, и профессиональные интересы обучающихся, их родной язык и особенности национальной культуры, постоянно изменяющуюся действительность и информационную доступность.
Актуальность данного исследования состоит в необходимости формирования у преподавателя РКИ способности подбирать подходящий учебный курс, учебник или пособие для конкретной целевой аудитории в конкретных условиях обучения. Так как с каждым годом выходят все новые и новые учебно-методические комплекты и пособия, преподавателю РКИ важно ориентироваться в многообразии ресурсов и уметь вычленять по определенным характеристикам соответствие конкретного учебника потребностям конкретных обучающихся.
Данное исследование отличается определенной новизной, так как многие авторы писали и пишут о подходах в методике преподавания РКИ, о создании учебников, подборе и разработке методических и учебных материалов, но подробный сравнительный анализ двух учебников коммуникативной направленности, изданных в России и США, применяющих разные подходы к использованию родного языка учащихся, не был представлен.
Объектами исследования выбраны давно и хорошо зарекомендовавшие себя учебники «Голоса» [Голоса. A Basic Course in Russian. Book one, 2012] и «Дорога в Россию» [Дорога в Россию: Учебник русского языка (элементарный уровень), 2012]. Данные учебники были изданы почти в одно и то же время, рассчитаны на 100-120 часов занятий, активно используются в сфере преподавания РКИ около двадцати лет, авторы обоих УМК декларируют коммуникативный подход. Их основным отличием является направленность на различную аудиторию, и отношение к принципу опоры на родной язык учащихся. Учебник «Голоса» издан в Америке издательством PEARSON и направлен на англоязычную аудиторию, тогда как «Дорога в Россию» вышел в издательстве «Златоуст» в Санкт-Петербурге и предполагает преподавание на русском языке широкому кругу учащихся (с определенной направленностью на китайских студентов). Несмотря на то, что учебники применяются достаточно давно, для анализа выбраны именно они, так как составлены серьезными авторскими коллективами, выдержали несколько изданий, отличаются полнотой представленного материала (работа со всеми видами речевой деятельности, ситуативность речевых и коммуникативных упражнений, подбор и тематика текстов), рассчитаны на одинаковое количество академических часов, а также, что необходимо для исследования, представляют разные методические школы - российскую и американскую.
Материалом исследования являются упражнения и тексты, средства наглядности, а также пояснения, содержащиеся в данных учебниках.
Предмет исследования составляют предлагаемые в учебниках способы и средства реализации коммуникативного подхода.
Целью исследования является сравнительный анализ способов и средств реализации коммуникативного подхода в учебниках «Голоса» и «Дорога в Россию».
В соответствии с поставленной целью в исследовании решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть историческую перспективу развития подходов в преподавании иностранных языков и русского языка.
2. Обозначить основные постулаты коммуникативного подхода.
3. Выявить особенности подачи материала в рамках коммуникативного подхода в учебниках РКИ, в частности в «Голосах» и «Дороге в Россию».
4. Рассмотреть в сопоставительном аспекте представление составляющих коммуникативной компетенции: лингвистической, включающей лексический и грамматический компоненты, и социокультурной, а также саму структуру учебников, которая без сомнения влияет на коммуникативную составляющую, определяя мотивацию студентов, их интерес, и возможности работы с учебником преподавателя. Определить соответствие предлагаемого материала функциям коммуникативного подхода.
5. Выявить сходство и различия в способах и средствах реализации коммуникативного подхода в американском и российском учебниках.
Для решения поставленных задач в работе используются следующие методы исследования: метод научного описания, контекстуальный анализ языковых единиц, сравнительный анализ.
Теоретической базой исследования стали работы А.Р. Арутюнова, В.Н. Вагнер, В.Н. Валгиной, Л.В. Московкина, В.И. Остапенко, А.Н. Щукина, Е.И. Пассова, S. Thornbury, Jack C.Richards, Theodore S.Rodgers, [Арутюнов, 1990; Вагнер, 2001; Валгина, 2009; Московкин, Щукин, 2010; Остапенко, 1983; Щукин, 2019; Пассов, Кузовлева, 2010; Thornbury, 2018; Richards, Rodgers, 2002] и других авторов, в которых описываются подходы в преподавании иностранных языков, теория и методика преподавания русского языка как иностранного, а также теория создания учебника РКИ [Арутюнов, 1990].
Магистерская диссертация включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящей работе сделана попытка сравнить реализацию коммуникативного подхода в двух учебниках элементарного уровня, один из которых издан в стране изучаемого языка и предполагает преподавание на русском языке, другой - издан за рубежом и направлен на аудиторию, владеющую английским языком.
Опираясь на работы маститых зарубежных и отечественных лингвистов, методистов и преподавателей практиков, в данной диссертации впервые рассмотрена именно разница в использовании одного и того же подхода - коммуникативного, с нескольких сторон. Проведено сравнение структуры и используемой наглядности, тематического содержания и лексического наполнения, грамматических тем на примере темы «местоимения», предложенных текстов с точки зрения формирования социокультурной компетенции и положительного образа России и россиян.
Работы по сравнению учебников РКИ не единичны. Специалистами достаточно много говорится и пишется о сравнении различных российских учебников. Имеются работы, перечисляющие и описывающие характеристики американских учебников. Также можно найти статьи, сравнивающие учебники РКИ, изданные в России и других странах, таких, например, как Китай, Словакия, Чехия, Вьетнам. Но в своих работах авторы говорят в основном только о социокультурной, лингвострановедческой составляющей. В данной же диссертации сделана попытка комплексно рассмотреть составляющие коммуникативной компетенции, как они представлены в обоих учебниках, проанализировать сходства и различия и сделать выводы о том, насколько соответствует заявленный авторами коммуникативный подход реальному положению вещей.
В результате сопоставительного анализа подачи материала, его отработки и вывода в речь в учебниках «Голоса» и «Дорога в Россию» можно сделать следующие выводы:
• В рассмотренных учебниках применяются различные принципы обучения в рамках коммуникативного подхода - с опорой на родной язык и с помощью изучаемого языка.
• Данные принципы обуславливают разницу в подаче материала и предлагаемой лексики.
• Разное видение опоры на родной язык определяет различное представление
грамматики, в частности, парадигм местоимений: в «Голосах» предлагаются
одновременно именная и местоименная парадигмы, в «Дороге в Россию» в основном местоименная.
• Оба учебника соответствуют уровню А1, но объем материала, особенно лексического, в «Голосах» значительно превышает материал «Дороги в Россию». Это связано с широким использованием перевода, что обуславливает возможность включения более сложной лексики и употребления более развернутых синтаксических конструкций. Темы в обоих учебниках, как и грамматический материал, в основном совпадают, но порядок введения несколько различается.
• Грамматические формы и конструкции по данной теме представляются в рамках коммуникативной методики - материал представлен системно, соблюден концентрический принцип его подачи, упражнения направлены на развитие основных функций коммуникативности.
• Представление нового материала чаще идет через тематические диалоги и визуализацию (рисунки, таблицы), предлагаются упражнения на отработку, закрепление - что важно, многие из них также в виде диалогов, - и выход в неподготовленную речь, еще раз тема представлена в конце модуля в контексте (предлагаются аудио-текст и текст для чтения).
• Лингвострановедческий аспект учебников помогает познакомиться и понять культурные особенности иного народа и социума, выстраивают диалог культур.
Коммуникативный подход относится к комбинированным, объединяет в себе многие черты предыдущих методов, поэтому его могут отражать различные элементы учебника. Проведенное исследование показало, что в реализации коммуникативного подхода российской и американской методических школ имеется много сходства, но есть и определенные различия. Сходство обусловлено опорой на один и тот же подход -
коммуникативный, выстраивание материала в соответствии с его принципами, реализацией в учебных материалах основных функций коммуникативности. Различия обусловлены, прежде всего, опорой на родной язык учащихся в учебнике «Голоса». У авторов появляется возможность представить больше материала, давая к нему пояснения, включить больше лексических единиц, сопроводив их переводом. Также необходимо отметить отсутствие тематической структуры «Дороги в Россию», что вносит некоторую дезориентацию в учебный процесс. Еще одно важное отличие - организация работы учащихся. Учебник «Голоса» предполагает в основном групповую и парную работу в классе, а для индивидуальной отработки УМК включает в свой состав рабочую тетрадь и интернет-ресурс с большим количеством упражнений на аудирование и имитативное говорение. «Дорога в Россию» также включает достаточно много заданий для работы в парах. Коммуникативные задания, которые предлагаются в конце темы, в обоих учебниках предполагают индивидуальную работу учащихся. Авторскому коллективу «Голосов» стоит обратить внимание на раздел фонетики, который, безусловно, является сильной стороной «Дороги в Россию». Несмотря на то, что оба учебника имеют коммуникативную направленность, очевидно, что учебник «Голоса» больше ориентирован на разговорную речь. Это обусловлено не только возможностью значительно расширить представленную лексику благодаря использованию опоры на английский язык, но и подходом к подаче материала, структурой самого учебника, подбором текстов, введением персонажей, проживающих определенный отрезок своей жизни на страницах всех десяти уроков учебника, более широким использованием служебных частей речи, придающих высказываниям эмоциональную окраску.
Следующей ступенью исследования может стать сравнение «Дороги в Россию», которая претерпела уже не одно издание, к настоящему моменту является уже несколько устаревшей, но до сих пор достаточно широко используется преподавателями РКИ, с новейшим учебником «Привет, Россия», вышедшем в том же издательстве «Златоуст», одним из авторов которого является автор «Дороги...» М.М. Нахабина. Также перспективным исследованием может стать сравнение других учебников, недавно вышедших в издательстве «Златоуст», с зарубежными учебниками последних лет.
Практическая значимость подобных исследований заключается в возможности подбора необходимого курса или необходимого дополнительного материала при использовании конкретного учебника для имеющейся группы учащихся.



1. Абрамова С.В. Современные американские учебники по РКИ / С.В. Абрамова, Э.Г. Азимов // Русский язык за рубежом. - 2013. - №2 (237). - С. 32-41.
2. Аганова А.В. К вопросу о раннем обучении иностранным языкам в России в XIX веке / А.В. Аганова // Педагогическое мастерство: материалы IX Международной научно-практической конференции. Москва, ноябрь 2016 г. - М.: Буки-Веди. - 2016. - С. 4-5. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11323/ (дата обращения 06.05.2022).
3. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: ИКАР, 2009. - 448 с.
4. Акопян В.Г. Методы и принципы системы интенсивного обучения иностранным языкам / В.Г. Акопян // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2014. - Т. 16. - №2(4). - С. 909-912.
5. Алигаджиева А.Р. Современные методы преподавания иностранных языков в вузе // Концепт: Научно-методический электронный журнал. - 2015. - № S15. - С. 6 -10. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75211.htm (дата обращения: 27.05.2021).
6. Арутюнов А.Р. Теория и практика создания учебника русского языка для иностранцев / А.Р. Арутюнов - М.: Русский язык, 1990. - 166 с.
7. Ашам Аскем Роджер. [Текст без названия]. - [Электронный ресурс]. - URL: http://pedagogic.ru/persons/item/f00/s00/e0000032/index.shtml (дата обращения: 25.03.2022)
8. Баранова С.Е. Современный учебник РКИ в аспекте лингвопедагогической имагологии / С.Е. Баранова, Е.А. Зозуля // Язык и личность в поликультурном пространстве: сб. статей / Под ред. И.Н. Авдеевой. - М., 2017. - С.11-15.
9. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1965. - 226 с.
10. Беркут О.В. Авторские методы обучения иностранным языкам в России XIX века / О.В. Беркут // Педагогическое мастерство: материалы IX Международной научно-практической конференции. Москва, ноябрь 2016 г. - М.: Буки-Веди. - 2016. - С. 5-7. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11323/ (дата обращения 06.05.2022).
11. Бэйбэй, Тан. Современные тенденции создания учебников РКИ в Китае и России / Тан Бэйбэй, В.М. Филиппова // В мире русского языка и русской культуры: сб. тезисов V Международной студенческой научно-практической конференции. - М., 2022. - С.228-232.
12. Вагнер В.Н. Методика преподавания русского языка англоговорящим и франкоговорящим / В. Н. Вагнер - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - 384 с.
13. Валгина В.Н. Лексика русского языка как иностранного и ее преподавание / В.Н. Валгина. - М.: Флинта : Наука. - 2009. - 104 с.
14. Вопрос о местоимении как части речи в русской грамматике. - URL: https://smekni.com/a/513 58-2/vopros-o-mestoimenii-kak-chasti-rechi-v-russkoy-grammatike-2(дата обращения: 22.05.2021).
15. Вострякова Н.А. Особенности «Дороги в Россию» (методический анализ первой части учебного комплекса) (Рец. на кн.: Дорога в Россию: учеб. русского языка (элементарный уровень) / В. Е. Антонова [и др.]. - Изд. 2-е, испр. - М.: ЦМО МГУ им. М. В. Ломоносова; СПб.: Златоуст, 2003. - 344 с.) / Н.А. Вострякова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2013. - №1. - С. 227-230.
16. Вохмина Л. Л. Современный учебник РКИ: основные проблемы / Л. Л. Вохмина // Русское культурное пространство: коммуникативные аспекты: Сб. материалов XIX международной научно-практической конференции. Москва, 19 апреля 2018 г. - М.: МАКС Пресс, 2019. - С. 9-15.
17. Вохмина Л. Л. Чего не хватает современной методике обучения иностранным языкам / Л. Л. Вохмина, А. С. Куваева // Горизонты современной русистики: Материалы международной научной конференции, посвященной 90-летнему юбилею академика В.Г. Костомарова - М., 2020. - С. 817-823.
18. Гаврилова Е.М. Компетентностный подход в системе иноязычного образования / Е.М. Гаврилова. - Philology. - 2020. - № 4(28). - С. 37-45.
19. Гез Н.И. История зарубежной методики преподавания иностранных языков / Н.И. Гез, Г.М. Фролова. - М., Академия. - 2008. - 256 с.
20. Головатина В.М. Опыт создания учебников по РКИ для чешских учащихся /
B. М. Головатина, Власта Клаусова // Вестник. Современный русский язык:
функционирование и проблемы преподавания. - Будапешт, 2018. - С. 36-46.
21. Голоса. A Basic Course in Russian. Book one / Richard Robin, Karen Evans - Romaine, Galina Shatalina. - Pearson Education Inc., USA, 2012. - 426 p.
22. Денисенко С.И. Л.С. Выготский и современное российское образование /
C. И. Денисенко // Международный симпозиум «Л.С. Выготский и современное детство»: сб. тезисов. - М.: Высшая школа экономики, 2017. - С. 199-201.
23. Дзивакова Михаэла. Учебник как средство обучения РКИ на начальном уровне в нефилологических ВУЗах // Социокультурные проблемы языка и коммуникации: сб. науч. трудов - Саратов, 2012. - С. 109-112.
24. Дорога в Россию: Учебник русского языка (элементарный уровень) / В.Е. Антонова, М.М. Нахабина, М.В. Сафронова, А.А. Толстых. - СПб.: Златоуст, 2012. - 344 с.
25. Захарова Е.А. Методы обучения иностранному языку в историческом контексте и их значимость в современной практике иноязычного образования / Е.А. Захарова // Наука и школа. — 2017. - №3. - С. 174- 83.
26. Золотых Л.Г. Методика преподавания русского языка как иностранного в китайской аудитории : учеб.пособие / Л.Г. Золотых, М.Л. Лаптева, М.С. Кунусова, Т.К. Бардина. - Астрахань: Астраханский государственный университет. - 2012. - 91 с.
27. Зубарева Ю.М. Теория современного учебника РКИ / Ю.М. Зубарева // Лингвокультурологическая составляющая современного филологического образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Тула, 2021. - С. 36-40.
28. Камынина А.А. Современный русский язык. Морфология: учебное пособие для студентов филологических факультетов государственных университетов / А.А. Камынина - М.: МГУ, 1999. - 240 с.
29. Капитонова Т.И. Современные методы обучения русскому языку иностранцев. - 2-е.изд., перераб. и доп. / Т.И. Капитонова, А.Н. Щукин. - М.: Русский язык, 1987. - 230 с.
30. Карева Н.И. Психологические аспекты метода «Community language learning» / Н.И. Карева // Вестник науки и образования. Московский педагогический государственный университет. - 2019. - № 20 (74). Часть 2. - С. 87- 91.
31. Ковалева С.П. Подготовка иностранных студентов к пониманию образной структуры художественного текста / С.П. Ковалева, С.Ю. Ковалева // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность: сб. статей I Международного конгресса преподавателей и руководителей подготовительных факультетов. Часть 1. Москва, РУДН, 19-21 октября 2017. - М., 2017. - С. 374-378.
32. Козельская Н.А. Социокультурная информация в российском и
американском учебниках РКИ // Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся: Материалы VI международной научно-методической
конференции. Воронеж, 24-25 января 2020 г. - Воронеж, 2020. - С.60-65. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42308129_51902902.pdf (дата обращения
07.05.2021). - Режим доступа: для зарегистр. пользователей.
33. Колобкова А. А. О педагогическом наследии Е. И. Пассова //
Педагогический журнал. - 2019. - Т. 9. - № 6А. - С. 367-375. DOI:
10.34670/AR.2020.46.6.209.
34. Конопкина Е.С. Учебник как средство повышения мотивации учащихся при обучении РКИ / Е.С. Конопкина, Л.С. Шкурат // Горизонты современной русистики: Материалы международной научной конференции, посвященной 90-летнему юбилею академика В.Г. Костомарова - М., 2020. - С. 931-936.
35. Костикова О.Ф. К вопросу об изучении возвратного местоимения себя на уроках РКИ / О.Ф. Костикова, Е.Н. Чулкова // Актуальные вопросы изучения иностранного языка в ВУЗе: Материалы всероссийской научно-методической конференции. Рязань, 26 февраля 2020 г. - Рязань, 2020. - С. 107-112. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_44006714_65318581.pdf (дата обращения: 22.05.2021). - Режим доступа: для зарегистр. пользователей.
36. Кузнецов В.Г. Парижская и Женевская ветви учеников и последователей Ф. де Соссюра / В.Г. Кузнецов // Фердинанд де Соссюр и современное гуманитарное знание: сб. ст. - М., 2008. - С. 28-65.
37. Кузьмина Е.О. Способы семантизации новой лексики на начальном этапе обучения РКИ / Е.О. Кузьмина // Проблемы современного образования. - 2019. - №1. - С. 167-174. - URL: http://www.pmedu.ru (дата обращения 12.04.2022).
38. Кулакова В.А. Тексты для обучения чтению как виду речевой деятельности в современном учебнике РКИ / В.А. Кулакова, С.В. Смирнова, Т.В. Шустикова // Языки России и стран и стран ближнего зарубежья как иностранные: преподавание и изучение: Материалы международной научно-практической конференции. Казанский государственный университет. - Казань, 2013. - С. 190-197.
39. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. Общее владение / Н.П. Андрюшина, Т.В. Козлова - СПб.: Златоуст. - 2015. - 80 с.
40. Ломтева Т. Н. История развития коммуникативного подхода в отечественной методике преподавания иностранных языков / Т. Н. Ломтева, И.С. Решетова // Вестник Государственного университета управления. - Москва, 2012. - № 2. - С.291-294.
41. Местоимения: учебно-методическое пособие для студентов иностранцев, обучающихся на русском языке / сост.: Т.В. Никольская, С.Е. Фомина. - Казань: КГМУ, 2009. - 14 с.
42. Методика преподавания РКИ: он-лайн курс / Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, Филологический факультет. - Москва, 2020.
43. Методика преподавания русского языка иностранцам / Под ред. С.Г. Бархударова. - М.: Изд-во Московского университета, 1967. - 282 с.
44. Минималистская программа. [Электронный ресурс]. - URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1388792 (дата обращения 16.04.2022).
45. Митрофанова О.Д. Методика преподавания русского языка как иностранного / О.Д. Митрофанова, В.Г. Костомаров // МАПРЯЛ VII Международный конгресс преподавателей русского языка и литературы. - М.: Русский язык, 1990. - 269 с.
46. Московкин Л. В. Хрестоматия по методике преподавания русского языка как иностранного / Л. В. Московкин, А. Н. Щукин - М.: Русский язык. Курсы, 2010. - 552 с.
47. Орава, Анна. Коммуникативный принцип обучения в финских учебниках русского языка на начальном этапе изучения / Анна Орава // Русский язык и культура. - Тампере, апрель 2013 г. - 61 с.
48. Остапенко В.И. Обучение русской грамматике иностранцев на начальном этапе / В.И. Остапенко. - М.: Русский язык, 1983. - 144 с.
49. Пассов Е.И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного / Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. - М.: Русский язык. Курсы, 2010. - 568 с.
50. Педагогические технологии: учебное пособие / сост. Т.С. Гришина, Н.Ю.
Зыкова. - Воронеж: ФГБОУ ВО «ВГИФК». - 2019. - 150 с. - URL:
https://www.vgifk.ru/sites/default/files/docs/pedagogicheskie_tehnologii_grishina_zykova.pdf(дата обращения: 10.05.2022).
51. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному / Л.С. Крючкова, Н.В. Мощинская. - М.: Флинта, 2009. - 480 с.
52. Раушенбах В.Э. Краткий обзор основных методов преподавания иностранных языков с I по XX век / В.Э. Раушенбах. - M.: Высшая школа. - 1971. - 112 с.
53. Ржаникова Ю.В. Изучение местоимений на уроках РКИ / Ю.В. Ржаникова // Новое в лингвистике и методике преподавания иностранного и русского языков: сб. научных статей XXVII Международной научно-практической конференции. Санкт- Петербург, 23-24 июня 2017 г. - СПб., 2017. - С. 207-210. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_29647225_21406228.pdf (дата обращения: 22.05.2021). - Режим доступа: для зарегистр. пользователей.
54. Румянцева Н.М. Пути оптимизации формирования лингвосоциокультурной компетенции иностранных учащихся: довузовский этап обучения / Н.М. Румянцева, Ю.В. Юрова // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования. - 2014. - №1. - С. 60-65.
55. Румянцева Т.В. Типы упражнений при обучении иностранцев определению родовой принадлежности русских существительных в курсе язык специальности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
- 2009. - № 113. - С. 185-187.
56. Русский язык для начинающих: «Дорога в Россию». [Электронный ресурс].
- URL: https://www.youtube.com/watch?v=4Uu-OhHSFkI&t=155s (дата обращения
05.04.2022).
57. Сакаева Л.Р. Методика обучения иностранным языкам: учеб. пособие для студентов Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского по направлению «педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)». - Казань: КФУ, 2016. - 189 с.
58. Синицына Ю.Н. Ценностные основы гуманистического подхода в образовании / Ю.Н. Синицина, Е.В. Клементьева // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - №3(25). - С. 134-136.
59. Сторителлинг в РКИ [Электронный ресурс]. - URL:
https://storytellingrussian.com/%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D0%B9%D0%BC%D1%81-%D1%8D%D1%88%D0%B5%D 1%80-%D0%B8-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4-tpr/ (дата обращения: 07.05.2022).
60. Тарева Е.Г. Коммуникативный подход: в поисках лингводидактических
инноваций // Педагогическое образование и наука. - 2014. - №5. - С. 98-103.
https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/l8l0zm89ne/ direct/150469493 (дата
обращения: 20.06.2021).
61. Тельпов Р.Е. Сравнительный анализ лингвострановедческих текстов в
учебниках РКИ и учебниках английского языка для уровней А1-В1 /Р.Е. Тельпов, А.Г. Острякова // Вопросы теории и практики преподавания русского языка как иностранного: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 55-летию кафедры РКИ. Москва, 20-21 февраля 2020 г. - М., 2020. - С. 697-705. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_43868061_42118203.pdf (дата обращения
08.05.2021).- Режим доступа: для зарегистр. пользователей.
62. Тер-Минасова С.Г. Преподавание иностранных языков в современной России. Что впереди? / С.Г. Тер-Минасова // Вестник Московского университета, серия 19. - 2014. - №2. - С. 31-41.
63. Толстова О.С. Педагогическое взаимодействие в процессе реализации методов обучения в США / О.С. Толстова // Известия Саратовского университета. - 2009.
- Т9. - Серия «Философия. Психология. Педагогика». - Вып.3 - С.99-102.
64. Толстякова К.П. Коммуникативный подход к обучению РКИ в мультикультурной аудитории: автореф. маг. дис. / К.П. Толстякова. - Якутск, 2016. - 21 с.
65. Турсунова А.А. Порождающая грамматика Ноама Хомского / А.А. Турсунова // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. - 2022. - Т. 22.
- №2. - С.79-82.
66. Урунова Р.Д. Особенности парадигматики русских местоимений в
функциональном аспекте / Р.Д. Урунова // Вектор науки Тольяттинского
государственного университета. - 2014. - № 3 (29). - С.246-249 - URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary_22888684_36318795.pdf (дата обращения: 22.05.2021). - Режим доступа: для зарегистр. пользователей.
67. Ускова О.А. Современный учебник РКИ в контексте межкультурной
коммуникации / О.А. Ускова, Л.Н. Саакян // Технологии обучения русскому языку как иностранному и диагностика речевого развития: Материалы XX международной научно-практической конференции, посвященной 45-летию кафедры белорусского и русского языков учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», Минск, 3 октября 2019 г. - Минск, 2020. - С. 15-22. - URL:
http://rep.bsmu.by/bitstream/handle/BSMU/28327/15_22.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения 02.05.2021).- Режим доступа: свободный.
68. Федосов В.А. О коммуникативной методике преподавания РКИ / В.А. Федосов // Русский язык за рубежом. - 2011. - №1. - С. 25-29.
69. Чиркова В.М. История развития коммуникативного подхода в методике преподавания иностранных языков / В.М. Чиркова // Региональный вестник Курского государственного медицинского университета. - 2019. - №11(26). - С.18-19.
70. Чулкова Е.Н. Особенности изучения неопределенных местоимений в
практике преподавания РКИ / Е.Н. Чулкова // Актуальные вопросы изучения иностранного языка в ВУЗе: Материалы всероссийской научно-методической
конференции. Рязань, 28 февраля 2018 г. - Рязань, 2018. - С. 267-272. - URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary_35437465_51777932.pdf (дата обращения: 22.05.2021). - Режим доступа: для зарегистр. пользователей.
71. Чулкова Е.Н. Функциональные особенности притяжательных местоимений в
практике преподавания РКИ / Е.Н. Чулкова // Актуальные вопросы изучения иностранного языка в ВУЗе: Материалы всероссийской научно-методической
конференции. Рязань, 20 февраля 2019 г. - Рязань, 2019. - С. 95-101. - URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary_39255213_59586465.pdf (дата обращения: 22.05.2021). - Режим доступа: для зарегистр. пользователей.
72. Щукин А.Н. Содержание термина «методика» с позиции компетентностного подхода / А. Н. Щукин // Русское культурное пространство: коммуникативные аспекты: Сб. материалов XIX международной научно-практической конференции. Москва, 19 апреля 2018 г. - М.: МАКС Пресс, 2019. - С. 22-26.
73. Эмирильясова С.С. Применение принципов метода молчания при обучении английскому языку студентов неязыковых вузов [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/applying-the-principles-of-silent-way-method-in-teaching-the-english-language-to-non-philological-university-students ( дата обращения: 10.05.2022).
74. Юдинцева М.С. К вопросу об использовании активных методов обучения в курсе РКИ / М.С. Юдинцева // Педагогическое мастерство: материалы IX Международной научно-практической конференции. Москва, ноябрь 2016 г. - М.: Буки-Веди. - 2016. - С. 100-102. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11323/ (дата обращения 06.05.2022).
75. Янкина Н.В. Традиционные подходы и инновационные технологии в обучении студентов неязыковых специальностей иностранным языкам / Н.В. Янкина // Вестник Оренбурского государственного университета. - Оренбург, 2013. - №2 (151). - C. 300-305.
76. Chomsky, Noam. The Minimalist program in 2021. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=_1FCMElZI4k (дата обращения 16.04.2022).
77. Dikken, Marcel den. The Minimalist program: achievements and challenges. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=3JZXhTwoSek (дата обращения 16.04.2022).
78. Golosa: A Basic Course in Russian, Book 1, 5th edition. [Электронный ресурс].
- URL: https://www.amazon.com/Golosa-Basic-Course-Russian-Books/dp/0205048382 (дата обращения 04.03.2022).
79. Golosa: A Basic Course in Russian, Book 1, 5th edition. [Электронный ресурс].
- URL: https://www2.gwu.edu/~slavic/golosa/gen-intro.htm#base_info (дата обращения
05.03.2022).
80. Golosa: Textbook and Student Workbook: A Basic Course in Russian, Book 1.
[Электронный ресурс]. - URL: https://routledge.com/Golosa-Textbook-and-Student-
Workbook-A-Basic-Course-in-Russian-Book-One/Robin-Shatalina-Evans-Romaine/p/book/9781032276830 (дата обращения 03.03.2022).
81. Hall, Graham. Exploring English language teaching: language in action / Graham Hall. - Routledge. - 2011. - pp.282.
82. Harmer, Jeremy. The practice of English language teaching. - Fourth edition. / Jeremy Harmer. - Essex: Pearson Education Limited, 2007. - pp.448.
83. Richards, Jack C. Approaches and methods in language teaching / Jack C.Richards, Theodore S.Rodgers. - Cambridge University Press, 2nd edition. - 2002. - pp.270.
84. Roberts, John T. The communicative approach to language teaching: the King is dead! Long live the King! / John T.Roberts // International Journal of English Studies IJES. - 2004. - Vol.4 (I). - pp.1-37.
85. Ruyffelaert Ariane. Teaching French with the Direct Method between 1880 and
1920 in the United States of America: a comparative analysis of key Direct Method textbooks. - [Электронный ресурс]. - URL: http://journals.openedition.org/dhfles/7631; DOI:
https://doi.org/ 10.4000/dhfles.7631 (дата обращения: 04.05.2022).
86. Shastri, Pratima Dave. Communicative approach to the teaching of English as a second language // SNDT Women’s University, Mumbai. - Himalaya Publishing House. - 2010.
- pp.190.
87. Shirkhani, Servat. Humanism in the foreign language classroom / Servat Shirkhani, Danesh Ardeshir // i-manager’s Journal on English Language Teaching/ - 2013. - Vol.31. - №4. - P. 1-5. - URL: https://www.researchgate.net/publication/305777470_Humanism_In_The_Foreign_Language_Classroom (дата обращения 12.05.2022).
88. Stanford Encyclopedia of Philisophy. - [Электронный ресурс]. - URL: https://plato.stanford.edu/entries/montaigne/ (дата обращения: 08.05.2022).
89. Teach English Now! Theories of Second Language Acquisition / Arisona State University, USA. - [Электронный ресурс]. - URL: https://www.coursera.org/learn/language-theories (дата обращения: 07.05.2022).
90. Thornbury Scott. Scott Thornbury’s 30 teaching methods / Scott Thornberry. - Cambridge English. - 2018. - pp.140.
91. Thornberry, Scott. What’s the latest teaching method? [Электронный ресурс]. -
URL: https://www.youtube.com/watch?v=nue8AN9XsuY&t=612s (дата обращения
14.03.2022).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ