ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ КОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
|
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Теоретические основы инновационных стратегий развития компаний 4
1.1 Роль стратегии инновационного развития в современных компаниях 4
1.2 Основные виды и особенности инновационных стратегий 7
1.3 Факторы и методы оценки экономической эффективности инновационных стратегий
развития компаний 14
2. Особенности инновационного развития крупных компаний в условиях цифровизации 21
2.1 Оценка современного состояния инновационной активности российских компаний21
2.2 Государственное стимулирование инновационной деятельности в России 25
2.3 Анализ влияния инновационных стратегий на эффективность компании 33
3. Оценка инновационного развития крупных компаний на примере Yandex N.V 40
3.1 Реализация инновационных стратегий развития на примере зарубежных компаний 40
3.2 Оценочные показатели инновационной активности компании 49
3.3 Анализ инновационного потенциала Yandex N.V 59
3.4 Оценка стратегии инновационного развития Yandex N.V 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
Приложение А 84
Приложение Б 85
Приложение В 87
Приложение Г
1. Теоретические основы инновационных стратегий развития компаний 4
1.1 Роль стратегии инновационного развития в современных компаниях 4
1.2 Основные виды и особенности инновационных стратегий 7
1.3 Факторы и методы оценки экономической эффективности инновационных стратегий
развития компаний 14
2. Особенности инновационного развития крупных компаний в условиях цифровизации 21
2.1 Оценка современного состояния инновационной активности российских компаний21
2.2 Государственное стимулирование инновационной деятельности в России 25
2.3 Анализ влияния инновационных стратегий на эффективность компании 33
3. Оценка инновационного развития крупных компаний на примере Yandex N.V 40
3.1 Реализация инновационных стратегий развития на примере зарубежных компаний 40
3.2 Оценочные показатели инновационной активности компании 49
3.3 Анализ инновационного потенциала Yandex N.V 59
3.4 Оценка стратегии инновационного развития Yandex N.V 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
Приложение А 84
Приложение Б 85
Приложение В 87
Приложение Г
Характерные особенности современной экономики состоят в возрастающей роли высоких технологий и глобализации экономических отношений. Данные процессы определяют стремительные изменения в условиях деятельности экономических субъектов. Компании, как основные структурообразующие элементы экономики, становятся открытыми системами: главные предпосылки устойчивого развития фирмы находятся во внешней среде. В условиях цифровизации экономики, важным фактором конкурентоспособности является то, насколько эффективно и быстро фирма приспосабливается к внешнему окружению, особенно к экономическому, научно - техническому, социально-политическому. Одним из основных способов, с помощью которых современная фирма может адаптироваться к быстро меняющимся условиям, является инновационная стратегия, и в частности, грамотное финансирование инновационной деятельности компании.
В условиях цифровизации экономики, которая характеризуется увеличением роли нематериальных активов, основополагающими становятся факторы, обеспечивающие долгосрочные конкурентные преимущества. В первую очередь, к таким фактором относится инновационная деятельность. Проблемы управления и финансирования инновационной деятельности, особенно актуальны для российской экономики. Инновационная деятельность является одним из основных факторов повышения конкурентоспособности компаний, которые позволит им не только устойчиво развиваться на отечественном рынке, но и конкурировать с зарубежными компаниями на международной арене. Развитие и внедрение инновационных стратегий, будет способствовать увеличению эффективности капиталовложений и росту рентабельности производства.
К основным препятствиям инновационного развития российских компаний можно отнести финансовые проблемы, недостаток собственных средств для развития и внедрения инноваций, недостаточную государственную поддержку инновационного развития и проблемы с поиском квалифицированного персонала. Перечисленные проблемы напрямую влияют на разработку и внедрение инновационной стратегии.
Целью диссертационного исследования является разработка методики комплексного анализа инновационного развития крупных компании в условиях цифровизации экономики, предполагающей взаимосвязь трех составляющих: инновационной активности, инновационного потенциала и инновационных стратегий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть различные трактовки понятия инновационных стратегий и определяющих ее факторов;
- проанализировать существующие методологические подходы к оценке инновационной стратегии компании;
- исследовать критерии и показатели инновационной активности компаний и сформировать подходящую методику оценки инновационной деятельности компании с учетом оценки инновационной стратегии;
- проанализировать составляющие факторы инновационной деятельности Yandex N.V выбранным методом оценки;
- провести анализ стратегии инновационного развития Yandex N.V и разработать мероприятия по инновационному развитию и повышению экономической эффективности.
Теоретическую основу исследования составляют научные труды следующих отечественных и зарубежных авторов в области экономики предприятия, менеджмента, инновационной деятельности, экономики инноваций: И.А. Барышева, И.С. Фурсов, А.П. Пахомов, Ю.М. Беляева, Д.О. Стародубов, Т.К. Блохиной, Н.А. Никитина, Т.К. Ермоловой, И.В. Митерев, Н.С. Гегедюш, М.С. Кузьмин, М.М. Мокеева, В.Я. Горфинкель, А.И. Базилевич, Л.В. Бобкова, С.Ю. Наумова и др.
Источниками эмпирических данных стали статистические и аналитические материалы, опубликованные на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики; финансовая отчетность и внутренние документы компаний .
При написании работы применялись следующие методы исследования: изучение и анализ научной литературы, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, сравнение, моделирование, экономико-статистическая обработка результатов.
Результаты данного исследования могут быть использованы при разработке инновационных стратегий крупными компаниями в условиях цифровой трансформации.
В условиях цифровизации экономики, которая характеризуется увеличением роли нематериальных активов, основополагающими становятся факторы, обеспечивающие долгосрочные конкурентные преимущества. В первую очередь, к таким фактором относится инновационная деятельность. Проблемы управления и финансирования инновационной деятельности, особенно актуальны для российской экономики. Инновационная деятельность является одним из основных факторов повышения конкурентоспособности компаний, которые позволит им не только устойчиво развиваться на отечественном рынке, но и конкурировать с зарубежными компаниями на международной арене. Развитие и внедрение инновационных стратегий, будет способствовать увеличению эффективности капиталовложений и росту рентабельности производства.
К основным препятствиям инновационного развития российских компаний можно отнести финансовые проблемы, недостаток собственных средств для развития и внедрения инноваций, недостаточную государственную поддержку инновационного развития и проблемы с поиском квалифицированного персонала. Перечисленные проблемы напрямую влияют на разработку и внедрение инновационной стратегии.
Целью диссертационного исследования является разработка методики комплексного анализа инновационного развития крупных компании в условиях цифровизации экономики, предполагающей взаимосвязь трех составляющих: инновационной активности, инновационного потенциала и инновационных стратегий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть различные трактовки понятия инновационных стратегий и определяющих ее факторов;
- проанализировать существующие методологические подходы к оценке инновационной стратегии компании;
- исследовать критерии и показатели инновационной активности компаний и сформировать подходящую методику оценки инновационной деятельности компании с учетом оценки инновационной стратегии;
- проанализировать составляющие факторы инновационной деятельности Yandex N.V выбранным методом оценки;
- провести анализ стратегии инновационного развития Yandex N.V и разработать мероприятия по инновационному развитию и повышению экономической эффективности.
Теоретическую основу исследования составляют научные труды следующих отечественных и зарубежных авторов в области экономики предприятия, менеджмента, инновационной деятельности, экономики инноваций: И.А. Барышева, И.С. Фурсов, А.П. Пахомов, Ю.М. Беляева, Д.О. Стародубов, Т.К. Блохиной, Н.А. Никитина, Т.К. Ермоловой, И.В. Митерев, Н.С. Гегедюш, М.С. Кузьмин, М.М. Мокеева, В.Я. Горфинкель, А.И. Базилевич, Л.В. Бобкова, С.Ю. Наумова и др.
Источниками эмпирических данных стали статистические и аналитические материалы, опубликованные на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики; финансовая отчетность и внутренние документы компаний .
При написании работы применялись следующие методы исследования: изучение и анализ научной литературы, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, сравнение, моделирование, экономико-статистическая обработка результатов.
Результаты данного исследования могут быть использованы при разработке инновационных стратегий крупными компаниями в условиях цифровой трансформации.
Инновационная стратегия является одним из ключевых факторов, который влияет на эффективность инновационной деятельности любой крупной компании, которая ставит целью повышение конкурентоспособности и улучшение качества товаров или услуг. Проводя анализ инновационной деятельности компаний, принято рассматривать только два ключевых показателя - инновационная активность и инновационный потенциал, без учета анализа эффективности инновационной стратегии.
Методики, которые построены на данном алгоритме, не могут дать полного представления об инновационной деятельности крупной компании, так как именно инновационная стратегия напрямую влияет на повышение эффективности от внедрения инноваций, улучшения качества товаров и услуг, а также положение компании на рынке в условиях цифровизации.
Каждая компания, которая работает в условиях цифровизации рыночной экономики, не может существовать без четко разработанной стратегии развития. Ключевая задача формирования и обоснования стратегии заключается в поиске путей преодоления конкуренции на рынке и обеспечении высоких темпов экономического развития компании при достаточной финансовой устойчивости.
Важной составляющей эффективного управления компанией является реализация действенной инвестиционной деятельности, как основа разработки инновационной стратегии, позволяющей определить не только формы и источники ресурсов, которые планируются использоваться компанией для реализации общей стратегии развития, но и учитывать факторы, влияющие на процессы ее реализации, в свою очередь создавая условия для результативного регулирования инновационной деятельности.
Процесс разработки стратегии инновационного развития компании представляет собой ряд последовательных мероприятий с обязательным анализом инновационной деятельности и потенциала компании, который позволит осуществлять наиболее точную корректировку целей и задач компании, формировать результирующие показатели.
Стратегия инновационного развития компании устанавливает оптимальную последовательность мероприятий по осуществлению инновационной деятельности, ее контролю и корректировке на основе осуществления текущего финансового и общего мониторинга деятельности компании.
Исходя из приведенной методики оценки инновационной активности компании, Yandex имеет 67.2 балла за 2020 год, что означает оптимальную инновационную активность компании.
Использованная методика оценки является доступным и простым инструментом мониторинга инновационной активности крупных компаний, реализующих инновационную деятельность. Выявленные тенденции позволяют вовремя предложить экономически обоснованные управленческие решения по совершенствованию инновационной деятельности и выбору инновационной стратегии, что позволит компании удержать позиции на конкурентном рынке.
В результате проведенного анализа инновационного потенциала выявлено, что Yandex относится к компаниям с высоким инновационным потенциалом, что может положительно сказаться на ее финансовых результатах и реализации инновационной стратегии. Таким компаниям, как Yandex целесообразно развиваться в направлении опережающей наукоемкости (исследовательского лидерства). Разработка и коммерциализация новых технологий, позволит компании освоить новый вид продукции, укрепить конкурентоспособность, занять лидирующие позиции, а также приведет к росту продаж за счет повышения качества услуг.
На компанию Yandex оказывают влияние, как политические и экономические, так и социокультурные и технологические факторы. Среди политических факторов наиболее существенное влияние на деятельность Yandex N.V могут оказать такие факторы, как принятие закона о суверенном интернете, а также существенное изменение норм законодательства. К экономическим факторам, которые оказывают влияние на деятельность компании, были отнесены инфляция, колебание курсов валют, низкие темпы роста национальной экономики. Кроме того, на деятельность Yandex существенно оказывает влияние падение платежеспособного спроса населения на продукцию компании. Технологические факторы наиболее влияют на качество продукции Yandex и в целом на его деятельность. Так, использование новейших технологий при производстве продукции может стать несомненных конкурентным преимуществом компании.
Среди основных преимуществ исследуемой компании необходимо выделить положительный опыт совершенствования производственных процессов, наличие отдельных видов рекламы, ассортимент предоставляемых услуг. Однако по остальным параметрам Yandex N.V существенно уступает своему основному и главному конкуренту Google, а именно по уровню цен, инвестирование в маркетинг, использованию технических инноваций. Google использует новейшие технологии и оборудование, которое было создано в результате проведения НИОКР малыми компаниями на территории ЕС, именно они существенно влияют на качество услуг Google. С учетом цифровизации экономики и конкурентной среды Yandex N.V, разработка и предоставление наиболее качественных, инновационных услуг, становится приоритетным направлением стратегии организации, так как определяет остальные направления ее развития. Для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них, отрицательно сказывается на инновационном процессе.
Разработанная методика оценки инновационной деятельности крупных инновационных компаний, как Yandex, включает три блока показателей, характеризующих инновационный потенциал, инновационную активность и эффективность инновационной стратегии. Это позволяет учесть три важных аспекта инновационной деятельности. У данной методики также есть ограничения, например, доступность используемой в анализе информации. Также методика не учитывает критерии оценки инновационной деятельности, не имеющие непосредственно количественного выражения. Именно поэтому для наиболее точной и общей оценки инновационной деятельности, проводится анализ и оценка инновационной стратегии компании.
Проведенное исследование показало наличие у ООО «Яндекс» четкой стратегии инновационного развития, которая ограничена технологическими факторами внутри страны по сравнению с главным конкурентом Google.
Yandex N.V является компанией-виолентом, крупной компанией, осуществляющей массовое производство, обладающей большой ресурсной силой. Ей свойственно силовое конкурентное и инновационное поведение на рынке, которое принято называть виолентным.
Основными факторами, сдерживающими инновационную деятельность Yandex, выступают такие, как длительный период окупаемости нововведений, отсутствие возможности применения зарубежных инноваций в области информационных технологий, а также низкая поддержка со стороны государства. Вместе с тем, наличие этих факторов является одновременно мотивацией для инновационного развития, модернизации производственного и технологического аппарата компании.
Организация инновационной деятельности, как непрерывного процесса, включающего в себя возможности применения зарубежных инноваций и качественные меры поддержки со стороны государства, позволит Yandex N.V достигнуть уровня инновационной готовности для качественного и своевременного достижения стратегических целей.
Методики, которые построены на данном алгоритме, не могут дать полного представления об инновационной деятельности крупной компании, так как именно инновационная стратегия напрямую влияет на повышение эффективности от внедрения инноваций, улучшения качества товаров и услуг, а также положение компании на рынке в условиях цифровизации.
Каждая компания, которая работает в условиях цифровизации рыночной экономики, не может существовать без четко разработанной стратегии развития. Ключевая задача формирования и обоснования стратегии заключается в поиске путей преодоления конкуренции на рынке и обеспечении высоких темпов экономического развития компании при достаточной финансовой устойчивости.
Важной составляющей эффективного управления компанией является реализация действенной инвестиционной деятельности, как основа разработки инновационной стратегии, позволяющей определить не только формы и источники ресурсов, которые планируются использоваться компанией для реализации общей стратегии развития, но и учитывать факторы, влияющие на процессы ее реализации, в свою очередь создавая условия для результативного регулирования инновационной деятельности.
Процесс разработки стратегии инновационного развития компании представляет собой ряд последовательных мероприятий с обязательным анализом инновационной деятельности и потенциала компании, который позволит осуществлять наиболее точную корректировку целей и задач компании, формировать результирующие показатели.
Стратегия инновационного развития компании устанавливает оптимальную последовательность мероприятий по осуществлению инновационной деятельности, ее контролю и корректировке на основе осуществления текущего финансового и общего мониторинга деятельности компании.
Исходя из приведенной методики оценки инновационной активности компании, Yandex имеет 67.2 балла за 2020 год, что означает оптимальную инновационную активность компании.
Использованная методика оценки является доступным и простым инструментом мониторинга инновационной активности крупных компаний, реализующих инновационную деятельность. Выявленные тенденции позволяют вовремя предложить экономически обоснованные управленческие решения по совершенствованию инновационной деятельности и выбору инновационной стратегии, что позволит компании удержать позиции на конкурентном рынке.
В результате проведенного анализа инновационного потенциала выявлено, что Yandex относится к компаниям с высоким инновационным потенциалом, что может положительно сказаться на ее финансовых результатах и реализации инновационной стратегии. Таким компаниям, как Yandex целесообразно развиваться в направлении опережающей наукоемкости (исследовательского лидерства). Разработка и коммерциализация новых технологий, позволит компании освоить новый вид продукции, укрепить конкурентоспособность, занять лидирующие позиции, а также приведет к росту продаж за счет повышения качества услуг.
На компанию Yandex оказывают влияние, как политические и экономические, так и социокультурные и технологические факторы. Среди политических факторов наиболее существенное влияние на деятельность Yandex N.V могут оказать такие факторы, как принятие закона о суверенном интернете, а также существенное изменение норм законодательства. К экономическим факторам, которые оказывают влияние на деятельность компании, были отнесены инфляция, колебание курсов валют, низкие темпы роста национальной экономики. Кроме того, на деятельность Yandex существенно оказывает влияние падение платежеспособного спроса населения на продукцию компании. Технологические факторы наиболее влияют на качество продукции Yandex и в целом на его деятельность. Так, использование новейших технологий при производстве продукции может стать несомненных конкурентным преимуществом компании.
Среди основных преимуществ исследуемой компании необходимо выделить положительный опыт совершенствования производственных процессов, наличие отдельных видов рекламы, ассортимент предоставляемых услуг. Однако по остальным параметрам Yandex N.V существенно уступает своему основному и главному конкуренту Google, а именно по уровню цен, инвестирование в маркетинг, использованию технических инноваций. Google использует новейшие технологии и оборудование, которое было создано в результате проведения НИОКР малыми компаниями на территории ЕС, именно они существенно влияют на качество услуг Google. С учетом цифровизации экономики и конкурентной среды Yandex N.V, разработка и предоставление наиболее качественных, инновационных услуг, становится приоритетным направлением стратегии организации, так как определяет остальные направления ее развития. Для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них, отрицательно сказывается на инновационном процессе.
Разработанная методика оценки инновационной деятельности крупных инновационных компаний, как Yandex, включает три блока показателей, характеризующих инновационный потенциал, инновационную активность и эффективность инновационной стратегии. Это позволяет учесть три важных аспекта инновационной деятельности. У данной методики также есть ограничения, например, доступность используемой в анализе информации. Также методика не учитывает критерии оценки инновационной деятельности, не имеющие непосредственно количественного выражения. Именно поэтому для наиболее точной и общей оценки инновационной деятельности, проводится анализ и оценка инновационной стратегии компании.
Проведенное исследование показало наличие у ООО «Яндекс» четкой стратегии инновационного развития, которая ограничена технологическими факторами внутри страны по сравнению с главным конкурентом Google.
Yandex N.V является компанией-виолентом, крупной компанией, осуществляющей массовое производство, обладающей большой ресурсной силой. Ей свойственно силовое конкурентное и инновационное поведение на рынке, которое принято называть виолентным.
Основными факторами, сдерживающими инновационную деятельность Yandex, выступают такие, как длительный период окупаемости нововведений, отсутствие возможности применения зарубежных инноваций в области информационных технологий, а также низкая поддержка со стороны государства. Вместе с тем, наличие этих факторов является одновременно мотивацией для инновационного развития, модернизации производственного и технологического аппарата компании.
Организация инновационной деятельности, как непрерывного процесса, включающего в себя возможности применения зарубежных инноваций и качественные меры поддержки со стороны государства, позволит Yandex N.V достигнуть уровня инновационной готовности для качественного и своевременного достижения стратегических целей.
Подобные работы
- Совершенствование организационно-экономического механизма повышения энергоэффективности северных ресурсодобывающих регионов в условиях цифровизации экономики
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2022 - ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2020 - Рынок труда в регионах Российской Федерации в условиях цифровизации экономики
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4680 р. Год сдачи: 2018 - Трансформация кадровой политики в условиях цифровой экономики
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5910 р. Год сдачи: 2019 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ МАЛОГО ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2019 - ТРАНСФОРМАЦИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4895 р. Год сдачи: 2022 - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОММЕРЕСКОГО БАНКА В УСЛОВИЯХ
ДИДЖИТАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
(на примере ПАО СБЕРБАНК)
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Стратегии трансформации бизнес-моделей российских суперприложений на основе опыта развития суперприложения Wechat (Дальневосточный федеральный университет)
Дипломные работы, ВКР, стратегический менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Социально-экономические последствия и перспективы цифровизации экономики Казахстана
Курсовые работы, мировая экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024



