Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОГБОУДО «ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Работа №196060

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экология и природопользование

Объем работы71
Год сдачи2025
Стоимость4995 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Нормативно правовая база в сфере экологического образования 9
1.1 Нормативно правовая база в сфере экологического образования в Российской
Федерации 9
1.2 Нормативно правовая база в сфере экологического образования в Томской области...11
2 Характеристика экологического образования 13
2.1 Экологическое образование 13
2.2 Принципы экологического образования 14
2.3 Цели и задачи экологического образования 14
2.4 Методы экологического образования и оценка его качества 18
2.5 Система дошкольного и школьного экологического образования 24
3 Опыт ОГБОУДО «Областной центр дополнительного образования» по реализации
экологического образования в Томской области 28
3.1 Характеристика ОГБОУДО «Областной центр дополнительного образования» 28
3.2 Состояние экологического образования в Томской области 31
3.3 Анализ опыта ОГБОУДО «Областной центр дополнительного образования» в
реализации экологического образования в Томской области 34
4 Реализация программы экологического образования для детей школьного возраста 39
4.1 Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности
«Разновидности лесов Томской области» 39
4.2 Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности
«Пожарные сукцессии» 40
4.3 Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности,
летняя профильная смена «Хранители природы» 41
4.4 Оценка эффективности экологического образования на примере ОГБОУДО «Областной
центр дополнительного образования» 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ А 52
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 67
ПРИЛОЖЕНИЕ В


Формирование экологической культуры является достаточно новой проблемой, которая с каждым днем становится все актуальнее и актуальнее. Это происходит из-за того, что человечество подходит к глобальному экологическому кризису. Все мы этому свидетели: многие территории по причине активного осуществления хозяйственной деятельности человека оказались в плачевном состоянии, что сказывается на нашем с вами здоровье. В результате антропогенной деятельности человека природа была поставлена перед угрозой уничтожения. К сожалению, из-за неразумного отношения к ней людей и к ее ресурсам человечеству грозит деградация или вымирание. По этой причине вопрос "правильного" восприятия природы и "экологической культуры" становится одним из ключевых. Мировое сообщество поставлено перед необходимостью признать и понять, что дальнейшее существование человечества возможно лишь при условии гармоничного сосуществования человека и природы, а для решения данной проблемы необходимо избрать иную модель взаимоотношений человека с природой. Именно его необходимо сделать главным участником перехода современной цивилизации к устойчивому развитию [1].
Необходимо обеспечение представлений об устойчивом развитии, базовых приоритетах и ценностях современного развития. Так определяется важность включения в систему образования в интересах устойчивого развития как профессиональной подготовки, нацеленной на формирование определенных компетенций применительно к определенной отрасли и роду занятий, так и универсальной компоненты, которые нацелены на развитие современного мировоззрения для формирования культуры устойчивого развития [2].
В России экологическое образование осуществляется комплексным образом — через естественнонаучные дисциплины, имеющие непосредственное отношение к изучению природы и разнообразных воздействий на нее [1]. Правовое регулирование в сфере экологического образования и формирования экологической культуры в Томской области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Законами Томской области от 10 июля 2007 года № 134-ОЗ «Об охране окружающей среды в Томской области» и «Об экологическом образовании и формировании экологической культуры в Томской области» [2].
Естественнонаучный отдел ОГБОУДО «Областной центр дополнительного образования» занимается организацией экологических мероприятий, методической поддержкой центров экологического образования, а также реализацией типовых и авторских образовательных программ для детей дошкольного и школьного возраста.
Актуальность: человек и природа неразрывно связаны, сегодня мы сталкиваемся с последствиями нерационального использования природных ресурсов и антропогенного воздействия, которые проявляются в глобальных экологических проблемах: изменении климата, истощении озонового слоя, загрязнении атмосферы, воды и почвы, утрате биоразнообразия. Эти проблемы угрожают не только окружающей среде, но и самому существованию человечества, подрывая основы его жизнедеятельности и будущего благополучия.
Традиционные представления о безграничных ресурсах природы и возможности бесконтрольного потребления уже устарели. Выживание человечества возможно только в условиях гармонии с природой, при соблюдении принципов устойчивого развития, основанного на рациональном природопользовании и сохранении биоразнообразия для будущих поколений. Ключевым фактором достижения этой гармонии является экологическое образование. Экологическое образование - это не просто передача знаний о природе, а комплексный процесс формирования экологической культуры и ответственности.
Изученность: наиболее быстрое развитие экологического образования - как на международном уровне, так и в России - происходит после Второй мировой войны.
В 1969 году в Казанском государственном университете была создана первая кафедра охраны природы и биогеоценологии на биологическом факультете, созданная по инициативе профессора Виктора Алексеевича Попова. После революции, в 1920-х гг. в университете работал научный кружок «Любителей природы», объединявший молодых и талантливых биологов, поднимавших вопросы охраны природы. В 1940-1960-х гг. казанские зоологи, ботаники и географы занимались исследованием проблем создания «Большой Волги», прогнозируя воздействие Куйбышевского водохранилища на окружающую среду в будущем, предсказывая отрицательные последствия и наносимый природе ущерб. Все это способствовало пониманию необходимости подготовки специалистов в природоохранном направлении. Так Казанский университет стал первым в деле введения высшего природоохранного образования в стране, и возникновение в Казанском университете первой в стране кафедры охраны природы было вполне закономерным [3].
В 1974 году профессор Лаптев Иннокентий Прокопьевич создал и возглавил первую в Сибири и на Дальнем Востоке кафедру охраны природы на биолого -почвенном факультете (ныне биологический институт). В 1975 г. увидело свет уникальное издание - первый в нашей стране учебник “Теоретические основы охраны природы”. В нем впервые охрана природы рассматривается как развивающаяся комплексная наука, предметом которой являются закономерности взаимодействия общества и природы, социальный обмен веществ и энергии. В книге освещены методологические аспекты формирующейся науки, показана ее сущность и названы основные разделы: социальный обмен веществ, учение об антропогенных факторах, о природных ресурсах, об охране природы как отрасли практики. И.П. Лаптев проводил большую учебно-воспитательную работу с молодежью и занимался подготовкой высококвалифицированных кадров. Он сформировал систему непрерывного природоохранного образования в ТГУ [4].
Наша страна к 1972 году, когда в Стокгольме прошла Первая международная конференция ООН по охране окружающей среды, уже имела большой опыт в природоохранной деятельности, в том числе и в области образования и просвещения.
Теоретической основой изучения проблемы эффективности образовательных программ служат идеи ведущих ученых Ярославля, Санкт-Петербурга, Москвы, Костромы, Екатеринбурга и Ижевска: Р.У. Богдановой, Л.Н. Буйловой, А.В. Золотаревой, Т.В. Ильиной, Е.И. Казаковой, В.А. Карташова, Н.В. Кленовой, Н.Ю. Конасовой, и др. [5].
Объект исследования: экологическое образование.
Предмет исследования: оценка эффективности экологического образования.
Цель работы: разработка, реализация программы экологического образования и оценка эффективности экологического образования для детей школьного возраста.
Для выполнения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Провести анализ опыта ОГБОУДО «Областной центр дополнительного образования» в реализации экологического образования;
2. Разработать и реализовать программу экологического образования для детей школьного возраста;
3. Оценить эффективность предложенной программы экологического образования для детей школьного возраста.
Защищаемые положения:
1. Реализация экологического образования в ОГБОУДО «Областной центр дополнительного образования» основана на системном подходе, включающем разнообразные формы и методы (экскурсии, мастер -классы, конкурсы, фестивали), что способствует формированию экологической культуры у детей школьного возраста. Деятельность центра соответствует принципам непрерывного экологического образования и региональным нормативным требованиям.
2. Разработанная программа экологического образования для детей школьного возраста, включающая тематические занятия, практические мероприятия и творческие задания, повышает эффективность в формировании экологических знаний и навыков. Программа, учитывающая региональный компонент, особенности Томской области, способствует развитию экологического мышления, делая её актуальной и востребованной.
3. Предложенные критерии оценки эффективности (усвоение теоретических знаний, практические навыки, экологическое мышление и др.) позволяют объективно оценить результативность программы и её влияние на формирование экологической культуры учащихся. Несмотря на отсутствие единых стандартов оценки, применение комплексного подхода (наблюдение, анализ творческих работ) подтверждает положительное влияние программы на экологическую грамотность и поведение школьников.
Выражаю благодарность своему научному руководителю Адаму Александру Мартыновичу, а также начальнику естественнонаучного отдела ОГБОУДО «Областной центр дополнительного образования» Лисиной Наталье Геннадьевне,
за оказанную помощь при написании выпускной квалификационной работы магистра.
Практическая значимость:
- Разработанная программа экологического образования для детей школьного возраста имеет практическую значимость и может быть использована для:
- Работы с обучающимися систематически;
- Сравнительного анализа с другими экологическими программами;
- В просветительских акциях;
- Интеграции на уроках биологии, географии и дополнительной деятельности.
Результаты исследования опубликованы в сборнике научно-практической конференции с международным участием «Экология и управление природопользованием»: Гайфуллина В. В. Оценка эффективности экологического образования на примере ОГБОУДО «Областной центр дополнительного образования» // Экология и управление природопользованием: сборник научных трудов VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, г. Томск, 29 ноября 2024 г.; под.ред. А.М. Адама. Вып. 8. - Томск: Литературное бюро, 2025. - 28 - 29 с.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В Томской области сложилась эффективная система экологического образования, охватывающая детей с дошкольного возраста. Эта система строится на ключевых принципах: последовательность и поэтапность обучения, систематичность
образовательного процесса, междисциплинарный подход, преемственность между разными ступенями образования.
Областной центр дополнительного образования успешно реализует эти принципы на практике. Учреждение ведёт работу с детьми и подростками от 5 до 18 лет, предлагая: разнообразные образовательные мероприятия, типовые и авторские образовательные программы, комплексный подход к экологическому просвещению
Центр сотрудничает с образовательными организациями региона, обеспечивая доступность экологического образования для разных возрастных групп.
На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы:
1. На базе Областного центра дополнительного образования с учетом принципов непрерывного экологического образования разработана и реализована дополнительная авторская программа экологического образования в рамках летней профильной смены «Хранители природы». Программа является стартовым уровнем программы естественнонаучной направленности.
2. Результаты исследования демонстрируют, что большинство участников (от 50% до 75% в зависимости от критерия) достигли высокой степени выраженности оцениваемых качеств. Наибольшие успехи отмечены в усвоении теоретических знаний (70% высокой степени), работе с природными объектами (75%) и экологическом мышлении (65%). Практические навыки и творчество также показали значительные результаты, хотя здесь доля участников со средней степенью выраженности несколько выше (30-40%). Лишь незначительная часть группы (5-10% по разным критериям) требует дополнительной поддержки для повышения уровня знаний.
3. Отсутствие на сегодняшний день четкого подхода оценки эффективности образовательных программ и непродолжительность реализации программы являются основными сложностями в работе над оценкой эффективности программы экологического образования.



1. Сатуева, Л. Л. Формирование экологической культуры и эстетического отношения человека к природе посредством экологического воспитания / Л. Л. Сатуева. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 1 (4). — С. 27-30. — URL :https://moluch.ru/th73/archive/21/805/ (дата обращения: 24.12.2024 ).
2. Закон Томской области «Об экологическом образовании и формировании экологической культуры в Томской области» от 24.12.2020 года (дата обращения 13.10.20024)
3. Официальный сайт Казанского Федерального Университета [Электронный ресурс] URL:https://kpfu.ru/ecology/struktura/otdelenie-ekologii/kafedra-obschej-ekologii(дата обращения 18.03.2025)
4. Электронная энциклопедия ТГУ [Электронный ресурс] URL: http://wiki.tsu.ru/wiki/index.php/%D0%9B%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B5%D0%B2,%D0%98%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%BA%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B9%D0%9F%(дата обращения 18.03.2025)
5. . Современные подходы к определению критериев эффективности
реализации образовательных программ [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://studopedia.ru/9_163685_sovremennie-podhodi-k-opredeleniyu-kriteriev- effektivnostirealizatsii-obrazovatelnih-programm.html(дата обращения 11.12.2024))
6. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm(дата обращения 26.03.2025)
7. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] : принята всенар. голосованием 12.12.1993 г. / Российская Федерация. Конституция (1993). — М. : АСТ : Астрель, 2007. — 63 с
8. Консультант Плюс. Указ президента РФ от 19.04.2017 «О стратегии экологической безопасности РФ» Консультант Плюс - Электрон. текстовые дан. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 215668/(дата обращения 26.03.2025)
9. Консультант Плюс. Указ Президента РФ от 01.04.1996 «О концепции
перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Консультант Плюс - Электрон. текстовые дан. - URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=233558#ScSSC1TJBrp7eN1B(дата обращения 26.03.2025)
10. Российская газета [Электронный ресурс]
URL:https://rg.ru/2002/01/12/oxranasredy-dok.html(дата обращения 27.03.2025)
11. Закон Томской области «Об экологическом образовании и формировании экологической культуры в Томской области» от 24.12.2020 года (статья 2)
12. Алексеев С.В. Образование и просвещение: две грани единого процесса (на примере формирования экологической культуры) // Научный электронный ежеквартальный журнал. Непрерывное образование: XXI век - 2018 - №2 - С. 1-14
13. Консультант Плюс. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002. Консультант Плюс - Электрон. текстовые дан. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 34823/(дата обращения 26.03.2025)
14. Андреев М.Д. Экологическое воспитание и просвещение как эмоционально - ценностное отношение к природе // Фундаментальные исследования. - 2009. - № 7. - С. 76-78;
15. Гарант. Информационно-правовой портал [Электронный ресурс] URL:https://base.garant.ru/8146589/ca02e6ed6dbc88322fa399901f87b351/(дата обращения 07.05.2025)
16. Захлебный А.Н. На экологической тропе./А.Н. Залебный.-М.: Знание.- 1986.-218с
17. Экологическое образование в школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/ekologicheskoe-obrazovanie-v-shkole-2246594.html- Загл. с экрана (дата обращения 23.10.2024).
18. Шкаликова У.О. Экологическое просвещение: становление, сущность и принципы/ Шкаликова У.О. // УДК 574 - С. 141-150.
19. Экологическое просвещение, воспитание [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studme.org/57277/ekologiya/ekologicheskoe_prosveschenie- Загл. с экрана (дата обращения 26.10.2024).
20. Суравегина И.Т. Методическая система экологического образования// Советская педагогика.-1988, №9 с.31-35
21. Юдина И.Г. Природоведение. Нестандартные уроки и творческие задания/ И.Г. Юдина.-Волгаград: Учитель-АСТ.-2002.-112с.
22. Каленникова Т.Г. Природа и ты: вопросы и задания по экологии/Т.Г. Каленникова.-Минск: Народная асвета, 1989,№6- с.30-35
23. Экологическое образование и воспитание [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moodle.kstu.ru/mod/page/view.php?id=40192(дата обращения 22.10.2024).
24. Шкаликова У.О. Экологическое просвещение: становление, сущность и принципы/ Шкаликова У.О. // УДК 574 - С. 141-150.
25. Алиева И.З. Информационные возможности библиотек в формировании экологической культуры населения // ISSN 1991-5497. Мир науки, культуры, образования. № 6 (37) - 2012 - С. 400-401.
26. Междисциплинарный характер экологического образования и воспитания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3097 html - Загл. с экрана (дата обращения 13.05.2025)
27. Гончарова Е.В. Г 65 Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. - 326 с.
28. Абрамова М.О. Особенности экологического воспитания детей дошкольного
возраста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy
sad/raznoe/2018/02/28/doklad-osobennosti-ekologicheskogo-vospitaniya-detey-doshkolnogo html - Загл. с экрана (дата обращения 17.01.2025).
29. ОГБОУДО «Областной центр дополнительного образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://оцдо70.рф/ - Загл. с экрана (дата обращения 20.05.2025)
30. Межведомственный план основных мероприятий по экологическому образованию и просвещению населения Томской области.
31. Калинюк Ю.В. Система непрерывного экологического образования и просвещения в Томской области / Калинюк Ю.В. // Департамент профессионального образования Томской области - Томск 2019.
32. Кобзарь О.И. Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы / О.И. Кобзарь, Т.В. Хахалкина // Материалы Межрегиональной научнопрактической конференции. г. Томск, 2-3 ноября 2006 г. Под ред. О.И. Кобзарь, Т.В. Хахалкиной. - 2006. - 234 c
33. Сальникова М. В. Экологическое образование и воспитание обучающихся / М. : В. Сальникова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 11 (115). - С. 1543-1546. - URL: https://moluch.ru/archive/115/31056/- Загл. с экрана (дата обращения 11.12.2024).
34. Шахмарданов З.А. Экологическое образование, просвещение и воспитание населения / Шахмарданов З.А. // Известия ДГПУ, №3, 2008 С. 91-98.
35. Шкаликова У.О. Экологическое просвещение: становление, сущность и принципы/ Шкаликова У.О. // УДК 574 - С. 141-150.
36. Теория и методика экологического образования детей: учебно-методическое пособие / сост. Г.З. Атиева; Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия ВЭГУ). - Уфа : 2009. - 326 с. 33.
37. Токарев А. А. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: шаг вперед / А. А. Токарев, Г. А. Федорова. - Текст: непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. СанктПетербург, декабрь 2017 г.) - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. - С. 142-144. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/12895/- Загл. с экрана (дата обращения 25.04.2025).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ